Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: ПРОБЛЕМЫ И РАЗВИТИЕ'

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: ПРОБЛЕМЫ И РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
127
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СОВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Борецкая О. Д.

В данной статье произведен анализ русской музыкальной педагогики от советского периода до наших дней, изучены проблемы и предложены варианты их разрешения. Определяется роль педагогики в формировании музыкально - эстетического вкуса обучающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL DEVELOPMENT OF RUSSIAN MUSIC PEDAGOGY: PROBLEMS & DEVELOPMENT

This article analyzes Russian music pedagogy from the Soviet period to the present day, studies the problems and suggests solutions to them. The role of pedagogy in the formation of musical and aesthetic taste of students is determined.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: ПРОБЛЕМЫ И РАЗВИТИЕ»

ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ (PEDAGOGY & EDUCATION) УДК 5527

Борецкая О.Д.

студент 4-го курса Факультета музыкального искусства Института изящных искусств Московский государственный педагогический университет

(г. Москва, Россия)

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: ПРОБЛЕМЫ И РАЗВИТИЕ

Аннотация: в данной статье произведен анализ русской музыкальной педагогики от советского периода до наших дней, изучены проблемы и предложены варианты их разрешения. Определяется роль педагогики в формировании музыкально - эстетического вкуса обучающихся.

Ключевые слова: музыкальная педагогика, советское образование, современное образование, инновационные технологии в музыке.

Проблема доступности музыкального образования в России стояла остро на протяжении продолжительного отрезка времени. В дореволюционный период возможность постичь музыку на профессиональном уровне было достаточно сложно, так как музыкальных педагогов было очень мало, а большинство из них были иностранцами, отечественных педагогов в это время не воспитывали. С приходом советской власти ситуация с музыкальной педагогикой изменилась, музыкальное образование приобрело массовый характер, появились профессиональные музыкальные заведения. В современном периоде музыкальная педагогика постоянно совершенствуется, разрабатываются специальные федеральные государственные стандарты, с помощью которых производится музыкальное обучение.

Октябрьская революция 1917 года оставила отпечаток в различных областях. Также она затронула искусство и образование. Октябрьская революция внесла значительные изменения в организации музыкального образования. Так, если до этого периода музыкальные заведения были в основном частными (финансировались РМО), то теперь материальную заботу и руководство взяло на себя государство. Это открывает простор широкому распространению общего музыкального образования, студентам теперь предоставляются бесплатное обучение и стипендии. Такое образование теперь может позволить себе молодежь из отдаленных городов, сел и деревень.

В советский период происходит изменение в отношении к музыкальному образованию, ранее музыкальное образование делилось на

Профессиональное образование: двухуровневое - музыкальная школа и консерватория.

Любительское образование: домашнее воспитание и бесплатные народные музыкальные школы.

В советский же период музыкальное образование становится профессиональным. Еще одним ключевым изменением является доступность культурных ценностей и произведений искусства для рабочих и крестьян; предоставление рабочим и крестьянам возможности получения полного, всестороннего и бесплатного образования с устранением всех сословно-классовых различий. Обучение музыке становится всеобщим и обязательным, теперь роли общего музыкального образования придают огромное значение, как для поднятия культуры народа, так и для выявления музыкально способных людей, которые предрасположены к занятиям музыкой.

Так же в этот период остро затрагиваются проблемы нехватки педагогических кадров (инструкторов) в музыкальной сфере. Ставится задача наладить профессиональное музыкальное образование с целью подготовки педагогических кадров, инструкторов, «могущих вести самостоятельно дело музыкального воспитания в пролетарских массах» не только в одной

центральной московской школе, но и в ее районных отделениях, «дабы в деле воспитания и проявления музыкальных чувств могли принимать участие самые широкие слои пролетариата». Одновременно с этим происходит классификация специализаций: педагогическая деятельность, исполнительская, композиторская и просветительская. Происходит поиск различных методик преподаваний, просветительская деятельность становится важным аспектом в распространении музыкальной культуры и образования.

В конце первого и в самом начале второго десятилетия XX века идет работа массово-просветительских школ, которые открывались в Петрограде, Москве и других городах. Школы носили разные наименования: народные музыкальные школы, школы музыкального просвещения, народные консерватории, народные курсы общего музыкального образования и др. В работе этих учебных заведений, заложивших методические основы советского общего музыкального образования, принимали участие видные музыканты: в Петрограде - Б. В. Асафьев, М. Н. Баринова, С. Л. Гинзбург, Н. Л. Гродзенская, В. Г. Каратыгин, Л. В. Николаев, В. В. Софроницкий и др.; в Москве - А. В. Александров, Н. Я. Брюсова, А. Ф. Гедике, А. Д. Кастальский, В. Н. Шацкая и др. На начальном этапе развития советского музыкального образования, организаторы столкнулись с рядом трудностей. В дореволюционной практике музыкального обучения, когда не было квалифицированных музыкальных педагогов, а также отсутствовало разделение на ступени в зависимости от возраста учащихся. Принимаются попытки создать единую стройную систему музыкального образования.

Ко 2-й половине 20-х годов сложилась определенная структура музыкального образования, сохранявшаяся несколько лет:

начальное музыкальное образование в виде двух типов школ: 4 года - для детей, которые обучались параллельно с трудовой школой, курсы общего музыкального образования для взрослых;

среднее профессиональное музыкальное образование - техникумы (исполнительские и инструкторско-педагогические); высшее образование - консерватории.

В 1933 году 4-летние музыкальные школы были преобразованы в 7-летние, при консерваториях были учреждены школы-десятилетки, организованы музыкально-педагогические институты (первым был открыт в 1944 году Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных) и заочное обучение.

«Воспитание должно быть целостным, если мы воспитываем только научное мышление и умерщвляем эмоциональную жизнь ученика, то этим мы наносим прежде всего вред интеллектуальному мышлению»: писал выдающийся педагог и композитор Дмитрий Кабалевский.

Большой проблемой в наше время является тот факт, что профессиональное образование становится необязательным и сводится к минимуму, детей отдают в частные музыкальные школы с низким уровнем образования, а уроки музыки проходят скучно и не мотивируют детей на дальнейшее обучение. Учащиеся черпают поверхностные знания из социальных сетей и телевизионных передач. Именно поэтому к воспитанию музыкального вкуса у детей стоит подойти с огромной ответственностью и уделить ему больше времени, стоит изучить современных композиторов и певцов и проводить параллели, чтобы дети понимали, что первоисточником является мировая классика. Да, огромное количество музыкальных сочинений приводят к деградации, задача же педагогов - направить на истинный путь подрастающее поколение и приложить чуть больше усилий к прогрессу музыкального образования. Педагогам стоит помнить, что они воспитывают возможно будущих педагогов, именно на их примере будет закладываться поведение «будущего учителя».

В связи с последними рывками развития информационных технологий, появилось множество методов, которые благоприятно влияют на развитие музыкального вкуса, это необходимо законодательно закрепить в федеральном

государственном стандарте, а также углубить в преподавательской сфере позицию о необходимости использования информационно-телекоммуникационных смарт технологий, которые будут помогать визуально и аудиально усваивать информацию. Расширение возможностей изучения музыки с помощью информационных технологий, приведет к благоприятному влиянию развития музыкальной педагогики в целом. Интеграция знаний в области информационных технологий и музыкальных творческих навыков вызывает огромный интерес у детей, побуждает их к развитию творческих способностей, формирует потребность в личностной и творческой самореализации.

По статистике ВЦИОМ около 19 % россиян бросили музыкальные школы, не закончив их, 8% россиян получили диплом или неполное музыкальное образование в школе или среднем специальном учреждении, но выбрали другую профессию. На уроках сольфеджио в младших классах должен быть дифференцированный подход к обучению учащихся. Также стоит интерактивно подходить к составлению урока, здесь можно применить всевозможные красочные материалы, которые помогут ребенку ориентироваться и зрительно запоминать информацию, ввести на уроках «музыкальные примеры», творческие задания в группах и т.д. Чаще всего именно уроки сольфеджио становятся «камнем преткновения» в обучении у детей. Вложив в начальные азы музыки кропотливый и творческий труд в младшем возрасте обучающихся, педагоги в последствии будут собирать качественные музыкальные плоды. Очень часто в музыкальных школах программы уроков не совпадают, так, было бы разумнее составить единую согласованность с другими предметами музыкального цикла. Главной задачей педагога является воспитать не узкого специалиста, а всесторонне музыкально развитого человека.

Таким образом, целью музыкально-педагогической системы обучения должно стать адаптирование школьных программ к современным условиям в сочетании с высокопрофессиональными методиками прошлых лет, не потерявших своей практической значимости, с их инновационными

техническими разработками, модернизирующими изжившую себя модель обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абдуллин, Э.Б. Методика музыкального образования / Э.Б. Абдуллин, М.И. Ройтерштейн, Е.В. Николаева. — М.: Музыка, 2006. - 336 с.

2. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.И. Волынкин. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2007. - 439 с.

3. Значение искусства в становлении духовных и нравственных ориентиров личности в молодежной среде: коллективная монография / Л.И. Уколова, М.В. Галина, О.В. Грибкова. - М.: УЦ Перспектива, 2018. - 120 с.

4. Кабалевский, Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе / Д.Б. Кобалевский. -М.: Педагогика, 1973. - 336 с.

5. Лагутин, А. Основы педагогики музыкальной школы / А. Лагутин. - М.: Музыка, 1985. - 146 с.

6. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М: Политическая литература, 1982. - 270 с.

Boretskaya O.D.

Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia)

HISTORICAL DEVELOPMENT OF RUSSIAN MUSIC PEDAGOGY: PROBLEMS & DEVELOPMENT

Abstract: this article analyzes Russian music pedagogy from the Soviet period to the present day, studies the problems and suggests solutions to them. The role of pedagogy in the formation of musical and aesthetic taste of students is determined.

Keywords: music pedagogy, Soviet education, modern education, innovative technologies in

music.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.