Научная статья на тему 'Современное состояние университетских музеев города Барнаула'

Современное состояние университетских музеев города Барнаула Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музей высшего учебного заведения / университетский музей / Алтайский край / ведом-ственный музей. / Museum of a Higher Educational Institution / University Museum / Altai Territory / Departmental Museum.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыгалова Мария Владимировна

Рассматриваются музеи высших учебных заведений Барнаула (Алтайский край) в контексте простран-ства города. Университетские музеи многими иссле-дователями признаются самостоятельными, имею-щими определенный круг задач, некоторые из кото-рых отличны от других музеев. Сегодня эти музеи наряду с выполнением научно-исследовательских и вспомогательных в учебном процессе задач, которые первоначально стояли перед ними, реализуют и дру-гие, а экспозиции и фонды многих из них перераста-ют рамки учебных заведений и становятся интерес-ными широкой аудитории. Кроме того, университе-ты рассматривают музеи как один из инструментов формирования имиджа, самопрезентации в простран-стве региона, популяризации тематических исследо-ваний и направлений, актуальных для учебного заве-дения. В Барнауле выделяются университетские му-зеи, ориентированные непосредственно на образо-вательный процесс (лаборатория «Музей природы» биологического факультета Алтайского государ-ственного университета (АлтГУ), музей-лаборатория минералогии на географическом фа-культете АлтГУ, анатомический музей при Алтай-ском государственном медицинском университете (АГМУ); музеи истории ВУЗа (музей истории универ-ситета им. В.И. Неверова (АГУ); музеи при универси-тетах, ориентированные, в том числе на внешнюю аудиторию (музей археологии и этнографии Алтая (АлтГУ), истории АГМУ и медицины Алтая (АГМУ) и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Current State of the University Museums of Barnaul

University museums are recognized by many re-searchers as independent, having a certain range of tasks, some of which are different from other museums. These museums perform not only scientific-auxiliary and educa-tional tasks in the educational process, which originally stood before them, but also realize others today. Museum expositions and collections outgrow educational institu-tions and become interesting to a wide audience. In addi-tion, universities consider museums as one of the tools of image formation, self-presentation in the region. As well as the promotion of case studies and areas relevant to the in-stitution.University museums that focus specifically on the educational process stand out in Barnaul. For example, the laboratory «Museum of nature» of the biological faculty of Altai State University(ASU), Anatomical Museum at the Al-tai State Medical University (AGMU); museums of history of the university (Museum of History of the Universitynamed after V. I. Neverova (ASU);museums focused on the exter-nal audience (Museum of Archeology and Ethnography of Altai (ASU).

Текст научной работы на тему «Современное состояние университетских музеев города Барнаула»

МУЗЕИ ВУЗОВ КАК ОСОБЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КЛАСТЕР

М.В. Рыгалова

Алтайский государственный институт культуры

(г. Барнаул)

Современное состояние университетских музеев города Барнаула

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-39-00112

История музеев высших учебных заведений насчитывает не одно столетие. Их начало было положено одновременно с образованием учебных заведений с целью повышения эффективности образовательного процесса, а также в качестве вспомогательной научно-

практической и исследовательской базы [1, с. 98]. На протяжении XIX в. создание музеев при университетах закреплялось в уставах учебных

качестве главной цели комитет выделяет поддержку сотрудничества представителей ВУЗовских музеев, а также развитие университетских музеев и коллекций в качестве основных ресурсов, предназначенных для исследований, образования и сохранения культурного, исторического, природного и научного наследия. Одной из задач является также повышение информирования о музеях на

заведений. Так, например, широкую аудиторию, которая

университетский устав 1863 г. предусматривал создание музеев нескольких типов (анатомии, древностей и художеств и собрания монет и медалей) [2, c. 37-38].

Исходя из современной общепринятой музейной

типологии, университетские музеи (музеи образовательных учреждений высшего образования) относятся к ведомственным (в ведомственной подчиненности Министерства высшего образования и науки РФ) и выделяются как самостоятельная структура внутри учебного заведения, решение об их создании принимается внутри учебного заведения [3, с. 12].В 2001 г. При Международном совете музеев (ИКОМ) создан Международный комитет университетских музеев и коллекций (International Committee for University Museumsand Collections (UMAC)), что само по себе говорит о признании музеев ВУЗов как природы» биологического самостоятельных учреждений. В факультета АГУ [6], музей-

достигается, в том числе, через рпечатное издание комитета [4].

В городе Барнауле функционирует семь

самостоятельных высших

учебных заведений, при пяти из них работают музеи, на примере которых можно проследить тенденции функционирования университетских музеев в современных условиях.

В высших учебных заведениях Алтайского края музеи начинают появляться в середине 1950-х гг. Первый открылся в АГМУ на кафедре анатомии человека одновременно с образованием учебного заведения в 1954 г. Кроме учебной деятельности внутри музея была сосредоточена и профориентационная работа [5, а 314]. В настоящее время этот музей продолжает функционировать в учебно-вспомогательных целях.

Аналогичные функции

выполняют лаборатория «Музей

УДК 069.015

DOI 10.24411/9999-035A-2019-10902 Рассматриваются музеи высшихучебныхзаведений Барнаула (Алтайский край) в контексте пространства города. Университетские музеи многими исследователями признаются самостоятельными, имеющими определенный круг задач, некоторые из которых отличны от других музеев. Сегодня эти музеи наряду с выполнением научно-исследовательских и вспомогательных в учебном процессе задач, которые первоначально стояли перед ними, реализуют и другие, а экспозиции и фонды многих из них перерастают рамки учебных заведений и становятся интересными широкой аудитории. Кроме того, университеты рассматривают музеи как один из инструментов формирования имиджа, самопрезентации в пространстве региона, популяризации тематических исследований и направлений, актуальных для учебного заведения. В Барнауле выделяются университетские музеи, ориентированные непосредственно на образовательный процесс (лаборатория «Музей природы» биологического факультета Алтайского государственного университета (АлтГУ), музей-лаборатория минералогии на географическом факультете АлтГУ, анатомический музей при Алтайском государственном медицинском университете (АГМУ); музеи истории ВУЗа (музей истории университета им. В.И. Неверова (АГУ); музеи при университетах, ориентированные, в том числе на внешнюю аудиторию (музей археологии и этнографии Алтая (АлтГУ), истории АГМУ и медицины Алтая (АГМУ) и др.

Ключевые слова: музей высшего учебного заведения, университетский музей, Алтайский край, ведомственный музей.

M.V.Rygalova

Altai State Institute of Culture (Barnaul)

The Current State of the University Museums of Barnaul

Abstract: University museums are recognized by many researchers as independent, having a certain range of tasks, some of which are different from other museums. These museums perform not only scientific-auxiliary and educational tasks in the educational process, which originally stood before them, but also realize others today. Museum expositions and collections outgrow educational institutions and become interesting to a wide audience. In addition, universities consider museums as one of the tools of image formation, self-presentation in the region. As well as the promotion of case studies and areas relevant to the in-stitution.University museums that focus specifically on the educational process stand out in Barnaul. For example, the laboratory «Museum of nature» of the biological faculty of Altai State University(ASU), Anatomical Museum at the Altai State Medical University (AGMU); museums of history of the university (Museum of History of the Universitynamed after V. I. Neverova (ASU);museums focused on the external audience (Museum of Archeology and Ethnography of Altai (ASU).

Key words: Museum of a Higher Educational Institution, University Museum, Altai Territory, Departmental Museum.

© MB FbraioBa

9

Рыгалова Мария Владимировна,

к.и.н, доцент кафедры музеологии и туризма Алтайского государственного института культуры (г. Барнаул)

МУЗЕИ ВУЗОВ КАК ОСОБЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КЛАСТЕР

лаборатория минералогии на географическом факультете АГУ [7]. Фонды музеев состоят из учебных, научных и экспозиционных разделов, на основе которых ведется исследовательская работа преподавателей и студентов.

При АГУ в 2000 г. открыт музей истории университета им. В.И. Неверова (первого ректора ВУЗа). Его деятельность сосредоточена на сборе сведений о преподавателях, научных достижениях, и популяризации истории университета [8]. Основными посетителями являются студенты и сотрудники. К музеям истории ВУЗа относится открытый в 2002 г. при Барнаульском юридическом институте Музей военной истории, в котором представлена история учебного заведения, достижения сотрудников и выпускников, а также популяризируются знания, связанные с военной историей России.

Музеи высших учебных заведений сегодня выполняют ряд очевидных функций, заложенных еще исторически. Однако кроме непосредственного пополнения фондов, хранения и популяризации тематических коллекций, использования материалов в учебном процессе, многие университетские музеи существенно расширяют тематику, тем самым становятся интересными широкому посетителю, а не только сотрудникам и студентам. Кроме того, с этим связано еще одно направление музея — формирование имиджа учебного заведения: среди внутривузов-ской среды, абитуриентов, городской общественности в целом. Эту тенденцию подчеркивают и зарубежные исследователи относительно своих учебных заведений, многие музеи которых давно переросли стены учебного заведения и стали самостоятельными [9].

В пространстве города Барнаула можно выделить музеи высших учебных заведений, которые интересны, в том числе внешнему посетителю. Ярким примером является историко-

краеведческий музей Алтайского государственного педагогического университета (АлтГПУ), открытый в 1993 г. Его экспозиции формировались в результате археологических и этнографических экспедиций студентов и преподавателей на протяжении длительного времени, с середины 1950-х гг.

В результате научно-практической и учебной деятельности его фонды продолжают пополняться. Результатами исследовательской работы на базе музея становятся выпускные квалификационные работы бакалавров, магистров, диссертационные исследования, а также монографические издания [10].

Фонды музея имеют широкий тематический и хронологический охват и интересны не только внутреннему посетителю, но и рассчитаны на широкую аудиторию, прежде всего, с просветительной точки зрения. Одновременно с этим, музей можно рассматривать как сосредоточение достижений сотрудников университета в области изучения археологии и этнографии региона.

Другим музеем, схожим по тематике, является музей археологии и этнографии Алтая при АлтГУ. Начало музею было положено в 1970-е гг. (университет открыт в 1973 г.) вследствие археологических экспедиций. Уже в 1978 г. открыта Лаборатория археологии, этнографии и истории Алтая, затем в 1985 г. музей археологии и этнографии Алтая. Одновременно складывается и практика использования материалов музея в образовательном процессе, в ходе прохождения учебных и производственных практик, организации практических занятий и факультативов,

лекций. Сегодня в музее сосредоточены богатейшие собрания по различным археологическим периодам (от среднего палеолита (100 тыс. лет назад) до монгольского времени (XIII-XIV вв.) Сотрудники музея и университета не только активно пополняют фонды, но и активно их изучают, по результатам этой работы публикуются статьи, монографии [11]. Наряду с историко-краеведческим музеем АлтГПУ, Музей археологии и этнографии Алтая является крупнейшим центром сосредоточения археологического и этнографического знания региона, научно-исследовательской базой в этом направлении. Материалы музея продолжают активно задейство-ваться в учебном процессе, но вместе с тем, служат и для популяризации исторического прошлого региона более широкой аудитории.

Музей истории АГМУ и медицины Алтая создан в 2015 г. на базе двух ранее самостоятельных музеев — музея истории АГМУ и музея истории медицины Алтая, который с 1993 г. являлся структурным подразделением Городской больницы № 2 г. Рубцовска. Особенность музея заложена еще при формировании коллекций: их основоположник И.Г. Беккер, заслуженный врач РФ, на протяжении долгого времени являлся главным врачом Городской больницы Рубцовска, начал формировать коллекцию с 1970-х гг.

Сегодня музей, расположенный в АГМУ, является одним из крупнейших в России по представленной в нем тематике, он охватывает период с XVIII в. — времени зарождения медицины в Сибири и на Алтае. В музее представлена богатейшая коллекция технических средств, которые использовались в разное время в узкопрофильной медицине, мемориальные кабинеты и персональные коллекции выда-

МУЗЕИ ВУЗОВ КАК ОСОБЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КЛАСТЕР

ющихся врачей: З.С. Баркагана, И.И. Неймарка и других. Широко представлена военная медицина с XIX в., медицина коренных народов Алтая, история аптечного дела на Алтае, народная медицина, санаторно-курортное дело [12]. Музей существенно перерос границы университета и его можно отнести к представителям отраслевой группы музеев.

В связи с тем, что музей находится в стадии переформирования по причине реструктуризации, большее внимание уделяется фондовой, экспозиционной работе. Однако музей, несомненно, обладает уникальными предметами и коллекциями, на которые следует обратить внимание исследователям, поскольку материалы музея позволяют изучить вопросы, связанные с различными аспектами истории медицины Алтая (от первого профессионального лекаря Ф.В. Геблера), демографические, социальные вопросы, санитарные особенности развития Алтая в разные периоды, вклад алтайских врачей в развитие медицины России и мира.

Отдельное место в музее занимает и история самого ВУЗа, официальные материалы, фотоисточники, личные коллекции преподавателей и врачей представляют богатейший материал.

Несомненно, музей представляет большой интерес, прежде всего, для посетителей профильной сферы (медицинских работников и студентов университета). Однако в связи с широко представленной отраслевой деятельностью, он интересен для широкого круга посетителей с просветительной, образовательной точки зрения. Кроме того, музей истории АГМУ и медицины Алтая оказывает существенное влияние на формирование имиджа учебного заведения как во внутренней среде учебного заведения, так и среди внешних посетителей, в том числе абитуриентов.

Музей истории Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползуно-ва впервые был создан в 1966 г., в 1990-е гг. был закрыт, вновь создан в 2012 г. Музей позиционирует себя как сокровищница научно-технического образования и просвещения в Алтайском крае. И действительно, его экспозиции охватывают не только историю ВУЗа (о чем заявлено в названии), но и развитие научно-технической мысли региона.

Музей представлен несколькими залами: история создания и развития ВУЗа, история военного образования в вузе и отечественной бронетанковой техники, мемориальный кабинет лауреата Ленинской премии, д.т.н., В.Г. Радченко, зал будущего, в котором сосредоточена техника, позволяющая проследить эволюцию технической мысли на протяжении XX - начала XXI в. Большое место в музее занимает экспозиция, посвященная вкладу ученых и выпускников университета в укрепление обороноспособности страны и социально-экономическое развитие Алтайского края.

Таким образом, по материалам музея можно проследить как историю самого университета, который берет свое начало от эвакуированного в годы Великой Отечественной войны Запорожского машиностроительного института, так и развитие технических достижений в целом, и вклад сотрудников и студентов АлтГТУ им. И.И. Ползунова в развитие технических отраслей региона и России. Кроме того, личные коллекции обладают богатым информационным потенциалом, позволяющим исследовать как вклад конкретного человека в историю ВУЗа, технического образования, научно-технических достижений, так и проследить основные тенденции в этой отрасли в целом на протяжении второй половины XX -

начала XXI в. Музей АлтГТУ им. И.И. Ползунова на протяжении нескольких лет принимает активное участие в Музейной ночи, привлекая в качестве посетителей семейную аудиторию, детей. Это связано с наглядностью, возможностью показать работу технических средств, которые сегодня уже широко не используются, провести технические опыты. Например, по итогам акции в 2019 г., музей посетили 4500 человек [13].

Музей активно включен в работу над поддержанием имиджа университета. На его сайте несколько разделов посвящено выпускникам, почетным профессорам, достижениям сотрудников.

Не оставляя первоначальных функций, связанных с обеспечением образовательного процесса и исследовательской деятельности, музеи высших учебных заведений берут на себя ряд новых. В частности, формирования имиджа, корпоративной культуры, воспитание корпоративного духа в учебном заведении [14, с. 103]. Развитие тематических экспозиций по принципу их соответствия научно-исследовательской деятельности университетов актуально и способствует широкому распространению научных и практических достижений [15, с. 179]. Университетские музеи Барнаула существенно обогащают музейное пространство города в целом, а также вносят существенный

МУЗЕИ ВУЗОВ КАК ОСОБЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КЛАСТЕР

вклад в популяризацию культуры и науки. Музеи истории учебных заведений способствуют сохранению и накоплению знаний и фактического материала о ВУЗах. Музеи стремятся стать «лицом» университета, транслировать собственные традиции, достижения с целью формирования позитивного имиджа в обществе.

Литература:

1. Ворошин С.Д. К истории формирования университетских музеев // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2015. Т. 15. № 2. С. 97-102.

2. Университетский устав 1863 года. Санкт-Петербург, 1863. 108 с.

3. Боголепова Л.З. Музеи истории ВУЗов: концепция комплектования коллекций на современном этапе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 4. С. 12-17.

4. International Committee for University Museums and Collections [Электронный ресурс] URL: http://umac.icom.museum/about-umac/what-is-umac/ (дата обращения: 13.10.2019).

5. Олейник Т.Е. Основатели музеев высших учебных заведений Алтайского края // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 4. С. 313-316.

6. Лаборатория «Музей природы» [Электронный ресурс] URL:

http://www.bio.asu.ru/department/zoo / (датаобращения: 13.10.2019).

7. Лаборатория минералогии географического факультета [Электронный ресурс] URL: https://www.asu.ru/structure/org_sci/ institutes/geo_museum/ (дата обращения: 13.10.2019).

8. Музей истории университета им. В.И. Неверова [Электронный ресурс] URL: https://www.asu .ru /structu re/faculties /history/history_uni_mus/ (дата обращения: 13.10.2019).

9. Kozak Z.R. The role of university museums and heritage in the 21the century // The museum review. 2016. Vol. 1. N0.1. [Электронный ресурс] URL: http://journals.siu.ca/rogerspub/index. php/tmr/article/view/3/3 (дата обращения: 13.10.2019).

10. Историко-краеведческий музей АлтГПУ [Электронный ресурс] URL:

https://www.altspu.ru/history/museu m/ (дата обращения: 13.10.2019).

11. Музей археологии и этнографии Алтая [Электронный ресурс] URL: https://altarcheomuseum.wixsite.com/ altai-archeology (дата обращения: 13.10.2019).

12. Музей истории АГМУ и медицины Алтая [Электронныйресурс] URL: https://www.asmu.ru/struktu ra-agmu /upravlenie-vospitatelnoy-vneuchebnoy-i-sotsialnoy-raboty/muzey-istorii-agmu-i-meditsiny-altaya/ (дата обращения: 13.10.2019).

13. Музей истории Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова

[Электронный ресурс] URL:

http://museum.altstu.ru/ (дата обращения: 13.10.2019).

14. Мальцева Г.И.

Университетская корпоративная культура // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 2. С. 95-103.

15. Калита С.П., Юркин И.Н. Университетский музей как феномен культуры // Культура и цивилизация. 2019. Т. 9. № 1-1. С. 176-183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.