Научная статья на тему 'Культурологические аспекты образной системы произведений Ивана Быкова'

Культурологические аспекты образной системы произведений Ивана Быкова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
76
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / КОНЦЕПТ / ВРЕМЯ / ПРОСТРАНСТВО / МИР / МЕТАФОРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лихацкая Л.Н.

В статье рассматриваются приемы создания художественного образа в творчестве алтайского гра-фика Ивана Быкова. Выявляются культурологические аспекты в содержании художественного образа, в частности, концепты культуры: «Время», «Пространство», «Мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурологические аспекты образной системы произведений Ивана Быкова»

Рис. 1. Амарбаясгалант хийд, Рис. 2. Сахиусын дуган, Гандан Пуцаг Чойлон,

расположен на р. Селенга, аймак Селенгэ г. Ховд

В храме все сплетается со всем: храмовая архитектура, например, учитывает даже такой малый эффект, как вьющиеся по тханкам, фрескам и скульптурам, обвивающие колонны ленты тлеющего можжевельника, курящегося в бронзовых чашах, которые своим движением и сплетением почти беспредельно расширяют архитектурное пространство храма, смягчают сухость и жесткость линий и, расплавляя их, приводят все в движение.

Безусловно, говоря о таинстве храмового пространства, нельзя не упомянуть о пластике и ритме движений священнослужащих, об игре и переливах складок драгоценных тканей их одежд.

Именно из этих составляющих и собирается таинство храмового пространства. Синтез искусств дает возможность в полной мере изучить храмовую буддийскую архитектуру, создавая новые подходы в использовании иконологического анализа применительно к данной теме.

Список литературы

1. Канарёва, Т. Н. Комплексный иконологический и графоаналитический анализ буддийской архитектуры Монголии / Т. Н. Канарёва // Вестник алтайской науки. - № 2-2. -Барнаул, 2013. - С. 3-7.

2. Нужа Т. Н. Значение мандалы в храмовой монгольской архитектуре: опыт иконологического анализа / Т. Н. Нужа, М. Ю. Шишин // Вестник алтайской науки. - Барнаул, 2012. - № 2. - С. 99-103.

3. Kanaryova, T. N. Buddhist temple architecture of Mongolia / T. N. Kanaryova // Magazine «Himalayan and Central Asian Studies», Special «ALTAY», New Delhi (India). - 2014. - № 3/4. - Pp. 205-215.

4. Муратов, П. П. Образы Италии // П. П. Муратов - Москва : Республика, 1994. - 592 с.

5. Флоренский, П. А. Храмовое действо как синтез искусств / П. А. Флоренский. - Москва, 1996. -215 с.

6. Олсуфьев, Ю. А. Выписки из записных книжек; Списки печатных и неизданных работ Ю. А. Олсуфьева / Ю. А. Олсуфьев. - Москва : Индрик, 2009. - 352 с.

УДК 76.01:7.071.1Быков

Л. Н. Лихацкая

Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова,

Барнаул, Россия

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИВАНА БЫКОВА

В статье рассматриваются приемы создания художественного образа в творчестве алтайского графика Ивана Быкова. Выявляются культурологические аспекты в содержании художественного образа, в частности, концепты культуры: «Время», «Пространство», «Мир».

Ключевые слова: образ, концепт, время, пространство, мир, метафора.

L. N. Likhatskaya Polzunov Altai State Technical University,

Barnaul, Russia

CULTURAL ASPECTS OF THE IMAGE SYSTEM OF WORKS BY IVAN BYKOV

The article considers the methods of creating artistic image in the works of Altai graphics Ivan Bykov. Identify cultural aspects in the content of the artistic image, in particular, concepts of culture: «Time», «Space», «World».

Keywords: image, concept, time, space, peace, metaphor.

Художник Иван Анатольевич Быков, член Союза художников России, принимает активное участие в выставках, в том числе и молодежных, при этом, является лауреатом многих значимых выставок и конкурсов [1, 2].

Иван Быков стремится к применению разнообразных приемов в своих графических работах. В его творчестве, в основном, уникальная графика, часто, смешанная техника с использованием разных материалов. Композиции таковы, что в реалистических изображениях появляется метафора. Наблюдается многослойность и ассоциативность образов. Этот прием ассоциативности и многослойности еще усиливается при восприятии произведений, создаваемых сериями.

Так, своеобразная динамика ассоциативных связей возникает и в цикле произведений «Сереброплавильный завод». Художник сначала показывает реалистический архитектурный пейзаж, в сохранившихся элементах архитектурной конструкции - памятник промышленной архитектуры Барнаула XIX в. Художник вникает в черты стиля «классицизм» на уровне вчувствования и пытается уловить образ величественности, что можно наблюдать в работах «Фрагмент фасада сереброплавильного завода» (2010. Гелевая ручка, 30,5х19,5), «Фрагмент Барнаульского сереброплавильного завода» (2011, Б. кар. 29,6х21) и др. При этом, художник показывает противоречие между угасающим величием и безжалостным временем, поглощающим здание и превращающим некое бытование - в ничто. Как бы исследуя проблему, он фрагментирует архитектурные детали («Старый город. Фрагмент Барнаульского сереброплавильного завода». 2010. Б., кар. 43х30 и др.).

В работе «Фрагмент Барнаульского сереброплавильного завода» (2010. Б., кар., 30х43) мы видим фрагмент колонны: в метафоре становятся отчетливыми черты очеловечивания архитектурного объекта. Художник подчеркивает: как страдает от ран человек, так страдает и архитектурное сооружение, и оно, как и человек, отчаянно борется за жизнь.

Создавая образ, художник использует понятия и черты, присущие человеку. Он выделяет важный фрагмент, находит нужный ракурс для выражения своей мысли. Так, в работе «Фрагмент Барнаульского сереброплавильного завода» (2010, Б., кар. , 30х43), художник, на наш взгляд, вводит понятия «благородство» и «достоинство». Колонна в полуразрушенном виде продолжает выполнять свою функцию: она как несущий элемент конструкции поддерживает антаблемент.

Таким образом, при создании образов серии «Барнаульский сереброплавильный завод» художник применяет метафорический ход. Метафора выявляет эмоционально-неравнодушное отношение автора к этой проблеме. Образная выразительность достигается сравнением архитектурного сооружения и человека. Метафора заключается в «очеловечивании» объекта. Формальные приемы: работа с масштабами и ракурсами тоже работают на метафору.

В этой ситуации создания образной системы важное место занимает фрагментарная характеристика русского ментального пространства XIX века через воссоздание в архитектурном образе классицистических черт. Достоинство, благородство, присущее ушедшей эпохе хранят архитектурные формы - как наследие культуры России XIX века.

Таким образом, в образном строе произведений Ивана Быкова проявляет себя концепт «Время» как культурологический аспект. Согласно трактовке Ю. Степанова, среди множественности понятий исторического времени, есть понятие линейного времени, идущего или в направлении эволюции, или в направлении регресса [3, с. 244]. Течение времени неумолимо и разрушительно для памятников архитектуры. Выражая этот смысл, образы серии несут ощущение трагизма. Однако, автор преподносит эту тему как тему борьбы и преодоления с надеждой на восстановление уникального культурного наследия России. Классицистическое время в России - это время Пушкина, который ратовал за историческую память нации как выражение культурного уровня нации.

Таким образом, метафора в образном строе произведений Ивана Быкова взаимодействует с концептом и концептом же формируется. В неравнодушном авторском отношении к судьбе комплекса в образном строе серии как бы возникает образ лирического героя, созерцающего печальную картину

разрушения памятника. Переживания лирического героя эмоционально отражаются в изобразительной метафоре. А сам образ лирического героя появляется в автопортрете 2016 года «Прошлое и настоящее», изображающем художника на фоне стены Сереброплавильного завода с графическим листом в руках. В настоящее время данный памятник находится на грани уничтожения и данная серия, построенная в эмоциональном ключе, - есть акт гражданского поведения и обращение к современникам с существующей проблемой. Это актуальная тема аннигилизации культурного наследия городов России, которая волнует, в первую очередь, архитекторов. Именно поэтому как декларация воспринимается автопортрет

Ивана Быкова 2016 года (рис. 1).

Архитектурная тема, занимающая важное место в творчестве, продолжается в серии «Старый город» с многочисленными изображениями старых построек. В работах Быкова архитектурный образ живой. Художник тщательно прописывает детали декоративного убранства здания, подчеркивая изящество и уникальность деревянной архитектуры Барнаула.

Он подает старинную архитектуру сибирского города не только как уходящую реальность, но и как ценность, безвозвратно утрачиваемую на глазах у современников. В этой серии художник так-

Рис. 1. Быков И. Прошлое и настоящее. же включает в структуру °браза к°щепт «время».

2016. Б., кар. 46x76,5 Оно агрессивно по отношению к живой ткани ар-

хитектуры старого города.

Концепты «Время» и «Пространство» выступают в портретной серии карандашных работ «Известные люди Алтайского края». В поисках формального выражения художник часто классический рисунок карандашом дополняет нетрадиционными материалами: мятая почтовая бумага со следами маркировки или достоверные топографические карты Алтайского края 70-80-х годов XX века. Эклектично соединяя в единой композиции традиционное (карандашный рисунок) и нетрадиционное (фрагмент листа с типографской печатью), художник как бы дает некий культурологический выход к пониманию образного содержания. Портретные изображения Р. Рождественского, В. Шукшина, В. Золотухина он делает на фоне родных мест, но как бы с космической высоты. Художник будто бы схватывает эмоциональный ракурс реальности, совмещая портрет в характере с фоном «казенной» карты. Это придают некую отстраненность образам, заставляет работать разные культурные пласты. Мы видим этих людей как бы сквозь призму не то времени, не то судьбы и будто бы в сетях повседневности. Так он заставляет работать разные культурные слои на единый образ. К тому же это дает возможность избежать в художественной трактовке канонизации личности известного человека. Таким образом, в портретной концепции присутствует два концепта «Время» и «Пространство». Понятие «пространство» здесь, также согласно трактовке Ю. Степанова, есть «пространственное расширение первичного концепта «Мир» - место, где живут «свои». «Обжитой мир, ойкумена, Вселенная»» [3, с. 103]. Степанов приводит также понятие «топология мира» и «пространство мира» [3, с. 104].

Сочетание этих двух концептов мы находим в серии графических работ, выполненных в смешанной технике «Монголия - Дружба - Найрамдал». Показывая один из эпизодов Великой Отечественной войны, когда Монголия, одной из первых стран, направила в СССР в качестве помощи фронту большой караван, художник использует понятие «преодоление». Художнику удалось показать через многие листы многодневность и трудность этого пути, а также мужественность людей, преодолевающих громадные пространства монгольских степей. Художник использует прием соотношения размеров. Он использует контраст: большое и малое, изображая бескрайнее небо и кажущийся маленьким с высоты птичьего полета караван вьючных верблюдов. Появляется метафора: человек - малая песчинка в пространстве природы, но велико его мужество. Концепт «пространство» и концепт «время» здесь взаимосвязаны. Время - это конкретное историческое время, в данном случае - период Великой Отечественной войны, которое формирует обстоятельства и поступки людей.

Ивана Быкова как художника характеризует разносторонность. Его вдохновляет Алтай: Горный Алтай, старый Барнаул и Барнаул современный, Великая Отечественная война и др. Работает он в жанрах портрета, архитектурного пейзажа, композиции и т. д. Многие серии не завершены, так как работа над определенными темами еще продолжается.

Образная система произведений Ивана Быкова выстраивается с применением метафор, ассоциативных рядов, включением в содержание образов культурологических аспектов, в частности, концептов культуры. Образы многогранны и тяготеют к обобщениям.

Список литературы

1. Мурина, Л. Маленькие виды большой страны» открылись в Томске [Электронный ресурс] : [о выставке промышленной архитектуры в Томске] / Л. Мурина // ТВ 2. - Электрон. дан. - Томск : Агентство новостей ТВ 2, 2017. - Режим доступа: ЬИр:/Лу2. today/TV2Old/Malenkie-vidy-bolshoy-strany-otkrylis-v-tomske. - Загл. с экрана.

2. 50 работ из мира индустриальной реальности: что можно увидеть на выставке в Томске [Электронный ресурс] // Томский обзор. - Электрон. дан. - Томск, 2005-2017. - Режим доступа: https://obzor. westsib. ru/article/510302. - Загл. с экрана.

3. Степанов, Ю. С. Константы: словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. - Изд. 3-е. - Москва : Акад. проект, 2004. - 992 с.

Принятые сокращения:

ГХМАК - Государственный художественный музей Алтайского края

Б. - бумага

кар. - карандаш

УДК 7.071.1:7.072.3(=512.3)

Е. А. Мушникова

Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова,

Барнаул, Россия

МОНГОЛЬСКИЙ ХУДОЖНИК И ИСКУССТВОВЕД НЯМ-ОСОРЫН ЦУЛТЭМ1

В статье рассматривается творчество монгольского художника и искусствоведа Ням-Осорын Цул-тэма, внесшего заметный вклад в развитие искусства Монголии.

Ключевые слова: Ням-Осорын Цултэм, монгольское искусство, искусствовед.

E. A. Mushnikova Polzunov Altai State Technical University,

Barnaul, Russia

MONGOLIAN ARTIST AND ART CRITIC NYAM-OSORYN TSULTEM

The article deals with the work of the Mongolian artist and art critic Nyam-Osoryn Tsultem, who contributed significantly to the development of the art of Mongolia.

Keywords: Nyam-Osoryn Tsultem, Mongolian art, art criticism.

Ням-Осорын Цултэм (1923-2001) - народный художник МНР, искусствовед, председатель Союза монгольских художников, родился в 1923 году в Ара-Хангайском аймаке МНР.

В семь лет, в 1930 году был отдан в один из монастырей г. Улан-Батора, где обучался иконописи. Первые знания по технике масляной живописи и рисунка, приемам перспективы, основам русского и европейского искусства Цултэм получил в художественной студии, организованной в г. Улан-Баторе русскими художниками Н. Вельским и С. Бушнёвым, в которой занимался с 1940 года. В этом же году начал работать в Гостеатре помощником художника. В 1944 году Цултэм уже был назначен первым художником на «Монголкино», где шла работа над фильмом «Степные витязи».

В 1945-1951 гг. учился в Московском институте изобразительных искусств имени В. И. Сурикова в мастерской С. В. Герасимова - выдающегося русского живописца, графика работавшего в разных жанрах: портрет, пейзаж, жанровая картина, книжная графика. Воспитанный в духе реалистической школы живописи у таких педагогов как С. В. Иванов, К. А. Коровин, В. А. Серов, А. Е. Архипов, в своей педагогической практике С. В. Герасимов также старался привить ученикам принципы реализма. А. А. Вла-сенко пишет о С. В. Герасимове: «Сергей Васильевич Герасимов, который создавал картины, писал великолепные этюды с натуры, владевший не только масляной, но и акварельной техникой. Человек, который умел несколькими фразами точно и метко обозначить направление поиска, необходимого в учебе.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Изобразительное искусство Сибири и Монголии XX - начала XXI вв.: кросс-культурное взаимодействие и влияние художественных традиций» № 15-24-03002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.