Научная статья на тему 'Роль музейной педагогики в воспитании иностранных студентов при изучении РКИ'

Роль музейной педагогики в воспитании иностранных студентов при изучении РКИ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная образовательная технология / музейная педагогика / семейные реликвии / редкие экспонаты / предметнопространственная среда / нравственные ценности / формирование / личность / исследование / культурное наследие / модернизация / Innovative educational technology / museum pedagogy / family heirlooms / rare exhibits / objectspatial environment / moral values / formation / personality / research / cultural heritage / modernization.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Алтухова Виктория Алексеевна, Алтухова Ирина Алексеевна, Денисова Ольга Евгеньевна

Цель: научное обоснование и разработка педагогических условий формирования эстетического отношения к русскому языку у иностранных студентов посредством музея. Методы: комплекс диагностических процедур включал в задания, разработанные А. Г. Бойко, М. А. Волчковой, Б. А. Столяровым, направленные на оценку структурных компонентов эстетического отношения студентов. Это: видеть красоту в окружающей среде (когнитивный), умение выражать эстетическое отношение к природе (деятельностный), способность передать чувства (эмоциональный). Результаты: что большинство студентов находятся на среднем уровне сформированности эстетического отношения (умения использовать средства выразительности, видеть и выделять красоту, гармоничность, изящества объектов и явлений природы, умение отражать её эстетику в продуктивной деятельности и проявлять ценностнобережное отношение). Исходя из результатов проведенной работы, можно сделать следующий вывод о том, что развивающая предметнопространственная среда в старшей группе недостаточная для формирования эстетического отношения к природе другого края. Научная новизна: использование музея как средство формирования эстетического отношения к природе у иностранных студентов. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о формировании эстетического отношения к природе при помощи музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MUSEUM PEDAGOGY IN THE EDUCATION OF FOREIGN STUDENTS WHEN STUDYING RFL

Purpose: scientific substantiation and development of pedagogical conditions for the formation of an aesthetic attitude to the Russian language among foreign students through the museum. Methods: a set of diagnostic procedures included in the tasks developed by A. G. Boyko, M. A. Volchkova, B. A. Stolyarov, aimed at assessing the structural components of the aesthetic attitude of students. These are: to see beauty in the environment (cognitive), the ability to express an aesthetic attitude to nature (activity), the ability to convey feelings (emotional). Results: that the majority of students are at an average level of aesthetic attitude formation (the ability to use means of expression, to see and highlight the beauty, harmony, grace of objects and natural phenomena, the ability to reflect its aesthetics in productive activities and show a valuebased and caring attitude). Based on the results of the work carried out, we can conclude that the developing objectspatial environment in the older group is insufficient for the formation of an aesthetic attitude to the nature of another region. Scientific novelty: the use of the museum as a means of forming an aesthetic attitude to nature among foreign students. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activities when considering the formation of an aesthetic attitude to nature with the help of a museum.

Текст научной работы на тему «Роль музейной педагогики в воспитании иностранных студентов при изучении РКИ»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Роль музейной педагогики в воспитании иностранных студентов при изучении РКИ

Алтухова Виктория Алексеевна,

кандидат филологических наук, преподаватель Международного медицинского института, Курский государственный медицинский университет E-mail: v.altukhova@mail.ru

Алтухова Ирина Алексеевна,

учитель, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№ 31 имени А.М. Ломакина» E-mail: i.altuhova02.10@mail.ru

Денисова Ольга Евгеньевна,

кандидат филологических наук, доцент, Национального исследовательского Московского государственного строительного университета E-mail: d.olga@mail.ru

Цель: научное обоснование и разработка педагогических условий формирования эстетического отношения к русскому языку у иностранных студентов посредством музея. Методы: комплекс диагностических процедур включал в задания, разработанные А.Г. Бойко, М.А. Волчковой, Б.А. Столяровым, направленные на оценку структурных компонентов эстетического отношения студентов. Это: видеть красоту в окружающей среде (когнитивный), умение выражать эстетическое отношение к природе (деятельностный), способность передать чувства (эмоциональный). Результаты: что большинство студентов находятся на среднем уровне сформированности эстетического отношения (умения использовать средства выразительности, видеть и выделять красоту, гармоничность, изящества объектов и явлений природы, умение отражать её эстетику в продуктивной деятельности и проявлять ценностно-бережное отношение). Исходя из результатов проведенной работы, можно сделать следующий вывод о том, что развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе недостаточная для формирования эстетического отношения к природе другого края. Научная новизна: использование музея как средство формирования эстетического отношения к природе у иностранных студентов. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о формировании эстетического отношения к природе при помощи музея.

Ключевые слова: инновационная образовательная технология, музейная педагогика, семейные реликвии, редкие экспонаты, предметно-пространственная среда, нравственные ценности, формирование, личность, исследование, культурное наследие, модернизация.

Введение

Актуальность изучения данной темы продиктована необходимостью рассмотрения коммуникативно-деятельностного подхода к обучению иностранному (русскому) языку как средству выражения мыслей. Практика преподавания русского языка как иностранного (РКИ) показывает, что понятие коммуникативность может пониматься по-разному: как способность поддерживать разговор даже при ограниченной языковой базе, т.е. просто как синоним устной речи. Однако цель обучения состоит не в заучивании правил знаковой системы, а в адекватном общении на иностранном языке [1 а4]. Язык как система, обеспечивающая формирование мысли, иногда противопоставляется языку как средству, обеспечивающему потребности коммуникации в определённых ситуациях и языку как «предпосылке к реализации социокультурных интересов личности обучаемого» [2, с. 481]. Встречаются также принципиальное отрицание каких бы то ни было структурно-логических, аналитических схем при объяснении языковых явлений, отрицание участия мышления в изучении языка на начальном уровне. Целью обучения в современных условиях является не накопление знаний и не овладение языковой системой, а формирование и дальнейшее развитие навыков и умений адекватного общения на русском языке. Предполагается также разделять коммуникативный и логико-грамматический подходы к языку, оставив первый лишь для начального этапа обучения [3,4,5].

Методология

По нашему мнению ослабление внимания к формированию фонетических, грамматических и лексических навыков, приводит к многочисленным ошибкам в речи иностранных студентов, изучающих русский язык как иностранный. Однако без прочной, осознаваемой обучаемыми языковой базы, конечные цели обучения русскому языку не могут быть полноценно реализованы. Из этого следует, что структура и система изучаемого (русского) языка должны рассматриваться отнюдь не как перечень теоретических правил, представленных в поуровневом описании (фонетика ^ словообразование ^ морфология ^ синтаксис ^ текст) [3; 4], но как компонент осмысленной, целенаправленной и содержательной коммуникации, основанной на коммуникативно-деятельностном подходе.

Результаты

Причинами, вызывающими трудности в обучении иноязычному речевому общению, являются следу-

сз о со "О

1=1 А -1 о

сз т; о m

О от

З

ы о со

о с

и

•а

ои о см

ющие: 1) неосознанное использование элементов одного языка при построении и понимании текстов;

2) несоответствие производимого текста норме;

3) расхождение в норме. Отклонения, ошибки, возникающие здесь, не охватываются грамматической и правилами, а связаны со стилистикой, коммуникативной целесообразностью и пр.

В основе возникающих методик музейной педагогики находится принцип известного русского психолога и педагога Л.С. Выготского и опыт зарубежных психологов и педагогов. Нововведения в современном мире сопровождаются изменениями в социальном мире. Они затронули и культуру, значение которой очень велико при развитии творческих способностей. Музеи - один из способов сбережения культуры.

Термин «музейная педагогика» в первый раз был использован в науке в начале двадцатого века в Германии. Научные деятели этой страны, которые исследовали функции педагогики музея, организовали развитие музейной обстановки. Со временем учёные признали воспитательные и просветительские способности музея. Термин «музейная педагогика» ввёл в 1934 г. Карл Фри-зен, это понятие обозначало «традиции художественного воспитания музейными средствами, опирающимися на просветительскую работу и музейную дидактику».

В нашей стране первое использование этого термина зафиксировано в начале семидесятых годов двадцатого столетия. А понятие «музейная педагогика» введено в эксплуатацию в восьмидесятые-девяностые годы двадцатого столетия.

Применение образовательно-воспитательных функций музея присуще русским школам. Первая русская система педагогического взаимодействия музея и системы образования была рассмотрена Б.А. Столяровым и А. Г. Бойко. Они трактовали музей как образовательную и воспитательную среду, которая благоприятно влияет на развитие личности.

Методы, которые осуществляются с помощью видеокомпьютерных возможностей, стимулируют восприятие, понимание студентов. Музейная педагогика позволяет преподавателю осознать все типы деятельности музея в педагогическом аспекте и таким образом повысить поднять степень его воспитанности. В научно-практической работе музейная педагогика может существовать независимо, если созданы образовательные подструктуры, интегрирующие в попытки совместного пребывания.

Каждый студент может относиться к музеям отрицательно и положительно, но, как правило, у каждого из них существует положительная установка на знакомство с иной культурой, позволяющей открывать для себя что-то новое и интересное, что в свою очередь позитивно сказывается на стремлении к изучению иностранного языка.

Преподаватель в такой ситуации является посредником, ограничивающий свою активность, он

выдаёт себя в качестве переводчика в захватывающем диалоге между студентом и работником музея. Но при этом надо учитывать факт: при посещении музея должна выслеживаться логичность приобретения лексических единиц содержания с периода мотивации вплоть до самой интеграции в жизнедеятельность.

В связи с чем считаем необходимым с позиции педагогики планировать содержание и результат любого визита музея. Надо учитывать реальные знания, способность принимать участие в знакомстве с культурой и так далее.

В урегулировании вопросов, которые касаются воспитания и образования студентов, очень часто важную роль играют музеи. При этом отмечен важный факт: успешному овладению изучаемого языка способствует приобщение к культуре страны того языка, который изучается.

Хотелось бы отметить, что суть внедрения музеев в образовательный процесс - это повысить уровень подготовленности студентов к восприятию музейной лексики, создать условия, чтобы обучение обычных предметов стало интересным. Посещать музеи студенты могут с педагогом или самостоятельно, но лучше осуществлять посещение с педагогом, так как преподаватель является посредником в мир великого русского языка. Кроме того, методики, которые используются в музейной педагогике, сочетаются с психолого-педагогическими установками, что способствует максимальному погружению в изучаемый предмет.

Можно выделить основные принципы, на которых основывается музейно-педагогическая деятельность и благодаря которым достигается высокий уровень этой деятельности:

1) принцип диалоговости;

2) принцип индивидуально-личностной ориентации;

3) принцип информационной меры;

4) принцип креативности и другие.

Из огромного вида методов музейной педагогики следуют большое количество типов работы и приёмов: командные соревнования, викторины и так далее. Эти методы связаны друг с другом, в результате их можно использовать совместно. Результатом этого являются творческие задания, которые можно применять по мере необходимости.

Выделяют следующие виды формирования музейной коммуникации:

- эстетическая;

- познавательная;

- знаковая;

- междисциплинарная;

- диалоговая.

Иностранный студент испытывает необходимость в понимании многообразия связей между русской и его культурой. А предметы быта, традиции прошлого русского народа ещё больше заинтересуют иностранных слушателей углубленно изучать русский язык, став важными и актуальными

на довузовском этапе обучения, поэтому воздействие музеев неоценимо и уникально.

В основном, главная задача музейной педагогики вызвать интерес у иностранных студентов изучать РКИ благодаря осознанию уникальности истории русских людей.

Помимо этого, музейно-педагогическая деятельность проводится дома, на лоне природы и др. Важно, чтобы иностранные слушатели старались создавать свои «мини-музеи», осознавая свою причастность к русской истории, используя для описания русскую лексику. Студенты рассказывают своим одногруппникам о том, сколько времени они потратили на создание музея, таким образом, каждый студент здесь является не пассивным наблюдателем, а выполняет роль творца или соавтора экспозиции.

В связи с этим, музейная педагогика создаёт все условия для успешного решения задач в области культурологии и истории. Одна из её целей -повысить внимание иностранных студентов к существующим явлениям, способствует находить в действительности явления музейного значения, ценить типичные предметы прошлых эпох. Всё это вносит интерес, повышает культурное образование и открывает новые пути в успешном освоении иностранных языков.

Сегодня роль музейного дела в образовании значительно возрастает. Динамично исследуются необычные формы и приёмы работы студентов и преподавателей.

Всем известно, что восприятие осуществляется успешнее за счёт чувственных впечатлений, которые получены от окружающих человека предметов, в результате чего у иностранных студентов возникает заинтересованность к изучаемому предмету. Восторг от разглядывания, радость познаний происходят практически сразу. Также музей способствует концентрированию внимание слушателя на изучаемых предметах, в результате чего считаем необходимым активно знакомить иностранных студентов с музеями в России.

Доказано, что важным элементом в восприятии оказывается осязание, при этом желательно сопровождать этот процесс манипулированием предметов, в связи с тем, что способность соприкоснуться с предметом способствует лучшему запоминанию новой информации.

Чтобы процесс изучения проходил интересно, педагогу надо использовать при обучении игру. Этот известный метод в педагогике развивает мысленное манипулирование предметами, способствует успешному запоминанию, развивает творческое начало. Необходимо помнить при этом, что вопросно-ответный метод не всегда даёт нужные результаты, поэтому для достижения лучшего результата надо применять экскурсии. Они всегда способствуют развитию общения, в результате чего возникает необходимость подбирать русские слова, строить словосочетания или предложения по-русски.

Важной задачей считается выбор экспонатов. В большинстве случаев музейная среда очень насыщена, в связи с чем, для избежания переутомления слушателей необходимо компетентно уменьшать количество показываемых экспонатов, ведь главное качество, а не количество.

Чтобы закрепить обретённые в музее знания, необходимо систематически возвращаться к уже изученному материалу. Наилучшей формой осмысления и закрепления является творческая работа. Результаты будут высокие, если деятельность студентов будет активной.

Культурные и нравственные ценности разных народов, как правило, содержат много общего. Довузовское обучение иностранных граждан продолжает воспитание студентов разных национальностей. Установление массовой культуры влияет на формирование ценностей и вкуса у студентов, поэтому немаловажная задача - показать историко-культурное наследие при помощи элементарных предметов на основе сопоставления. Важно уделять внимание эстетике, культурологии, психологии и социологии.

Невозможно не отметить положительное влияние на обучение мини-музеев: они способствуют тому, что предметно-развивающая среда становится намного богаче, развивается познавательная деятельность студентов, формируется умение исследовать, а также самостоятельно анализировать знания, которые приобрели.

Важно учитывать при открытии музея тот факт, что предметы музея нужно увеличивать с течением времени, обращая внимание на то, как происходит овладение новыми сведениями. Учитель сам выбирает время, когда лучше обратиться к изучению материалов музея в группе, обучающиеся также могут самостоятельно приступить к обучению экспонатов мини-музея, при этом задавать возникающие вопросы наставнику.

Если рассматривать вопрос, где лучше располагать мини-музеи, то допустимо поместить его в холле, так как это даёт возможность посещать музей в любое время. Такая разновидность музея способствует развитию общения. Но здесь есть недостаток - невозможно осуществить контроль, что отрицательно сказывается на сохранении ценных экспонатов там.

Музейная педагогика играет важную роль в процессе образования и воспитания иностранных студентов, оказывает большую пользу слушателю в развитии творчества, закладывает систему ценностей, включающую отношения между людьми. Одна из её целей - создать все условия, чтобы гости музея с интересом постигали новые данные. Музей способствует постижению знаний по истории и культуре. Детальному изучению наследия культуры помогает музейная педагогика. Здесь иностранный слушатель получает информацию о культурных ценностях.

Таким образом, музейная педагогика включает научные знания разных научных областей: педагогику, психологию, искусствоведение и музееведе-

сз о со "О

1=1 А -1 о

сз т; о т

О от

З

и о со

ние. Перед образованием всё время стояли проблемы, решение которых включало определение форм изучения, критерии оценки.

Музей позволяет понять склад души русского человека, посмотреть развитие социального мира, лучше узнать особенности жизни. Он призван способствовать развитию знаний о человеке и его среде обитания. В современном мире музей является творческой «мастерской», которая собирает природные и общественные объекты, являющиеся ценностями, применяющимися в научных и культурных целях, и перемещает нас в другие времена с целью изучения материальных сведений прошлого.

На наш взгляд, можно выделить следующие функции музея: образовательно-развивающую, преобразовательно-созидающую и развлекательно-познавательную. Особенность обучения с помощью музея заключается в том, что развивающее образование и развлекательное познание позволяют воспринимать его и как кладезь ценностей истории и культуры, и как база духовной жизни, которая даёт возможность использовать в комплексе ресурсы музея.

В музейной деятельности всё большее место занимает не монологическое воздействие на посетителя, а диалог между посетителем и внешней средой, мнениями разных эпох, поэтому предпочтение отдается здесь коммуникативному подходу. Следовательно, музейная педагогика помогает студенту стать творческой личностью, создать систему ценностей, где важным становятся не материальные ценности, а человеческие отношения.

При этом для преподавателя важно придерживаться нескольких правил:

- учитывать психологический подход к слушателям;

- хорошо владеть материалами истории и искусства.

Развитие музейной педагогики сегодня происходит в русле задач музейной коммуникации. Основное внимание уделяется развитию коммуникации, подразумевающей беседу посетителя с музейными экспонатами, в основе этого процесса лежит возможность студента понимать «язык вещей» и подразумевается способность музейных специалистов создавать «пространственные высказывания».

Подводя итог, можно сказать, что музейная педагогика ориентирована на то, чтобы передавать опыт культуры, и способствует активации творческих способностей личности.

Выводы

В заключение следует отметить, не всякая ошибка на изучаемом языке возникает в результате тради-° ционно понимаемой интерференции и преодоле-" вается знанием сопоставительных характеристик языков. Её преодоление возможно и на несопоставительной основе, ибо интерференция - ближайшая, но не единственная причина ошибок. В нео-

сознанном использовании элементов одного языка при понимании и построении текстов на изучаемом языке манифестируется не только интерференция, но и многое другое, в том числе несоответствие производимого текста норме. Расхождение в норме, служащие источником основных трудностей при овладении вторым языком.

Принимая во внимание первостепенное значение осознания и осмысления каждого отдельного явления как части единой системы, значимость логического мышления, умение применять полученные знания, педагог должен, опираясь на коммуникативно-деятельностный подход, стремиться, чтобы обучающиеся осознавали и функционально-когнитивную, и структурно-системную важность грамматических явлений.

Литература

1. Миллер Л.В., Политова Л.В. Жили-были... 28 уроков русского языка для начинающих: книга для преподавателя. - 3-е издание. - СПб.: Зла-тоуст,2013. -152 с.

2. Ховалкина А.А. Грамматика в курсе русского языка для иноговорящих граждан в высшем специальном учебном заведении // Учёные записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология и социальные коммуникации». - Т. 24 (63). -№ 2. - Симферополь, 2011. - Часть 3. - С. 480486.

3. Ховалкина А.А. Чему мы обучаем, уча русскому языку? Сборник статей по проблемам обучения русскому языку иноговорящих студентов высшего специального учебного заведения. -Симферополь: Дом Писателей им. А. И. Дом-бровского, 2012. - 104 с.

4. Алтухова В.А., Алтухова И.А. Оптимизация работы по ситуативно-тематическому представлению материала на начальном этапе обучения русского языка как иностранного. Сборник научных статей I Международной научно-практической конференции «Открытие русского мира: преподавание РКИ и общеобразовательных дисциплин в современном образовательном пространстве». 2019. С. 1015.

5. Гончар И.А., Попова Т.И. Структура электронного образовательного ресурса по РКИ: возможности моделирования коммуникации // Филологический класс. 2018. № 4 (54). С. 78-85.

6. Зайцева И.А., Лапшина С.С. Лингвокультуро-логия как база для межкультурной коммуникации на уроках РКИ в системе высшего образования (на примере квиза) // Современное педагогическое образование. 2020. № 6. С. 155160.

7. Талалова Л.Н. Формирование навыков научной коммуникации на занятиях РКИ со студентами программы академического обмена // Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные техноло-

гии в преподавании естественных дисциплин. 2020. № 1 (19). С. 128-133.

8. Якупов П.В. Коммуникация: определение понятия, виды коммуникации и её барьеры // Вестник университета. 2016. № 10. С. 261-266.

9. Евтушенко С.Я., Арсентьева Е.В. Оптимизация обучения профессиональному иностранному языку в аспекте РКИ // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и куль-турологии.2016. № 2 (41) С. 150-154.

10. Богачева А.В., Грушко К. А. Мотивация и методы её повышения в процесс преподавания РКИ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1-4. С. 12-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Белкина, Ю.А. Моделирование научной коммуникации в виртуальном музее самарской лингвистической школы // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 22-24.

12. Бойко, А.Г. Информационно-коммуникационные технологии в музейно-педагогической деятельности: Учебное пособие. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2007.

13. Воспитание на пороге XXI века: реалии и перспективы / под. ред. Г.Д. Кузнецова. - М.: Новая шк., 1998. -39 с.

14. Кетова, Л.М. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология // Человек в мире культуры. 2012. № 4. -[Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ muzeynaya-pedagogika-kak-innovatsionnaya-pedagogicheskaya-tehnologiya (дата обращения: 29.09.22)

15. Радионова, Н.Ф. Гуманитарный подход к оценке образованности обучающихся / Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицина// Проблемы гуманитаризации образования. - СПб.: Изд-во РГПУ, 1999. - 33 с.

16. Столяров, Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004. 216 с.

17. Столяров, Б. А. Теория и практика образовательной деятельности художественного музея: дис. ... д-ра пед. наук / Б.А. Столяров. - СПб., 1999. - 387 с.

18. Троянская, С.Л. Развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики: дис. . канд. пед. наук / С.Л. Троянская. - Ижевск, 2004. - 190 с.

19. Алтухова В.А. Обучение письму на начальном этапе изучения русского языка как иностранного. Сборник материалов IV Международной научно-методической онлайн-конференции. -Курск, 2019. - С. 173-177.

THE ROLE OF MUSEUM PEDAGOGY IN THE EDUCATION OF FOREIGN STUDENTS WHEN STUDYING RFL

Altukhova V.A., Altukhova I.A., Denisova O. E.

Kursk State Medical University; Secondary school № 31 named after A. M. Lomakin, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University)

Purpose: scientific substantiation and development of pedagogical conditions for the formation of an aesthetic attitude to the Russian language among foreign students through the museum. Methods:

a set of diagnostic procedures included in the tasks developed by A.G. Boyko, M.A. Volchkova, B.A. Stolyarov, aimed at assessing the structural components of the aesthetic attitude of students. These are: to see beauty in the environment (cognitive), the ability to express an aesthetic attitude to nature (activity), the ability to convey feelings (emotional). Results: that the majority of students are at an average level of aesthetic attitude formation (the ability to use means of expression, to see and highlight the beauty, harmony, grace of objects and natural phenomena, the ability to reflect its aesthetics in productive activities and show a value-based and caring attitude). Based on the results of the work carried out, we can conclude that the developing object-spatial environment in the older group is insufficient for the formation of an aesthetic attitude to the nature of another region. Scientific novelty: the use of the museum as a means of forming an aesthetic attitude to nature among foreign students. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activities when considering the formation of an aesthetic attitude to nature with the help of a museum.

Keywords: Innovative educational technology, museum pedagogy, family heirlooms, rare exhibits, object-spatial environment, moral values, formation, personality, research, cultural heritage, modernization.

References

1. Miller L.V., Politova L.V. Once upon a time... 28 Russian language lessons for beginners: a book for the teacher. - 3rd edition. - St. Petersburg: Zlatoust, 2013. -152 s.

2. Khovalkina A.A. Grammar in the course of the Russian language for non-speaking citizens in a higher specialized educational institution // Scientific notes of the Tauride National University named after. IN AND. Vernadsky. Series "Philology and Social Communications". - T. 24 (63). - No. 2. - Simferopol, 2011. - Part 3. - P. 480-486.

3. Khovalkina A.A. What do we teach when teaching Russian? Collection of articles on the problems of teaching Russian to non-speaking students of a higher specialized educational institution. - Simferopol: House of Writers named after. A.I. Dom-brovsky, 2012. - 104 p.

4. Altukhova V.A., Altukhova I. A. Optimization of work on situa-tional and thematic presentation of material at the initial stage of teaching Russian as a foreign language. Collection of scientific articles of the I International Scientific and Practical Conference "Discovery of the Russian World: Teaching Russian Foreign Languages and General Educational Disciplines in the Modern Educational Space." 2019. pp. 10-15.

5. Gonchar I.A., Popova T.I. Structure of an electronic educational resource for RFL: possibilities for modeling communication // Philological class. 2018. No. 4 (54). P. 78-85.

6. Zaitseva I.A., Lapshina S.S. Linguoculturology as a basis for intercultural communication in RFL lessons in the higher education system (using the example of a quiz) // Modern pedagogical education. 2020. No. 6. pp. 155-160.

7. Talalova L.N. Formation of scientific communication skills in RFL classes with students of the academic exchange program // Bulletin of the Tula State University. Series: Modern educational technologies in teaching natural disciplines. 2020. No. 1 (19). P. 128-133.

8. Yakupov P.V. Communication: definition of the concept, types of communication and its barriers // University Bulletin. 2016. No. 10. P. 261-266.

9. Evtushenko S.Ya., Arsentyeva E.V. Optimization of teaching a professional foreign language in the aspect of RFL // Scientific discussion: issues of philology, art history and cultural studies. 2016. No. 2 (41) P. 150-154.

10. Bogacheva A.V., Grushko K.A. Motivation and methods of increasing it in the process of teaching RFL // Current problems of the humanities and natural sciences. 2016. No. 1-4. P. 12-15.

11. Belkina, Yu.A. Modeling scientific communication in the virtual museum of the Samara linguistic school // Samara Scientific Bulletin. 2013. No. 4. pp. 22-24.

12. Boyko, A.G. Information and communication technologies in museum and pedagogical activities: Textbook. SPb.: RGPU im. A.I. Herzen. 2007.

C3

о

CO "O

1=1 А -1 о

сз т; о m

О от

З

ы о со

13. Education on the threshold of the 21st century: realities and prospects / under. ed. G.D. Kuznetsova. - M.: New school, 1998. -39 p.

14. Ketova, L.M. Museum pedagogy as an innovative pedagogical technology // Man in the world of culture. 2012. No. 4. -[Electronic resource]. URL: http://cyberleninka.ru/article/ri/muzeynaya-pedagogika-kak-innovatsionnaya-pedagogicheskaya-tehnologiya (access date: 09/29/22)

15. Radionova, N.F. Humanitarian approach to assessing the education of students / N.F. Radionova, A.P. Tryapitsina // Problems of humanization of education. - St. Petersburg: Publishing house of the Russian State Pedagogical University, 1999. -33 p.

o m

u

"jr

CM

o

CM

un

16. Stolyarov, B.A. Museum pedagogy: history, theory, practice. M.: Higher School, 2004. 216 p.

17. Stolyarov, B.A. Theory and practice of educational activities of an art museum: dis. ... Dr. ped. Sciences / B.A. Stolyarov. - St. Petersburg, 1999. - 387 p.

18. Troyanskaya, S.L. Development of general cultural competence of students using museum pedagogy: dis. ...cand. ped. Sciences / S. L. Trojan. - Izhevsk, 2004. - 190 p.

19. Altukhova V.A. Teaching writing at the initial stage of learning Russian as a foreign language. Collection of materials of the IV International scientific and methodological online conference. - Kursk, 2019. - P. 173-177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.