Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОДЕРЖАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ XXI ВЕКА» В КОНТЕКСТЕ ВУЗОВСКОГО МУЗЫКАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОДЕРЖАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ XXI ВЕКА» В КОНТЕКСТЕ ВУЗОВСКОГО МУЗЫКАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
89
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / Э. Б. АБДУЛЛИН / КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ XXI ВЕКА»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Матиевич Инна Павловна

В статье на примере конкурса «Учитель музыки XXI века» рассматривается эволюция воззрений музыкантов-педагогов на содержание и организацию конкурсов музыкально-педагогической направленности. Инициатором его создания на базе Московского педагогического государственного университета стал Э. Б. Абдуллин. Исследование проведено на основе научных публикаций и архивных материалов кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования имени Э. Б. Абдуллина Московского педагогического государственного университета. По результатам проведённой работы в статье прослеживается история создания и развития новой комплексной формы проведения конкурсов, начиная с её утверждения в 2000 году и вплоть до настоящего времени. В своей совокупности они дают основание рассматривать новую форму проведения конкурсов как уникальную не только для российского, но и зарубежного опыта подготовки учителей музыки. Специальное внимание уделяется раскрытию педагогического потенциала, которым обладают такие конкурсы в плане изучения и обобщения музыкально-педагогического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF IDEAS ABOUT THE CONTENT AND ORGANIZATION OF THE COMPETITION “MUSIC TEACHER OF THE XXI CENTURY” IN THE CONTEXT OF UNIVERSITY MUSIC AND PEDAGOGICAL EDUCATION

Using the example of the competition “Music Teacher of the XXI Century”, the article examines the evolution of the views of musicians-teachers on the content and organization of music and pedagogical contests. This music competition was organized by Eduard Borisovich Abdulin on the basis of the Moscow Pedagogical State University in 2000. The research was conducted on the basis of scientific publications and archival materials of the Department of Methodology and Technology of Pedagogy of Music Education named after E. B. Abdullin of the Moscow Pedagogical State University. Based on the results of the work carried out, the article traces the history of the creation and development of a new complex form of competitions, starting with its approval in 2000 on and up to the present. In their entirety, they give reason to consider the new form of competitions as unique not only for the Russian, but also for the foreign experience of training music teachers. Special attention is paid to the disclosure of the pedagogical potential that such competitions have in terms of studying and generalizing musical and pedagogical experience.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОДЕРЖАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ XXI ВЕКА» В КОНТЕКСТЕ ВУЗОВСКОГО МУЗЫКАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-3-122-140

ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОДЕРЖАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ XXI ВЕКА» В КОНТЕКСТЕ ВУЗОВСКОГО МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. П. Матиевич*,

Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Российская Федерация, 119435

122

Аннотация. В статье на примере конкурса «Учитель музыки XXI века» рассматривается эволюция воззрений музыкантов-педагогов на содержание и организацию конкурсов музыкально-педагогической направленности. Инициатором его создания на базе Московского педагогического государственного университета стал Э. Б. Абдуллин. Исследование проведено на основе научных публикаций и архивных материалов кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования имени Э. Б. Абдуллина Московского педагогического государственного университета. По результатам проведённой работы в статье прослеживается история создания и развития новой комплексной формы проведения конкурсов, начиная с её утверждения в 2000 году и вплоть до настоящего времени. В своей совокупности они дают основание рассматривать новую форму проведения конкурсов как уникальную не только для российского, но и зарубежного опыта подготовки учителей музыки. Специальное внимание уделяется раскрытию педагогического потенциала, которым обладают такие конкурсы в плане изучения и обобщения музыкально-педагогического опыта.

Ключевые слова: Московский педагогический государственный университет, Э. Б. Абдуллин, конкурс «Учитель музыки XXI века».

Благодарность. Светлой памяти Э. Б. Абдуллина, выпускника Московского педагогического государственного университета, создателя и бессменного руководителя кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования, инициатора учреждения конкурса «Учитель музыки XXI века»,

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Е. В. Николаева.

© Матиевич И. П., 2022

0 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

«Учителю учителей», согласно общественному признанию педагогического сообщества, посвящается данная статья.

Для цитирования: Матиевич И. П. Эволюция представлений о содержании и организации конкурса «Учитель музыки XXI века» в контексте вузовского музыкально-педагогического образования // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2022. Т. 10. № 3. С. 122-140. DOI: 10.31862/2309-14282022-10-3-122-140.

DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-3-122-140

EVOLUTION OF IDEAS ABOUT THE CONTENT AND ORGANIZATION OF THE COMPETITION "MUSIC TEACHER OF THE XXI CENTURY" IN THE CONTEXT OF UNIVERSITY MUSIC AND PEDAGOGICAL EDUCATION

Inna P. Matievich*,

Moscow Pedagogical State University (MPGU), Moscow, Russian Federation, 119435

Abstract. Using the example of the competition "Music Teacher of the XXI Century", the article examines the evolution of the views of musicians-teachers on the content and organization of music and pedagogical contests. This music competition was organized by Eduard Borisovich Abdulin on the basis of the Moscow Pedagogical State University in 2000. The research was conducted on the basis of scientific publications and archival materials of the Department of Methodology and Technology of Pedagogy of Music Education named after E. B. Abdullin of the Moscow Pedagogical State University. Based on the results of the work carried out, the article traces the history of the creation and development of a new complex form of competitions, starting with its approval in 2000 on and up to the present. In their entirety, they give reason to consider the new form of competitions as unique not only for the Russian, but also for the foreign experience of training music teachers. Special attention is paid to the disclosure of the pedagogical potential that such competitions have in terms of studying and generalizing musical and pedagogical experience.

Keywords: Moscow Pedagogical State University, E. B. Abdullin, competition "Music Teacher of the XXI Century".

Acknowledgements. To the bright memory of E. B. Abdullin, a graduate of Moscow Pedagogical State University, the creator and permanent head of the Department

123

Scientific supervisor - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Elena V. Nikolaeva.

of Methodology and Technology of Pedagogy of Music Education, the initiator of the establishment of the competition "Music Teacher of the XXI Century", "Teacher of Teachers" according to the public recognition of the pedagogical community, is dedicated this article.

For citation: Matievich I. P. Evolution of Ideas about the Content and Organization of the Competition "Music Teacher of the XXI Century" in the Context of University Music and Pedagogical Education. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Music Art and Education. 2022, vol. 10, no. 3, pp. 122-140 (in Russian). DOI: 10.31862/23091428-2022-10-3-122-140.

Введение

Профессионально ориентированные конкурсы и фестивали музыкально-педагогической направленности проводятся в нашей стране с ориентацией на разные виды деятельности музыканта-педагога. Первоначально в содержательном отношении они ставили цель выявления состояния подготовки студентов в том или ином виде, главным образом, музыкально-исполнительской деятельности. Такие конкурсы и фестивали регулярно проходили и ныне проходят как в стенах конкретного учебного заведения, так и с выходом на региональный и общероссийский уровни. Тем самым в их содержании не учитывается многогранность деятельности музыканта-педагога, предполагающая владение различными видами музыкальной деятельности: музыкально-исполнительской (инструментальной, вокальной, вокально-инструментальной), музыкально-слушательской, музыкально-теоретической, музыкально-исторической, музыкально ориентированной полихудожественной и музыкально опосредованной.

Впервые подобная целевая установка была осуществлена в 2000 году при проведении на музыкальном факультете Московского педагогического государственного университета первого международного студенческого конкурса

«Учитель музыки XXI века». За прошедшие с этого времени годы в содержании, структуре, организации конкурсных мероприятий произошли существенные коррективы. Начиная с 2002 года в название конкурса было введено посвящение выдающемуся отечественному музыканту-педагогу, общественному деятелю, реформатору системы общего музыкального образования в стране, почётному председателю Международного общества по музыкальному образованию (^МЕ) Дмитрию Борисовичу Кабалевскому.

С каждым последующим конкурсом росло его международное признание. Новая комплексная форма их проведения получила признание не только в нашей стране, но и в других странах мира и уже со второго конкурса была оценена музыкально-педагогическим сообществом как «подлинная школа педагогического мастерства для всех, кто принимал в нём участие» [1, с. 59]. Вместе с тем вплоть до настоящего времени опыт проведения этого конкурса не являлся предметом специального исследования. Поэтому изучение его становления и развития, прослеживание кардинальных преобразований в целевой направленности, содержании и структуре представляется весьма актуальным. В данной статье на основе анализа научных публикаций и архивных материалов кафедры методологии и

технологий педагогики музыкального образования имени Э. Б. Абдуллина в максимально сжатом формате представлена история становления конкурса «Учитель музыки XXI века», учреждённого МПГУ в качестве компонента вузовского музыкально-педагогического образования, и раскрыт педагогический потенциал этой новой комплексной формы обобщения и распространения музыкального и музыкально-педагогического опыта в сфере подготовки учителя музыки и педагога дополнительного образования.

Эволюция представлений музыкантов-педагогов о содержании, структуре и организации конкурса «Учитель музыки XXI века»

Инициатором создания и внедрения в практику конкурсов и фестивалей музыкально-педагогической направленности новой формы конкурсных соревнований студентов, которая в отличие от ранее принятых предполагала не демонстрацию ими своих достижений в том или ином виде музыкального исполнительства, а показ целостного урока музыки, включающего разные виды деятельности, выступил доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методологии и методики преподавания музыки МПГУ Эдуард Борисович Абдуллин.

По мнению Э. Б. Абдуллина, одной из причин разработки и внедрения в вузовское образование качественно нового типа студенческих конкурсов явились негативные тенденции в подготовке будущих учителей музыки, которые к 2000 году стали весьма заметными. По его наблюдениям, «в ряде вузов, готовящих учителей музыки, наметилось "размывание" профессии учителя музыки, главным образом, на основе акцента на специализацию в обучении [2, с. 55]. Э. Б. Абдуллин

счёл необходимым обратить внимание музыкантов-педагогов на то, что специализация нужна, если она «дополняет процесс становления учителя музыки, а не подменяет его...» [Там же]. Во избежание подобного перекоса он предложил проведение студенческих конкурсов с ориентацией на многогранную характеристику деятельности музыканта-педагога.

Данная инициатива была поддержана преподавателями возглавляемой Эдуардом Борисовичем кафедры, руководством музыкального факультета, ректоратом Московского педагогического государственного университета и вызвала явный интерес педагогического сообщества. В итоге 21-25 ноября 2000 года в Москве на базе музыкального факультета МПГУ состоялся Первый конкурс «Учитель музыки XXI века». Эта дата стала рождением новой формы изучения и обобщения передового опыта в сфере музыкально-педагогического образования.

Согласно разработанному положению о студенческом конкурсе, его лауреатами могли стать только те студенты, которые получили высокие баллы по всему комплексу критериев, определяющих профессионализм учителя. «Этим, - как отмечал Э. Б. Абдуллин, возглавивший оргкомитет конкурса и состав международного жюри, - мы хотели подчеркнуть как необходимость "комплексного профессионализма", так и уникальность профессии учителя музыки» [2, с. 55].

Во время конкурса участники демонстрировали свои авторские подходы к процессу организации музыкально-слушательской деятельности и вокально-хоровой работы с учащимися, вокальное и инструментальное исполнение выбранных для урока музыкальных произведений.

Сравнивая профессию учителя музыки с олимпийским видом спорта - десятиборьем - Эдуард Борисович подчёркивал,

что спортсмен терпит поражение, если он показал низкий результат даже в одном из десяти видов. Его задача -быть лучшим по всем показателям [2, с. 55]. Именно так выглядит и профессия учителя музыки.

Одной из основных задач, которую ставил Э. Б. Абдуллин перед преподавателями возглавляемой им кафедры, было привлечение внимания общественности к профессии учитель музыки как профессии социально значимой, формирующей музыкальную культуру ребёнка, его художественный, эстетический вкус, творческие способности, воображение и интуицию. Но при этом не менее значимым позиционировалась и другая задача: дать возможность студентам - участникам конкурса продемонстрировать свою компетентность в непринуждённой, дружеской атмосфере, которая позволила бы не только погрузиться в профессию учителя музыки, но и познакомиться с различными авторскими музыкально-педагогическими подходами к решению актуальных для педагогики музыкального образования проблем.

В первом конкурсе приняли участие 24 студента музыкально-педагогических факультетов ведущих вузов России, а также Беларуси, Казахстана, Латвии, Литвы, Украины. Тем самым уже этот конкурс получил статус международного.

Конкурсанты демонстрировали свои знания, умения и навыки в работе с учениками базовых школ по практике музыкального факультета, что существенно усложняло задачу их участия в конкурсе. Поэтому для знакомства со своими учениками им предоставлялась возможность провести предварительные занятия с тем классом, с которым им предстояло продемонстрировать подготовленный открытый урок.

Организаторами конкурса - кафедрой методологии и методики преподавания

музыки МПГУ (в настоящее время кафедрой методологии и технологий педагогики музыкального образования имени Э. Б. Абдуллина) был утверждён уникальный состав жюри, участие в котором приняли ведущие специалисты в области педагогики музыкального образования, учителя-практики, методисты, студенты, аспиранты. Более того, было создано и детское жюри, участникам которого таже предоставлялось право оценивать уроки конкурсантов.

В качестве дополнения к конкурсным мероприятиям были проведены мастер-классы опытных педагогов, что позволило участникам познакомиться с новыми авторскими методиками и технологиями в сфере общего музыкального образования.

При проведении конкурса наблюдался очень высокий интерес к нему общественности и средств массовой информации. Преподавателями кафедры выпускалась специальная ежедневная газета «Учитель музыки XXI века», в которой приводились результаты бесед с участниками конкурса, членами жюри. Все конкурсные выступления записывались на видео. В настоящее время представленные в архивах кафедры материалы являются уникальным историческим источником, свидетельствующим не только о качестве проведённых уроков, отношении к ним самих студентов, объективности оценок жюри, но и о тех актуальных проблемах, которые волновали музыкантов-педагогов в то время.

Второй международный конкурс-фестиваль «Учитель музыки XXI века» имени Д. Б. Кабалевского состоялся в Москве 07-12 октября 2002 года. На этот раз площадкой его проведения явился Рахманиновский зал Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сохраняя и развивая традиции первого конкурса, второй

конкурс имел в то же время существенные отличия. Изменилась форма конкурса, она обогатилась и фестивальной составляющей, что нашло отражение и в его названии: II Международный конкурс-фестиваль «Учитель музыки XXI века» имени Д. Б. Кабалевского. Как видно по новому названию, с этого года проведение конкурсных мероприятий, согласно предложению креативного директора -Э. Б. Абдуллина, стало посвящаться памяти Дмитрия Борисовича Кабалевского.

Изменился в этом конкурсе и состав участников. Теперь в нём смогли принять участие не только будущие учителя музыки, но и опытные музыканты-педагоги. Студенты демонстрировали своё мастерство в конкурсной борьбе, а выступления учителей музыки проходили в форме фестиваля. Новым стало и предоставление участникам возможности проведения открытых уроков на родном языке. При этом переводы на русский язык осуществлялись специалистами в синхронном формате. Тем самым это давало участникам больше возможностей проявить своё мастерство и продемонстрировать на открытом уроке свою национальную культуру и национальные традиции.

Отличительной особенностью второго конкурса стала более детально проработанная система требований к их проведению, перенесение основного акцента на раскрытие процесса сотворчества учителя и учеников, а также включения в содержание занятий одного из наиболее привлекательных для участников видов и разновидностей музыкально ориентированной полихудожественной деятельности. Конкурсанты продемонстрировали интересные авторские подходы к раскрытию взаимодействия музыки и изобразительного искусства, музыки и литературы, музыки и искусства движения. И это далеко не полный перечень тех

взаимосвязей, которые были показаны участниками конкурса.

Принципиально новым стало и то, что каждый участник конкурса-фестиваля представлял своё авторское видение программы музыкального обучения, принятой в его стране. Это позволило получить объективную оценку состояния музыкально-педагогического образования не только в нашей стране, но выявить общее и особенное в подходах музыкантов-педагогов к решению актуальных для педагогики музыкального образования проблем, наметить перспективу его дальнейшего развития.

III Международный фестиваль «Учитель музыки XXI века» имени Д. Б. Кабалевского прошёл с 28.11.2004 по 04.12.2004 г. в Ханты-Мансийске (на базе «Центра искусств одарённых детей Севера») и в г. Москве (на базе Рахманинов-ского зала Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского). Его проведение проходило в год столетия со дня рождения Д. Б. Кабалевского, поэтому он прошёл под девизом: «Приношение Д. Б. Кабалевскому музыкантов-педагогов всех континентов». Фестиваль отличался масштабностью и широтой географии. Впервые конкурсные мероприятия прошли не только в Москве, но и в другом городе. Тем самым был приобретён опыт проведения такого рода мероприятий совместными усилиями преподавателей МПГУ и других учебных заведений страны.

Были проведены мастер-классы -уроки музыки профессоров Э. Вэбстер Петерсон (США), Т. Такизава (Япония), М. Казиника (Швеция), В. Груна (Германия), Х. Филиппе (Испания).

На заседании круглого стола «Музыкально-педагогическое образование на рубеже XX-XXI веков» выступили ведущие музыкально-педагогические деятели

из Англии, Германии, Казахстана, Малайзии, США, Швеции, ЮАР, Японии.

Учитывая многолетние творческие связи Д. Б. Кабалевского с музыкальной общественностью Магнитогорска, а также опыт Магнитогорской государственной консерватории имени М. И. Глинки в проведении крупных научных и творческих мероприятий российского и международного уровня, IV Международный конкурс-фестиваль «Учитель музыки XXI века» имени Д. Б. Кабалевского был проведён в Магнитогорске, на базе Магнитогорской государственной консерватории имени М. И. Глинки с 17.10 по 18.10.2009 года и был посвящён 105-летию со дня рождения Д. Б. Кабалевского. В состав жюри вошли представители России и Украины.

Конкурс проходил в два тура. Первый тур проводился заочно. Второй - очно. Для оценивания уроков, проведённых в заочной форме, жюри были предоставлены видеозаписи уроков претендентов на участие в очном формате. Таким образом на этом конкурсе был апробирован новый формат, предусматривающий сочетание дистанционной и очной форм проведения конкурсных мероприятий. Идеи Э. Б. Аб-дуллина по проведению конкурса в двух форматах фактически опережали время, расширяли границы и тем самым предоставляли возможность участвовать в конкурсе представителям удалённых уголков нашей страны и зарубежных стран.

В первом туре приняли участие более ста конкурсантов из различных регионов России и других стран мира: Москвы, Башкортостана, Удмуртии, Чувашии, Татарстана, Мордовии, Хакасии, Ханты-Мансийского административного округа и некоторых других регионов, а также Украины, Болгарии и Китая.

В программе конкурса, кроме уже ставших традиционными номинациями

«Урок музыки под руководством студента» и «Урок музыки под руководством учителя», было предусмотрено введение новой номинации «Внеклассное музыкальное занятие».

Новым стало и приглашение к проведению мастер-класса победителя конкурса «Учитель года России - 2008» учителя музыки школы №1060 г. Москвы Стародубцева Михаила Леонидовича.

V Международный конкурс «Учитель музыки XXI века» имени Д. Б. Кабалевского и международный фестиваль музыки Д. Б. Кабалевского были проведены 24-27 ноября 2010 в г. Санкт-Петербурге, на базе Российского государственного педагогического университета. В регламенте этого конкурса также отмечен целый ряд нововведений. Были выделены четыре номинации:

• «Проведение урока музыки учителем»;

• «Проведение урока музыки студентом»;

• «Демонстрация учителем авторской музыкально-педагогической технологии»;

• «Демонстрация студентом авторской музыкально-педагогической технологии».

С введением новых номинаций были расширены возможности показа креативного подхода участников к проводимому ими открытому уроку как целостному «музыкально-педагогическому произведению» (термин введён в педагогику музыкального образования ведущими профессорами МПГУ - Э. Б. Абдуллиным и Е. В. Николаевой) [3]. Демонстрация музыкально-педагогических технологий позволяла более полно и многогранно, чем это можно сделать на одном занятии, раскрыть авторскую методику в том виде или видах музыкальной деятельности, в которую она вносила качественно новые преобразования. Это способствовало расширению представлений музыкантов-педагогов о тех новациях, которые обогащают содержание и организацию уроков

музыки и их учебно-методическое оснащение.

Анализ представленных уроков показал, что наибольшее число новаций было продемонстрировано по отношению к таким видам музыкальной деятельности, как импровизация, сочинение музыки учителем и детьми, музыкально ориентированная полихудожественная деятельность, в том числе музыкально-пластическая, игра на детских музыкальных инструментах.

Расширились критерии оценки урока и деятельности учителя. В авторских идеях и их воплощении оценивались: актуальность, новизна, практическая значимость, полнота и аргументированность содержания и процесса осуществления предложенной авторской идеи.

По инициативе кандидата педагогических наук декана факультета музыки, заведующей кафедрой музыкально-инструментальной подготовки Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена и председателя жюри И. С. Аврамковой, V Международный конкурс «Учитель музыки XXI века» был завершён международным фестивалем музыки имени Д. Б. Кабалевского. Участниками фестиваля стали студенты музыкальных и музыкально-педагогических колледжей и вузов, ученики лицеев, средних образовательных школ, центров дополнительного образования России, Беларуси, Китая. «На этом фестивале, - как отметила в заключительном слове по итогам его проведения И. С. Аврамкова, - победителями являются все, потому что каждый имеет возможность окунуться в бесконечный океан музыки» [4]. Развивая эту мысль, Ирина Семёновна подчеркнула: «Принципиальной особенностью фестиваля является его просветительское начало. открытие музыкальных пластов музыки, забытой

или малоизвестной слушателю, расширение музыкальных горизонтов и исполнителей, и слушателей» [Там же].

VI Международный конкурс «Учитель музыки XXI века» имени Д. Б. Кабалевского» был проведён 15-18 октября 2012 года на базе Национального педагогического университета имени М. П. Дра-гоманова (Украина, Киев).

Впервые конкурс проводился совместными усилиями российских музыкантов-педагогов и их зарубежных коллег. Конкурсанты участвовали в трёх номинациях: «Проведение урока музыки учителем», «Проведение урока музыки студентом» и новой номинации - «Демонстрация коллективного музицирования в семье как основы домашнего музыкального образования».

Конкурсантам третьей номинации предлагалось не только продемонстрировать музыкально-исполнительское мастерство, но и прокомментировать своё выступление. В частности, ответить на вопросы о том, что явилось причинами, стимулирующими домашнее музицирование, и каков характер передачи музыкального опыта от одного поколения к другому.

Для более удобного общения между конкурсантами, жюри и слушателями украинский, русский и английский языки были официально объявлены «языками конкурса».

VII Международный конкурс «Учитель музыки XXI века» имени Д. Б. Кабалевского» прошёл 5-8 мая 2014 года в г. Алматы (Казахстан), на базе Национального научно-практического, образовательного и оздоровительного центра «Бобек». К этому году уже более четверти века прошло со времени успешного внедрения программы по музыке Д. Б. Кабалевского в Казахстане, что и послужило основанием для проведения очередного конкурса в Алматы.

Учредителями и организаторами конкурса стали Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, Национальный научно-образовательный оздоровительный центр «Бобек», МПГУ, кафедра ЮНЕСКО при МПГУ, Комиссия по взаимосвязи науки, художественной культуры и образования Российской ассоциации содействия науки, Российская общенациональная секция Международного общества по музыкальному образованию (РОСИСМЕ).

Конкурс проходил по 4 номинациям: «Проведение урока музыки учителем», «Проведение урока музыки студентом», «Семейное музицирование». Четвёртой стала номинация «Проведение музыкального занятия в инструментальном или вокальном классе по освоению народной музыки в системе дополнительного музыкального образования».

Содержание музыкального занятия в системе дополнительного образования предполагало разучивание и исполнение двух контрастных по эмоционально-образному содержанию образцов народной музыки, а выступления участников семейного музицирования содержало требование обязательного исполнения одного из произведений Д. Б. Кабалевского.

Не могли не коснуться изменений и первые две номинации. Так к участию в конкурсе принимались видеозаписи уроков, проведённых с учащимися 4-8 классов на свободную тему.

В содержании урока предполагалось: исполнение конкурсантами небольшого инструментального произведения, его художественно-теоретический (исторический) анализ с музыкальной иллюстрацией отдельных фрагментов и активным участием детей в процессе анализа; организация вокально-хоровой работы; включение в урок элементов импровизации, сочинения музыки учителем и

детьми, музыкально ориентированной полихудожественной деятельности (в том числе, музыкально-пластической) в обязательном порядке, а не по выбору.

Номинантами конкурса стали участники из России, Казахстана, Беларуси и Хакасии.

В преддверии 110-летия со дня рождения Д. Б. Кабалевского 12-16 ноября 2014 в г. Москве на базе Рахманиновского зала Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского был организован и проведён VIII Международный конкурс-фестиваль «Учитель музыки XXI века» имени Д. Б. Кабалевского. Приношение Д. Б. Кабалевскому музыкантов-педагогов всех континентов. На конкурсе были показаны открытые уроки студентов МПГУ и других музыкальных факультетов высших учебных заведений и учителей музыки России, зарубежных стран; проведена встреча студентов с Президентом Международного общества по музыкальному образованию (ИСМЕ) Ш. Вудворд (США).

В общественной палате РФ, по инициативе Э. Б. Абдуллина, состоялось совместное заседание Учебно-методической комиссии по музыке УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров, Комиссии по взаимодействию науки, искусства и художественного образования Российской ассоциации содействия науке, кафедры ЮНЕСКО при МПГУ и её филиалов с обсуждением современных проблем подготовки учителей музыки в вузах Беларуси, Казахстана, Литвы, Молдовы, России.

Дополнением к конкурсным выступлениям стали открытые музыкальные занятия в музыкально-хоровой школе «Радость» под руководством Т. А. Ждановой, заслуженной артистки РФ, лауреата премии Президента и Правительства РФ в области образования. В заключение на

сцене Большого зала МГК имени Чайковского выступили школьные и внешкольные детские хоровые коллективы, студенческий хор МПГУ под руководством С. И. Мирошниченко, зав. кафедрой музыкально-исполнительского искусства, заслуженной артистки РФ, и хор учителей г. Москвы.

Подводя итоги VIII Международного фестиваля, Э. Б. Абдуллин подчеркнул, что «тематика уроков стала гораздо более разнообразная, сочетающая в себе как уроки культурологически-религиозного характера, так и остро современную тематику войны и мира, классики и джаза и т.д. Эти острые контрасты придали действу повышенный интерес и привлекательность» [4].

По своему масштабу и географии все восемь конкурсов имели статус международных. Вместе с тем очередной конкурс в 2019 году, по идее Эдуарда Борисовича, было решено ограничить межреспубликанским форматом, и это не случайно.

IX Межреспубликанский фестиваль-конкурс «Педагог-музыкант XXI века» имени Д. Б. Кабалевского «Музыка моего народа как национальное достояние России» состоялся 25.11.2019 г. в Москве на базе Московского дома национальностей.

В отличие от предыдущих конкурсов и фестивалей в центре внимания оказалось современное состояние и перспективы дальнейшего развития музыкального образования в регионах России. Впервые такой масштабный проект ставил цель изучения и обобщения опыта проведения музыкальных занятий и в области дополнительного музыкального образования.

В конкурсе приняли участие представители республик: Адыгея, Алтай, Башкортостан, Дагестан, Калмыкия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Якутия, а также городов: Москва, Великий

Новгород и ряд других. Всего в нём участвовали конкурсанты из 19 республик и двух автономных округов.

Фестиваль-конкурс проводился при поддержке Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО и Российской общенациональной секции Международного общества по музыкальному образованию РОСИСМЕ и состоял из 2 этапов: заочного и очного. Конкурсанты в рамках фестиваля приняли участие в работе круглого стола по проблемам национально-регионального компонента музыкального образования.

В проведении состоявшегося в рамках фестиваля Круглого стола по проблемам этнопедагогики общего и дополнительного музыкального образования приняли участие музыканты-педагоги нескольких регионов России, которые поделились своим опытом проведения уроков музыки, ориентированных на освоение обучающимися особенностей национальной музыкальной культуры.

Мегина Светлана Ивановна - заслуженный учитель Республики Саха (Якутия), председатель общественной организации «Союз педагогов-музыкантов Якутии», учитель музыки СОШ №7 г. Якутска - продемонстрировала запись урока музыки по теме «Тембр - окраска звука», проведённого во 2 классе. Педагог общалась с детьми исключительно на якутском - этническом языке жителей Республики Саха (Якутия). Несмотря на наличие некоторых трудностей восприятия, по причине отсутствия перевода на русский язык, зрители понимали, что в данный момент происходит на экране в силу выразительности речи Светланы Ивановны, методически грамотно определявшей круг задач и методы их достижения на уроке. Дети пели, играли на ударных, струнных и духовых национальных инструментах, инсценировали песню об оленьей упряжке.

Анализируя результат своей работы, педагог отметила важность и значение программы развития регионального проекта «Музыка для всех» [5]. Эта программа, научно-методическое руководство которой осуществлял Э. Б. Абдуллин, инициированная в 2013 году президентом республики М. Е. Николаевым, и поныне является важной инициативой Республики Саха (Якутия), позиционирующей признание роли всеобщего музыкального образования в развитии человеческого капитала. Сегодня этот проект реализован более чем в 75% школьных и более чем в 50 % дошкольных учреждений республики.

Данный проект позволил выработать нормативно-правовую базу всеобщего музыкального обучения, где ядром музыкального образования являются детские образовательные учреждения, начиная с детских садов; увеличить количество часов на музыкальные занятия, что привело к позитивным изменениям в музыкальном образовании детей; осуществить выездное музыкальное обучение «Пятая четверть»; разработать сезонные школы лчл «Каникулы с музыкой»; проводить международные и республиканские конкурсы «Новые имена», «Музыкальная семья», «Розовая чайка»; создать восемь музыкальных кластеров и множество оркестров народных инструментов, духовых инструментов и хоровых коллективов республики.

Асатрян Ольга Фёдоровна - заведующая кафедрой музыкального образования и методики преподавания музыки Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевье-ва (г. Саранск), кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы Республики Мордовия, ныне декан факультета педагогического и художественного образования - в своём

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выступлении в рамках круглого стола отметила, что в республике Мордовия уделяется большое внимание сохранению языка и музыкальной культуры, ведётся преподавание мордовского языка как родного, но, в отличие от Якутии, преподавание уроков на родном языке не ведётся. «Главная проблема для нас, - отметила Ольга Фёдоровна, - заключается в много-национальности детей в пределах одной республики. В целом в классе владеют языком не более 20% учеников, это примерно 4-5 человек на класс» [4].

Кузнецова Людмила Васильевна -доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, истории, методики музыки и хорового дирижирования Чувашского педагогического университета имени И. Я. Яковлева - в своём выступлении раскрыла историю изучения чувашской народной музыки на школьных уроках, начиная с начала 90-х годов прошлого столетия: «За основу изучения народной чувашской музыки принимался синтез слова, музыки, танца и художественной образности языка» [4]. Такой подход был реализован ею при составлении программы «Музыка», которая «была создана на основе глубокого изучения чувашской художественной культуры, центром которой является наш национальный язык» [Там же].

Председатель жюри Жданова Татьяна Арамовна рассказала о московской городской комплексной целевой программе воспитания молодёжи «Поют дети Москвы», созданной при поддержке Правительства г. Москвы, координатором и организатором проектов которой является Центр творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость». Завершая своё выступление, она подчеркнула, что для того чтобы «научиться уважать культуру другого народа, надо изучить свою

национальную культуру и привить уважение ребёнка к ней» [4].

Педагогический потенциал нового комплексного подхода к проведению конкурсов как формы изучения и обобщения музыкально-педагогического опыта

Резюмируя итоги девяти проведённых конкурсов «Учитель музыки XXI века» и их модификаций в процессе становления и развития этой новой формы изучения и обобщения музыкально-педагогического опыта, представляется важным ещё раз отметить их масштаб: в них приняли участие студенты и учителя музыки России, Армении, Беларуси, Болгарии, Германии, Грузии, Испании, Казахстана, Канады, Китайской Народной Республики, Латвии, Литвы, Молдовы, Монголии, Украины, США, Чехии, Японии.

За этот период количество и содержательная направленность номинаций неоднократно изменялись. Однако при всём их многообразии основной магистральной линией неизменно являлась направленность на изучение и обобщение российского и международного опыта проведения уроков музыки.

Не будет преувеличением сказать, что конкурс «Учитель музыки XXI века», начиная со второго - имени Д. Б. Кабалевского, трансформировался в конкурс-фестиваль «Педагог-музыкант XXI века» имени Д. Б. Кабалевского, став для педагогического сообщества новой формой общения, обмена опытом, что способствовало выявлению как достижений, так и отдельных проблем в сфере музыкального образования, требующих решения, определения перспективных направлений дальнейшего развития музыкально-педагогической мысли и практики в МПГУ, российских и зарубежных вузах.

Обширный материал для анализа педагогического потенциала проведённых конкурсов содержат архивные материалы, хранящиеся в документации на кафедре методологии и технологий педагогики музыкального образования имени Э. Б. Абдуллина Московского педагогического государственного университета. Это буклеты всех конкурсов с характеристикой основных положений, регламентирующих их целевую направленность, требования к конкурсантам, состав жюри и анонсы участников, завоевавших право продемонстрировать свои открытые уроки на финальном этапе соревнований; комплект из 5 газет с первого конкурса «Учитель музыки XXI века»; фотоматериалы и видеозаписи уроков музыки и музыкальных занятий в системе дополнительного образования студентов и опытных музыкантов-педагогов; протоколы завершающих заседаний музыкантов-педагогов в форме «Круглого стола», на которых обсуждались актуальные проблемы музыкального образования.

На сегодняшний день конкурсу-фестивалю исполняется 20 лет. Как сложились судьбы его лауреатов и победителей? Чему способствовал полученный опыт профессионального общения в деятельности участников конкурса-фестиваля? С этой целью был проведён анализ интервью со студентами-конкурсантами

0 педагогическом потенциале международных студенческих конкурсов-фестивалей для становления профессиональной позиции будущих музыкантов-педагогов. Приведём некоторые из них в предельно сокращённом виде.

Айя Петровска (Латвия, Рижская академия педагогики и управления образованием), лауреат первой премии

1 конкурса «Учитель музыки XXI века», отметила, что «конкурс окрылил её,

133

134

Фотоколлаж буклетов проведённых конкурсов-фестивалей «Учитель музыки XXI века». Photo collage of booklets of the competitions and festivals "Music Teacher of the XXI Century".

придал уверенность и понимание, что преподавание - это потребность её души». В настоящее время она является директором музыкальной школы, которую когда-то закончила, но и сегодня вспоминает, как многому она научилась в процессе подготовки к первому в её жизни конкурсу, в беседах с конкурсантами и просмотрах подготовленных ими открытых уроков [4].

Анна Калиструк (Россия, Волгоградский государственный педагогический университет), дипломант I Международного студенческого конкурса «Учитель музыки XXI века», рассказала, что участие в конкурсе стало для нее «серьёзным стимулом для самообразования и творческого роста. Знакомство с работой как будущих учителей музыки из разных регионов России и зарубежья, так и

с педагогическим творчеством учителей-новаторов показало, сколь широко музыкально-педагогическое пространство, и как много можно сделать с помощью музыки, чтобы твой ученик не только мыслил, но и чувствовал» [15].

Евгений Моисеев (Россия, Московский педагогический университет), лауреат V Международного конкурса-фестиваля «Учитель музыки XXI века» имени Д. Б. Кабалевского, ныне выпускник аспирантуры Института изящных искусств МПГУ, преподаватель Академии эстрады и телевидения Останкино, в своём интервью подчеркнул, что конкурс стал для него особым значимым событием. По его мнению, «этот конкурс не имеет аналогов». Развивая данную мысль, он сказал: «Для меня это было удивительно интересное и увлекательное соревнование. Благодаря конкурсу, я получил большой профессиональный и личностный опыт, который позволил мне выйти за рамки стен университета, увидеть себя со стороны и определить свой уровень подготовки и развития по сравнению с другими претендентами, а также многому научиться у них, потому что конкурс -это обмен опытом и идеями, подкреплённый здоровой конкуренцией. Именно в этот период я научился мыслить масштабно, потому по окончании программы специалитета я принял решение заниматься научной деятельностью и продолжаю её по сей день» [4].

О педагогической значимости разработки и внедрения новой формы изучения и обобщения музыкально-педагогического опыта в области общего музыкального образования в виде международных конкурсов-фестивалей свидетельствуют выводы одного из постоянных членов оргкомитетов, профессора МПГУ Е. В. Николаевой: «на международных форумах творческой молодёжи и

опытных профессионалов - мастеров своего дела можно воочию увидеть достижения своих коллег, выявить общее и особенное в развитии общего музыкального и музыкально-педагогического образования у разных народов, проследить тенденции в развитии мировой музыкально-педагогической мысли, музыкально-педагогической практики и соотнести с ними свой собственный опыт» [2, с. 48]. Развивая данное положение, Елена Владимировна отмечает, что «ни научные, ни научно-практические конференции международного уровня - даже столь масштабные, как конференции Всемирной организации ИСМЕ - не способны ныне дать столь объективной картины состояния музыкально-педагогической практики в сфере общего музыкального и музыкально-педагогического образования, как международные конкурсы-фестивали» [Там же]. Подтверждением правомерности столь высокой оценки, по мнению музыканта-педагога, является такое построение программы конкурса-фестиваля, которое «ориентировано на выявление в ходе его проведения не только современного состояния общего музыкального и музыкально-педагогического образования в тех странах, которые делегировали на него своих представителей, но и предвидение перспектив их развития в контексте всемирного историко-педагогиче-ского процесса. Иными словами - на обнаружение в современном состоянии музыкально-педагогической практики тех ростков будущего, которые в нём сокрыты» [Там же].

Чрезвычайно важное значение, на наш взгляд, имеют также видеозаписи выступлений участников и творческие дискуссии с ними председателя и других членов жюри (сразу же после проведённого ими урока). В 2006 году на основе видеоматериалов, сделанных на

136

конкурсах-фестивалях, был выпущен комплект из 6 DVD в качестве мультимедийного приложения к учебнику «Методика музыкального образования» Э. Б. Абдуллина, Е. В. Николаевой [6]. В него вошли:

• вступительное слово Э. Б. Абдул-лина; напутственные слова Министра культуры и массовых коммуникаций, ныне ректора Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского А. С. Соколова, и приветствие Генерального секретаря Международного общества по музыкальному образованию (ИСМЕ) Д. Сёнел (Австралия);

• видеозаписи восемнадцати студенческих уроков или их фрагментов, одного урока опытного учителя музыки и пяти внеклассных музыкальных занятий, проведённых музыкантами-педагогами, демонстрирующими авторские подходы к предпочитаемому ими виду музыкальной деятельности.

На протяжении многих лет эти видеоматериалы используются во многих высших учебных заведениях страны, которые осуществляют подготовку музыкантов-педагогов. Такие записи чрезвычайно важны, так как дают возможность представить будущим музыкантам-педагогам урок музыки в целостности, увидеть разные подходы к решению одних и тех же проблем, составить своё собственное мнение о тех технологиях, с которыми они знакомятся на теоретических занятиях в их «живом» воплощении, дать свою личную оценку увиденного. Целесообразность их применения доказана не только многолетним практическим опытом, но и получила научное обоснование в диссертационном исследовании С. В. Шпыревой «Видеозапись как средство профессиональной подготовки учителей музыки в педагогическом вузе» [7].

Будет не лишним подчеркнуть, что к настоящему времени видеоматериалы, включённые в мультимедийное приложение к учебнику «Методика музыкального образования», получили значительно более многогранное применение, чем это было запланировано изначально. Благодаря широкому диапазону представленных в нём тем в содержательном отношении, разнообразию возможных подходов к реализации имеющегося в распоряжении учителя музыки методического инструментария и профессиональному качеству реализации в них цифровых технологий, они стали применяться не только в этой учебной дисциплине, но и в целом ряде профессионально ориентированных методолого-методических дисциплин. Данный аспект заслуживает специального рассмотрения, поскольку свидетельствует о целесообразности полидисциплинарного подхода к их применению и предполагает знание вузовскими преподавателями его сущности и особенностей включения таких видеоматериалов в качестве учебного обеспечения той или иной конкретной дисциплины [8].

В 2021-2022 г. конкурс-фестиваль «Учитель музыки XXI века»/«Педагог-музыкант XXI века» имени Д. Б. Кабалевского инициировал появление своего преемника - конкурса по педагогической практике студентов факультета музыкального искусства. Конкурс был приурочен к году культурного наследия народов России.

В Положении о конкурсе заведующий кафедрой методологии и технологий педагогики музыкального образования имени Э. Б. Абдуллина профессор Марина Степановна Осеннева определила ряд задач, созвучных миссии МПГУ «Верен традициям, открыт инновациям»:

• формирование мировоззренческих позиций учителей музыки, адекватных

приоритетным задачам развития современного Российского общества в сфере воспитания подрастающего поколения, на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

• формирование у будущих учителей музыки готовности к творческому самовыражению и самореализации в собственной практической деятельности по освоению организационно-коммуникативного, конструктивного, музыкально-исполнительского, исследовательского видов профессиональной деятельности;

• содействие творческому и профессиональному взаимодействию студентов, руководителей педагогической практики и учителей музыки базовых образовательных организаций [4].

А значит, идеи и мысли Э. Б. Абдул-лина продолжают жить!

Заключение

Кратко охарактеризовав историю становления и развития профессионально-ориентированных конкурсов-фестивалей «Учитель музыки XXI века»/«Учитель музыки XXI века» имени Д. Б. Кабалев-ского/«Педагог-музыкант XXI века» имени Д. Б. Кабалевского, можно сделать следующие выводы:

1. Двадцатилетняя история конкурса-фестиваля, инициированного зав. кафедрой методологии и технологий педагогики музыкального образования МПГУ, доктором педагогических наук, профессором Э. Б. Абдуллиным, подтверждает востребованность данного феномена и сегодня в силу очевидной значимости цели и задач, направленных на:

• совершенствование отечественной системы подготовки будущих учителей музыки и педагогов дополнительного образования;

• выявление и поддержку талантливых учителей музыки общеобразовательных школ, преподавателей высших учебных заведений музыкально-педагогического профиля и педагогов дополнительного музыкального образования национальных автономных республик, областей и округов РФ;

• демонстрацию учителями музыки и педагогами дополнительного музыкального образования новых педагогических идей в построении содержания и разработке методов музыкального обучения и воспитания, основанных на межкультурной коммуникации и творческом взаимодействии музыкальных культур различных народов, и в частности народов Российской Федерации;

• обмен достижений вузов и средних профессиональных учебных заведений РФ в области этнопедагогики общего и дополнительного музыкального образования.

2. Меняющиеся условия общественного устройства обусловили естественность значительных изменений, произошедших в содержании и организации конкурсных испытаний:

• расширился состав участников конкурсов-фестивалей, в которых кроме студентов, будущих музыкантов-педагогов, смогли со временем принимать участие учителя музыки, педагоги дополнительного образования, семейные музыкальные ансамбли;

• обогатилось содержание выступлений участников за счёт расширения спектра возможных видов музыкальной деятельности, вариативности жанров и форм уроков музыки, обновления репертуара и применения современных образовательных технологий.

3. Результаты анкетирования и интервьюирования участников, а также членов международного жюри со всей

очевидностью демонстрируют, что конкурс-фестиваль завоевал международное признание и стал формой обобщения и распространения музыкально-педагогического опыта не только в России, но и в других странах мира.

4. Видеозаписи открытых уроков и занятий, сделанные во время проведения конкурсов и фестивалей, значительно обогатили современный подход к учебно-методическому оснащению профессионально ориентированных учебных дисциплин подготовки педагога-музыканта в МПГУ и других вузах России, способствуя самоутверждению начинающих учителей музыки, педагогов дополнительного музыкального образования и становлению их индивидуального стиля деятельности.

Подводя итоги проведённого исследования, представляется необходимым также отметить, что важнейшими результатами разработки новой комплексной формы проведения международных конкурсов-фестивалей и двадцатилетней проверки целесообразности её внедрения в практику вузовского образования стали 13л следующие:

• создана уникальная коллекция текстовых, видео- и фотоматериалов с характеристикой уроков музыки и музыкальных занятий в системе дополнительного образования, проведённых студентами и опытными музыкантами как высших учебных заведений России, так и других стран мира;

• сформирована источниковедческая база для анализа основных тенденций развития вузовского музыкально-педагогического образования в России и других

странах мира в период с 2000 года и до настоящего времени;

• выявлены новые авторские подходы к реализации различных видов музыкальной деятельности на уроках музыки и дополнительных музыкальных занятиях, продемонстрированные участниками конкурсов и фестивалей, обогатившие учебно-методическое оснащение вузовских профессионально ориентированных мето-долого-методических дисциплин: «Теория музыкального образования», «Методика музыкального образования», «Музыкально-педагогические практикумы», «История музыкального образования», «Методология педагогики музыкального образования» и других;

• подтверждена целесообразность внедрения новой формы сотрудничества российских и зарубежных музыкантов-педагогов, направленная на демонстрацию достижений в сфере музыкального образования, изучения и обобщения опыта подготовки будущих музыкантов-педагогов.

Особо следует отметить высокий педагогический потенциал новой формы проведения конкурсов и фестивалей для формирования музыкально-педагогической культуры будущих музыкантов-педагогов, которые демонстрировали свои авторские музыкально-педагогические концепции и приобрели незабываемый для них опыт выступления на международных форумах, знакомства с достижениями своих коллег из других высших учебных заведений, а также новаторскими идеями опытных музыкантов-педагогов, продемонстрированных на конкурсных мероприятиях в виде «мастер-классов».

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Николаева Е. В. Второй международный конкурс-фестиваль «Учитель музыки XXI века» имени Д. Б. Кабалевского как новая форма обобщения и распространения мирового опыта

в сфере общего музыкального и музыкально-педагогического образования // Методолого-методическая подготовка учителя музыки. Материалы VII международной научно-практической конференции (Материалы выступления на научной конференции). М.: МПГУ, 2002. С. 48-59.

2. Первый международный студенческий конкурс «Учитель музыки XXI века» // Преподаватель: Спецвыпуск «Музыкант-педагог». 2001. № 6. С. 55-87.

3. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 336 с.

4. Конкурс «Учитель музыки XXI века» // Архивные материалы кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования имени Э.Б. Абдуллина МПГУ.

5. Региональная учебная программа «Музыка» 1-4 классы в контексте проекта «Музыка для всех. Москва-Якутск: РИТМ, 2015. 102 с.

6. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Методика музыкального образования: Видеоматериалы учебника (комплект из 6 DVD). М.: Институт новых технологий, 2006.

7. Шпырева С. В. Видеозапись как средство профессиональной подготовки учителей музыки в педагогическом вузе: Автореферат дис. .. .кандидата педагогических наук. 13.00.08. Пенза, 2004. 24 с.

8. Николаева Е. В., Матиевич И. П. Педагогический потенциал мультимедийного приложения к учебнику «Методика музыкального образования» // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2022. Т. 10. № 1. С. 146-160. DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-1146-160.

Поступила 07.07.2022; принята к публикации 26.09.2022.

Об авторе:

Матиевич Инна Павловна, аспирант Института изящных искусств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) (улица Малая Пироговская, 1, строение 1, Москва, Российская Федерация, 119435), [email protected]

139

Автором прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Nikolaeva E. V. Vtoroj mezhdunarodnyj konkurs-festival' The Second International Competition-Festival "Uchitel' muzyki XXI veka" imeni D. B. Kabalevskogo kak novaya forma obobshheniya i rasprostraneniya mirovogo opyta v sfere obshhego muzykal'nogo i muzykal'no-pedagogicheskogo obrazovaniya [The Second International Competition-Festival "Music Teacher of the XXI Century" named after D. B. Kabalevsky as a New Form of Generalization and Dissemination of World Experience in the Field of General Music and Music-Pedagogical Education]. Metodologo-metodicheskaya podgotovka uchitelya muzyki [Methodological and Methodical Training of a Music Teacher]. Materials of the VII International Scientific and Practical Conference (Materials of the Speech at the Scientific Conference). Moscow: MPGU, 2002, pp. 48-59 (in Russian).

2. The First International Student Competition "Uchitel' muzyki XXI veka" ["Music Teacher of the XXI Century"]. Prepodavatel': Spetsvypusk "Muzykant-pedagog" [Teacher: Special issue "Musician-teacher"], 2001. no. 6, pp. 55-87 (in Russian).

3. Abdullin E. B., Nikolaeva E. V. Teoriya muzykal'nogo obrazovaniya [Theory of Music Education]. Textbook for higher pedagogical educational institutions. Moscow: Publishing Center "Academy", 2004. 336 p. (in Russian).

4. Competition "Uchitel' muzyki XXI veka" ["Music Teacher of the XXI Century"]. Archival materials from the collection of documentation on conducting competitions and festivals by the Department of Methodology and Technology of Pedagogy of Music Education named after E. B. Abdullin of the Moscow Pedagogical State University (in Russian).

5. Regional Curriculum "Music" Grades 1-4 in the Context of the Project "Music for All". Moscow-Yakutsk: Publishing House "RHYTHM", 2015. 102 p. (in Russian).

6. Abdullin E. B., Nikolaeva E. V. Metodika muzykal'nogo obrazovaniya [Methods of Music Education]. Video materials of the textbook (set of 6 DVDs). Moscow: Institute of New Technologies, 2006 (in Russian).

7. Shpyreva S. V. Videozapis' kak sredstvo professional'noj podgotovki uchitelej muzyki v pedagogicheskom vuze [Video Recording as a Means of Professional Training of Music Teachers at a Pedagogical University]. Extended Abstract of the PhD Thesis (Pedagogy). Penza, 2004.] 24 p. (in Russian).

8. Nikolaeva E. V., Matievich I. P. Pedagogical Potential Multimedia Application to the Textbook "Methods of Music Education". Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2022, vol. 10, no. 1, pp. 146-160 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-1-146-160.

Submitted 07.07.2022; revised 26.09.2022.

About the author:

Inna P. Matievich, Graduate student of the Institute of Fine Arts Institute of Moscow a m Pedagogical State University (MPGU) (Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119435), [email protected]

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.