SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
РОЛЬ НАРОДНЫХ СКАЗОК В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗРЕНИЯ У
ДЕТЕЙ
Нигора Сайдалиева
Ташкентский государственный университет востоковедения (ТГУВ),
Адрес: Узбекистан, Ташкент Кандидат философских наук, доцент Кафедры «Философии и культуры Востока»
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается роль и значение народных сказок в формировании мировоззрения детей. В статье анализируется влияние сказок на развитие у детей навыков слушания, чтения, запоминания и рассказа. С помощью сказок раскрывается воспитательное значение прививание детям быть добрыми к людям, своим родителям, животным, растениям.
Ключевые слова: дети, народные сказки, животные, растения, эстетика, этика, воспитание.
БОЛАЛАРНИНГ ДУНЁ^АРАШИНИ ШАКЛЛАНТИРШДА ХАЛК
ЭРТАКЛАРИНИНГ УРНИ
Сайдалиева Нигора
Тошкент давлат шаркшунослик университети (ТДШУ), Фалсафа фанлари номзоди Шарк фалсафаси ва маданияти кафедаси
Мазкур мацолада болаларнинг дунёцарашини шакллантиршда халц эртакларининг роли ва ауамияти урганилган. Мацолада болаларнинг уциш, эшитиш, эслаб цолиш, баён цилиш, ёдлаб цолиш цобилиятларини ривожлантиришда эртакларнинг таъсирни таулил цилинган. Эртаклар ёрдамида болаларни инсонларга, уз ота-оналари, хайвонларга, усимликларга меурибон булиши кераклиги тузрисидаги тарбиявий ауамияти очиб берилган.
Калит сузлар: болалар, жауон халцлари, эртак, хайвонлар, усимликлар, тарбия.
ORCID 0000-0001-8884-8724
e-mail: saidalieva nigora@mail.ru
АННОТАЦИЯ
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
THE ROLE OF FAIRY TALES OF THE PEOPLES OF THE WORLD IN THE FORMATION OF WORLDVIEW IN CHILDREN
This article examines the role and significance offairy tales of the peoples of the world in shaping the worldview of children. The article analyzes the influence offairy tales on the development of children's reading, listening, memorization, storytelling and memorization skills. With the help of fairy tales, the educational meaning of children to be kind to people, their parents, animals, and plants is revealed.
Key words: children, peoples of the world, fairy tales, animals, plants, education.
ВВЕДЕНИЕ
Как всем известно во всех сказках существуют хорошие, добрые и злые герои. Чтение народых сказок даёт очень много маленьким и взрослым, помогает им сблизиться духовно. Через сказку легче объяснить малышу что такое «хорошо» и что такое «плохо». В народых сказках мира сказочные персонажи бывают очень разными: хорошими, умными, добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей показывается детям, что является плохое и что является хорошее. Даётся возможность понять как нужно поступать правильно.
Мы считаем, что сказка даёт возможность общения с детьми на понятном им языке и преподаёт уроки жизни. В процессе воспитания детей используются народые сказки, и они являются неотъемлемым элементом в воспитании детей. С помощью сказок развивается внутренний мир и тип мышления детей. Специалисты сходятся во мнении, что дети, которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить и мыслить. Сказки учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения, развивают фантазию и воображение ребёнка, связную речь и мышление, внимание, память, мимику лица, жесты, а так же его творческий потенциал. Специалисты утверждают, что, работая с детьми, особо необходимо читать народые сказки.
Народые сказки являются необходимым этапом в развитии детей, этапом, который формирует запас жизненной прочности, мировоззрения, способ мышления. Воспитание детей очень сложный процесс. Научно обосновано, что основными видами воспитания в комплексном развитии детей в дошкольной педагогике являются физическое, эстетическое, нравственное, умственное и трудовое воспитание. Цель может быть достигнута только в том случае, если эти формы обучения, составляющие отдельную систему, будут осуществляться
ABSTRACT
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
комплексно. Мы знаем, что устная литература существовала задолго до появления письменной литературы. Эта литература- неисчерпаемое сокровище художественного совершенства и духовного богатства народа.
Народные сказки создаются на основе жизненного опыта и тесно связано с трудовым процессом. Народная мудрость создала для детей чудесные сказки, песни, загадки и пословицы в соответствии с разнообразными и неповторимыми условиями этого трудового процесса. Дети слушают их с интересом и читают с любовью. Разнообразие фольклора, тонкость слова, мелодичность и музыкальность текстов, смелость персонажей дают духовную пищу детям и завораживают их. Поэтому героические былины дети читают с особым интересом и удовольствием. Их интересуют сказки и загадки, пословицы и поговорки.
- АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ((Literature review).
Говоря словами Президента Узбекистана Ш.М. Мирзиёева, «... с момента рождения ребенка именно в дошкольном возрасте повышается умственная активность, формируются нравственные, эстетические и физические качества. Поэтому нашей стратегической целью развития дошкольного образования на ближайшие годы является создание необходимых условий для полноценного охвата каждого ребенка детсадовского возраста этой сферой образования» [1].
«Развитие и рост ребенка - это непрерывный процесс. В этот период его приучают к самостоятельности. Как только он учится говорить, он говорит: «Я взрослый». Ограничения свободы, необходимые для роста и развития ребенка, в свою очередь создают определенные проблемы для родителей. Каждый этап жизни имеет свои этапы развития в зависимости от характеристик и потребностей. К ним относится дошкольный период, когда ребенок вырастает. Дети - это мелодичный мир, который быстро растет, развивается и меняется. Это еще одно доказательство того, насколько важен этот этап в воспитании детей» [2].
Чтобы ребенок развивался умственно, ему читают различные книги, рассказывают повести и поучительные истории или привлекают к играм и занятиям, развивающим его интеллект. В целях улучшения умственного воспитания проводятся простые беседы и объяснения на вечные темы, такие как жизнь и смерть, добро и зло, мораль и этикет, подходящие для детской психики. В целях физического воспитания можно обучать таким видам деятельности, как занятие полезным трудом, плавание, охота, верховая езда.
Следует отметить, что сказки - «один из основных жанров устной народной поэзии. Это волшебное приключение и эпическое произведение
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
искусства, основанное на художественной литературе. Понятие сказка обнаруживается в произведении мыслителя Махмуда Кашгари «Девону луготит турк» и означает устное повествование о событии. В Сурхандарье, Самарканде и Фергане сказку называют «матал», «ушук» в районах и селах Бухары, «варсаки» в Хорезме и «чупчак» в Ташкенте и его окрестностях» [3].
«Сказки отличаются от других жанров фольклора тем, что реалии жизни изображены на основе жизненной фантастики, магии и колдовстве, события и действия происходят в необычных условиях, сверхъестественной отвагой главных героев. Именно поэтому малыши любят сказки больше, чем кто-либо другой. Сказка хороша тем, что над ней не нужно много времени думать. Сказочные персонажи близки и знакомы ребенку. Язык сказок очень живой. Самое главное, педагог должен любить и понимать художественную литературу, уметь выразительно читать прозу и стихи». [4; 15].
- МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ (Research Methodology).
При подготовке статьи использовались методы научного исследования: методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, обобщения и абстрагирования.
- АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ (Analysis and results).
Основные герои различных сказок удачливы и счастливы благодаря своим находчивостям, интеллекту, энергичностью и героизму.
«Сказки настолько волшебны в жизни детей, что ребенок слушает их всем своим телом. В процессе прослушивания сказки все его тело становится ухом, и сказки оказывают влияние на воспитание ребенка, живущего в мире сказок. Ребенок, который слушает сказку, живет с любимым героем, а при необходимости отправляется в воображаемые горы и холмы, сражается с врагами, смеется и плачет. Если вы хотите, чтобы сказанное вами навсегда осталось в памяти ребенка, сосредоточьтесь на его сердце через сказки. Часто своими глазами видишь, что их умы сосредоточены на сказках. Если вы обратите внимание, то увидите, что каждый день детей просят рассказывать истории. В семье эффективно рассказывать сказки на разные темы, чтобы сформировать у детей характер трудолюбия, что является главным залогом достижения целей. Воспитываясь сказками, они учатся не причинять боль другим, не быть высокомерными, быть честными, не ленивыми. Сказки -первый урок жизни для ребенка, неиссякаемое сокровище духовных богатств»
«Сказки возникают (люди сказывали сказки), накапливаются (собирали, записывали, обрабатывали), изучаются (сказки могут стать источником проектной, исследовательской деятельности школьников) и используются с
[5; 52].
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
максимальной пользой. Дидактические сказки «создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок подаются учебные задания» [6, 72]
Как известно многие дети в детстве испытывают чувство страха и боязнь. Читая народные сказки, дети постепенно побеждают и свои страхи.
«Многие опытные педагоги отмечают, что для детей XXI века характерны снижение умственной работоспособности, излишняя возбудимость, раздражительность, эмоциональная истощенность, неустойчивое настроение. Присутствует заторможенность, или наоборот, - раздражительность, агрессивность. Дети зачастую остаются дома одни, испытывая дефицит общения с родителями, сверстниками, замыкаясь на телевизоре или компьютере. С помощью современных технологий на них свалился шквал информации, причем зачастую негативной. Дети стали менее чувствительными, отзывчивыми, не владеют коммуникативными навыками». [7]
Известны исследователь К. Д. Ушинский назвал «сказки русского народа первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа». [8]
Мы считаем, что сказки народов мира помогают детьям в следующих вопросах.
1. помогает концентрации внимания;
2. читать хорошо с выражением, с интонацией, выделять кульминационные моменты;
3. четко и конкретно озвучивать иностранные слова;
4. постепенно понять глубокое осмысления слов, выражений, стихов и пословиц;
5. узнавать национальных героев разных народов;
6. способность анализировать что хорошо и что плохо;
7. повышает способность правильно читать и пересказать всю историю;
8. развивать рефлекс читать сказки перед сном.
Мы считаем, что для этого необходимо побуждать и развивать у детей интерес к сказкам народов мира. Создать благоприятные условия для знакомства с сказками народов мира. Быстро формировать представление о добре и зле. Объяснить мотивацию хороших и добрых поступков героев сказок.
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
Во многих сказках народов мира главные герои являются животные. Например, лев, птицы, кот, змеи, петух, заяц, лиса, волк, медведь и другие. Дети узнают об образе жизни лестных и горных животных, об их повадках, о том, какие черты присущи тому или иному зверю.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ (Conclusion/Recommendations). Воспитательные, моральные, образовательные возможности сказок народов мира огромны. Педагоги и психологи отмечают неоценимую роль сказок в развитии детей. Сказка любима детьми всех возрастов, так как при ее прослушивании ребенок получает возможность стать энергетическим центром творческой деятельности. Он находится не просто в роли пассивного наблюдателя, а становится создателем своих собственных оригинальных образов и примеряет их на себе. Это позволяет малышу испытать себя на храбрость и стойкость, осознать добро и зло, выработать свой собственный стиль поведения в той или иной ситуации.
В заключение отметим, что сказки народов мира играют важную роль в воспитании детей. Это очень важный этап в воспитании интеллектуально и физически развитых детей. Систематическое воспитание детей через сказки народов мира воспитывает их нравственно и эстетически. Сказочные герои обучают детей к геройству, смелости, красоте, доброте, трудолюбию, честности, дружбе, любви к Родине.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ (REFERENCES):
1. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 29 января 2021 года. // https://president.uz/uz/lists/view/4057
2. Alikulov, X., Haqqulov, N. Q. Spiritual maturity and philosophical thinking dependence of development // ISJ Theoretical & Applied Science 04(84) 2020. Pages: 164-167.
3. Raxmonova S. Ertak terapiya orqali bolaga ta'sir etish usullari// "International conference on modern innovative education, psychology and pedagogy: Problems, Analysis and Foreign Experience". - file:///C:/Users/User/Downloads/155-Article%20Text-502-1 - 10-20200926.pdf
4. «Maktabgacha pedagogika» fanidan o'quv-uslubiy majmua //Tuzuvchi: TerDU Maktabgacha ta'lim metodikasi kafedrasi katta o'qituvchisi Berdiyeva M.M. -Termiz, TerDU, 2018. -B.15
5. Oilada bolalarni xalq og'zaki ijodi na'munalari asosida tarbiyalash. (Uslubiy qo'llanma) G. Qarshiboyeva, J. Majidov, A. Sharafitdinov. - Toshkent: "BAYOZ", 2018. -B.52
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
6. Бегматова Д.М. Некоторые особенности обучения профессии: на основе семейного образования в узбекской семье// «Молодой учёный».- 2011. - № 5 (28). -Том.2. -С.127-129 (URL: https://moluch.ru/archive/28/3255/)
7. Зинкевич — Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии, СПб, «Речь», 2000 г. с.72.
8. Khayitboy, K., & Ilhom, R. (2020). THE IMPACT OF LIBERALIZATION ON THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL SYSTEM. International Engineering Journal For Research & Development, 5(3), 4-4.