РАЗДЕЛ 4
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ТРАНСГРАНИЧНОЙ ОБЛАСТИ АЛТАЯ: НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ
УДК 7.071 Дик:069.02::7(571.150)
В. И. Андронова, младший научный сотрудник Государственный художественный музей Алтайского края (Барнаул, Россия)
ПЕТР ДИК В СОБРАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Аннотация. Характеризуется коллекция работ советского художника-графика, члена Союза художников России (1977 г.), народного художника России (1999 г.) П. Г. Дика (1939-2002 гг.), поступившая в 2016 г. в фонды Государственного художественного музея Алтайского края (г. Барнаул Алтайского края, Россия). Представлен общий искусствоведческий анализ нескольких графических работ из музейной коллекции, охарактеризовано их место и значение в контексте творческого наследия художника. Автор излагает связанные с Алтайским краем факты биографии П. Г. Дика, оказавшие наиболее заметное влияние на формирование личностных качеств художника, характерную для него манеру художественно-эстетической деятельности.
Ключевые слова: Государственный художественный музей Алтайского края, Пётр Дик, художник, графика, пастель, набросок, эскиз, рисунок, монотипия.
С 2016 года Государственный художественный музей Алтайского края обладает коллекцией графических работ Народного художника России Петра Гергардовича Дика. Коллекция, подаренная музею вдовой художника Кирой Сергеевной Лимоновой, состоит из 341 произведения, в числе которых 57 пастелей, более 200 эскизов и набросков, выполненных в различных графических техниках, фотографии из личного архива, а также рабочие материалы и инструменты художника из его мастерской. Впервые алтайский музей стал обладателем произведений Петра Дика -выдающегося графика, всемирно известного мастера пастели.
Поступление данной коллекции - важнейший этап в собирательной деятельности музея, так как именно на Алтае в 1939 году родился Петр Дик. Как признавался мастер в интервью искусствоведу, заведующей Отделом скульптуры ХХ века Государственной Третьяковской галереи Л. Марц, природа Алтая сыграла значительную роль в формировании образного языка его работ: «Я родился в степном Алтае. Безбрежное море ковыля и огромное небо. Ветер гуляет по степи, ковыль стелется, словно волны бегут по морю. Над головой огромное небо. Любой элемент, появившийся в этом пространстве, воспринимался значимо. Ощущение некоего космического пространства» [1, с. 20]. Эти впечатления из детства художник пронес через свою жизнь и творчество. Но на Алтае также прошел и самый трагический этап биографии Петра Дика: «Детство мое проходило в полном контрасте с тем, что являла собой природа этого удивительного края» [1, с. 20]. Родившийся в семье этнических немцев, которая подвергалась жестким гонениям со стороны власти, будущий художник рано потерял отца и мать. Под единовременным влиянием драматических событий детства и безграничной красоты степного Алтая сформировалась уникальная творческая личность художника.
Поняв для себя необходимость обучения художественному ремеслу, Петр Дик уезжает с Алтая, как впоследствии выяснится, навсегда. Окончив сначала Свердловское художественное училище им. И. Д. Шадра, затем Московское высшее художественно-промышленное училище, он начинает активно увлекаться печатной графикой. Первые опыты с литографией не дают должного результата, художника не устраивают принципы тиражируемого вида искусства. Более близкой в 1970-е годы оказалась для него монотипия. Этот тип печатной графики позволяет создавать единственный оттиск произведения, что сближает его с уникальной графикой.
В собрании ГХМАК находятся три работы Петра Дика в технике монотипии, выполненные в конце 1970-х годов. Они мало похожи на будущие пастели художника, но, тем не менее, в них начинают определяться ключевые моменты пространственного построения: фокусировка внимания на первом плане картины, намеренное пренебрежение к деталям и окружению, тяготение к обобщенным монументальным формам и объемам.
Живя во Владимире, одном из древнейших городов с богатым наследием православного искусства, художник ощутил сильную любовь к русскому средневековому искусству, его внутреннему содержанию и художественным приемам старых мастеров. Под влиянием древнерусского искусства работы Петра Дика приобретают вневременной, «вечный» характер. Его герои все больше погружены в себя, отрешены и безучастны к мирской суете. Художник не раз признавался в особом восхищении перед личностью и мастерством Феофана Грека. Мощное влияние, которое оказал на Петра Дика средневековый мастер, выразилось в ограниченном использовании цветовой гаммы, выразительности и монументальности форм, драматической трактовке образов.
Под впечатлением от религиозной живописи художника начинает волновать тема борьбы света и тьмы в человеке. В монотипии «Звонарь» (1978) эта тема выразилась не только в идейном наполнении работы, но и в особенностях формообразования, а также колористических приемах. Динамичная, ритмичная, она наполнена сильнейшим внутренним драматизмом, в ней нашёл отражение накал внутренних переживаний автора. Звучный ритм колокольного звона мастерски прочитывается в пластике персонажа, в движениях его тела, рук. Впоследствии эта тема пройдет через все творчество автора, но внешняя динамика персонажей станет меняться на внутреннюю. Глубокая связь Петра Дика с религиозным искусством не прервется никогда.
В монотипии художника привлекало то, что она позволяла шершавой фактуре камня быть частью произведения. Но, по ряду причин, данная техника художника не удовлетворяла. Невозможность исправления готового оттиска, а также отстраненная манера печатной графики, которая не давала прямого контакта листа с рукой художника, привела к тому, что Петр Дик стал дополнять готовые оттиски углем и пастелью. Почувствовав мягкость и податливость этих материалов, художник навсегда определит их ключевое значение в своем творчестве.
Ведущим материалом в творчестве автора становится сухая пастель. Данная техника обладает некоторыми художественными особенностями, главной из которых является бархатистость красочного слоя. Сухая пастель состоит, главным образом, из красочного пигмента и содержит минимальное количество связующих веществ, что делает пастель одним из самых хрупких и мягких материалов. Поэтому Петр Дик начинает использовать бумагу, которая была бы способна удержать пигмент - бархатную и наждачную. Пастель ложится на такую бумагу плотным слоем, раскрывая главную особенность этого материала - матовую красочную поверхность. К тому же, такая бумага становилась полноправным участником художественного образа, порой проглядывая через красочный слой, а в случае с наждачной бумагой - тонким мерцанием абразивной крошки.
Самая ранняя пастель Петра Дика в собрании Художественного музея - «Автопортрет» (1981). Автор изобразил себя с закрывшей лицо рукой, будто прячась от яркого света. Художник создает таинственный и драматический образ, почти не используя полутонов и оттенков, словно вылепляя фигуру из света и тени. Лицо, которое в портретном жанре часто является основой образа, исчезает с работ Петра Дика, более важны становятся формы, объемы и светотеневые сочетания.
Практически во всех работах Петра Дика отсутствует изображение лица, а если оно и изображается, то скорее схематично. Этот прием позволяет создать более обобщенные и отстраненные образы, не привязанные ко времени, месту или конкретному человеку. Стремление художника выразить главное, вечное в цвете и форме противоречит изображению частного и сиюминутного. Работы Петра Дика никогда напрямую не связаны с биографией художника, он не писал с натуры конкретных мест. По его собственному признанию, «Все дело в масштабности человеческого миросозерцания, определяемого талантом, а не в значимости темы. Можно собрать все символы мира, а произведения не будет» [2, с. 39]. Художник, внимательно вглядываясь в мир вокруг, подмечал незаметные другим детали, жесты: мать склонилась над ребенком, бабушка говорит с кошкой. В таких трогательных моментах, когда в череде суетных минут наступает минута гармонии с миром и друг другом, короткое и быстро ускользающее мгновение, тогда наступает
понимание смысла жизни, ее осознание и принятие. Для художника этот момент тишины и покоя всегда трагичен, печален и ностальгически тосклив по причине своей скоротечности.
В пастелях 1980-1990-х годов Петр Дик продолжает свои философские размышления на тему взаимодействия светлого и темного в мире и человеке. В этот период он часто обращается к теме перехода, пограничного состояния персонажей, которые всегда находятся между светом и тьмой. В собрании Художественного музея есть несколько работ на эту тему. Пастель «У входа» (1986) отражает характерный для художника колорит того периода, в котором мягкие, приглушенные оттенки контрастируют с бархатистым, глубоким, угольно-черным. Женщина стоит у входа, будто на границе двух миров, в глухой непроглядной темноте дверного проема. Сама фактура листа поддерживает двойственную суть произведения: сквозь мягкую фактуру пастели просвечивает темная поверхность грубой матовой бумаги. В работе «У входа» (1995) женщина с ребенком пристально вглядываются в открытую дверь, из которой падает на их лица яркий желтоватый свет. В этой работе художнику удается добиться удивительного мягкого свечения пастели.
Минимализм цветовой гаммы, простота и обобщение форм, условность пространства изображения - характерные особенности искусства Петра Дика. Сводя к минимуму основные художественно-выразительные свойства пастели, он определяет для себя главный - пятно. Фигуры, предметы и пространство на картине он изображал локальными цветовыми пятнами, границы которых растирал, часто пальцем, создавая мягкие, плавные переходы одного пятна в другой.
Важным средством выразительности для Петра Дика также являлся цвет, значение которого усиливалось на протяжении творческого пути художника. В ранних работах цвет играет второстепенную роль, являясь, скорее, проводником света в картинах, в которых более важны драматические контрасты. С годами роль цвета в картинах Петра Дика усиливается: увеличивается количество используемых оттенков, цвет становится насыщеннее и звонче. Некоторые исследователи, объясняя это изменение, ссылаются на традицию Владимирской изобразительной школы, которая изобилует яркими красками и звучными цветовыми сочетаниями. Сам же художник объясняет это изменение постепенным ослабеванием трагической составляющей его жизни и изменением восприятия мира к более радужному и позитивному. Так или иначе, в его поздних работах конца 1990-х - начала 2000-х годов можно рассматривать цвет не только как средство передачи светотеневой моделировки, но и в качестве активного участника художественного языка автора.
В собрании Художественного музея имеются семь натюрмортов Петра Дика, среди которых изображение сосудов, фруктов и цветов. Предметный мир художника - это особый, застывший в тишине мир, который не столько копирует реальность, сколь отражает её внутреннюю суть. Помещенные художником в некое условное пространство, предметы не испытывают влияние внешнего мира - воздуха и света, скорее, они сами формируют их, поглощая свет или, напротив, будто светясь изнутри. Таким образом, это уже не натюрморт в привычном понимании, а метафизическая композиция, с внутренними законами жизни.
В натюрмортах Петра Дика наиболее заметно влияние творчества Джорджо Моранди, которое художник никогда не отрицал и, более того, считал себя продолжателем традиций мастера метафизического направления в искусстве. Минимализм цветовой гаммы, простота изображаемых форм, условность пространства и обобщение изображаемого предмета - это то, что объединяет этих художников. Но, в отличие от Д. Моранди, метафизика П. Дика более драматична и эмоционально насыщена, и, несмотря на строгую выветренность и продуманность композиции, главным для Дика является чувственный посыл картины. Это проявляется в работах Дика как в минимуме проработке деталей и обобщенности форм, так и в использовании насыщенных цветовых контрастов и усиления трагической составляющей образов. Таким образом, вобрав в себя опыт предыдущих поколений художников, Петру Дику удалось создать неповторимое искусство, связанное с его личным восприятием жизни и оригинальными художественными находками.
Для художника мир людей и мир вещей метафизически связан, он не проводит между этими мирами четкой ограничительной линии. Плоскостное пространство стола уподобляется плоскости степи или поля, предметы напоминают очертания человеческих фигур, а иногда «превращаются» в детали пейзажа или архитектуры. Для метафизического направление такое уподобление живого неживому - частая практика.
Мотив открытого пространства, неразрывно связанный с детскими воспоминаниями художника, часто является составляющей его картин, на этом пустынном фоне разворачивается действо многих работ Петра Дика. Но иногда мотив открытого пространства является и главным
действующим лицом, такие пейзажи нередко встречаются в творческой биографии автора. В коллекции ГХМАК есть три произведения из серии «Просторы», а также несколько пейзажей с таким сюжетом. Серия «Просторы» объединена вытянутым горизонтальным форматом и изображает пустынные панорамы - поля, холмы, реки. Используя минимум средств выразительности, ограничиваясь несколькими одноцветными крупными пятнами, художнику удается передать величественный масштаб панорамной местности. В работе «Поле» (1992) прямоугольными пятнами художником создано практически абстрактное изображение, в котором ясно читается мотив уходящего вдаль простора. В этой работе абразивная крошка, просвечивающая сквозь густой слой пастели, усиливает декоративный эффект работы.
Пастели, на которых художник изображает людей - это, пожалуй, самые трогательные образы его искусства, составляющие большую часть его художественного наследия. Большая часть работ, переданных Художественному музею, также посвящена теме человека и взаимоотношению людей: влюбленные пары, мать и дитя, подруги, друзья и т. д. Люди на пастелях Петра Дика всегда безлики, часто находятся спиной к зрителю. Зритель в работах Петра Дика не просто наблюдает, но как бы подглядывает за происходящим, стараясь не нарушить момент гармонии персонажей. Персонажи его работ будто остались одни в мире тишины и покоя, утаившись от мирской суеты, найдя некое спасение друг в друге. Наблюдая за людьми, художник находит в их жестах и движениях самое важное и характерное, создавая обобщенные образы, в которых каждый может узнать себя или близких ему людей. Художник с детства был окружен деревенской жизнью. Отличающийся особой наблюдательностью, он подмечал детали, малозначительные моменты обывательской жизни. Впоследствии, свои детские воспоминания о крестьянской бытовой жизни художник возвел в ранг метафизического действа, в простоте которого кроется весь смысл человеческого бытия.
Часто героями работ Петра Дика становятся два человек. Этот мотив красной нитью проходит через все творчество мастера. В собрании ГХМАК собрана прекрасная галерея пастелей на эту тему, затрагивающая разные этапы творчества мастера. Художник ищет и передает на картине момент сильнейшей эмоциональной привязанности. Двое на его картинах, это всегда глубоко близкие друг с другом люди, между которыми существует видимая связь: мать и ребенок, бабушка с внуком, подруги, влюбленные. В пастели «Разговор» (2000) мы ощущаем близость двух подруг, чувствуем неторопливый ход их душевного разговора. Женщины склонились друг к другу, их головы соединились, а между ними ярко светит лампа как символ теплой беседы. В работе «На качелях» художественными средствами передана глубокая, физическая связь матери и ребенка, которые настолько близки, что словно вросли в друг в друга. Трогательная работа «Под парусом» показывает момент гармонии двух влюбленных людей во время прогулки под одним символическим парусом, отражающим свет тепла, любви и доверия. Этот мотив «двоих» проявляется не только в изображении людей, но и довольно часто встречается в пейзажах и натюрмортах художника. В собрании ГХМАК есть такие примеры: «Лодка на песчаном берегу» (1992), «Натюрморт с лимоном» (1996), «Цветы» (1997). Связь двух предметом здесь сродни с общением двух людей.
Тема глубокой привязанности людей присутствует во многих работах. Образ деткой дружбы создан художником в работе «Друзья» (1996). Мы не видим лиц ребят, они сидят к зрителю спиной, но мы ясно ощущаем их духовное родство друг с другом. Минимальными средствами художнику удается создать трогательные, близкие каждому образы. Размещая персонажей картин близко друг к другу, буквально соприкасая их друг с другом, он передает их глубокое духовного родство. Группы людей на его картинах часто держат путь в одном направлении, одетые в похожие одежды, они не только дополняют, но являются органичным продолжением друг друга. Такой образ предстает перед зрителем на картине «Прогулка» (2001). В работе «Под зонтами» (1995) группу людей, направляющихся к часовне, объединяет наличие зонтов над головами, словно небольших куполов. Фигуры облачены тишиной и покоем сумерек, сквозь которые мерцающей фактурой наждачной бумаги проглядывают абразивные звезды.
Мир Петра Дика не привязан к конкретному месту и эпохе, не ускользает, а существует повсеместно, в каждом доме, каждой стране, за каждой приоткрытой дверью. Поэтому его творчество понятно каждому человеку, в какой стране он бы ни жил. «Феномен творчества Петра Дика как раз в том, что его картины всегда вступают в контакт со зрителем, вызывают точный эмоциональный отклик, ощущение реально переживаемых душевных состояний» - пишет искусствовед
Ирина Никифорова [3]. Художественная сила его искусства в том, что ему удалось через свое откровение, через обнажение глубин своей души находить самое важное и сокровенное для каждого зрителя. Его картины - это не только способ созерцания, но и способ терапии, призывающей к осознанию важности простых вещей в жизни.
Значительно обогащают коллекцию Художественного музея наброски автора, которых в коллекции более двухсот. Эти эскизы Петр Дик создавал углем, карандашом, сепией, акварелью и т. д. Среди них есть ряд набросков к пастелям, которые находятся в собрании ГХМАК. С помощью них можно поэтапно проследить формирование и изменение образов. Показательна в данном контексте работа «Мальчик, играющий на флейте» (1990), в набросках к которой читается поиск художником не только формы, но и цветового соотношения фигур мальчика и собаки. Один из набросков изображает сюжет линейно, в прерывистости линии чувствуется торопливость автора, явно желающего быстро изобразить родившийся в сознании образ. Второй набросок более проработан, заштрихованы фигуры и фон, в тональном различии штриховки читается попытка определения тонального взаимодействия персонажей друг с другом, с окружающими предметами и фоном.
Наброски Петра Дика также дают понять ход мысли автора. Таким образом, понимание сложной и трудоемкой внутренней работы дает нам осознание глубокой личной связи художника со своими персонажами. Благодаря наброскам, его персонажи не только существуют в пространстве картины, но проживают незримую жизнь, меняясь внутренне и внешне, наполняясь и приобретая усложненный характер. На двух набросках к пастели «У бабушки» (2001), хранящихся в фондах Художественного музея, изображена только одна фигура сидящей старой женщины. Но на конечном варианте рядом с бабушкой стоит ее внук, положивший голову ей на колени. Судя по этому наброску, иногда образы картин Петра Дика создавались и прорабатывались отдельно друг от друга, вписываясь в самостоятельные, гармоничные по композиции произведения. Но в процессе размышлений образ трансформировался, обретая иные смыслы.
Наброски к будущим работам художник часто выполнял углем. Схожий по физическим характеристикам с пастелью, мягкий и податливый уголь служил самым подходящим эскизным материалом. Так, будущие цветные изображения часто сначала прорабатывались художником в черно-белом варианте, в котором определялось тональное соотношения предметов изображения. Но в коллекции ГХМАК имеются не только угольные наброски Петра Дика, но и выполненные сепией, карандашом, ручкой, маркером, цветными карандашами, фломастерами, акварелью. Художник не ограничивал выбор материала и техники в набросках, но конечный вариант всегда предпочитал создавать именно в технике пастели, которая была для него близка не только по внешним характеристикам, но и эмоционально.
Коллекция графических работ Петра Дика в Художественном музее Алтайского края показывает разные этапы творчества художника, позволяя проследить изменение его творческого метода. Коллекция отражает различные темы и сюжеты, которые интересовали мастера на протяжении его творческого пути, а также его художественные поиски. О будущем коллекции пишет заместитель директора Художественного музея Алтайского края Н.С. Царева: «После завершения реконструкции музея сотрудники планируют разместить уникальную коллекцию П.Г. Дика в мемориальном зале, посвященном памяти выдающегося графика ХХ века» [4, с. 169]. Работы Петра Дика будут находиться в постоянной экспозиции музея, что послужит просветительской функции незаслуженно мало известного на Алтае мастера.
Список литературы
1. Дик, П. Г. «Мне важен человек, атмосфера мира...» / П. Дик ; беседу вела Л. Марц // Петр Дик. Художественное наследие : [альбом]. - Москва : [б. и.], 2005. - С. 16.
2. Дик, П. Г. Мысли «непричесанные». - Москва : Галерея «ГРОСаП», 2017. - 184 с.
3. Никифорова, И. Вычитание случайностей: эволюция образов в эскизах Петра Дика [Электронный ресурс] // Искусство Евразии : электрон. журнал. - 2017. - № 4. - Электрон. дан. - Барнаул, [б. г.]. - Режим доступа : https://readymag.eom/u50070366/640659/13/3 (дата обращения: 15.02.2018 г.).
4. Тимуш, В. Ф. Петр Дик. Новые поступления в коллекцию Государственного художественного музея Алтайского края / В. Ф. Тимуш, Н. С. Царёва // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). - 2017. - № 3. - С. 167-169.
Viktoria I. Andronova, Junior Researcher State Art Museum of Altai Krai (Barnaul, Russia) [email protected]
PETER DIK'S WORKS IN STATE ART MUSEUM OF ALTAI KRAI COLLECTION
Abstract. The paper reviews State Art Museum of Altai Krai (Barnaul Russia) 2016 collection of artworks created by Peter Dik (1932-2002), a Soviet painter, a member of the Union of Russian Painters (1977), People's Painter of Russia (1999). The author gives a general analysis and art review of several items of the museum collection, marks its role and place in the context of the painter's artistic heritage. The author outlines some facts of Peter Dik's bio related with Altai Krai that had well-marked effect on the painter's personality in general, as well as on his manner of artistic and aesthetic activity.
Keywords: State Art Museum of Altai Krai, Peter Dik, an artist (a painter), graphical artworks, pastel, a keyline, a drawing, a picture, a monotyping.
УДК 7.071.1(571.15):39:001.891"1920-е"
А. В. Богочанова, старший научный сотрудник Государственный художественный музей Алтайского края (Барнаул, Россия)
ВКЛАД АЛТАЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АЛТАЯ 1920-Х ГГ.
Аннотация. 1920-е гг. - время крупномасштабного национально-культурного строительства в Горном Алтае (Россия): на территории региона проводится целый ряд этнографических исследований традиционной культуры и быта алтайского народа. В экспедиционных мероприятиях наряду с учёными и краеведами приняли активное участие алтайские художники: Г. И. Чорос-Гуркин (1980-1937 гг.), А. Н. Борисов (1889-1937 гг.), Д. И. Кузнецов (1890-1979 гг.) и другие. Собранные художниками этнографические экспонаты, рисунки, дневниковые записи не утратили своей научно-познавательной ценности до наших дней, являясь информативными элементами источниковой базы по изучению алтайской культуры.
Ключевые слова: этнографические исследования, рисунки, алтайцы, Г. И. Чорос-Гуркин, А. В. Анохин, А. Н. Борисов, Д. И. Кузнецов.
В первой трети XX в. наблюдается усиление государственного интереса к этнографическим исследованиям. При этом значительный объём изыскательских работ приходится на 1920-е гг., что обусловлено социально-политическими преобразованиями большевистского правительства, в частности, его подходами к решению «национального вопроса», от которого во многом зависела территориальная целостность, а возможно, и само существование советского государства. Модернизация взаимоотношений центра и периферии, а также государства и национальностей являлась одной из первоочередных правительственных задач. Конечной целью данная модернизация имела интеграцию разрозненных в культурном, социально-экономическом, политическом отношении многочисленных этнических сообществ в единую государственную систему. В связи с этим актуализируется изучение культуры и быта народностей, населяющих страну.
В число территорий, подвергшихся интеграционным процессам, вошел и Горный Алтай. Сложная политическая обстановка в регионе заставляла власти искать здесь специфические подходы к решению проблемы интеграции. В частности, вскоре после окончания Гражданской войны в горных районах Алтая было развёрнуто национально-культурное строительство. При этом требовалась чёткая информированность руководящих структур в вопросах, связанных с этническим составом населения Алтая, численностью и местами компактного проживания родственных племенных групп, культурно-бытовыми традициями, верованиями, обычаями, языковыми особенностями.
К работе по этнографическому изучению Алтая были привлечены ведущие научно-исследовательские институты страны, такие как Государственная академия истории материальной культуры (ГАИМК), Комиссия по изучению племенного состава населения России и сопредельных стран (КИПС). Вместе с тем, велика роль местных исследователей-краеведов, а также