Научная статья на тему 'ПОДЛИННЫЙ УЧИТЕЛЬ - ТОТ, У КОГО ХОЧЕТСЯ УЧИТЬСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ'

ПОДЛИННЫЙ УЧИТЕЛЬ - ТОТ, У КОГО ХОЧЕТСЯ УЧИТЬСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭДУАРД БОРИСОВИЧ АБДУЛЛИН / ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА / EDUARD ABDULLIN / VOCAL ART / MUSIC EDUCATION / PEDAGOGICAL ISSUES / METHODOLOGICAL ACTIVITY OF A TEACHER-MUSICIAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пивницкая Ольга Васильевна

В данной статье предпринята попытка показать начало творческого пути Эдуарда Борисовича Абдуллина в педагогике музыкального образования, в частности его опыт педагогической деятельности в качестве художественного руководителя и дирижёра хоровой студии «Мелодия» Дворца пионеров г. Подольска Московской области. Уже в те годы, будучи аспирантом Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина, молодой педагог добился потрясающих творческих успехов: хоровая студия под его руководством выступала в Большом зале Московской консерватории, Колонном зале Дома Союзов, концертном зале имени П. И. Чайковского, в Кремлёвском дворце съездов; гастролировала в городах СССР и странах Европы. По первой программе телевидения были показаны две часовые телепередачи, а студией Государственного дома радиовещания и звукозаписи были выпущены учебные пластинки. Но все творческие достижения Эдуарда Борисовича не шли ни в какое сравнение с той безграничной любовью и преданностью, которую дарили ему его ученики: на протяжении почти полувека продолжались встречи «Мелодии» со своим лидером, и все участники хора стремились попасть на них, чтобы вновь встретиться со своим Учителем. Особое внимание уделено в статье значению фундаментальных трудов Эдуарда Борисовича Абдуллина, которые стали основой для педагогической интерпретации автором в своей исследовательской деятельности концептуальных положений методологии педагогики музыкального образования. Охарактеризовано последовательное расширение проблемного поля проведённых музыкально-педагогических исследований: от теоретического обоснования модели освоения детьми среднерусской народно-песенной традиции до рождения нового направления исследовательских поисков, связанного с применением различных вокальных техник на стыке разных жанров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRUE TEACHER IS THE ONE FROM WHOM YOU WANT TO LEARN ALL YOUR LIFE

This article is an attempt to show the beginning of Eduard Borisovich Abdullin’s creative path in the pedagogy of music education, in particular, his experience in teaching as an artistic director and conductor of the choir studio “Melodia” of the Palace of Pioneers in the city of Podolsk, Moscow Region. As a graduate student of the Lenin Moscow State Pedagogical Institute, the young teacher achieved tremendous creative success: the choir studio under his direction performed in the Great Hall of the Moscow Conservatory, the Column Hall of the House of Unions, the P. I. Tchaikovsky Concert Hall, in the Kremlin Palace of Congresses; toured in the cities of the USSR and European countries. On the first television channel, two hour-long television programs were shown. The studio of the State House of Radio Broadcasting and Sound Recording has released educational records. For almost half a century, the “Melodiya” studio continued to meet with its leader, and all members of the choir strove to attend them in order to meet their Teacher again. Special attention is paid to the significance of the fundamental works by Eduard Borisovich Abdullin, which became the basis for the pedagogical interpretation by the author in his research activities of the conceptual provisions of the methodology of pedagogy of music education. The sequential expansion of the problem field of the conducted musical pedagogical research is described: from the theoretical substantiation of the model for the development of the Central Russian folk song tradition by children to the formation of a new direction of research searches associated with the use of various vocal techniques at the junction of different genres.

Текст научной работы на тему «ПОДЛИННЫЙ УЧИТЕЛЬ - ТОТ, У КОГО ХОЧЕТСЯ УЧИТЬСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ»

DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-3-149-158

ПОДЛИННЫЙ УЧИТЕЛЬ - ТОТ, У КОГО ХОЧЕТСЯ УЧИТЬСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ

О. В. Пивницкая,

Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Российская Федерация, 119991

Аннотация. В данной статье предпринята попытка показать начало творческого пути Эдуарда Борисовича Абдуллина в педагогике музыкального образования, в частности его опыт педагогической деятельности в качестве художественного руководителя и дирижёра хоровой студии «Мелодия» Дворца пионеров г. Подольска Московской области. Уже в те годы, будучи аспирантом Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина, молодой педагог добился потрясающих творческих успехов: хоровая студия под его руководством выступала в Большом зале Московской консерватории, Колонном зале Дома Союзов, концертном зале имени П. И. Чайковского, в Кремлёвском дворце съездов; гастролировала в городах СССР и странах Европы. По первой программе телевидения были показаны две часовые телепередачи, а студией Государственного дома радиовещания и звукозаписи были выпущены учебные пластинки. Но все творческие достижения Эдуарда Борисовича не шли ни в какое сравнение с той безграничной любовью и преданностью, которую дарили ему его ученики: на протяжении почти полувека продолжались встречи «Мелодии» со своим лидером, и все участники хора стремились попасть на них, чтобы вновь встретиться со своим Учителем. Особое внимание уделено в статье значению фундаментальных трудов Эдуарда Борисовича Абдул-лина, которые стали основой для педагогической интерпретации автором в своей исследовательской деятельности концептуальных положений методологии педагогики музыкального образования. Охарактеризовано последовательное расширение проблемного поля проведённых музыкально-педагогических исследований: от теоретического обоснования модели освоения детьми среднерусской народно-песенной традиции до рождения нового направления исследовательских поисков, связанного с применением различных вокальных техник на стыке разных жанров.

Ключевые слова: Эдуард Борисович Абдуллин, вокальное искусство, музыкальное образование, методологическая деятельность педагога-музыканта.

© Пивницкая О. В., 2020

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Благодарности: Статья написана в память об Учителе, благодаря которому моя детская любовь к пению осветила всю последующую жизнь радостью служения Искусству и Педагогике музыкального образования как музыканта — педагога — исследователя.

Для цитирования: Пивницкая О. В. Подлинный учитель — тот, у кого хочется учиться всю жизнь // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2020. Т. 8. № 3. С. 149-158. DOI: 10.31862/23091428-2020-8-3-149-158.

DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-3-149-1;

A TRUE TEACHER IS THE ONE

FROM WHOM YOU WANT TO LEARN ALL YOUR LIFE

Olga V. Pivnitskaya,

150

Moscow Pedagogical State University (MPGU), Moscow, Russian Federation, 119991

Abstract. This article is an attempt to show the beginning of Eduard Borisovich Abdullin's creative path in the pedagogy of music education, in particular, his experience in teaching as an artistic director and conductor of the choir studio "Melodia" of the Palace of Pioneers in the city of Podolsk, Moscow Region. As a graduate student of the Lenin Moscow State Pedagogical Institute, the young teacher achieved tremendous creative success: the choir studio under his direction performed in the Great Hall of the Moscow Conservatory, the Column Hall of the House of Unions, the P. I. Tchaikovsky Concert Hall, in the Kremlin Palace of Congresses; toured in the cities of the USSR and European countries. On the first television channel, two hour-long television programs were shown. The studio of the State House of Radio Broadcasting and Sound Recording has released educational records. For almost half a century, the "Melodiya" studio continued to meet with its leader, and all members of the choir strove to attend them in order to meet their Teacher again. Special attention is paid to the significance of the fundamental works by Eduard Borisovich Abdullin, which became the basis for the pedagogical interpretation by the author in his research activities of the conceptual provisions of the methodology of pedagogy of music education. The sequential expansion of the problem field of the conducted musical pedagogical research is described: from the theoretical substantiation of the model for the development of the Central Russian folk song tradition by children to the formation of a new direction of research searches associated with the use of various vocal techniques at the junction of different genres.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION

2020. Т. 8. № 3 2020, vol. 8, no. 3

Keywords: Eduard Abdullin, vocal art, music education, pedagogical issues, methodological activity of a teacher-musician.

Acknowledgements: This article is written in memory of the Teacher, thanks to whom my childhood love for singing illuminated my entire subsequent life with the joy of serving the Art and Pedagogy of music education as a musician-teacher-researcher.

For citation: Pivnitskaya O. V. A True Teacher is the One from Whom You Want to Learn All Your Life. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2020, vol. 8, no. 3, pp. 149-158. DOI: 10.31862/23091428-2020-8-3-149-158.

Эдуард Борисович Абдуллин: музыкально-педагогическая деятельность, начало

Бывают удивительные люди — люди-маяки. Своим светом они помогают нам не сбиться с дороги и указывают правильный Путь. Такие люди большая редкость, и очень повезло тому человеку, в жизни которого встретился человек-маяк. В моей жизни таким огромным везением стала встреча с моим Учителем — Эдуардом Борисовичем Абдуллиным, который освещал мой путь более полувека.

Я очень хорошо помню нашу первую встречу, хотя это было ещё в середине шестидесятых. В то время я училась в Подольской ДМШ № 1 по классу фортепиано. По воскресеньям в большом зале музыкальной школы случались концерты, и в одно прекрасное воскресенье в зале состоялось выступление хоровой студии «Мелодия» Подольского Дворца пионеров под руководством молодого аспиранта Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина Эдуарда Абдуллина. Как было положено всем ученикам ДМШ, я посещала хор и имела на-

чальные представления об этом виде искусства, но то, что я услышала в этот день на сцене, меня потрясло. Это был ХОР: чистейшее строение аккордов и совершенный унисон, тончайшие динамические нюансы и филировки, прозрачные высокие сопрано и бархатные альты.

Конечно, при первой же возможности я отправилась на прослушивание в «Мелодию», и к большой моей радости была зачислена во вторые сопрано. После этого жизнь заиграла новыми красками: мы пели произведения Баха и Моцарта, Чайковского 151 и Рахманинова, Форе и Бальсиса, народную, старинную и современную музыку. Под руководством Эдуарда Борисовича мы выступали с концертами в Большом зале Московской консерватории, Колонном зале Дома Союзов, концертном зале имени Чайковского, в кремлёвском Дворце съездов, а также в других городах СССР и стран Европы. Хоровую студию приглашали в ГДРЗ для записи учебных пластинок и сняли две часовые телепередачи, которые были показаны по первой программе ТВ.

Все эти творческие радости и достижения были бы невозможны без

152

тщательной, кропотливой работы нашего Маэстро, которого мы все безмерно любили и бесконечно уважали.

Занятия в студии проходили дважды в неделю: мы занимались разучиванием новых партий, сведением и повторением текущего репертуара. Иногда занятия проводил наставник нашего руководителя Андрей Дмитриевич Кожевников. Уже тогда, несмотря на возраст, мы могли оценить его поистине филигранное мастерство работы с хором.

Как-то раз в одно из обычных занятий Эдуард Борисович разучивал партию с первыми альтами и случайно сыграл неверную ноту. Я тут же об этом громко сообщила и внутренне сжалась, готовясь к обидным замечаниям. К сожалению, за моими детскими плечами уже имелся негативный опыт общения с учителями музыки, которые отказывались аккомпанировать школьным певцам без нот, но всячески меня за это порицали, гневно восклицая: «Как ты смеешь аккомпанировать, ведь ты даже не знаешь гармонию!». Все остальные учителя при этом смотрели на меня с осуждением, как на малолетнюю преступницу. Чего-то подобного я ожидала и в этом случае. Однако всё вышло иначе: пронзительный взгляд Абдуллина, перед которым мы все трепетали, выражал искреннее любопытство и интерес. «А какая там нота?» — спросил учитель, и я ответила. Он посмотрел в партитуру и спросил, какая в этом месте нота у вторых альтов, и я снова дала ответ. Тогда Эдуард Борисович наугад ткнул пальцем в клавиши и спросил, что это за нота. Получив правильный ответ и убедившись в том, что слух у меня абсолютный, он спросил, все

ли хоровые партии я знаю наизусть. Это было действительно так.

С этого дня Учитель стал относиться ко мне более внимательно и уважительно, что совершенно не было типично по отношению к детям в советской педагогике. Я почувствовала это доверие и стала приносить ему для оценки свои детские сочинения для фортепиано. Эдуард Борисович меня тогда поддержал и даже включал мои номера в концертные программы хоровой студии. Спустя некоторое время мне было доверено работать в качестве хормейстера, когда требовалось разучить отдельные хоровые партии.

Говорят, что незаменимых людей нет, - не верьте!

После защиты диссертации под руководством Д. Б. Кабалевского Эдуард Борисович оставил работу в «Мелодии», а я поступила в Музыкальное училище при Московской консерватории на теоретическое отделение и параллельно работала в хоровой студии в качестве концертмейстера. Через несколько лет студия прекратила своё существование. «Незаменимых у нас нет!» — наверное, самый пошлый и циничный лозунг советского времени, глупость, которую произносили с серьёзным выражением лица. Незаменимым был он — Эдуард Борисович Абдул-лин. После него в «Мелодии» был один хороший хормейстер, потом один плохой, и всё — студии не стало.

Студии не стало, но осталось огромное желание петь. На первом курсе училища это желание стало выполнимым, благодаря тому, что в то время в мерзляковке существовал хор

для теоретиков, которым руководил Б. Тевлин, однако спустя год хоровые занятия отменили. Осталось только сольфеджио. По окончании училища я поступила в Московскую консерваторию, и неистребимое желание петь привело меня в класс педпрактики академического вокала. Это был небольшой, но неоценимый опыт, благодаря которому удалось попробовать совершенно другую вокальную технику и способ звукоизвлечения.

По окончании консерватории пришлось на некоторое время забыть о вокале: личная жизнь, семья, работа в качестве музыкального редактора не оставляли времени на любимое занятие. Встречи с Абдул-линым также прекратились на годы.

Как-то раз пришлось делать передачу про фольклорный ансамбль Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корса-кова под руководством А. М.Мехнецо-ва, и я была ошеломлена мощным звуком, яркими тембрами, богатством вокальных приёмов, которые использовали девушки в своём исполнении: казалось, что их голосами звучит сама природа. Мой немного забытый интерес к вокалу проснулся, и в голове зазвучали вопросы: каким образом достигается такое звучание, какие механизмы при этом задействованы в пении?

Это любопытство привело меня в фольклорный ансамбль, где я получила неоценимый опыт сценического выступления в жанре концертного фольклорного направления. Я надолго «заболела» народной музыкой, и совершенно естественным образом следующее моё место работы оказалось в фольклорном центре, где пели совсем другой фольклор — традицион-

ный, тот самый, который и поныне поют в российской деревне. Это был новый интересный опыт в области вокальных техник и звукоизвлечения.

Полученные знания поставили новые вопросы и потребность в упорядочении умений и навыков. Будучи музыковедом, я понимала, что работа с большим корпусом фольклор -ного песенного материала требует анализа и систематизации. Дети, обучающиеся в фольклорном центре, посещали занятия по сольфеджио, которые проводились по обычной академической программе. После этих уроков они шли в вокальный класс, где пели традиционный фольклор. Такое явное стилистическое противоречие заставило задуматься о создании специальной программы по сольфеджио, направленной на стилевое развитие интонационного слуха детей, обучающихся в фольклорных центрах и студиях.

Результатом упорного семилетнего труда стали два выпуска «Школы фольклорного сольфеджирова-ния» для детей младшего и среднего школьного возраста [1; 2]. Эти сборники оказались первыми в нашей стране учебными пособиями для детей на материале конкретной региональной народно-песенной традиции.

К этому времени возобновились встречи выпускников «Мелодии» со своим любимым руководителем. В одну из таких встреч я с гордостью подарила Эдуарду Борисовичу свои сборники. Он отнёсся к ним с большим интересом и одобрением и твёрдо сказал: «Тебе надо писать диссертацию». К тому времени я была уже достаточно взрослой и самостоятельной, и мне не хотелось ничего менять в своей жизни. Однако, будучи уче-

153

154

ницей Абдуллина, я понимала правильность этого совета, да и просто с детства привыкла его слушаться!

Претворение основных направлений научной школы Э. Б. Абдуллина в педагогической деятельности

С этого момента в моей жизни начался новый этап: предстояло поступление в аспирантуру и написание диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Как музыковед я была достаточно уверена в своих силах, однако педагогической практики в моей жизни было недостаточно. Предстояло глубокое погружение в теоретическое и практическое изучение региональных народно-песенных традиций. Несмотря на изрядное количество накопленных за время учёбы и работы знаний, мне не хватало опыта в их систематизации.

И тут огромную помощь в теоретическом аспекте оказали мне фундаментальные труды Эдуарда Борисовича по методике музыкального образования и методологии исследовательской деятельности. Свою книгу «Методологическая культура педагога-музыканта» [3] он подарил мне с напутствием: «В работе над диссертацией у тебя должен быть хороший план и стройная система». Этот труд, а также целый ряд других работ Абдуллина [4; 5; 6] в дальнейшем помогли выстроить методику поэтапного этноинтонационного освоения песенного фольклора среднерусской народно-песенной традиции.

А главной удачей оказалось то, что моим научным руководителем стала Елена Владимировна Нико-

лаева — большой друг и постоянный соавтор Э. Б. Абдуллина [7; 8; 9]. И, конечно же, решающим фактором оказалась проработка и проверка на практике всех вопросов, поставленных в исследовании.

Разумеется, поначалу были трудности, связанные с отсутствием опыта и методики работы с детьми. Однако в процессе научных изысканий направление исследовательской деятельности становилось всё более ясным и логически выстроенным. В результате первоначальная концепция диссертации была значительно расширена, несколько смещена в другую плоскость, и появились первые весьма обнадёживающие результаты. В контексте основных концептуальных положений методологии педагогики музыкального образования, разработанных Э. Б. Абдуллиным, были проведены исследования и в области музыковедения, и педагогики музыкального образования, и культурологии. Окончательным итогом стал выход на теоретическое обоснование модели освоения среднерусской народно-песенной традиции [10]. Диссертация была успешно защищена, и мне было предложено отдохнуть год и продолжить исследование в рамках докторской диссертации.

А следующий год оказался весьма успешным в плане педагогической деятельности в классе эстрадно-джазового вокала: ученики приобретали навыки правильного пения, выступали на конкурсах и завоёвывали награды, участвовали в концертных выступлениях. Моя любовь к пению во всех его проявлениях, благодаря многолетним занятиям под руководством Эдуарда Борисовича, расцвела пышным цветом и тре-

бовала своего дальнейшего развития. Свою жизнь без вокала я уже не представляла. Следующим летом поступила в Институт современного искусства на Музыкальный факультет, спустя три года получила диплом по специальности эстрадно-джазовое пение и была приглашена на работу в Alma Mater моего Учителя — в Московский педагогический государственный университет (МПГУ), где стала вести занятия по эстрадно-джазовому вокалу, сольфеджио и народному музыкальному творчеству.

К моей огромной радости встречи с Эдуардом Борисовичем стали частыми: каждую неделю я получала какой-либо добрый совет или пожелание от своего наставника. Будучи специалистом широкого профиля и человеком, пропагандирующим музыкальное искусство разных народов, он всегда поддерживал во мне интерес к народному музыкальному искусству и старался, чтобы я продолжала научную работу именно в этом направлении.

Поиски в данной области получили своё воплощение в ряде научных статей. Часть из них была посвящена особенностям освоения народно-песенного материала и развитию слуха исполнителей народного репертуара [11; 12]. В дальнейшем ракурс исследований расширился и стал захватывать и сферу эстрадно-джазового искусства [13; 14].

Со временем особый интерес стала вызывать проблема применения различных вокальных техник на стыке разных жанров [15]. Это новое направление исследовательской деятельности получило развитие в процессе руководства магистерскими дис-

сертациями. Так, в работе Н. А. Молодых [16] было рассмотрено взаимодействие эстрадной и народной манер пения в процессе обучения эстрадному вокалу. На примере исследования Т. Н. Соколовой [17] были разработаны методические рекомендации для освоения эстрадно-джазового репертуара исполнителями народных песен. Наконец, в работе М. О. Гурдаевой [18] был осуществлён выход на взаимодействие певческих традиций народов Востока и эстрадно-джазовых техник пения. Огромный педагогический интерес к вопросам вокала, разбуженный в своё время Эдуардом Борисовичем, нашёл выход в разработке методических рекомендаций для освоения подростками рок-репертуара в работе Н. В. Муравлёвой [19].

Послесловие

Такова вкратце моя история 55-летней дружбы и сотрудничества с выдающимся деятелем музыкальной науки и педагогики, моим любимым Учителем — Эдуардом Борисови- 155 чем Абдуллиным. Учителем, который искренне любил своих воспитанников, окружал их своим вниманием и заботой, стремился пробудить в них стремление раскрыть свой творческий потенциал, почувствовать непреодолимое влечение к всё более глубокому постижению музыкального искусства. Он был рядом практически всю мою жизнь, и казалось — так будет всегда. Наверное, так оно и есть: даже сейчас, когда его нет, я слышу его голос, вижу внимательный взгляд и ощущаю его поддержку во всём том, что он завещал мне в моей работе.

156

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Пивницкая О. В. Школа фольклорного сольфеджирования. Вып. 1. М.: Композитор, 2001. 92 с.

2. Пивницкая О. В. Школа фольклорного сольфеджирования. Вып. 2. М.: Композитор, 2002. 131с.

3. Методологическая культура педагога-музыканта: учеб. пособие / под ред. Э. Б. Абдуллина. М.: Academia, 2002. 268 с.

4. Абдуллин Э. Б. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта: Учебное пособие. СПб.: Лань; Планета музыки, 2014. 368 с.

5. Абдуллин Э. Б. Методология педагогики музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., испр. и доп. М.: «Издательство Гном», 2010. 416 с.

6. Абдуллин Э. Б. Методологическая подготовка музыканта-педагога: сущность, структура, процесс реализации. М.: МПГУ, 2019. 285 с.

7. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., испр. и доп. М.: Прометей, 2020. 502 с.

8. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: МПГУ, 2006; М.: Институт новых технологий, 2006. 334 с.

9. Николаева Е. В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (музыка); 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. М., 2000. 393 с.

10. Пивницкая О. В. Освоение школьниками национального песенного фольклора: на материале среднерусского региона: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (музыка). М., 2008. 193 с.

11. Пивницкая О. В. Освоение учащимися русского песенного фольклора на этноинтонацион-ной основе // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2013. № 2. С. 108-114.

12. Пивницкая О. В. Метод структурализма и его применение в процессе интонационного освоения русского песенного фольклора // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2018. № 1(21). С. 157-165.

13. Пивницкая О. В. Народно-песенная интонационная природа отечественной эстрадной песни как элемент содержания вузовского музыкального историко-теоретического образования // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2014. № 2(6). С. 90-98.

14. Пивницкая О. В. Вопросы постановки детского голоса на уроках эстрадного вокала и ответственность педагога при выборе песенного репертуара на иностранном языке // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2015. № 2(10). С. 125-130.

15. Пивницкая О. В. Практическое руководство процессом освоения эстрадно-джазового репертуара исполнителями народных песен // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2017. № 2(18). С. 125-134.

16. Молодых Н. А. Взаимодействие эстрадной и народной манер как основополагающий принцип в процессе обучения эстрадному пению в России: Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация): 050100.68 - Педагогическое образование; педагогика и психология музыкального образования. М., 2014. 83 с.

17. Соколова Т. Н. Освоение эстрадно-джазовой манеры пения исполнителями народных песен: Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация): 050100.68 - Педагогическое образование; педагогика и психология музыкального образования. М., 2017. 91 с.

18. Гурдаева М. О. Мугамные певческие традиции как средство совершенствования технического мастерства исполнителя в классе эстрадно-джазового вокала: Выпускная квалифика-

ционная работа (магистерская диссертация): 44.04.01 - Педагогическое образование; педагогика и психология музыкального образования. М., 2019. 72 с. 19. Муравлёва Н. В. Педагогические условия освоения подростками рок-репертуара в классе эстрадного вокала: Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация): 44.04.01 - Педагогическое образование; педагогика и психология музыкального образования. М., 2020. 112 с.

Поступила 06.07.2020; принята к публикации 12.08.2020. Об авторе:

Пивницкая Ольга Васильевна, доцент кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) (улица Малая Пироговская, 1, строение 1, Москва, Российская Федерация 119991), кандидат педагогических наук, folkolga@yandex.ru

REFERENCES

1. Pivnitskaya O. V. Shkola fol'klornogo sol'fedzhirovaniya [School of folklore solfeggio]. Iss. 1. Moscow: Kompozitor Publ., 2001. 92 p. (in Russian).

2. Pivnitskaya O. V. Shkola fol'klornogo sol'fedzhirovaniya [School of folklore solfeggio]. Iss. 2. Moscow: Kompozitor Publ., 2002. 131 p. (in Russian).

3. Metodologicheskaya kulturapedagoga-muzykanta [Methodological Culture of a Teacher-Musician]. Textbook. Under ed. by E. B. Abdullin. Moscow: Academia Publ., 2002. 268 p. (in Russian).

4. Abdullin E. B. Osnovy issledovatel'skoj deyatel'nosti pedagoga-muzykanta [Fundamentals of Research Activity of a Teacher-Musician]. Textbook. Saint-Petersburg: Lan' Publ.; Planeta Muzyki Publ., 2014. 368 p. (in Russian).

5. Abdullin E. B. Metodologiyapedagogiki muzykal'nogo obrazovaniya [Methodology of Pedagogy of Music Education]. Textbook for students of higher educational institutions. 3rd ed., revised and supplemented. Moscow: Gnom Publ., 2010. 416 p. (in Russian).

6. Abdullin E. B. Metodologicheskaya podgotovka muzykanta-pedagoga: sushhnost', struktura, protsess realizatsii [Methodological Training of a Musician-Teacher: Essence, Structure, Implementation Process]. Monograph. Moscow: MPGU Publ., 2019. 285 p. (in Russian).

7. Abdullin E. B., Nikolaeva, E. V. Teoriya muzykal'nogo obrazovaniya [Theory of Music Education]. Textbook for students of higher pedagogical educational institutions. 3rd ed., corrected and supplemented. Moscow: Prometheus Publ., 2020. 502 p. (in Russian).

8. Abdullin, E. B., Nikolaeva E. V. Metodika muzykal'nogo obrazovaniya [Methods of Music Education]. Textbook for students of higher pedagogical educational institutions. Moscow: MPGU Publ., 2006; Moscow: Institute of New Technologies, 2006. 334 p. (in Russian).

9. Nikolaeva E. V. Muzykal'noe obrazovanie v Rossii: istoriko-teoreticheskij i pedagogicheskij aspekty [Music Education in Russia: Historical, Theoretical and Pedagogical Aspects]. Thesis for a Doctor of pedagogical sciences. Moscow, 2000. 393 p. (in Russian).

10. Pivnitskaya O. V. Osvoenie shkol'nikami nacional'nogo pesennogo fol'klora (na materiale srednerusskogo regiona) [Development of National Song Folklore by Schoolchildren (Based

157

158

on the Material of the Central Russian Region)]. PhD Thesis (Pedagogy). Moscow, 2008. 193 p. (in Russian).

11. Pivnitskaya O. V. The Methodology of Mastering the Russian Song Folklore on Ethnointonational Basis by Students. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" = Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education". 2013, no. 2, pp. 147-155 (in Russian).

12. Pivnitskaya O. V. The Method of Structuralism and Its Application to Process Intonational Mastering the Russian Song Folklore. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" = Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education". 2018, no. 1(21), pp. 157-165 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Pivnitskaya O. V. Folk Song Nature of Russian Popular Song as Item of Musial Historical Theoretical Education in Universities. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" = Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education". 2014, no. 2(6), pp. 90-98 (in Russian).

14. Pivnitskaya O. V. Issues of Training and Developing of Child's Voice While Studying Popular Vocal and Teacher's Responsibility when Choosing Lyrics in a Foreign Language. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" = Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education". 2015, no. 2(10), pp. 125-130 (in Russian).

15. Pivnitskaya, O. V. Pedagogical Guidance for the Process of Mastering of Pop-Jazz Repertoire by Folk Song Performers. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" = Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education". 2017, no. 2(18), pp. 125-134 (in Russian).

16. Molodykh N. A. Vzaimodejstvie estradnoj i narodnoj maner kak osnovopolagayushhij printsip v protsesse obucheniya estradnomu peniyu v Rossii [Interaction of Pop and Folk Manners as a Fundamental Principle in the Process of Teaching Pop Singing in Russia]. Master's Thesis (Pedagogy). Moscow, 2014. 83 p. (in Russian).

17. Sokolova T. N. Osvoenie estradno-dzhazovoj manery peniya ispolnitelyami narodnykh pesen [Mastering the Pop-Jazz Manner of Singing by Folk Song Performers]. Master's Thesis (Pedagogy). Moscow, 2017. 91 p. (in Russian).

18. Gurdaeva M. O. Mugamnye pevcheskie traditsii kak sredstvo sovershenstvovaniya tekhnicheskogo masterstva ispolnitelya v klasse estradno-dzhazovogo vokala [Mugham Singing Traditions as a Means of Improving the Technical Skill of the Performer in the Class of Pop and Jazz Vocals]. Master's Thesis (Pedagogy). Moscow, 2019. 72 p. (in Russian).

19. Muravleva N. V. Pedagogicheskie usloviya osvoeniya podrostkami rok-repertuara v klasse estradnogo vokala [Pedagogical Conditions for Mastering the Rock Repertoire by Teenagers in the Class of Pop Vocals]. Master's Thesis (Pedagogy). Moscow, 2020. 112 p. (in Russian).

Submitted 06.07.2020; revised 12.08.2020.

About the author:

Olga V. Pivnitskaya, Associate Professor of the Department of Methodology and Technology of Music Education of Art Institute of Moscow Pedagogical State University (MPGU) (Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation 119991), PhD in Pedagogical Sciences, folkolga@yandex.ru

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.