Научная статья на тему 'Художественный музей. Эпоха в лицах'

Художественный музей. Эпоха в лицах Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
248
138
Поделиться
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. ЕКАТЕРИНОДАР / КРАСНОДАР / Ф. А. КОВАЛЕНКО / ФОНДОВАЯ РАБОТА / КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ / МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / ВЫСТАВКА / ART MUSEUM OF FINE ARTS. EKATERINODAR / KRASNODAR / KOVALENKO / STOCK WORK / COLLECTING / THE MUSEUM''S COLLECTION / EXHIBITION

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Саркисов Вячеслав Александрович

В статье подвергается анализу личностный аспект истории Краснодарского краевого художественного музея. Основанный в Екатеринодаре более сотни лет назад усилиями коллекционера Ф. А. Коваленко, музей оставался центром духовной и культурной жизни горожан. Огромную роль в развитии музея, увеличении объема его фондов, сохранении бесценных произведений живописи в переломные для страны годы революции, гражданской войны и Великой Отечественной войны сыграли Р. К. Войцик, М. П. Богоявленский, А. К. Осипова и другие. Подробно освещена история пополнения музейной коллекции, путем многочисленных дарений произведений искусства авторами-художниками и частными собирателями. В настоящее время музей существенно расширил выставочные площади и ведет большую выставочную работу, организуя свои выставки в российских и зарубежных художественных музеях.

Art Museum. The Epoche and the People

In the article the personal aspect of the history of the Krasnodar Regional Art Museum is analyzed. Founded in Ekaterinodar more than a hundred years ago by the efforts of collector Fedor A. Kovalenko the museum remains a center of intellectual and cultural life of the townspeople. A huge role in the museum''s development, increasing the volume of its assets, preserving the priceless works of art at the turning points of the history such as the Revolution, the Civil War and the Great Patriotic War played Romuald K. Wojcik, Mikhail P. Bogoyavlenskiy, Alexandra K. Osipova and others. The story of replenishment of museum collections by numerous donations of works of art by the artists and private collectors is covered in detail. Currently the museum has significantly expanded exhibition space and maintains a large exhibition work, organizing its own exhibition in the Russian and foreign art museums.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Художественный музей. Эпоха в лицах»

История музейного деля

САРКИСОВ Вячеслав Александрович

кандидат культурологии, директор Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко

Краснодар, Россия Vyacheslav A. SARKISOV Cand. Sci. (Theory and History of Culture), Director, Krasnodar Regional Art Museum Krasnodar, Russia art@kxmuseum.ru

Художественный музей. Эпоха в лицах

Art Museum. The Epoche and the People

В статье проанализирован личностный аспект истории Краснодарского художественного музея. Основанный в Екатеринодаре более сотни лет назад усилиями коллекционера Ф. А. Коваленко, музей стал центром духовной и культурной жизни горожан. Значительную роль в развитии музея, увеличении его фондов, сохранении бесценных произведений живописи в переломные для страны годы революции, гражданской и Великой Отечественной войн сыграли Р. К. Войцик, М. П. Богоявленский, А. К. Осипова и др. Подробно освещена история пополнения музейной коллекции, путем многочисленных дарений произведений искусства авторами-художниками и частными собирателями. Сейчас музей существенно расширил выставочные площади и ведет большую работу, представляя свои коллекции в российских и зарубежных художественных музеях.

Ключевые слова: художественный музей, изобразительной искусство. Екатеринодар, Краснодар, Ф. А. Коваленко, фондовая работа, коллекционирование, музейная коллекция, выставка.

In the article the personal aspect of the history of the Krasnodar Regional Art Museum is analyzed. Founded in Ekaterinodar more than a hundred years ago by the efforts of collector Fedor A. Kovalenko the museum remains a center of intellectual and cultural life of the townspeople. A huge role in the museum's development, increasing the volume of its assets, preserving the priceless works of art at the turning points of the history such as the Revolution, the Civil War and the Great Patriotic War played Romuald K. Wojcik, Mikhail P. Bogoyavlenskiy, Alexandra K. Osipova and others. The story of replenishment of museum collections by numerous donations of works of art by the artists and private collectors is covered in detail. Currently the museum has significantly expanded exhibition space and maintains a large work, organizing its own exhibitions in the Russian and foreign art museums.

Keywords: Art Museum of Fine Arts. Ekaterinodar, Krasnodar, Kovalenko, stock work, collecting, the museum's collection, exhibition.

Одной из структурообразующих характеристик, обеспечивающих преемственность и последовательность в развитии системы

культуры, является деятельность подвижников, усилиями которых формируется основные характеристики духовной и интеллек-

туальной жизни российского социума. Люди, посвятившие себя бескорыстному служению высшим ценностям, постоянно обогащали новыми смыслами и ориентирами культурное пространство российской провинции, благотворно воздействовали на общество, становились своеобразными точками притяжения для десятков и сотен энтузиастов, впоследствии продолжавших их дело.

В ряде регионов России процесс развития культуры имел ярко выраженную местную специфику, будучи определяем не только магистральными общероссийскими тенденциями, но и совокупностью разнохарактерных факторов, основными среди которых являлись этнический состав населения, его хозяйственные занятия и социально-экономический уклад, степень вовлеченности региона в модернизационные процессы и др. Регион в данном контексте можно определить как «культурно-цивилизационную целостность существующих устойчивых и динамичных способов бытия людей» [1, с. 35].

Юг России выделяется среди многочисленных и разнообразных по своим особенностям регионов нашей страны тем, что на этой территории «пересекались разнообразные миграционные потоки, из-за чего состав ее населения изначально формировался как сложный, но вместе с тем целостный комплекс элементов, различных по своей этнокультурной принадлежности» [5, с. 55].

В этой связи представляет несомненный интерес исследование эволюции культурной жизни Юга России через призму деятельности создателей и популяризаторов культуры, в различные периоды истории нашей страны активно способствовавших распространению знаний о ней.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Немалую роль в культурной жизни южнороссийского региона играли музейные учреждения, в большинстве своем основанные благодаря подвижническим усилиям местных энтузиастов. Одним из таких музейных учреждений является Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко, которому в 2015 г. исполнилось 111 лет. В основе этого музейного собрания - коллекция екатеринодарского жителя Федора Акимовича Коваленко (1866-1919), подарившего ее городу.

Выдающийся просветитель и меценат, деятельность которого во многом сформировала специфику регионального культурного пространства, Ф. А. Коваленко родился 16 мая 1866 г. В 1881 г. после окончания двухклассного училища Ф. А. Коваленко вместе с семье переезжает в Екатеринодар. Не имея возможности получить художественное образование, все свои скромные доходы он тратил на покупку альбомов по искусству, гравюр, керамики, археологических диковин и картин, «сначала слабых художников, потом лучших».

В 1890 г. молодой ценитель искусства неоднократно посещал различные столичные, московские и провинциальные музеи и магазины-салоны.

В апреле 1901 г. коллекция Ф. А. Коваленко, в которой было свыше трехсот картин, рисунков и гравюр, была показана екатерино-дарцам на «Первой выставке из частных собраний», а 7 января 1903 г. подарена им городу [4, с. 7]. Городская Дума назначила дарителя «пожизненным почетным попечителем». Ека-теринодарская городская картинная галерея с библиотекой и археологическим отделом имени Ф. А. Коваленко (ЕГКГ) была торжественно открыта 11 апреля 1904 г. в южной части здания Городской управы. В октябре 1907 г. для ЕГКГ был арендован второй этаж особняка инженера путей сообщения Б. Б. Шардано-ва, располагавшийся на углу улиц Красной и Графской. Общедоступная библиотека при галерее насчитывала свыше тридцати русских и зарубежных периодических изданий.

В собрании ЕГКГ появились картины И. К. Айвазовского, А. А. Киселева, Ю. Ю. Клевера, пейзажи живших в Италии художников П. В. Безродного, И. Л. Калмыкова, донские виды И. И. Крылова и горные пейзажи Е. И. Посполита-ки. Собрание Галереи пополнялось за счет проведения осенних и весенних «Периодических выставок картин художников Императорской академии художеств и других русских школ», в 1905-1918 гг. Ф. А. Коваленко было проведено XVI периодических выставок-продаж с выпуском иллюстрированных каталогов. Музеем Императорской Академии художествен в 1905-1910 гг. были переданы живописные работы, рисунки и гравюры русских художников из академических фондов. Картины приобретались в столичных художественных салонах

в. а. сяркисов • художественный музей. эпохя в лицях

или дарились художниками. Таким образом, были получены в1908 г. произведения В. Д. Поленова, в том числе этюд к картине «Христос и грешница».

При ЕГКГ был создан 7 декабря 1908 г. художественный кружок, в уставе которого было записано: «для поощрения всеми мерами молодых местных художественных сил открыть школу живописи и прикладных искусств...». Уже в декабре 1911 г. школа приняла первых учеников [2, с. 4]. О просветительской деятельности Ф. А. Коваленко не раз писала столичная пресса, по ходатайству Министерства народного просвещения он был награжден двумя золотыми медалями.

В марте 1918 г., когда Екатеринодар был оставлен правительством Кубанской рады, в город вошли войска Красной армии. Здание, в котором находилась галерея, подверглось варварскому разграблению: испорчены замки выбиты двери, проломлены стены, прежде всего, пострадал археологический раздел и коллекция художественно украшенного холодного оружии. Сумма ущерба превысила сорок две тысячи рублей. Крупные неприятности не помешали Ф. А. Коваленко открыть в мае 1918 г. XVI выставку, составленную из-за «закрытия сообщения со многими местностями» только из работ екатеринодарских художников.

В августе 1918 г. Ф. А. Коваленко подготовил персональную выставку «русского бар-бизонца» И. П. Похитонова, художник Н. В. Харитонов выполнил его живописный портрет, однако 9 февраля 1919 г., в период подготовки очередной выставки он скоропостижно скончался от сыпного тифа. Позже его могила была потеряна.

В 1920 г. ЕГКГ была преобразована в художественный отдел Кубано-Черноморского областного музея, которым до 1924 г. руководил Я. М. Жарко (1861-1933). В 1926 г. художественный отдел был выделен в отдельный Кубанский советский музей имени А. В. Луначарского.

Новый этап развития музея был всецело связан с деятельностью профессора Рому-альда Казимировича Войцика (1888-1958). В 1912 г. он окончил историко-словесное отделение Московского университета и вскоре переехал на Кубань. Первым крупным вкладом Р. К. Войцика в своеобразие музея можно

считать выставку японской ксилографии -спасенной части коллекции этнографа Николая Ивановича Воробьева, выставленную Р. К. Войциком в 1921 г. Позже она была отреставрирована и экспонирована в рамках специального мероприятия культурной программы на Московской олимпиаде 1980 г.

Р. К. Войцик, сохраняя частичную профессорскую нагрузку в Кубанском высшем педагогическом институте, начинает научную работу в музее. Став в начале 1926 г. заведующим объединенного Кубано-Черноморского областного музея, он активно занимается пополнением художественной части музейного собрания.

При непосредственном участии Р. К. Войцика фонды музея пополнили уникальные экспонаты, свыше четырехсот наименований. Среди полученных и приобретенных Р. К. Войциком произведений изобразительного были православные иконы XV-XVШ вв., портреты, написанные Д. Г. Левицким, В. Л. Боровиковским, В. А. Тропининым, В. А. Серовым и Б. М. Кустодиевым, пейзажи И. И. Левитана, К. А. Коровина и С. Ю. Жуковского, изделия Императорского фарфорового завода, картины итальянцев, немцев, малых голландцев, а так же «Святой Иероним» X. де Риберы. Последняя поступила из экспроприированных и переданных в Эрмитаж частных коллекций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Собрание русского авангарда в Краснодарском советском музее имени А. В. Луначарского формировалось поэтапно до конца двадцатых годов. До своего ареста в 1933 г. директором музея, профессором Р. К. Войциком было проведено восемь выставок авангардной направленности, в том числе была показана посмертная выставка Л. С. Поповой и написано несколько популяризаторских статей. Музейная экспозиция современного искусства была им выстроена с учетом предложений В. В. Кандинского. Экспозиция начиналась с работ импрессионистического «протоавангар-да» - участников творческих группировок «Треугольник», «Кольцо», «Венок-Стефанос», далее был показан классический этап развития авангарда: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мишень», «Союз молодежи», аналитическое искусство, «Цветодинамос», кубофу-туристы и далее - беспредметное творчество (абстракционизм и супрематизм). В последних

залах была выставлена художественная молодежь, представлявшая «левые» группировки: «Бытие», «Маковец», «Жар-цвет», «Крыло», «Цех живописцев», «ОСТ» и конструктивистов - «будетлян».

В целом, подтверждалась оценка, данная музейной коллекции наркомом просвещения А. В. Луначарским: «Ни в одном из провинциальных музеев нет такого собрания образцов русского авангарда» (цит. по: [6, с. 10]). Однако к началу 30-х гг. XX в. Р. К. Войцика обвинили в увлечении формализмом и отправили в гу-лаговский исправительно-трудовой лагерь, а коллекцию - на музейный чердак. В 1938 г. музей получил новое название - Краснодарский художественный музей имени А. В. Луначарского.

К концу июля 1942 г. в Краснодаре началась эвакуация. С целью спасения коллекции было подготовлено для эвакуации 13 ящиков, включающих 1321 единицу хранения. Музей также получил дополнительное распоряжение краевого управления искусств о тех экспонатах, которые по ряду причин не могли подлежать упаковке, их необходимо было сложить в ящики и спрятать. В музее было организовано несколько тайников: в подвале, в кладовой комнате нижнего этажа были спрятаны уникальные фарфоровые предметы (из замечательной коллекции фарфора удалось вывезти только 42 единицы хранения), графика, немного живописи, иконы, документы. К сожалению, многие из тайников были обнаружены гитлеровцами, частично или полностью разорены. Коллекционные китайские, немецкие фарфоровые вазы и некоторые другие произведения изобразительного искусства были спрятаны в домах сотрудников музея. На чердаке была оставлена вся коллекция художественного авангарда.

25 июля 1942 г. поступило распоряжение №4-19 начальника краевого отдела искусств О. В. Крутовской о немедленной упаковке основных ценностей музея, для их дальнейшей эвакуации в г. Соликамск Молотовской (ныне Пермской) области. Коллекцию было приказано сопровождать директору музея Александре Ксенофонтовне Осиповой и научному сотруднику, председателю Краснодарского отделения Союза художников СССР Михаилу Петровичу Богоявленскому с семьями. Вечером 30

июля 1942 г. эшелон, который был последним их благополучно вырвавшихся, ушел из Краснодара в сторону Невинномысской. Далее на рыбацкой шаланде коллекция в ящиках была переправлена через Каспийское море. Через два месяца пути бесценный груз прибыл в Соликамск, где вместе с экспонатами еще 13 музеев он был размещен в помещении Новотроицкого собора. Экспонаты находились в закрытых ящиках при очень низкой температуре, большие холсты были намотаны на валы. М. П. Богоявленский делал все возможное для их сохранности.

За полгода оккупации Краснодара фашистами многие из оставленных музейных ценностей были выявлены специальной немецкой командой. Осенью 1943 г. на их основе в залах музея была устроена выставка, принять участие в ней также предложили оставшимся в городе профессиональным художникам. Немцы пытались установить маршрут эвакуированной части собрания. Шардановский особняк - здание музея - не пострадал по счастливой случайности: взрывной волной было выбито несколько стекол и сорваны двери. Однако потеря части коллекции была все-таки ощутимой. Всего было утрачено 108 картин русских и советских художников, 63 православных иконы XVI-XIX вв., 50 графических листов, в том числе японской ксилографии, 241 ед. хранения произведений художественного ремесла из фарфора, стекла, металла и тканей, большая коллекция плакатов и художественных рам [7].

14 февраля 1943 г. из освобожденного Краснодара в Соликамск пришла телеграмм от художника Е. И. Чичкана о том, что город освобожден и музейное здание сохранилось. 14 февраля 1944 г. второй этаж здания был готов к восстановлению экспозиции, а 1 сентября открыт отдел русского искусства, затем была восстановлена вся музейная экспозиция.

А. К. Осипова и М. П. Богоявленский были награждены медалями «За оборону Кавказа» и «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», за успешную эвакуацию основных ценностей музея в трудных условиях конца июля 1942 г. на Урал и добросовестную работу приказом отдела по делам искусств крайисполкома.

в. а. сяркисов • художественный музей. эпоха в лицах

Пополнение музейного фонда в 19502010-х гг. происходило за счет закупок Министерства культуры РСФСР, Краснодарского крайисполкома, а также дарений авторами и коллекционерами своих собраний. Наиболее значительными были: дар академика Л. Ф. Ильичева, дар заслуженного художника России А. Е. Глуховцева, дар профессора А. И. Слуцкого, дар заслуженного деятеля искусств России, искусствоведа и фотохудожника И. Б. Порто. Музей продолжает формировать коллекцию работ современных художников и мастеров прошлых столетий за счет дарителей и собственных приобретений. В настоящее время музейная коллекция насчитывает свыше 12 тысяч экспонатов.

С 2001 по 2004 гг. музей был закрыт на реконструкцию, благодаря которой зданию-памятнику «Особняк Шарданова» был возвращен первоначальный вид, залы отреставрированы и оснащены новым музейным оборудованием. К началу 2015 г. подготовлены выставочные площади первого и второго этажей в здании-памятнике по улице Красная, 15, где разместилась экспозиция «Изобразительное искусство Кубани. XX век», а также персональные и групповые выставки современных художников. Музей ведет большую выставочную работу. Наши произведения экспонировались на выставках в Германии, США, Японии, Китае, Испании, Италии и других странах.

В музее работает информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал». Действуют выставки передвижного музея, в помощь учителям разработано мультимедийное пособие по курсу «Кубановедение». Ведется активная работа по привлечению посетителей, по музеефикации здания-памятника «Екатеринодарская контора Госбанка». Музей успешно участвует в различных социальных проектах.

В заключение необходимо отметить, что личностный аспект истории музейного дела в контексте региональной культуры предполагает культурологическое обобщение через соотнесение социального пространства с конкретной атрибутивной и институциональной характеристикой художественной жизни, поскольку «процесс эволюции культуры предопределяется не только извне диктуемой логикой движения, но и обладает и своей собственной внутренней логикой» [3, с. 17]. Краснодарский художественный музей в этом смысле рассматривается одним из значимых ресурсных центров инкультурации символизируя региональное культурное пространство и наполняя его новыми смыслами. Тем самым реализуются культурные запросы и потребности различных социальных групп, а музей выступает в качестве интегрирующего фактора региональной культурной жизни.

Использованная литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Горлова И. И. Регион как социокультурное образовательное пространство // KANT: Социальные и гуманитарные науки. 2013. № 1 (1). С. 33-42.

2. Денисенко В. И., Шабров А. С. Становление художественного и художественно-педагогического образования на Кубани [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2013. № 2. URL: http:// teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/12/ pedagogika/denisenko-shabrov.pdf (дата обращения: 03.09.15).

3. Коваленко Т. В. Эволюция театральной жизни: опыт информационно-культурологического осмысления. М.: ЛИБРОКОМ, 2012.

4. Краснодарское художественное училище: Сто лет истории, 1911-2011 / авт. текста А. Л. Филиппова. Краснодар: Плехановец, 2011.

5. Крюков А. В. Проблемы исследования и сохранения объектов культурного наследия народов Юга России в контексте процессов современного развития региона // KANT: Социальные и гуманитарные науки. 2013. № 1 (1). С. 55-68.

References:

1. Gorlova, I. I., Region kak sotsiokul'turnoe obrazovatel'noe prostranstvo (Region as a Sociocultural and Educational Space), KANT: Sotsial'nye i gumanitarnye nauki, 2013, no. 1 (l), pp. 33-42.

2. Denisenko, V. I. and Shabrov, A. S., Stanovlenie khudozhestvennogo i khudozhestvenno-pedagogicheskogo obrazovaniya na Kubani (Establishment of Art Education and Art Teachers' Training in Kuban), Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 2013, no. 2. http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/12/pedagogika/ denisenko-shabrov.pdf Accessed September 3, 2015.

3. Kovalenko, T. V., Evolyutsiya teatral'noy zhizni: opyt informatsionno-kul'turologicheskogo osmysleniya (The Evolution ofthe Theatrical Life: The Experience of Information and Cultural Understanding), Moscow: LIBROKOM, 2012.

4. Krasnodarskoe khudozhestvennoe uchilishche: Sto let istorii. 1911-2011 (Krasnodar Art College: One Hundred Years of History, 1911-2011), Filippova, A. L., Text Auth., Krasnodar: Plekhanovets, 2011.

5. Kryukov, A. V., Problemy issledovaniya i sokhraneniya ob''ektov kul'turnogo naslediya narodov

Наследие векш 2015 № 3

6. Лосковцова М. Музей имени «кубанского Третьякова»! // Вольная Кубань. 2007. 11 апр. С. 10.

7. Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период второй мировой войны. Т. 16: Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко/ сост. Л. И. Пигида. М.: Ирисъ, 2009.

Yuga Rossii v kontekste protsessov sovremennogo razvitiya regiona (Problems in the Study and Preservation of the Cultural Heritage of the South of Russia in the Context of the Processes of the Modern Development of the Region), KANT: Sotsial'nye igumanitarnye nauki, 2013, no. 1 (1), pp. 55-68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Loskovtsova, M., Muzey imeni «kubanskogo Tret'yakova»! (Museum Named After Kuban Tretyakov), Vol'naya Kuban, April 11, 2007, p. 10.

7. Svodnyy katalog kul'turnykh tsennostey, pokhishchennykh i utrachennykh v period vtoroy mirovoy voyny (Summary Catalog of Cultural Property Stolen and Lost during the World War II), vol. 16: Krasnodarskiy kraevoy khudozhestvennyy muzey im. F. A. Kovalenko (Krasnodar Regional Art Museum), Pigida, L. I., Comp., Moscow: Iris, 2009.

Полная библиографическая ссылка на статью:

Саркисов, В. А. Художественный музей. Эпоха в лицах [Электронный ресурс] / В. А. Саркисов // Наследие веков. -2015. - № 3. - С. 89-95 . URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2015/11/2015_3_Sarkisov.pdf (дата обращения дд.мм.гг.)

Full bibliographic reference to the article:

Sarkisov, V. A., Khudozhestvennyy muzey. Epokha v litsakh (Art Museum. The Epoche and the People), Naslediye Vekov, 2015, no. 3, pp. 89-95. http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2015/11/2015_3_Sarkisov.pdf . Accessed Month DD, YYYY.