Научная статья на тему 'Синтез искусств в духовно-творческом развитии учащихся-музыкантов в учреждениях дополнительного образования детей'

Синтез искусств в духовно-творческом развитии учащихся-музыкантов в учреждениях дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНТЕЗ ИСКУССТВ / МУЗЫКА / ЖИВОПИСЬ / ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТИ (УЧАЩИЕСЯ-МУЗЫКАНТЫ) / SYNTHESIS OF ARTS / MUSIC / PAINTING / SPIRITUAL AND CREATIVE DEVELOPMENT / CHILDREN (STUDENTS-MUSICIANS)

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Блок О.А., Лудборжа К.А.

В статье раскрывается педагогический потенциал синтеза искусств (музыка, живопись), направленный на духовно-творческое развитие учащихся-музыкантов в учреждениях дополнительного образования детей. Определяется мотивационно-стимулирующая среда, позволяющая активизировать как объект духовно-творческого развития, так и сам художественно-педагогический процесс. Выявляется способность синтеза музыки и живописи помогать детям слушать и слышать, смотреть и видеть, мыслить и осознавать, активизировать художественное сознание и выводить его на практико-предметный деятельно-творческий уровень. Предлагается технологический базис синтеза искусств (музыка, живопись), разработанный в научной лаборатории Московского государственного института культуры «Развитие творческого потенциала музыканта», который направлен на актуализацию, визуализацию музыкального образа, расширение ассоциативного ряда, освоение комплексного репертуара (классика, обработки народно-тематического материала, современная музыка).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synthesis of arts in the spiritual and creative development of music students in institutions of additional education for children

The article reveals the pedagogical potential of synthesis of arts (music, painting), aimed at the spiritual and creative development of students-musicians in institutions of additional education of children. Is determined by motivational and stimulating environment to intensify as the object of spiritual and creative development as well as the artistic-pedagogical process. The ability of synthesis of music and painting to help children to listen and hear, look and see, to think and realize, to activate artistic consciousness and to bring it to the practical-subject activity-creative level is revealed. The technological basis of synthesis of arts (music, painting) developed in the scientific laboratory of the Moscow state Institute of culture “development of creative potential of the musician” which is directed on updating, visualization of a musical image, expansion of an associative row, development of complex repertoire (classics, processing of a national thematic material, modern music) is offered.

Текст научной работы на тему «Синтез искусств в духовно-творческом развитии учащихся-музыкантов в учреждениях дополнительного образования детей»

Синтез искусств в духовно-творческом развитии учащихся-музыкантов в учреждениях дополнительного образования детей

О.А. Блок1, К.А. Лудборжа2

'Московский государственный институт культуры 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная д.7 Moscow State Institute of Culture

Bibliotechnaya str. 7 , Khimki, Moscow Region 141406 Russia e-mail: o.blokh2011@yandex.ru

2Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств

199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 17

St. Petersburg State Academic Institute of Painting, Sculpture and Architecture named I.E. Repin at the Russian Academy of Arts Universitetskaya seafront, 17, Saint Petersburg 199034 Russia e-mail: karina.l.2036@gmail.com

Ключевые слова: синтез искусств, музыка, живопись, духовно-творческое развитие, дети (учащиеся-музыканты).

Key words: synthesis of arts, music, painting, spiritual and creative development, children (students-musicians).

Резюме: В статье раскрывается педагогический потенциал синтеза искусств (музыка, живопись), направленный на духовно-творческое развитие учащихся-музыкантов в учреждениях дополнительного образования детей. Определяется мотивационно-стимулирующая среда, позволяющая активизировать как объект духовно-творческого развития, так и сам художественно-педагогический процесс. Выявляется способность синтеза музыки и живописи помогать детям слушать и слышать, смотреть и видеть, мыслить и осознавать, активизировать художественное сознание и выводить его на практико-предметный деятельно-творческий уровень.

Предлагается технологический базис синтеза искусств (музыка, живопись), разработанный в научной лаборатории Московского государственного института культуры «Развитие творческого потенциала музыканта», который направлен на актуализацию, визуализацию музыкального образа, расширение ассоциативного ряда, освоение комплексного репертуара (классика, обработки народно-тематического материала, современная музыка).

Abstract: The article reveals the pedagogical potential of synthesis of arts (music, painting), aimed at the spiritual and creative development of students-musicians in institutions of additional education of children. Is determined by motivational and stimulating environment to intensify as the object of spiritual and creative

development as well as the artistic-pedagogical process. The ability of synthesis of music and painting to help children to listen and hear, look and see, to think and realize, to activate artistic consciousness and to bring it to the practical-subject activity-creative level is revealed.

The technological basis of synthesis of arts (music, painting) developed in the scientific laboratory of the Moscow state Institute of culture "development of creative potential of the musician" which is directed on updating, visualization of a musical image, expansion of an associative row, development of complex repertoire (classics, processing of a national thematic material, modern music) is offered. [Blok O.A.1, Ludborzha K.A.2 Synthesis of arts in the spiritual and creative development of music students in institutions of additional education for children]

Музыка как всепроникающая сила сегодня продолжает активно взаимодействовать с различными видами искусства. В этом ракурсе осмысления интерес представляет синтез музыкального искусства и живописи. Живопись со своей наглядно-образной доминантой в «содружестве» с музыкой получает питательную среду эмоционально-чувственного содержания, новое рождение в звуковой палитре художественных образов. Сама музыка становится «зримой», «осязаемой», обретает свежесть красок, видимые «перспективы», уходящие за горизонт. Взаимодействие цвета и звука позволяет создавать уникальную педагогическую среду с широким спектром, в котором «обнажаются: гносеологическая, коммуникативная, аксиологическая, креативная, катарсис, релаксационно-гедонистическая, терапевтическая,

воспитательная и социально-культурная функции. Педагогический потенциал синтеза музыки и живописи видели: М.П. Мусоргский и Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин и Д.Б. Кабалевский, а также В.А. Сухомлинский, Ю.П. Азаров, Л.А. Безбородова, В.В. Ванслов, В.С. Кузин, В.И. Петрушин, Б.П. Юсов и др.

Автор С.Л. Рубинштейн в свое время подчеркивал: «Лишь благодаря развитию техники в восприятие человека включается недоступная восприятию обезьяны «наивная физика»; в процессе художественной деятельности формировалось человеческое восприятие красоты форм -изобразительных и музыкальных». Восприятие человека не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но и рассматривает или

всматривается, не только слушает, но и прислушивается; он часто активно выбирает установку, которая обеспечивает адекватное восприятие предмета; воспринимая, он, таким образом, производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом, необходимое, в конечном счете, в силу того, что предмет является объектом не только осознания, но и практического действия, контролирующего это осознание. Восприятие является и чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств» (Рубинштейн, 2017: 226).

Педагогическая способность синтеза музыки и живописи помогать детям слушать и слышать, смотреть и видеть, мыслить и осознавать, активизировать художественное сознание и выводить его на практико-предметный деятельно-творческий уровень ставит его в ряды современного технологического авангарда. Действительно, наглядно-образный контекст живописи, сочетающейся с музыкой, позволяет сделать последнюю более понятной и доступной, видимой и «осязаемой», превратить ее в увлекательное путешествие, открывающее для детей новые знания, создающее положительные впечатления, формирующее гармонию чувств, мыслей и действий.

Высоко-ценностные ориентиры, которые часто непонятны и недоступны для детей (учащихся-музыкантов) сегодня периодически подменяются ложью и обманом, насилием и произволом, вседозволенностью и безразличием, ленью и потребленчиством. Педагогические технологии синтеза искусств (музыка + живопись) могут представлять «спасительный духовный остров» красоты, гармонии, правды, любви и творчества.

Духовность во многом есть олицетворение общечеловеческих ценностей, возведенных к свету возвышенного, совершенного высокохудожественного. Общечеловеческие ценности представляют первооснову высших достижений отечественной художественной культуры, в том числе музыкального искусства. Добро, правда, гармония, красота, любовь свобода, творчество, стремление к

совершенству - маяки духовно-творческого развития детей.

Издревле на Руси прославляли честь и достоинство, силушку богатырскую, правду-матушку да подвиги ратные, а еще удаль молодецкую, помыслы светлые, теплоту души открытой, бескорыстное служение отечеству на благо народа. Из уст легендарного певца-сказителя Бояна сквозь глубь времен до нас доходят откровения о силе духа русского, победе добра над злом, торжестве справедливости, о волюшке вольной, разрывающей оковы бесовские, о мудрости народной, любви к родному краю, людям простым, верности Руси светлой и святой.

В этом контексте следует заметить, что как музыка, так и героический эпос - явление многонациональное и находит отражение не только в теме, например, величия богатырей русских, но и в «Калевала» (Карелия, Финляндия), «Олонхо» (Саха - Якутия), «Лачплесис» (Латвия) и др. Синтез музыки и живописи, отражая различные аспекты духовной культуры, героического эпоса в том числе, несет в себе величие и красоту окружающей действительности, так необходимых для художественно-творческого развития детей (учащихся-музыкантов).

Мыслители государства Российского, деятели музыкального искусства (Никон и Аввакум Петров, Вл. Соловьев и Ф. Достоевский, Н. Бердяев и Л. Толстой, священник отец Сергий /С. Булгаков/ и Б. Вышеславцев, Н. Лосский и Д. Мережковский, И. Ильин, П. Сорокин, В. Розанов, П. Флоренский, Л. Шестов, а также М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, М.А. Балакирев, Н.А. Римский Корсаков, П.И. Чайковский и мн. др.) целиком и полностью подтверждают выше изложенное положение. Так, в частности, Л.Н. Толстой обращает внимание на то, что ребенок есть отражение невинности, безгрешности, добра, гармонии, красоты, любви. Он указывает: «Высокое искусство - одна из форм бессмертия человеческой души. Искусство - форма существования человеческого бессмертия, а без идеи бессмертия человеческая жизнь лишается всякого смысла (Антология мудрости, 2005: 685).

Музыка как свет откровения возвышает дух человеческий, спасает его от скатывания в низменную пропасть.

М.П. Мусоргский говорил, что истинная музыка должна быть искренней и правдивой; в глубоком художественном образе звучит гармония правды» (Мусоргский, 1987: 94). Ф.И. Шаляпин, характеризуя музыку М.П. Мусоргского указывал: «Его стихией была сценическая правда. В его произведениях не только слово и звук сливаются, но это целое сливается с картиной действительности»

(Мусоргский, 1987: 192). Он восклицал: «Одно bel canto большей частью наводит на меня скуку. Единственно правильный путь к красоте я, поэтому признал для себя -правду. Nel vero e il bello /только правдивое - прекрасно/» (Антология мудрости, 2005: 112). Итак, общечеловеческие ценности представляют сущностную составляющую в духовном развитии детей (учащихся-музыкантов), их творческом совершенствовании.

Чувствовать - мыслить - действовать - мыслить -чувствовать - педагогическая формула, во многом определяющая динамику, продуктивность и целостность музыкального обучения, воспитания детей в учреждениях дополнительного образования. На базе синтеза искусств, наполняя эту формулу общечеловеческими ценностями, можем получить, например следующие формулы: любовь есть действие - действие есть знание - знание есть истина - истина есть любовь; или любовь есть творчество - творчество есть искренность - искренность есть душа - душа есть Бог - Бог есть любовь.

Что же сегодня мешает погрузить детей в мир высокого искусства, глубоко-содержательных образов? Почему «цветы жизни» не «орошаются» педагогической мыслью, способной привести учащихся в страну музыкальных открытий? Увлекательные путешествия в мир знаний, новых чувственных ощущений так зачастую и остаются несбыточной мечтой! Что стоит на пути одухотворенного творческого откровения детей (учащихся-музыкантов)?

К сожалению, в настоящее время детское жизненное пространство отравляют не только отходы производства, природные катаклизмы, шум городов, преступность, пьянство, наркомания, терроризм, войны и т.д. Детское сознание остается

беззащитным и по отношению к бездуховным проявлениям порнографии, насилия, жестокости, лжи, потребленчества, ко всему поверхностному, низкохудожественному, растлевающему внутренний мир.

Педагоги-музыканты - своеобразные скульпторы сознания, архитекторы внутреннего мира ребенка, врачеватели душ человеческих несут большую ответственность перед обществом.

Наполнение содержанием изложенной выше педагогической формулы во многом дает ответ на поставленные вопросы.

Сегодня важно сделать классическую музыку понятной для детского сознания. Существенную помощь в этом могут оказать замечательные живописные полотна, мир наглядно-образного содержания, коррелирующийся с наглядно-образным мышление детей (учащихся-музыкантов). Тогда классическое музыкальное наследие действительно сможет стать доступным для подлинного освоения (изучения, исполнения). При определенных педагогических условиях мир разнообразной классической музыки должен стать любимым, увлекательным, интересным. Процесс освоения классического искусства необходимо сделать осознанным и целостным.

Сказанное выше можно отнести и к лучшим образцам народной музыки, современным направлениям музыкального творчества.

В своей книге «Сто тайн детского развития» Ю.П. Азаров указывает на то, что «если взрослые сумеют предложить детям интересное и понятное для них содержание, они начинают с радостью осваивать предложенное. Этот процесс освоения определенной заданной культуры и будет выполнять функцию воспитания. Здесь жестко просматриваются такие закономерности: если содержание наполнено любовью, то и ребенок будет развивать идею любви; если содержание наполнено жестокостью, то и ребенок пойдет по этому жестокому пути» (Азаров, 1996: 171-172). Это высказывание не только обнажает педагогическую значимость категорий «понятное», «интересное», но и высвечивает их духовно-воспитательную направленность, базирующуюся на

общечеловеческих ценностях (в данном случае эти ценности олицетворяет любовь).

В рамках научной лаборатории «Развитие духовно-творческого потенциала музыканта» Московского государственного института культуры проходило наполнение и апробация педагогической формулы «от понятного, доступного, интересного к духовно-творческому». В контексте такой работы на наш взгляд интересными представляются высказывания ребят о любви в итоговой части эксперимента. Приведем некоторые из них:

Любовь - это моя мама.

Любовь - это гармоничное созвучие внутри нас.

Любовь - это нахождение себя в душевноблизком.

Любовь - это поэзия жизни.

Любовь - это тепло родной души.

Чувства и мысли детей следует коррелировать со знанием, аккумулирующим эпоху создания музыкального сочинения, со знанием, которое несет информацию о композиторских школах, исполнителях, используемых выразительных средствах и т. д.

Многие педагоги считают, что прослушивание классических произведений и есть путь к духовному возвышению ребенка. К сожалению, это - большое заблуждение. Просто прослушивание классики, ее механическое, бездумное исполнение автоматически ничего не дает. Более того, подобный формальный подход может стать отправной точкой к формированию отвращения, даже неприязни к классическому музыкальному наследию. На практике таких случаев не мало.

Нельзя забывать о том, что в данных педагогических условиях мир классической музыки в ее пространственно-временном формате является невидимым, неуловимым, неподдающимся осмыслению, чувственному восприятию детей. Поэтому этот мир часто предстает для них непонятным и, как следствие, недоступным, неинтересным, чем-то отталкивающим. Педагоги забывают, что музыка - абстрактный, пространственно-временной вид искусства. Его образы -незримые, неосязаемые, не имеют вкуса и запаха, лишены предметной конкретики в абсолютном выражении.

Сиюминутная скоротечность музыки лишь добавляет сложность для детского восприятия. Неучитывание подобных свойств музыкального искусства порождает в душах ребят негативное отношение к классическому наследию, лучшим образцам народной музыки. В результате - освобождается место в сознании ребят для чего-то поверхностного, легковесного, часто низкохудожественного, бездуховного.

Современные инновационные педагогические технологии на базе синтеза искусств (музыка, живопись), разработанные в научной лаборатории «Развитие творческого потенциала музыканта» Московского государственного института культуры, позволяют решить задачи духовно-творческого развития детей в учреждениях дополнительного образования. Перечислим некоторые подходы:

1. Диагностика духовно-творческого потенциала учащихся-музыкантов (вербальное и изобразительное тестирование, трансцендентальные измерения).

2. Гармоничное использование детерминант: рационализм - иррационализм, разум - чувства, мышление -спонтанность, строгое построение - импровизация, логика -интуиция, то есть сознания и бессознательного.

3. Актуализация, визуализация музыкального образа через смежные виды искусства (живопись).

4. Апперцептивность (изучение музыкального образа через ассоциативный ряд).

5. Интериоризация, интроспекция (активизация самостоятельных действий, расширение личностного опыта, переход во внутренний план сознания, к высшей ступени осознания).

6. Адаптпционно-настраивающий комплекс (контактно-активизирующие, мотивационно-образующие, модуляционно-креативные составляющие).

7. Комплексный репертуар (классика, фольклор, «легкий» жанр во взаимодействии с живописью).

Говоря о полихудожественном подходе в учебно-воспитательном процессе детей, Б.П. Юсов не случайно подчеркивал, что он «предполагает не частные виды деятельности, а - Искусство как первоединую основу мышления

по степени общности и значения для человеческого духа и, наконец, - как оружие прорыва в неведомые горизонты» (Юсов, 2004: 320). Как поразительно четко в этом высказывание обнаруживается духовная ценность полихудожественного подхода, его трансцендентальная сущность. Возвышение человеческого духа, возможность заглянуть за пределы обычных норм человеческой природы - тезаурус полихудожественного подхода, его основное предназначение.

Говоря о духовно-творческом развитии детей (учащихся-музыкантов) нельзя выпускать из поля внимания его морально-нравственную составляющую. «Великую роль нравственного воспитания искусство продолжает выполнять на протяжении всей жизни человека. И в этой роли искусство не может быть заменено ни одним школьным научным предметом, ни одним учебником. Четыре правила арифметики или таблица умножения сами по себе не могут быть нравственными или безнравственными. Ни один закон физики не объяснит, что такое благородство, а что такое подлость. И ни одна химическая реакция не поможет отличить любовь от ненависти. Тут, конечно, все, во всяком случае, очень многое, зависит от личности учителя. Его высокие нравственные качества всегда будут способствовать и нравственному воспитанию его учеников» (Кабалевский, 1970: 32).

Педагогика музыкально-творческого развития детей призвана обратить внимание на модернизацию технологического обеспечения художественно-

образовательного процесса, нахождение тезауруса, обеспечивающего единство рук, ума и эмоционально-чувственной природы учащихся-музыкантов.

ЛИТЕРАТУРА

Азаров Ю.П. 1996. Сто тайн детского развития. М.: ИВА. 480 с. Антология мудрости. М.: Вече, 2005. 848 с.

Блох О.А. 2002. Духовно-творческий потенциал музыканта как феномен

художественной культуры: Монография. М.: МГУКИ. 76 с. Блох О.А. 2002. Развитие духовно-творческого потенциала учащихся-

музыкантов: Монография. М.: МГУКИ. 225 с. Кабалевский Д.Б. 1970. Эстетическая культура и школа. - Советская

педагогика. №1: 24-38 Милка, А.П. 1982. Теоретические основы функциональности в музыке. Л.: Музыка. 150 с.

Мусоргский М.П.1987. Человек. События. Время. М.: Музыка. 192 с. Рубинштейн С.Л. 2017. Природа восприятия. Основы общей психологии. СПб.: Питер. 713 с.

Юсов Б.П. 2004. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников (новая парадигма). - В кн.: Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия. 336 с.

Получена /Received: 05.08.2018 Принята/Accepted: 08.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.