DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-2-130-140
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ХОРОВОГО ТВОРЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПАРАДИГМ
В. Н. Гоптарев,
Казанская государственная консерватория имени Н. Г Жиганова, Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, 420015
В. Н. Ергакова,
Детская музыкально-хореографическая школа № 12, Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, 420132
130
Аннотация. Музыкально-художественному образованию и музыкальному творчеству принадлежит важнейшая роль в формировании музыкальной культуры и в гармонизации личностного развития подрастающих поколений. Основная цель авторов - обозначить и рассмотреть проблемы, связанные с приобщением современных детей к музыкальной культуре, хоровому искусству, хоровому исполнительству, выявить особенности функционирования и взаимодействия социокультурных и культурно-образовательных парадигм; обозначить соответствующие современному уровню развития детского хорового творчества парадигмально значимые основания, в соответствии с которыми по-новому интерпретируются цели, подходы и условия, имеющие значение для организации хоровой работы с детьми. В статье приводятся рекомендации, которые, по мнению авторов, могут способствовать формированию положительного отношения детей к хоровому пению, повышению уровня интереса к хоровому искусству, к музыке и к музыкальному искусству в целом, что может благотворно сказаться на развитии хоровой культуры в стране и на решении задачи формирования духовно богатых и гармонично развитых граждан России.
Ключевые слова: хор, дети, музыка, культура, творчество, образование, парадигма, социум.
Благодарности: Авторы благодарны редакционной коллегии за ценные советы и рекомендации в процессе подготовки статьи к публикации.
© Гоптарев В.Н., Ергакова В. Н. , 2021
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Для цитирования: Гоптарев В. Н., Ергакова В. Н. Проблемы развития детского хорового творчества в контексте современных социокультурных и культурно-образовательных парадигм // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2021. Т. 9. № 2. С. 130-140. DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-2-130-140.
DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-2-130-140
THE PROBLEMS OF DEVELOPMENT THE CHILDREN'S CHOIR CREATIVITY IN CONTEXT OF MODERN SOCIOCULTURAL AND CULTURAL EDUCATIONAL PARADIGMS
Vladimir N. Goptarev,
The N. G . Zhiganov Kazan State Conservatory,
Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation, 420015
Vasilina N. Ergakova,
Children Music and Choreographic School No . 12, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation, 420132
Abstract. Music and art education and musical creativity play an important role in the formation of musical culture and in the harmonization of the personal development of the younger generations. The main goal of the authors is (1) to identify and consider the problems associated with the introduction of modern children to musical culture, choral art, choral performance; (2) to identify the features of socio-cultural and cultural-educational paradigms; (3) to identify the paradigmally significant grounds corresponding to the current level of development of children's choral creativity, according to which the goals, approaches and conditions that are important for the organization of choral work with children are interpreted in a new way. The article presents recommendations that, according to the authors, can contribute to the formation of a positive attitude of children to choral singing, increase the level of interest in choral art, music and musical art in general, which can have a beneficial effect on the development of choral culture in the country and on solving the problem of forming the spiritually rich and harmoniously developed citizens of Russia.
Keywords: choir, children, music, culture, creativity, paradigm, education, society.
Acknowledgements: The authors are grateful to the editorial board for valuable advice and recommendations in the process of preparing the article for publication.
For citation: Goptarev V. N., Ergakova V. N. The Problems of Development the Children's Choir Creativity in Context of Modern Sociocultural and Cultural Educational Paradigms.
131
Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2021, vol. 9, no. 2, pp. 130-140 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-2-130-140.
Введение в проблему
На протяжении многих веков хоровое пение являлось непременным атрибутом музыкальной культуры разных народов и широко использовалось в христианском богослужении. К концу ХХ века хоровое искусство и хоровая культура в России достигли высокого уровня развития. Однако в тот период в нашей стране начали происходить изменения, которые стали оказывать заметное влияние на состояние музыкальной культуры, искусства и образования. Как следствие этого, появилась необходимость применения новых образовательных подходов в теории и практике обучения детей, их приобщения к музыкальному искусству и музыкальной культуре как кладезю духовности и непреходящих художественно-эстетических ценностей.
Обращение к парадигмальной сфере, отражающей и характеризующей содержание и особенности развития музыкальной культуры, музыкального образования и хорового искусства в любую из эпох, не случайно. Оно обусловлено тем, что изменения в социокультурной, политической, научной, индустриальной, образовательной, информационной и иных сферах неизбежно приводят к трансформации прежних и становлению новых культурно-образовательных парадигм, по-новому формируя основополагающие идеи и положения. В соответствии с ними в дальнейшем выстраиваются стратегии художественно-эстетического воспитания детей и методика их обучения хоровому пению.
Не вдаваясь подробно в теорию парадигм, разработка которой пока ещё не нашла своего убедительного завершения,
отметим лишь, что под парадигмой (от греч. ларабегу^а - «пример, модель, образец») в самом общем смысле принято понимать совокупность «устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов, схем научной деятельности, предполагающую единство в толковании теории, в организации и интерпретации научных исследований» [1, с. 22], а также «информационно-гностическую модель, потенциально пригодную для использования её кем-либо в прямом значении как образца» [2, с. 58]. Парадигмы могут носить как официальный, так и неофициальный статус (например, только социально-значимый). Их носителем может являться любой субъект - от государственной структуры, социума, социального института, социальной группы до отдельного индивида. Имеются в виду: органы государственного управления, научно-педагогическое сообщество, группа чиновников отделов управления образованием и культурой, администрация ДМШ, педагоги школ и объединений, родители обучающихся, и наконец, в определённой степени - сами дети.
Статус и содержание парадигм определяется отношениями социума, его отдельных групп и представителей к процессам, происходящим в социокультурной и культурно-образовательной среде, а сами отношения находят отражение в форме концепций, стратегий, моделей, проектов, идей, положений и т. д.
Важно иметь в виду, что содержание парадигм, функционирующих в сферах музыкальной культуры, образования, хорового искусства и творчества детей, обусловливается не только имманентно присущими им структурными образованиями,
информативно-смысловыми комплексами и концептами и т. д., но тенденциями и процессами, характерными для современного этапа развития мировой цивилизации и российского социума. Это -глобализация и информатизация, перепотребление и мультикультуризация, плюрализм и деидеологизация, усиление тенденций постмодернизма в искусстве, в социокультурной и в ментально-духовной сферах.
Область, в которой функционируют имеющие отношение к обучению и хоровому творчеству детей парадигмы, сложна и неоднозначна. В самых общих чертах она может быть интерпретирована с позиций ризомного подхода - принципиально нелинейного способа «организации целостности, оставляющего открытой возможность как для внутренней имманентной подвижности, так и для интерпретационного плюрализма» [3]. По мнению Е. В. Пилюгиной, социальная реальность как целостность «не поддаётся изучению, только описанию. Мы можем всего лишь констатировать её наличие как суперсистемы относительно независимых друг от друга, синхронных по отношению друг к другу, интерактивных, динамичных, спонтанно развивающихся систем. Невозможно говорить о структуре подобной целостности, так как структура в непрерывных изменениях фактически исчезает; значит, и вопрос о наличии структуры теряет значение, аннигилируется» [4]. Тем не менее, несмотря на столь категоричное утверждение, парадигмальная сфера музыкальной культуры и музыкального образования может быть представлена в рамках особого формата, в котором, в частности, находят своё место парадигмы, относящиеся к образовательным уровням (профессионального, дополнительного или общего музыкального образования детей).
Парадигмальная сфера музыкальной культуры и музыкального образования
Рассматриваемая нами парадигмальная сфера характеризуется не только трансформацией содержания и смысловых контекстов парадигм, но и полипара-дигмальностью образовательной действительности [5], парадигмальными сдвигами [1; 5], взаимовлиянием, параллельным сосуществованием и функционированием антагонистических по своему характеру парадигм и, наконец, их сменой.
В настоящее время можно говорить и о конформистской модели сосуществования противоречащих друг другу парадигм, которые одновременно функционируют в рамках присущего им пространства. Примером этого может служить параллельное существование в современном социокультурном пространстве парадигм как официального, так и неофициального статуса.
Парадигмы и парадигмально значимые основания официального статуса в сфере российской культуры и художественного образования отражены в отдельных Указах президента РФ [6], в «Стратегии государственной культурной политики на период до 1930 года» [7], «Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации» [8] и др. Они соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и обладают преемственностью по отношению к государственной парадигме развития культуры 60-80-х годов ХХ века. Следует заметить, что в указанный период в нашей стране существовала единственная - официальная - парадигма, утверждавшая приоритетом государственной культурой политики развитие художественной культуры, народного и академического искусства советского народа.
В настоящее время в сфере музыкальной культуры проявляются особенности, которые обусловливают появление неофициальных, социальных по своему статусу парадигм, не совпадающих концептуально со смыслом и содержанием парадигм, формируемых институтами государства. К такого рода особенностям можно отнести:
• усиление тенденций постмодернизма;
• исчезновение или выхолащивание народной основы в музыкальном творчестве и исполнительстве;
• искажение или бесталанное использование фольклорной основы в произведениях, создаваемых в сфере популярной массовой музыки;
• усиление тенденций к размыванию и даже отрицанию художественных ориентиров в творчестве композиторов, отказ их от работы с монументальными жанрами и переориентация на создание продукции развлекательного или прикладного характера;
• снижение статуса и роли музыкальной критики и т. д.
Всё это явно свидетельствует о произошедших за долгое время парадигмаль-ных сдвигах, обусловленных не только государственной политикой в области культуры, состоянием культуры российского социума, но и усилением влияния конъюнктурных факторов. С сожалением приходится констатировать, что современный период развития российской музыкальной культуры характеризуется снижением интереса населения к народному и академическому музыкальному искусству и творчеству, к хоровому и ансамблевому пению.
Разрушение сложившейся в ХХ веке конфигурации отечественной культуры, в которой хоровое искусство занимало достойное место, сегодня в период усиления
в современном российском социуме тенденций к индивидуализации жизни людей, к увеличению видов и форм общения с искусством и проведения досуга, к расширению спектра возможностей потребления продуктов культуры привело к тому, что хоровое пение теряет свою актуальность для населения. Ныне оно сохраняется, главным образом, лишь в ряде учреждений сферы культуры и образования, в практике христианского православного богослужения, а также в быту (преимущественно, сельском) в формате коллективного пения во время праздничных застолий.
Значительное снижение значимости хорового искусства как средства воспитания подрастающих поколений прослеживается и в обучении детей хоровому пению в системе учреждений дополнительного музыкального образования. Так, например, до сих пор в деятельности некоторых руководителей можно наблюдать ориентацию на парадигмально значимые принципы, идеи и положения, которые отжили свой век и уже не могут быть актуальными ныне. В частности, невозможно не отметить негативную роль устаревших административных и педагогических подходов к работе с хором, к выбору репертуара, к реализации образовательных программ, к созданию творческой атмосферы на занятиях и т.д. Комментируя ситуацию, необходимо обратить внимание на то, что режим подготовки к различным хоровым конкурсам или «протокольным» мероприятиям, имеющим первостепенную значимость не для детей, а для администрации или руководителей хоровых коллективов, способен вызвать негативное отношение к занятиям хора у детей и их родителей. Часто это становится основанием для отказа от посещения хоровых занятий и даже для ухода из ДМШ.
Позитивным моментом, имеющим необычайно высокую значимость для
приобщения детей к музыкальному искусству, стало принятие «Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации», в которой, по сути, отражена новая культурно-образовательная парадигма. В данном документе обозначены миссия дополнительного образования, а также парадигмально значимые ориентиры, способные положительно повлиять на процессы приобщения детей к хоровому пению и искусству. К этим ориентирам необходимо отнести такие положения, как: «участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями» (курсив - В. Г., В. Е.); «не-формализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования» [8] и др.
Принципиальную значимость для детского хорового творчества имеют положения Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которыми в сфере дополнительного образования детей реализуются общеразви-вающие и предпрофессиональные программы. Данные положения определяют принципиально разные парадигмально значимые основания для выработки подходов к обучению детей и приобщению их к хоровому пению [9].
Парадигмально значимые основания
для повышения статуса хоровых занятий в системе дополнительного музыкального образования
В процессе реализации предпрофес-сиональных программ ярко выражена необходимость следовать лучшим традициям, сложившимся в многовековой практике зарубежного и отечественного
хорового пения и обучения ему. Однако если рассматривать ситуацию, связанную не с предпрофессиональной подготовкой (например, с приобщением детей к хоровому пению в клубных объединениях), а с обще-развивающими программами в ДМШ, то следует опираться на иной ряд парадиг-мальных оснований, которые специфическим образом способны влиять на подходы и методы приобщения детей к хоровому пению в ДМШ. Какими они должны быть? Корректный ответ не может быть получен, если рассматривать ситуацию в целом. Следует учитывать её отдельные аспекты. Обозначим некоторые из них.
Казалось бы, в качестве парадигмально значимого положения могла бы быть избрана опора на высокое качество исполнения, поскольку, во-первых, без него не может существовать искусство, и, во-вторых, - именно качество исполнения в значительной степени оказывает воздействие на слушателей. Действительно, прекрасное звучание хора вряд ли может оставить равнодушным даже плохо образованного человека. Однако эта позиция таит определённые угрозы. Стремление руководителей хоров любой ценой добиться совершенного звучания далеко не всегда вызывает положительный отклик у учащихся, и зачастую у них возникает внутренний протест. В данной ситуации центральным вектором в работе с детским хором необходимо считать упор не столько на профессиональные достижения (вспомним слова Б. В. Асафьева, касающиеся общего музыкального образования: «Лозунгом же общего музыкального образования должно стать требование: в сторону от профессионализма!» [10 с. 64]), сколько на удовлетворение стремления юных хористов получить удовольствие от общения с музыкой, имея только собственный голос и желание участвовать в процессе коллективного музицирования.
135
Эта позиция обоснована многовековой социокультурной значимостью хорового музицирования и предполагает в первую очередь необходимость стимулирования интереса к хоровому пению, которое возможно в любой форме (как в форме личного участия в коллективном пении, так и в качестве слушателя - любителя хоровой музыки и т. д.) [11]. Именно приобщение к шедеврам мирового, отечественного и национального хорового искусства позволяет оценить их красоту и уникальность, а также значимость хорового творчества для самого участника. Важно, чтобы с момента первых занятий данная цель ставилась руководителями хоров во главу угла (!), поскольку иные трансформации целепола-гания, переориентация на другие цели неминуемо будут порождать противоречия между хоровым исполнительством и личностными ожиданиями участников хоров.
Ещё одним парадигмально значимым основанием следует считать краеугольные идеи и положения выдающихся деятелей культуры в сфере отечественного музыкального образования В. А. Сухом-линского [12], Д. Б. Кабалевского [13], лч/ Э. Б. Абдуллина [14], Ю. Б. Алиева [15] и многих других, которые считали обучение детей музыке и хоровому пению важнейшим условием художественно-эстетического воспитания и гармоничного созидания личности.
В настоящее время стремление к прекрасному в процессе хорового пения и личное участие в созидании этого прекрасного, осознание детьми и их родителями необходимости художественно-эстетического саморазвития и музыкально-эстетического воспитания могут стать целевыми ориентирами современной культурно-образовательной парадигмы, действующей в области хорового искусства, способствовать изменению отношения социума, детей и их родителей
к хоровому искусству и хоровому пению и, как следствие, положительным изменениям в музыкальной культуре и в образовании. Поэтому на первый план выдвигаются цели и задачи музыкально-эстетического, личностно-ориентированного и социально-педагогического характера, достижение которых не может произойти без изменения подходов к обучению в хоровом классе ДМШ.
На чём же должен строить свою стратегию и тактику руководитель детского хорового коллектива, принимая в качестве парадигмальных оснований высказанные положения?
Как уже отмечалось, такая целевая направленность хоровых занятий в системе дополнительного музыкального образования к числу приоритетных задач, которые предстоит решать руководителю детского хорового коллектива, относит ориентацию учебно-воспитательного процесса на то, чтобы он был интересным для всех детей. Интерес может быть вызван посредством применения современных и инновационных подходов, программ, методов и технологий, среди которых актуальными являются: хоровое сольфеджио, вокальные упражнения, требующие не банальных повторений, а активизации творческого мышления каждого ребёнка и т. д.
Учитывая особенности психики и жизнедеятельности современных детей, которые очень мобильны и без затруднений общаются с различными виджетами и гаджетами, необходимо всячески избегать рутины и делать акцент цент на
усилении роли нетрадиционного для хоровых занятий музыкального инструментария. Так, использование различного музыкального инструментария и средств сопровождения хорового пения (органа, электронных музыкальных цифровых инструментов, оркестра, фоно-
грамм и т. д.) делает занятия более увлекательными и способствует более эффективному приобщению современных детей к музыкальной культуре.
Важную роль в развитии интереса к хоровому пению могут сыграть интерактивные и проектные методы и технологии, которые в состоянии сделать хоровые занятия необыкновенно увлекательными.
Преломление обозначенных выше па-радигмальных принципов и положений в приобщении детей к хоровому творчеству и их обучении предполагает также коррекцию репертуарной политики. При подборе репертуара необходимо учитывать его направленность на творческое постижение и освоение детьми музыки разных жанров - от старинной классики до современных опусов, включая детские песни, джаз, рок, оригинальные произведения, специально написанные для хора, а также на привитие любви детей к музицированию в этих жанрах. В этом случае интерес детей к хоровому музицированию и творчеству, уровень их мотивации могут оказаться очень высокими. К сожалению, приверженность к обусловленным прежними парадигмами репертуарным клише (например, только к освоению жанров классической музыки) часто сводит на нет дело развития хорового искусства и музыкального воспитания.
Не менее важным парадигмальным основанием для повышения эффективности процесса приобщения детей к хоровому исполнительству в системе дополнительного музыкального образования становится вопрос о форме проведения хоровых занятий. Возникает вопрос, а
почему в ДМШ обязательно должен быть только сводный хор? Ведь каждый руководитель хора знает, насколько сложно добиваться качественного звучания в условиях большого коллектива. На наш взгляд, приобщение детей к хоровому творчеству и музыкальному искусству не обязательно должно происходить в формате такого хора. В школах вполне могут существовать не только сводные хоры, но и микрохоры, и большие ансамбли. Пример этому - народное пение, которое, в основном, не было связано с большим количеством участников.
Заключение
В завершение можно сделать резюме: современная социокультурная ситуация в музыкальном образовании и детском хоровом творчестве предполагает как сохранение базовых парадигмальных оснований, характерных для прогрессивных идей лучших представителей музыкального образования России, так и обновление пара-дигмальной сферы, а именно: содержания и смысловых концептов, которые влияют на выработку современных подходов к обучению детей; коррекции и диверсификации целей, соответствующего пересмотра содержания и форм работы, применения технологического ресурса и коррекции репертуарной политики. Только в этом случае можно ожидать положительного эффекта от хоровых занятий, повышения уровня интереса и любви детей к хоровому пению, к музыке и музыкальному искусству в целом, дальнейшего подъёма хоровой культуры и хорового движения в нашей стране.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Методологические последствия парадигмального сдвига в теории воспитания / ред. Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова. Москва-Тверь: Виарт, 2011. 200 с.
13S
2. Гоптарев В. Н. Paradeigma: теория, подходы, ошибки // Философия образования», 2012. Вып. 1. С. 54-64.
3. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. 896 с.
4. Пилюгина Е. В. Феноменология ризомы. Ризоморфные среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 3. С. 3101-3105. URL: http://e-koncept.ru/2013/53626. htm (дата обращения: 12.05.2020).
5. Скуднова Т. Д. Социально-философские основания трансформации педагогического образования: Автореферат дис. ... доктора философских наук. Ростов-на-Дону, 2009. 55 с.
6. Указ Президента РФ от 24.12.2014 N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». URL: https://base.garant.ru/70828330/. (дата обращения: 20.09.2020).
7. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р; URL: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf. (дата обращения: 14.04.2020).
8. Концепция развития дополнительного образования детей / Правительство Российской Федерации. URL: http://government.ru/media/files/41d502742007f56a8b2d.pdf (дата обращения: 20.09.2020).
9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в РФ» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). URL: https://zakonrf-info.turbopages.org/zakonrf. info/s/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 20.03.2021).
10. Асафьев Б. В. Музыка в современной образовательной школе // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л.: Музыка, 1965. 151 с.
11. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., испр. и доп. М.: Прометей, 2020. 502 с.
12. Сухомлинский В. А. О воспитании / сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. 4-е изд. М.: Политиздат, 1982. 270 с.
13. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. М.: Педагогика. 1986. 192 с.
14. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 111 с.
15. Алиев Ю. Б. Школьный хор // Алиев Ю. Б. Уроки музыки: от замысла к реализации: книга для учителя. М.: Русское слово - учебник. 2019. С. 108-160.
Поступила 22.09.2020; принята к публикации 28.03.2021
Об авторах:
Гоптарев Владимир Николаевич, доцент кафедры теории, истории исполнительского искусства, музыкальной педагогики Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова (улица Б. Красная, д. 38, Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, 420015), кандидат педагогических наук, kazconsnauka@mail.ru
Ергакова Василина Николаевна, директор Детской музыкально-хореографической школы № 12 (Волгоградская улица, 26, Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, 420132), dmhsh12@mail.ru
Авторами прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи
REFERENCES
1. Metodologicheskie posledstviya paradigmal'nogo sdviga v teorii vospitaniya [The Methodological Implications of the Paradigm Shift in Parenting Theory] Ed. by N. L. Selivanova, E. I. Sokolova. Moscow-Tver': Viart Publ., 2011. 200 p. (in Russian).
2. Goptarev V. N. Paradeigma: teoriya, podhody, oshibki [Paradeigma: Theory, Approaches, Mistakes]. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of Education], 2012, iss. 1, pp. 54-64 (in Russian).
3. The Newest Philosophical Dictionary. Coll. by A. A. Gritsanov. Mn.: V. M. Skakun Publ., 1998. 896 p. (in Russian).
4. Pilyugina E. V. Fenomenologiya rizomy. Rizomorfnye sredy [Phenomenology of Risoma. Risomorphic Environments]. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Kontsept" [Scientific and Methodical Electronic Journal "Concept"]. 2013, vol. 3, pp. 3101-3105. Available at: http://e-koncept.ru/2013/53626.htm (accessed: 12.05.2020) (in Russian).
5. Skudnova T. D. Social'no-filosofskie osnovaniya transformacii pedagogicheskogo obrazovaniya [Social-Philosophical Grounds for the Transformation of Pedagogical Education]. Extended abstract of the Doctor's dissertation of philosophical sciences. Rostov-on-Don, 2009. 55 p. (in Russian).
6. Decree of the President of the Russian Federation dated 24.12.2014 N 808 "On the approval of the Fundamentals of State Cultural Policy". Available at: https://base.garant.ru/70828330/ (accessed: 20.09.2020) (in Russian).
7. The Strategy of the State Cultural Policy for the Period up to 2030. Approved by order of the Government of the Russian Federation on February 29, 2016 N 326-r. Available at: http:// static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf. (accessed: 14.04.2020) (in Russian).
8. The Concept of Developing Additional Education for Children / Government of the Russian Federation. Available at: http://government.ru/media/files/41d502742007f56a8b2d.pdf (accessed: 20.03.2020) (in Russian).
9. Federal Law of 29.12.2012 N 273-Fz (ed. from 08.12.2020) "About Education in Russian Federation" (with ch. and add., coming into force from 01.01.2021). Available at: https://zakonrf-info.turbopages.org/zakonrf.info/s/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (accessed: 20.03.2021).
10. Asaf'ev B. V. Muzyka v sovremennoj obrazovatel'noj shkole [Music in a Modern Educational School]. Selected articles on music enlightenment and education. Moscow-Leningrad: Muzyka Publ., 1965. 151 p. (in Russian).
11. Abdullin E. B., Nikolaeva E. V. Teoriya muzykal'nogo obrazovaniya: Uchebnik dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij [Theory of Music Education: Textbook for students of higher pedagogical educational institutions]. 3rd ed., corrected and supplemented. Moscow: Prometej Publ., 2020. 502 p. (in Russian).
12. Suhomlinsky V. A. O vospitanii [About Bringing Up]. Comp/ and auth. enter. essays by S. Soloveychic. 4th ed. Moscow: Politizdat Publ., 1982. 270 p. (in Russian).
13. Kabalevsky D. B. Pedagogicheskie razmyshleniya: Izbrannye stat'i i doklady. [Educational Reflections: Selected Articles and Reports] Moscow: Pedagogika Publ., 1986. 192 p. (in Russian).
139
14. Abdullin E. B. Teoriya i praktika muzykal'nogo obucheniya v obshcheobrazovatel'noj shkole [Theory and Practice of Music Education in Secondary School]. Teacher's Manual. Moscow: Prosveshchenie Publ., 1983. 111 p. (in Russian).
15. Aliev Yu. B. Shkol'nyj hor [School Choir]. Uroki muzyki: ot zamysla k realizaciiv: kniga dlya uchitelya [Musical Lessons: From Design to Implementation: A Book for a Teacher]. Moscow: Russkoe slovo - uchebnik Publ., 2019, pp. 108-160 (in Russian).
Submitted 22.09.2020; revised 28.03.2021.
About the authors:
Vladimir N. Goptarev, Associate Professor at the Department of Theory, History of Performing Arts, Music Pedagogy of N. G. Zhiganov Kazan State Conservatory (B. Krasnaya Street, 38. Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation, 420015), PhD in Pedagogy, vgoptarev@yandex.ru
Vasilina N. Ergakova, Director of Children's Music and Choreographic School No. 12, Kazan (Volgogradskaya Street, 26, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation, 420132), dmhsh12@mail.ru
The authors have read and approved the final manuscript.
140