Научная статья на тему 'История музеев высших учебных заведений Алтайского края'

История музеев высших учебных заведений Алтайского края Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
577
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / МУЗЕЙНАЯ СЕТЬ / ФОНДЫ МУЗЕЕВ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ / ЭКСПОЗИЦИОННАЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / UNIVERSITY MUSEUMS / MUSEUM NETWORK / MUSEUM FUNDS / RESEARCH / EXPOSURE AND EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Олейник Татьяна Евгеньевна

Статья посвящена реконструкции истории музеев высших учебных заведений Алтайского края, изучению формирования фондов, организации экспозиционной и выставочной деятельности в вузовских музеях края. Осуществлена типологизация вузовских музеев Алтайского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The History of the University Museums in the Altai Region

This study is focused on the history of the university museums in the Altai Region, it explores the formation of funds, organization exposure and exhibition activity here. The author develops typology of university museums in the Altai Region.

Текст научной работы на тему «История музеев высших учебных заведений Алтайского края»

ББК 79.14(2Рус-4Алт)787

Т.Е. Олейник

История музеев высших учебных заведений Алтайского края

Ключевые слова: музеи высших учебных заведений, музейная сеть, фонды музеев, научноисследовательская, экспозиционная, образовательная деятельность.

Key words: university museums, museum network, museum funds, research, exposure and educational activities.

Высшие учебные заведения России всегда были средоточием интеллектуальных сил страны. В своей деятельности они не ограничивались выполнением только научно-образовательных функций, а занимали также особое место в отечественной культуре. Научную, учебную и просветительскую деятельность учебные заведения осуществляли во многом через свои музеи [1]. Появление музеев в высших учебных заведениях в России связано с развитием отечественной науки и опытом преподавания. Необходимо отметить, что в 1805 г. во всех российских университетах (Московском, Дерптском, Виленском, Казанском, Харьковском) действовали музеи естественной истории, целью организации которых было обеспечение образовательного процесса наглядным материалом. Вузовские музеи организовывались по инициативе частных лиц, ученых, меценатов, в результате выставочной деятельности и, конечно же, в соответствии с университетскими уставами. В 30-40-е гг. XIX в. университетским уставом предусматривались в качестве обязательных ботанические, минералогические, зоологические, сельскохозяйственные, анатомические музеи, музеи изящных искусств и древностей. Выделению многообразия профильных групп университетских музеев в России способствовала дифференциация научного знания, развитие новых научных дисциплин.

Появление вузовских музеев в Сибири было определено основанием первого высшего учебного заведения в азиатской России, положившего начало развитию образования, науки и культуры в регионе. Это был Томский государственный университет (ТГУ), учрежденный в 1878 г. повелением Александра II, как Императорский Сибирский университет. Университет был создан и развивался как центр образования, науки, просвещения и культуры национального значения, на него была возложена миссия подготовки научно-педагогической и культурной элиты Сибири и Дальнего Востока [2, с. 3]. Одновременно с Томским государственным университетом были открыты в 1888 г. музеи: зоологический, археологии и этнографии Сибири, минералогический, анатомический, ботанический (кабинеты),

ботанический сад. Следует отметить, что музейный комплекс ТГУ сформировался в основном в конце XIX в. еще до открытия университета и до сих пор является важной составляющей учебного и научного процесса. Музеи при университете, их богатейшие коллекции служили не только цели обеспечения наглядности учебных дисциплин, преподаваемых в вузе, просвещения студентов, но и распространению образования и культуры среди населения Томска.

В 1888 г. во время рождественских каникул в залах Томского университета была организована естественно-историческая и археологическая выставка в пользу Общества попечения о начальном образовании в Томске. Были выставлены наиболее интересные университетские коллекции археологического и зоологического музеев и ботанического, минералогического, анатомического кабинетов. Профессорско-преподавательский состав университета во время выставки, продолжавшейся белее недели, читал лекции для широкой публики, давали объяснения представленным коллекциям [3, л. 4].

В настоящее время на базе Томского государственного университета действуют разнообразные музеи: зоологический, палеонтологический, минералогический, истории университета, научной книги, истории физики, археологии и этнографии Сибири, которые хранят и продолжают традиции, заложенные организаторами первых музеев.

В Алтайском крае музеи высших учебных заведений, так же, как и сами вузы появляются значительно позже, чем в Сибири в целом. Отсутствие учебных заведений высшего звена в крае столь продолжительное время (до 1930-х гг.) объясняется его удаленностью от европейской части России, чередой социально-экономических, политических потрясений в стране в конце XIX - первой половине XX в. и их последствиями в регионе.

Появление первого высшего учебного заведения в Алтайском крае было вызвано потребностью обеспечения народного хозяйства страны квалифицированными, образованными кадрами. К началу 1920-х гг. три четверти населения тогда еще Алтайской губернии не знало грамоты [4, с. 148]. В 1930 г. советской властью вводится обязательное всеобщее начальное образование. С 1928 по 1940 г. на Алтае было открыто 1615 новых школ, увеличивалось число учащихся [5, с. 7], в связи с этими обстоятельствами резко возросла потребность в квалифицированных педагогических кадрах. В 1932 г. в крае были открыты высшие двухгодичные педагогические

история

курсы, преобразованные в 1933 г. в Барнаульский учительский институт, а в 1941 г. был открыт Барнаульский педагогический институт. И учительский, и педагогический институты работали параллельно для достижения общей цели - подготовки учительских кадров. В 1939 г. в Бийске Алтайского края на базе педагогического техникума возник двухгодичный учительский институт. В 1953 г. институт был преобразован в педагогический с четырехлетним сроком обучения.

В Алтайском крае, в отличие от других регионов России, первым высшим учебным заведением был педагогический, а не открываемые традиционно классические вузы. Вполне естественно, что в сложившихся условиях (в силу ограниченности времени для подготовки педагогов) о создании музея в структуре первого высшего учебного заведения в Алтайском крае на начальной стадии его существования не могло быть речи. Музей в алтайском педагогическом вузе (Алтайской государственной педагогической академии) появился лишь в конце 1980-х гг.

В годы Великой Отечественной войны на территорию Алтайского края были эвакуированы два высших учебных заведения: в 1941 г. - Запорожский машиностроительный институт и в 1943 г. - Пушкинский сельскохозяйственный институт (Ленинградская область). На базе эвакуированных учебных заведений были основаны два алтайских вуза: технический (сейчас АлтГТУ) и аграрный институты соответственно, в структуре которых так же, как и в педагогическом вузе, наличие музеев изначально не предусматривалось, поскольку материальная база учебных заведений Алтайского края в военные годы была крайне слабой. И вполне естественно, что ученую общественность, как и всех людей, в этот исторический период волновали совершенно другие проблемы.

Первый вузовский музей в Алтайском крае был основан лишь в 1954 г. Это был музей кафедры анатомии человека Алтайского государственного медицинского университета (до 1994 г. - института), основанный одновременно с самим учебным заведением и кафедрой анатомии человека АлтГМУ. Музей был организован как учебный с целью обеспечения наглядности в учебном процессе, для проведения практических занятий. Основу учебных наглядных пособий составили препараты из личной коллекции первого профессора и заведующего кафедрой анатомии человека АлтГМУ (АлтГМИ) М.М. Тростанецкого1, а также набор препаратов, подаренных учеными Томского государственного

1 Моисей Маркович Тростанецкий (1886-1957) - первый проректор по учебной и научной работе Алтайского государственного медицинского института, основатель кафедры анатомии человека и музея анатомии, организатор рентгеновского кабинета, доктор медицинских наук, профессор. В 1911 г. окончил медицинский факультет Московского государственного университета. Автор научных работ по возрастной анатомии.

медицинского института. Эти препараты стали о сновой музейных собраний кафедры анатомии медицинского института, помещавшейся в одной комнате. В настоящее время (с 1968 г.) экспозиция Анатомического музея располагается в двух помещениях, а также фондохранилище. Причем два экспозиционных зала (зал сухих и зал влажных препаратов) и фондохранилище занимают равные по площади помещения.

В АлтГМУ на сегодняшний день организованы и действуют три музея - музей кафедры анатомии человека, музей судебной медицины (лаборатория) и музей истории университета.

В 1955 г. при Алтайском сельскохозяйственном институте (АСХИ, с 1991 г. - Алтайский государственный аграрный университет) основан Почвенный музей им. Н.В. Орловского2, с 1951 г. под руководством профессора Н.В. Орловского началась большая научноисследовательская работа преподавателей, сотрудников, аспирантов, студентов кафедры почвоведения и агрохимии по изучению пахотных и кормовых угодий, изменения их свойств под влиянием орошения. Проведение данных научных исследований было вызвано начавшимся с 1950-х гг. активным освоением целинных и залежных земель, в том числе и на Алтае. За четыре года научно-исследовательской работы были достигнуты серьёзные научные и практические результаты: изучены почвенные зоны Алтайского края, собран научный материал (образцы пород и пр.), т.е. был накоплен наглядный материал, который и решили представить в Почвенном музее, носящем имя создателя - Н.В. Орловского.

С 1950-х гг. началось накопление материала по археологии в Барнаульском государственном педагогическом институте (ныне Алтайской государственной педагогической академии - АлтГПА). Первые археологические экспедиции были организованы

2 Николай Васильевич Орловский (1899-1986) - доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующий кафедрой почвоведения и агрохимии Алтайского государственного аграрного университета (АСХИ), основатель Почвенного музея АлтГАУ (АСХИ), участник Гражданской войны. Н.В. Орловский награжден медалью «За освоение целинных земель». Родился в семье священника в с. Большая Чесноковка Куйбышевской (Самарской) области. Окончил Самарское духовное училище, естественное отделение Казанского университета. С 1921 г. Н.В. Орловский обучался в Тимирязевской сельскохозяйственной академии. До начала Великой Отечественной войны Н.В. Орловский работал в должности старшего научного сотрудника Сибирского научно-исследовательского института животноводства. В 1944 г. был переведен на работу в Новосибирский сельскохозяйственный институт, в августе 1950 г. возглавил кафедру почвоведения и агрохимии АСХИ. В марте 1951 г. Н.В. Орловскому было присвоено ученое звание профессора по кафедре почвоведения и агрохимии АСХИ В 1954-1955 гг. организатор экспедиции по освоению целинных и залежных земель.

профессором А.П. Уманским3, затем с 1980-1990-х гг. - полевые исследования проводились под руководством М.А. Демина, А.Н. Телегина, с участием студентов, аспирантов университета в ходе полевой практики. Собирание этнографических и вещественных исторических материалов в институте началось с середины 1970-х гг. А.Д. Сергеевым, изучавшим памятники горнозаводского производства XVШ-XIX вв., Колывано-Кузнецкой оборонительной линии и традиционной крестьянской культуры на территории Алтайского края, Республики Алтай и частично Новосибирской и Кемеровской областей. С 1990-х гг. интенсивное этнографическое обследование Алтайского края ведется под руководством Т.К. Щегловой.

Первые постоянные и временные экспозиции в АлтГПА создавались с 1960-х гг. усилиями А.А. Худякова, А.Д. Сергеева, А.П. Уманского. Однако более полно представить имеющиеся материалы удалось только после ввода нового главного корпуса АлтГПА (1991 г.), где были размещены фонды и экспозиция Историко-краеведческого музея педагогической академии. Музей был открыт в 1993 г.

Однако говорить о формировании сети вузовских музеев, так же, как и сети самих высших учебных заведений в Алтайском крае мы можем лишь с 1970-х гг., поскольку в 1973 г. был открыт классический университет, на базе которого был создан целый комплекс музеев: криминалистики, зоологический, минералогический (с 2006 г. - лаборатория минералогии), археологии и этнографии Алтая, ботанический сад, гербарий, картинная галерея «Универсум». К 2009 г. в Алтайском крае действуют 8 государственных высших учебных заведений: Алтайская государственная педагогическая академия (АлтГПА), Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (АлтГТУ), Алтайский государственный аграрный университет (АлтГАУ), Алтайский государственный медицинский университет (АлтГМУ), Барнаульский юридический институт МВД РФ (БЮИ), Алтайский государственный университет (АлтГУ), Алтайская государственная академия культуры и искусств (АлтГАКИ), Бийский педагогический государственный университет им. В.И. Шукшина, в каждом из них организовано от 1 до 7 музеев.

Особенности развития высших учебных заведений и различных областей научного знания в них способствуют разнообразию типов вузовских музеев. Одной из важнейших категорий классификации музеев высших учебных заведений является профиль музея, т.е. его специализация. Основополагающим признаком классификации здесь выступает связь музея с конкрет-

3 Алексей Павлович Уманский - исследователь археологии и истории Алтая и Западной Сибири, ученый, педагог, организатор науки и образования, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, ветеран Великой Отечественной войны, коллекционер, организатор историко-краеведческого музея БГПУ.

ной наукой, видом искусства. Эта связь прослеживается в тематике научных исследований, проводимых учеными, преподавателями вуза, в составе фондов музея, экспозиционной, культурно-образовательной и учебной деятельности. В ходе проведенного нами исследования были выявлены следующие типы музеев высших учебных заведений Алтайского края: исторические, естественно-научные, комплексные, художественные.

Наибольший удельный вес среди отобранных для анализа вузовских музеев края занимают музеи исторического профиля, представленные следующими разновидностями: археологический (Музей археологии Алтая АлтГУ), музей истории вуза (музей БЮИ МВД России, Музей истории АлтГМУ, Военноисторический музей Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков, Музей истории Бийского педагогического государственного университета и др.), истории образования (Музей истории и развития образования в Алтайском крае АлтГПА).

Особую группу музеев исторического профиля представляют музеи истории высших учебных заведений. Изучение истории высших учебных заведений и организация музеев вузов получили наибольшее распространение в Алтайском крае в конце 1990-начале 2000-х гг., поскольку к этому времени уже был накоплен некоторый исторический опыт, сложились определенные традиции в вузах; возникла необходимость в сохранении и передаче истории, опыта, традиций новым поколениям преподавателей и студентов. Музей истории Бийского педагогического государственного университета им. В.М. Шукшина был открыт в 1990 г. как структурное подразделение вуза. Фонд музея включает материалы по истории вуза, о жизни и деятельности студентов, выпускников, преподавателей и сотрудников БПГУ им. В.М. Шукшина с момента его основания. Оформлены экспозиции по истории становления и развития института (затем университета), постоянно оформляются фотовыставки, альбомы, стенгазеты о наиболее значительных событиях в жизни вуза, собираются материалы и организуются выставки материалов о выпускниках, удостоенных звания «Заслуженный учитель РФ», проводятся «круглые» столы по исторической, патриотической, краеведческой, искусствоведческой тематике.

К началу нового тысячелетия достаточное распространение получает организация музеев истории высших учебных заведений края, создаваемых к празднованию юбилейных дат. Музей истории АлтГМУ был организован к 50-летнему юбилею Алтайского государственного медицинского университета (2004 г.), Музей Барнаульского юридического института Министерства внутренних дел России (БЮИ МВД России) - 45-летию института, 200-летию Министерства внутренних дел России (2002 г.). Следует отметить, что в каждом высшем учебном заведении

история

Алтайского края музей истории вуза либо уже действует, либо проводятся работы по его организации (Музей истории АлтГУ, Музей истории АлтГПА), либо музей находится на реэкспозиции (Музей истории АлтГАУ).

Музей БЮИ МВД России основан в 2002 г. по инициативе совета ветеранов института. Идея создания музея возникла еще в 1999 г., когда институт переехал на новую базу - территорию высшего военного авиационного училища летчиков. В наследство от училища Барнаульскому юридическому институту остался Военно-исторический музей Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков. Сотрудники Музея истории БЮИ продолжают хранить историю летного училища хотя бы в стенах музея, принципиально не меняя первоначальное оформление и наполнение музея - наследия училища. Таким образом, осуществляется преемственность двух учебных заведений, новые поколения курсантов воспитываются не только на примере выпускников, преподавателей БЮИ МВД России, но и авиационного училища. Кроме того, Военно-исторический музей является местом встреч выпускников училища, приезжающих из различных уголков России и зарубежья.

Барнаульский юридический институт получил возможность увековечить свои собственные достижения в Музее БЮИ МВД России. Значительную помощь в формировании коллекции музея оказали ветераны, преподаватели, выпускники института, их родственники, курсанты клуба «Поиск». Около двух лет продолжался сбор материала для экспозиции музея. Организаторы музея подняли множество архивных документов, делали запросы в МВД России. Создатели музея, сотрудники БЮИ, выпускники и их родители постарались уделить как можно больше внимания не истории учебного заведения, а людям, которые внесли в нее свой вклад.

Музей истории Алтайского государственного медицинского университета основан в 2004 г. Значительную помощь в формировании музейной коллекции оказали преподаватели Ю.И. Антонович, З.С. Баркаган, В.П. Баскаков, М.В. Борисова-Хроменко, В.М. Брюханов, И.М. Дмитриенко и многие другие. Документальный фонд музея составляют архивные источники, выявленные в Центре хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК), архиве Алтайского государственного медицинского университета, а также материалы, переданные выпускниками вуза. В музее систематически проводятся экскурсии для

студенческих групп, клинических ординаторов, аспирантов, организаторов здравоохранения, школьников Барнаула и Алтайского края. Организуются встречи выпускников, гостей университета.

Значительное место среди музеев высших учебных заведений Алтайского края занимают естественнонаучные (естественно-исторические) музеи. Причем они представляют весьма разнообразные научные дисциплины. Это медицина (Музей кафедры анатомии человека АлтГМУ), зоология (Зоологический музей АлтГУ), геология (лаборатория минералогии АлтГУ, Почвенный музей им. Н.В. Орловского АлтГАУ), ботаника (Ботанический сад АлтГУ, Гербарий АлтГУ).

Комплексные музеи алтайских вузов представлены Историко-краеведческим музеем АлтГПА, содержащим материалы по археологии, этнографии (в том числе устной истории), истории Алтайского края, Пол-зуновским научным центром АлтГТУ, сочетающим в себе материал по техническим наукам и истории, Музеем криминалистики АлтГУ. Вузовским музеем художественного профиля является картинная галерея «Универсум» классического университета.

Таким образом, история музеев высших учебных заведений Алтайского края начинается лишь с середины 1950-х гг., поскольку появление первых вузов в крае приходится на весьма сложный исторический период (1930-1940-е гг.). Важно отметить, что первым высшим учебным заведением на Алтае был не традиционно классический, а педагогический вуз (высшие двухгодичные педагогические курсы), при организации которого была поставлена конкретная цель - в кратчайшие сроки подготовить учителей для школ Алтайского края. С 1970-х гг. формируется сеть высших учебных заведений края, а, следовательно, и сеть вузовских музеев. Лишь на базе основанного в 1973 г. Алтайского государственного университета было открыто 7 музеев в период с 1970-х по 1990-е гг. В каждом из 8 государственных вузов Алтайского края образовано от 1 до 7 музеев различного профиля: исторические, естественно-научные, комплексные, художественные. Значительная часть музеев высших учебных заведений Алтайского края - это исторические и естественнонаучные музеи. Среди исторических музеев особую группу представляют музеи истории вуза, выполняющие функцию сохранения и трансляции истории, культуры, традиций высшего учебного заведения, воспитания молодого поколения преподавателей и студентов на опыте предшествующих поколений.

Библиографический список

1. Бурлыкина, М.И. Университетский музей в научно- экспозиции в научно-образовательном процессе : материалы

образовательном процессе: история и современность Всероссийской научной конференции. Томск, 18-20 марта

(XVШ-XX вв.) / М.И. Бурлыкина // Музейные фонды и 2002 г. - Томск, 2002.

2. Труды Музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского Томского государственного университета / отв. ред. Э.И. Черняк. - Томск, 2002. - Т. 1.

3. Государственный архив Томской области. - Ф. 102. - Оп. 1. - Д. 9.

4. Лопаткин, В.М. Барнаульский государственный педагогический университет: история - день нынеш-

ний - перспективы / В.М. Лопаткин, Г. А. Калачев, Л.М. Растова // Первый русский академик: К 285-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. -Барнаул, 1996.

5. Путь длиною в шестьдесят лет. Очерки истории Барнаульского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института. - Барнаул, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.