13. Kovalenko, P.S. Sozdanie i osobennosti realizacii innovacionnogo proekta muzeefikacii arkhitekturnogo i istoriko-kuljturnogo pamyatnika «Biyjskoe arkhiereyjskoe podvorje» // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 6(43).
Статья поступила в редакцию 16.01.14
УДК 069 (571.15)
Oleinik T.E. THE CREATION OF TYPOLOGICAL SYSTEM OF MUSEUMS OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF ALTAI REPUBLIC AND ALTAI STATE. In this reseach the charactiristics of typological system of museums in institutions of higher education of Altai krai and republic of Altai was given. More than that the systematization of museums in academies of the region was held according to the following classification groups: way of formation of the main fund, typological devision.
Key words: museum in institutions of higher education, typological system (net), classification of museums, field-specific.
Т.Е. Олейник, старший преп. каф. историко-культурного наследия и туризма алтайской гос. педагогической академии, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ СЕТИ МУЗЕЕВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
В работе дана характеристика типологической сети музеев высших учебных заведений Алтайского края и Республики Алтай, проведена систематизация вузовских музеев региона по классификационным группам: профильной принадлежности, способу формирования основного фонда, типологическому делению.
Ключевые слова: музей высшего учебного заведения, типологическая сеть, классификация музеев, профиль музея.
Формирование и организация разнообразной типологической структуры музеев является одним из направлений культурной политики государства в деле сохранения и представления национального культурного и природного наследия [1, с. 56].
Изменение статуса, профильного состава, численности музеев происходит под воздействием политической, социально-экономической и социокультурной ситуации в отдельных территориально-административных образованиях страны.
Важное место в социокультурном пространстве региона занимают музеи высших учебных заведений. Основная аудитория вузовских музеев - это студенты, школьники, ученые, воспитываемые посредством приобщения их к историко-культурному и природному наследию малой Родины.
В настоящее время в сеть музеев высших учебных заведений Алтайского края и Республики Алтай (до 1991 г. Республика Алтай входила в состав Алтайского края) включены музеи 9 учебных заведений, организованные в середине XX - начале XXI вв. В формировании музеев высших учебных заведений в Алтайском крае и Республике Алтай можно выделить следующие этапы: 1950-1960-е гг., 1970-1980-е гг., 1990-2000-е гг.
В послевоенный период в регионе были открыты лишь несколько музеев: анатомический, музей судебной медицины Алтайского государственного медицинского университета (АлтГМУ) и почвенный музей Алтайского государственного аграрного университета (АлтГАУ). Музеи медицинского университета организовывались одновременно с профильными кафедрами. Главной целью их создания явилась необходимость использования экспонатов в качестве учебных наглядных пособий. С этой же целью был организован почвенный музей в аграрном университете. Пополнение коллекции проводилось за счет исследования учеными почвенных зон края в рамках политики освоения.
В период «хрущевской оттепели», в Алтайском крае не было открыто ни одного музея. Материальная база учебных заведений была настолько слаба, что основные средства направлялись на формирование структурных подразделений вузов - факультетов, кафедр.
О формировании сети музеев высших учебных заведений Алтайского края можно говорить лишь с начала 1970-х гг., когда на базе Алтайского государственного университета был открыт сразу целый музейный комплекс, в структуру которого входили: криминалистический, зоологический, археологический, минералогический музеи, Музей истории просвещения и культуры Алтая, а также гербарий, выставочный зал и ботанический сад. Организация музеев различных направлений научного знания была типичным явлением для классического вуза. Опыт создания подобного рода системы был заимствован у Томского госу-
дарственного университета. Так, в 1980-е гг. в Ветеринарном институте Алтайского государственного аграрного университета был открыт учебный музей животных.
Вузовские музеи, основанные в Алтайском крае в 1970-1980-е гг., стали результатом многолетней научно-исследовательской работы преподавателей, ученых и студентов учебных заведений, а их роль заключалась не только в обеспечении наглядными материалами учебных дисциплин, но и в помощи при проведении научно-исследовательской и воспитательной работы со студентами.
В структуре алтайских вузов к 1990 г. насчитывалось 13 музеев, представлявших различные научные дисциплины. Развал СССР, экономический кризис отразились на финансировании и стабильном существовании вузовских музеев. Так, Музей истории АлтГАУ в 1990-е гг. был закрыт на реэкспозицию и на протяжении длительного времени не действовал. Музей истории и развития просвещения и культуры Алтая в 1980-е гг. был выведен из структуры АлтГУ, часть его коллекций передана в конце 80-х гг. XX в. в Барнаульский государственный педагогический институт (современное название - Алтайская государственная педагогическая академия), что послужило основой для открытия Музея истории и развития образования Алтайского края. Интересна судьба Военно-исторического музея Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков, оставшегося на территории бывшего училища, расформированного в 1990-е гг., но в составе Барнаульского юридического института МВД России. В 2009 г. коллекции были переданы в музей «Город», и, таким образом, музей был выведен из состава высшего учебного заведения, перестав существовать как вузовский.
К концу XX в. музейная сеть высших учебных заведений Алтайского края и Республики Алтай претерпела значительные изменения. В 1991 г. из состава Алтайского края в отдельный субъект выделилась Республика Алтай (до 1993 г. - Горно-Алтайская ССР, Республика Горный Алтай), на базе Горно-Алтайского педагогического университета и Горно-Алтайского сельскохозяйственного техникума был основан Горно-Алтайский государственный университет (ГАГУ).
В ГАГУ по примеру классических университетов в рассматриваемый период была открыта группа музеев, соответствующих научным направлениям, разрабатываемым вузом: археологический, зоологический музеи, музей «Природа Горного Алтая».
Новая политическая система способствовала появлению разнообразных музеев, которые открывались не только для отображения направлений научных исследований, обеспечения наглядностью учебных курсов, проведения практик, но и с целью увековечения истории, достижений ученых, педагогов, сту-
дентов учебного заведения. В связи с этим за указанный период в высших учебных заведениях Алтайского края и Республики Алтай было основано 8 музеев истории вуза. Это Музей истории Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина (1990 г.), Музей истории Алтайской государственной академии культуры и искусств (2000 г.), Музей Барнаульского юридического института МВД России (2002 г.), Музей истории Алтайского государственного медицинского университета (2004 г.), Музей истории Горно-Алтайского государственного университета (2006 г.), Музей истории Алтайского государственного университета им. В.И. Неверова (2010 г.), Музей истории Алтайского государственного аграрного университета (2011 г.), Музей истории и инноваций Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова (2013 г.).
В период с 1990 по 2000 гг. был открыт Историко-краеведческий музей Алтайской государственной педагогической академии, хотя формирование коллекций и организация временных экспозиций, выставок начались задолго до его открытия.
Таким образом, третий период формирования сети вузовских музеев Алтайского края и Республики Алтай ознаменован появлением 13 новых музеев, в том числе 8 музеев истории учебного заведения и картинная галерея «Универсум».
Важной характеристикой музейной сети является профиль деятельности. Профиль вузовского музея, как правило, определяется научными интересами ученых учебного заведения. В русле определенной науки или комплекса научных дисциплин ученые учебного заведения проводят исследования, организуют экспедиции, поисковую работу, в результате которых происходит сбор, изучение и научная обработка материалов, в дальнейшем составляющих основу фондов вузовских музеев.
Удельный вес музеев того или иного профиля в музейной сети, его изменения определяются конкретно историческими условиями [2, с. 156].
Вузовские музеи Алтайского края и Республики Алтай можно разделить в соответствии с профильной классификацией на 4 группы. Значительная их часть представлена музеями исторического профиля, в которых нашли отражение такие направления научного знания, как археология, этнография, краеведение. Большинство музеев исторического профиля представлены музеями истории учебных заведений.
Второй по численности профильной группой вузовских музеев края являются естественнонаучные музеи, основанные в русле следующих научных дисциплин: зоология, минералогия, геология, биология, ботаника, анатомия. Музеи комплексного профиля представляют третью группу вузовских музеев Алтайского края и Республики Алтай. Это музеи, объединившие в себе несколько направлений научного познания (археологию, этнографию и краеведение, технические науки и гуманитарные, естественноисторические и гуманитарные). Такими являются «историко-краеведческие музеи» или «музеи археологии, антропологии и этнографии» и пр.
Художественных музеев в составе музейной сети региона лишь два: картинная галерея «Универсум» и выставочный зал АлтГУ.
В зависимости от способа формирования основного фонда музеи высших учебных заведений Алтайского края и Республики Алтай можно объединить в две группы: 1) музеи, в основу которых были положены частные, кафедральные коллекции, либо коллекции, подаренные учеными из других вузов России (например, анатомический музей АлтГМУ, минералогический, зоологический музеи АлтГУ); 2) музеи, ставшие результатом научно-исследовательской либо поисковой работы (например, почвенный музей АлтГАУ, археологический музей АлтГУ, Историко-краеведческий музей АлтГПА). Причем вузовские музеи
первой группы, как правило, создавались одновременно с самим учебным заведением или кафедрой. Изначально целью организации подобных музеев было обеспечение наглядности в учебном процессе, т.е. музеи выполняли учебную функцию. В истории музеев высших учебных заведений Алтайского края и Республики Алтай был интересный факт, когда открытию новой специальности (развитию нового научного направления) способствовал музей. Например, специальность «зоология» на основе Зоологического музея АлтГУ.
Открытию музеев второй группы предшествовала серьезная научно-исследовательская, поисковая работа в области определенной научной дисциплины, которая, как правило, продолжалась не один год. По мере накопления значительного материала в области научного знания возникала потребность в его систематизации и презентации. Для этих целей организовывались музеи.
В Алтайском крае и Республике Алтай соотношение музеев высших учебных заведений, организованных на основе частных или кафедральных коллекций, и музеев, основанных в результате исследовательской и поисковой работы, приблизительно равно. Анализ профильных групп вузовских музеев региона дает представление о составе, специфике деятельности не только самих музеев, но и, как причина, о получивших наибольшее развитие научных дисциплинах в конкретном вузе.
Развитие науки, техники, искусства, культуры приводит к появлению новых профильных групп, поэтому данная классификация может быть дополнена в самое ближайшее время.
Наряду с классификацией музеев по профильным группам используется деление по типам музеев, в соответствии с которым они делятся на научно-исследовательские, научно-просветительные, учебные музеи. Научно-исследовательские музеи функционируют при научно-исследовательских институтах и академиях, высших учебных заведениях, в состав которых они обычно входят в качестве структурных подразделений. Их фонды используются в научных, учебных целях, а экспозиции ориентированы, прежде всего, на высококвалифицированных специалистов, в том числе студентов профильных вузов соответствующих специальностей. Например, Музей археологии Алтая Ал-тГУ, Музей криминалистики, Музей судебной медицины АлтГМУ. Музеи этого типа, как правило, занимаются научно-исследовательской работой, но поскольку ориентированы, прежде всего, на массового посетителя, их фонды широко используются в культурно-образовательных целях. В деятельности музеев большое внимание уделяется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-образовательных мероприятий.
Культурно-образовательной деятельностью в большей мере занимаются музеи истории высших учебных заведений. Необходимо отметить, что все музеи высших учебных заведений Алтайского края и Республики Алтай, в разной степени, но развивают это направление своей деятельности.
Таким образом, формирование типологической сети музеев высших учебных заведений Алтайского края и Республики Алтай проходило в несколько этапов. Однако, как уже было отмечено, говорить именно о сети вузовских музеев в регионе мы можем с 1970-х гг., когда только на базе классического вуза было открыто сразу 10 музеев (по 2000-е гг.). В соответствии с классификацией музеев по принадлежности вузовские музеи относятся к числу отраслевых музеев, по типологическому делению - формально являются учебными, фактически объединяют в себе черты научно-исследовательских, научно-просветительных и учебных музеев. Сами музеи высших учебных заведений можно сгруппировать по профилю. Значительная часть вузовских музеев Алтайского края представлена музеями исторического и естественнонаучного профиля.
Библиографический список
1. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. - 2009. - № 5.
2. Труевцева, О.Н. Музеи Сибири во второй половине XX в. - Томск. - 2000.
Bibliography
1. Slovarj aktualjnihkh muzeyjnihkh terminov // Muzeyj. - 2009. - № 5.
2. Truevceva, O.N. Muzei Sibiri vo vtoroyj polovine XX v. - Tomsk. - 2000.
Статья поступила в редакцию 16.01.2014