Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ МОРСКОЙ ОТРАСЛИ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ МОРСКОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
дистанционная подготовка / образовательные ресурсы / структурные элементы / дидактические характеристики / полидидактические технологии / морской университет. / on-line training / distance learning / educational resources / structural elements / didactic characteristics / polydidactic technologies / maritime university.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баляева С. А.

Рассматривается организация учебного процесса в морском университете при комплексном сочетании традиционного очного обучения с возможностями образовательных ресурсов дистанционной подготовки морских специалистов. Повышение качества образовательных услуг связывается с реализацией полидидактических технологий, которые выступают как теоретический проект управления учебной деятельностью студентов. Представлены дидактические особенности и характеристики дистанционных образовательных ресурсов. Выделены нормативные действия преподавателя в дистанционной образовательной среде. Раскрыты структурные элементы проектно-проблемной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL RESOURCES OF ON-LINE TRAINING OF SPECIALICTS FOR MARINE INDUSTRY

This article deals with organization of the educational process at the maritime university in the form of combination of traditional full-time education and distance learning, as well as available educational resources involved. Improving the quality of educational services is associated with the implementation of polydidactic technologies, which act as a theoretical project for managing students’ educational activities.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ МОРСКОЙ ОТРАСЛИ»

PEDAGOGICAL SCIENCES

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ МОРСКОЙ ОТРАСЛИ

Баляева С.А.

ФГБОУВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» Доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики и физики

EDUCATIONAL RESOURCES OF ON-LINE TRAINING OF SPECIALICTS FOR MARINE

INDUSTRY

Balyayeva S.

Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education "Admiral Ushakov State Maritime University " Novorossiysk, Russia

Doctor of Education, Professor of Physics and Mathematics Department

Аннотация

Рассматривается организация учебного процесса в морском университете при комплексном сочетании традиционного очного обучения с возможностями образовательных ресурсов дистанционной подготовки морских специалистов. Повышение качества образовательных услуг связывается с реализацией полидидактических технологий, которые выступают как теоретический проект управления учебной деятельностью студентов. Представлены дидактические особенности и характеристики дистанционных образовательных ресурсов. Выделены нормативные действия преподавателя в дистанционной образовательной среде. Раскрыты структурные элементы проектно-проблемной технологии.

Abstract

This article deals with organization of the educational process at the maritime university in the form of combination of traditional full-time education and distance learning, as well as available educational resources involved. Improving the quality of educational services is associated with the implementation of polydidactic technologies, which act as a theoretical project for managing students' educational activities.

Ключевые слова: дистанционная подготовка, образовательные ресурсы, структурные элементы, дидактические характеристики, полидидактические технологии, морской университет.

Keywords: on-line training, distance learning, educational resources, structural elements, didactic characteristics, polydidactic technologies, maritime university.

В современных условиях организация учебного процесса для инженерных специальностей морского университета осуществляется при комплексном сочетании традиционного очного обучения с возможностями дистанционных образовательных технологий.

Дистанционный формат обучения призван обеспечить эффективную реализацию образовательных технологий, нацеленных на повышение доступности в режиме on - line образовательных услуг с интегрированной профессиональной компонентой на всех этапах подготовки специалистов морского транспорта [1].

Для реализации преимуществ такого обучения по циклу базовых учебных дисциплин нами на платформе электронного обучения iSpring созданы экспериментальные образовательные модули по базовой учебной дисциплине в виде презентаций с интегрированной в них рейтинговой системой оценивания успешности прохождения учебного курса студентами университета.

Учебный процесс строится таким образом, что реализуются полидидактические технологии, которые интегрируют ряд элементов традиционных и

электронных образовательных ресурсов. Такие технологии выступают как теоретический проект управления учебной деятельностью и комплекс необходимых средств для функционирования виртуальной педагогической системы и должны удовлетворять основным методологическим требованиям, таким как концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость [2,3].

С позиций системно-деятельностного подхода полидидактическую технологию можно представить как целостную систему, структурными элементами которой являются:

- цели обучения;

- содержание обучения;

- средства дистанционного педагогического взаимодействия;

- организация учебного процесса с индивидуальными траекториями обучения;

-дифференцированная обратная связь, средства самоконтроля и самокоррекции процесса усвоения;

- результат деятельности.

Дидактические характеристики таких технологий слагаются из следующих особенностей учебно -педагогического процесса:

- задачного построения и проблемной структуры учебной информации;

- вариативности в расчете на индивидуальные особенности и возможности студентов;

- дифференцированного управления учебной деятельностью.

Дидактическая деятельность преподавателя, представленная в такой технологии, связана с прогнозированием необходимых педагогических действий для обеспечения дистанционного формата обучения и предусматривает следующие нормативные действия преподавателя:

- расписывание рабочих задач согласно модели специалиста;

- проектировку результативных характеристик профессиональных компетенций, формируемых в процессе обучения;

- анализ имеющихся средств обучения;

- разработку алгоритма управления учебной деятельностью посредством составления обучающих программ;

- выбор педагогических процедур управления учебной деятельностью;

- проектировку пооперационного состава действий;

- проектировку коррекционных средств управления;

- разработку диагностического аппарата для контроля и коррекции процесса усвоения учебного материала.

Решение этих задач направлено на формирование у студентов в процессе обучения адекватного понимания алгоритмов профессиональной деятельности, структуры, функций и способов управления морскими техническими объектами.

Важную роль здесь играет включение в содержание обучения формирование системного типа мышления будущих специалистов морского флота [4]. Для этого требуется комплексный подход к построению учебной дисциплины и организации ее усвоения, включающий системно-деятельностный, интегративный и личностно ориентированный подходы с электронной поддержкой. Решению этой задачи способствуют методологические ресурсы

морского технического образования, к которым относятся:

- диалектическое единство фундаментализа-ции и профессионализации знаний о предмете, ориентированное на методологически значимые, сущностные, инвариантные знания, формирующие целостную физическую картину мира и профессиональной действительности;

- освоение логико-операционной структуры системного анализа физических, общетехнических и квазипрофессиональных объектов морской отрасли;

- усиление в содержании базовых технических дисциплин теоретических, прогнозных, проектных компонентов общетехнического знания, обобщенно и адекватно отражающих фундаментальные идеи, логику и структуру технического знания с современных позиций и открывающих межпредметные связи с дисциплинами специального цикла подготовки [5].

При этом эффективность базового морского образования значительно возрастает с внедрением в учебный процесс инновационных дидактических технологий, среди которых, на наш взгляд, особый интерес представляет интеграция проектно-про-блемной технологии с электронными обучающими ресурсами [6,7].

Проектно-проблемная технология обучения осуществляется через интегративные формы учебных знаний, такие как лекционно-лабораторные, лекци-онно-практические, проектно-задачные, игровое проектирование, имитационный тренинг, а также через доклады с презентациями, творческие конференции и конкурсы, которые могут носить как очный, так и заочный характер.

Поскольку управление учебной деятельностью является важным педагогическим условием повышения качества выполнения студентами проектных заданий, целесообразно выделить в структуре про-ектно-проблемной технологии следующие блоки (Таблица 1):

- проблемно-целевой;

- теоретико-аналитический;

- поисково-исследовательский;

- контрольно-коррекционный;

- результативно-обобщающий;

- аттестационный.

Таблица 1

Структурные компоненты проектно-проблемной технологии

Блоки Структурные компоненты

Проблемно -целевой Цель: определение и обоснование проблемы проектного задания с профессионально-ориентированным компонентом; актуализация системы предварительных знаний; формирование мотивации

Теоретико-аналитический Задачи: развитие теоретического мышления; познавательных способностей; навыков анализировать информацию и выделять главное; формирование умений работать с электронными источниками учебной и научной информации

Поисково-ис-следовательский Методы: метод системного анализа; моделирование; экстраполяция; эксперимент Средства: электронные образовательные ресурсы; справочные информационные ресурсы; учебно-методические и научные материалы

Контрольно-коррекцион-ный Способы: диагностика промежуточных результатов разработки проектного задания; пошаговая система контроля и коррекции

Результа-тивно-обоб-щающий Этапы: анализ полученных результатов с предметно-специфической и профессиональной точек зрения; обобщение и формулирование выводов; предложения по реализации результатов в учебном процессе, научно-исследовательской деятельности, в морской практике

Аттестационный Подведение итогов: качественная и количественная оценка преподавателем результатов достижения цели проектного задания; электронные презентации; сообщения и доклады на конференциях; публикации в открытой печати

Каждый из этих блоков определяет соответствующие компоненты проектной деятельности, такие как проблему, цели, задачи, методы, средства, способы и этапы, результаты, а также факторы, функции и мероприятия по оценке и реализации полученного продукта [8].

Познавательная деятельность студентов в процессе выполнения проектных заданий инициирует переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания, пользуясь современными способами представления и извлечения учебного материала и технологиями информационного взаимодействия в предметной среде. Это позволяет формировать умение студентов работать с различными источниками информации, в том числе распределенными в локальных и глобальной мировой информационных сетях.

В заключение заметим, что сочетание педагогических технологий традиционного обучения и образовательных ресурсов дистанционной подготовки способствует повышению качества познавательной деятельности студентов, позволяет обеспечить равномерный характер самостоятельной работы в течение семестра, создает условия для индивидуализации обучения и эффективной коррекции образовательного процесса в направлении формирования знаний, умений и компетенций, адекватных структуре и содержанию изучаемых дисциплин.

Список литературы

1. Белогуров А.Ю., Габеев В.Т. Стратегия развития профессионального образования в России: поиск направлений в условиях современных соци-

окультурных инноваций // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, № 4.- Ростов-на-Дону, 2014. С. 21-27.

2. Баляева С.А., Хвингия Т.Г., Калинина С.А. Проблемы модернизации учебного процесса в морском университете // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». Вып.2 (238)- 2019. - С.15-21.

3. Uglova AN (2016) Design methodical maintenance of scientific disciplines [Текст]/А.Н.Углова // Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferenctsii «Global Science» - 30.04.2016 ISJ Theoretical & Applied Science, 04 (36): 138 -140. Lancaster, USA. http://dx.doi.org/10.15863/TAS.2016.04.36.22

4. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1985.

5. Balyaeva S.A. DYNACTIC MEANS OF BASIC TRAINING IN HIGHER MARINE EDUCATIONAL INSTITUTIONS. International Saintific journal ISJ Theoretical & Applied Science, Philadelphia USA 01 (57) 2018: 85-89. https://dx.doi.org/10.15863/TAS 2018.01.57.15

6. Топилина Н.В. Инновации в процессе обучения: понятия, технология и условия внедрения / В кн. : Образовательно-инновационные технологии; теория и практика. - Книга 1. - Воронеж: ВГПУ, 2008.

7. Образование и наука: современные тренды: коллективная монография/ Гл. ред. О.Н. Широков. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017.

8. Баляева С.А. Дидактические ресурсы физического образования в морском университете // Мир науки, культуры, образования. Научный журнал. № 2 (81). 2020. - С. 190-192.

DEVELOPMENT OF ECONOMIC COMPETENCIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE

FUTURE ECONOMISTS

Kovalova K.

PhD, Associate Professor of the department of Ukrainian and Foreign Languages Vinnytsia National Agrarian University

Abstract

The article examines the development of economic competencies of the students. In the conditions of reforming the economy of Ukraine, the modern paradigm of education involves the training of a highly skilled future economists. The purpose of the article is to show the importance of formation of the students'competencies. On the basis of generalization of literary sources we can determine the structure of professional competence of future specialists of the economic sphere. It has been proved that the purpose of the development of personal competences is to stimulate students' interest in economic disciplines, form the ability to freely use professional economic terminology, promote the abilities of gifted students, involve students in active participation in various conferences, professional contests, etc. Also the article shows the necessity of creation of the pedagogical conditions in which the competences should be formed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.