3. Дариус Е. И. О комплектовании коллекции работ с видами Барнаула в Государственном музее Алтайского края / Е. И. Дариус, А. В. Федотов // Первые искусствоведческие Снитковские чтения : материалы науч.-практ. конф. 2002 г. и Всерос. науч. конф. 2004 г. - Барнаул, 2005. - С. 178-183.
4. Дариус, Е. И. Тема города в творчестве Л. Р. Цесюлевича (на примере произведений художника, находящихся в собрании Государственного художественного музея Алтайского края) / Е. И. Дариус // Вторые искусствоведческие Снитковские чтения : сб. материалов науч.-практ. конф. 2006 г. - Барнаул, 2007. - С. 82-90.
5. Барнаул в произведениях алтайских художников в собрании Государственного художественного музея Алтайского края: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство : каталог / сост. Е. И. Дариус, А. В. Федотов; авт. вступ. ст. Е. И. Дариус. - Барнаул : Пять плюс, 2015. - Эл. опт. диск (CD-ROM). - 330 с.
6. Дементьева, Л. С. Строительство храма во имя Воздвижения Креста Господня в Барнауле / Л. С. Дементьева // Архитектура и строительство Сибири. - № 4 (6). - 2002. - С. 32-34.
7. Научный архив ГХМАК. Ф. Х. Фонд художника И. Е. Харина.
8. Научный архив ГХМАК. Ф. I. Р. 7. Д. 30. И. В. Варзар.
9. Суханов, А. А. 40 лет со дня пуска трамвая в Барнауле / А. А. Суханов, И. О. Буркова // Страницы истории Алтая. 1988 г. - Барнаул, 1988. - С. 55-56.
УДК 726.1:294.3
Т. Н. Канарёва
Алтайский государственный технический университет им И. И. Ползунова,
Барнаул, Россия
СИНТЕЗ ИСКУССТВ ХРАМОВОГО БУДДИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА1
Автор рассматривает синтез искусств как элемент анализа храмовой буддийской архитектуры в рамках иконологического метода. В статье уделено внимание искусству огня, света, дыма - как составляющим храмового буддийского пространства.
Ключевые слова: синтез искусств, храмовая буддийская архитектура, иконологический метод.
T. N. Kanaryova Polzunov Altai State Technical University,
Barnaul, Russia
THE SYNTHESIS OF THE ARTS OF THE BUDDHIST TEMPLE SPACE
The author considers synthesis of arts as an element of the analysis of Buddhist temple architecture within an iconological method. In article the attention is paid to art of fire, light, smoke - as to components of Buddhist temple space.
Keywords: synthesis of arts, Buddhist temple architecture, iconological method.
Таинство храмовой буддийской архитектуры привлекает внимание ученых со всего света на протяжении многих лет. Сегодня эти исследования наиболее актуальны и востребованы. Изучение памятников архитектуры Монголии связывает нынешнее поколение с одной из древнейших культур человечества, которая непрерывно развивалась на протяжении нескольких тысячелетий.
Развивая ранее уже апробированные подходы в изучении храмовой архитектуры Монголии [1, 2, 3], в данной работе сосредоточимся на синтезе искусств - как один из элементов иконологического анализа.
«Глубокое волнение, - пишет П. П. Муратов в своей книге "Образы Италии", - охватывает путешественника в тихом углу форума у источника Ютурны, из которого Диоскуры поили своих лошадей» [4]. Но, безусловно, ценность камней этого самого источника, увезенных в музей и разложенных на полках вдоль отлично подготовленных стен, не производили бы столь яркого впечатления на смотрящего.
«Художественное произведение живет и требует особливых условий своей жизни, в особенности -своего благоденствия, и вне их, отвлеченно от конкретных условий своего художественного бытия, -именно художественного, - взятое, оно умирает или, по крайней мере, переходит в состояние анабиоза, перестает восприниматься, а порою - и существовать как художественное» [5].
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Изобразительное искусство Сибири и Монголии XX - начала XXI ввю.: кросс-культурное взаимодействие и влияние художественных традиций» № 15-24-03002.
Ю. А. Олсуфьев в одном из своих докладов определяет синтез как результат накопления однородных художественных восприятий. Потому, - говорит он, - в согласии формы и содержания лежит залог истинной художественности, подлинности искусства данного времени [6].
Можно сказать, жизненность искусства зависит от степени единства впечатлений и способов их выражений. Истинное искусство - это единство содержания и способов подачи этого содержания. Но эти способы выражения легко понять упрощенно, вычленяя из полносодержательной формы воплощения лишь какую-нибудь одну грань. «Тогда сторона, одна только сторона, органического единства принимается за нечто самодовлеющее, существующее уединенно от прочих граней воплощения, хотя на самом деле она есть фикция, вне целого не имеющая реальности, подобно тому, как не есть эстетическая реальность краски, соскобленной с картины, или совместно звучащие звуки всей симфонии» [5].
Каждый понимает, что для любого произведения искусства нужны определенные условия подачи: для статуи нужен свет, для музыки - тишина, для архитектуры - пространство. Но при этом не стоит забывать, что эти условия должны иметь качественные характеристики, и носить не рекомендательный характер, а обязательный. Определенная «среда обитания» входит в сам организм художественного произведения, предусмотренная его создателем, она образует его продолжение, хотя и остается за его пределами. Подобное явление собственно и называется художественным произведением.
Для художественного произведения губительно не только отсутствие изначальных условий восприятия, но и создание не правильных, неверно истолкованных. Нельзя, например, наслаждаться симфонией или картиной в помещении, наполненном невыносимыми запахами. Это отрицательное условие вклинивается в стиль произведения, разрушает единство формы и содержания и тем уничтожает произведение как таковое.
Художественное произведение - это своего рода центр целого пучка условий, при которых оно только и возможно как художественное, и вне своих конститутивных условий оно как художественное просто не существует.
Это общее положение в особенности относится к храмовому искусству.
Рассмотрим несколько составляющих внутреннего храмового пространства, необходимо входящего в синтез храмового действа. Обратимся к искусству огня, света и искусству дыма.
Тханка (буддийская икона) является основным атрибутом храмового пространства. Она наполнена символизмом - иконы-свитки содержат изображения людей или высших божественных существ, Будд, Ботхисаттв или Тар, которые передаются в мельчайших деталях и где каждый жест руки (мудра), поза (асана), цвет и предметы имеют конкретное значение. В тханках всё пропитано символикой, и, на первый взгляд, сложно разобраться, видя многоруких и многоглавых божеств с множеством атрибутов - колокольчиков, чёток, культовых предметов. Каждый символ здесь имеет значение, и при внимательном рассмотрении картины постепенно откроется смысл и те мистические связи между формой и содержанием. На тханках часто изображают гневное божество. Но оно создано не для того, чтобы напугать зрителя, - оно является защитником веры, также как и защитником верующего.
Чаще всего тханки выполнены красками на полотне или в технике аппликации из кусочков разноцветной материи. Но в старинных храмах встречаются тханки, нарисованные на дереве или металле.
Освещение тханки играет первостепенную роль при ее созерцании. Для художественного бытия тханки освещение должно быть именно то самое, в виду которого она написана. Это освещение в данном случае неровный и неравномерный, колышущийся, отчасти, может быть, мигающий свет свечей в металлических подсвечниках и приглушенный свет сквозь небольшие окна, как правило, расположенные в верхней части высоких стен. Тханка может созерцаться как таковая только при этом струении, только при этом волнении света, дробящегося, неровного, как бы пульсирующего, богатого теплыми призматическими лучами, - света, который всеми воспринимается как живой.
Порою примитивизм форм выполнения тханки, ее яркий, почти невыносимо яркий колорит, ее насыщенность, ее подчеркнутость есть тончайший расчет на эффекты храмового освещения. Внутри храма эта преувеличенность, смягчаясь, дает силу, недостижимую обычным изобразительным приемом.
Говоря об искусстве огня и света, необходимо входящего в синтез храмового действа, нельзя не упомянуть искусство дыма, без которого опять-таки не существует этого синтеза. Тончайшая завеса от горящих свечей и благовоний, растворенных в воздухе, вносит в созерцание тханок и росписей смягчение и углубление воздушной перспективы. Подобная атмосфера, непрестанно движущаяся, видимая взору, воспринимаемая как некая тончайшая зернистость, привносит совершенно новые функции искусству воздуха. При этом, чувство обоняния, улавливающее аромат благовоний, дополняет общее восприятие храмового пространства (рис. 1, 2).
Художественное произведение требует полноты круга условий, некоторой замкнутости художественного целого как особого мира, и вторжение в него элементов иного характера ведет к искажению как целого, так и отдельных частей, в целом имевших свой центр и начало равновесия.
Рис. 1. Амарбаясгалант хийд, Рис. 2. Сахиусын дуган, Гандан Пуцаг Чойлон,
расположен на р. Селенга, аймак Селенгэ г. Ховд
В храме все сплетается со всем: храмовая архитектура, например, учитывает даже такой малый эффект, как вьющиеся по тханкам, фрескам и скульптурам, обвивающие колонны ленты тлеющего можжевельника, курящегося в бронзовых чашах, которые своим движением и сплетением почти беспредельно расширяют архитектурное пространство храма, смягчают сухость и жесткость линий и, расплавляя их, приводят все в движение.
Безусловно, говоря о таинстве храмового пространства, нельзя не упомянуть о пластике и ритме движений священнослужащих, об игре и переливах складок драгоценных тканей их одежд.
Именно из этих составляющих и собирается таинство храмового пространства. Синтез искусств дает возможность в полной мере изучить храмовую буддийскую архитектуру, создавая новые подходы в использовании иконологического анализа применительно к данной теме.
Список литературы
1. Канарёва, Т. Н. Комплексный иконологический и графоаналитический анализ буддийской архитектуры Монголии / Т. Н. Канарёва // Вестник алтайской науки. - № 2-2. -Барнаул, 2013. - С. 3-7.
2. Нужа Т. Н. Значение мандалы в храмовой монгольской архитектуре: опыт иконологического анализа / Т. Н. Нужа, М. Ю. Шишин // Вестник алтайской науки. - Барнаул, 2012. - № 2. - С. 99-103.
3. Kanaryova, T. N. Buddhist temple architecture of Mongolia / T. N. Kanaryova // Magazine «Himalayan and Central Asian Studies», Special «ALTAY», New Delhi (India). - 2014. - № 3/4. - Pp. 205-215.
4. Муратов, П. П. Образы Италии // П. П. Муратов - Москва : Республика, 1994. - 592 с.
5. Флоренский, П. А. Храмовое действо как синтез искусств / П. А. Флоренский. - Москва, 1996. -215 с.
6. Олсуфьев, Ю. А. Выписки из записных книжек; Списки печатных и неизданных работ Ю. А. Олсуфьева / Ю. А. Олсуфьев. - Москва : Индрик, 2009. - 352 с.
УДК 76.01:7.071.1Быков
Л. Н. Лихацкая
Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова,
Барнаул, Россия
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИВАНА БЫКОВА
В статье рассматриваются приемы создания художественного образа в творчестве алтайского графика Ивана Быкова. Выявляются культурологические аспекты в содержании художественного образа, в частности, концепты культуры: «Время», «Пространство», «Мир».