Научная статья на тему 'Педагогика музыкально-творческого развития детей'

Педагогика музыкально-творческого развития детей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
243
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / MUSICAL AND CREATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Блох Олег Аркадьевич

В статье заостряется проблема духовно-творческого, музыкально-творческого развития детей. Получают расшифровку педагогические формулы: чувствовать — мыслить — действовать — мыслить чувствовать; интересно + доступно + понятно = творчество. Показаны отдельные итоги работы научной лаборатории «Развитие творческого потенциала музыканта» МГУКИ на базе центров творческого развития детей «Сема». Основу апробированных в сфере досуга педагогических технологий составляют: диагностика (вербальное, рисуночное тестирование, музыкальное сочинительство, «актуализация», «визуализация» музыкального образа), комплексный репертуар (классика, фольклор, современная стилистика) и синтез искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this paper, the problem of spiritual and artistic, musical and creative development of children is detect. Get a transcript pedagogical formula feel — think — act — think feel and it is interesting available understandable = creativity. Shows individual results of the research laboratory “Developing creativity musician” MGUKI center-based creative development of children, “Sam”. A proven in the field of leisure educational technology are: diagnostics (verbal, a picturesque testing, writing music, “update”, “visualization” of the musical image), a comprehensive repertoire (classical, folk, modern style) and the synthesis of the arts.

Текст научной работы на тему «Педагогика музыкально-творческого развития детей»

^ Образование в сфере культуры

П ЕДАГОГИКА МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

О. А. Блох

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье заостряется проблема духовно-творческого, музыкально-творческого развития детей. Получают расшифровку педагогические формулы: чувствовать — мыслить — действовать — мыслить чувствовать; интересно + доступно + понятно = творчество. Показаны отдельные итоги работы научной лаборатории «Развитие творческого потенциала музыканта» МГУКИ на базе центров творческого развития детей «Сема». Основу апробированных в сфере досуга педагогических технологий составляют: диагностика (вербальное, рисуночное тестирование, музыкальное сочинительство, «актуализация», «визуализация» музыкального образа), комплексный репертуар (классика, фольклор, современная стилистика) и синтез искусств. Ключевые слова: музыкально-творческое развитие детей.

In this paper, the problem of spiritual and artistic, musical and creative development of children is detect. Get a transcript pedagogical formula feel — think — act — think feel and it is interesting available understandable = creativity. Shows individual results of the research laboratory "Developing creativity musician" MGUKI center-based creative development of children, "Sam". A proven in the field of leisure educational technology are: diagnostics (verbal, a picturesque testing, writing music, "update", "visualization" of the musical image), a comprehensive repertoire (classical, folk, modern style) and the synthesis of the arts.

Key words: musical and creative development of children.

Чувствовать — мыслить — действовать — мыслить — чувствовать — педагогическая формула, во многом определяющая динамику, продуктивность и целостность музыкального обучения, воспитания. Что же сегодня мешает погрузить детей в мир высокого искусства, глубоко содержательных образов? Почему «цветы жизни» не «орошаются» педагогической мыслью, способной привести учащихся в страну музыкальных открытий? Увлекательные путешествия в мир знаний, новых чувственных ощущений так зачастую и остаются несбыточной мечтой! Что стоит на пути одухотворенного творческого откровения детей?

К сожалению, в настоящее время детское жизненное пространство отравляют

не только отходы производства, природные катаклизмы, шумы городов, преступность, пьянство, наркомания, терроризм, войны и т.д. Детское сознание остается беззащитным и перед бездуховными проявлениями средств массовой информации, массовой культурой в целом, которая часто в себе несет элементы порнографии, насилия, лжи, потребленчества, формируя интерес ко всему поверхностному, псевдохудожественному, растлевающему внутренний мир вирусом равнодушия, жестокости, стереотипной зависимости.

Сегодня открыто подменяются такие основные общечеловеческие ценности, как добро, правда, любовь, гармония, красота, свобода, справедливость, творчество,

155

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 155-158

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 5 (49) сентябрь-октябрь ^

стремление к совершенству. Зачастую правят бал чувство наживы, чванство, лицемерие, двуличие, рукоприкладство, личностное безразличие, результатом чего становится духовное разложение личности. Активно и широко транслируется антихудожественная продукция в виде книг сомнительного содержания, низкопробных радио- и телепередач, концертных выступлений, различных молодежных ток-шоу. Недостаточное количество интересной содержательной детской литературы, почти полное отсутствие развивающих программ детского телевидения, забвение традиций детских абонементных концертов усугубляют сложившуюся ситуацию.

В данных условиях педагогика досуга, педагогика детского музыкального творчества, в частности, является спасительным островом, на котором необходимо поднять флаг озарения над отравленными душами, возродить духовное сознание общества, наполнить из живительного источника подлинного искусства сердца детей, вернуть их в мир музыкальных открытий. К сожалению, и на этот остров обрушиваются ураганы низменных страстей, проливается кислотный дождь, разъедающий детское сознание. Псевдомузыка часто заполняет пустоты детского восприятия, мешает когнитивной, эвристической деятельности ребенка.

Сегодня мультфильмы для детей — «шедевры» американской массовой культуры вытесняют исконно русские сказочные образы, заставляя ребенка, вместо, например, подвигов былинного героя — Ильи Муромца, восхищаться различного рода суперменами, которые, как правило, пропагандируют сугубо эгоистические идеалы, а иногда даже и античеловеческие ценности.

В свое время Д.С. Лихачев подчеркивал, что не только насилие порождает насилие, смертная казнь — смертную казнь, но и бездуховность порождает бездуховность, лжекультура — лжекультуру, псевдого-

сударство — античеловеческую, рабскую жизнь народа с исковерканным сознанием.

Следует признать, сегодня широко проявляют себя такие явления, как терроризм по отношению к духовно-творческому, педагогическая несостоятельность, самоунижение.

Педагоги-музыканты — своеобразные скульпторы сознания, архитекторы внутреннего мира ребенка, врачеватели душ человеческих несут большую ответственность перед обществом. Причины происходящего кроются в педагогической халатности, черствости, некомпетентности, непрофессиональной работе, бездуховном отношении к своему делу.

Проясняется извечный вопрос «Кто виноват?» За ним стоит второй, не менее важный — «Что делать?»

Наполнение содержанием изложенной в самом начале педагогической формулы во многом дает ответ на второй вопрос.

Сегодня важно сделать классическую музыку понятной для детского сознания. Тогда она может стать доступной для подлинного освоения (изучения, исполнения). При определенных педагогических условиях мир разнообразной классической музыки должен стать любимым, увлекательным, интересным. Процесс освоения классического искусства необходимо сделать осознанным и целостным.

Сказанное выше можно отнести и к лучшим образцам народной музыки, современным направлениям музыкального творчества.

В своей книге «Сто тайн детского развития» Ю.П. Азаров указывает на то, что «если взрослые сумеют предложить детям интересное и понятное для них содержание, они начинают с радостью осваивать предложенное. Этот процесс освоения определенной заданной культуры и будет выполнять функцию воспитания. Здесь жестко просматриваются такие закономерности: если содержание наполнено любовью, то и ребенок будет развивать идею любви; если содержание наполнено жестокостью, то и

ребенок пойдет по этому жестокому пути» (1, с. 171, 172). Это высказывание не только обнажает педагогическую значимость категорий «понятное», «интересное», но и высвечивает их духовно-воспитательную направленность, базирующуюся на общечеловеческих ценностях (в данном случае эти ценности олицетворяет любовь).

В рамках научной лаборатории «Развитие духовно-творческого потенциала музыканта» Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ) проходило наполнение и апробация педагогической формулы «от понятного, доступного, интересного к духовно-возвышенному, творческому». В контексте такой работы, на наш взгляд, интересными представляются высказывания ребят о любви в итоговой части эксперимента. Приведем некоторые из них:

Любовь — это гармоничное созвучие внутри нас.

Любовь — это нахождение себя во вне, в душевноблизком.

Любовь — это поэзия жизни.

Любовь — это мир чувственных открытий.

Любовь — это тепло родной души.

Чувства и мысли детей следует коррелировать со знанием, аккумулирующим эпоху создания музыкального сочинения, со знанием, которое несет информацию о композиторских школах, исполнителях, используемых выразительных средствах и т.д.

Многие педагоги считают, что прослушивание классических произведений и есть путь к духовному возвышению ребенка. К сожалению, это большое заблуждение. Просто прослушивание классики, ее механическое, бездумное исполнение автоматически ничего не дает. Более того, подобный формальный подход может стать отправной точкой к формированию отвращения, даже неприязни к классическому музыкальному наследию. На практике таких случаев не мало.

Нельзя забывать о том, что в данных педагогических условиях мир классической

^ Образование в сфере культуры

музыки в пространственно-временном формате является невидимым, неуловимым, не поддающимся осмыслению, чувственному восприятию детей. Поэтому этот мир предстает для них непонятным и, как следствие, недоступным, неинтересным, чем-то отталкивающим. Педагоги забывают, что музыка — абстрактный, пространственно-временной вид искусства. Его образы — незримые, неосязаемые, не имеют вкуса и запаха, лишены предметной конкретики в абсолютном выражении. Сиюминутная скоротечность музыки лишь добавляет сложность для детского восприятия. Отсутствие учета подобных свойств музыкального искусства порождает в душах ребят негативное отношение к классическому наследию, лучшим образцам народной музыки. В результате — освобождается место в сознании ребят для чего-то поверхностного, легковесного, низменного, часто псевдохудожественного, бездуховного.

Современные инновационные педагогические технологии, разработанные на базе сети центров творческого развития детей «Сема» (г. Москва и Московская область) в рамках научной лаборатории «Развитие духовно-творческого потенциала музыканта» Московского государственного университета культуры и искусств, позволяют решить сложные задачи музыкального воспитания детей уже на самом раннем этапе их развития. Перечислим некоторые подходы:

1. Диагностика духовно-творческого потенциала детей (вербальное и изобразительное тестирование, трансцендентальные измерения).

2. Гармоничное использование детерминант: рационализм — иррационализм, разум — чувства, мышление — спонтанность, строгое построение — импровизация, логика — интуиция, то есть сознания и бессознательного.

3. Актуализация, визуализация музыкального образа через смежные виды искусства (поэзия, живопись, театр).

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 5 (49) сентябрь-октябрь ^

4. Апперцептивность (изучение музыкального образа через ассоциативный ряд).

5. Интериоризация, интроспекция (активизация самостоятельных действий, расширение личностного опыта).

6. Адаптационно-настраивающий комплекс (контактно-активизирующие, мотива-ционно-образующие, модуляционно-креа-тивные составляющие).

7. Комплексный музыкальный репертуар (классика, фольклор, «легкий» жанр во взаимодействии со смежными видами искусства).

Говоря о духовном воспитании, нельзя выпускать из поля внимания его морально-нравственную составляющую. «Великую роль нравственного воспитания искусство продолжает выполнять на протяжении всей жизни человека. И в этой роли искусство не может быть заменено ни одним школьным научным предметом, ни одним учебником. Четыре правила арифметики или таблица умножения сами по себе не могут быть нравственными или безнравственными. Ни один закон физики не объяснит, что такое

благородство, а что такое подлость. И ни одна химическая реакция не поможет отличить любовь от ненависти. Тут, конечно, все, во всяком случае, очень многое, зависит от личности учителя. Его высокие нравственные качества всегда будут способствовать и нравственному воспитанию его учеников» (6, 32).

Говоря о полихудожественном подходе в учебно-воспитательном процессе детей, Б.П. Юсов подчеркивал, что он «предполагает не частные виды деятельности, а — Искусство как первоединую основу мышления по степени общности и значения для человеческого духа и, наконец, — как оружие прорыва в неведомые горизонты» (10, с. 320). Как поразительно четко в этом высказывании обнаруживается духовная ценность полихудожественного подхода, его трансцендентальная сущность. Возвышение человеческого духа, возможность заглянуть за пределы обычных норм человеческой природы — тезаурус полихудожественного подхода, его основное предназначение.

Примечания

1. Азаров, Ю. П. Сто тайн детского развития / Ю. П. Азаров. — М.: ИВА, 1996. — 227 с.

2. Блох, О. А. Духовно-творческий потенциал музыканта как феномен художественной культуры: монография / О. А. Блох. — М.: МГУКИ, 2002. — 96 с.

3. Блох, О. А. Педагогика и психология музыкального творчества : учебное пособие / О. А. Блох.

— М.: МГУКИ, 2011. — 223 с.

4. Блох, О. А. Развитие духовно-творческого потенциала учащихся-музыкантов: монография / О. А. Блох. — М.: МГУКИ, 2002. — 225 с.

5. Блох, О. А. О самом близком и родном: стихи, песни, романсы о всепроникающей силе любви / О. А. Блох. — М.: ВИНИТИ, 2001. — 160 с.

6. Кабалевский, Д. Б. Эстетическая культура и школа / Д. Б. Кабалевский // Советская педагогика.

— 1970. — № 1. — С. 24—32.

7. Развиваем внимание (азбука дошкольного воспитания). — М.: Мой мир, 2008. — 256 с.

8. Cтефанкина, Е.В. Воспитание ребенка от трех до шести / Е. В. Стефанкина, Е. В. Пригожина.

— М.: Мир книги, 2009. — 176 с.

9. Энциклопедия развивалок. — М.: ЭКСМО, 2011. — 240 с. — (Ребенок. Развивающие игры).

10. Юсов, Б. П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников (новая парадигма) / Б. П. Юсов // Теория музыкального образования : учебник / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева.

— М.: Академия, 2004. — С. 318—327.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.