Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
дети раннего возраста / образование / мировоззрение / сказки / дошкольная педагогика / young children / education / worldview / fairy tales / preschool pedagogy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеркулова З.У.

В статье рассматривается педагогическое значение использования сказок в формировании мировоззрения детей раннего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF FAIRY TALES IN THE FORMATION OF THE WORLD VIEW OF CHILDREN

The article examines the pedagogical significance of the use of fairy tales in the formation of the world outlook of young children.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ»

УДК 37.02

Шеркулова З. У. студент магистратуры

кафедра Теория и методика воспитания (дошкольное образование)

Самаркандский государственный университет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация: В статье рассматривается педагогическое значение использования сказок в формировании мировоззрения детей раннего возраста.

Ключевые слова: дети раннего возраста, образование, мировоззрение, сказки, дошкольная педагогика.

Sherkulova Z. U. master student

department of theory and methods of education (preschool education)

Samarkand State University

THE USE OF FAIRY TALES IN THE FORMATION OF THE WORLD

VIEW OF CHILDREN

Abstract: The article examines the pedagogical significance of the use of fairy tales in the formation of the world outlook of young children.

Key words: young children, education, worldview, fairy tales, preschool pedagogy.

Как известно, процесс воспитания, особенно детей до семи лет, очень сложен. Научно обосновано, что основными видами воспитания в комплексном развитии детей в дошкольной педагогике являются физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание. Цель может быть достигнута только в том случае, если эти формы обучения, составляющие отдельную систему, будут осуществляться комплексно.

Говоря словами Президента Узбекистана Ш.М. Мирзиёева, "... с момента рождения ребенка именно в дошкольном возрасте повышается умственная активность, формируются нравственные, эстетические и физические качества. Поэтому нашей стратегической целью развития дошкольного образования на ближайшие годы является создание необходимых условий для полноценного охвата каждого ребенка детсадовского возраста этой сферой образования" [1].

Развитие и рост ребенка - это непрерывный процесс. В этот период его приучают к самостоятельности. Как только он учится говорить, он говорит:

«Я взрослый». Ограничения свободы, необходимые для роста и развития ребенка, в свою очередь создают определенные проблемы для родителей. Каждый этап жизни имеет свои этапы развития в зависимости от характеристик и потребностей. К ним относится дошкольный период, когда ребенок вырастает. Дети - это мелодичный мир, который быстро растет, развивается и меняется. Это еще одно доказательство того, насколько важен этот этап в воспитании детей [2].

Известно, что в соответствии с требованиями по развитию младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан и утверждением Государственной учебной программы дошкольного образовательного учреждения «Ilk qadam» (Первый шаг) теперь педагоги современного дошкольного образования обучают с новыми информационными технологиями через игровые уроки, сказки, для повышения активности в свободной обстановке.

Следует отметить, что сказки - один из основных жанров устной народной поэзии; Это волшебное приключение и эпическое произведение искусства, основанное на художественной литературе. Понятие сказка обнаруживается в произведении мыслителя Махмуда Кашгари «Девону луготит турк» и означает устное повествование о событии. В Сурхандарье, Самарканде и Фергане сказку называют «матал», «ушук» в районах и селах Бухары, «варсаки» в Хорезме и «чупчак» в Ташкенте и его окрестностях [3].

Сказки отличаются от других жанров фольклора тем, что реалии жизни изображены на основе жизненной фантастики, магии и колдовстве, события и действия происходят в необычных условиях, сверхъестественной отвагой главных героев. Именно поэтому малыши любят сказки больше, чем кто-либо другой. Сказка хороша тем, что над ней не нужно много времени думать. Сказочные персонажи близки и знакомы ребенку. Язык сказок очень живой. Самое главное, педагог должен любить и понимать художественную литературу, уметь выразительно читать прозу и стихи. [4; 15].

Герои сказок удачливы и счастливы благодаря своей чистоте, уму, предприимчивости и героизму. Сказки, рекомендованные для маленьких детей, короткие и простые. Как нам известно, дети этого возраста все еще не знают, что такое реальный мир. Поэтому лучше рассказывать им истории о природе, дикой животных, дружбе, труде и нравственности.

Каждый ребенок - последователь нашего будущего. Их будущее зависит от нас, взрослых. Поэтому чем раньше мы научим их не сбиваться с правильного и справедливого пути, тем лучшего мы добьемся. Это потому, что духовная среда, созданная в семье, влияет на образ жизни человека на всю жизнь. В этом процессе рекомендуется повсеместное использование сказок.

Сказки настолько волшебны в жизни детей, что ребенок слушает их всем своим телом. В процессе прослушивания сказки все его тело

становится ухом, и сказки оказывают влияние на воспитание ребенка, живущего в мире сказок. Ребенок, который слушает сказку, живет с любимым героем, а при необходимости отправляется в воображаемые горы и холмы, сражается с врагами, смеется и плачет. Если вы хотите, чтобы сказанное вами навсегда осталось в памяти ребенка, сосредоточьтесь на его сердце через сказки. Часто своими глазами видишь, что их умы сосредоточены на сказках. Если вы обратите внимание, то увидите, что каждый день детей просят рассказывать истории. В семье эффективно рассказывать сказки на разные темы, чтобы сформировать у детей характер трудолюбия, что является главным залогом достижения целей.

Воспитываясь сказками, они учатся не причинять боль другим, не быть высокомерными, быть честными, не ленивыми. Сказки - первый урок жизни для ребенка, неиссякаемое сокровище духовных богатств [5; 52].

В заключение отметим, что дошкольное образование играет важную роль в воспитании детей. Это начальный и основной этап в воспитании интеллектуально и физически развитых детей, стремящихся учиться, чтобы стать хорошими профессионалами.

Использованные источники:

1. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 29 января 2021 года. // https://president.uz/uz/lists/view/4057

2. Сказка.// https://uz.wikipedia.org/wiki/Ertak

3. Raxmonova S. Ertak terapiya orqali bolaga ta' sir etish usullari// "International conference on modern innovative education, psychology and pedagogy: Problems, Analysis and Foreign Experience". -file :///C :/Users/User/Downloads/155-Article%20Text-502- 1-10-20200926.pdf

4. «Maktabgacha pedagogika» fanidan o'quv-uslubiy majmua //Tuzuvchi: TerDU Maktabgacha ta'lim metodikasi kafedrasi katta o'qituvchisi Berdiyeva M.M. - Termiz, TerDU, 2018. -B.15

5. Oilada bolalarni xalq og'zaki ijodi na'munalari asosida tarbiyalash. (Uslubiy qo'llanma) G. Qarshiboyeva, J. Majidov, A. Sharafitdinov. - Toshkent: "BAYOZ", 2018. -B.52

6. Бегматова Д.М. Некоторые особенности обучения профессии: на основе семейного образования в узбекской семье// «Молодой учёный».- 2011. - № 5 (28) . -Том.2 . -С.127-129 (URL: https://moluch.ru/archive/28/3255/)

7. Khayitboy, K., & Ilhom, R. (2020). THE IMPACT OF LIBERALIZATION ON THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL SYSTEM. International Engineering Journal For Research & Development, 5(3), 4-4.

8. Imomalievich, R. I. (2020). SYNERGETIC INTERPRETATION OF SOCIETY DEVELOPMENT. International Engineering Journal For Research & Development, 5(3), 5-5.

9. Alikulov, S. A., Rizaev, I. I. (2020). Methodological problems of research of social systems. ISJ Theoretical & Applied Science, 02 (82), 717-720.

10. Rizaev, I. I. (2019). THE STRUCTURE OF THE SOCIAL SYSTEM AS THE BASIS FOR THE SELF-ORGANIZATION OF SOCIETY. Scientific Bulletin of Namangan State University, 1(7), 190-195.

11. Ильхом Имомалиевич Ризаев. (2019) Механизмы самоорганизации социальных систем. Экономика и социум, №3(58) 2019, 368-372.

12. Alikulov, X., Haqqulov, N. Q. Spiritual maturity and philosophical thinking dependence of development // ISJ Theoretical & Applied Science 04(84) 2020. Pages: 164-167.

13. Хдккулов Н.К,. Сиддикий-Ажзий маърифатпарварлик карашларида миллий толерантлик масаласи // НамДУ илмий ахборотномаси - Научный вестник НамГУ. -2020. - №10. -Б.296-302.

14. Xaqqulov N.Q. Perfect generation - personality of private education and humanity facilities // "МИРОВАЯ НАУКА" международное электорнное научно-практическое периодческое издание. -2019.- №2(23). - С.62-63

15. Сафаров А.И., Хаккулов Н.К. Свойственные качества совершенному человеку в суфизме //Современная наука как социально-политический факторразвития государства: материалы международной научно практической конференции (10 мая 2019г., Москва) Отв. ред. Зарайский А.А.- Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», Саратов 2019. С. 48-50.

16. Хдккулов Н.К,. Сиддикий-Ажзийнинг ижтимоий-фалсафий карашлари// Falsafa va Hayot | Философия и Жизнь | | Philosophy and Life. - 2020.- №SI-2Б. -Б.162-171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.