Научная статья на тему 'РОЛЬ МУЗЫКИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ'

РОЛЬ МУЗЫКИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
80
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЗЫКА / ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Борецкая О.Д.

В статье затрагивается проблема качественного эстетического воспитания учащихся. Определяется роль искусства в формировании духовного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF MUSIC IN AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS

The article touches upon the problem of high-quality aesthetic education of students. The role of art in the formation of the spiritual world is determined

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МУЗЫКИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ»

УДК 5527

Борецкая О.Д.

студент 4-го курса Факультета музыкального искусства Института изящных искусств Московский государственный педагогический университет

(г. Москва, Россия)

РОЛЬ МУЗЫКИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация: в статье затрагивается проблема качественного эстетического воспитания учащихся. Определяется роль искусства в формировании духовного мира.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, музыка, искусство, культура.

«Воспитание должно быть целостным, если мы воспитываем только научное мышление и умерщвляем эмоциональную жизнь ученика, то этим мы наносим прежде всего вред интеллектуальному мышлению» Д.Б. Кабалевский.

Эстетическая культура - это определенный уровень развития вкуса, сочетающего в себе диапазон чувств, объем знаний и осмысленных или стихийных действий по удовлетворению своего интереса, своей потребности. Базовыми ориентирами являются красота и безобразие, величие и низменность, драматизм и трагизм, изящество и элегантность. Как только мы начинаем говорить об эстетической культуре, сразу думаем об искусстве, эти понятия неразрывно связаны. Философ А. Еремеев говорил о том, что искусство делало бессмертным необходимые обществу чувства, как способ реагирования на мир. Художественное содержание не давало индивидууму опуститься ниже уровня требований, которые предъявляло к нему обществом

Мы не сможем найти ни в одном школьном предмете такое эмоциональное воздействие на детей в такой же мере, как это доступно искусству. Однако представляя собой концентрированное выражение

прекрасного и обладая большими возможностями, чтобы воспитать в человеке эстетическую культуру, само искусство не исчерпывает того, что мы под эстетической культурой понимаем. Понятие эстетической культуры намного шире культуры художественной. Важно отметить, что эстетическое воспитание помогает формировать весь духовный мир человека. Именно поэтому не стоит в содержании видеть главной целью лишь приближение детей к искусству. И здесь стоит вспомнить слово Льва Толстова, которое помогает понять задачи подлинно гармоничного развития духовного мира подрастающего поколения: «Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может правильно действовать».

К сожалению, в последнее время в школе очень много времени уделяют точным наукам, забывая об искусстве. Предметы, которые несут в себе эстетическое воспитание, преподаются на слабом уровне, или же выступают в роли факультативов, что несомненно является ошибкой. Глубокий смысл преподавания искусства состоит в том, что навыки активного действия в художественной сфере вырабатывают у учащихся эстетическое отношение к труду в любой области. Правильно понимаемое и хорошо поставленное эстетическое воспитание очень благотворно сказывается и на изучении научных предметов.

Культура воспитательного процесса в школе во многом зависит от насыщения школьной жизни духом музыки. Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека. Музыка является одним из богатейших и действенных средств в художественно-эстетическом воспитании учащихся, она обладает большой силой эмоционального воздействия и поэтому является важным средством формирования идейных убеждений, нравственных и эстетических идеалов. Музыка - могучий источник мысли, она является самым тонким средством привлечения к доброму, красивому и человечному. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Приобщая школьников к музыке через различные виды музыкальной

деятельности, необходимо в первую очередь иметь в виду эмоционально активное восприятие, так как это является основой музыкального воспитания.

Важно научить каждого ребёнка не только понимать музыкальный язык, но и пользоваться им для самовыражения. Педагог-музыкант должен понимать, что общение с учащимися на уроках музыки - это не просто процесс передачи знаний, это творческий процесс, который основывается на художественно-эстетическом взаимодействии с учащимися средствами музыкальных произведений. Для развития музыкального восприятия, необходимо знакомить детей с высокохудожественными образцами музыки различных культур и с музыкальной культурой своего народа.

Искусство прежде всего должно нести увлекательный и развивающий характер, а не быть развлечением. Нужно добиваться создания такой системы эстетического воспитания, которая действует на протяжении всех школьных лет. Данная система должна вырабатывать у учащихся понимание красоты во всех жизненных проявлениях, а также вырабатывать «иммунитет против пошлости». Педагог должен стремиться развивать у детей чувство прекрасного, воздействовать на их воображение, вызывать эстетические переживания, он должен заботиться о накоплении у подрастающего поколения эстетических впечатлений - с этого начинается забота об эстетической обстановке. Процесс профессионально-педагогического общения, безусловно, сложен, требует от педагога больших волевых усилий, серьезной предварительной подготовки и последующего анализа. Профессиональная задача педагога-музыканта - увлечь детей, привести их в творческое состояние, завоевать их доверие и симпатию, а следствием его работы будет музыкально-исполнительская деятельность.

Недостаток в постановке эстетического вкуса у школьников ведет к слабому пополнению настоящих ценителей прекрасного и воспитывает лишь дурной вкус. Так же возникает проблема уметь различить качественное проявление искусства и его замену. Важно различать «вкус и вкусовщину». Поэтому так важно воспитание этого «качественного вкуса» именно в школьном

возрасте. Если в начале своего эстетического пути ребенок научится различать хорошее и плохое, то в дальнейшем это умение будет для него эстетически-культурный фильтром.

Таким образом музыка несет важную миссию в эстетическом воспитании и является одним из главных звеньев всестороннего развития учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абдуллин, Э.Б. Методика музыкального образования / Э.Б. Абдуллин, М.И. Ройтерштейн, Е.В. Николаева. — М.: Музыка, 2006. - 336 с.

2. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

3. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.И. Волынкин. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2007. - 439 с.

4. Значение искусства в становлении духовных и нравственных ориентиров личности в молодежной среде: коллективная монография / Л.И. Уколова, М.В. Галина, О.В. Грибкова. - М.: УЦ Перспектива, 2018. - 120 с.

5. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М: Политическая литература, 1982. - 270 с.

Boretskaya O.D.

Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia)

ROLE OF MUSIC IN AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS

Abstract: the article touches upon the problem of high-quality aesthetic education of students. The role of art in the formation of the spiritual world is determined.

Keywords: aesthetic education, music, art, culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.