3. Balyaeva S.A. Didakticheskie resursy fizicheskogo obrazovaniya v morskom universitete. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 190 - 192.
4. Obrazovanie i nauka: sovremennye irendy: kollektivnaya monografiya. Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2017.
5. Balyaeva S.A., Hvingiya T.G. Fundamental'nye dominanty sovremennogo morskogo obrazovaniya Colloquium-journal. 2019; № 5 (29): 18 - 20.
6. Safonceva N.Yu. Osobennosti metodiki prepodavaniya uchebnyh disciplin v kompetentnostnom podhode. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 74 - 77.
7. Kondrat'ev S.I., Boran-Keshish'yan A.L., Tomilin N.A. Konceptual'nye osnovy razrabotki banka testovyh zadanij dlya provedeniya gosudarstvennoj itogovoj attestacii vypusknikov morskih obrazovatel'nyh organizacij. Morskie iniellekiual'nye sisiemy. 2019; № 1-2 (43): 142 - 149.
8. Tenischeva V.F., Cyganko E.N., Kuznecova Yu.S. Vozmozhnosti trenazhera v formirovanii professional'noj kompetencii morskogo specialista v sootvetstvii s trebovaniyami konvencii PDNV. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 77 - 80.
9. Balyaeva S.A. Information model as a means of formation of professional integrity of knowledge of maritime transport. Global Science: materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferenctsii. ISJ Theoretical & Applied Science. Lancaster, USA, 2016; № 4 (36): 141 - 143. Available at: http://dx.doi.org/10.15863/TAS.2016.04.36.23
10. Balyaeva S.A. Dynactic means of basic training in higher marine educational institutions. Iniernaiional Sainiific journal ISJ Theoreiical & Applied Science, Philadelphia USA. 2018; № 1 (57): 85 - 89. Available at: https://dx.doi.org/10.15863/TAS 2018.01.57.15
Статья поступила в редакцию 27.02.21
УДК 378
Timchenko N.S., Doctor of Sciences (Social Studies), Professor, Department of Humanities with a Course of Clinical Psychology, Altai State Medical University
(Barnaul, Russia), E-mail: nattimchenko@yandex.ru
Loginova N.S., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Humanities with a Course of Clinical Psychology, Altai State Medical University
(Barnaul, Russia), E-mail: philocophia@mail.ru
Bendrikova A.Yu, Cand. of Sciences (Social Studies), senior lecturer, Department of Humanities with a Course of Clinical Psychology,
Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: bendrikova-a@mail.ru
THE SPECIFICITY AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE MUSEUM IN ALTAI STATE MEDICAL UNIVERSITY. The article deals with specifics of the activity of the Museum of History and Medicine of Altai at ASMU. The authors pay special attention to the study of the importance of museum activities in the educational process of a medical university. The article examines the key stages of the formation of the ASMU museum, studies the experience of outstanding personalities of ASMU who made contribution to the successful functioning of the museum for the formation of a cultural, humanistic personality of a future doctor. Special attention is paid to the use of digital and computer technologies in the work of the ASMU museum, which is due to the context of the time, social trends and the specifics of the modern student's worldview. The authors of the article present the results of an empirical study conducted by the method of a questionnaire survey, the purpose of which is to study the influence of museum activities in the learning process on the formation of the personality of an ASMU student. It is concluded that there is a relationship between the characteristics of personal characteristics.
Key words: medical university, museum, medical university museum, digitalization, gamification, humanization, educational process, educational potential.
Н.С. Тимченко, д-р социол. наук, проф., Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: nattimchenko@yandex.ru
Н.С. Логинова, канд. филос. наук, доц., Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: philocophia@mail.ru
А.Ю. Бендрикова, канд. социол. наук, доц., Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: bendrikova-a@mail.ru
СПЕЦИФИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ В АГМУ
В статье идет речь об особенностях деятельности Музея истории и медицины Алтая АГМУ. Особое внимание авторы уделяют изучению значимости музейной деятельности в образовательном процессе медицинского вуза. В статье рассматриваются ключевые этапы становления музея АГМУ, изучается опыт выдающихся личностей АГМУ, внесших вклад в успешное функционирование музея для формирования культурной, гуманистической личности будущего врача. Особое внимание уделено применению цифровых и компьютерных технологий в работе музея АГМУ, что обусловлено контекстом времени, общественными тенденциями и спецификой мировосприятия современного студента. Авторы статьи представляют результаты эмпирического исследования, проведенного методом анкетного опроса, целью которого было изучение влияния музейной деятельности в процессе обучения на формирование личности студента АГМУ. Был сделан вывод о том, что существует зависимость между особенностями личностных характеристик студентов и их индивидуальными представлениями о перспективах развития музея медицинского вуза.
Ключевые слова: медицинский вуз, музей, музей медицинского вуза, цифровизация, игроизация, гуманизация, образовательный процесс, воспитательный потенциал.
Медицинские музеи при университетах не только органично включены в процесс обучения, научную деятельность, но и имеют огромный потенциал для гражданско-патриотического воспитания молодежи. В медицинских музеях отражены этапы донаучного и научного познания и преобразования окружающего мира, фиксируется место медицины среди других наук на каждом этапе ее развития. Кроме истории медицины на специфику функционирования данных музеев с начала ХХ века оказывает влияние развитие музейного дела, а с конца ХХ века -музейная педагогика.
Историю развития медицинских музеев, их цели, задачи, аспекты деятельности освещали в своих статьях такие исследователи, как Л.Н. Арифулова, С.П. Глянцев, М.П. Кузыбаева, Б.Ш. Нувахов, К.А. Пашков, Н.В. Чиж, Ю.А. Шили-нис, и др. [1; 2]. На рубеже веков медицинские музеи рассматривают в процессе динамики их взаимодействия с музеями других профильных групп. При этом делается акцент на региональные особенности каждого из данных учреждений культуры. Включение в музейную деятельность страны, региона (программы РФ, Алтайского края) музеев АГМУ, на наш взгляд, возможно именно на фоне сохранения их своеобразия, что определяется человеческим фактором (отражением деятельности ученых, знаменитых профессоров вуза, а также энтузиазмом руководителей медицинских музеев).
Т.Е. Олейник в своей статье описал создание первых музеев при вузах Алтая, в том числе отметил, что самым первым в 1954 году был музей анатомии, а в 1958 г - Музей судебной медицины в АГМУ. Автор подчеркнул роль личностей в формировании коллекций музеев, перечислил их функции, выделил степень доступности каждого из музеев для посещения публики. «В настоящее время в
АлтГМУ действуют три музея: Музей кафедры анатомии человека, Музей судебной медицины (лаборатория) и Музей истории университета, который был основан в 2004 г к 50-летию университета» [3, с. 314]. Музей истории АГМУ был объединен с Музеем истории и медицины Алтая г Рубцовска (И.Г. Беккер собирал коллекцию с 1993 г.) и Музеем боевой и трудовой славы медиков Алтая (существовал с 1975 г). Обширные экспозиции Музея истории АГМУ и медицины Алтая были размещены в лабораторном корпусе на ул. Папанинцев, 126.
Стоит отметить, что все музеи АГМУ не только собирали, популяризировали историко-медицинское наследие, но и изучали медицину как синтез научных знаний и практической деятельности. Каждый из музеев имеет свои особенности, отразил вклад определенных преподавателей в пополнение коллекции музея, взаимодействует с иными культурными учреждениями не только Алтайского края, но и России, Казахстана. Каждый из музеев выполняет такие важные функции, как сохранение научного и культурного наследия, воспитание молодежи. Несомненно, биосоциальный, междисциплинарный характер деятельности музеев АГМУ отражает интеграцию здравоохранительной и культурно-просветительской деятельности данного учреждения, раскрывает главную цель медицины - укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека.
Необходимо подчеркнуть, что музеи при медицинском вузе - это не только обучающий, но и эффективный воспитательный инструмент для педагогов, кураторов вуза, а также для учителей и классных руководителей школ. Уникальные «оживающие», «говорящие» экспонаты, поучительные истории о результатах, открытиях, запоминающихся поступках медицинских работников, а также от-
ражение специфики мировоззрения, образа жизни населения Алтайского края задают неповторимый контекст для формирования личности будущего врача, формируют правильные ценностные установки, в том числе связанные со здоровым образом жизни, у подрастающего поколения. Открытость, многоаспектность, возможность прикоснуться к великому, к мечте, эмоциональный отклик, а не только полезная и поучительная информация привлекают студентов и будущих абитуриентов вуза в музеи АГМУ.
Музей истории и медицины Алтая АГМУ - единственный медицинский музей за Уралом, который задумывался как музей, сопровождающий человека почти всю жизнь. Старшие школьники получают общую информацию, знакомятся с будущей профессией; младшие курсы углубленно изучают определенные темы, начинают заниматься в кружках, работающих на базе музея; старшие курсы помогают проводить субботники, оформлять экспозиции; выпускники приходят в музей «за воспоминаниями», получают «социальную терапию», возвращаясь в «свой успех», а также пополняют музей раритетными артефактами. Музей истории АГМУ и медицины Алтая формирует пространство общественного диалога, а в диалоге развивается культура медицинского работника, сохраняются традиции, передаются опыт и знания. Применяя исторический подход, работники музея не только связывают прошлое и настоящее, но и целенаправленно формируют чувство уважения к выбранной профессии.
Музей истории АГМУ и медицины Алтая активно участвует в подготовке и проведении юбилеев факультетов, в съездах поисковых отрядов, в социальных программах, вывозит экспонаты в населённые пункты края, собирает уникальные материалы, взаимодействует с библиотеками, отдельными представителями культуры (писателями, музыкантами), работает с печатными изданиями. Кроме того, в музее истории АГМУ и медицины Алтая раскрывается уникальность географического и климатического расположения Алтайского края, что актуально не только для истории развития санаторно-курортного дела России, но и для реализации современных проектов по оздоровительному туризму. На экскурсиях в данном музее подчеркиваются исключительные способы немедикаментозного лечения на Алтае (пантолечение, фитотерапия, апитерапия и пр.), что востребовано в рамках развития программы по медицинскому туризму в Алтайском крае.
Музей истории АГМУ и медицины Алтая - это не только социальный институт для сохранения своей истории. В нем ведется активная работа с обучающимися в школах и колледжах городов и районов края, в том числе проводятся занятия в Малой медицинской академии, дни открытых дверей, ведется работа со школьными музеями города и пр. В 2015 - 2018 гг музей посетило более 2 тысяч школьников и студентов колледжей. К сожалению, по эпидемиологическим показаниям с весны 2019 года музей был закрыт для посетителей.
Стоит отметить, что посетителям Музея истории АГМУ и медицины Алтая в последнее время более интересны подробности повседневной медицинской культуры населения городов и деревень края, культура взаимоотношений не только между профессиональными работниками, но и врачей с пациентами. Во время проведения экскурсий обучающиеся интересуются не только культурными практиками в медицине, но и эволюцией медицинских знаний, историко-культурным наследием медицины, все чаще актуализируется информация об особенностях развития курортологии на Алтае. При этом И.В. Шаляпин, И.Г Беккер демонстрируя экспонаты, отвечая на вопросы, успевают раскрыть не только естественнонаучный, но и социальный, технический и даже эстетический аспекты деятельности музея.
Специфика медицинских музеев в АГМУ ярко проявляется в ночь музеев, что статистически отражено в количестве посетителей, существенно увеличивающихся каждый год (исключением стал май 2020 года из-за эпидемиологической обстановки в нашем регионе). Наибольший интерес вызывают древняя медицина и русская народная медицина, а также медицина Алтайского горнозаводского округа XVII - XIX вв. Кроме того, экспозиция из зала восточной медицины (индийская, корейская, китайская, вьетнамская) не только удивляет редчайшими экспонатами, но и вызывает желание у иностранных посетителей (профессоров, преподавателей) музея пополнить коллекцию. Диалог культур на Алтае, где пересекались дороги Запада и Востока, продолжается в направлении сохранения древних традиций в медицине, обмена и развития новых методов лечения пациентов.
Безусловно, медицина - часть культурной системы, в ней отражены доминирующие ценности, идеалы эпохи, специфика традиций региона, а также особенности его природы. Поэтому очень важно, что экскурсоводы музея часто акцентируют внимание на реализации идеалов гуманизма, милосердия, деонтологии, что особенно актуально в эпоху псевдодуховности квазичеловека. Беккер Иван Генрихович, Шаляпин Игорь Васильевич увлекательно, ненавязчиво формируют у слушателей отношение к жизни и здоровью как к величайшим духовным ценностям, раскрывают секреты неординарных решений некоторых проблем общественного здоровья населения края. При этом рассказ об особенностях истории медицины края включается в контекст развития различных культурных систем, связывается с историческими событиями в России.
Музеи АГМУ - часть культурного наследия Алтайского края. На наш взгляд, музеи медицинского университета, особенно Музей истории АГМУ и медицины Алтая, могут не только послужить базой для научно-исследовательской деятельности по биоэтике, социологии, культурологии, философии, но и успешно выполнять функцию межкультурной коммуникации. Будущий врач должен не только
уметь получать качественную информацию, анализировать, интерпретировать, грамотно передавать коллегам и пациентам, он должен научиться организовывать и осуществлять работу в малом и большом коллективе. Положительные примеры такой работы студенты наглядно видят в музее АГМУ.
Стоит отметить, что в настоящее время коммуникативная компетенция занимает важное место в современных Федеральных государственных образовательных стандартах подготовки специалистов в области медицины. Например, в процессе изучения дисциплин «Риторика», «Основы межкультурных и профессиональных коммуникаций» при получении студентами информации из музеев АГМУ наблюдается не только трансляция накопленного культурного опыта путём формирования индивидуальных способностей к освоению «своей» и «чужой» культур, но и вырабатывается уважительное отношение к представителям других культур. На наш взгляд, факультет иностранных студентов также может более активно использовать потенциал музеев вуза для изучения истории медицины, включать экспонаты музеев в процесс освоения клинических дисциплин, а также для изучения русского языка как иностранного.
В настоящее время в педагогической практике не только анализируются «особенности поколения Google», но и предлагаются новые формы коммуникации с подрастающим поколением. Музеи АГМУ также стали включать дополнительные формы работы с посетителями, в том числе популяризировать свою деятельность с помощью цифровых технологий. Новые формы работы стали особенно актуальны в сложившихся условиях напряженной эпидемиологической обстановки. Успешной альтернативой посещениям стало открытие сайта Музея истории АГМУ и медицины Алтая в социальных сетях. На страницах Instagram работники музея мобильно размещают материалы об обновлении экспозиций новыми артефактами, о памятных датах, событиях в медицине, выдающихся личностях АГМУ. Кроме того, на данной странице осуществляется постоянное взаимодействие с потенциальными посетителями музея через организацию конкурсов, тематические виртуальные выставки, ознакомление в режиме онлайн с новыми экспонатами, пополняющими фонд музея.
Современные тенденции развития образования все чаще ставят вопросы о перспективах и соотношении реального и виртуального в деятельности музея. Общение офлайн и онлайн с посетителями музея постепенно меняет всех субъектов полилога. Положительные и отрицательные моменты включения онлайн в деятельность музей АГМУ необходимо не только проанализировать, но и проинтерпретировать, чтобы выбрать оптимальную стратегию развития уникального музея.
Стоит помнить, что окружающий контекст деформирует текст и иначе считывает подтексты. В настоящее время человек все более погружается в виртуальный контекст, поэтому меняется текст его личности, происходит циф-ровизация многих традиционных ранее элементов, теряются и расплываются в текучем пространстве и времени подтексты смыслов и значений явлений, событий. Исследования культурологов, психологов, социологов и пр. выявляют некоторые проблемы современного общества, в том числе неоднократно подчеркивалось, что современное поколение не умеет слушать, но бесконечно говорит, что эгоцентризм, «самодостаточность» увеличивают риск манипуляции одиноким человеком массы. Человек начинает реализовывать мнимую свободу без ответственности, обязательств. В профессиях, которые построены на отношениях человек-человек, на наш взгляд, подобные установки противоречат принципам гуманизма, а значит, недопустимы.
Кроме того, в мобильном, текучем обществе возникает проблема модернизации образования в XXI веке. Одним из активно предлагаемых направлений модернизации в России является цифровизация, а также более активное применение новых технологий (игровых и пр.).
Следует также отметить, что в настоящее время не только «поколение Google», но и более старшее поколение всё чаще уходят от решения серьезных проблем в виртуальную реальность. Компьютерные игры вытесняют социально-ролевые игры (в том числе «во врачей») и дополняются бесконечными игра-ниями кидалтов (батальные, фэнтазийные и пр.). Данные игры длятся годами. Сленг, символы и пр. из данных игр активно внедряются в реальность, деформируют не только содержание, но и структуру национального языка, дополнительно дробят общество на новые субкультуры.
Игроизация формирует новое мировоззрение, внедряется в различные сферы жизнедеятельности, замещает иерархию ценностей интересом по горизонтали и выгодой по вертикали. Экономизация человеческих отношений, вытеснение суррогатами реальных ценностей происходит параллельно с изменениями подрастающего человека. Например, М.В. Тендрякова в своем исследовании выделяет новые качества, которые формируются у любителей компьютерных игр: часто при неудачах идут на риск, после поражения пытаются быстро взять реванш, могут выполнять несколько дел одновременно, умеют анализировать проблемные ситуации (разрабатывать тактику в рамках заданных параметров) [4]. При этом геймеры редко способны к решению ситуации с множеством неизвестных, не видят долгосрочные цели, не способны к выработке стратегии. Любители виртуальности могут обращаться со сложными графическими картами, алгоритмами, но не умеют работать с распечатанными текстами, не способны к работе в команде, особенно в больших группах. Некоторые из качеств, невостребованные у активных потребителей виртуальности, чрезвычайно важны в профессии врача.
С одной стороны, нельзя игнорировать особенности современного поколения. Например, «программная ошибка в одном из обновлений для популярной игры World Of Wärcraft, из-за которой новое заклинание порченой крови превратилось в настоящую эпидемию вроде чумы, стала математической моделью виртуальной эпидемии. Эту математическую модель взяли за основу для фундаментальных медицинских исследований в области вирусологии» [4]. Обучение в виде игры - увлекательно, ненавязчиво позволяет быстро освоить некоторые знания, отработать навыки. С другой стороны, дегуманизация и сжатие духовных потребностей будущих представителей интеллигенции все чаще ставит вопрос об опасности увлечениями киберреальностью, об ограничении цифровизации и игроизации, в том числе в процессе обучения будущего врача.
Следует помнить, что моральные травмы, переживания, события из игровой реальности часто незаметно переходят в реальность событий каждой личности, заменяют идентичность и жизненный опыт, формируют новый культурный багаж личности, создают новые проблемы в коммуникации при отключении эм-патии, снижении эмоционального интеллекта, а также увеличивают риск игровых манипуляций в реальной жизни. У любителя виртуальности на фоне возможности бесконечной перезагрузки меняется отношение к жизни и смерти. Кроме того, легкость расставания (отключения, переключения) в личной и в профессиональной жизни, спонтанность на фоне деформации ценностей любви, дружбы и пр. также несовместимы с биоэтическими, деонтологическими принципами, с требуемыми коммуникативными навыками в деятельности врача, входят в противоречие со спецификой клинического мышления. Релятивизм, феномен выученной беспомощности и синдром виртуальной всесильности, жестокие варианты жизненных стратегий, фобии взросления, вытеснение текста картинками, алогичность и некритичность мышления также несовместимы с требуемыми компетенциями врача.
Для определения оптимального соотношения виртуального и реального при общении сотрудников музея с подрастающим поколением нами было проведено эмпирическое исследование в форме анкетного опроса. Было опрошено 305 студентов 2 - 4 курсов Института клинической психологии, Института общественного здоровья и профилактической медицины, Института клинической медицины и Института педиатрии АГМУ. Данные респонденты составили выборочную совокупность, так как могли дать наиболее достоверные ответы о деятельности музеев АГМУ. В соответствии с учебным планом студенты данных специальностей в процессе изучения гуманитарных дисциплин и «Истории медицины» на 1 - 2 курсах посещают музеи АГМУ, где наглядно могут ознакомиться с экспонатами, помогающими освоить предмет изучаемых дисциплин. Это подтвердили опрошенные студенты - 92% респондентов посещали Музей истории АГМУ и медицины Алтая.
Студентам было предложено (анонимно) ответить на вопросы анкеты. Проанализировав полученные в ходе опроса результаты, мы сделали некоторые выводы.
Как показано в табл. 1, студенты преследуют разнообразные цели во время посещения музея АГМУ.
Таблица 1
Какова была ваша цель посещения Музея истории АГМУ и медицины Алтая?
провести с пользой время, для саморазвития, самосовершенствования 36%
удовлетворение познавательного интереса по истории медицины 25%
получение информации о выдающихся личностях, работавших в АГМУ 19%
получить положительные эмоции при общении с интересными людьми, однокурсниками, преподавателями 17%
В соответствии с разнообразными целевыми установками новые знания, которые получают посетители музея и указывают на них как наиболее значимые, также различаются. Наибольшую заинтересованность у студентов младших курсов вызывает информация музея об истории АГМУ - так ответили 75% опрошенных респондентов. Материалы музея о выдающихся личностях, ранее или ныне работающих в АГМУ, увлекли 64% посетителей музея; образцы медицинской техники в XX в. - 61% студентов. Вполне естественно при этом, что посещение музея истории АГМУ и медицины Алтая у 83% посетителей пробуждают по преимуществу положительные эмоции.
Разнообразие целей посещения музея опрошенных студентов, определили наиболее значимые функции музея АГМУ (табл. 2).
Таблица 2
Наиболее важные функции Музея истории АГМУ и медицины Алтая
Приоритет этической функции можно объяснить тем, что наибольшее значение для студентов представляет реальное, субъект-субъектное взаимодействие во время посещения, коммуникация экскурсовода и посетителя в музее. Познавательная же функция реализуется в полной мере и при взаимодействии в режиме онлайн. Это еще раз подтверждает огромный воспитательный потенциал, который заложен в деятельности музея АГМУ. Большое значение имеет при этом и личность экскурсовода. Он является главным субъектом, формирующим этическую составляющую музейной деятельности. С помощью демонстрации экспонатов, рассказа о поступках, выборе, жизненном пути некоторых представителей медицины формируется идеальный образ будущего врача, повышаются требования к нравственному облику личности, определяются новые приоритеты в деятельности, в том числе значимой для общества региона, страны.
Несмотря на неоднократно подчеркиваемую обучающимися значимость эмпатии, их склонность к традиционным ценностям, 80% опрошенных студентов высказали пожелание увеличить процессы информатизации, внедрить компьютерные технологии в деятельность музея АГМУ. Это вполне объясняется условиями современного общества, когда информационные и цифровые технологии сопровождают все виды деятельности человека. Однако принявшие участие в опросе студенты по преимуществу не являются сторонниками замены реального взаимодействия виртуальным. Так, только 20% опрошенных дистанционно посещали музей АГМУ, используя сайт музея в социальных сетях для получения необходимой информации.
Особый интерес для научного исследования представляет та часть вопросов, отвечая на которые студенты дают оценку своим личностным качествам. Самоописание старшекурсников, наш взгляд, позволяет не только соотнести полученные характеристики обучающихся 2 - 4 курсов с их видением будущего музея АГМУ, но и может быть использовано для корректировки организации образовательного процесса.
Молодым людям было предложено выбрать из представленных вариантов те, которые позволяют кратко, но ёмко охарактеризовать их личность (табл. 3).
Таблица 3
ответственный, пунктуальный 78%
добрый трудоголик 46%
логично мыслящий стратег 39%
динамичный, мобильный 38%
алгоритмичный тактик 36%
ироничный релятивист 15%
Вышеперечисленные характеристики более соответствуют представителю традиционной культуры, визуалу, логику, чем типичному лицу поколения XXI века. Данный вывод подтверждает и то, что для выделения важных сторон при общении с человеком студенты выбрали варианты, отражающие важные личностные качества, необходимые в их будущей профессиональной деятельности. Среди них: понять проблемы собеседника - 67%; проявить сочувствие, сопереживание - 60%.
При этом стоит отметить, что участвующие в опросе молодые люди являются активными пользователями социальных сетей. Так, 93% респондентов имеют несколько ников/аватарок в социальных сетях, а 26% из них имеют четыре и более. В беседе студенты уточнили, что чаще всего выходят в сеть на короткое время для того, чтобы узнать актуальную информацию от знакомых, сокурсников, друзей или отвлечься, отдохнуть после тяжелого процесса обучения. Примечательно, что самым распространенным видом проведения досуга опрошенные назвали реальные встречи, общение с друзьями и близкими - 70%. Просмотр ТВ, Интернет - второй по популярности ответ - выбрали 62% отвечавших. Данные противоречия можно объяснить спецификой подготовки к поступлению в медицинский вуз, особенностями обучения, сознательным самоконтролем распространённых у подрастающего поколения, рекламируемых в обществе потребления желаний.
Вызывает настороженность тот факт, что выход в музеи, театр и на концерты в качестве формы проведения досуга выбирают лишь 10% молодых людей. В процессе коммуникации с обучающимися было выявлено, что данный результат - не показатель отсутствия желания у молодых людей участвовать в культурной жизни общества и духовно расти и развиваться. Это констатация материальной стороны данного вопроса и отсутствия свободного времени у обучающихся медицинских вузов. Студенты, как известно, - одна из слабо материально защищенных категорий населения и при распределении имеющихся ограниченных финансовых возможностей, выбор делается ими не в пользу духовного самосовершенствования. Виртуальные выставки, спектакли в данном случае являются альтернативой реальному посещению, позволяют сэкономить время для сна и отдыха.
Чтение книг в качестве формы досуга указали 47% студентов. Однако 30% из них читают в основном учебную литературу и книги, связанные с будущей профессией. Из всех принявших участие в опросе молодых людей только 7% указали, что не читают вообще. 47% опрошенных отметили, что читают 4 и более книг в год. Вполне закономерно, что 18% опрошенных респондентов учатся
этическая 63%
гносеологическая 53%
гуманистическая 51%
коммуникативная 38%
развлекательная 35%
аксиологическая 31%
на «отлично», 68% - на «хорошо». При этом необходимо помнить, что в опросе приняли участие будущие врачи, знания для которых - одно из важных условий освоения компетенций будущей профессии.
Компьютерные игры как форму досуга указали 23% участвующих в опросе молодых людей. Наиболее популярные компьютерные игры среди студентов: интеллектуальные - 51%; стратегические - 46%; экшен - 40%. В азартные игры играют 15% опрошенных, в учебно-технологические - 8%. Данный пункт подтверждает гипотезу авторов о некоторых особенностях полученных характеристик личностей обучающихся старших курсов и объясняет их желание увеличить количество используемых цифровых технологий в деятельности Музея истории АГМУ и медицины Алтая.
Перед началом эмпирического исследования мы обратили внимание на то, что в последнее десятилетие на фоне изменений социокультурного контекста в России появляются научные статьи, в которых раскрываются не только проблемы, но и намечаются новые цели, задачи современного образования, а также деятельности медицинских музеев: помимо сохранения, изучения прошлого, обязательной частью их работы является систематизация представлений обучающихся о материальных, культурных ценностях, истории научных школ, а также создание современных социально ориентированных про-фориентационных программ и экспозиций нового поколения (интерактивные, мультимедийные, видеоинсталяции). Например, в статье «Информационные технологии в музейной педагогике медицинского вуза» рассматриваются особенности реализации новых задач, доказывается эффективность применения информационных и компьютерных технологий на примере КГМУ [5]. При этом в статье «Актуальность сотрудничества музеев и вузов в первой четверти ХХ1 века» на основании проведенного социологического исследования показаны не
Библиографический список
только положительные, но отрицательные аспекты использования новых технологий в деятельности музеев, в том числе подчеркивается важность ощущений, эмоций, чувств, которые возникают только при онлайн-посещениях музеев, театров, концертов [6].
В вышеперечисленных работах раскрывается безусловная высокая информативность при интерактивном погружении в исследуемый материал, в том числе в историю научных медицинских школ. Новые технологии, возможность проведения удаленной экскурсии, онлайн-просмотр экспозиций, выставок музея в любое удобное для обучающегося время особенно актуальны в период перехода на дистанционное обучение при неблагоприятной эпидемиологической обстановке, а также способствуют межкультурной коммуникации с иностранными студентами, обучающимися в медицинских вузах.
Музей истории АГМУ и медицины Алтая комплексно реализует все специфические функции музея, в том числе этическую, органично, в правильной пропорции соединяет онлайн- и офлайн-взаимодействие с посетителями музея. Стоит подчеркнуть, что глобальная цифровизация образования в музеях, в том числе в медицинских, несет в себе опасность дегуманизации образования, выключением воспитательного потенциала, что превращает биотические и деон-тологические ценности в малозначимые и легко подменяемые симулякры. Необходимо подчеркнуть, что только сочетание виртуального и реального посещений музеев «раскрывает новые возможности в диалоге поколений, в формировании эстетического вкуса, этических ценностей и идеалов подрастающего поколения» [6, с. 143]. Новые методики, педагогические технологии могут служить дополнением, но не должны вытеснять традиционные методики, основанные на субъект-субъектном взаимодействии педагога и обучающихся вуза, экскурсовода и посетителей музеев.
1. Кузыбаева М.П. Медицинские музеи вузов в начале XXI века. Высшее образование в России. 2011; № 7: 146 - 151.
2. Кузыбаева М.П. К истории анатомических музеев в России: музейная деятельность профессора А. И. Таренецкого (1845 - 1905). Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2016; № 1 (26): 104 - 107.
3. Олейник Т.Е. Основатели музеев высших учебных заведений Алтайского края. Мир науки, культуры, образования. 2014; № 4: 313 - 317.
4. Тендрякова М.В. Играющая цивилизация: игровые стратегии формирования личности. Исследователь/Researcher. 2018; № 1-2 (21-22): 55 - 67.
5. Иванова РГ Информационные технологии в музейной педагогике медицинского вуза. Философия и культура информационного общества. 2019: 156 - 157.
6. Логинова Н.С., Бендрикова А.Ю., Пономаренко О.П. Актуальность сотрудничества музеев и вузов в первой четверти XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 140 - 143.
References
1. Kuzybaeva M.P. Medicinskie muzei vuzov v nachale XXI veka. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011; № 7: 146 - 151.
2. Kuzybaeva M.P. K istorii anatomicheskih muzeev v Rossii: muzejnaya deyatel'nost' professora A. I. Tareneckogo (1845 - 1905). VestnikSankt-Peterburgskogogosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2016; № 1 (26): 104 - 107.
3. Olejnik T.E. Osnovateli muzeev vysshih uchebnyh zavedenij Altajskogo kraya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; № 4: 313 - 317.
4. Tendryakova M.V. Igrayuschaya civilizaciya: igrovye strategii formirovaniya lichnosti. Issledovatel'/Researcher. 2018; № 1-2 (21-22): 55 - 67.
5. Ivanova R.G. Informacionnye tehnologii v muzejnoj pedagogike medicinskogo vuza. Filosofiya i kul'iura informacionnogo obschestva. 2019: 156 - 157.
6. Loginova N.S., Bendrikova A.Yu., Ponomarenko O.P. Aktual'nost' sotrudnichestva muzeev i vuzov v pervoj chetverti XXI veka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 140 - 143.
Статья поступила в редакцию 09.02.21
УДК 371.72
Berger O.V., postgraduate, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: ksumoscow@gmail.com
PROBLEMS OF QUALITY OF TEACHING SPEECH CULTURE TO STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article raises questions related to the imperfection of the system of modern higher education, which affects the level of speech culture of students of higher educational institutions. The study reveals the main characteristics of the modern cultural situation in society, identifies the key problems of modern society and ways to solve these problems. The general respectful attitude of students to speech culture and their native language is fully formed in higher educational institutions, so it is important to focus on the study of this discipline, regardless of the professional orientation of students. This attitude to the native language will help preserve the rich Russian culture, increase the level of general literacy of students of higher educational institutions and will contribute to the harmonious development of the younger generation of young professionals.
Key words: speech culture, language communication, communication situation, cultural level, higher education.
О.В. Бергер, соискатель, Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: ksumoscow@gmail.ru
ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ СТУДЕНТАМ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
В статье поднимаются вопросы, связанные с несовершенством системы современного высшего образования, которое накладывает отпечаток на уровень речевой культуры студентов высших учебных заведений. В исследовании раскрываются основные характеристики современной культурной ситуации в обществе, обозначаются ключевые проблемы современного общества и способы их решения. Общее уважительное отношение студентов к речевой культуре и родному языку в полной степени формируется в высших учебных заведениях, поэтому важно делать акцент на изучении данной дисциплины независимо от профессиональной направленности обучающихся. Именно такое отношение к родному языку позволит сохранить богатую русскую культуру, повысить уровень общей грамотности учащихся высших учебных заведений и будет способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения молодых специалистов.
Ключевые слова: речевая культура, языковая коммуникация, коммуникативная ситуация, культурный уровень, высшее образование.