УДК 7.036 Г. Е. Лузянина
Государственный областной художественный музей «Либеров-центр» Омск, Россия
А. Н. ЛИБЕРОВ
И СОВРЕМЕННАЯ ОМСКАЯ ПАСТЕЛЬ
Статья посвящена проектам государственного областного художественного музея «Либеров-центр». В концепции его 25-летней деятельности приоритетными остаются проекты с участием художников, работающих в технике пастели. Творчество пейзажиста А.Н. Либерова и его владение сложной и грациозной техникой пастели остаются непревзойдёнными профессиональными, духовными и нравственными величинами, ориентиром истинной красоты в искусстве для многих поколений художников.
Экспозиции выставок и художественных проектов музея «Либеров-центр» наглядно убеждают, что омские пастелисты продолжают традиции русской реалистической школы А.Н. Либерова и его учеников. Используя различные приёмы и методы работы пастелью, авторы в своих поисках - пейзажах, натюрмортах, портретах, композициях - достигают художественной образности, композиционной цельности, выразительности фактуры, глубины пространства и ощущения воздушности. В продолжение традиции появляются новые имена, благодаря которым выявляются широкие колористические и технические возможности пастели, стремление к обновлению изобразительного языка и новым живописно-пластическим открытиям.
Ключевые слова: пастель; сибирский пейзаж; лирический пейзаж; омские художники; А.Н. Лидеров.
Рис. 1.
В.Л. Долгушин. Одинокая гармонь. Фрагмент.
2000. Бумага, пастель
59x79
юхм
«Либеров-центр»
В концепции развития Государственного областного художественного музея «Либеров-центр», в его 25-летней деятельности приоритетными остаются проекты с участием художников, работающих в технике пастели.
Юбилей народного художника, члена-корреспондента Российской академии художеств А. Н. Либерова и проведение Всероссийской художественной выставки «Пастель России» в 2011 году наглядно подтвердили возрождающийся интерес к искусству пастели и её дальнейшему развитию в современный период. Несомнен-
но, творчество пейзажиста А. Н. Либерова (рис. 2) и его владение сложной и грациозной техникой пастели остаются непревзойдённой профессиональной, духовной и нравственной величиной, ориентиром истинной красоты в искусстве для многих поколений художников.
Пастель использовалась А. Н. Либе-ровым в ежедневной практике и многочисленных творческих поездках. «Со временем появилось свое отношение к этой технике, выработались свои приемы. У меня отношение к пастели, как у живописца, хотя технику эту относят к графи-
ческой», - вспоминал А. Н. Либеров [1, с. 14]. Аристократичную технику художник сумел подчинить не только выполнению лирико-эпических пейзажей, но и социально значимых проектов. Неслучайно за серию «Нефть Сибири» А. Н. Либеров был удостоен в 1980 году Государственной премии имени И. Е. Репина.
В фондах музея находятся произведения учеников и последователей А. Н. Либерова, выполненные в технике пастели: В. Л. Долгушина, А. С. Макарова, М. И. Разумова, В. П. Белоусова, В. Н. Белана, И. И. Желиостова, Г. С. Катилло-Ратмирова, В. М. Сидорова, С. Н. Патрахина, В. А.Десятова и др.
Одним из ярких учеников А. Н. Либерова в Сибирском регионе стал художник Владимир Леонидович Долгушин (1943-2015). С конца 1970-х годов молодой график, уже получивший всесоюзную известность, всё чаще от разнообразных графических техник (акварель, сепия, линогравюра), излюбленных суровостильных тематических литографий обращается к технике пастели. Позднее завоёвывает славу даровитого сибирского мастера. Собрание музея «Либеров-центр» включает лучшие произведения автора, выполненные в этой технике.
В 1990-е годы художник много времени проводит в красивейшем месте Омского Севера - окрестностях села Кондратьева Му-ромцевского района. Здесь он создает многочисленные пейзажи, жанровые композиции, отличающиеся монументальностью, сдержанной цветовой гаммой, точно раскрывающие эпическое и лирическое мироощущение художника.
В деревенской тематике Владимир Долгушин нашел свою лирическую художественно-образную линию. Всё в этом мире - люди и природа - существует естественно и органично. В работах «Снег выпал. Кон-дратьево» (1979), «Соседка» (1997), «Одинокая гармонь» (2000, рис. 1), «Зимка» (2005), «Светлый день» (2005), «Улица механизаторов» (2008) художнику удалось передать дух сибирской деревни, её жизненный уклад, поэзию её неспешного ритма, а также неизмеримое уважение к сельской женщине.
Владимир Долгушин стал певцом сибирского зимнего пейзажа, он пишет зимы тихие, полные снега, мягкие по своей воздушности, гармонично вписывает в композиции человека. Серию пейзажных работ отличает поразительная жизненная убедительность, которая оставляет у зрителя ощущение причастности к сибирскому миру природы.
Рис. 2.
А.Н.Либеров. Ноябрь. 1987. Бумага тонир., пастель. 49x65,5 гохм
«Либеров-центр»
Рис. 3.
М.И. Разумов. Полевые цветы. 1997. Бумага, пастель 49,5x62 юхм
«Либеров-центр»
В течение творческого пути Владимир Долгушин обрёл индивидуальную манеру и совершенное владение выразительными живописно-пластическими и графическими возможностями пастели. Как правило, автор сочетает пейзаж с жанровой зарисовкой. Для его работ характерен пристальный интерес к человеку, к земле. А потому художник идёт путем типизации, обобщения образа, очищает его от всего случайного, преходящего. Музейный выставочный проект «Владимир Долгушин. Пастель. К 75-летию мастера» (2019) позволил вновь обратить внимание на творчество большого художника-графика.
Не менее профессионально работает в технике пастели ученик А. Н. Либерова Михаил Иванович Разумов. Его работы, выполненные в 1990-е годы, представлены в коллекции музея. Серия пейзажей, посвящённая сибирской природе и деревенским жителям, отличается изысканностью цветовой палитры и тонкостью технического исполнения. Чаще всего это деревенский пейзаж, изображение сельской жизни, подчиненной особому ритму (рис. 3). В жанровых композициях автора ощутим искренний интерес к неприхотливому быту деревенских жителей, к уходящему
образу русской деревни с небольшими деревянными домиками на берегах тихих речушек.
Природные впечатления художник выкладывает на лист бумаги большими цветовыми пятнами, по которым сверху штрихами карандаша лессировками накладывается другой цвет. Таким образом, стираются резкие границы между фоном и изображаемыми предметами. Пастельные приемы позволяют автору выявить характер пейзажа и его настроения. Останавливая мгновения, художник заставляет зрителя пережить щемящее чувство вечерних закатов, ощутить свежесть предрассветного утра, лёгшего на поля тумана. Техника пастели, её богатая палитра позволяют Михаилу Разумову выразить цветом тончайшие оттенки света. Художник смог придать большую мягкость и воздушность пейзажным изображениям.
Работы Михаила Разумова - образец «понимания мотива», в котором он видит большое лирическое содержание в самом обыденном уголке природы. Он полон «музыкального», «эмоционального» содержания. В этом он близок работам своего учителя А. Н. Либерова.
Совершенное владение графическим рисунком Георгия Сергеевича Катилло-Ратми-рова определило широкое поле в искусстве графики, в том числе технике пастели. Серия путевых натурных зарисовок 1980-1890-х гг. -«Дорога в Татрах» (2005), «Манинская теснина. Словакия» (2005), «Ночной Эрфурт» (1989, рис. 4), «Вечерний Эрфурт» (1989), «Дрезден» (1989), «Рождество на улице Цюриха» (2010) и др. - отличается особой экспрессией и красочностью. Городские пейзажи - это, по сути, небольшие фрагменты европейских улочек, наполненных ароматом истории. Художник, изображая натуру в вечернем сумеречном освещении, бегло пастельными карандашами и мелками выявляет архитектонику сооружений - шпили и объёмы соборов, черепичные крыши домов в ритмичном нагромождении.
Серия работ «В мастерской» (1970-1990-е гг.) «Мокрый пол», «Сирень на палитре», «Ма-
яенькая ночная серенада», «Сирень для Венеры», «Поздний ужин», «31 декабря» и др. приоткрывает будничный мир художника. Уютно расположились в интерьере мастерской атрибуты искусства: холсты, мольберты, драпировки, букеты цветов. Предметная среда создаёт особую атмосферу, загадочность. Падающим теням присуще мягкое свечение, поскольку они вбирают в себя отражённые цвета окружающего пространства. Предметы композиции даны быстрыми крупными штрихами чистых цветов - красного, белого, синего, желтого. Художник умело выстраивает цветовое равновесие изображения. Отдельные цвета достигаются оптическим смешением слоев. Поверх тёмного нижнего слоя Катилло-Ратмиров наносит цветную штриховку, передавая тем самым изменчивое сплетение цветовых рефлексов. Работая свободными, быстрыми движениями мелких и крупных направлений штрихов, пасте-лист оставляет просветы белой бумаги, создавая тем самым ощущение движения света. При этом пастель не теряет своего мерцания. Всплески яркого цвета здесь контрастируют с более тёмным фоном, придавая изображению особую выразительность.
Ученик А. Н. Либерова Сергей Николаевич Патрахин работает предпочтительно в технике темперы. Периодически обращается и к технике пастели. Привитые педагогом навыки работы пастельными мелками неизбежно проявляются и в произведениях художника. Первые листы пастели появляются в начале 1990-х годов после поездки на творческую дачу «Байкал». От формальных поисков, экспериментов серии «Небо и камни Ольхона» (1991) он переходит к натурным этюдам и пейзажам чистой природы: «Последнее дерево» (1987), «Зимний вечер» (1991), «Движение» (1994), «Свет» (1994), «Утренний дуэт» (2004), «К весне» (2005), «Прогулка» (2006), «Разлив на Иртыше» (2010, рис. 5) и др., отличающимся поэзией, лиричностью и воздушностью. В них особенно заметна либеровская живописная культура письма «пейзажа-настроения. Сила воздействия которых зависит от степе-
ни прочувствования и опоэтизации художником натуры» [3, с. 5].
Среди наиболее последовательно работающих в технике пастели с конца 1990-х и в 2000-е годы в городе Омске выделяются авторы, члены Союза художников России: В. М. Сидоров, Р. В. Нуриев, В. П. Белоусов. Музейный проект «Связующая нить» (2016) позволил соединить в одном пространстве художников, в творчестве которых прослеживается преемственность лучших традиций реалистического искусства, богатство и выразительность художественного языка пастели, разнообразие технических приемов. В тематическом и жанровом диапазоне художников - жизнь сибирской природы, городской пейзаж, портреты современников. В основу творчества пастелистов ложатся пленэрные завоевания, импрессионистические поиски. Этому способствуют многочисленные поездки в открытое пространство отдалённых районов Омского Прииртышья и сибирских городов: Тобольска, Ханты-Мансийска, Салехарда и др.
Основываясь на принципах реалистического искусства, Виктор Александрович Десятов в течение многих лет работает в технике пастели. Искусство А. Н. Либерова, несомненно, оказало влияние и на его творчество. Мотивы окружающей сибирской природы 1990-2000-х гг. в её величии и пер-
Рис. 4.
Г.С. Катилло-
Ратмиров.
Ночной Эрфурт.
1989. Бумага,
пастель
41x57
гохм
«Либеров-центр»
возданности, архитектурные памятники и деревенские избы находят отражение в многочисленных листах. Выявляя графические свойства пастели (рисунок автора отличается особенной техничностью, проработкой деталей), художник создаёт серию работ, выделяющихся композиционной выстроенно-стью, повышенной звучностью цвета.
Обращение к уникальной технике пастели Александра Геннадьевича Шафеева обусловлено памятью об учителе А. Н. Ли-берове. Творчество этого художника, отличающееся живописно-пластическим многообразием, цветовой экспрессией, хорошо знакомо омскому зрителю. Прикосновение к широкой и богатой палитре пастельных мелков позволило сложившемуся живописцу с особой силой раскрыть тончайшее понимание цвета, его эмоциональной выразительности, что показала персональная выставка «Рапсодия пастели» (2017). Пастель используется художником чаще всего в пленэрных путешествиях. В мотивах деревенской при-
роды, композициях, натюрмортах живописцу удаётся достичь лирического состояния, найти нюансы для тончайшего отображения оттенков света, большой мягкости и воздушности в передаче натуры.
Свой диалог с пастелью активно ведёт с 2000-х годов художник Людмила Ивановна Белозёрова. Пленэрные поездки по Горному Алтаю, Уралу, Забайкалью, Омской области послужили поводом для обращения к графической технике. Проект «Край потухших вулканов» (2018) включал серию работ, выполненных художником в результате творческой поездки по красивейшим удалённым местам Бурятии. Работа с натуры позволила выполнить множество этюдов, которые выросли в серию красочных крупноформатных произведений. Новизна, звучность цвета, неординарность композиционного видения отличают цикл работ Людмилы Белозёровой (рис. 6). Постигая законы пленэрной натурной живописи, она способна запечатлеть сияние летнего дня, горячие блики и холодные
Рис. 5.
С.Н. Патрахин. Разлив на Иртыше. 2010. 40x38
Авторское собрание
тени, ослепительные лучи и холодноватые звонкие рефлексы. Художник умело облекает их в монументально-декоративные формы лирико-романтического звучания. Поиск цветового и формального решения приводит к наполненности и убедительности.
Пространственные построения заведомо отвергают иллюзорную глубину. Крупные красочные пятна и плоскости минимально взаимодействуют друг с другом, выражают саму сущность цвета, возвышая его до символического звучания.
Масляная пастель с интенсивностью её красок, богатством выразительных средств и лёгкостью исполнения стала с конца 1990-х годов одной из любимых техник художника - ученика А.Н. Либерова Сергея Павловича Кочергина. Персональные выставки художника «Радужный дождь» и «Ретроспектива» (2016, 2019) убеждают в том, что пастельная живопись с ее пастозной жирной структурой может сравниться с масляной.
Как правило, автор создаёт целые серии графических листов: «Стихи», «Песня Севера», «Города, где я не был», «Цветы», «Стога»
и др., в которых отражаются темы природы и окружающей среды, жизни человека и быстротечности времени.
Идея величия земного пространства воплощается в монументальном лаконичном решении, широком, панорамном охвате природных массивов высоких гор, неба и полноводных рек. Одинокие фигурки людей в этом большом мире усиливают впечатление протяжённости и бесконечности (рис. 7). Автор ведёт свой диалог, размышляя о божественном начале, человеческих взаимоотношениях, чувствах преданности, разочарования и потерянной любви. В условных и стилизованных изображениях, символических образах, в цветовой экспрессии и импровизации раскрывается внутренний мир художника.
От переживаний внутренних Сергей Ко-чергин переходит к наблюдению внешнего, будничного и узнаваемого в лицах прохожих, знакомых, друзей. Этот мир пронизан тонкой иронией, гротеском, человеческой теплотой. Стремление к отражению гармонии между человеком и окружающим миром
Рис. 6.
Л.И. Белозёрова. Тагархай
на рассвете. 2018. Бумага, пастель 50x70
Авторское собрание
остаётся основополагающим принципом в творческих поисках художника.
Музейный проект «Современная омская пастель» (2019) объединил омских художников, активно работающих в технике пастели. В экспозицию вошли произведения Людмилы Белозёровой, Ольги Кошелевой, Елены Бобровой, Ольги Кадиковой, Сергея Патрахина, Александра Шафеева, Натальи Леоновой и др. Выставка наглядно убеждает, что в основе творческого метода многих мастеров лежит изучение натуры в открытом пространстве. Окружающая природа сибирских мест, удалённые горные ландшафты, побережье Крыма и Балканского полуострова предстают в великолепии формы и цвета. Многочисленные путешествия художников по Сибири и стране дают большой материал для создания отдельных композиций и циклов работ. Авторы профессионально передают в пастелях особую неповторимость и жизненность, эстетику предметной среды. Трансформировав эту технику в самое раскрепощённое средство художественного выражения, живописцы и графики умело подчиняют её своим творческим задачам.
В последние годы обращает на себя внимание творчество современных художников Ольги Кадиковой и Елены Бобровой, разрабатывающих свою стилистику в технике пастели. Мир пейзажа в произведениях Ольги Кадиковой раскрывается в широком охвате пространства, монументальном величии заснеженных горных склонов Памира и Тянь-Шаня в Киргизии, Алтая и Кавказа, Узбекистана и Казахстана, Гималаев. Авторские этюды, выполненные пастелью непосредственно в горных местах, передают восторг первого впечатления от природы, рождаются экспромтом. Творческий материал, в котором запечатлены скалистые громады, высокое чистое небо, неизменно переходит в создание типа обобщённого величественного пейзажа. Живописец фиксирует натуру в характерном её проявлении, улавливает переходные состояния освещения, передаёт богатство цветовой среды. В композициях много воздуха и света. Автор
усиливает эпическое звучание посредством лаконичных решений, контрастом цветовых отношений, ритмом рисунка и экспрессией образов.
Санкт-Петербург в композициях Елены Бобровой увиден с определённого ракурса. Выбирая сумеречный колорит в передаче предметной и городской среды, автор достигает сложного психологического состояния. При помощи уверенной линии и смелой штриховки художник в динамичном стиле создаёт плоскостные монументальные композиции. Следуя сложившимся композиционным и живописным академическим традициям, современный автор неизменно вырабатывает собственный художественный язык и в искусстве пастели (рис. 8).
Пастель как универсальное и равноправное живописное и графическое средство позволяет современным омским пастелистам постоянно экспериментировать. Художники ценят такие преимущества пастели, как возможность в короткие сроки покрывать пигментом большую поверхность, лёгкость растушёвки. Чистота цветов пастели и различные качества её текстуры подходят для воплощения фантастических форм в абстрактной живописи. Многие композиции Ольги Кошелевой - это красивые субстанции, созданные воображением, которые излучают свечение. Цвет - самый гибкий инструмент в руках художника. Он способен волновать, управлять пространством, создавать атмосферу, выражать эмоции и представлять иллюзию реальности (рис. 9). Обладая метафизическим зрением, автор переводит реальный мир в призрачную атмосферу, изысканную цветовую экспрессивную композицию.
Современные авторы всё чаще обращаются к созданию эффектных декоративных работ в технике пастели. Молодой автор Наталья Леонова работает в декоративно-экспрессивном стиле. Для своих цветочных и анималистических композиций художник выбирает чёрную бумагу, которая является прекрасным фоном для картины, написанной яркой пастелью. Изображение живот-
ных автор помещает в цветовую предметную и живую среду Тщательно прорабатывая каждый фрагмент изображения, автор, тем не менее, не уходит в натурализм и не утрачивает цельности композиции.
С 2013 года музей проводит межрегиональный выставочный проект-конкурс «Молодые пастелисты Сибири», который уже завоевал популярность среди молодёжи и студентов. В юбилейном для музея 2019 году выставка состоялась в седьмой раз. За истекший период в проекте приняли участие художники из сибирских городов: Красноярска, Екатеринбурга, Кемерово, Новокузнецка и др. Интерес к проекту также проявляют художники из других регионов страны. Среди участников много студентов вузов и колледжей - Красноярского государственного художественного института, Омского государственного педагогического университета, Уральской государственной архитектурно-художественной академии (Екатеринбург), Сыктывкарского государственного университета, Кемеровского областного художественного колледжа и др.
Академическая школа, являющаяся фундаментом художественного образования, демонстрирует высокий уровень творческой подготовки молодых в технике пастели. Поставленные задачи выставки-конкурса - выявление и поддержка новых дарований, развитие творческих способностей у молодёжи, интерес к творческому наследию А.Н. Ли-берова и формирование пейзажного мышления у начинающих художников - дают свои результаты. Появляются новые имена: Лелякина Мария, Заремба Полина (Омск), Максимова Марина, Олейник Кристина, Щибря Ольга (Красноярск), Сидорова Да-рина (Великий Новгород), Поповская Инга, Сердитова Татьяна (Сыктывкар) и другие, за которыми пристально наблюдают сотрудники музея.
Экспозиции музейных выставок и художественных проектов наглядно убеждают, что омские пастелисты продолжают традиции русской реалистической школы А.Н. Ли-берова и его учеников. Используя различные
Рис. 7.
С.Г. Кочергин. Пастух. 2001. Бумага, пастель 50x70
Авторское собрание
приёмы и методы работы пастелью, авторы в своих поисках - пейзажах, натюрмортах, портретах, композициях - достигают художественной образности, композиционной цельности, выразительности фактуры, глубины пространства и ощущения воздушности. Вместе с этим, появляются новые имена, выявляющие безграничные колористические и технические возможности пастели, стремящиеся к обновлению изобразительного языка и новым живописно-пластическим открытиям. Некогда камерная, аристократичная техника пастели в современный период в Омске активно развивается, приобретает демократичный характер. Расширяя диапазон стилевых, пластических и жанровых сфер, омские и сибирские авторы прокладывают новый путь в своём творчестве. Верится, что «в художественных открытиях будущего для пастели найдется свое, уникальное, не заполненное никакими други-
Рис. 8.
Е.В. Боброва.
Пейзаж.
Бумага,
смеш. техника 60x70
Авторское собрание
ми методами воплощения художественных идей пространство приложения» [2, с. 14].
Литература
1. Алексей Либеров: Жизнь и творчество : альбом / Ком. по культуре и искусству Администрации Ом. обл.; сост. А. Долгих, Г. Севостьянова. - Омск : Русь, 1996. - С. 3-14.
2. Голдовский, Г., Епатко Ю. Нежные краски пастели // Пастель из собрания Русского музея / Рус. музей ; [авт. ст. Г. Голдовский, Ю. Епатко]. -Санкт-Петербург, 2009. - С. 5-15. - (Альманах; вып. 261).
3. Гуменюк, А.Н. Народный художник А.Н. Либеров и его вклад в развитие отечественного и сибирского пейзажа: к 100-летию со дня рождения // Творчество А. Н. Либерова и российская пастель: история и современность : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (26 марта 2011 года): к 100-летию народного художника РСФСР А. Н. Либерова / М-во культуры Омской обл.; [редкол.: Рыженко В. Г. (науч. ред.) и др.]. - Омск : ГОХМ «Либеров-центр», 2011. - С. 3-12.
Об авторе
Лузянина Галина Егоровна - искусствовед, член Союза художников России, заведующая экспозицион-но-выставочной и научно-просветительской деятельностью Государственного областного художественного музея «Либеров-центр»
E-mail: [email protected]
A. LIBEROV AND MODERN OMSK PASTEL
Luzyanina Galina Egorovna
Art critic, member of the Union of artists of Russia. Head of the exhibition, scientific and educational activities of the State Regional Art Museum "Liberov center"
Abstract: The article is devoted to the projects of the State Regional Art Museum "Liberov center". In the concept of its 25-year activity, projects with the participation of artists working in the pastel technique remain a priority. The work of landscape painter A. N. Liberov and his mastery of complex and graceful pastel techniques remain to be of the unsurpassed professional, spiritual and moral values, a reference point of a true beauty in art for many generations of artists. The exhibitions and art projects of the Museum "Liberov center" clearly demonstrate that Omsk pastelists continue the traditions of the Russian realistic school of A. N. Liberov and his students. Using various techniques and methods of working with pastels, the authors achieve an artistic imagery, compositional integrity, expressiveness of texture, depth of space and a sense of airiness in their search - in landscapes, still lifes, portraits and compositions. In the continuation of the tradition, new names appear, thanks to which the broad coloristic and technical capabilities of pastels are revealed, the desire to update the visual language and new pictorial and plastic discoveries.
Keywords: pastels; the Siberian landscape; lyrical landscape; Omsk artists; A. N. Liberov.
Рис. 9.
O.M. Кошелева. Ковчег. 2018. Бумага, пастель. 50x70
Авторское собрание