УДК 069.5:069.013(571.150-25)
В. Ф. Тимуш
Алтайский государственный институт культуры;
Н. С. Царёва
Государственный художественный музей Алтайского края,
Барнаул, Россия
ПЕТР ДИК. НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В КОЛЛЕКЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ1
В 2016 году в собрание Государственного художественного музея поступила коллекция графических произведений Петра Дика. 341 произведение передала в дар музею вдова художника Кира Лимоно-ва. Среди даров не только законченные работы - пастели, выполненные мастером на наждачной бумаге, но и наброски, этюды, эскизы к известным работам, выполненные в различных графических техниках, бережно хранящиеся в мастерской в увесистых альбомах, редкие фотографии, а также личные вещи, художественные материалы и рабочие инструменты художника.
Ключевые слова: Государственный художественный музей Алтайского края, Пётр Дик, художник, пастель, рисунок.
V. F. Timush Altai State Institute of Culture;
N. S. Tsaryova Altai State Museum of Fine Arts, Barnaul, Russia
PETER DICK. RECENT ACQUISITIONS TO COLLECTION OF THE ALTAI STATE MUSEUM OF FINE ARTS
In 2016 a set of graphic artworks by Peter Dick was added to the collection of the Altai State Museum of Fine Arts. The artist's widow Kira Limonova provided the artworks in the number of 341 to the Museum as a gift. The donation includes completed pastel drawings on sand paper as well as drafts, artistic studies and sketches of well known artworks made using various art techniques and compiled into heavy art books carefully stored in the master's workshop. The gift also comprises rare photos and the artist's paraphernalia, artistic tools and materials.
Keywords: Altai State Museum of Fine Arts, Peter Dick, artistic, pastels, drawing.
Сотрудники отдела хранения Государственного художественного музея Алтайского края 1 мая 2016 года завершили постановку на учет произведения народного художника России Петра Гергардовича Дика (1939-2002).
Вдова всемирно известного мастера пастели Кира Сергеевна Лимонова передала в дар музею 341 произведение своего мужа. Это как законченные работы - пастели, выполненные мастером на наждачной бумаге, - так и наброски, этюды, эскизы к известным работам, выполненные в различных графических техниках, бережно хранящиеся в мастерской в увесистых альбомах, редкие фотографии, а также личные вещи, художественные материалы и рабочие инструменты художника.
Менее года шли успешно завершившиеся переговоры, и вот в два приема известный барнаульский искусствовед, член-корреспондент Российской академии художеств Михаил Юрьевич Шишин доставил из Москвы бесценный груз [1].
Художник родился на Алтае в 1939 году в селе Глядень Благовещенского района. В 1962 году окончил Свердловское художественное училище, а в 1973 - Московское высшее художественно-промышленное (б. Строгановское), жил и работал во Владимире. Скончался мастер в 2002 во время творческой командировки в Германии. Похоронен Петр Дик во Владимире. В этих нескольких предложениях заключена основная канва биографии художника, к которой можно только добавить, что его произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Тюмени, (Москва), в музеях Владимира, Омска, Липецка, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Орла,
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Изобразительное искусство Сибири и Монголии XX - начала XXI вв.: кросс-культурное взаимодействие и влияние художественных традиций» № 15-24-03002.
Тулы, в коллекции редакции журнала «Наше Наследие» (Москва), в Государственном собрании картин Мюнхена (Германия), в резиденции Посла Германии (Москва), в частных собраниях России и за рубежом.
О своем творчестве Петр Дик писал: «Графический лист, картину, я воспринимаю не как окно в мир, но как самостоятельный, законченный в себе мир. Мне трудно приступать к работе, пока не возникает пластическая интонация того, что в начале, как бы предчувствуешь, чем осознаешь. И лишь в процессе работы что-то проясняется, обретая свое место, энергию и значимость в общей структуре листа. Но, говоря, проясняется, я менее всего имею в виду повествовательность и логику, но я имею в виду зрительное мышление - это значит, что, вступая во взаимосвязь: плоскость и пространство, белое и черное, свет и цвет, форма и цвет и т. д., возникает определенная энергия взаимодействия участвующих элементов. Под этим я понимаю пластическое содержание произведения. В таком пластическом содержании, которое раскрывает мне мир и позволяет осознать себя в этом мире, я вижу смысл и цель своей работы» [2].
«Работаю я преимущественно не с натуры, а с натурой. Замыслы - чаще всего рождение работ - непредсказуемы. Моя тема всегда со мной. Реагирую на мир всегда, толчком к возникновению, реализации работ может быть что угодно: фигура на дороге, ворона на антенне, дыра в сене, проем и т. д.» [3, с. 39]. Все определяется природой таланта художника: и тема, и язык. В конечном счете, у каждого художника формируется свой «код», диапазон выразительных средств, через которые материализуются мировосприятия автора.
Богатое творческое наследие Петра Дика, представленное в музейных коллекциях разных городов и стран, волнует многих искусствоведов, изучающих современное искусство, искусствовед Ирина Никифорова, заведующая отделом стран Европы и Америки Х1Х-ХХ веков ГМИИ им. А. С. Пушкина, одна из них. Именно она способствовала тому, чтобы фонды нашего музея пополнились работами художника. Разбирая в мастерской Петра Дика вместе с вдовой мастера Кирой Сергеевной Лимоновой его уникальный, богатейший архив, изучая его наследие, она стала автором нескольких блестящих статей, посвященных художнику. Она пишет о творческом методе художника, неповторимом авторском языке его искусства, постигнуть которые зрителю бывает не просто, но столь необходимо. Так в частности, в одной из статей Ирина Никифорова отмечает: «К выбору в пользу пастели и ее преимуществ Петр Дик пришел осознанно. Такой материал, как пастель, подкупает удивительными выразительными свойствами, но диктует художнику определенные приемы рисования... Он (Дик) не использовал обычные приемы пастельной живописи. Избегал линейности, штриховки, не манерничал цветовыми растяжками. Благодаря этому его живописный мир складывался из крупных, обобщённых форм, был лишён суетности и детализации. Растушевка подушечкой большого пальца неуловимо округляла цветовые плоскости, расплавляла остроту их соединений, создавала особую цветосветовую среду. Колорит определял объемно-пластическую форму предметов, глубину пространства, выстраивал характер освещения.
Самостоятельно осваивая технику пастели, Пётр Дик порой делал свои открытия независимо от чужого опыта. Чтобы удержать тяжелый и рыхлый слой пастели на плоскости, он интуитивно искал в качестве основы для композиции более шероховатые, фактурные поверхности. Полотно наждачной бумаги с крупной и грубой абразивной крошкой не только давало надежное сцепление красок с основанием, но и проявляло под слоями пастели мерцание кремниевых кристаллов на поверхности работы. Этот дополнительный эффект фактуры Дик использовал во многих произведениях как продуманный и оправданный сюжетом приём, чем значительно расширил диапазон выразительных возможностей пастели.
Художник не давал название своим картинам, не демонстрировал лиц персонажей, не использовал их мимику и театральность жеста для раскрытия темы. Зрителю предоставлялось самостоятельно расшифровать закодированные в его творчестве человеческие чувства: страх, отчаянье, грусть, боль, умиротворение, доверие - от самых простых до всплеска широкой гаммы переживаний. Они легко читаются, потому как сложены из проекций его собственных ощущений, очень убедительно выраженных, без пафоса и акцентирования всех этих банальностей с сентиментальным заигрыванием, многозначительными намеками, которыми нередко угощают легковерного зрителя» [3, с. 122].
Искусство Петра Дика всегда пользовалось зрительской любовью, его работами восхищались коллеги художники. Известный российский график Илларион Голицын, вспоминая Петра Дика, говорил: «Его лаконичные работы привлекли многих ценителей настоящего искусства. Нравилась его доброта. Остроумные, выверенные, лаконичные - эти работы притягивали к себе. Мимо них трудно было пройти - они завораживали и, пожалуй, даже учили. Учили расставаться с ненужным, лишним... Он остроумен, нежен, он влюблен в свои персонажи, хотя они часто превращались в соединение двух-трех пятен, почти абстрактных... Вот утюг, превращенный в готический храм, вот милейшая собачка и магическое яблоко, вот лодки на песке или сосуды, превращенные в фигуры людей. Спасибо Петру. Работы живут за него, радуя нас. И он с нами» [4].
Важно заметить, что интерес к искусству Петра Петровича Дика не ослабевает и после его преждевременной кончины в 2002 году. За эти годы - без Дика - состоялось 48 передвижных выставок художника, в том числе, и на его родине, на Алтае, в Художественном музее в 2015 году открылась выставка «Петр Дик. Возвращение» [5], это было первое знакомство земляков с работами мастера. И вот через год новая встреча, Государственный художественный музей Алтайского края не просто оказался в числе 18 российских и зарубежных музеев, в собрании которых поступили работы П. Г. Дика, а стал обладателем одного из крупнейших и интереснейших собраний пастелей художника. Особое место в этой коллекции занимает архивный материал, то, что исследователи называют творческой лабораторий художника. Альбомчики с зарисовками фигур, набросками и эскизами композиций. Оценивая эту часть наследия Петра Дика, Ирина Никифорова совершенно справедливо приводит слова Стефана Цвейга из эссе «Смысл и красота рукописи: «В рукописи больше, чем в любом рассказе, в любой картине, отражена неувядающая победа духа над материей. Вечно жива мысль Гёте: чтобы постичь произведение искусства, мало знать его в совершенстве, надо проследить, как оно создавалось... Рукописи имеют, кроме того, и огромное моральное значение, ибо они великодушно напоминают нам о том, что произведения, которыми мы восхищаемся в их завешенном виде, являются не только благосклонными дарами гения, но и плодом тяжёлого, взыскательного труда. Они показывают нам поля сражений, где происходили битвы человеческого духа с материей, извечную борьбу Иакова с ангелом; они уводят нас в царства Созидания и заставляют нас вдвойне любить и почитать человека в художнике ради его священного труда. Все то, что направляет наш взор от внешнего к внутреннему, от тленного к вечному, благословенно, и потому мы должны относится к этим внешне неприметными листам с еще большим благоговением из-за их внутренней красоты, ибо нет более чистой любви, чем любовь к духовно прекрасному» [6, с. 99-100].
Сегодня мы гордимся тем, что произведения художника теперь представлены на его родине, на Алтае. После завершения реконструкции музея сотрудники планируют разместить уникальную коллекцию П. Г. Дика в мемориальном зале, посвященном памяти выдающегося графика XX века.
Список литературы
1. Музею подарена значительная коллекция произведений Петра Дика. 31 мая 2016 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. ghmak. ru/index. php/events/item/919-muzeyu-podarena-znachitelnaya-kollektsiya-proizvedenij -petra.
2. Известный российский художник Петр Дик представит свои работы в Барнауле [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://altapress.ru/afisha/story/izvestniy_rossiyskiy_hudozhnik_petr_dik_predstavit_svoi_raboti_ barnaule_2121.
3. Дик, П. Г. Мысли «непричёсанные» / П. Г. Дик. - Галерея ГРОСart, 2017. - 184 с.
4. Петр Дик. «Диалог с пастелью» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. mmoma. ru/exhibitions/petrovka25/petr_dik.
5. Открытие выставки «Петр Дик: Возвращение» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. ghmak. ru/index. php/events/item/573-otkrytie-vystavki-petr-dik-vozvrashchenie-15-iyulya-2015-goda.
6. Цвейг, С. Смысл и красота рукописей : [речь на книжной выставке в Лондоне] / С. Цвейг; пер. Н. Бунина // Сборник. Статьи. Эссе. Вчерашний мир. Воспоминание европейца. - Москва : Радуга, 1987. -С. 99-100.
УДК 75.021.32-035.676.332.4(571.150)
И. С. Хайрулинов
Алтайская краевая организация Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»,
Барнаул, Россия
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ НА АЛТАЕ
Статья посвящена теме войны и мира в художественных полотнах, написанных автором. Многие картины выставлялись. В разное время информация об этом была в газетах и журналах, радио и телепередачах. Также в прессе освещена и другая важная работа - вместе со студентами Художественного училища в Новоалтайске автором проводится Вахта Памяти, в рамках которой пишутся портреты воинов-ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.
Ключевые слова: живопись, художник-педагог, народная память о героях, патриотическое воспитание.