Научная статья на тему 'Роль музея в формировании гражданственности и патриотизма (из опыта работы)'

Роль музея в формировании гражданственности и патриотизма (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
774
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нарежнев А. Е.

На современном этапе развития нашего общества формирование патриотизма выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых гражданских свойств личности ребенка. Проблема патриотического воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Но особую актуальность эта проблема приобретает в наши дни, когда общество разрушило старые идеалы и не создало новых ориентиров. Молодым людям трудно определиться. Цель общества разработать модели, позволяющие включить творческий потенциал формирующейся личности в процесс общественного развития, но с учетом тех норм общежития, которые способствуют развитию каждой личности и сформированы были в процессе развития этого общества. Следовательно, включение личности в общество должно сопровождаться образовательно-воспитательным процессом. Образование в рамках учреждений дополнительного образования правомерно рассматривается как взаимосвязь двух процессов (обучение и воспитание), активизирующих личность на деятельность по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными отношениями. Замечено, что дополнительное образование не просто предоставляет возможность обновления и дополнительного приобретения знаний, но и формирует потребность личности в постоянном самосовершенствовании. Такая личность лучше адаптируется к изменениям социальной среды, что позволяет ей развиваться, удовлетворяя свои духовные потребности независимо от колебаний социокультурной конъюнктуры. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано способствовать формированию в России гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с любовью к малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимое поведение, активность деятельности [1]. В Законе РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности, где среди важнейших, названа задача патриотического воспитания. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье [2]. В законе отмечается, что содержания образовательной деятельности общества должно быть ориентировано на воспитание патриотизма и гражданственности через формирование адекватной мировому уровню общей культуры, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирование человека, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества [2]. Воспитательная и образовательная роль музея многократно возрастает благодаря сотрудничеству со школой. Они дополняют друг друга, координируя свои усилия в деле становления молодой личности, и способны достигнуть и достигают значительных результатов. Примером такого сотрудничества может быть работа музея и школы по развитию патриотического движения школьников. Будучи планомерной и систематической, эта работа развивает кругозор, формирует гражданское самосознание молодого человека, прививает ему навыки исследователя. Многообразны формы патриотической деятельности: это и поисковые экспедиции, и археологические раскопки, и фенологические наблюдения, и походы по местам боевой, революционной и трудовой славы; это создание летописей трудовых коллективов, организаций, участие в создании экспозиций и выставок. Это и экскурсии в музеи по различным профилям деятельности. Участие в фестивалях традиционной русской культуры, формирующие личность российской идентичности. Значительно обогащают функциональное предназначение школ по образовательной и воспитательной деятельности, конференции по патриотическому воспитанию, организуемые заинтересованными организациями в сфере патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нарежнев А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль музея в формировании гражданственности и патриотизма (из опыта работы)»

РОЛЬ МУЗЕЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

© Нарежнев А.Е.*

Таганаевская средняя общеобразовательная школа, Новосибирская область, Болотнинский район

« Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».

Академик Д.С. Лихачев

На современном этапе развития нашего общества формирование патриотизма выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых гражданских свойств личности ребенка. Проблема патриотического воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Но особую актуальность эта проблема приобретает в наши дни, когда общество разрушило старые идеалы и не создало новых ориентиров. Молодым людям трудно определиться. Цель общества разработать модели, позволяющие включить творческий потенциал формирующейся личности в процесс общественного развития, но с учетом тех норм общежития, которые способствуют развитию каждой личности и сформированы были в процессе развития этого общества. Следовательно, включение личности в общество должно сопровождаться образовательно-воспитательным процессом. Образование в рамках учреждений дополнительного образования правомерно рассматривается как взаимосвязь двух процессов (обучение и воспитание), активизирующих личность на деятельность по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными отношениями. Замечено, что дополнительное образование не просто предоставляет возможность обновления и дополнительного приобретения знаний, но и формирует потребность личности в постоянном самосовершенствовании. Такая личность лучше адаптируется к изменениям социальной среды, что позволяет ей развиваться, удовлетворяя свои духовные потребности независимо от колебаний социокультурной конъюнктуры. Воспитание пат-

* Преподаватель.

риотизма у подрастающего поколения призвано способствовать формированию в России гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с любовью к малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимое поведение, активность деятельности [1]. В Законе РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности, где среди важнейших, названа задача патриотического воспитания. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье [2]. В законе отмечается, что содержания образовательной деятельности общества должно быть ориентировано на воспитание патриотизма и гражданственности через формирование адекватной мировому уровню общей культуры, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирование человека, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества [2]. Воспитательная и образовательная роль музея многократно возрастает благодаря сотрудничеству со школой. Они дополняют друг друга, координируя свои усилия в деле становления молодой личности, и способны достигнуть и достигают значительных результатов. Примером такого сотрудничества может быть работа музея и школы по развитию патриотического движения школьников. Будучи планомерной и систематической, эта работа развивает кругозор, формирует гражданское самосознание молодого человека, прививает ему навыки исследователя. Многообразны формы патриотической деятельности: это и поисковые экспедиции, и археологические раскопки, и фенологические наблюдения, и походы по местам боевой, революционной и трудовой славы; это создание летописей трудовых коллективов, организаций, участие в создании экспозиций и выставок. Это и экскурсии в музеи по различным профилям деятельности. Участие в фестивалях традиционной русской культуры, формирующие личность российской идентичности. Значительно обогащают функциональное предназначение школ по образовательной и воспитательной деятельности, конференции по патриотическому воспитанию, организуемые заинтересованными организациями в сфере патриотического воспитания.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм» [3]. Музей - место, посвященное наукам и искусствам. Музей -учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из заме-

чательных феноменов отечественной культуры и образования. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания. Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях в XIX веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко-краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XX века в специальной педагогической литературе. С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание музеев.

Рис. 1

Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования юбилейных дат Советского государства [4]. В разные периоды истории музеи переживали подъемы и спады, их то признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии. Музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. В музеях учащиеся не только занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов, но и знакомятся с историей вооружения нашей армии.

Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к про-

шлому и настоящему малой Родины [5]. Музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Музеи могут быть как при школе, так и вне школы. Иными словами, учащиеся могут посещать музеи - экскурсионно.

Задачей музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования [5]. Стержнем любого музея является история. Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трех важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности. Постоянное увеличение потока информации требует такой организации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определенного запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга.

Рис. 2

В зависимости от профильной тематики музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п.

Профиль музея - специализация собрания и деятельности музея, обусловленные его связью с конкретной наукой, техникой, производством, а также с их отраслями и дисциплинами, с различными видами искусства и культуры [6]. Музеи исторического профиля могут и не заниматься изучением истории своего края с древнейших времен, а могут быть посвящены какой-либо исторической проблеме края, либо определенному историческому периоду и даже отдельному событию. Поэтому к музеям исторического профиля могут быть отнесены как музеи, изучающие историю города, так и музеи, изучающие историю школы. Главная функция музейного предмета заключается в том, чтобы быть источником информации о тех процессах, событиях и явлениях, с которыми был связан данный предмет. Музейный предмет является составной частью национального культурного достояния, он выступает в музее как источник знаний и эмоционального воздействия и как средство воспитания и образования. В помощь образовательным учреждениям музеи предлагают тематические экскурсии по отдельным разделам стационарной экспозиции, по выставкам, посвященным знаменательным датам в истории страны и края, актуальным проблемам современности. Историческая направленность музейных экскурсий углубляет знания, полученные учащимися в рамках учебной программы по истории, географии, ОБЖ расширяет представления о культуре своего края. Использование исторического материала дает музейному работнику и учителю, неистощимый материал для всестороннего развития личности подростка, воспитания любви к Родине, способствует развитию любознательности, наблюдательности у школьников. Экскурсии довольно широко используются музеями в помощь школьникам, занимающимся в краеведческих, археологических, патриотических, и других кружках, в школьных факультативах и т.д. В большинстве случаев - это тематические экскурсии, связанные с конкретной проблемой разделом экспозиции. Они часто объединяются в циклы и делают материал шире учебной программы, дополняя и закрепляя знания, полученные учащимися на специальных занятиях в музее или в школе. Такой подход усилит роль музея в процессе освоения подростками и молодежью историко-культурных ценностей, а также в воспитании музейной культуры подрастающего поколения. В сложившийся ситуации сельский музей приобретает особую значимость как культурно-воспитательный объект. Сельский музей возникает там и тогда, когда население данной местности ощущает в нем необходимость; где есть люди, способные организовать и возглавить работу по созданию музея - энтузиасты, а, также люди, наделенные властью и готовы поддерживать это начинание. Но главное - это жители данной местности, которые осознают, что они являются основателями этого музея. Они создают его для себя и

своих потомков. Стараются сделать его таким, каким они его себе представляют, каким хотят видеть, чтобы он стал частицей их жизни.

Музей на селе - это историко-культурный многофункциональный объект, в котором жители села могут видеть себя и свою историю, приобретать знания о месте, где родились и живут, об окружающей природе, с которой сотрудничали их предки, и о том, как сотрудничество происходит сегодня. Это своеобразная школа, помогающая изучению прошлого и настоящего данного населения. Сельский музей не одинок, во-первых, он находится в плотном окружении природного социума. Под природной средой подразумевается совокупность сложившихся на протяжении веков природных условий, в которых протекает деятельность человека. Это общение началось с выбора места поселения предками, которые учитывали наличие природных ресурсов: воды, земли, леса, минералов. Во-вторых, сельский музей окружен людьми, живущими в этом поселении, которые сформировали социальную среду. Или социум, данного населенного пункта. Это люди, которые были и являются творцами экономического, исторического и культурного потенциала данного селения. В-третьих, музей находиться в окружении объектов, которые несут в себе определенный потенциал образовательных и воспитательных функций. К таким объектам относим семью, детские дошкольные, школьные и внешкольные учреждения на селе и их образовательной функцией, - это одна составляющая. К другой составляющей необходимо отнести объекты, призванные воспитывать культурой, - это клубные учреждения, средства массовой информации и библиотеки. Музей на селе посвящен человеку и его культурному и природному окружению, он несет в себе одновременно функцию «открытого» музея - музея пространства и среды [7]. Для школьного музея, как впрочем, и других краеведческих музеев, наиболее подходит видение музеев русским философом Н.Ф. Федоровым (1828-1903) «Музей есть не собрание вещей, а собор лиц, деятельность его заключается не только в накоплении мертвых вещей, а в возвращении к жизни останками отжившего, в восстановлении умерших по их произведения живыми деятелями» [3]. В школьном музее имеются экспозиции домашней утвари, также проводятся экскурсии по селу и его окрестностях. Данный подраздел предусматривает введение детей в историческое прошлое своей семьи через общение к «корням», к своему родословному древу. Цель - призвана сформировать представление о традиционной народной культуре жителей сельской местности данного региона, связанной с хозяйственной, се-мейно-бытовой жизнью человека. Примером восстановления и сохранения памяти о ветеранах Великой отечественной войны, являются исследовательские работы школьников по таким темам: «Боль российских деревень», «Моя родословная», «Трудовые династии села», «Ветераны ВОВ нашего села» и др. С появлением новых технологий появилась возможность проявить себя и показать новые возможности для сохранения природных памятников села.

Видеосъемка, монтаж фильмов, презентаций дает возможность показать современную действительность, красоту родного края. «Родник», «родина», «родня» - слова одного корня «род» и это не случайно, это означает, что у нас один исток. Пусть чувство, вспыхнувшее рядом с родными местами, станет прологом сильной и светлой любви к человеку и человечеству, любви к земле на которой жили наши предки и живем мы, к этому скромному, но дорогому сердцу уголку, название которому - Родина.

Список литературы:

1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. - М., 1980.

2. Федеральный Закон «Об образовании» 2012 г.

3. Федоров Н.Ф. Из «Философии общего дела». - Новосибирск, 1993.

4. Белявский М.Т. Работа в музеях и с историческими памятниками при изучении истории СССР (с древнейших времен до 1917 г.). - М., 1978.

5. Богуславский С.Р. Школьный литературный музей-клуб, - М., 1989.

6. Голышева Л.Б. Музейная педагогика // Преподавание истории в школе. - 2003. - № 2.

7. Изучаем свой край / Сост. В.Н. Патрушев, В.Ф. Сахаров. - Киров, 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.