УДК 808.5
Бурханова М.Б. студент магистратуры Национальный университет Узбекистана
ВЗГЛЯДЫ АБДУРАУФ ФИТРАТА О СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
И ЖЕНЩИН
Аннотация: в статье описаны семейные отношения и образ жизни женщин, их роль во всех сферах общества во времена Абдурауфа Фитрата.
Ключевые слова: Абдурауф Фитрат, духовное наследие, семья, женщина, воспитание детей.
Burkhanova M.B. master student National University of Uzbekistan
ABDURAUF FITRAT'S VIEWS ON FAMILY RELATIONSHIPS AND
WOMEN
Resume: The article describes the family relations and lifestyle of women, their role in all spheres of society during the time ofAbdurauf Fitrat.
Key words: Abdurauf Fitrat, spiritual heritage, family, woman, raising children.
Неслучайно, когда мы рассуждаем о воспитании гармонично развитого поколения, мы стараемся мобилизовать все свои ресурсы, в первую очередь, на формирование здорового и крепкого семейного окружения. Однако, ответственность человека формируется в его сознании, от того, как он воспитан.
В этом смысле Абдурауф Фитрат, один из представителей национального прогрессивно-джадидского движения в начале ХХ века, говорил, что при его жизни был глубокий кризис во всех сферах общества, в результате которого ханства далеко отставали от мировых процессов. Абдурауф Фитрат в своих социально-философских взглядах подчеркивает, что для того, чтобы избавиться от этого отставания, необходимо реформировать общество, которое будет физически и морально воспитывать подрастающее поколение.
Абдурауф Фитрат считал, что для того, чтобы наши будущие поколения не были бессознательными, необразованными и невежественными, женщины должны быть образованными и осведомленными о здоровье и воспитании детей. Он трактует воспитание
как очень важное социальное явление, процесс и констатирует, что «Сложная задача в семье - это воспитание детей, которое ложится на плечи родителей после рождения ребенка» [1; 5].
Вообще, мать играет ключевую роль в воспитании ребенка. Об этом свидетельствуют источники: «Образовательную этику следует искать в руках уважительных матерей, а не в школе. Если мы хотим, чтобы наши дети были воспитанными прежде всего, нужно обучать и воспитывать наших матерей. Иначе пользы от школ для детей не будет» [2]. Следовательно, джадиды считали, что женщины, занимающиеся воспитанием, также должны получать образование. Фитрат тоже рассуждал об этом:
«Иностранец: Женщины учатся в Бухаре или нет?
Мударрис (преподаватель в медресе): Нет, женщины не учатся.
Иностранец: ... почему их лишили образования. Женский ум, вероятно, ничем не уступает мужскому в плане образования и воспитания. Один из наших ученных говорит: «Мы узнали из наблюдений за американских и французских женщин, что уровень мышления женщины не ниже, чем у мужчины». И ваш Пророк тоже утверждает: «...Знание обязательно для каждого мусульманина мужчины и женщины». Воспитание женщин всегда идет на пользу. Потому что добрые дела невозможны без хорошей морали. Ни у кого не может быть хорошей морали без дисциплины. «Несчастье страны заключается в том, что женщин лишают образования». [3; 130]. Следовательно, необходимо обучать женщин и просвещать их умы и хорошо разбираться в религии, помогать растить детей ...» [4].
В целом, по мнению джадидов, негативными пороками, связанными с общественной жизнью женщин, тормозящими развитие общества, является отсталость просветления. В необразованном обществе преобладают произвол, притеснение, несправедливость, невежество, насилие. Эта порочность общества в первую очередь отражается на жизни женщин.
Поэтому Абдурауф Фитрат об образе жизни женщин, их роли в семейных отношениях пишет: «Женщины в нашей стране подвергаются жестокому обращению и пыткам. Мы, туркестанцы, думаем, что наши жены находятся за пределами человечества, и мы не относимся к ним с достоинством. Мы не считаем своих жен достойными благословения, справедливости и сострадания. В нашей стране оскорбление женщин -предмет гордости, а избиение - добродетель мужественности. Это, как если бы Аллах не наделил их добродетелью правды, внимания и мышления. Даже наши бедные жены, отчаявшись в своем счастье и блаженстве, пришли к выводу, что Аллах наделил мужчин всеми достоинствами человечества и поработил женщин для их угнетения».
«Фитрат был решительным сторонником женского достоинства и равенства, - вспоминает сестра, поэтесса Махбуба, - он хотел, чтобы я где-
нибудь училась. Он помог мне поступить в школу, где преподавал Машрик Эфенди (Эльбек), который жил на улице Ватан в Ташкенте».
Абдурауф Фитрат: «Призываю всех горожан и земледельцев отдавать детей в школу. Моей сестре тоже нужно продолжать ходить в школу» [5; 73].
В ряде своих работ и статей Абдурауф Фитрат утверждает, что роль женщины в истории человечества уникальна и что семья является главной основой общества. Пытался объяснить, что это важный фактор. Некоторые семейные вопросы, изучаемые джадидами, в том числе Абдурауф Фитрат, актуальны и сегодня.
Использованные источники:
1. Фитрат А. Оила ёки оила бошкариш тартиблари. - Т.: Маънавият. 2000. Б. 5.
2. Яна туй масаласи. // Садои ФарFона. 1914. 8 июнь.
3. Фитрат Абдурауф. Хиндистонда бир фаранги ила бухороли мударриснинг жадид мактаблари хусусида килFан мунозараси. // Шарк юлдузи. 1997. № 1. Б. 130.
4. Бир мусулмон. Хотунлар эрлар билан баробар эмас. // Туркистон вилоятининг газетаси. 1912 йил 20 сентябр сони
5. Лунин Б.К. биографии Абдурауфа Фитрата (по неопубликованным данным воспоминаний о нём). // Узбекистан тарихи. 1999. № 4. С. 73.
6. Бегматова Д.М. Некоторые особенности обучения профессии: на основе семейного образования в узбекской семье// «Молодой учёный». - 2011. - № 5 (28) . -Том.2 . -С.127-129 (URL: https://moluch.ru/archive/28/3255/)
7. Rizaev, I. I. (2019). THE STRUCTURE OF THE SOCIAL SYSTEM AS THE BASIS FOR THE SELF-ORGANIZATION OF SOCIETY. Scientific Bulletin of Namangan State University, 1(7), 190-195.
8. Rizaev, I. I. (2019). EVOLUTIONARY MECHANISMS OF SELF-ORGANIZATION OF THE SOCIAL SYSTEM. Scientific Bulletin of Namangan State University, 1(9), 81-86.
9. Khayitboy, K., & Ilhom, R. (2020). THE IMPACT OF LIBERALIZATION ON THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL SYSTEM. International Engineering Journal For Research & Development, 5(3), 4-4.
10. Imomalievich, R. I. (2020). SYNERGETIC INTERPRETATION OF SOCIETY DEVELOPMENT. International Engineering Journal For Research & Development, 5(3), 5-5.
11. Alikulov, S. A., Rizaev, I. I. (2020). Methodological problems of research of social systems. ISJ Theoretical & Applied Science, 02 (82), 717-720.
12. Ильхом Имомалиевич Ризаев. (2019) Механизмы самоорганизации социальных систем. Экономика и социум, №3(58) 2019, 368-372.
13. Alikulov, X., Haqqulov, N. Q. Spiritual maturity and philosophical thinking dependence of development // ISJ Theoretical & Applied Science 04(84) 2020. Pages: 164-167.
14. Хдккулов Н.К. Сиддикий-Ажзий маърифатпарварлик карашларида миллий толерантлик масаласи // НамДУ илмий ахборотномаси - Научный вестник НамГУ. -2020. - №10. -Б.296-302.
15. Xaqqulov N.Q. Perfect generation - personality of private education and humanity facilities // "МИРОВАЯ НАУКА" международное электорнное научно-практическое периодческое издание. -2019.- №2(23). - С.62-63
16. Сафаров А.И., Хаккулов Н.К. Свойственные качества совершенному человеку в суфизме //Современная наука как социально -политический факторразвития государства: материалы международной научно практической конференции (10 мая 2019г., Москва) Отв. ред. Зарайский А.А.- Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», Саратов 2019. С. 48-50.
17. Хдккулов Н.К,. Сиддикий-Ажзийнинг ижтимоий-фалсафий карашлари// Falsafa va Hayot | Философия и Жизнь | | Philosophy and Life. -2020.- №SI^. -Б.162-171.