9. Borovskaya, M.I. (2018) ["Terrible Night or the Miller's Bold Daughter" as the Beginning of Book Graphics by V.M. Yustitsky]. Slovo molodykh uchenykh aktual'nye voprosy iskusstvoznaniya [Word of Young Scientists: Topical Issues of Art History]. Proceedings of the XVIII All-Russian Conference. 3-5 December 2018. Saratov: Saratov State Conservatory named after L.V. Sobinov. pp. 453-459. (In Russian).
10. Busch, W. (1868) Die kühne Müllerstochter [The Miller's Bold Daughter]. [Online] Available from: http://hoffmann.bplaced.net/epub/busch.php#Muellerstochter (Accessed: 05.02.2019).
11. Borovskaya, M.I. & Devyataykina, N.I. (2019) Text and Image in the German Graphics of the Second Half of the 19th Century: Peculiarities of Interaction (W. Busch). Manuskript - Manuscript. 12 (12). pp. 294-298. (In Russian). DOI: 10.30853/ manuscript.2019.12.58
12. Simbirtseva, V.G. (2012) Geroi yumoristicheskikh stikhov Vil'gel'ma Busha v Rossii [Heroes of Humorous Poems by Wilhelm Busch in Russia]. Vestnik detskoy literatury. 5. pp. 80-92.
13. Il'icheva, L.V. (n.d.) Risovannye rasskazy V. Busha v perevodakh D. Kharmsa i S. Marshaka [Illustrated Stories by W. Busch in Translations by D. Kharms and S. Marshak]. [Online] Available from: http://www.d-harms.ru/library/risovanniy-rasskazy-busha-v-perevodah-harmsa-i-marshaka.html (Accessed: 05.03.2019).
14. Busch, W. (1890) Strashnaya noch' ili khrabraya mel'nikova doch' [The Miller's Bold Daughter]. In: Veselye rasskazy pro shutki i prokazy [Funny Stories about Jokes and Pranks]. Translated from German by K.N. L'dov. Saint Petersburg; Moscow: t-vo M.O. Volf. pp. 241-248. [Online] Available from: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003626412#?page= (Accessed: 07.02.2019).
УДК 069.4
DOI: 10.24412/2070-075Х-2020-4-67-74
Т.А. Сальникова
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.И. СИДОРОВА (1922-2010) В ФОНДАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ Ф.А. КОВАЛЕНКО
Статья посвящена изучению монографической коллекции заслуженного художника России В.И. Сидорова в фондах музея. Его творчество представляет пример регионального изобразительного искусства. На материалах ретроспективной периодики, малоизвестных документальных и изобразительных материалов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, выявляется значение профессиональной деятельности художника в местном культурном процессе, актуализируются основные этапы его творческой деятельности.
Ключевые слова: музей, монографическая коллекция, художник, творчество, произведение изобразительного искусства, изучение фондов.
Актуальность темы обусловлена необходимостью полноценной реконструкции истории художественной культуры Кубани, что тесно связано с изучением творческого наследия отдельных мастеров изобразительного искусства.
Профессиональная деятельность краснодарского художника, участника Великой Отечественной войны, заслуженного художника России, заслуженного работника культуры Кубани, члена Союза художников СССР Виталия Ильича Сидорова вписала яркую страницу в историю кубанской живописи. Его работы находятся в запасниках,
экспонируются на тематических выставках, популяризируются и тиражируются в различных изданиях. Обращение к творчеству кубанского живописца позволило впервые проанализировать его монографическую коллекцию, уточнить отдельные вехи творчества, рассмотреть историю поступивших в музей произведений.
Привлечение неизвестных ранее архивных материалов, а также публикаций в периодической печати таких авторов, как Н. Калугина [1, 7], А. Стрыгина [4], Ю. Коря-гина [8], Ю. Куценко [2], обращавшихся в своих статьях к творчеству В.И. Сидорова, дало возможность реконструировать историю создания ряда произведений в контексте воспоминаний современников.
Цель работы заключается в необходимости комплексного изучения творчества и анализа работ В.И. Сидорова в составе музейной коллекции. Определен ряд задач, состоящих в изучении архивных и изобразительных материалов, позволивших выявить особенности творчества художника, рассмотреть его профессиональный вклад в историю изобразительного искусства Кубани, проанализировать живописные и графические работы в собрании музея. Введены в научный оборот ранее не издававшиеся работы. Учитывая слабую изученность творческой биографии В.И. Сидорова, в рамках данного исследования были обзорно представлены основные этапы профессионального развития художника.
Живописные и графические произведения В.И. Сидорова в составе собрания музея впервые стали предметом специального исследования и служат основным пластом культурологического и искусствоведческого анализа.
В исследовании использовалась методология системного подхода, ориентированная на целостность и всестороннее рассмотрение монографической музейной коллекции.
Использован ряд источников. Это в первую очередь живописные и графические произведения, составляющие изобразительную базу исследования. Изучены личные документы: грамоты, дипломы, фотодокументы. В статье использовалось интервьюирование экспертов. Огромную помощь оказала дочь художника Ирина Сидорова, которая поделилась отдельными фактами биографии и профессиональной деятельности мастера.
Родился В.И. Сидоров 24 декабря 1922 года в городе Курске. Он учился в художественной школе у известного русского художника П.К. Лихина, ученика И.Е. Репина. Именно основы первоначального художественного образования в детской студии, заложенные педагогической системой Лихина, стали определяющими в выборе реалистического направления в творчестве художника. Свою первую картину «Отступление французов из Москвы» он написал в 15 лет еще в Курске, под руководством П.К. Лихина. В 1939 году семья Сидоровых переехала на Кубань.
В 1941 году Виталий Ильич окончил 25-е Невиномысское летное училище и был отправлен на фронт. В 1942 году получил ранение во время боевых действий. События военного времени наложили огромный отпечаток на художника, как и на все его поколение молодых живописцев, графиков, скульпторов. В тяжелых сражениях закладывался фундамент будущего творчества, и происходило это независимо от того, обращались ли они потом к теме войны или изображали мирную жизнь. Победу встретил в городе Бреслав в Западной Германии. В.И. Сидоров награжден орденом Отечественной войны II степени. После демобилизации из армии поступил в Краснодарское художественное училище и одновременно стал членом Товарищества «Художник», позже Краснодарский художественный творческо-производственный комбинат.
Узнавший на полях сражений цену жизни молодой художник активно берется за работу: оформляет Дворцы культуры, пишет портреты В.И. Ленина, членов политбюро. А для души остается станковая живопись [1. С. 4].
В своем творчестве художник не хотел переносить страшные воспоминания о Великой Отечественной войне на холст. Журналист и краевед Ю. Куценко писал: «О войне, особенно о ее начале, Виталий Ильич мне рассказывал много. Видимо, у него,
участника тех событий, до сих пор не отболело пережитое. Вроде бы вот тема для художника. Но среди его картин я не видел ни одной о войне: «То, что там было, не стоит переносить на холст, это слишком страшно», - вспоминал Виталий Ильич [2. С. 3].
С начала 1950-х годов, сразу после окончания Краснодарского художественного училища, творческая и профессиональная деятельность В.И. Сидорова тесно связана с Краснодарским художественным творческо-производственным комбинатом. На производстве организовывались выставки, художнику поступали заказы, но неизменным оставалось романтичное и чуткое восприятие жизни, которое отражалось в его произведениях.
Сидоров был представителем послевоенного поколения советских художников. «Это были личности, которые по-особенному чувствовали время, события, обстоятельства, в которых вынужденно оказалась вся страна. Их кисти принадлежат работы, которые ярко отобразили патриотизм, любовь к своей Родине и людям, героизм и отвагу советского народа, непобедимый дух и преданность родной земле» [3. С. 45].
За время своей жизни художник написал свыше 500 произведений. Небольшие этюды рождались на пленэре. Взяв холст и краски, художник словно забывал о бытовых проблемах, видя смысл своей жизни только в соприкосновении с живописью. А вот предпочтения портрету в своем творчестве Виталий Ильич отдал не сразу. Советский писатель, прозаик, А. В. Стрыгин был его другом и с удовольствием посещал его мастерскую. Они встречались, много говорили о живописи, литературе, спорили. Писатель вспоминал: «Однажды он увидел меня за чтением книги в своей мастерской и попросил посидеть так, не меняя позы, с полчасика. Потом это время удвоилось, а еще потом было несколько сеансов. Так появился портрет, который затем дважды экспонировался на выставках» [4. С. 3].
В Краснодарском художественном музее хранятся 23 работы художника. Среди них 18 живописных и 5 графических произведений. Коллекция охватывает период с 1967 по 2005 год, и большая часть работ относится к 1970-1990 годам. Пейзажи и портреты посвящены кубанской земле, на которой жил и работал художник, и ее славным людям. В.И. Сидоров участвовал в семи аукционах во Франции и в двух в Германии. Занимаясь комплектованием музейного собрания кубанского изобразительного искусства, искусствоведы целенаправленно пополняли авторскую коллекцию за счет даров, закупок, ставя перед собой задачи обязательного отражения различных периодов творчества живописца.
Портреты для В.И. Сидорова являлись самым сложным, но и самым любимым жанром. По убеждению художника, «самое важное - это взгляд человека, в нем весь секрет, мастер должен им овладеть и воплотить художественный образ» [2. С. 3].
Труженикам села художник посвятил много работ, они композиционно просты, но очень точны по психологическим характеристикам. Так, в 1970 году художник пишет работу «Хлебороб М.М. Корсунов». На этом портрете В.И. Сидоров запечатлел своего дальнего родственника, председателя колхоза, фронтовика Матвея Корсунова. Поясное изображение фигуры представляет зрителю сидящего мужчину. Руки хлебороба лежат на столе, рядом пачка папирос и спички. У В.И. Сидорова четко выражена композиция портрета, как следствие точности наблюдения. Он решает этюдные задачи, отбирая те изобразительные элементы, которые глубже раскрыли бы художественный образ. Работа поступила в фонды музея в 2007 году.
В 1975 году был приобретен «Портрет знатной колхозницы М. Мацук», созданный в начале 1970 годов. Поясное изображение немолодой сельской женщины В.И. Сидоров написал в Усть-Лабинском районе Краснодарского края, в хуторе Неелинский. Художник запечатлел жизненно правдивый образ кубанской труженицы. На портрете изображена колхозница, одетая в сиреневую легкую кофточку и распахнутый плащ коричневого цвета. У модели загорелое лицо, глаза прищурены, из-под белого платка видны седые волосы. Руки опущены в карманы. К этой работе художник сделал
множество набросков, тщательно прорабатывал детали и индивидуально-творческие решения. В окружающей реальной действительности Сидоров нашел дополнительные выразительные средства, например, ввел на второй план стадо коров и тем самым усилил композицию работы (ил. на 3-й стр. обложки). В.И. Знатная колхозница М. Мацук. 1974. Холст, масло.
Тема деревни в творчестве мастера была одним из «актуальных моментов в сложении живописного стиля художников-реалистов в русском реалистическом искусстве 1960-70-х гг. Она развивалась в контексте художественных тенденций середины века, периодически совмещая в себе официальные, идеологические тенденции с формальными пластическими поисками» [5. С. 6].
В 1980-1990-е годы художник продолжал работать над портретами сельчан, казаков, именитых кубанцев. В них стремился выразить этический строй простых людей. К таким работам отнесем портреты Героя социалистического труда, бригадира агрофирмы «Россия» Красноармейского района Краснодарского края А.Г. Темчура (1980), написанный в станице Новомышастовской Красноармейского района Краснодарского края.
Работы художника этого периода объединяет не только точное воспроизведение натуры, но и стремление новаторски переосмыслить увиденное. В творчестве живописца портретный жанр достигает наивысшего рассвета. «Он основан на интересе художника к человеческой личности. Долгое время портрет играл функцию хранителя черт человеческого и оценивался по мастерству передачи сходства изображения с моделью [6. С. 104]. На полотнах мастера предстают не только рабочие и крестьяне, но и художники, военные, писатели, при этом особое внимание живописец уделял социальной психологии человека, выражая эмоциональность портретируемого.
Так, в коллекции семьи В.И. Сидорова сохранились портреты художников разных стран, участников Международного симпозиума (1983-1988), проведенного в станице Привольной Краснодарского края. Художник неоднократно приезжал в станицу и, работая на пленэре, вспоминал, что дружеские шаржи коллег, друзей, как и сами портреты мастеров, сразу раздаривались. Примечательно, что в 1996 году в Тимашевском музее семьи Степановых на персональной выставке В.И. Сидорова было представлено одиннадцать портретов-участников симпозиума [7. С. 2].
Галерея военных портретов в коллекции музея представлена портретами легендарного советского военачальника Д.П. Жлобы (1887-1938), Героя Советского Союза П.М. Гаврилова (1983), генерал-майора А.И. Тютикова, Героя Советского Союза Г. Снапляна (1992).
В рамках данной работы подробно рассматривались историко-биографические факты, связанные с самыми известными портретами, среди которых представляли особый интерес портреты писателей А.Д. Знаменского (1993) и поэта, героя труда Кубани И. Вараввы (2005). Историю их появления описывает А.В. Стрыгин, вспоминая, что Виталий Ильич, задумав запечатлеть известных деятелей Кубани, попросил друга уговорить позировать Знаменского, Лихоносова, Варавву [4. С. 3].
Портрет кубанского поэта Ивана Вараввы выполнен на фоне кирпичной стены. Он одет в черкеску с газырями, красный бешмет с желтыми галунами, на его голове шапка-кубанка. На груди модели, справа, изображено два ордена Отечественной войны I и II степени, слева - многочисленные медали. Портрет поступил в музей в 2005 году.
Отметим, что этот год самый знаменательный в жизни мастера по количеству ярких событий. В.И. Сидоров стал лауреатом VII краевого профессионального конкурса произведений изобразительного искусства «Биеннале-2005». В 2005 году он получил почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации».
Еще в 1978 году В.И. Сидоров стал членом Союза художников, куда в советское время непросто было попасть. Виталий Ильич с горечью отмечал, что в современный
период стать художником очень просто: «Намалюют что-нибудь и бегут на Арбат. А настоящих, вдумчивых живописцев очень мало: смотришь на картину, а она пахнет фотографией, ведь каждая работа должна пройти через душу художника. Возможно, из ста написанных картин случится одна хорошая, но это и есть настоящее творчество» [8. С. 23].
Художник написал несколько автопортретов, которые стали своеобразной экспериментальной лабораторией, где создается и сохраняется внешний и внутренний облик творца. Известны три работы этого жанра, написанные в разные периоды творчества. Один автопортрет принадлежит семье художника, и два автопортрета, один графический (1972), а другой живописный (1983), находятся в фондах музея (ил. на 3-й стр. обложки): Сидоров В.И. Автопортрет. 1972. Картон, темпера. 61х50.
В 1970-1990 годы Виталий Ильич пишет портреты членов своей семьи - матери, жены, детей, внуков, правнуков. В фондах музея находится живописный портрет жены художника, выполненный в 1979 году. На холсте поясное изображение фигуры женщины со светлыми волосами, в ярком халате, с тортом в руках. На торте видна дата - 60. Образ жены Лидии Ивановны написан обстоятельно, с отношением и точностью повествования. Автор вносит в картину ощущение сосредоточенного и душевного внимания, простоты и правды изображения (ил. на 3-й стр. обложки): Сидоров В.И. Портрет жены. 1979. Холст, масло. 80х80.
В музее находится один карандашный рисунок дочери - «Ира» (1981) и живописный портрет внучки - «Ольга» (1990). Портрет Ирины представляет собой оплечное изображение, выполненнное сангиной. Справа внизу графитным карандашом нанесена надпись: «Ира 81 г. Новокубанск 12.4.81 г., г. Геленджик». Работа поступила в фонды музея в 2007 году [9].
Внучка Ольга позировала, когда ей исполнился 21 год, художник изобразил ее со скрещенными на груди руками, подчеркивая уверенность модели. Девушка закутана в темную с желтыми полосками шаль, на голове красная чалма из платка с бахромой. Представленные в исследовании семейные портреты В.И. Сидорова помогают выявить особенности композиционного языка, проследить творческую эволюцию художника.
Огромный пласт в художественном наследии мастера занимает пейзажная живопись, которая отражает красоту и величие природы Кубани. Пейзажей в коллекции музея пять, все они выполнены в 1970-1990-е годы. В своих работах В.И. Сидоров тонко передавал цветовую палитру - валёры; картины художника наполнены светлой энергетикой. В пейзажах «Июль» (1970), «Кубань», «Кубань. Перед грозой» (1989) созданы лирические запоминающиеся ландшафты (ил. на 3-й стр. обложки): Сидоров В.И. Кубань. 1986. Холст, масло. 85х95.
В 2017 году музей провел выставку памяти художника [10. С. 4]. В экспозицию вошли живописные и графические произведения, выполненные в жанрах портрета, натюрморта, пейзажа, бытовой картины из коллекции семьи художника и фондов Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко.
И.В. Телегина бережно хранит более 300 работ своего отца. В семейной коллекции есть и ранние карандашные наброски, выполненные молодым художником еще в Курске, и живописные работы, созданные в последние годы жизни. В 2018 году после мемориальной выставки от наследников в дар музею был передан пейзаж «На причале», написанный в 1988 году. Художник мастерски изобразил панорамный пейзаж, в котором легко определяется сюжетно-композиционный центр картины - морской порт. Изображен солнечный день, в центре находятся стоящие у причала суда. На переднем плане - морская рябь, в которой отражаются корабли, вверху - голубое небо с большим белым облаком.
В разнообразном наследии В.И. Сидорова графические портреты современников занимают особое место. Актуальность их изучения определяется как художественными достоинствами, так и ролью, которую они сыграли в развитии профессионального
мастерства. В коллекции работы выполнены карандашом и сангиной на бумаге. Нужно отметить, что Виталий Ильич виртуозно делал карандашные зарисовки. Владел академическим рисунком, чувствовал пропорции, верно передавал фактуру тела, ракурс.
Портрет «Сталевар Шабунин» представляет собой оплечное изображение мужчины. Черты лица сталевара крупные, выделены носогубные складки. Справа на щеке портретируемого художник подчеркнул вертикальную глубокую морщину, тем самым отметил биографическую драму модели, суровость его профессии. Под изображением имеется авторская подпись «Сталевар Шабунин. 6.4.67 г.». Рисунок, выполненный карандашом, отличается лаконичностью, легкостью растушевки и мягкостью линий. Высоким уровнем исполнения отмечены работы «Повариха» и «Голова мужчины в очках».
Работы В.И. Сидорова участвовали более чем в тридцати персональных и групповых выставочных проектах. В настоящее время актуализируется его монографическая коллекция в региональном фонде, вместе с произведениями кубанских авторов, участниками Великой Отечественной войны. Это касается вопросов, связанных с проблемой комплектования фонда, посредством восполнения в нем определенных лакун и возможностью полного представления художника в экспозициях.
Итак, творчество В.И. Сидорова - это яркое явление в художественной жизни Краснодарского края. Оно имеет большое значение для дальнейшего развития изобразительного искусства Кубани. Важную роль сыграли достижения мастера в области станковой живописи. Работы в жанрах портрета и пейзажа, составляющие основу музейной коллекции, сочли в себе историю и современность, а сильнейшей стороной их воплощения стала связь с жизнью кубанцев.
Особое место в профессиональной деятельности В.И. Сидорова занимает обширная портретная галерея, состоящая из выполненных с натуры живописных и графических портретов известных людей края. Созданные им пейзажи Кубани и средней полосы России представляют собой широкую многогранную палитру реалистичного искусства.
Умер художник 24 июля 2010 года. Работы В.И. Сидорова хранятся в семье художника, в музеях Краснодарского края и России, частных коллекциях страны и мира.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в научной, преподавательской, историко-популяризаторской деятельности, в практической работе музеев художественного профиля.
Литература
1. Калугина Н. Человек, гражданин, художник // Кубанские новости. 1997. 24 дек.
С. 4.
2. Куценко Ю. Чтобы картина грела душу // Кубань сегодня. 1997. 24 дек.
3. Му К. Трансформация образов советского изобразительного искусства в послевоенный период (1945-1960 года) // Человек и культура. 2017. № 5. С. 45-56. DOI: 10.25136/2409-8744.2017.5.23778. URL: https://nbpuWish.com/Hbrary_read_artide.php?id=23778 (дата обращения: 02.02.2020).
4. Стрыгин А. Мастер портрета // Кубань сегодня. 1998. 26 декабря.
5. Бондаренко Л.К. Тема деревни в творчестве советских живописцев 1950-1970-х годов: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04. М., 2005. 193 с.
6. Семенова В.И. Портрет в искусстве конца XX в.: образы, формы, направления (на примере творчества тюменских художников) / В.И. Семенова, З.Л. Черниева // Вестник культуры и искусств. 2018. № 4 (56). С. 104-109.
7. Калугина Н. Яркая палитра Сидорова // Кубанские новости. 1996. 19 июня.
8. Карягина Ю. Краски, кисти и. удочка // Жемчужина России. 2004. 2 апр.
9. Приказ № 97-П от 30.09.1992. Департамента культуры и туризма администрации Краснодарского края. Документация отдела учета и хранения фондов музея.
10. Фонд научно-исторического архива Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко. Архив «Выставка памяти художника В.И. Сидорова (19222010)» № 459. С. 4. Краснодар: Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко, 2017.
The Creative Heritage of Vitaly Sidorov (1922-2010) in the Funds of the Krasnodar Regional Art Museum Named After F.A. Kovalenko
Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South, 2020, 4 (79), 67-74. DOI: 10.24412/2070-075X-2020-4-67-74
Tatiana A. Salnikova, Krasnodar Regional Art Museum named after F.A. Kovalenko (Krasnodar, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Keywords: museum, monographic collection, artist, creativity, artwork, fund research.
The article presents a study of the monographic collection of Vitaly Ilyich Sidorov, a front-line artist, the Honored Artist of Russia, in the Krasnodar Regional Art Museum funds. His works are a striking example of regional fine art. The author of the article, for the first time, analyzes the collection of Sidorov's works in the museum funds, clarifies certain milestones in his creative career, considers the history of the works the museum received. In the study, the author uses previously unknown archival materials, as well as publications on the topic of Sidorov's works by N. Kalugina, A. Strygin, Yu. Koryagina, Yu. Kutsenko, which made it possible to reconstruct the history of the creation of a number of Sidorov's works in the context of the memoirs of contemporaries. A comprehensive study of all Sidorov's works and an analysis of his works as part of the museum collection are required. To do this, the author aims to explore the peculiarities of Sidorov's works, new archival materials, the artist's professional contribution to the fine art of Kuban. The author introduces previously unpublished works into scientific discourse. Given the insufficient study of Sidorov's creative biography, the author presents the main stages of his professional development in the overview. For the first time, Sidorov's paintings and graphic works as part of the museum collection become the object of a specific research and serve as the main layer of cultural and art history analysis. The author employs the methodology of a systems approach, focused on the integrity and comprehensive consideration of the monographic museum collection. The practical significance of the study lies in the possibility of using its results in scientific, teaching, historical and promotional activities, in the practical work of art museums.
References
1. Kalugina, N. (1997) Chelovek, grazhdanin, khudozhnik [Man, Citizen, Artist]. Kubanskie novosti. 24 December. p. 4.
2. Kutsenko, Yu. (1997) Chtoby kartina grela dushu [So That the Picture Warms the Soul]. Kuban' segodnya. 24 December. p. 3.
3. Mu, K. (2017) Transformation of Images of the Soviet Visual Arts During Post-War Period (1945-1960). Chelovek i kul'tura - Man and Culture. 5. pp. 45-56. [Online] Available from: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=23778 (Accessed: 02.02.2020). (In Russian). DOI: 10.25136/2409-8744.2017.5.23778
4. Strygin, A. (1998) Master portreta [A Portrait Artist]. Kuban' segodnya. 26 December. p. 3.
5. Bondarenko, L.K. (2005) Tema derevni v tvorchestve sovetskikh zhivopistsev 1950-1970-kh godov [The Theme of the Village in the Works of Soviet Painters of the 1950s-1970s]. Art History Cand. Diss. Moscow.
6. Semenova, V.I. (2018) Portrait in the Art Painting at the End of XX Century: Images, Forms, Directions (On the Example of Tyumen Painters' Creative Activity). Vestnik kul'tury i iskusstv - Culture and Arts Herald. 4 (56). pp. 104-109. (In Russian).
7. Kalugina, N. (1996) Yarkaya palitra Sidorova [The Bright Palette of Sidorov]. Kubanskie novosti. 19 June. p. 2.
8. Karyagina, Yu. (2004) Kraski, kisti i... udochka [Paints, Brushes and . . . a Fishing Rod]. Zhemchuzhina Rossii. 2 April. p. 23.
9. Krasnodar Regional Art Museum named after F. A. Kovalenko. Department of Accounting and Storage of Museum Funds. (1992) Prikaz № 97-P ot 30.09.1992 Departa-menta kul'tury i turizma administratsii Krasnodarskogo kraya [Order No. 97-P of 30 September 1992. Department of Culture and Tourism of the Krasnodar Krai Administration].
10. Scientific and Historical Archive of the Krasnodar Regional Art Museum Named After F.A. Kovalenko. Archive "Vystavka pamyati khudozhnika V.I. Sidorova (19222010)" [Exhibition in Memory of the Artist V.I. Sidorov (1922-2010)]. No. 459. p. 4.
УДК 7.038.3
DOI: 10.24412/2070-075X-2020-4-74-81
Н.А. Курилова
КИНЕТИЗМ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ САРАТОВА (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА С. ПЕТРОВА 1990-Х - 2000-Х ГОДОВ)
В статье анализируются кинетические произведения 1990-х - 2000-х годов современного саратовского художника С. Петрова. В исследовании впервые рассматривается, какими были его творческие замыслы в этот период, выявляется, какие темы прослеживаются в его творчестве. Обосновывается вывод о том, что к характерным чертам его художественного языка относятся камерность произведений, особая роль звука и ритма, парадоксальность образов, внимание к пластической выразительности.
Ключевые слова: современное искусство, современное искусство Саратова, ки-нетизм, Сергей Петров, арт-объект, инсталляция.
В 1950-е годы одним из основных направлений современного зарубежного искусства являлся кинетизм, в основе которого заложен принцип трансформации. По определению У. Эко, это «форма пластического искусства, в котором движение форм, цветов и плоскостей является средством для того, чтобы добиться изменения объекта в целом» [1. С. 197]. Его истоки лежали в первой четверти двадцатого века и были связаны с экспериментами конструктивистов (В. Татлин, А. Родченко, Н. Габо), дадаистов (М. Дюшан), представителей Баухауза (Л. Мохой-Надь) с движением. Среди всемирно известных авторов-кинетистов можно назвать Ж. Тэнгли, А. Колдера, Х. Ле Парка, Х.Р. Сото, а его основоположниками в России являются художники, входившие в группу «Движение» (1962-1976): Л. Нусберг, Ф. Инфантэ, В. Колейчук. В Саратове в области кинетического искусства работает художник Сергей Петров1 (р. 1969).
1 Сергей Петров родился в Саратове в 1969 году. Учился в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского на филологическом факультете (романо-германское отделение). С начала 1990-х годов занимается созданием кинетических объектов. С 1997 по 2001 годы сотрудничал с Академией театральных художеств (Саратов) в качестве сценографа спектакля «Когда пройдет пять лет» по пьесе Ф. Гарсиа Лорки. С 1996 года участник фестивалей и выставок современного искусства. Среди них: персональная выставка «Переход на летнее время» (2012) в Саратовском государственном художественном музее им. А.Н. Радищева; групповые выставки «Очень несерьезная затея» (1996), «Культурные герои XXI века» (1999), «Художник в театре» (2001-2002), «Хочу на Волгу!» (2002) в СГХМ им. А.Н. Радищева; «Н.Х.» (2002), «Время летит...» (2007-2008), «Течения» (2013) в Доме-музее П.В. Кузнецова; проекты на международном фестивале «Интермузей» (2003, 2005, Москва). Живет и работает в Саратове.