Научная статья на тему 'РОЛЬ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА, СКУЛЬПТОРА АРИФА ГАЗИЕВА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ АЗЕРБАЙДЖАНА'

РОЛЬ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА, СКУЛЬПТОРА АРИФА ГАЗИЕВА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ АЗЕРБАЙДЖАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Скульптор / монументальная скульптура / изобразительное искусство / образ / выставка / материал / твор-чество / тема / композиция / форма. / Sculptor / monumental sculpture / fine art / character / exhibition / material / creativity / work / subject / composition / form

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Турал Юсиф Оглы Агаев

Скульптура – один из важнейших видов изобразительного искусства, на протяжении всей истории человечества был запечатлён в воспоминаниях благодаря своему уникальному влиянию на художествен-но-эстетическую и психологическую жизнь людей. Скульптуры, которые использовались в древние вре-мена как тотем, спустя некоторое время отображали историю и передавали ее будущим поколениям, а позже в процессе эволюции, стали отражать эстетический вкус, чувства и эмоции жизни людей. В статье описывается жизнь и творчество Народного художника Азербайджана, профессора Арифа Газиева. Дана подробная информация о его роли, труде и месте в изобразительном искусстве Азербай-джана. А также, были проанализированы своеобразные особенности творчества Арифа Газиева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK ARTIST, SCULPTOR ARIF GAZIYEV’S ROLE IN AZERBAIJANI FINE ART

Sculpture, one of the most important types of fine art, has been captured in memories throughout the his-tory of mankind due to its unique influence on the artistic, aesthetic and psychological life of people. Sculp-tures, which were used in ancient times as a totem, after some time reflected history and passed it on to future generations, and later in the process of evolution, began to reflect the aesthetic taste, feelings and emotions of people's lives. In this article People’s Artist of the Azerbaijan, professor Arif Gaziyev’s life and work has been investigated. His trace, roles and efforts in the fine arts of Azerbaijan were widely reported. Also, the peculiari-ties of Arif's art were analyzed and detailed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА, СКУЛЬПТОРА АРИФА ГАЗИЕВА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ АЗЕРБАЙДЖАНА»

8

ART / «ШУШМУМ-ШУГМак» жш

ными в уверенной, зрелой манере, работами мастера, передающими глубоко личное восприятие и переживание темы, есть немало работ художника как дизайнера с обусловленной стилизацией. Естественно, что в значительной мере эстетика визуального восприятия работ современного художника ориентирована на искушённое элитарное проникновение в тему. Духовное погружение, а не извержение - вот одна из основ творчества даровитого художника. Именно духовность, поиск и осмысление доминируют в произведениях Эльдара Микаил-заде во всем широком и разностороннем диапазоне его творческих возможностей. Тому примером живописные работы художника на религиозную тему, с использованием литературных сюжетов, и даже портретов.

Характерной чертой его творчества, будь то живописные работы или произведения коврового искусства, является успешное использование арабской каллиграфии, которая получила развитие в силу существующего в исламской культуре анико-низма, т.е. «запрета на изображение Аллаха, пророка Мухаммеда и живых существ вообще», как «средство сохранения и распространения «божественного послания», заключённого в Коране» [2].

Будучи знатоком этой каллиграфии, Эльдар Микаилзаде смело вводит в свои произведения ко-раническую надпись, которая в мусульманском

УДК 745/749

мире испокон веков считалась божественным украшением. Зачастую, художник преподносит свои образы в виде витиеватой каллиграфии. Примером тому оригинальная ковровая работа «Sэcdэ» -«Поклонение», в которой Эльдара Микаилзаде путем использования уникальной каллиграфии создает ассоциацию с образом верующего в прострации.

Многовекторное, разностороннее творчество Эльдара Микаилзаде изобилует неким философским видением в сложившийся на протяжении столетий декоративный стиль, стремясь придать смысл всем изобразительным элементам, включенным в свои различные по виду искусства, технике, жанру и манере исполнения произведениям.

Литература

1. Вазари Джорджо «Жизнеописание наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих» в 2-х томах. - М-Л.: Академия. 1933. т. 2 XVII «Жизнь Рафаэля да Урбино».

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1 %80%D0%B0%D0%B 1%D1%81%D0%BA%D0%B 0%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BB %D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D 0%B8%D1%8F

Турал Юсиф оглы Агаев Докторант Азербайджанской Государственной Академии Художеств Р01: 10.24412/2520-6990-2022-2125-8-10 РОЛЬ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА, СКУЛЬПТОРА АРИФА ГАЗИЕВА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ

ИСКУССТВЕ АЗЕРБАЙДЖАНА

Tural Yusif oglu Aghayev

Doctoral student of Azerbaijan State Academy of Arts

FOLK ARTIST, SCULPTOR ARIF GAZIYEV'S ROLE IN AZERBAIJANI FINE ART

Аннотация.

Скульптура - один из важнейших видов изобразительного искусства, на протяжении всей истории человечества был запечатлён в воспоминаниях благодаря своему уникальному влиянию на художественно-эстетическую и психологическую жизнь людей. Скульптуры, которые использовались в древние времена как тотем, спустя некоторое время отображали историю и передавали ее будущим поколениям, а позже в процессе эволюции, стали отражать эстетический вкус, чувства и эмоции жизни людей. В статье описывается жизнь и творчество Народного художника Азербайджана, профессора Арифа Газиева. Дана подробная информация о его роли, труде и месте в изобразительном искусстве Азербайджана. А также, были проанализированы своеобразные особенности творчества Арифа Газиева.

Abstract.

Sculpture, one of the most important types offine art, has been captured in memories throughout the history of mankind due to its unique influence on the artistic, aesthetic and psychological life ofpeople. Sculptures, which were used in ancient times as a totem, after some time reflected history and passed it on to future generations, and later in the process of evolution, began to reflect the aesthetic taste, feelings and emotions ofpeople's lives. In this article People's Artist of the Azerbaijan, professor Arif Gaziyev's life and work has been investigated. His trace, roles and efforts in the fine arts of Azerbaijan were widely reported. Also, the peculiarities of Arifs art were analyzed and detailed.

«шушетим-лштмак» жш / art

9

Ключевые слова: Скульптор, монументальная скульптура, изобразительное искусство, образ, выставка, материал, творчество, тема, композиция, форма.

Keywords: Sculptor, monumental sculpture, fine art, character, exhibition, material, creativity, work, subject, composition, form

В изобразительном искусстве скульптура во время своего зарождения сформировалась для удовлетворения духовных потребностей людей, т.е. для поклонения невидимым силам, богам. По мере развития человеческого мышления этот процесс меняется, таким образом, люди начали создавать не статуи невидимых сил, а личностей, которые сыграли важную роль в жизни людей. Позже, скульптура начинает отображать не только саму историю, но и чувства и эмоции. Эта область искусства также играла особую роль в градостроительстве. Таким образом, в больших городах выделяется особое внимание монументальной скульптуре.Этот процесс остается неизменным на протяжении всей истории его существования. В Азербайджане также начинает формироваться профессиональная скульптура. Профессиональная скульптура начинает свой расцвет в ХХ веке.

После 50-х годов XX века число скульпторов стало быстро расти. В 1960 году Ариф Газиев также, присоединяется к азербайджанской скульптурной школе. Он родился в Нахичеванской Автономной Республике в семье заслуженного деятеля искусства, художника Шамиля Газиева. Это говорит о том, что талант Арифа Казиева не случаен, он унаследован от отца.

В детстве у них всегда были интересные беседы об изобразительном искусстве, ончасто общался с художниками того времени и в связи с тем, что творческая жизнь его отца проходила непосредственно перед его глазами, взрослея интерес к изобразительному искусству у Арифа Газиева увеличивался. Дойдя до подросткового возраста, он решает стать скульптором.

Ариф Газиев начинает свою деятельность в изобразительном искусстве ещё в школьные годы. Сначала он занимается в кружке изобразительного искусства при Бакинском Дворце Пионеров. Занимаясь здесь, своими поделками из пластилина, он привлекает к себе внимание заведующего кружком. Кружковод начинает задавать ему новые задания. Таким образом, он задаёт Арифу Газиеву слепить статуэтки иллюстративного характера на основе произведений М.Ф.Ахундова и Н.В.Гоголя. Его работы в этой области не только привлекают к себе внимание, но так же принесли ему диплом.

Успехи Арифа Газиева в период занятий в кружке Дворца пионеров, послужили трамплином и направили его стать скульптором. По окончании школы в 1953 году, А.Газиев собрав документы, поступает в Бакинское художественное училище им. А. Азимзаде по специальности скульптор. На ранних этапах скульптурной деятельности находился под влиянием скульптора П.Сабсая. Уже начиная с первого курса, благодаря своему трудолюбию завоевал любовь и уважение педагогов и учеников. Скульптуры, созданные им в ученические годы, отличались от работ других студентов своеобразным

подчерком и оригинальным построением. С 1957-го года Ариф Газиев начинает участвовать в выставках.

В 1957 году на Республиканской и Всесоюзной выставке Газиев Ариф участвует с композицией «Рыбы». Это произведение сильно привлекает внимание жюри, и именно поэтому, его произведение «Рыбы» до сих пор хранится в музее искусства в Барнауле.

В 1958 году Ариф Газиев окончил Бакинское художественное училище. Его самая запоминающаяся работа за годы учёбы в училище - это дипломная работа «Отдых». В этом произведении композиция изображает перерыв, отдых одного рабочего, а точнее сказать сварщика. Затем, для того, чтобы продолжить свое образование скульптура, он отправился в Тбилиси. Поступив по специальности скульптура, три года проучился в Тбилисской Академии художеств. За годы учебы Газиев занимается в мастерской Микаце Шото Владимировича. После окончания поступает в Московский художественный институт имени Сурикова, где занимается у таких выдающихся скульпторов, как М.К.Монизер, Д.Д.Жленский, Бабурин, Томский. Ариф Газиев, вернувшись домой, после завершения образования, профессионально продолжает свою творческую де-ятельность.Он уже участвовал в 14 выставках в России и Грузии, прежде чем вернуться в Азербайджан.

Рассматривая творчество Арифа Газиева, можно заметить, что он всё больше выбирает в основу для создания композиций своих произведений жизнь своего народа, народное творчество, исторических героев и национальные особенности. Если учитывать то, что скульптор обращается к этим темам в то время, когда СССР еще силен, то это также показывает его как смелого патриота.

Среди своих произведений скульптор уделял большое внимание созданию образов исторических личностей. Создавая силуэт исторических личностей, он предпочитал монументальность. В пример можно привести такие скульптуры как: «Бабек», «Атропат», «Ататюрк» и др. (1). Скульптор постоянно работал над собой. В то время, когда он не работал над скульптурой, он постоянно делал наброски. Постоянно работал над поиском новых композиций. Если мы обратим внимание на материал, из которого обычно изготавливались произведения скульптора, то мы можем заметить, что это камень (мрамор гранит) и бронза. Ариф Газиев, более известный как скульптор-монументалист, уделяет особое место в своём творчестве так же и станковой скульптуре. Рассматривая станковые скульптуры автора, привлекают внимание зрителя так же и декоративные скульптуры. В то время как композиционные темы монументальных и станковых портретов являются историческими личностями, композиционные темы декоративных станковых

10_а

скульптур носят более философский и эмоциональный характер. Можно привести в пример такие произведения автора, как: «Бумеранг», «Поцелуй», «Любовь», «Живой Замок» и другие. В общем, творчество скульптора Арифа Газиева очень широко. Он использовал почти весь материал в скуль-птуре.В качестве примера он использовал не только камень и металл, но также дерево и искусственные материалы.Одна из самых красивых его работ из дерева - статуя Насреддина Туси (2.) Этот портрет отличается своей оригинальностью, легко ощущается манера скульптора в этом произведении. Скульптура «Плач Камана» является примером его работы из пластика. Эта скульптура отличается от других не декоративностью, а своим философским характером. Скульптура имеет очень оригинальную структуру. Если не обращать внимания на материал, по своему типу работы больше напоминает произведение «Плач Камана».

В связи с тем, что творчестве Арифа Газиева занимали важное место исторические личности, он много работал с натуры. Среди них он создал скульптуры и рельефа, и портрета, и торса и фигуры в целом.

Среди созданных им портретов можно отметить «Насреддин Туси», «Яченка», «Фаиг Тагиев» и другие.Среди рельефов мы можем показать рельефы мемориальной доски «Аслана Асланова», «Сабита Рахмана» и других. Манера скульптора чувствуется и в его рельефах.Одной из примечательных личностей, к которой обратился Ариф Казиев в своём творчесте, был памятник общенациональному лидеру Гейдару Алиеву. Торс Гейдара Алиева сделан из гранита.

Иногда работая над созданием исторических деятелей, Ариф Газиев применял анималистический жанр. Примером этому является его произведение «Бабек». Здесь по построению композиции Бабек и его конь дополняют друг друга. В отличии от этого произведения, в его скульптуре «Короглу», лошадь Короглу ощущается такой же бесстрашной

ART / «ШУШИШУМ-ШУГМаУ» #2(125), 2022 и мужественной, как и её всадник. Рассматривая произведение, кажется убедительной иллюзия словно ржание лошади вставшей на дыбы. Помимо исторических фигур, скульптор мог выбрать целью своих композиций и простых людей. Можно привести в пример тематическое произведение станко-| вую скульптуру «Птицелов». В этом произведении, : автор в полной степени смог создать образ Бакинского птицелова. По своей особенности формы можно считать это произведение символом Бакинского мужчины.

Как и любой художник, Ариф Газиев, сделавший свой выбор в искусстве, его национальные чувства, вытекающие из его патриотизма, были [ четко отражены в его творчестве. Не смотря на то, что на протяжении своего творчества он работал над созданием портретов, рельефов, анималистиче-: ских, а так же декоративных скульптур, Ариф Газиев известен как монументальный художник. В то же время его станковые скульптуры принадлежат группе скульптур, которые любят, знают и охраняют коллекционеры не только в [ Азербайджане, но и в Европе.

После создания в 2000-о году Азербайджанской Государственной Академии Художеств, художник продолжил здесь свою деятельность. В данный момент он является профессором кафедры «Рисунка» Академии Художеств. Народный художник, профессор Ариф Шамиль оглы Газиев -один из выдающихся азербайджанских художников, завоевавший любовь людей своими произведениями. i Литература

1. Керимов К.Ч., Эфендиев Р.С., Рзаев Н.И., : Габибов Р.Д. Искусство Азербайджана. Баку: 1992

■ 2. Саламзаде А.Р., Керимов К.Ч., Эфендиев

■ Р.С., Рзаев Н.И., Габибов Н.Д. Искусство [ Азербайджана. Баку: 1977

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.