МУЗЕИ, ГАЛЕРЕИ, КОЛЛЕКЦИИ
УДК 7.074 Е. П. Швецова
Музей печати Тобольск, Россия
ХРОНИКИ ДАРОВ. ТОБОЛЬСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ1
Статья посвящена вкладу Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» в создание в Тобольске Художественного музея в бывшем здании Губернского музея, отреставрированном и реконструированном по инициативе и под руководством фонда. Приводится история передачи фондом в дар сотен художественных произведений отечественного изобразительного искусства в Тобольский музей-заповедник для будущего Художественного музея за период 1994-2002 гг. Дается характеристика подаренной музею коллекции фонда. Также кратко описывается история создания художественного собрания в Губернском музее до революции, а затем открытия и закрытия в городе Музея изящных искусств в 1920-е годы, экспонаты которого были переданы в фонды краеведческого музея.
Ключевые слова: художественный музей; Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска»; Музей изящных искусств; частная коллекция; дарение.
Ю. Ю. Клевер. Морской пейзаж. 1924.
Фанера, масло. 47x40
Тобольский историко-архшпектурный музей-заповедник (Тобольск)
Сложно найти человека, связанного с культурой и историей Сибири, не слышавшего про деятельность благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» и не знающего имени его председателя Аркадия Елфимова, известного российского издателя, почетного члена Российской академии художеств. За четверть века существования фонда возвращены в факсимильных изданиях уникальные картографические труды Семена Ремезова, изданы сотни томов в серии альманаха «Тобольск и вся Сибирь» и библиотеки альманаха, рассказывающие о необъятной во всех смыслах территории
за Уральскими горами. Работа над изданиями фонда объединила сотни ученых, художников, писателей, журналистов, музейных сотрудников и краеведов.
В Тобольске стараниями фонда был воссоздан Художественный музей, для этого было восстановлено и реконструировано здание бывшего Губернского музея, за период с 1994 по 2003 годы собрана большая коллекция отечественного изобразительного искусства ХУП-Х1Х веков.
Немного предыстории: художественную коллекцию начали собирать еще в 1896 году сотрудники Тобольского губернского музея во главе с консерватором
музея Николаем Скалозубовым и его супругой Ариадной, дочерью известного художника-передвижника, профессора живописи Василия Максимова. Они мечтали создать при музее художественный отдел.
Основой коллекции в 1900 году стал беспрецедентный дар замечательного русского художника Сергея Васильевича Иванова -картина «В лесу. Приход Стефана Пермского в стан язычников» (123x253, 1899). Показанная на XXVII выставке передвижников в Праге, прямо из Чехии картина была отправлена в Тюмень, где ей пришлось зазимовать, так как железной дороги до Тобольска не было. Супруга художника, ведшая переписку, сообщала: «Приблизительный вес картины вместе с ящиком пудов 12». С первой навигацией в мае 1901 года полотно было доставлено в губернский центр. Воодушевленные тоболяки открыли 27 мая первую крупную художественную выставку в Тобольске, на которой собрали все наличествующие в музее и частных коллекциях художественные произведения. C.B. Иванов получил звание почетного члена Тобольского губернского музея, как и В.М. Максимов, который с энтузиазмом занимался в столи-
це делами далекого сибирского музея. Одно дело - письмо из провинциального музея и призыв музейщиков на газетных полосах, другое дело - заступничество такой личности, как Василий Максимов, «самого несокрушимого камня основания "передвижничества"», по выражению Ильи Репина. В итоге сложилось внушительное ядро коллекции, и тобольские музейщики даже разработали проект создания Сибирского художественного музея, но помешала Первая мировая война.
Мечту музейщиков осуществил художник Пантелеймон Петрович Чукомин, то-боляк, выпускник Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица. Он занялся в 1919 году спасением в городе брошенных в огне Гражданской войны художественных ценностей и в апреле 1920 года открыл в Тобольске Музей изящных искусств. Осенью этого же года П.П. Чукомин привез в фонды музея десять ящиков с вазами и гипсовыми слепками и три десятка произведений известных русских художников, среди которых были картины И. Репина, И. Айвазовского, В. Поленова, В. Серова, братьев К. и В. Маковских. Кроме того, был
А. В. Пантелеев. Утро завода. 1972. Холст, масло. 165x115
Тобольский
историко-
архитектурпый
музей-заповедник
(Тобольск)
Г. В. Франгулян. Встреча
космонавта. 1976 Бронза, отливка. 20x31x17
Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник (Тобольск)
привезен и ряд работ художников-авангардистов - А. Родченко, В. Кандинского, Л. Поповой, О. Розановой. Идеолог современного искусства Кандинский сам отбирал из хранилища Государственного музейного фонда произведения для провинциального музея. К сожалению, Музей изящных искусств полноценно функционировал лишь два года, два последующих года решали, как с ним поступить, и, в конце концов, закрыли. Еще через три года коллекцию определили в краеведческий музей, который назывался тогда «Государственный музей Тобольского Севера».
В 1956 году большая часть произведений тобольской художественной коллекции, вопреки протестам городской интеллигенции, была перевезена в областной центр, где формировалась экспозиция Тюменской картинной галереи. Историческое полотно С. Иванова «В лесу», видимо из-за крупных размеров, не было вывезено, как и русский авангард, который в советских 1950-х был не в чести, поэтому эти произведения остались в Тобольске. Увезли в будущий тюменский музей ИЗО лишь работу Кандинского. В 1967 году в Тобольском музее-заповеднике был открыт выставочный зал и создан отдел изобразительного искусства. И вновь начинает по крупицам формироваться собрание произведений изобразительного искусства, в основном за счет местных художников.
Новый, удивительный и захватывающий по своей динамике этап формирования тобольской художественной коллекции наступил в 1990-х гг. Еще за несколько лет до появления фонда в 1994 году его будущий председатель, тогда глава города Аркадий Елфимов по мере возможности уже занимался развитием художественной инфраструктуры города. Он организовал строительство мастерских - мансард для тобольских художников, его стараниями в Тобольском кремле был установлен памятник выдающемуся сибиряку Семену Ремезову работы известного российского скульптора Олега Комова, были заказаны мемориальные доски С.У Ремезову и ссыльным Ро-
мановым другому известному скульптору - Геннадию Правоторову, была отлита первая медаль «Славен град Тобольск», издавались книги по архитектуре города, истории косторезного промысла и пр.
Деятельность фонда «Возрождение Тобольска» началась с интенсивной работы по возрождению Художественного музея. Как некогда всем миром строилось здание тобольского Губернского музея (на пожертвования от тобольского купечества, крупных сибирских купцов Трапезникова, Сибиря-кова, от самых скромных учителей и небогатых чиновников), так и через столетие, кто чем мог, принялись за восстановление и реконструкцию здания бывшего Губернского музея под Художественный музей: кто финансовыми вложениями, кто стройматериалами, кто трудоднями... Эта страда заслуживает отдельного разговора.
Одновременно была начата целенаправленная работа по формированию коллекции специально для будущего Художественного музея. Президиум фонда, как некогда в XIX веке Распорядительный комитет Губернского музея, обратился с письмами персонально к известным художникам, а также в ведущие общественные организации, объединяющие художественные силы страны, с призывом об участии в создании Художественного музея в Тобольске. Дополнительно была приложена масса усилий и для возврата коллекции Музея изящных искусств, но оказалось, что возврат тобольской коллекции из Тюмени невозможен.
Первыми поступлениями в 1994 году стали произведения, переданные в дар от двадцати тобольских художников: живописцев Григория Бочанова, Петра Токарева, Михаила Полкова, Виталия Хлызова, Геннадия Губина, Ивана Пуртова, Владимира Игло-викова, Николая Боцмана, Александра Шу-стера, Леонида Лара, Петра Симонова; художников-графиков - офортиста Анатолия Холодова и акварелиста Анатолия Ильиных; скульптора Юрия Паянена; художников-миниатюристов Сергея Здановского и Екатерины Раевской; известных косторезов Алев-
тины Кривошеиной, Алексея Кугаевского, Мухаметвали Кульмаметова и заслуженного художника России Гавриила Хазова.
Также стараниями фонда были приобретены работы тобольских косторезов 1930-х годов: уникальная многофигурная композиция из кости талантливейшего мастера Виктора Лопатина «Изучение конституции в тундре» и портсигар «Мамонт» одного из основателей артели «Коопэкспортбыт» Терентия Пескова.
Кроме того, фонд пополнил коллекцию музея ценной парсуной XVIII века с изображением архиепископа Герасима (Кремлёва), руководившего Тобольской Сибирской епархией с 1640 года до своей кончины в 1650 году. Парсуна была написана специально для митрополичьей галереи Тобольского архиерейского дома.
Из московских художников первым откликнулся «московский сибиряк», замечательный график и монументалист, ныне народный художник, Герман Черёмушкин, посвятивший Сибири около двух десятков лет, много сделавший для Тобольска (например, комплексное решение оформления монументальными работами тобольского железнодорожного вокзала, экстерьеров и интерьеров других значимых городских зданий, въездные знаки и пр.). В Тобольский музей он подарил четырнадцать графических остроумных композиций в акварели из своего тобольского цикла, а впоследствии (из личной коллекции) станковые работы его старших друзей, известных советских художников-монументалистов - фронтовика Виктора Эльконина и «советского формалиста» Бориса Милюкова.
Геннадий Правоторов, как и Черёмушкин, горячо включился в собирание коллекции. Известный скульптор, один из ведущих медальеров страны к тому времени также выполнил целый ряд произведений для Тобольска: медали и памятные доски С.У. Ремезову, Д.И. Менделееву, A.A. Алябьеву, царской семье. Он привлек к благому делу и круг своих коллег. В 1995 году Правоторов вместе с художником Игорем Об-
росовым и его дочерью, художницей Дарьей Обросовой, лично в День города участвовал в акции дарения в фонды будущего музея. Небольшую, но разнообразную и содержательную художественную коллекцию из Москвы тогда составили: характерный, отражающий эпоху портрет Г. Правоторова кисти монументалиста, мастера стенописи Олега Филатчева; скульптура «Есенин» Анатолия Бичукова, представляющая одну из главных тем творчества («Есениана») этого крупнейшего российского скульптора; «Голова Иоанна Крестителя» еще одного выдающегося скульптора современности Михаила Переяславца. Молодой, но уже хорошо известный в стране и за рубежом представитель династии баталистов, незаурядный портретист Сергей Присекин подарил в музей графический портрет режиссера Элема Климова.
Известнейшие представители отечественной графики Михаил Верхоланцев и Сергей Харламов выделили для сибирского музея свои безупречные гравюры, выполненные в редкой технике - ксилографии.
Т. С. Федорова. Женский портрет. 1983.
Холст, масло. 75x69,5
Тобольский
историко-
архитектурный
музей-заповедник
(Тобольск)
В. Е. Цигалъ. Рихард Зорге. 1987. Бронза, отливка. 33x19x16
Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник (Тобольск)
Олег Савостюк, заслуженный художник России, экс-секретарь правления Московского союза художников, ведущий плакатист страны, занимающийся и станковой живописью, воспитавший несколько поколений учеников-«савостючат», подарил свою живописную работу. Впоследствии он пошлет в Тобольск еще и графические листы, более полно отражающие его творчество. Кроме того, через несколько лет появится в тобольской коллекции и композиция кисти Бориса Успенского, с которым Савостюк около тридцати лет работал в соавторстве.
Сам Правоторов подарил плакету «Экзальтация», добавив ее к десяти его медалям из цикла «Славен град Тобольск», уже переданным музею фондом. А живописец Игорь Обросов, яркий представитель сурового стиля, - метафизические портреты Д. Шостаковича, Ф. Тютчева и Н. Белохвости-ковой, два последних можно отнести к так называемым обросовским монохромам из-за доминирующего черного цвета, характер-
ного для творчества этого художника. Интересно, что картины Обросова запечатлены в двухсерийном фильме «Выбор» режиссера Владимира Наумова по одноименному роману Юрия Бондарева, где главный герой художник Владимир Васильев (актер Михаил Ульянов) не раз портретирует в мастерской свою спутницу жизни Марию (актриса Наталья Белохвостикова). Один из этих портретов, созданных для кинофильма, и был подарен в тобольское собрание.
Стоимость только первых поступлений в тобольскую коллекцию - 1 700 долларов, что по курсу рубля в то время составило около 85 миллионов рублей.
В конце 1995 года в музей поступили живописные работы художников-супругов фронтовика Виктора Цигаля и Мирэли Шагинян, выполненные в Коктебеле. Впоследствии в поздних дарах они были дополнены тонкими высокопрофессиональными акварелями Виктора из его циклов о поездках по стране: «Азовское море» и «Рыбаки Азербайджана». Переданы были и творения других представителей легендарной художнической династии Цигалей: модель замечательного московского памятника Рихарду Зорге младшего брата Виктора - скульптора-монументалиста Владимира Цигаля, тоже прошедшего войну фронтовым художником; живописная работа его дочери Татьяны Цигаль, а также известное произведение супруга Татьяны «Домик у моря» художника-семидесятника Алексея Лопатникова. Сюда же можно отнести и экспрессивную живописную композицию «С Новым годом, желаю счастья. Аня» жены скульптора Александра Владимировича Цигаля и матери модельера Марии Цигаль, членкора PAX Анны Бирштейн, представительницы еще одной известной творческой московской семьи - живописца Макса Бир-штейна и ведущего плакатиста советской страны до 1960-х годов Нины Ватолиной, той самой, которая создала памятный плакат 1940-х «Не болтай!».
Аркадий Елфимов, участвовавший во многих переговорах с художниками лично,
вспоминал позднее, что в те тяжелейшие для художников 1990-е годы, когда бывшие советские мастера, обласканные властью с их мастерскими, домами творчества, являвшиеся высокообеспеченной элитой общества, вдруг оказались за бортом жизни и буквально выживали на чае и хлебе, рассчитывать на дарение с их стороны не приходилось. Но заветные слова «для Тобольска!» и «создается народный музей!» пробуждали в русском человеке его культурно-исторический код справедливости, а не выгоды, как у человека Запада, чувство радения за общее, коллективное дело, если к тому же это общее дело -помочь всем миром новому музею. Это вот и было решающим.
В 1996 году в собрании будущего музея появилась картина, написанная в 1924 году известным российским живописцем Юлием Клевером, чьи работы еще в 1870 годы приобретали в свои коллекции и члены царской семьи, и Павел Третьяков. «Морской пейзаж» стоит особняком в творчестве Клевера из-за введения в композицию неожиданного для него элемента - изображения биплана, приметы молодого XX века. Чуть позднее появится еще одна работа, созданная в 1920-х годах, ее специально для музея лично приобретет председатель фонда Аркадий Елфимов. Это одна из акварелей легендарной «Коктебельской сюиты» поэта и художника-графика Максимилиана Волошина -яркого представителя Серебряного века.
В период с 1996 по 1999 год в дар поступило целое собрание произведений от наших современников - известных тюменских художников: Виктора Овчарова, Александра Шкуренко, Остапа (Виктора) Шруба, Анатолия Седова. Состоялась и прекрасная подборка графики, как уникальной, так и печатной, художников Тюмени: Дмитрия Бобонича, Юрия Акишева, Михаила Пато-кина, Ивана Станкова, Александра Миллера. Ряд своих автолитографий передал тобольскому музею председатель Тюменской организации СХ заслуженный художник России Александр Новик.
Позднее присоединился к акции один из старейших скульпторов региона уроженец Тобольска Николай Распопов, он подарил модель давно полюбившегося тюменцам памятника десятиклассникам, ушедшим на войну.
Очарованный идеей воссоздания Художественного музея в Тобольске томич Сергей Павский передал ряд своих офортов.
В эти годы художественная коллекция тобольского музея обогатилась десятками произведений разных московских авторов. Так, подарила в тобольскую коллекцию свой триптих «Реставрация» живописец Раиса Зелинская-Платэ, учившаяся у Грабаря и Ос-мёркина, дочь знаменитого химика Николая Зелинского, коллеги Менделеева, и супруга химика Альфреда Платэ, ученика Зелинского. Раиса Николаевна очень хотела побывать в Тобольске сама, но из-за преклонных лет так и не сумела осуществить поездку. Также поступили работы московских графиков, сверстников Зелинской: мастера офорта Михаила Алексича, ученика Грабаря, и известнейшего советского иллюстратора Валерия Алфеевского.
Представитель второй волны русского авангарда Александр Ситников подарил две шелкографии с программными сюжетами, а его дочь Наталья Ситникова (мать - аван-гардистка Ольга Булгакова), чья творческая биография началась сразу с персональной выставки в Государственном Русском музее, ныне признанный мастер абстрактного искусства, - композицию «Игра в карты», выполненную в смешанной технике.
Невозможно также не упомянуть живописца Виктора Разгулина, действительного члена РАХ, его праздничную и одновременно уютную, провинциальную Русь в городских населенных пейзажах «Русского Барбизона» - Переславля-Залесского - или замечательного живописца Евгения Гинзбурга и его искренние, почти интимные, пастозные композиции «Музыкант» и «Большая рюмка».
А еще в 1999 году в будущий музей поступил целый ряд произведений прикладного
О. П. Филатчев.
Портрет
скульптора
Геннадия
Правоторова.
1990. Оргалит,
темпера.
95x78
Тобольский
историко-
архитектурный
музей-заповедник
(Тобольск)
искусства художников-керамистов - членов МСХ: заслуженного художника России Натальи Полянской, долгие годы трудившейся главным художником Гжельского керамического завода, Елены Семёновой, руководившей экспериментальным творче-ско-художественным московским комбинатом «Русский сувенир», а также Людмилы Курило, Ирины Багинян и других. Надо ли говорить о том, что подобные произведения могут украсить любой экспозиционный зал.
Список можно продолжать. За скупыми строчками перечня подаренных работ стоит колоссальная работа фонда, ведь с авторами надо было не только списаться, объяснить цель даров, увлечь, но и зачастую встретиться лично, получить и транспортировать дары, оформить необходимые пакеты документов, соответствующие различным этапам всего процесса, нередко приходилось достойно «одевать» произведение в паспарту и багет.
Так, А. Г. Елфимов рассказывал о феерическом вернисаже персональной выстав-
ки Александра Шилова в Малом Манеже в Москве в 1996: многочисленные У1Р-гости, цветы, представители бизнес-элиты. Когда стали разъезжаться высокие гости, Елфимов подошел к художнику и попросил рассмотреть возможность подарить одну работу для коллекции нового Тобольского музея. Не сразу, но работа оказалась в музее. Не всегда ответы были положительными. Иногда формула «Тобольск - это Тюмень, где есть нефть и газ. Пусть купят!» становилась определяющей.
Дары следующих лет практически не имеют аналогов по своему содержанию и объемам. На рубеже тысячелетий в музей поступили произведения известных советских художников, большинство из которых являются этапными, знаковыми в их творчестве. Результат превзошел все ожидания работников музея, так как произведения отбирались из фондов Союза, где они оседали после всероссийских, всесоюзных и республиканских выставок и смотров, пройдя в свое время ряд суровых выставкомов. Было принято всё лучшее оставлять в столице. Поэтому и поступление каждой из этих работ в Тобольский музей являлось действительно значимым событием не только для города, но и для культуры всего региона.
Вот только некоторые из них. Монументальная композиция «Утро завода» 1972 года принадлежит кисти заслуженного художника России Александра Пантелеева, много работавшего над передачей эстетики индустриального пейзажа. Совсем недавно в Вологде открыт его мемориальный музей-мастерская.
Сюжетная, с неповторимой палитрой и почерком композиция на левкасе «Уборка капусты» 1972 года - кисти самобытного оренбургского живописца Виктора Ни (художник скончался в Тюмени в 1979 году во время работы зональной выставки «Урал социалистический»; будучи участником и отличным экспозиционером, он формировал экспозицию выставки). Сейчас произведения Ни являются украшением лучших музеев страны.
Живописный «Старый Загорск» 1971 года имеет авторство заслуженного художника России, видного мастера городского пейзажа, участника войны Георгия Храпака.
Пронзительную по содержанию композицию с высоким горизонтом - «Береговушки» (1977-1978) - написал Андрей Орловский, возглавлявший в 1980-х годах мастерскую монументально-декоративного искусства бывшего Строгановского училища.
Сюжетное полотно «Казачьи проводы» 1997 года принадлежит кисти профессора МГАХИ им. В. И. Сурикова Сергея Гавриля-ченко, чьей основной темой является история и культура казачества, а одним из основных сюжетов - прощание казака.
Наконец, в коллекции появляются полотна авторов из Петербурга (Ленинграда). Это «Авиатрасса» романтика Виталия Тюленева, чьи работы ныне находятся в Государственном Русском музее и Государственной Третьяковской галерее, а также два живописных величественных пейзажа с сибирской тематикой индустриального освоения края народного художника РФ Юрия Подлясско-го.
Это и пейзаж псковской земли Сергея Осипова, демонстрирующий любимую тему живописца - старинные русские города. Нужно добавить, что Осипов был фронтовиком, инвалидом Великой Отечественной войны - потерял ногу при обороне Ленинграда, однако это не помешало ему ездить на пленэры по любимой Псковщине.
Нельзя не упомянуть и очень «питерский», выверенный до геометричности, холодный и точный, построенный на контрастах «Натюрморт с кистями» живописца Ольги Цуцковой, а также тонкий женский портрет, выполненный в классической гладкой манере письма, заслуженного художника РФ Татьяны Федоровой, признанного мастера психологического портрета.
Ленинградскую школу в тобольской коллекции представляют и Георгий Ковенчук, ученик блестящего рисовальщика, иллюстратора Алексея Пахомова, главный художник журнала «Аврора» в начале 1970-х
годов; мастер литографии Елена Натаревич, дочь яркого представителя ленинградского изобразительного искусства советского времени Михаила Натаревича; иркутянин Николай Домашенко, который после переезда в Ленинград в середине 1980-х годов становится одним из ведущих художников-графиков Петербурга. Все их работы в тобольской коллекции так или иначе касаются Сибири.
Поступил в тобольскую коллекцию и ряд произведений сибирских художников. Это сюжетная тематическая картина «На берегах Туры» тюменского живописца Владимира Янке, которого еще с 1977 года хорошо запомнили по его «Разбуженной тайге», демонстрировавшейся в Москве на масштабной выставке «Земля Тюменская».
В. Е. Цигалъ. Розы на ковре. 1995
Холст, масло. 70x50
Тобольский
историко-
архшпектурный
музей-заповедник
(Тобольск)
Полотно «Хозяйка» (1975) из цикла работ, посвященных нефтяникам Сибири, новосибирца Михаила Омбыш-Кузнецова, приобретшего всесоюзную известность сразу со своего старта в 1970-х годах. Сейчас «О-К» (так подписывает художник свои работы) величают классиком позднесоветского гиперреализма.
Героическая и жизнеутверждающая живописная композиция «Отряд геолога Анатолия Смагина» (1984) - программная работа Анатолия Федосеенко из Омска, ученика Евсея Моисеенко (Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина), прекрасно усвоившего новаторские композиционные приемы своего учителя.
Метафизический пустынный городской пейзаж «Переход» (1981) принадлежит кисти еще одного нашего современника - оми-ча Георгия Кичигина, чьи произведения сейчас включены в постоянную экспозицию искусства XX века Третьяковки в галерее на Крымском валу.
Появились в коллекции и произведения трех красноярцев: пейзажи поэта и народного художника России Тойво Ряннеля (в преклонных годах в 1990-е эмигрировал в Финляндию), живописца Бориса Ряузова, возглавлявшего Красноярский СХ более десяти лет, первого из сибирских художников избранного в действительные члены PAX, и целый ряд замечательных северных эстампов Владимира Мешкова, выполненных в его излюбленной технике цветной линогравюры.
Выразительным женским портретом представлен Владимир Чалый, один из самых талантливых зауральских живописцев, живший в Кургане.
Александр Муравьёв, членкор PAX, народный художник РФ, художник-универсал, владеющий практически всеми графическими техниками, передал в дар литографии из самых своих известных серий «Декабристы» и «Стройки Сибири».
Тюменский мастер линогравюры Евста-фий Кобелев, ученик Кибрика и Маторина
в Суриковском институте, представлен работами, воспевающими героическое время нефтяного освоения края. Надо сказать, блестящий советский художник-график и иллюстратор Евгений Кибрик, четверть века преподававший в МГХИ им. В.И. Сурикова, вырастил несколько поколений советских мастеров графического искусства, целую плеяду талантливых графиков. И тобольскую коллекцию украсили работы до десятка его замечательных учеников: Николая Воронкова, Андрея Лопатина, Вячеслава Смирнова, Юрия Ефремова, Виктора Макеева, Николая Завьялова, Юрия Ванчугина, Василия Денисова.
Благодаря активной поддержке руководителя «Объединения художников графического станкового искусства» Василия Дранишникова, инициативе фонда «Возрождение Тобольска» музей сибирской духовной столицы получил внушительное собрание отечественной графики.
Только за период 2000-2001 годов еще дополнительно поступило полсотни листов уникальной и печатной графики (и живописных работ) известных художников. Авторитетность имен впечатляет: Сергей Миклашевич, Адольф Демко, Генрих Стопа, Вера Дранишникова, Валентин Кузьмин, Николай Короткое, Игорь Овасапов, Валерий Рябовол, Алексей Попов, Валерий Гош-ко, Геннадий Животов и другие.
Торжественная передача работ состоялась в Москве в здании МСХ в Старопосадском переулке. Каждый из художников-дарителей выразил искреннее одобрение этого события. Звучало: «Для Тобольска - всегда!» А Дранишников рассказал, что некоторым художникам пришлось «завернуть» работы и для Тобольска принесли только лучшие!
Именно там, во время передачи работ, состоялось знакомство Елфимова с Масу-том Фаткулиным - главой конфедерации Союзов художников СНГ, правопреемницы Союза художников СССР, что имело благоприятные последствия для тобольской коллекции. Комплектование теперь шло в
основном через богатейшие фонды конфедерации.
В результате в составе поступлений представлены произведения почти всех ведущих художников бывших республик Союза.
Это и работы выдающегося туркменского живописца Иззата Клычева, и азербайджанского графика Марал Юсифовны Рах-ман-заде, первой женщины Азербайджана, получившей профессиональное образование (окончила МГХИ им. В.И. Сурикова), и одного из лучших скульпторов Украины Юрия Багалики; произведения латышского живописца Юлия Вилюмайниса, мастера тематической картины; заслуженного деятеля искусств Молдавии Михаила Бури, жившего и работавшего в Кишиневе; грузинских живописцев - участника Великой Отечественной войны Отара Шиукашвили и живописца-семидесятника Амирана Паркосадзе с темой «На строительстве БАМа» и многих других представителей национальных школ страны.
Среди этих даров надо отметить полотно «русского Гогена», так называют живописца и педагога Любовь Фроликову, жившую в Душанбе и посвятившую свою жизнь без остатка Таджикистану. Художница ушла из жизни, не перенеся глумления над своими картинами и всего беспредела гражданской войны в республике после распада СССР. Сейчас коллекционеры по крупицам собирают ее наследие.
В последующих поступлениях будет прекрасно показана также и армянская национальная школа изобразительного искусства. В коллекции появятся жанровая композиция «Дворик в Горисе» народного художника Армении Эдуарда Исабекяна; выполненный в классических традициях «Портрет прадедушки русской фотографии Свищева-Паоло» Армена Вартаняна; скульптурные работы членкора PAX, живущего в Москве, Размика Мурадяна и талантливых скульпторов-однофамильцев Гетика и Ашо-та Багдасарянов.
Это и портрет Каринэ Геворкян (сейчас известный армянский политолог-востоко-
вед) кисти замечательного советского живописца Лавинии Бажбеук-Меликян, талантливой ученицы Сергея Герасимова в МГХИ им. Сурикова, дочери выдающегося живописца Армении Александра Бажбеук-Мели-кова.
Живописный пейзаж «Рипсимэ» известного советского живописца-шестидесятника Саркиса Мурадяна.
Сейчас среди «армянских» работ в тобольском собрании и рисунки Рудольфа Ха-чатряна. Наставником самобытного художника был гениальный Ерванд Кочар, автор конной статуи Давида Сасунского - символа Еревана. Тонкие карандашные портреты ярко представляют московский период творчества Хачатряна начала 1970-х. На одном из «тобольских» портретов запечатлен выдающийся советский и российский реставратор, историк искусства Савелий Ямщиков.
В результате даров этого периода складывается целый раздел отечественной скульптуры для будущего Художественного музея Тобольска. Назовем еще имена и работы: народный художник СССР, членкор PAX, мастер скульптурного психологического портрета Николай Никогосян с портретными изображениями ученого Дерягина и композитора Свиридова; скульптор с мировой известностью Александр Бурганов, ученик легендарного Гавриила Шульца, с композицией «Воспоминания об интерьере» в бронзе, которая точно характеризует его творчество (в композиции основным элементом является изображение развевающейся драпировки - фирменного атрибута многих его произведений).
Это известный советский анималист Андрей Марц с выразительными стальными композициями «Два оленя» и «Барракуды». Последняя, изображающая стайку рыб, наиболее ярко отражает экспрессивную манеру мастера.
Это и заслуженный художник России Сергей Горяинов и его работа «Спортивный выстрел» - довольно крупное, практически в натуральную величину из шамота скуль-
птурное изображение прицеливающейся девочки-спортсменки (керамическая фигура изобретательно собирается из отдельных элементов), скульптор на рубеже веков неоднократно экспериментировал с этим материалом.
Обогатили отдел скульптуры несколько замечательных композиций в дереве народного художника России Николая Смирнова, чьи декоративные скульптуры украшают здание МИДа, станции метро, павильоны ВСХВ (работал в составе бригады Георгия Мотовилова).
Сюда можно добавить и станковые композиции из бронзы одного из самых ныне востребованных скульпторов не только в России, но и за рубежом (памятники в Антверпене, Брюсселе, Венеции и других европейских городах) Георгия Франгуляна. Этот художник первым в России открыл частное литейное производство.
Своими новыми пополнениями фонд делился с тоболяками регулярно с самого начала этой беспрецедентной по многим параметрам акции дарения, начиная с осени 1994 года, когда на открытии первой выставки выступал золотой бас России Александр Ведерников и камерный ансамбль «Барокко» (считается, что ансамбль первым в стране начал выступать в музейном пространстве в 1970-х гг.). Выставочные экспозиции, сформированные из даров фонда «Возрождение Тобольска», в начале XXI века стали ежегодными, и горожане ждали с нетерпением следующих. Особенно фееричными по составу стали выставки даров 2002 и 2003 годов, которые уже проводились в открытом Художественном музее.
Примечания
1. Вторая часть материала будет опубликована в следующих номерах журнала.
Литература
1. Артхив: современные художники и известные старые мастера// Артхив. - URL: https://artchive.ru/ artists/ (дата обращения 08.03.2021).
2. Валов, А. В. Похлопочи, друже, за Тобольский музей // Сибирское богатство. - Тюмень, 2011. - № 11. - С. 70-73.
3. В мастерской художников. Авторский фильм Дмитрия Бисти о мастерских на Поварской, 20
(бывшей Воровского, 20). - URL: https://www. youtube.com/watch?v=WY51r7k6XDM (дата обращения 08.03.2021)
4. Возрождение Тобольска : ежегодное информационное издание о вкладе в возрождение древней столицы Сибири. - Тобольск, 1998. - 76 с.
5. Каталог произведений искусства, принесенных в дар фондом «Возрождение Тобольска» Тобольскому художественному музею / автор вступ. ст. и сост. С.М. Горбачева. - Тобольск, 2004. - 224 с.
6. Научный архив ТИАМЗ (Тобольский истори-ко-архитектурный музей-заповедник). -№ 1281 (О передаче коллекций тобольского Музея изящных искусств Музею Тобольского Севера). - 33 л.
7. Московское товарищество живописцев // Московский союз художников : сайт. - URL: http:// artanum.ru/examination/index.php?id=17 (дата обращения 08.03.2021).
8. Солодова (Матиканская), Т.И. Светлая личность. Жизнь и деятельность Н. Л. Скалозубова. -Тюмень, 2018. - 527 с.
9. Солодова, Т. И. Подвижник искусства: житие тобольского художника П. П. Чукомина. - Тобольск, 2008. - 99 с.
10. Тобольск - сердце Сибири. Художники и город : альбом / авторы вступ. ст. и сост. А. Г. Елфимов и Ю. С. Надточий. - Москва : Галарт, 1997. - 186 с.
11. Выставка Сергея Бочарова в 2002 году в Тобольске : фильм. - Первая часть. - URL: https:// vk.com/idl60573337z=videol60573337_165393933% 2F85099d57c4aa5b37d8%2Fpl_wall_160573337 (дата обращения 08.03.2021).
Об авторе
Швецова Елена Прокопьевна - заведующая Музеем печати г. Тобольска
E-mail: [email protected]
CHRONICLES OF THE GIFTS.
TOBOLSK COLLECTION
Shvetsova Elena Prokopievna
Head of the Tobolsk Print Museum
Abstract: The article describes the contribution of the Public Charitable Foundation "Revival of Tobolsk" to the opening of the Art Museum in the former building of the Tobolsk Provincial Museum, which had been reconstructed on the initiative and under the leadership of the Foundation. The author traces history of the Foundation's donation of hundreds of the Russian fine art works to the Tobolsk Museum-Reserve for the future Art Museum during the period from 1994 to 2002. The article gives a characteristic of the art collection received by the museum. It also briefly describes the dramatic history of the folding of the art collection in the Tobolsk Museum before the October revolution, and then the opening and closing of the Museum of Fine Arts in the city in the 1920s which exhibits were given to the Local history museum.
Keywords: Art Museum; Public Charitable Foundation "Revival of Tobolsk"; Museum of Fine Arts; collection; gifts; work of art.