Научная статья на тему 'Образ Барнаула XX - начала XXI вв. В произведениях изобразительного искусства'

Образ Барнаула XX - начала XXI вв. В произведениях изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
227
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРНАУЛ / ХУДОЖНИКИ / ВИДЫ ГОРОДА / КОЛЛЕКЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дариус Е.И.

В статье рассказывается о тематической коллекции Государственного художественного музея Ал-тайского края, посвященной видам Барнаула XX начала XXI вв., рассматриваются серии работ и от-дельные произведения художников, выполненные в жанре городского пейзажа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ Барнаула XX - начала XXI вв. В произведениях изобразительного искусства»

Раздел 5

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ЕВРАЗИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА

УДК 7.047(21-21)(571.150-25)''1901/20..''

Е. И. Дариус

Государственный художественный музей Алтайского края,

Барнаул, Россия

ОБРАЗ БАРНАУЛА XX - НАЧАЛА XXI ВВ.

В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА1

В статье рассказывается о тематической коллекции Государственного художественного музея Алтайского края, посвященной видам Барнаула XX - начала XXI вв., рассматриваются серии работ и отдельные произведения художников, выполненные в жанре городского пейзажа.

Ключевые слова: Барнаул, художники, виды города, коллекция произведений, Государственный художественный музей Алтайского края.

E. I. Darius Altai State Museum of Fine Arts, Barnaul, Russia

THE IMAGE OF BARNAUL OF THE 20th - BEGINNING OF THE 21st CENTURIES

IN THE WORKS OF ART

The article describes thematic collections of the State Museum of Art of Altai region, is devoted to the types of Barnaul 20th - beginning of 21st centuries are considered a series of works and individual works by artists in the genre of the urban landscape.

Keywords: Barnaul, artists, city views, collection of pictures, State Art Museum of Altai Krai.

Барнаул - один из красивейших и интенсивно развивающихся городов Сибири, имеющий богатую и славную историю. Облик Барнаула, его архитектурные памятники, современные проспекты и тихие улочки постоянно привлекают к себе художников. К образу города обращаются они в своем творчестве, создавая изобразительными средствами его художественную летопись, несущую на себе печать их личного восприятия.

С первых дней существования Алтайского краевого музея изобразительных и прикладных искусств (ныне Государственного художественного музея Алтайского края, принятое сокр. ГХМАК), открытого в Барнауле в 1959 году, его сотрудниками велась большая и планомерная работа по формированию собрания музея. С этой целью ими отбирались лучшие произведения художников, в том числе и посвященные Барнаулу. В настоящее время работы, относящиеся к теме «Барнаул в изобразительном искусстве», представляют одну из достаточно крупных тематических коллекций в собрании художественного музея. Это около трехсот произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и скульптуры, в которых нашли отражение архитектурные памятники Барнаула XX - начала XXI вв., виды города за последние сто лет и пейзажи окрестностей Барнаула.

Барнаульские пейзажи, находящиеся в коллекции ГХМАК, постоянно экспонируются в музее, в том числе на тематических выставках, приуроченных ко Дню города. Первая такая выставка состоялась в музее в 1980 году [1]. В общей сложности за 35 лет в музее было проведено девять тематических выставок, посвященных Барнаулу, каждая из которых по составу произведений и экспозиционному решению отличалась от предыдущей.

Наряду с выставочной деятельностью в художественном музее ведется большая научно-исследовательская работа по атрибуции и анализу картин с видами Барнаула, находящихся в музее [2, 3, 4], научная паспортизация этих произведений.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Изобразительное искусство Сибири и Монголии XX - начала XXI вв.: кросс-культурное взаимодействие и влияние художественных традиций» № 15-24-03002

В 2015 году, к 285-летию Барнаула, сотрудниками музея была завершена работа по составлению научного каталога «Барнаул в произведениях алтайских художников в собрании Государственного художественного музея Алтайского края», изданного на электронном диске [5] и размещенного в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте ГХМАК (Шр://еп. са1атео. com/read/005141593f865e27c75d9). Каталог содержит сведения о 241 произведении семидесяти авторов и состоит из пяти разделов: «Живопись», «Графика», «Декоративно-прикладное искусство», «Скульптура» и «Биографические сведения о художниках».

Самыми ранними по написанию и первыми по времени поступления в собрание музея картинами, посвященными Барнаулу, стали работы одного из первых профессиональных художников Алтая Андрея Осиповича Никулина (1878-1945). Это произведения «Последние лучи. Барнаул», «Окраина г. Барнаула», «Барнаул. Вечер» (все ок. 1908 г.), «Барнаул. Гроза над городом», поступившие в музей в 1960 году от ученика и коллеги А. О. Никулина по киностудии «Мосфильм» художника Бориса Марковича Чеботарёва.

С любовью и теплотой изображал Никулин тихие улочки родного Барнаула с их одноэтажными домами и живописными окрестностями. Подобно художникам-импрессионистам он писал одно и то же место в городе, наблюдая за его изменением и преображением при различном солнечном освещении. В своих работах он создал лирико-поэтический образ Барнаула, наполненный светом и цветом, воздухом и ощущением пространства.

В 2002 году в Москве Алла Ивановна Казанцева, внучатая племянница Андрея Осиповича Никулина, передала в музей двадцать четыре произведения художника, среди которых «Панорама Барнаула» 1917 года. Это акварельная работа, отличающаяся довольно большим для графики форматом (87,8х140), документальной точностью и правдивостью изображения. На сегодняшний день она представляет не только художественную ценность и знакомит нас с графическим наследием А. О. Никулина, но и является редким историческим документом, достоверно доносящим до нас облик Барнаула начала XX века, кардинально изменившийся в наши дни.

Привлекает внимание изображенная в центральной части композиции акварели церковь, выделяющаяся на фоне городского пейзажа. Это несохранившийся храм Барнаульской старообрядческой общины Белокриницкой иерархии во имя Честнаго и Животворящего Креста Господня (Крестовоздвижен-ский храм). Он находился в старой части города за рекой Барнаулкой, под Горой. Храм был заложен в 1909 году, строился, предположительно, по проекту архитектора И. Ф. Носовича. Строение церкви было каменным, за исключением колокольни, рубленной из дерева. В 1938 году здание храма было национализировано, а в 1967 году оно было разрушено (взорвано) [6, с. 32]. Фактически, на сегодняшний день увидеть реальный облик этого храма позволяет лишь акварельный рисунок А. О. Никулина, т. к. все сохранившиеся репродукции с фотографий, выполненных в начале XX века, на которых запечатлен храм, имеют нечеткие отпечатки, а проектная документация, касающаяся его строительства, не сохранилась.

Работа «Панорама Барнаула» свидетельствует о том, что А. О. Никулин мастерски, совершенно свободно, владел техникой акварели. Это умение отразилось и на живописных работах художника, в которых проявились такие качества, как легкость, прозрачность и светоносность.

В 1995 году собрание художественного музея пополнилось работами Ивана Евсеевича Харина (1909-1995), художника, стоявшего у истоков формирования и становления Алтайского отделения Союза художников СССР, одного из первых председателей этой организации (1941-1948). В годы Великой Отечественной войны Харин помогал художникам, эвакуированным в Барнаул из Киева, Харькова, Ленинграда, Москвы (около пятидесяти членов Союза художников СССР), сплотив их в единый творческий коллектив. Он организовал шесть краевых художественных выставок. Был автором сатирических рисунков и плакатов в выпусках агитокон «Алтайской правды». И. Е. Харина можно по праву назвать летописцем Барнаула. В семи томах его мемуаров, сохраненных им документах, письмах, вырезках из газет и фотографиях запечатлена художественная жизнь города конца 1930-х - 1960-х гг. [7].

Работы Харина «Краевой театр. Зима» (1942), «Кинотеатр «Родина» (1944), «В старом железнодорожном парке» (1945) передают виды Барнаула военного времени. Выполненные с натуры, отличающиеся живописностью, прекрасной передачей световоздушной среды и пространства, они наполнены ощущением аромата того времени.

Великая Отечественная война связала с Барнаулом имена многих известных и прославленных художников. Среди них, работавшая в области книжной графики, ленинградская художница Ирина Васильевна Варзар (1904-1995), эвакуированная в Барнаул из блокадного Ленинграда в марте 1942 года.

В настоящее время в собрании Государственного художественного музея Алтайского края находятся семь графических листов И. В. Варзар, выполненных ею в Барнауле. Эти работы были приобретены у художницы в 1984 году. В трех из них («Барнаул. Март», 1943; «Барнаул. 20 июня 1944 года», 1944; «Барнаул. Февраль», 1945) нашли отражение наблюдения Ирины Васильевны Варзар за жизнью города во время Великой Отечественной войны. Благодаря спокойному созерцанию натуры и достоверной фиксации увиденного, ее рисунки являются своего рода художественными документами, рассказывающими

о прошлом Барнаула, и чем дальше от нас уходит это время, тем острее чувствуется ценность этих работ, отражающих суровую действительность военного времени.

После окончания Великой Отечественной войны И. В. Варзар вернулась в Ленинград. Для нее, как и для всех людей, выстоявших войну, началась новая жизнь. Но годы, проведенные в эвакуации, не прошли для художницы бесследно. Увиденное и запечатленное в Барнауле нашло отражение в дальнейшем ее творчестве. «На выставку графики 1981 года, - писала она,- я дала алфавит, навеянный затейливым, чугунным кружевом кованных поделок. Живя в Барнауле, зарисовывала флюгера, замки, деревянные ручки, печные заслонки, сундуки, светильники и прочий стародавний металл... Из этих фольклорных изделий и родился мой алфавит (который мне давно хотелось осуществить)» [8, л. 23].

Послевоенный Барнаул, строящийся, меняющий свой облик, запечатлел в своих работах живописец Михаил Фёдорович Жеребцов (1927-1997). В коллекции Государственного художественного музея Алтайского края хранится четыре картины художника, посвященные родному для него городу. Среди них «Октябрьская площадь» 1949 года, являющаяся одной из самых ранних работ в творчестве М. Ф. Же-ребцова, созданная им в год окончания Алма-Атинского театрально-художественного училища. Передающая одну из центральных площадей Барнаула в момент ее застройки, еще окруженную старыми одноэтажными домами, давно снесенными и забытыми, эта живописная работа, бесспорно, имеет для нас ценность исторического документа. Запечатлен на ней и один из первых трамваев Барнаула, пущенный в городе 7 ноября 1948 года по маршруту «Новый рынок (рынок "Юбилейный") - площадь Свободы» [9, с. 55]. Еще чувствуется в работе некоторая живописная скованность, характерная для многих начинающих художников. Но есть в ней смелость и решительность молодого автора в осуществлении сложной художественной задачи - изобразить на плоскости двухмерного холста пространство огромной площади. И с этой задачей Михаил Жеребцов успешно справился.

Тема меняющего свой облик города была продолжена Жеребцовым в картине «На смену старому» (1963). Название работы говорит само за себя. На смену деревянным потемневшим и покосившимся от времени одно- и двухэтажным домам возводятся в городе новые современные высотные здания, изображенные художником на дальнем плане, величественно возвышающимися на фоне неба. Уже состоявшимся живописцем, мастером лирического пейзажа предстает в этой работе Михаил Фёдорович Жеребцов. В ней есть все: и трепетное отношение к одному из уголков города, и умение передавать на холсте настроение, связанное с ожиданием перемен, и грамотно построенная композиция, и благородный колорит, строящийся на тонких градациях цвета.

Тематическая коллекция произведений, посвященных Барнаулу, в собрании Государственного художественного музея Алтайского края включает в себя восемь картин, посвященных видам Барнаула, живописца, мастера городского пейзажа Михаила Яковлевича Будкеева. Являясь продолжателем лучших традиций русской реалистической школы живописи, в своих произведениях он удивительно правдиво отражает красоту архитектуры Барнаула начала XX века, показывает жизнь, которая протекала на улицах города в 70-80-е гг. XX века.

Большой интерес в художественном и историческом планах представляет картина М. Я. Будкеева «Дом на улице Ползунова» (1983), на которой запечатлен бывший дом инженера, городского головы Барнаула (1913-1916) Александра Адольфовича Лесневского (ул. Ползунова, 56). Имеющий выразительный и запоминающийся силуэт, этот деревянный дом был построен в начале XX века по чертежам самого Лесневского и являлся частью его усадьбы, располагавшейся на берегу несохранившегося до наших дней заводского пруда. Пейзаж пленяет своей жизнерадостностью. Живопись художника подвижна и трепетна. Богаты вариациями оттенков зеленый и коричневый цвета, доминирующие в работе. Мажорный настрой картины рождает музыкальные ощущения, ассоциации с торжественной песней, посвященной Барнаулу и его мастерам.

Преображенный творческой фантазией художника город предстает в работах Леопольда Романовича Цесюлевича, приехавшего в Барнаул из Риги в 1963 году. Городу, ставшему для него родным, художник посвятил ряд своих живописных и графических произведений, многие из которых сейчас находятся в Государственном художественном музее Алтайского края: «Октябрьская площадь» (1978), «Терема» (1978), «Студенческий проспект» (1984) и другие.

Необычна композиция картины Л. Р. Цесюлевича «Терема». На одной улице, рядом друг с другом, художник разместил три памятника деревянного зодчества Барнаула начала XX века, находящиеся в разных местах города. Справа изображен бывший дом А. А. Лесневского (ул. Ползунова, 56), в центре -бывший дом купцов Шадриных (пр. Красноармейский, 8), а слева виден угол здания бывшей женской гимназии Будкевич (пр. Красноармейский, 14; ул. Короленко, 96). Художник несколько изменил внешний облик строений, изобразив их в едином порыве ввысь. Наделенные чертами готики они напоминают строения древней Риги. Смело он построил в картине цветовые отношения: кобальтовый цвет неба и снега, контрастируя с красным цветом заката и освещенных окон, усиливают звучность друг друга. Неровное мерцание красного света в окнах, языки алого пламени заката на дальнем плане вызывают различные ассоциации в этом условном, декоративном по цвету произведении [4, с. 87].

В конце 1960-х - начале 1970-х годов Л. Р. Цесюлевичем была выполнена большая серия натурных рисунков с видами Барнаула того времени. Десять работ из этой серии сейчас находится в собрании Государственного художественного музея Алтайского края («Старый базар в Барнауле», «Зимка. Декабрь на Северо-Западной», «Терем. Барнаул», «Закат. Тихий вечер», «Декабрь в Барнауле» др.). Если в картинах художник специально выстраивает композицию, зачастую преображая природу, то в рисунках он передает свои реальные впечатления от естественной, не преобразованной действительности. В них запечатленные уголки природы несут чувства и представления другой сферы, другой тональности - такие, которые не могли получить своего выражения в картинах. Отдельные дома, новые застраивающиеся улицы города, люди, переданные свободными, динамично нанесенными линиями, стремительными росчерками, контрастами и столкновениями пятен, отражают обостренность чувств мастера.

Живя на Алтае, Леопольд Романович Цесюлевич воплотил в своем творчестве синтез русской и западноевропейской школ. В его произведениях, в том числе и городских пейзажах, есть и реалистическая основа, и постимпрессионистические тенденции, порой переплетающиеся с символизмом, и внимание к колористическим проблемам, как к одному из средств создания обобщенного, романтически окрашенного образа мира [4, с. 89].

В 1967 году переехал в Барнаул живописец Виктор Александрович Зотеев. С этого времени, наряду с пейзажами, привезенными из творческих поездок, натюрмортами и портретами, в творчестве художника утвердилась тема городского пейзажа. В собрании Государственного художественного музея Алтайского края находится десять живописных работ В. А. Зотеева, посвященных Барнаулу. В них он с особым трепетом и теплотой отобразил и архитектурные памятники города («Кредитный техникум. Барнаул». 1978), и тихие барнаульские улочки, живущие своей размеренной жизнью («Дом на улице Чкалова». 1969; «Барнаул. Улица Короленко». 1981), и строящийся развивающийся город («Элеватор. Улица Чехова». 1975; «Речной вокзал строится. Этюд». 1978).

Стремление запечатлеть, как живут люди, передать ощущение уюта, исходящего от старых домов, нашло отражение в зимнем пейзаже Зотеева «Старый дом на улице Чернышевского», написанном в 1976 году. Работа доносит до нас облик несохранившегося деревянного одноэтажного дома, некогда находившегося на улице Чернышевского в интервале между Красноармейским проспектом и улицей Челюскинцев. Правдиво художник отразил один из уголков Барнаула, верно подобрал цветовые отношения, превосходно передал состояние зимнего пасмурного дня. Но это не просто реалистический городской пейзаж. Перед нами портрет дома, наполненный философским звучанием. Этот дом схож с людьми, жившими в нем, в его облике читается их общая история: рождение, становление, расцвет и угасание.

Все ускоряющийся темп современной жизни города, его динамика нашли отражение в картинах Александра Васильевича Нижегородцева (1933-2002), одного из ярких представителей авангарда 1970-х гг. на Алтае. В коллекции Государственного художественного музея Алтайского края находится шесть его живописных работ, посвященных Барнаулу.

Здание Речного вокзала, построенного в Барнауле в 1985 году, и набережную р. Оби изобразил художник в работе «Порт вечером. Барнаул» (1988). При относительно небольшом формате (50х69,5) это произведение поражает своей мощью и простотой, условностью и убедительностью, экспрессивной манерой письма и необычностью колорита. Опираясь на свои впечатления от натуры, получая чувственный и визуальный импульс от реальности, использовав смелые цветовые сочетания, решительно обобщая формы, подвижными и выразительными пастозными многоцветными мазками художник создал на плоскости картона иную, преобразованную его мыслью, реальность.

Кроме перечисленных авторов к теме Барнаула в своем творчестве обращались многие алтайские художники. В собрании Государственного художественного музея Алтайского края представлены произведения семидесяти художников, которые создали как отдельные, так и целые серии работ, посвященные городу. Среди них Г. Ф. Борунов, М. Д. Ковешникова, А. Г. Вагин, А. П. Фризен, А. А. Югаткин, П. А. Щетинин, С. И. Кашкаров, Ю. А. Чулюков, А. А. Дрилёв, Е. В. Олейников, Н. С. Зайков и многие другие художники, о которых нет возможности рассказать в данной статье. Эти художники умеют чувствовать красоту повседневного, открывая в нем неисчерпаемый мир красок и оттенков. Для их работ, отличающихся определенными индивидуальными качествами, неординарностью композиционных построений, образностью, пластичностью, гармонией цветовых отношений, свойственны любовь к Барнаулу, внимательное изучение его истории, стремление уловить и передать изобразительными средствами его жизнь.

Список литературы

1. Научный архив ГХМАК. Ф. II. Р. 1. Д. 8. Выставка, посвященная 250-летию Барнаула, 1980 год.

2. Дариус, Е. И. К вопросу комплектования коллекции работ, посвященных Барнаулу, в Государственном художественном музее Алтайского края / Е. И. Дариус // Труды Алтайского государственного краеведческого музея. - Барнаул, 2003. - Т. I. - С. 150-155.

3. Дариус Е. И. О комплектовании коллекции работ с видами Барнаула в Государственном музее Алтайского края / Е. И. Дариус, А. В. Федотов // Первые искусствоведческие Снитковские чтения : материалы науч.-практ. конф. 2002 г. и Всерос. науч. конф. 2004 г. - Барнаул, 2005. - С. 178-183.

4. Дариус, Е. И. Тема города в творчестве Л. Р. Цесюлевича (на примере произведений художника, находящихся в собрании Государственного художественного музея Алтайского края) / Е. И. Дариус // Вторые искусствоведческие Снитковские чтения : сб. материалов науч.-практ. конф. 2006 г. - Барнаул, 2007. - С. 82-90.

5. Барнаул в произведениях алтайских художников в собрании Государственного художественного музея Алтайского края: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство : каталог / сост. Е. И. Дариус, А. В. Федотов; авт. вступ. ст. Е. И. Дариус. - Барнаул : Пять плюс, 2015. - Эл. опт. диск (CD-ROM). - 330 с.

6. Дементьева, Л. С. Строительство храма во имя Воздвижения Креста Господня в Барнауле / Л. С. Дементьева // Архитектура и строительство Сибири. - № 4 (6). - 2002. - С. 32-34.

7. Научный архив ГХМАК. Ф. Х. Фонд художника И. Е. Харина.

8. Научный архив ГХМАК. Ф. I. Р. 7. Д. 30. И. В. Варзар.

9. Суханов, А. А. 40 лет со дня пуска трамвая в Барнауле / А. А. Суханов, И. О. Буркова // Страницы истории Алтая. 1988 г. - Барнаул, 1988. - С. 55-56.

УДК 726.1:294.3

Т. Н. Канарёва

Алтайский государственный технический университет им И. И. Ползунова,

Барнаул, Россия

СИНТЕЗ ИСКУССТВ ХРАМОВОГО БУДДИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА1

Автор рассматривает синтез искусств как элемент анализа храмовой буддийской архитектуры в рамках иконологического метода. В статье уделено внимание искусству огня, света, дыма - как составляющим храмового буддийского пространства.

Ключевые слова: синтез искусств, храмовая буддийская архитектура, иконологический метод.

T. N. Kanaryova Polzunov Altai State Technical University,

Barnaul, Russia

THE SYNTHESIS OF THE ARTS OF THE BUDDHIST TEMPLE SPACE

The author considers synthesis of arts as an element of the analysis of Buddhist temple architecture within an iconological method. In article the attention is paid to art of fire, light, smoke - as to components of Buddhist temple space.

Keywords: synthesis of arts, Buddhist temple architecture, iconological method.

Таинство храмовой буддийской архитектуры привлекает внимание ученых со всего света на протяжении многих лет. Сегодня эти исследования наиболее актуальны и востребованы. Изучение памятников архитектуры Монголии связывает нынешнее поколение с одной из древнейших культур человечества, которая непрерывно развивалась на протяжении нескольких тысячелетий.

Развивая ранее уже апробированные подходы в изучении храмовой архитектуры Монголии [1, 2, 3], в данной работе сосредоточимся на синтезе искусств - как один из элементов иконологического анализа.

«Глубокое волнение, - пишет П. П. Муратов в своей книге "Образы Италии", - охватывает путешественника в тихом углу форума у источника Ютурны, из которого Диоскуры поили своих лошадей» [4]. Но, безусловно, ценность камней этого самого источника, увезенных в музей и разложенных на полках вдоль отлично подготовленных стен, не производили бы столь яркого впечатления на смотрящего.

«Художественное произведение живет и требует особливых условий своей жизни, в особенности -своего благоденствия, и вне их, отвлеченно от конкретных условий своего художественного бытия, -именно художественного, - взятое, оно умирает или, по крайней мере, переходит в состояние анабиоза, перестает восприниматься, а порою - и существовать как художественное» [5].

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Изобразительное искусство Сибири и Монголии XX - начала XXI ввю.: кросс-культурное взаимодействие и влияние художественных традиций» № 15-24-03002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.