Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ЭТАПЕ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МОРСКОГО ФЛОТА'

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ЭТАПЕ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МОРСКОГО ФЛОТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
инновационные педагогические технологии / образовательный процесс / дидактическое обеспечение / интегрированные занятия / базовые технические дисциплины / электронные образовательные ресурсы. / innovative pedagogical technologies / educational process / didactic support / integrated lessons / basic technical disciplines / electronic educational resources.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баляева С. А.

Рассматривается дидактическое обеспечение интегрированных учебных занятий в морском университете. Представлены педагогические условия для развития профессиональных компетенций специалистов морского флота в процессе интегрированных учебных занятий по базовым техническим дисциплинам. Выделены специальные задачи для познавательной деятельности студентов в интерактивной образовательной среде. Повышение эффективности дидактического обеспечения интегрированных учебных занятий связывается с реализацией в учебном процессе электронных образовательных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTICAL SUPPORT OF INTEGRATED TRAINING LESSONS AT THE STAGE OF BASIC TRAINING OF MARINE SPECIALISTS

The article deals with didactic support of integrated training lessons at the Maritime University. It presents pedagogical conditions for the development of professional competencies of marine specialists in the process of integrated training sessions of basic technical disciplines. Special attention is given to the tasks for the cognitive activity of students in an interactive educational environment. The article shows the effectiveness of integrated training sessions and their didactic support associated with the implementation of electronic educational resources in the educational process.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ЭТАПЕ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МОРСКОГО ФЛОТА»

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ЭТАПЕ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МОРСКОГО ФЛОТА

Баляева С.А.

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова», доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики и физики

DIDACTICAL SUPPORT OF INTEGRATED TRAINING LESSONS AT THE STAGE OF BASIC

TRAINING OF MARINE SPECIALISTS

Balyayeva S.

Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education "Admiral Ushakov State Maritime University " Novorossiysk, Russia

Doctor of Education, Professor of Physics and Mathematics Department

Аннотация

Рассматривается дидактическое обеспечение интегрированных учебных занятий в морском университете. Представлены педагогические условия для развития профессиональных компетенций специалистов морского флота в процессе интегрированных учебных занятий по базовым техническим дисциплинам. Выделены специальные задачи для познавательной деятельности студентов в интерактивной образовательной среде. Повышение эффективности дидактического обеспечения интегрированных учебных занятий связывается с реализацией в учебном процессе электронных образовательных ресурсов.

Abstract

The article deals with didactic support of integrated training lessons at the Maritime University. It presents pedagogical conditions for the development of professional competencies of marine specialists in the process of integrated training sessions of basic technical disciplines. Special attention is given to the tasks for the cognitive activity of students in an interactive educational environment. The article shows the effectiveness of integrated training sessions and their didactic support associated with the implementation of electronic educational resources in the educational process.

Ключевые слова: инновационные педагогические технологии, образовательный процесс, дидактическое обеспечение, интегрированные занятия, базовые технические дисциплины, электронные образовательные ресурсы.

Keywords: innovative pedagogical technologies, educational process, didactic support, integrated lessons, basic technical disciplines, electronic educational resources.

Интегрированное использование современных педагогических технологий и ресурсов электронного обучения создает платформу для повышения качества подготовки специалистов морского флота. В связи с развитием современных компьютерных и телекоммуникационных средств открываются новые траектории познавательной деятельности студентов, что, в свою очередь, выдвигает задачу реновации структуры и дидактического обеспечения учебных занятий в морском университете.

Мы связываем создание необходимых условий для профессионального развития специалиста на этапе базовой подготовки с новой организацией учебного процесса не только путем расширения объема первичных профессиональных знаний, но и определения способов формирования этих знаний и их функционирования в будущей практической деятельности. [2,3].

Одним из условий, обеспечивающих развитие профессиональных компетенций будущих морских специалистов, является применение инновационных педагогических технологий в виде интегрированных занятий с широким использованием электронных учебных средств. Последние расширяют

дидактические возможности занятий, позволяя развивать предметно-специфические и квазипрофессиональные знания и навыки.

Для погружения в квазипрофессиональную ситуацию и решения типовых предметно-специфических задач с профессионально ориентированным компонентом студент должен применять теоретические профессионально-ориентированные знания как базовых учебных дисциплин, так и навыки информационного взаимодействия в образовательной среде. Внедрение электронных средств обучения в процессе интегрированных учебных занятий позволяет моделировать обучение и профессиональную деятельность студентов в конкретной квазипрофессиональной ситуации, тем самым способствуя их адаптации к реальной профессиональной действительности.

В соответствии с целью интегрированного занятия мы определяем специальные задачи для познавательной деятельности студентов в интерактивной образовательной среде:

- анализ имеющихся предметно-специфических знаний и навыков в контексте их применения в образовательной и квазипрофессиональной ситуации;

- формирование навыков поиска и обработки новой информации, необходимой для успешного решения проблемных ситуаций или заданий с профессионально ориентированной составляющей;

- формирование комплекса когнитивных действий для решения образовательных и квазипрофессиональных задач как упрощенной модели реальной профессиональной деятельности;

- интеграция знаний базовых учебных предметов и навыков информационного взаимодействия в образовательной среде как интегративных составляющих профессиональной компетентности будущих специалистов.

Широкое внедрение компьютерного моделирования реальных технологических процессов труда на основе использования электронных образовательных ресурсов в значительной степени способствует изменению методов и форм проведения интегрированных занятий, преобразующих деятельность как преподавателя, так и студента. Благодаря использованию электронных образовательных ресурсов преподаватель осуществляет общий контроль над процессом взаимодействия между студентом и информационной образовательной средой.

Выступая в качестве посредника между преподавателем и студентом электронные обучающие ресурсы берут на себя ряд дидактических функций, таких как предъявление учебной информации; моделирование и демонстрация объектов, явлений и процессов; производство измерений и обработка их результатов; контроль и коррекция процесса усвоения.

При этом качество знаний, сформированных в учебном процессе с использованием электронных обучающих ресурсов, повышается по сравнению с традиционным обучением за счет реализации инновационных технологий, основанных на использовании виртуальных сред, компьютерных симуляций, виртуальных 3D миров с эффектом погружения. Виртуальная среда выступает учебным инструментом нового поколения, и задача преподавателя состоит в переориентировании современных виртуальных технологий на обучение соответствующего уровня.

Использование электронных обучающих ресурсов изменяет характер, место и методы совместной деятельности педагогов и студентов, что способствует видоизменению методов и форм проведения занятий. Можно утверждать, что в процессе цифровизации образовательного процесса складывается новая модель обучения: «преподаватель-электронный обучающий ресурс (посредник) - студент», порождающая изменения в традиционных способах деятельности преподавателя и студента, связанных с переносом акцента с обучающей деятельности педагога на активную познавательную деятельность студентов в процессе самостоятельной работы по усвоению учебного материала с использованием информационных обучающих моделей в виде структурных моделей знания и умения

[1,4].

В этих условиях педагог выступает в роли консультанта, помогая студенту в выборе электронной образовательной программы и сопровождая его в реализации индивидуальной образовательной деятельности, консультируя по вопросам, возникающим в процессе внеаудиторной самостоятельной учебной работы. Педагогическое взаимодействие здесь направлено на развитие самостоятельности и инициативности студента, его творческого потенциала, необходимого для успешного осуществления профессиональных функций на морском транспорте. Практика организации образовательного процесса в высшей школе показывает, что формирование индивидуального стиля самообразования и самоорганизации студентов на основе реализации специальных педагогических технологий и обучения в сотрудничестве способствует развитию индивидуального стиля их будущей профессиональной деятельности [5].

Электронные обучающие ресурсы инициируют переход от иллюстративно-объяснительных методов и механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания, пользуясь современными способами представления и извлечения учебного материала и технологиями информационного взаимодействия в предметной среде. Это позволяет формировать умение студентов работать с различными источниками информации, в том числе распределенными в локальных и глобальной мировой информационных сетях.

Внедрение и использование ресурсов электронного обучения в процессе интегрированных занятий значительно расширяет их дидактические возможности.

Интегрированные учебные занятия обогащают формы традиционных занятий, повышают эффективность формирования сущностных межпредметных связей базовой технической и специальной профессиональной составляющих высшего морского образования, что способствует повышению степени мотивации студентов и концентрации их усилий на достижении целей обучения.

Список литературы

1. Balyaeva SA (2016) Information model as a means of formation of professional integrity of knowledge of maritime transport [Текст] /С. А. Баля-ева // Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konfer-enctsii «Global Science» - 30.04.2016 ISJ Theoretical & Applied Science, 04 (36): 141-143. Lancaster, USA. http://dx.doi.org/10.15863/TAS.2016.04.36.23

2. Баляева С.А., Хвингия Т.Г., С.А.Калинина. Проблемы модернизации учебного процесса в морском университете // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология» Майкоп: Изд-во АГУ - Вып. 2 (238)-2019.- С. 15-21.

3. Мищик С.А. Развитие целостно-системного цикла жизнедеятельности в условиях дистанционного обучения // The Scientific Heritage. 2020. № 574 (57). С. 32-35. - https://orcid.org/0000-0002-0040-9450 DOI: 10.24412/9215-0365-2020-57-4-32-35

4. Образование и наука: современные тренды: коллективная монография / гл. ред. О.Н. Широков - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017.- С. 90-101. 10.

5. Филоненко В.А., Петьков В.А. Самоорганизация в профессиональном становлении личности будущего педагога// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2013; 4 (129): 82-88.

EVIDENCE-BASED MEDICINE AS A CLINICAL-PHARMACEUTICAL ASPECT OF THE TRAINING OF PHARMACEUTICAL WORKERS

Drachuk V.

PhD, associate professor Department of Pharmacology Bukovinian State Medical University Goroshko O. PhD, associate professor Department of Pharmaceutical Botany and Pharmacognosy Bukovinian State Medical University Kopchuk T. PhD, associate professor Department of Pharmacology Bukovinian State Medical University Shchudrova T. PhD, associate professor Department of Pharmacology Bukovinian State Medical University

Dikal M. PhD, associate professor Department of Bioorganic and Biological Chemistry and Clinical Biochemistry Bukovinian State Medical University

Abstract

The core principles of evidence-based medicine are to combine individual clinical practice with the best available independent clinical evidence from systematic studies. The globalization of information resources and processes in the medical and pharmaceutical fields makes it possible to ensure the choice of the most effective, safe and rational pharmacotherapy based on the reliable available evidence. The article discusses the main aspects of the integration of evidence-based medicine into the educational process and the need for its use in practice by pharmacists at different levels of the pharmaceutical industry, and as a result, solving the main task of the pharmaceutical industry - providing the population with highly effective, safe and affordable medicines.

Keywords: pharmacists, evidence-based medicine, rational pharmacotherapy, level of evidence.

The growing incidence of the population, the emergence and spread of new nosological categories of diseases requires the medical and pharmaceutical community to form well-developed schemes of drug supply to the population on the basis of evidence-based medicine [1]. Evidence-based medicine is a type of medical and pharmaceutical practice that involves daily use in the diagnosis, treatment and prevention of the disease only those medical interventions and the use of drugs whose effectiveness and safety have been proven in high-quality clinical trials [2]. On the other hand, evidence-based medicine can be seen as the latest technology for the systematic collection, analysis, synthesis and application of quality scientific medical information, which allows you to make optimal clinical decisions in favor of the patient.

The main position of evidence-based medicine is the integration of the most reliable evidence obtained during experimental research into practice, improving pharmacotherapy, optimizing the range of drugs and the formation of unified clinical protocols for medical

care. Therefore, the goal of evidence-based medicine on a global scale is to cleanse medical practice of ineffective and dangerous treatments and to promote the use of highly effective and safe drugs. The main objectives of evidence-based medicine are: to increase the effectiveness of treatment, namely to reduce mortality and improve the quality of life of patients; increase the safety of treatment, ie reduce the risk of complications when using the applied methods of treatment and optimize the economic aspects of treatment by choosing the most effective and cost-effective treatment approach. Practitioners face many challenges in terms of treatment ineffectiveness, and approval and mandatory clinical care protocols do not always yield the expected results. And it is in this aspect that the close interaction and cooperation of the doctor and the pharmacist should be actively involved. Pharmacy and pharmacotherapy are areas of rapid change, with the latest technologies, new products and new information about known drugs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.