о
УДК.7.046.3 ББК 85.103(5Каз)
Э.Р. Ахметова
традиции классического искусства в аспекте формирования новых национальных школ изобразительного искусства
(на примере скульптуры Казахстана)
Первые шаги развития профессионального изобразительного искусства в Казахстане, как и во всей Средней Азии, связаны с творческой деятельностью русских художников, которые, привнеся на национальную почву реалистические формы станкового изобразительного искусства, стали выразителями национального содержания образов другой культуры, заложив тем самым основы национальных художественных школ. При отсутствии национальных кадров художников-профессионалов пути развития искусства во многом определялось субъективным фактором, то есть тем, кто из русских мастеров стоял у истоков возникавшего искусства, на каких творческих позициях и как понималось ими соотношение национального и интернационального в плане использования художественных традиций. Именно на таких взаимоотношениях пластически-визуальных и духовно-мировоззренческих традиций возникло и развивалось, обретало свои особенности казахское изобразительное искусство ХХ века. В этом процессе отчетливо проявились инновационные тенденции для общей художественной практики, которые сегодня рассматриваются как евразийский концепт современной культуры Казахстана. Такой новой моделью для казахской культуры стало классическое академическое искусство. Именно реалистический метод послужил тем творческим инструментарием, который позволил казахским художникам за краткий исторически период совершить переход к новому типу культуры. В статье дается краткий обзор пути скульптуры Казахстана, которая по сравнению с графикой и живописью развивалась медленнее. Анализ строится на творческих достижениях отдельных десятилетий и на творчестве наиболее известных мастеров. Делается акцент на хронику событий, связанных с общим развитием казахстанской скульптуры.
Ключевые слова:
академическая школа, евразийский концепт, изобразительное искусство, Казахстан, Кастеев А., Наурызбаев Х., национальная школа, реализм, традиция.
Ахметова Э.Р. Традиции классического искусства в аспекте формирования новых национальных школ изобразительного искусства (на примере скульптуры Казахстана) // Общество. Среда. Развитие. - 2015, № 1. - С. 102-110.
© Ахметова Эльмира Рысбековна - соискатель, Российская академия художеств, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
Профессиональное изобразительное Профессиональное искусство Казахстана
искусство в Казахстане было создано за на протяжении всего времени своего сущес-
краткий исторический период, примерно твования было ориентировано на русско-ев-
за 80 лет ХХ века. Появлению изобрази- ропейскую школу, притом что вся информа-
тельного искусства Казахстан прежде все- ция, поступающая сюда, была пропущена
го обязан советскому периоду, когда стра- через советскую цензуру, насаждавшую об-
на в целом перешла к европейской модели щую для всего Советского Союза схему бы-
культурного и экономического развития. тования искусства. Тем не менее проблема
До этого художественное творчество ка- самоидентификации для Казахстана сущес-
захов было связано в основном с приклад- твовала всегда. Как нечто абсолютно новое,
ным, орнаментальным искусством, про- привнесенное извне, профессиональное ис-
изведения художественного творчества кусство должно было пройти процесс адап-
казахских мастеров создавались для нужд тации к местным условиям. Вместе с тем ус-
кочевой жизни, и каждая юрта представ- коренный процесс усвоения был не просто
ляла собой передвижной музей приклад- механическим переносом мирового куль-
ного искусства. Живопись, графика, скуль- турного наследия на новую почву - это был
птура только после революции получили трудный период постижения нового способа
свое развитие, так как в прошлом образ творческого мышления. Художники Казахс-
жизни и исламские традиции, запрещав- тана сумели за исторически краткий период
шие изображать живые существа, пре- переработать параметры нового для казахс-
пятствовали появлению реалистического кой культуры художественного метода, син-
изобразительного искусства. тезировав в своем творчестве эстетику и фи-
лософию национального мировоззрения и накопленный художественно-исторический национальный опыт с европейской художественной практикой.
Ко времени Октябрьской революции в Казахстане не было своих профессиональных художников, но не было и хорошо подготовленных русских мастеров, которые могли бы помочь в развитии станкового искусства. В 20-30 годы изобразительное искусство Казахстана делало первые шаги. У истоков этого художественного процесса стоял Н. Хлудов, самодеятельный художник, инженер-чертежник, участник российских географических экспедиций, в которых он мог наблюдать и характерные особенности быта казахского народа, и картины разнообразной и яркой казахской природы. Именно этим темам были посвящены его живописные полотна, навсегда оставившие в истории сцены жизни и природный мир Казахстана в начале ХХ века. В его частной студии, открытой в 1921 г., начальные уроки живописного мастерства получил А. Кастеев, ставший первым казахским художником, освоившим инструментарий станкового искусства. В 20-е гг. ХХ в., вплоть до конца 30 годов, только несколько национальных художников стали заниматься изобразительным искусством. Освоение нового творческого языка, приемы художественно-пластической разработки осуществлялись через метод реализма как наиболее адекватный способ раскрытия национальной ментальности и проявления этнографических особенностей жизни, что стало важным на раннем этапе формирования нового для страны искусства. По времени этот начальный период формирования нового художественного видения совпал с введением идеологии социалистического реализма как главного метода художественного творчества в стране. Советская пропаганда стремилась создать образ современности как героической эпохи. Художественная доктрина того времени требовала от художника «правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии». При этом искусство должно было воспитывать людей «в духе коммунистической идейности». Художники стремились показать мирный быт народа и его героические поступки, прогрессивный поиск новой жизни, пути достижения всеобщей радости. Героями произведений того времени становятся выходцы из народа, рабочие и крестьяне.
Один из первых казахских художников, с именем которого связано становление казахского изобразительного искусства, был
А. Кастеев. Уже в ранних работах этого автора проявлялись характерные черты его творчества: повествовательность, поэтическое изображение бытовых сцен, родной природы. Произведения художника, показывающие быт казахов в дореволюционный период и в эпоху социалистического преобразования, были объединены в серию картин «Старый и новый быт». В его творчестве занимали немалое место портреты и пейзажи. А. Исмаилов, как и А. Кастеев, один из первых казахских художников, получивших профессиональное образование. Его пейзажи рассказывали о новых явлениях, происходивших на его родине.
В 1930-х годах в Казахстане, и особенно в Алма-Ате, сформировалась интернациональная творческая среда, объединившая разных художников с профессиональным образованием или еще только готовящихся, как А. Кастеев или А. Исмаилов, к своей новой творческой судьбе. Среди них Н. Кру-тильников, инициатор первой передвижной выставки 1928 года, прошедший путь от Реддера до Кызылорды. В 1935 г. в Алма-Ату приехал один из ярчайших представителей русского авангарда С. Калмыков, чье творчество сегодня известно во многих странах мира. В 1939 году начинает свою творческую и общественную деятельность выпускник Ленинградской академии художеств Л. Леонтьев, создавший уже в 1940 г. одну из лучших своих работ «Колхозный базар». Интенсивное развитие творческих и организационных процессов было надолго прервано войной. «В военные годы в Казахстан было эвакуировано более ста известных художников из Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева. Все они активно включились в творческую жизнь. Многие стали преподавать в училище, что сразу подняло уровень художественного образования. После войны некоторые из них навсегда остались в Казахстане», - отмечает искусствовед К.В. Ли [9; с. 3]. Профессор живописи, киевлянин А. Черкасский стал учителем для многих художников Казахстана. Тот критерий профессионализма, который был заложен этим мастером в процессе формирования молодой художественной школы, практически стал главным фундаментом ее дальнейшего развития.
Творческая практика казахских скульпторов основывалась на традициях советской школы, которая в свою очередь опирается на лучшие достижения русской и европейской пластики.
Первые сведения о деятельности профессиональных скульпторов в республике относятся к 1939 году. В это время прово-
о
дится конкурс на создание памятника великому узбекскому поэту Алишеру Навои. Участниками были мастера: А.С. Пономарев, в дальнейшем выполнивший бюст Навои, Б. Штиглец - профессиональный художник, позже организовавший мастерские по оформлению города Алма-Аты. Пономаревым созданы также скульптурные портреты казахских просветителей XIX века, бюсты его современников. К началу 1940-х годов в Казахстане были видны достижения казахской живописи и графики, но искусство скульптуры только начинало зарождаться, были созданы единичные портреты старейшими скульпторами республики А. Понаморевым и И. Иткиндом. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР А.С. Понаморев окончил Училище технического рисования барона А.Л. Штиглица в Петрограде и в 1920 году вернулся в Казахстан. Им созданы скульптурные портреты казахских просветителей XIX века, бюсты его современников: Чокана Валиха-нова, Абая Кунанбаева, Ибрая Алтынсари-на. В это время большое распространение получили портреты-бюсты. Решение этого вида портретов сводилось к единому типу -фронтальному композиционному приему. Однообразной была и психологическая трактовка, ей был свойственен внешний пафос. Скульптор Исаак Яковлевич Иткинд, заслуженный деятель искусств Казахской ССР. За время, прожитое в Казахстане, он создал галерею самых разнообразных образов, которые раскрывали духовное величие человека, его внутреннюю личностную неповторимость и красоту. И.Я. Иткинд окончил частную студию С.М. Волнухина в Москве. Произведения Иткинда носят аллегорический характер, в его работах сложно отличить фантазию природы от руки мастера. С огромным мастерством он использует фактуру материала, применяя возможности пластическо-декоративных эффектов дерева. «В его практике сочетаются и получают самый неожиданный живописный эффект гладкие льющиеся формы, отшлифованные природой, и бугристые, древесной коры», - отмечает искусствовед Г.А. Сарыкулова о творчестве И.Я. Иткинда [12; с. 203]. В 1940-е годы в Казахстане проходят первые выставки скульптуры, что свидетельствует о возрастающем интересе к искусству пластики. В экспозиции появляются работы мастеров из областей: Х. Шам-сутдинова (Уральск), Х. Крымшамхалова (Талды-Курган), А. Чикина (Лениногорск), Ю. Гуммеля (Караганда) и многих других.
В годы войны в Казахстане работают эвакуированные из Ленинграда известные
советские скульпторы И. Чайков, О. Кудрявцев, И. Рык, Л. Муравин, В. Богатырев и Б.И. Урманче. Их труд и активное участие в выставках становятся замечательной школой для молодых художников Казахстана. Народный художник РСФСР, народный художник Татарской АССР, лауреат Государственной премии Татарской АССР им. Г. Тукая. Б.И. Урманче работал в Алма-Ате с 1941 по 1956 год. Казахстанский период этого скульптора отмечен преобладанием портретов. Одна из первых работ - «Портрет Д. Джабаев»1 (1945), была выполнена по заказу Академии наук Казахстана. Скульптору удалось передать характер пожилого, но сильного духом поэта, во взгляде которого читаются твердость и незаурядность - национальные черты его народа.
В 1948 году в Алма-Ату приезжает советский скульптор Ян Казимирович Кучис. Произведения Кучиса, созданные в Казахстане, первоначально носили декоративный характер, но со временем портретный жанр становится главным в его творчестве. Им выполнены работы «Художник Рождественский» (1944), портрет известного казахского живописца Урала Тансыкбаева (1949), портрет звеньевой 7-й бригады колхоза «Веселая жизнь» Шалипы Байгалиевой (1949), второй вариант был выполнен в терракоте (1957). Скульптор тонко чувствовал пластическую форму, мог выразить глубокие и сложные чувства изображаемой модели.
В 50-е годы в Казахстан возвращаются молодые национальные художники, получившие образование в вузах Москвы и Ленинграда. В их работах присутствует композиционная и художественно-пластическая схема академической школы, которая использовалась для наполнения ее национальным содержанием. В начале 1950-х годов в скульптуре наряду с портретом на выставках впервые появляются жанровые и декоративные пластические композиции, разрабатывающие национальную тематику. «Во всех произведениях декоративной пластики чувствовалось любовное отношение к колориту казахских обычаев, к традициям национального быта», - отмечает Р.Т. Копбосинова [10; с. 8]. Это было свойственно практически всем авторам вне зависимости от их национальной принадлежности. Характерным для жанрово-декоративной скульптуры этих лет было творчество Зои Израилевны Береговой. Она родилась в 1914 году в Луганске, окончила скульптурное отделение Луганского художественного техникума. В Алма-Ату была эвакуирована в 1942 году, позже переехала в Керчь. Первые произве-
Рис. 1. А.С. Пономарев (1882-1964). Портрет Героя Социалистического Труда рисовода Н. Жахаева. 1958. Мрамор. 58x59x35
Рис. 2. Я.К. Кучис (1895-1975). Портрет звеньевой 7-ой бригады колхоза «Веселая жизнь» Ша-липы Байгалиевой. 1949. Гипс тон. 48x27x32
Рис. 5. Х. Наурызбаев (1925-2009). Бюст Амангельды. 1950. Гипс. 60x68x45
Рис. 6. Х. Наурызбаев (1925-2009). Сакен Сейфуллин. 1965-1967. Мрамор. 48x33 x22
Рис. 7. Х. Наурзбаев (1925-2009). Портрет Героя Социалистического Труда Д. Серикова. 1960. Мрамор. 47x30x38
о
Рис. 9. И.Я. Иткинд.1871-1969. Смеющийся старик. 1957. Дерево. 65x40x45
Рис. 8. Х. Наурзбаев (1925-2009). Портрет Кур-мангазы. 1958. Мрамор. 80x60x50
Рис. 10. Б. Тулеков (1926-2013). Портрет дирижера Мансурова. 1960. Гипс тон. 90x75x58
дения Береговой были исполнены в гипсе, так как не было технической базы для перевода в материал. В собрании музея ГМИИ им А. Кастеева сохранились произведения художницы в технике майолика: «Рыбачка» (1959), «За книгой» (1960), «Кыз жибек с лебедями» (1962). Небольшие по размеру скульптурки «предметны» и рассчитаны на рассмотрение с разных точек. В этих композициях присутствует неуловимая атмосфера поэтической созерцательности, благодаря изяществу линий и пропорции они выглядят легкими и воздушными.
В эти годы активно создаются памятники, фрески, мозаики, панно, парковая скульптура и другие произведения монументального и монументально-декоративного искусства. Первым памятником, установленным в Алма-Ате в 1950 году, стал монумент народному герою Гражданской войны Амангельды Иманову, автором которого был Хаз-Булат Аскар Сарыджа, заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР, один из первых художников Дагестана, получивших профессиональную подготовку. Используя архивные данные, искусствовед Г. Сырлыбаева в своей статье о памятнике отмечает, что основой образа казахского героя явилось произведение А. Кастеева -портрет Амангельды Иманова. Скульптора Сарыджу правительство КазССР пригласило в Алма-Ату, так как местные скульпторы пока еще не имели опыта в создании произведений монументального характера2. Работа над памятником велась в Москве в мастерской скульптора. По окончании лепки в натуральную величину в Алма-Ату были отправлены готовые гипсовые слепки. Конная статуя, выполненная в бронзе, прекрасно организовала пространство сквера в старой части города. Постамент памятника невысокий, что позволяет обозревать скульптуру с небольшого расстояния. Национальный герой изображен спокойным, гордо сидящим на коне. Строгий композиционный силуэт, монументальность всего образа, составляет главное качество исполнения. Интересен портрет, выполненный в 50-х годах скульптором Б.И. Урманче, революционера Виноградова, отдавшего жизнь за установления советской власти в Казахстане. В собрании ГМИИ им А. Кастеева сохранились еще два произведения этого автора. Это «Портрет художника Н.И. Крутильни-кова» (1958) и «Рыбак» (1958). В портретах скульптора Я.К. Кучиса этого периода можно отметить «Портрет Э. Танилло» (1960), «Мужской портрет» (1961). В них нет подчеркнутой внешней динамики, композиции выполнены фронтально, несмотря на это,
художник передал настроение портретируемых, и ему удалось избежать статичности и сухости в образах. Портреты выполнены в живой эмоциональной манере.
В 1957 году в республику приезжает народный художник СССР, лауреат Государственной и Ленинской премий, академик Евгений Федорович Вучетич. Скульптор получает заказ на создание памятника В.И. Ленину, который затем был установлен на центральной площади города3. Такой же памятник находится в г. Усть-Каменогорск. Возможно, что из слепка делались повторы. В тот приезд скульптором были вылеплены портреты президента Академии наук КазССР К. Сатпаева, народного артиста КазССР К. Куанышпаева, композитора А. Жубанова, А. Тажибаева, выдающихся писателей, поэтов Казахстана.
В середине 50-х годов завершается основной этап становления скульптуры Казахстана, начинается следующий шаг, обозначенный приходом в коллектив художников - молодых специалистов, окончивших известные вузы страны. В 1957 г. в Алма-Ате состоялась выставка скульптуры Казахстана. Экспозиция не имела определенной концепции. Среди участников были представители старшего поколения - Я. Ку-чис, И. Николишин, З. Береговая. Остальные - впервые выставлявшиеся и совсем молодые, недавно окончившие вузы и училища, Х. Наурызбаев, Ю. Дорошев, Н. Журавлев, Б. Пенкин, П. Усачев, Г. Фурман. Коллектив скульпторов пригласил графика Р. Великанову для совместного участия в выставке, которая показала шестнадцать работ - рисунки и акварели. Но эта экспозиция не получила статуса первой, хотя ее значение в дальнейшей судьбе скульптуры в республике было высоким. Она впервые продемонстрировала кадры и потенциал представителей этого молодого вида искусства. В 1958 году в Москве, во время декады литературы и искусства Казахстана, проходит выставка, которая продемонстрировала достижения в области культуры. В экспозиции были представлены живопись, графика, скульптура и прикладное искусство Казахстана. В газетах и журналах отмечают, что скульптурные произведения послевоенного десятилетия свидетельствовали об успешном приобщении казахстанских художников к традициям советской школы.
Много интересного появляется в скульптурных произведениях конца 50-60-х годов. В Казахстане они были представлены главным образом работами Х.И. Наурыз-баева, А.А. Исаева, П.Д. Усачева, Б.А. Туле-кова. Во всех произведениях этого периода
о
чувствуется любовное отношение к традициям национального быта. В изображении национального колорита художники шли через сюжетную линию, пересказывая сцены, используя при этом излишнюю повествовательную детализацию. В работах наблюдалась чрезмерная приверженность к приемам академической школы, что мешало в поисках гармоничного соединения современного и национального в содержании.
Весь период конца 40-х и вплоть до середины 50-х годов был временем становления казахской скульптуры, и лишь с появлением первого национального художника Ха-кимжана Наурызбаева этот вид искусства начал складываться как самостоятельное и целостное художественное направление.
Наурызбаев относится к первому поколению художников, получивших специальное высшее образование. Хакимжан Наурызбаев (1925-2009) - заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1960), народный художник Республики Казахстан (1969), лауреат Государственной премии им. Ч. Валиханова (1970), лауреат премии «Тарлан», кавалер ордена «Парасат», профессор Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова. Творчество этого художника, окончившего в 1951 году Харьковский художественный институт, развивалось на основе русской реалистической школы. Произведения Х. Наурызбаева, основываясь на принципах академической школы, несли в себе ощущение казахского, глубинного, национального. Скульптор создал замечательные произведения, вошедшие в золотой фонд изобразительного искусства Казахстана. Период, начатый творчеством Наурыз-баева, можно определить как период создания героического национального образа в профессиональной скульптуре Казахстана. Специфика мышления казахов, культурное ядро традиционного сознания претворялись в его работах на уровне тематики, тяготения к определенному кругу сюжетов и особенностям их трактовки. Формирование Х. Наурызбаева, как скульптора, во многом характерно для его поколения художников. Он начинал с жанровых композиций, которые раскрывали национальные обычаи казахского народа, в студенческие годы скульптором были созданы работы «Кокпар», «Юноша с беркутом». Позже его самоопределение шло в поступательном движении от многословности изобразительных предметов к цельности пластического языка. Жанровая скульптура «Молодой Джамбул»4 (1958) сразу же привлекла внимание специалистов и общественности. Скульптор изобразил казахского мальчика, идущего по степи, с домброй в руках. Сюжетная сторона
в пластических приемах раскрывает эмоциональную составляющую в образе юного музыканта. Г. Сарыкулова об этом произведении пишет: «душевный порыв, так хорошо переданный во взгляде, в лице и в общем движении фигуры, не является проявлением одного мгновения. В образе юного Джамбула художник показал обобщенное выражение пробуждающейся духовной красоты человека» [12; с. 197]. В портретах, созданных Х. Наурызбаевым, «Амангельды Има-нов» (1950), «Ш. Уалиханов» (1965) отсутствие иконографических образов дало автору право отталкиваться от своих собственных идеалов мужества, доблести и чести. Бюст Амангельды5 (1950) посвящен особому герою - это личность, рожденная в революционных боях. Образ решен динамично, голова наклонена вперед, из-под густых нахмуренных бровей - острый, пронизывающий взгляд, устремленный вперед. «Романический дух предопределялся поисками героико-символического звучания образа. Синтезируя словесную характеристику очевидцев, поэтический сказ о подвигах героя и находя аналогии портретов легендарных личностей, скульптор пришел к выразительному решению», - отмечает искусствовед Г.А. Сарыкулова [12; с. 197]. В портрете проявляется чуткое ощущение движения и формы, переданное через энергичную лепку образа А. Иманова. Х. Наурызбаев является автором более трехсот произведений, в числе которых известные памятники Абаю Кунанбаеву и Шокану Уалиханову в Алма-Ате. В 1960-х годах скульптор создает множество портретов современников: портрет Героя Социалистического труда Б. Шаян-дина (1960), Героя Социалистического труда свекловода Д. Серикова (1960). Автор, работая непосредственно с натуры и изучая характеры моделей, приобретает более свободную манеру исполнения. В почерке исчезает графичность, скульптура становится объемнее, монументальнее. Широта образного мышления, обобщение нашли свое выражение в исторических портретах. Характерная для портрета этого периода мягкая и одновременно выразительная пластическая манера, особенная глубина внутреннего проникновения достигнута в образе С. Сейфулина (1965-1967)6. Образ впечатляет сложностью и многогранностью психологической характеристики. Первой монументальной работой стал памятник Абая в Алма-Ате, ставший своего рода символом города. Абай (Ибрагим) Кунанбаев (1845-1904) - великий казахский поэт и мыслитель, основоположник новой казахской национальной письменной литературы7. Главным консультантом в создании памят-
ника был известный казахский писатель Мухтар Ауэзов, автор книги «Путь Абая».
Общее впечатление от этой работы - целостность постамента и фигуры, объединяющиеся в единый образ, напоминающий казахские архитектурные сооружения -кумбезы, и сегодня встречающиеся в казахской степи в местах захоронений известных людей. Вместе с тем реалистический принцип решения образа отсылает к лучшим традициям классической традиции.
Один из самых значительных памятников, выполненных Наурызбаевым, - скульптурный монумент, посвященный великому казахскому ученому, просветителю, художнику этнографу, географу, экономисту, путешественнику Шокану Валиханову (Алма-Ата. 1969).
Перед скульптором стояла задача создать образ молодого гуманиста, чья жизнь, полная мужества, напряженного труда, открытий и разочарований, оставила яркий след в духовном наследии казахов второй половины XIX века. В монументальном памятнике Валиханов представлен в момент глубокого раздумья, напряженная мысль делает прекрасным его одухотворенное лицо. Поэт изображен во весь рост, в руке книга - символ мудрости, знания. Силуэт фигуры строгий, графический. Здесь все соразмерно и гармонично, скульптор сумел добиться передачи тонкого эмоционального состояния, богатства пластических ритмов и ясного видения монумента в окружающем пространстве. Наурызбаев часто говорил: «Самое большое счастье для меня - создать полнокровный образ современника».
Один из лучших портретов 1970-х годов - портрет трактористки Камшат До-ненбаевой (1974)8. Мастер побывал у нее на родине, ознакомился с нелегким трудом трактористки. Бюст известной трактористки, Героя Труда, скульптором был решен как образ простой казахской женщины, привлекательной и миловидной. «Портрет рабочего С.А. Путилина» (1960), «Портрет Н. Алдабергенова» (1959), «Портрет народного артиста Казахской ССР С. Ко-жамкулова», «Портрет поэтессы М. Хаким-жановой» (1964) - все эти и многие другие портреты созданы скульптором с натуры. Выявляя и подчеркивая индивидуальность персонажей в своих скульптурах, передавая портретное сходство, индивидуальные черты характера, он в то же время типизирует портреты, отражает в них дух времени, в котором они все жили. В портретах Х.И. Наурызбаева нас прежде всего привлекает максимальная правдивость, простота и гармония в выявлении внутреннего мира изображенной личности. Творческой
удачей мастера стала работа над созданием образа Курмангазы.
В эти годы активно работает Б.А. Ту-леков. Бек Акатайулы Тулеков, заслуженный деятель искусств Казахской ССР, в 1949 году окончил театрально-декорационное отделение АХУ, учился у Л.П. Леонтьева, А.И. Бортникова, А.М. Черкасского. В 1955 г. после открытия скульптурного отделения вновь поступил в АХУ, которое окончил на отлично. Работы, созданные Ту-лековым в 1960 и 1961 годах, говорят о поиске автором композиционной выразительности посредством динамики или статики движения фигур, ощутима его увлеченность красотой человеческой тела. В разные годы он обращается к портретному жанру.
Одна из ранних работ этого плана -«Портрет дирижера симфонического оркестра Фуата Мансурова» (1960) - сразу привлекает внимание нетипичным для того времени решением: его пластика основывается на ритмическом соотношении скульптурных масс, определяющих внутреннюю динамику образа. Такой композиционный ход отсылает к профессии модели, известному музыканту, запечатленному в момент погружения в музыкальную стихию. В «Портрете дважды Героя Социалистического Труда чабана Куанышбаева» (1969) свободная живописная лепка создает игру светотеней, сообщая портрету как бы проявленную жизненную энергию. Скульптор сумел передать облик сильного, умудренного жизнью аксакала, не идеализируя и не утрируя в нем героические черты, что было свойственно художникам того времени.
В 1965 г. скульптор, осваивая новый для себя материал, создает в мраморе «Портрет девушки». Выбор классического для скульптуры материала обязывает мастера сосредоточиться на сочетании больших и малых объемов; цельности композиции, мягкости переходящих линий, создающих ощущение воздуха и легкости. Здесь скульптор явно исходил из традиций классического портрета русской скульптурной школы.
Тулеков является автором первой в Казахстане декоративно-парковой скульптуры «Мать» (1971), установленной в Алма-Ате перед зданием больницы: полулежащая женская фигура как бы ограждает стоящего рядом малыша. Помещенная на невысокий подиум, слегка возвышающийся над зеркалом воды, композиция отражается в воде вместе со склонившимися над ней кронами деревьев. Удачно вписанная по масштабу в зеленую рекреационную зону, эта работа своей мягкой пластикой, теплотой и лиричностью образа выгодно отличалась от других, пока еще немногочисленных в то время общественных скульптурных объектов.
Социалистическая идеология, выстраивая новую культурную модель в стране, имеющей собственные мировоззренческие и художественные традиции, отметала историческое прошлое, объявив его отсталым феодально-байским. Формула «искусство должно быть национальным по форме и социалистическим по содержанию» на самом деле превратилась в другую - искусство стало реалистическим и по форме, и по содержанию. Традиции народного национального искусства, в лоне которых люди жили веками, были переведены в ранг фольклора и художественного ремесла, а исторические памятники материальной культуры - уделом изучения археологии и этнографии. Путь развития нового для Казахстана изобразительного творчества предусматривался исключительно в рамках высокого классического искусства европейского типа. По сути, это был и первый этап глобализации: столкновение двух куль-
Список литературы:
тур - привнесенной и национально-традиционной - привело к победе первой. Такой обрыв исторической традиции, исключающий прямую преемственность, не мог пройти бесследно. В недрах этого процесса вызревали настойчивые поиски новой национальной идентичности.
Казахские мастера на этом начальном этапе формирования новой художественной школы обратились к современности, наблюдая жизнь людей и оставляя следы перемен в своем творчестве. Накапливался творческий опыт для определения следующих путей развития нетрадиционного для Казахстана способа художественного творчества. Ускорению процесса способствовала интернациональная творческая среда, в которой ориентация на классическое искусство европейского типа с его многовековыми традициями и выдающимися мастерами, стала генеральной линией новой художественной практики.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11. 12.
Бартольд. В.В. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью. 1893-1894 // Сочинения в 9 тт. Т. IV. Работы по археологии, нумизматике, эпиграфике и этнографии. - М., 1966. - 497 с. Борев Ю.Б. Эстетика. В 2 тт. / Изд. 5-е, доп. Т. 1. - Смоленск: Русич, 1997. - 576 с. Борев Ю.Б. Эстетика. В 2 тт. / Изд. 5-е, доп. Т. 2. - Смоленск: Русич, 1997. - 640 с.
Вопросы изобразительного искусства / Академия художеств СССР; собр., ред., предисл. Ф.П. Решетников, др. - М.: Советский художник, 1954. - 188 с., ил.
Елеукенова Г.Ш. Очерки истории средневековой скульптуры Казахстана. - Алма-Ата: Гылым, 1999. - 220 с.
Ермонская В.В. Что такое скульптура. Изд. 2-е. - М.: Изобразительное искусство, 1977. - 96 с. Золотарева Л.Р. История искусств Казахстана: Уч. пос. - Караганда: КарГУ им.Е.А. Букетова, 2000. -332 с.
Золотарева Л.Р. Культурологические тенденции изучения истории искусств Казахстана. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.art-m-school.ru/art/iskusstvo_i_obrazovanie_2011_02_-_14_ Zolotareva.pdf
Искусство Казахстана 1985-2005 гг.: Иллюстрированный альбом / вступ. текст и сост. К.В. Ли. -Усть-Каменогорск: Берел, 2006.
Копбосинова Р.Т. Казахстанская скульптура: Каталог. - «Art Алма-Ата», 2003. Ли К.В. Диалоги. Эдуард Казарян: Каталог. - Алматы, 2009.
Сарыкулова Г.А. Очерки истории изобразительного искусства Казахстана. - Алма-Ата: Наука, 1977. - 224 с.
О
1 Жамбыл Жабаев (казах. Джамбу!л Джаба!ев; 1846-1945) - казахский и советский поэт-акын, лауреат Сталинской премии второй степени (1941).
2 В 1938 году Сарыджа уже исполнял рельеф для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве.
3 В 2000-х годах памятник убирают, вместо него устанавливают монумент М. Маметовой и А. Молдагуловой.
4 Работа находится в ГМИИ им. А. Кастеева. Алма-Ата.
5 Работа находится в ГМИИ им. А. Кастеева. Алма-Ата.
6 Работа находится в ГМИИ им. А. Кастеева. Алма-Ата.
7 Памятник Абаю в Алма-Ате хотели поставить еще до войны. В 1938 г. правительство Казахской Республики приняло решение о создании в столице Казахстана памятников Амангельды Иманову, Абаю и Чапаеву. Союзом московских скульпторов был объявлен конкурс на проекты памятников. В нем приняли участие лучшие скульпторы Советского Союза, в том числе Мухина, Королев, Нерод. В Алма-Ату приезжали представители московского Союза скульпторов Андреев и Шульц, чтобы ознакомиться с местом, где будут установлены памятники, и собрать материалы, характеризующие облик Абая и Амангельды. В те годы решение памятника Абаю мыслилось в следующем виде: в парке, на фоне густой зелени, в спокойной рабочей обстановке. По мнению современников, наиболее интересное решение памятника Абаю дали скульпторы Рындзюнская и Шильников. В проекте Рындзюнской памятник Абаю был на низком, украшенном рельефами постаменте, с круглой сквозной узорчатой каменной оградой, в окружении небольших водоемов и стройных тополей, пространственно прекрасно увязан с находящимся позади Дворцом культуры. Ни один из этих проектов так и не был воплощен в жизнь.
8 Работа находится в ГМИИ им А. Кастеева. Алма-Ата.