- На поставленные вопросы ответьте одним словарным словом:
- На чем летают в космос космонавты?
- Что любит есть кролик?
- Подобрать к слову синоним, определить разницу в значениях слов: большой - ..., умный - ..., грустный - ..., путешественник - ..., бежать -
..., быстро - ...
- Подобрать к приведенным ниже словам антонимы, объяснить значение
слов:
горячий - ..., белый - ..., бежать - ..., добрый - ..., светло - ...
- Составить словосочетания по схеме: сущ. + прил.
- Вставить в текст пропущенные глаголы:
Как-то вечером Красная Шапочка ... к бабушке в гости. Мама ... для бабушки пироги и ... Красной Шапочке быть очень осторожной. Красная Шапочка ... бабушку, ..., что скоро увидится с ней. Красная Шапочка ... песенку, по дороге ... с животными, ... с ними. ... Красная шапочка ... волка. Она и не ... его бояться, потому что была .
Слова для справок: не думала, собралась, любила, пела, играла, знакомилась, напекла, радовалась, наказала, встретила, думала, смелой.
- Найти в тексте синонимы к слову «заплакать».
Всхлипнула белочка: «Потерялась я, не могу найти свою норку». «Не надо плакать, - успокаивал её ёж. - Слезы - это не выход». Легко ежу сказать «не плачь», слезы-то льются. Белочке хотелось рыдать от своей безысходности. Но тут на помощь пришли зайцы, они стали искать вместе с заплаканной белкой ее норку.
- Подчеркнуть слова, имеющие переносное значение: солнце устало; солнце светит; туча ленится, скучает; сонная береза; белая ( засыпает; ветер подул.
- Дополнить предложения:
1. Дождь шел всю ночь, а утром выглянуло ...
2. Красная шапочка добрая, а серый волк...
Библиографический список
3. Днем светло, а ночью ...
4. Летом жарко, а зимой ...
5. Миша щедрый, Боря...
- Вставить пропущенные слова:
1. Девочка... мусор.
2. На утро . много снега.
3. Мы . несколько уроков танцев.
4. Анна ... посуду со стола.
5. Дима . завел машину.
- От приведенных ниже слов образовать однокоренные слова по образцу:
Образец:
Что? (предмет + признак) Какой? Что? (предмет + действие) Что делает?
Двор - дворовый Дым - дымит
Голова - ... Звонок - ...
Лето - . Дудка - .
День - . Пила - .
На последнем, контрольном этапе учащимся было предложено прочитать текст, озаглавить его, написать по нему изложение.
Кроме того, учащиеся выполняли на протяжении нескольких уроков задания, аналогичные тем, что были предложены на обучающем этапе.
В последнем этапе эксперимента приняли участие 16 человек.
Учащиеся продемонстрировали следующие результаты: 3 показали отличный результат; 8 учащихся допустили по 2 ошибки; 5 учащихся - по 3 ошибки.
В процессе сравнительного анализа полученных результатов исследования можно сделать вывод о том, что регулярное использование упражнений и заданий, аналогичных изложенным выше и предложенным с учетом названных принципов, способствует расширению словарного запаса младших школьников, а значит, овладение русским языком становится более эффективным.
1. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка. Москва, 2005.
2. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. Собрание сочинений. Москва - Ленинград: Издательство АПН РСФСР 1949; Т. 5.
3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Москва: Советская энциклопедия, 1966.
4. Буржунов Г Г. Виды звуковой интерференции в русской речи учащихся-дагестанцев. Русский язык в национальной школе. 1975; № 4: 31 - 37.
5. Барахоева Ж.М., Алиева Е.М.-Б. Проблемное обучение как средство повышения творческих способностей учащихся начальных классов. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1: 187 - 189.
References
1. Buslaev F.I. Istoricheskaya grammatika russkogo yazyka. Moskva, 2005.
2. Ushinskij K.D. O pervonachal'nom prepodavanii russkogo yazyka. Sobranie sochinenij. Moskva - Leningrad: Izdatel'stvo APN RSFSR, 1949; T. 5.
3. Ahmanova O.S. Slovar'lingvisticheskih terminov. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1966.
4. Burzhunov G.G. Vidy zvukovoj interferencii v russkoj rechi uchaschihsya-dagestancev. Russkij yazyk v nacional'noj shkole. 1975; № 4: 31 - 37.
5. Barahoeva Zh.M., Alieva E.M.-B. Problemnoe obuchenie kak sredstvo povysheniya tvorcheskih sposobnostej uchaschihsya nachal'nyh klassov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 1: 187 - 189.
Статья поступила в редакцию 01.03.21
УДК 378.14:359
Balyaeva S.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Admiral Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR RENOVATION OF MARINE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES. The article discusses the pedagogical conditions for the renovation of educational technologies in the process of integrated training sessions using e-learning resources in basic technical disciplines at the Maritime University. It highlights the components of a professionally oriented information and educational environment. In the article special tasks of students' cognitive activity and normative teacher's actions are determined. The particular features of integrated training sessions are considered. The experimental methodology is presented in the course of practical training of physics. Some elements of innovative teaching technology in a distance format are shown. The author focuses on the key stages of constructing practical lessons in the course of physics and gives their characteristics. The author also comes to the conclusion that pedagogical conditions for the renovation of educational technologies at the stage of basic training can become the basis for the development of a unified approach in developing of an innovative methodological system of marine engineering education as a whole.
Key words: educational technologies, integrated training sessions, e-learning resources, cognitive activities, maritime university.
С.А. Баляева, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕНОВАЦИИ МОРСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье рассматриваются педагогические условия реновации образовательных технологий в процессе интегрированных учебных занятий с использованием электронных обучающих ресурсов по базовым техническим дисциплинам в морском университете. Выделены компоненты профессионально направленной информационно-образовательной среды. Определены специальные задачи познавательной деятельности студентов. Представлены нормативные действия преподавателя. Рассматриваются отличительные особенности интегрированных учебных занятий. Раскрыты элементы инновационной технологии обучения в дистанционном формате. Автор акцентирует внимание на ключевых этапах построения практических занятий по курсу физики, дает их характеристику. В заключение делается вывод о том, что педагогические условия реновации образовательных технологий на этапе базовой подготовки могут стать основой для разработки единого подхода при формировании инновационной методической системы инженерно-морского образования в целом.
Ключевые слова: образовательные технологии, интегрированные учебные занятия, электронные обучающие ресурсы, познавательная деятельность, морской университет.
В условиях перехода нашей страны к цифровой экономике усиливается взаимосвязь между высшим образованием и рынком труда. В программе «Цифровая экономика Российской Федерации» определены 5 основных направлений развития, одним из которых является направление «Кадры и образование» [1]. Программа определяет следующие важнейшие цели данного направления:
- создание основных условий для подготовки квалифицированных кадров цифровой экономики;
- реализация стратегии образования, которое должно обеспечить цифровую экономику квалифицированными рабочими кадрами;
- создание системы мотивации участия в цифровой экономике Российской Федерации.
Для достижения этих целей необходима реновация образовательного пространства высших учебных заведений. При этом следует учитывать, что на современном рынке труда работодатели при найме персонала стали ориентироваться не только на конкретные профессиональные знания, умения и навыки работника, но и на триаду: «умение обучаться; умение работать в команде; мотивация к достижениям», что обусловливает кардинальные изменения в самом содержании высшего образования [2].
Сегодня высшее профессиональное образование должно быть ориентировано на приобретение студентами не отдельных навыков, умений и компетенций, а их групп. Можно выделить три основные группы умений и навыков, которые будут необходимы для овладения студентами своей будущей профессией:
- профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить;
- универсальные компетенции, которые зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом;
- цифровые навыки, под которыми понимаются доведенные до автоматизма модели поведения, основанные на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации и управления ею [2].
Эффективное формирование таких навыков требует от сферы образования интегрированного использования современных педагогических технологий и ресурсов электронного обучения. В этой связи существует большая потребность в совершенствовании форм занятий, содержания и структуры образовательного процесса, что, в свою очередь, определяет основную цель этого исследования: реновация образовательных технологий морского университета на основе интеграция современных дидактических средств, методологических и электронных обучающих ресурсов как средства реализации профессионального и личностного потенциала будущих моряков.
Мы связываем создание необходимых условий для профессионального развития специалиста на разных этапах университетского образования с новой организацией учебного процесса не только путем расширения объема профессиональных знаний, но и определения способов формирования этого знания и их функционирования в практической деятельности [3; 4].
Таким образом, актуальной задачей реновации морских образовательных технологий выступает создание в морском университете на этапе базовой подготовки инженерно-морских кадров профессионально направленной информационно-образовательной среды. Такая среда проектируется на основе следующих компонентов:
- принципа единства фундаментализации и профессионализации знаний. При этом процесс фундаментализации знаний связывается с выделением теоретических основ базисных учебных дисциплин на принципах общей методологической схемы исследования объектов в современной науке - системного анализа объекта. Профессионализация формируемых фундаментальных знаний осуществляется посредством их усвоения в практической деятельности по решению предметно-специфических задач с профессиональной направленностью, в которых эти знания выполняют ориентирующую функцию [5];
- учебно-исследовательской деятельности по анализу и решению предметных, технических и квазипрофессиональных проблем, представленных в учебных задачах различного типа и уровня сложности;
- мотивационно-личностной составляющей, направленной на развитие профессиональных компетенций будущих морских специалистов, на формирование интереса к профессии, стимулов к обучению, самостоятельности и креативности [6];
- ресурсного банка электронных образовательных средств, включающего электронные учебные пособия, видеоматериалы, средства дистанционного контроля прогресса студентов, пакеты тестовых заданий для промежуточной и итоговой государственной аттестации [7].
Важным педагогическим условием, обеспечивающим развитие профессионально направленной информационно-образовательной среды является широкое внедрение на этапе базовой подготовки специалистов морского флота инновационных форм обучения. К таким формам можно отнести интегрированные учебные занятия по базовой учебной дисциплине с использованием инновационных технологий и современных электронных учебных средств. Последние значительно расширяют дидактические возможности традиционных форм обучения, открывая новые пути интеграции предметно-специфических и квазипрофессиональных знаний и навыков.
Для погружения в квазипрофессиональную ситуацию и решения типовых предметно-специфических задач с профессионально ориентированным компонентом в процессе интегрированных занятий студент должен применять теоретические профессионально ориентированные знания как базовых учебных дисциплин, так и навыки информационного взаимодействия в образовательной среде. Электронные обучающие средства позволяют моделировать профессиональную деятельность студентов в конкретной квазипрофессиональной ситуации, тем самым формируя умения выделять проблему, анализировать, ставить цели, находить решения, что будет способствовать их дальнейшей адаптации к реальной профессиональной действительности.
Заметим, что одним из эффективных способов моделирования квазипрофессиональных ситуаций является организация деловых игр на тренажерах, в которых в достаточно полном объеме могут выступать контексты будущей профессиональной деятельности студентов [8].
В соответствии с целью интегрированного занятия мы определяем специальные задачи для познавательной деятельности студентов в информационно-образовательной среде:
- анализ имеющихся предметно-специфических знаний и навыков в контексте их применения в образовательной и квазипрофессиональной ситуации;
- формирование навыков поиска и обработки новой информации, необходимой для успешного решения проблемных ситуаций с профессионально ориентированной составляющей;
- формирование комплекса когнитивных действий для решения образовательных и квазипрофессиональных задач как упрощенной модели реальной профессиональной деятельности;
- интеграция знаний базовых учебных предметов и навыков информационного взаимодействия в образовательной среде как интегративных составляющих профессиональной компетентности будущих специалистов.
Отличительной особенностью интегрированных учебных занятий выступает возможность создания индивидуальных траекторий обучения и поддержание индивидуального пространства обучающей среды. Дидактическое обеспечение таких занятий с опорой на электронные обучающие ресурсы открывает новые возможности индивидуального подхода к студенту, поскольку каждый этап интегрированных занятий проектируется таким образом, чтобы с точки зрения знаний, не исключая возможности следовать основным целям занятия, вместе с тем допускать разные результаты познавательной деятельности.
Для реализации преимуществ такого обучения по циклу базовых учебных дисциплин нами на платформе электронного обучения iSpring созданы экспериментальные образовательные модули по базовой учебной дисциплине в виде презентаций с интегрированной в них рейтинговой системой оценивания успешности прохождения учебного курса студентами университета.
Учебный процесс строится таким образом, что реализуются полидидактические технологии, которые интегрируют ряд элементов традиционных и электронных образовательных ресурсов. Такие технологии выступают как теоретический проект управления учебной деятельностью и комплекс необходимых средств для функционирования виртуальной педагогической системы и должны удовлетворять основным методологическим требованиям, таким как концепту-альность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.
С позиций системно-деятельностного подхода полидидактическую технологию можно представить как целостную систему, дидактические характеристики которой слагаются из следующих особенностей учебно-педагогического процесса: задачного построения и системной структуры учебной информации; вариативности в расчете на индивидуальные особенности и возможности студентов; дифференцированного управления учебной деятельностью.
Дидактическая деятельность преподавателя, представленная в такой технологии, связана с прогнозированием необходимых педагогических действий для обеспечения дистанционного формата обучения и предусматривает следующие нормативные действия преподавателя:
- расписывание рабочих задач согласно модели специалиста;
- проектировку результативных характеристик профессиональных компетенций, формируемых в процессе обучения;
- анализ имеющихся средств обучения;
- разработку алгоритма управления учебной деятельностью посредством составления обучающих программ;
- выбор педагогических процедур управления учебной деятельностью;
- проектировку пооперационного состава действий;
- проектировку коррекционных средств управления;
- разработку диагностического аппарата для контроля и коррекции процесса усвоения учебного материала.
Решение этих задач направлено на формирование у студентов в процессе обучения системного типа мышления, адекватного понимания алгоритмов профессиональной деятельности, структуры, функций и способов управления морскими техническими объектами.
Широкое внедрение компьютерного моделирования реальных технологических процессов труда в области морского транспорта на основе использования электронных образовательных ресурсов в значительной степени способствует изменению методов и форм проведения интегрированных занятий, преобразующих деятельность, как преподавателя, так и студента. Благодаря использованию
электронных образовательных ресурсов преподаватель осуществляет общий контроль над процессом взаимодействия между студентом и информационно-образовательной средой.
Кроме того, важным педагогическим условием является создание ресурсной базы виртуального образовательного пространства, включающей электронные формы учебных пособий. По сравнению с традиционными и инновационными печатными учебными материалами электронное учебное пособие обладает рядом преимуществ, так как оно объединяет в себе такие основополагающие функции процесса обучения, как справочная, информационная, тренажерная, контрольно-измерительная и другие.
Существенным достоинством электронного учебного пособия выступает значительная наглядность, которая достигается путем введения в содержание пособия различных видеофайлов при минимальной текстовой составляющей. При этом учебный материал в электронном пособии может быть расположен в виде нескольких уровней сложности (от простого до суперсложного), его можно быстро обновлять, корректировать с учетом потребностей и уровня подготовки студентов.
Применение таких пособий в учебном процессе предоставляет широкие возможности для интенсификации самостоятельной учебной деятельности студентов, поскольку обеспечивает большой спектр проверочных заданий в аттестационном и обучающем режимах.
Рассмотрим элементы инновационной технологии обучения на примере разработанной нами экспериментальной методики дистанционных практических занятий в форме презентаций по курсу физики на платформе iSpring.
В организации практического занятия можно выделить следующие этапы.
Первый этап - информативный, представляет собой мини-лекцию, в процессе которой в режиме онлайн преподаватель знакомит студентов с темой и целью занятия, намечает план занятия; кратко комментирует теоретический материал; выделяет типы задач, которые будут рассмотрены на занятии.
Второй этап занятия - методологический, включающий изучение методов решения типовых задач и выделение ориентировочной основы деятельности по их решению.
В общем подходе к решению задач можно выделить комплекс основных действий, осуществляемых, как правило, при решении любой физической задачи: 1) соотнести описанную в задаче практическую ситуацию с конкретным разделом физики; 2) посмотреть, все ли термины в условии задачи известны и понятны, если что-то неясно, следует обратиться к учебным пособиям или просмотреть решения подобных задач; 3) записать в сокращенном виде условие задачи, перевести все заданные характеристики в одну систему единиц СИ; 4) убедиться в том, что исходные данные являются необходимыми и достаточными и сделать поясняющий рисунок, если это требуется; 5) установить, какие физические законы и соотношения могут быть использованы при решении данной задачи; 6) составить уравнения, связывающие физические величины, которые характеризуют описанные в задаче явления с количественной стороны; 7) решить эти уравнения относительно неизвестных величин, получить ответ в общем виде и найти численный результат; 8) проанализировать полученный ответ с физической точки зрения и, если это требуется в условии задачи, дать интерпретацию решения с профессиональной точки зрения.
Третий этап - обучающий, содержащий объяснение решения типовых задач. При этом физическая задача рассматривается как особая форма описания физического явления или свойств объекта через конкретно заданную ситуацию или абстрактно представленную с профессионально ориентированным компонентом. Преподаватель в режиме онлайн активизирует работу студентов, задает вопросы, уточняет количественные результаты решения задач, подводит итог, делает выводы. При этом в процессе объяснения решения типовых задач преподаватель акцентирует внимание студентов на физических явлениях и зако-
Библиографический список
номерностях, описывающих эти явления. Отметим, что важно научить студента не только получать количественный результат, но и представлять получаемые в результате решения задачи закономерности в аналитическом и графическом видах. Взаимодействие студентов на дистанционных занятиях в режиме онлайн с преподавателем в процессе решения задач, освоения учебного материала означает, что идет сотрудничество по обмену знаниями, идеями, способами познавательной деятельности.
Четвертый этап - интегрирующий предметно-специфические и квазипрофессиональные знания и навыки в процессе решения задач с профессионально ориентированным компонентом, нацеленный на формирование действий системного анализа. Квазипрофессиональный аспект таких задач состоит в их направленности на формирование умения студентов выполнять учебно-исследовательскую деятельность, отражающую одно из реальных направлений будущей профессиональной деятельности морского инженера - изучение конкретных возможностей технических устройств при различных условиях их эксплуатации.
Решение таких задач объективно требует выполнения следующей совокупности действий: а) соотнесения описанной в задаче профессиональной ситуации или технического устройства с предметно-специфической абстрактной моделью; б) выделения объекта анализа, его целостных свойств и характеристик; в) выбора средств решения и осуществление исполнительных операций; г) анализа полученных результатов.
Пятый этап занятия - контролирующий, направленный на диагностику усвоения способов и методов решения как типовых задач, так и задач с профессионально ориентированным компонентом по теме занятия, включает самостоятельную работу студентов по решению выделенных задач или тестовых заданий.
Шестой этап - завершающий, на котором преподаватель в режиме онлайн комментирует домашнее задание студентам, выделяет задачи и теоретические вопросы, обращает внимание на учебную литературу, необходимую для выполнения домашнего задания.
Можно утверждать, что в процессе интегрированных учебных занятий в дистанционном формате складывается новая модель обучения: «преподаватель - электронный обучающий ресурс (посредник) - студент», порождающая изменения в традиционных способах деятельности преподавателя и студента, связанных с переносом акцента с обучающей деятельности педагога на активную познавательную деятельность студентов по усвоению учебного материала с использованием информационных обучающих моделей в виде структурных моделей знания и умения [9; 10].
В этих условиях преподаватель выступает в роли консультанта, помогая студенту в выборе траектории познавательной деятельности и сопровождая его в реализации индивидуальной образовательной программы, консультируя по вопросам, возникающим в процессе самостоятельной учебной работы. Педагогическое взаимодействие здесь направлено на развитие самостоятельности и инициативности студента, его творческого потенциала, необходимого для успешного осуществления профессиональных функций на морском транспорте.
Подводя итог можно отметить, что использование инновационных педагогических технологий на основе современных электронных платформ в процессе интегрированных учебных занятий в морском университете показывает, что учебный процесс в режиме онлайн становится современным и интересным, способствует развитию познавательной деятельности студентов, переводит ее на более высокие формы взаимодействия и сотрудничества, повышает степень мотивации студентов и концентрации их усилий на достижении целей обучения.
В этой связи рассмотренные выше педагогические условия реновации морских образовательных технологий на этапе базовой подготовки специалистов могут стать основой для разработки единого подхода при формировании целостной системы морского инженерного образования, как в дистанционном формате, так и в режиме традиционного обучения.
1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Available at: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
2. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки: аналитический отчет к III Международной конференции. Москва: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. Available at: https://edutechclub.sberbank-school.ru/system/files/event/pdf/demo/ Analytical_ report_digital_skills_web_demo.pdf
3. Баляева С.А. Дидактические ресурсы физического образования в морском университете. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 190 - 192.
4. Образование и наука: современные тренды: коллективная монография. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017.
5. Баляева С.А., Хвингия Т.Г Фундаментальные доминанты современного морского образования Colloquium-journal. 2019; № 5 (29): 18 - 20.
6. Сафонцева Н.Ю. Особенности методики преподавания учебных дисциплин в компетентностном подходе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 74 - 77.
7. Кондратьев С.И., Боран-Кешишьян А.Л., Томилин Н.А. Концептуальные основы разработки банка тестовых заданий для проведения государственной итоговой аттестации выпускников морских образовательных организаций. Морские интеллектуальные системы. 2019; № 1-2 (43): 142 - 149.
8. Тенищева В.Ф., Цыганко Е.Н., Кузнецова Ю.С. Возможности тренажера в формировании профессиональной компетенции морского специалиста в соответствии с требованиями конвенции ПДНВ. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 77 - 80.
9. Balyaeva S.A. Information model as a means of formation of professional integrity of knowledge of maritime transport. Global Science: materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferenctsii. ISJ Theoretical & Applied Science. Lancaster, USA, 2016; № 4 (36): 141 - 143. Available at: http://dx.doi.org/10.15863/TAS.2016.04.36.23
10. Balyaeva S.A. Dynactic means of basic training in higher marine educational institutions. International Saintific journal ISJ Theoretical & Applied Science, Philadelphia USA. 2018; № 1 (57): 85 - 89. Available at: https://dx.doi.org/10.15863/TAS 2018.01.57.15
References
1. Programma «Cifrovaya 'ekonomika Rossijskoj Federacii». Available at: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
2. Obuchenie cifrovym navykam: global'nye vyzovy i peredovye praktiki. Bol'she chem obuchenie: kakrazvivat'cifrovye navyki: analiticheskij otchet k III Mezhdunarodnoj konferencii. Moskva: ANO DPO «Korporativnyj universitet Sberbanka», 2018. Available at: https://edutechclub.sberbank-xhool.ru/systemfiiles/event/pdf/demo/Analytical_ report_digital_skills_web_demo.pdf
3. Balyaeva S.A. Didakticheskie resursy fizicheskogo obrazovaniya v morskom universitete. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 190 - 192.
4. Obrazovanie i nauka: sovremennye irendy: kollektivnaya monografiya. Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2017.
5. Balyaeva S.A., Hvingiya T.G. Fundamental'nye dominanty sovremennogo morskogo obrazovaniya Colloquium-journal. 2019; № 5 (29): 18 - 20.
6. Safonceva N.Yu. Osobennosti metodiki prepodavaniya uchebnyh disciplin v kompetentnostnom podhode. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 74 - 77.
7. Kondrat'ev S.I., Boran-Keshish'yan A.L., Tomilin N.A. Konceptual'nye osnovy razrabotki banka testovyh zadanij dlya provedeniya gosudarstvennoj itogovoj attestacii vypusknikov morskih obrazovatel'nyh organizacij. Morskie iniellekiual'nye sisiemy. 2019; № 1-2 (43): 142 - 149.
8. Tenischeva V.F., Cyganko E.N., Kuznecova Yu.S. Vozmozhnosti trenazhera v formirovanii professional'noj kompetencii morskogo specialista v sootvetstvii s trebovaniyami konvencii PDNV. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 77 - 80.
9. Balyaeva S.A. Information model as a means of formation of professional integrity of knowledge of maritime transport. Global Science: materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferenctsii. ISJ Theoretical & Applied Science. Lancaster, USA, 2016; № 4 (36): 141 - 143. Available at: http://dx.doi.org/10.15863/TAS.2016.04.36.23
10. Balyaeva S.A. Dynactic means of basic training in higher marine educational institutions. Iniernaiional Sainiific journal ISJ Theoreiical & Applied Science, Philadelphia USA. 2018; № 1 (57): 85 - 89. Available at: https://dx.doi.org/10.15863/TAS 2018.01.57.15
Статья поступила в редакцию 27.02.21
УДК 378
Timchenko N.S., Doctor of Sciences (Social Studies), Professor, Department of Humanities with a Course of Clinical Psychology, Altai State Medical University
(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Loginova N.S., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Humanities with a Course of Clinical Psychology, Altai State Medical University
(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Bendrikova A.Yu, Cand. of Sciences (Social Studies), senior lecturer, Department of Humanities with a Course of Clinical Psychology,
Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
THE SPECIFICITY AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE MUSEUM IN ALTAI STATE MEDICAL UNIVERSITY. The article deals with specifics of the activity of the Museum of History and Medicine of Altai at ASMU. The authors pay special attention to the study of the importance of museum activities in the educational process of a medical university. The article examines the key stages of the formation of the ASMU museum, studies the experience of outstanding personalities of ASMU who made contribution to the successful functioning of the museum for the formation of a cultural, humanistic personality of a future doctor. Special attention is paid to the use of digital and computer technologies in the work of the ASMU museum, which is due to the context of the time, social trends and the specifics of the modern student's worldview. The authors of the article present the results of an empirical study conducted by the method of a questionnaire survey, the purpose of which is to study the influence of museum activities in the learning process on the formation of the personality of an ASMU student. It is concluded that there is a relationship between the characteristics of personal characteristics.
Key words: medical university, museum, medical university museum, digitalization, gamification, humanization, educational process, educational potential.
Н.С. Тимченко, д-р социол. наук, проф., Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Н.С. Логинова, канд. филос. наук, доц., Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
А.Ю. Бендрикова, канд. социол. наук, доц., Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ В АГМУ
В статье идет речь об особенностях деятельности Музея истории и медицины Алтая АГМУ. Особое внимание авторы уделяют изучению значимости музейной деятельности в образовательном процессе медицинского вуза. В статье рассматриваются ключевые этапы становления музея АГМУ, изучается опыт выдающихся личностей АГМУ, внесших вклад в успешное функционирование музея для формирования культурной, гуманистической личности будущего врача. Особое внимание уделено применению цифровых и компьютерных технологий в работе музея АГМУ, что обусловлено контекстом времени, общественными тенденциями и спецификой мировосприятия современного студента. Авторы статьи представляют результаты эмпирического исследования, проведенного методом анкетного опроса, целью которого было изучение влияния музейной деятельности в процессе обучения на формирование личности студента АГМУ. Был сделан вывод о том, что существует зависимость между особенностями личностных характеристик студентов и их индивидуальными представлениями о перспективах развития музея медицинского вуза.
Ключевые слова: медицинский вуз, музей, музей медицинского вуза, цифровизация, игроизация, гуманизация, образовательный процесс, воспитательный потенциал.
Медицинские музеи при университетах не только органично включены в процесс обучения, научную деятельность, но и имеют огромный потенциал для гражданско-патриотического воспитания молодежи. В медицинских музеях отражены этапы донаучного и научного познания и преобразования окружающего мира, фиксируется место медицины среди других наук на каждом этапе ее развития. Кроме истории медицины на специфику функционирования данных музеев с начала ХХ века оказывает влияние развитие музейного дела, а с конца ХХ века -музейная педагогика.
Историю развития медицинских музеев, их цели, задачи, аспекты деятельности освещали в своих статьях такие исследователи, как Л.Н. Арифулова, С.П. Глянцев, М.П. Кузыбаева, Б.Ш. Нувахов, К.А. Пашков, Н.В. Чиж, Ю.А. Шили-нис, и др. [1; 2]. На рубеже веков медицинские музеи рассматривают в процессе динамики их взаимодействия с музеями других профильных групп. При этом делается акцент на региональные особенности каждого из данных учреждений культуры. Включение в музейную деятельность страны, региона (программы РФ, Алтайского края) музеев АГМУ, на наш взгляд, возможно именно на фоне сохранения их своеобразия, что определяется человеческим фактором (отражением деятельности ученых, знаменитых профессоров вуза, а также энтузиазмом руководителей медицинских музеев).
Т.Е. Олейник в своей статье описал создание первых музеев при вузах Алтая, в том числе отметил, что самым первым в 1954 году был музей анатомии, а в 1958 г - Музей судебной медицины в АГМУ. Автор подчеркнул роль личностей в формировании коллекций музеев, перечислил их функции, выделил степень доступности каждого из музеев для посещения публики. «В настоящее время в
АлтГМУ действуют три музея: Музей кафедры анатомии человека, Музей судебной медицины (лаборатория) и Музей истории университета, который был основан в 2004 г. к 50-летию университета» [3, с. 314]. Музей истории АГМУ был объединен с Музеем истории и медицины Алтая г Рубцовска (И.Г. Беккер собирал коллекцию с 1993 г.) и Музеем боевой и трудовой славы медиков Алтая (существовал с 1975 г). Обширные экспозиции Музея истории АГМУ и медицины Алтая были размещены в лабораторном корпусе на ул. Папанинцев, 126.
Стоит отметить, что все музеи АГМУ не только собирали, популяризировали историко-медицинское наследие, но и изучали медицину как синтез научных знаний и практической деятельности. Каждый из музеев имеет свои особенности, отразил вклад определенных преподавателей в пополнение коллекции музея, взаимодействует с иными культурными учреждениями не только Алтайского края, но и России, Казахстана. Каждый из музеев выполняет такие важные функции, как сохранение научного и культурного наследия, воспитание молодежи. Несомненно, биосоциальный, междисциплинарный характер деятельности музеев АГМУ отражает интеграцию здравоохранительной и культурно-просветительской деятельности данного учреждения, раскрывает главную цель медицины - укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека.
Необходимо подчеркнуть, что музеи при медицинском вузе - это не только обучающий, но и эффективный воспитательный инструмент для педагогов, кураторов вуза, а также для учителей и классных руководителей школ. Уникальные «оживающие», «говорящие» экспонаты, поучительные истории о результатах, открытиях, запоминающихся поступках медицинских работников, а также от-