М.Ч. Гуриева
РОЛЬ МУЗЫКИ В СВАДЕБНОМ ОБРЯДЕ ОСЕТИН
В духовно-нравственном самоопределении осетин свадьба, свадебная обрядность играют исключительно важную роль, так как являются актом выражения национально-этнической ментальности народа. При этом в свадебном обряде осетин особая роль принадлежит музыке.
Ключевые слова: свадебный обряд, танцы, музыка, праздник, официальная поэзия, карнавальная поэзия, игра, невеста, жених, родственники, свадебная еда, свадебный поезд, «симд» (массовый танец), гармоника, «хъисын фжндыр» (вид скрипки).
Семейный обряд осетин был описан ещё в 40-е годы XIX века А. Шегреном; в 70-80-е годы Дж. Шанаевым, И. Ка-нуковым, Б. Гатиевым; в 90-е годы - А. Цаллаго-вым. Этнограф Б. Калоев и А. Магометов уделили ему большое внимание в своих исследованиях.
О.М. Фрейденберг, говоря о семантике брачного ритуала в эпоху античности, отмечала: «Свадьба - это не событие, которое может когда угодно произойти, в зависимости от склонности жениха и невесты. Это обряд, тождественный триумфу и венчанию на царство, и его приурочение совершенно специфично. Свадьба являет собой не соединяющуюся по любви и рассудку пару: это действо победы над смертью, в котором жених и невеста - царствующие боги, и действо, происходящее в дни поединка солнца и ночи, или жизни и смерти» [1, с. 75].
«Свадьба - сочетание обрядовых действий с танцами, песнями по случаю семейного торжества. Поэтому среди произведений свадебной поэзии встречаются сугубо обрядовые, сопровождающие определённые обрядовые действия и, естественно, имеющие определённое магическое значение, и произведения, не имевшие культового значения или потерявшие его со временем и исполняемые теперь как чисто художественные произведения. Жанрами осетинской свадебной поэзии следует считать песни и молитвосло-вия» [2, с. 141].
В современной гуманитарной науке свадьбу, как рождение, инициацию, брак и смерть, принято относить к семейным праздникам.
Праздник в древней мифологической и религиозной традиции - это временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагал наибольшую причастность к этой сфере всех участвующих в нём лиц и отмечался как строго ритуальное действо [3, с. 310].
Пожалуй, во всех определениях «традиции -это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению.
Обычай же определяется как унаследованный, стереотипный способ поведения. И то, и другое передается от поколения к поколению. Унаследу-ется от прошлого. Что касается термина «обряд», то его не следует отождествлять с терминами «традиция» и «обычай», хотя обряд является одним из способов существования традиций, разновидностью обычая и выражает дух, нравы, привычки, уклад жизни людей.
Обряд - это совокупность условных, традиционных действий, способ передачи в символической форме определенных социальных отношений, совместное проявление переживаний людей» [4, с. 40].
Полный свадебный обряд из века в век служил для его участников своего рода испытанием души и духа, сил и способностей, а его исполнение составляло притягательную общественную обязанность и поэтому проходило в значительной его части открыто на людях, на миру.
В традиционном свадебном обряде соединены сразу несколько областей традиционной культуры: миф, ритуал, обычное право, магия, искусство, игра.
«Свадебная обрядность в прошлом была очень торжественной и пышной, включала в себя многочисленные и длительные церемонии и сопровождалась крупными расходами на известный нам брачный выкуп, приданное, дарообмен между сторонами жениха и невесты, свадебные угощения. Основные компоненты традиционного свадебного цикла сохраняются и в настоящее время, и только некоторые из них выпали или совместились друг с другом» [5, с. 59].
Свадебные действия и обряды можно условно разделить на три части, относящиеся к предсвадебному периоду, собственно свадьбе и пос-лесвадебному периоду.
Предсвадебный период включал выбор невесты, сватовство, заключение брачного договора, утверждение жениха в статусе зятя (сиахсдзыд) и подготовка к свадьбе.
34
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010
© М.Ч. Гуриева, 2010
Сама свадьба состояла из ряда действий и обрядов, происходивших в доме жениха (чындзхаст) и в доме невесты (чызгжрвыст). В доме жениха готовили свадебный поезд, отправляли его. В доме невесты шла подготовка к приёму свиты жениха и свадебному пиру. После свадебного пира и обряда одевания невесты происходило прощание последней с домашним очагом. Свадебный поезд привозил невесту в дом жениха. Её приобщали к домашнему очагу, совершался обряд угощения свекрови и старших женщин смесью мёда и масла из чаши, которую невеста привозила с собой. Другой важнейший обряд - это снятие фаты. В доме жениха устраивался свадебный пир.
Из послесвадебных обрядов можно выделить скрывание молодожёнов и вывоз невесты к воде.
Неотъемлемой частью осетинской свадьбы являлись свадебный фольклор и свадебная хореография [6, с. 10].
Значительное место в свадебном обряде осетин принадлежит танцу и танцевальной музыке. Являясь одной из важных сторон национальной культуры, танец непосредственно связан с бытом самого народа. Песни и танцы с древнейших времён были необходимой принадлежностью почти всех национальных празднеств.
Уже со времён глубокой древности осетинское танцевальное искусство отличалось исключительным своеобразием. О том, какое важное значение имел танец в быту предков осетин, свидетельствует осетинский народный эпос.
Нарты, собравшись на поле игрищ, предавались бурному «симду» (массовая пляска), о которого, по словам сказителя, «тряслись горы и дрожала земля». Кроме массового симда, в сказаниях описывается сольный мужской танец, требовавший от исполнителя виртуозного искусства, ловкости и молодецкого удальства [7, с. 57]. В сказании «Женитьба Сослана на Бедохе» даётся описание совершенного по своей технике и виртуозности сольного мужского танца:
«И вскочил тут Сослан, да и начал пляску,
Он сперва на земле проплясал немало.
Так искусно плясал, что нарты дивились,
Все диву давались, глаз отвесть не могли.
А затем на фынге продолжал он пляску,
Тут он начал плясать ещё искуснее,
Закружился волчком по самому краю,
Ни капли не пролил, не сбросил ни крохи.
Дивились все нарты: вот это искусник!
Такое искусство ещё не видано.
Сослану под ноги мечи подставили,
Мечи уставили остриями кверху,
А Сослан все пляшет, - на мечах вертится,
Будто бы вертится колесо мельницы.
«Ну, и дьявол, право, - все нарты шепчутся, -Вовек не видали такого плясуна!» [8, с. 116].
О разнообразии и богатстве осетинского танцевального искусства свидетельствует также огромное количество танцевальных наигрышей, сохранившихся в народном быту вплоть до наших дней.
Известно, что каждый народ стремится воплотить в своих национальных танцах черты, присущие идеальному образу человека, черты, которые по представлению данного народа являются образцовыми. Они нашли яркое воплощение и в осетинской народной хореографии.
Как отмечает В.С. Уарзиати: «Народная хореография - один из самых популярных и любимых видов развлечений осетин, восходящих к глубокой древности. Хореография тесно связана с обрядовой практикой. Танцевальная культура является одной из наиболее устойчивых форм народного искусства. Танцы и песни занимают важное место и в современном свадебном обряде» [9, с. 27].
На осетинской свадьбе всех занимало веселье, танцы и песни. Дисциплина, подтянутость и собранность, почтительная сдержанность молодежи, массовое веселье, праздничная торжественность - всё это положительные стороны осетинской свадьбы. Особо следует подчеркнуть, что осетины отличались воздержанностью за столом. Эти благородные черты, присущие осетинскому свадебному торжеству несомненно заслуживают сохранения и всемерного развития.
Свадебную поэзию, как и свадебную хореографию, можно условно разделить на официальную и карнавальную (смеховую).
Официальная свадебная поэзия включала, во-первых, песни, молитвословия и пожелания невесте, сопровождавшие ритуал. Во-вторых, это сказания, песни и молитвословия, которые исполнялись и произносились участниками свадебного застолья.
Карнавальная поэзия - это развлекательные песни и частушки, сопровождавшие аналогичные танцы и игры, и содержавшие в себе элементы магии плодородия.
Так, в отцовском доме после обряда прощания невесты с очагом и надочажной цепью пожилые мужчины и женщины брались за руки и, замкнув круг, в котором у надочажной цепи
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010
35
находились невеста с шафером, танцевали и пели песню с припевом: «алай, ой алай, алай - булай». В доме жениха этот обряд повторялся [10, с. 143].
По мнению Т.А. Хамицаевой, древнейший обряд хождения вокруг очага, сохранившийся во всём его синкретизме (сочетание действия, танца, песни, молитвословия), имел своим содержанием обращение к огню (духу огня) с просьбой дать всякие блага невесте, благословить настоящий брак [2].
Другим важнейшим моментом был вывод невесты из дома. Это действие сопровождала «Песня матери» («Нанайы заржг»), которую исполняли поезжане, свита жениха. Ни в каких других случаях эту песню не исполняли.
Песня «Нанайы заржг» по своей фразеологии сближается с причитаниями, и это не случайно. Ведь «традиционно свадебные и похоронные обряды рассматривались как «обряды перехода» из одной социальной категории в другую. Эта переходная фаза в мифологическом сознании уподоблялась смерти» [12, с. 125].
Родственники невесты пели ответную песню и создавали ею весёлое настроение. Как правило, это бывала «Песня о Уастырджи».
В песне восхвалялся святой Уастырджи, у которого просили благословения невесте и поезжанам в их пути в дом жениха.
За свадебным застольем в доме невесты и жениха исполнялись сказания (Кадаги) «О сыне Уаза славном Ацамазе», «О том, как женился сын Та-тартупа Татаркан», «Песня о дочери слепого Афсати» и другие застольные песни [13, с. 26].
Из карнавальных песен можно выделить песню «Чепена», сопровождавшую одноимённый массовый танец хороводного характера и частушки.
У осетин танцы называются «хъазт». Слово «кафт» - «танец», «пляска» относится к конкретному танцу и применяется к сольному или парному танцу, в отличие от «симд» - «массовый, хороводный танец». «Хъазт» же включает целый комплекс обрядового действия и бывает как на праздниках, так и на свадьбе.
Ещё недавно, до появления гармони, осетины танцевали под аккомпанемент хъисын фандыра.
Свадебная и праздничная хореография имели одну и туже основу - различные варианты
мифа творения. Обрядовые танцы - состязания, исполнявшиеся в ключевые моменты жизни как отдельных людей, так и общества, были призваны рассказать о том, как в некий изначальный период стала существовать вселенная. Подтверждением ритуальной природы осетинских танцев является и лингвистический анализ самого популярного массового осетинского танца симд. Как показал В.И. Абаев, слово «симд» имеет в своей первооснове «sam - / sim», что означает «ревностно исполнять культовое действие, связанное с жертвоприношением» [14, с. 108].
Со временем память о культовой природе осетинских танцев была утрачена, и они стали одним из любимых развлечений осетин разных поколений.
Библиографический список
1. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. - М., 1977. - 156 с.
2. Хамицаева Т.А. Семейная обрядовая поэзия осетин // Вопросы осетинского литературоведения. Т ХХХШ. - Орджоникидзе, 1978. - С. 140-179.
3. Топоров В.Н. Праздник // Мифы народов мира. Т. 2. - М., 1992. - 329 с.
4. Гостиев К.И. Народные традиции и обычаи осетин. Пути их совершенствования. - Орджоникидзе, 1990. - 156 с.
5. ДзуцевХ.В., СмирноваЯ.С. Семейные обряды осетин. - Владикавказ, 1990. - 98 с.
6. Газданова В.С. Традиционная осетинская свадьба: миф, ритуалы и символы. - Владикавказ, 2003. - 121 с.
7. Цхурбаева К.Г. Некоторые особенности осетинской народной музыки. - Орджоникидзе, 1959. - 134 с.
8. Нартские сказания. - М., 1979. - 211с.
9. УарзиатиВ.С. Народные игры и развлечения осетин. - Орджоникидзе, 1987. - 174 с.
10. Хамицаева Т.А. Указ. соч. - С. 143-179.
11 Хамицаева Т.А. Указ. соч. - С. 143-179.
12. Ерёмина В.И. Ритуал и фольклор. - Л., 1991. - 137 с.
13. Газданова В.С. Указ. соч. - 121 с.
14. Абаев В.И. ИЭСОЯ. Т. 3. - М.; Л., 1979. -С. 107-110.
36
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010