Научная статья на тему 'РОЛЬ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ'

РОЛЬ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
410
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФИЛАКТИКА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / SECURITY / CITIZENSHIP / YOUTH / INTERAGENCY COOPERATION / PREVENTION AMONG YOUNG PEOPLE / TERRORISM / EXTREMISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Целищева Зухра Абдурашидовна, Гутова Светлана Георгиевна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с профилактикой и противодействием распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи как наиболее уязвимой и подверженной внешнему деструктивному влиянию категории населения. Ставится вопрос о необходимости межведомственного взаимодействия (специалистов правоохранительных органов, органов исполнительной власти, научного сообщества, представителей гражданского общества), направленного не только на профилактику, но и на формирование устойчивой гражданской, правовой и социальной позиции и ответственности молодых людей в интересах обеспечения государственного благополучия. На примере Окружного антитеррористического форума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры анализируются возможные направления деятельности в рамках межведомственного взаимодействия. Делается вывод, что такое сотрудничество является основой для выработки эффективных способов профилактики распространения идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Целищева Зухра Абдурашидовна, Гутова Светлана Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTERAGENCY INTERACTIONS IN PREVENTING THE SPREAD OF THE IDEOLOGY OF EXTREMISM AND TERRORISM AMONG YOUNG PEOPLE

The article discusses issues related to the prevention and counteraction to the spread of the ideology of extremism and terrorism among young people, as the most vulnerable and exposed to external destructive influence of the population category. The question is raised about the need for inter-agency cooperation (specialists of law enforcement agencies, executive authorities, the scientific community, representatives of civil society), aimed not only at prevention, but also at creating a stable civic, legal and social position and responsibility among young people in the interests of ensuring state welfare. On the example of anti-terrorism forum of the Khanty-Mansiysk Autonomous Region, Ugra, possible areas of activity within the framework of interagency cooperation are considered. It is concluded that interagency cooperation is the basis for developing effective ways to prevent the spread of the ideology of extremism and terrorism among young people.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

УДК 316.77 + 343.34

https ://doi.org/10.24158/spp.2020.7.6

Целищева Зухра Абдурашидовна

кандидат культурологии, доцент,

доцент кафедры социально-гуманитарных наук

и туризма

Нижневартовского государственного университета

Гутова Светлана Георгиевна

доктор философских наук, доцент,

доцент кафедры социально-гуманитарных наук

и туризма

Нижневартовского государственного университета

РОЛЬ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Tselishcheva Zukhra Abdurashidovna

PhD in Cultural Studies, Associate Professor, Department of Social and Humanitarian Sciences

and Tourism, Nizhnevartovsk State University

Gutova Svetlana Georgievna

D.Phil., Associate Professor, Department of Social and Humanitarian Sciences

and Tourism, Nizhnevartovsk State University

THE ROLE OF INTERAGENCY INTERACTIONS IN PREVENTING THE SPREAD OF THE IDEOLOGY OF EXTREMISM AND TERRORISM AMONG YOUNG PEOPLE

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы, связанные с профилактикой и противодействием распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи как наиболее уязвимой и подверженной внешнему деструктивному влиянию категории населения. Ставится вопрос о необходимости межведомственного взаимодействия (специалистов правоохранительных органов, органов исполнительной власти, научного сообщества, представителей гражданского общества), направленного не только на профилактику, но и на формирование устойчивой гражданской, правовой и социальной позиции и ответственности молодых людей в интересах обеспечения государственного благополучия. На примере Окружного антитеррористического форума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры анализируются возможные направления деятельности в рамках межведомственного взаимодействия. Делается вывод, что такое сотрудничество является основой для выработки эффективных способов профилактики распространения идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде.

Ключевые слова:

безопасность, гражданская позиция, молодежь, межведомственное взаимодействие, профилактика в молодежной среде, терроризм, экстремизм.

Summary:

The article discusses issues related to the prevention and counteraction to the spread of the ideology of extremism and terrorism among young people, as the most vulnerable and exposed to external destructive influence of the population category. The question is raised about the need for inter-agency cooperation (specialists of law enforcement agencies, executive authorities, the scientific community, representatives of civil society), aimed not only at prevention, but also at creating a stable civic, legal and social position and responsibility among young people in the interests of ensuring state welfare. On the example of anti-terrorism forum of the Khanty-Mansiysk Autonomous Region, Ugra, possible areas of activity within the framework of interagency cooperation are considered. It is concluded that interagency cooperation is the basis for developing effective ways to prevent the spread of the ideology of extremism and terrorism among young people.

Keywords:

security, citizenship, youth, interagency cooperation, prevention among young people, terrorism, extremism.

Стратегической целью любого государства выступает достижение стабильного уровня политического, экономического и социального развития, невозможного без создания благоприятной обстановки в сфере безопасности. Очевидно, что вопросы межнационального и межрелигиозного взаимодействия внутри страны являются значимыми для поддержания и сохранения позитивных тенденций в жизни общества, а следовательно, должны быть урегулированы надлежащим образом, соответствующим статусу современной России, которая стремится занять передовые позиции в мире по многим стратегически важным направлениям, в том числе в области надежного обеспечения национальной безопасности и реализации конституционных прав граждан.

Для успешного достижения поставленной цели стратегического развития России необходимо гарантировать безопасность внутри страны и способствовать формированию устойчивого гуманистического мировоззрения в области национальной, религиозной и гражданской позиции

общества, особенно среди молодежи. Современное молодое поколение находится под воздействием общемировых процессов, информатизации и новейших технологий в коммуникационной сфере. Важным детерминантом молодежной культуры сегодня становятся политическая жизнь социума и мировые тенденции в сфере массовой коммуникации, с помощью которой осуществляются манипуляции общественным мнением. Трансформации в области общественного сознания сейчас не позволяют проявляться здоровой критике, существующей вне эмоциональных крайностей ангажированных СМИ. Таким образом, как мы отмечали ранее, «влияние средств массовой коммуникации на формирование ценностей и потребностей личности становится все более заметным, а сами манипулятивные технологии при этом - менее выраженными, опосредованными и более изощренными» [1, p. 6653].

В современной научно-исследовательской литературе активно обсуждаются вопросы, связанные с профилактикой распространения идеологии экстремизма в молодежной среде [2], однако данная тема далеко не исчерпана, поскольку постоянно возникают новые факторы, влияющие на мировоззрение молодежи, и соответственно новые механизмы воздействия на сознание молодого поколения. При этом особенно важны превентивные меры, позволяющие адекватно реагировать на самые изощренные методы, обусловленные определенным видением «социальной справедливости» и принятием деструктивных решений в отношении наиболее острых социальных и политических конфликтов. Поэтому новизна исследования в рамках данной темы заключается в рассмотрении способов работы с молодежью, которые позволяют эффективно организовывать и направлять профилактическую деятельность, занимающую важнейшее место в сфере управления и организации молодежных объединений, движений и т. д.

Межведомственные взаимодействия, представленные на практике системно, конкретно и целенаправленно, позволят, на наш взгляд, осуществлять работу с молодежью максимально эффективно. Примером такого взаимодействия является проведение специального молодежного антитеррористического форума с привлечением различных государственных и общественных структур на базе образовательного учреждения. В первую очередь важен результат подобного взаимодействия, который обеспечивает не только обмен опытом в области развития новых действенных профилактических мер в борьбе с деструктивными идеологиями, но и успешное закрепление положительного эффекта, уже наблюдаемого в работе с молодежью в самых разных направлениях. В качестве наиболее острого вопроса, решаемого на уровне такого рода взаимодействий, следует выделить отсутствие комплексного подхода: «В целом в системе государственного управления в настоящий момент отсутствует актуальная и достоверная информация о возможностях и потребностях молодежи, что приводит к невозможности принятия обоснованных управленческих решений, необходимых и востребованных молодыми людьми. Данная проблема усугубляется отсутствием согласованности действий органов исполнительной власти разного уровня и разных отраслей» [3, с. 188].

Большинство экстремистских и террористических организаций главным образом ориентируются на молодежь, что угрожает общественной безопасности и традиционным устоям общества. Очевидно, что основу рядового состава международных террористических организаций и его пополнения составляют именно молодые люди, которые в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчивы к идеологическому воздействию [4, с. 5]. Как мы отмечали ранее, немаловажным фактом, дестабилизирующим обстановку в обществе, является то, что значительная доля нелегальных трудовых мигрантов (как правило, с низким уровнем образования и квалификации), незаконно находящихся на территории страны, интегрируется в группы по национальному и религиозному признакам, что приводит к межкультурным конфликтам и вспышкам ксенофобии [5, с. 661].

Таким образом, можно отметить, что определенные категории лиц могут потенциально находиться в группе риска, поскольку относятся к среде, склонной к повышенной виктимности, - это молодежь, прежде всего студенты, и трудовые мигранты. Эти значимые факторы должны быть в полной мере учтены в профилактической работе в области противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде. Поэтому, безусловно, важнейшие задачи российского государства сегодня состоят, во-первых, в защите молодежи от влияния подобных идеологий, во-вторых, в формировании информационного пространства, в котором эффективное функционирование экстремистских идей будет сведено к минимуму [6, с. 49]. В современных условиях именно высшие образовательные учреждения должны стать площадками для профилактики социально негативных явлений, так как они, по сути, являются интеллектуальными центрами, где аккумулируются знания, опыт и вырабатываются инновационные решения для вновь возникающих вызовов современности. В одном из недавних исследований мы отмечали, что формирование у молодого поколения навыков противодействия распространению идеологии экстремизма и

терроризма требует деятельностного подхода и межведомственного сотрудничества [7]. Существующие условия, применяемые методы, формы и механизмы в профилактической работе должны представлять собой комплекс практических мер, опирающихся на научную теоретическую и практическую базу - фундаментальные и конкретные социологические исследования, резолюции совещаний и круглых столов, совместные межведомственные проекты.

В качестве примера можно рассмотреть особенности межведомственного взаимодействия, осуществляемого на базе образовательных учреждений. Инновационные процессы в системе высшей школы требуют адаптирования и применения интерактивных форм и методов работы с молодежью. Обучение навыкам борьбы с особо опасными социально негативными явлениями становится крайне важным направлением для педагогов, научного сообщества и специалистов в сфере молодежной политики. В связи этим существует необходимость внедрения качественно иных подходов, приемов в рамках учебно-воспитательного процесса высших учебных заведений, которые позволят оптимально сочетать теорию и практику, отвечая запросам современного общества и положению дел в государстве. Исследования последних лет показывают, что наиболее актуальны задачи, ориентированные на взаимодействия власти и молодежи, создание условий для вовлечения молодых людей в соответствующие социальные практики.

Решение данной задачи представляется возможным в результате применения комплекса мер, создания необходимых условий, выбора форм и методов, на основе которых реализованы I и II Окружные антитеррористические форумы ХМАО-Югры на базе ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», направленные на формирование антиэкстремистского и антитеррористического мировоззрения среди молодежи. Проект сумел объединить специалистов правоохранительных органов, органов исполнительной власти, научного сообщества, гражданского общества, а также бизнес-структур. Так, постоянными партнерами форума являются Международная ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» (г. Москва); Антитеррористический центр государств - участников СНГ (г. Москва); Лаборатория деструктологии ФГБОУ ВО «Московский лингвистический университет» (г. Москва); Управление по профилактике терроризма и обеспечению деятельности Комиссии по вопросам помилования аппарата губернатора ХМАО-Югры (г. Ханты-Мансийск); Управление по вопросам законности, правопорядка и безопасности администрации г. Нижневартовска; Нижневартовский ОМОН УВД по ХМАО-Югре в г. Нижневартовске управления Росгвардии по ХМАО-Югре; МАУ г. Нижневартовска «Молодежный центр»; общественная организация ХМАО-Югры «Ассоциация ветеранов подразделений специального назначения "Спецназовское братство"» (г. Нижневартовск); ООО «Стрелковый клуб "Северный десант"» (г. Нижневартовск); БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет». Форум включает в себя цикл мероприятий для молодежи округа с учетом их возрастных и психологических особенностей, направленных на решение межнациональных и межконфессиональных проблем в молодежной среде, повышение уровня доброжелательности в многонациональном обществе. Кроме того, он представляет собой площадку для межкультурного диалога и гармонизации отношений в социуме.

В рамках форума проведено обучение студенческой молодежи практическим навыкам противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма, также ставилась задача формирования теоретической базы и интеллектуальных механизмов в сфере борьбы с данными негативными явлениями. В подготовительной работе учитывалось, что современное молодое поколение больше внимания уделяет формам подачи материала. Для людей в возрасте 15-24 лет важны и интересны мероприятия практического характера. В рамках опроса 2018 г., осуществленного среди студенческой молодежи НВГУ в возрасте от 18 до 24 лет, более 87 % респондентов высказались о том, что практические мероприятия по профилактике экстремизма и терроризма могут быть продуктивнее по сравнению с привычными лекциями, семинарами и встречами теоретического характера. Структура форума рационально разделена на теоретический и практический блоки, при этом второй занимает около 80 % всего времени.

Программа форума включает в себя наиболее востребованные среди молодежи методы и формы работы: дистанционное обучение по дополнительной образовательной программе «Участие студенческих объединений в решении проблемы распространения идеологии экстремизма и терроризма»; практический курс «Основы безопасного обращения с оружием»; подиумную дискуссию «Гражданская ответственность молодежи в современном обществе: проблемы и пути их преодоления» (в рамках дискуссии рассматриваются вопросы системы антитеррористического воспитания, реализуемой на территории Нижневартовска, военно-патриотического воспитания в сфере профилактики терроризма, деструктивных субкультур в современной России); круглый стол «Противодействие вербовке в молодежной среде»; консультации экспертов - представителей власти,

силовых и правоохранительных структур; конкурс социальных видеороликов «СТОПТЕРРОР»; выставку образцов вооружения Росгвардии; интерактивную игру «Антитеррор»; кейсы «Правила поведения в экстремальных ситуациях», «Как не стать инструментом террориста».

На протяжении времени работы форум регулярно актуализировался: результаты деятельности были представлены на заседании Постоянно действующей рабочей группы антитеррористической комиссии при администрации г. Нижневартовска (далее - ПДРГ); совместно с Управлением по вопросам законности, правопорядка и безопасности администрации г. Нижневартовска подготовлено и принято на заседании ПДРГ «Положение об алгоритме взаимодействия администрации города Нижневартовска и кибердружин» [8]. В качестве примера активного и плодотворного межведомственного сотрудничества можно привести реализуемый на базе Нижневартовского государственного университета проект «Кибердружина НВГУ». Деятельность ки-бердружинников представлена тремя приоритетными направлениями: мониторинг сети Интернет на предмет выявления противоправного контента в автоматизированной информационной системе «Поиск» [9]; профилактические встречи со школьниками г. Нижневартовска; участие в конкурсах, форумах, круглых столах и научных конференциях по данной тематике [10, с. 584].

Кроме того, примером межведомственного взаимодействия в рамках Окружного форума является совместная деятельность с Департаментом образования г. Нижневартовска: разработан и утвержден график мероприятий по профилактике экстремизма и терроризма, в том числе информационному противодействию экстремизму, с обучающимися общеобразовательных организаций; принята программа обучения кибердружинников НВГУ «Технологии противодействия экстремизму и терроризму в молодежной среде»; организован и реализован дистанционный обучающий курс. Таким образом, передавая студентам свой опыт, преподаватели и сотрудники межведомственных организаций создают партнерские условия, содействующие формированию активной гражданской позиции, ответственности при решении важных вопросов.

Таким образом, на примере конкретного проекта можно увидеть, как в рамках межведомственных взаимодействий происходит обмен информацией, опытом, применяются новые технологии в работе с молодежью и определяются наиболее эффективные и прогрессивные меры влияния на сознание представителей молодого поколения. Подобные взаимодействия обеспечивают широкие возможности охвата аудитории, что выступает существенным преимуществом по сравнению с деятельностью в отдельно взятых, часто изолированных, социальных группах. Например, правоохранительные органы в основном работают с контингентом, который в той или иной степени проявляет делинквентные формы поведения или потенциально может оказаться в группе риска, при этом учреждения высшего образования, напротив, чаще имеют дело с избирательной аудиторией, менее склонной к правонарушениям, активной в культурном плане и более социально организованной. Конечно, объекты работы различных учреждений, ведомств, организаций могут пересекаться, что часто и происходит, если речь идет о молодежи, но в целом преимущества очевидны, поскольку слаженные действия разнонаправленных структур охватывают большую аудиторию и предлагают меры комплексного характера, нацеленные на формирование устойчивых антиэкстремистских взглядов.

В качестве вывода нужно отметить, что работа, проводимая с молодежью именно на таком уровне, с участием различных общественных организаций, ведомств и других заинтересованных государственных структур, в перспективе имеет гораздо больший потенциал в плане развития гражданского сознания у молодого поколения. Реализация мероприятий в подобном формате показала, насколько важно уделять внимание обучению молодежи антитеррористической и антиэкстремистской безопасности посредством практической деятельности, мотивирующих игровых процессов, мастер-классов, тренингов.

В результате рассмотрения вопросов, связанных с особенностями работы в области противодействия экстремисткой идеологии, осуществляемой на уровне межведомственных взаимодействий, предлагаем следующие выводы. Во-первых, необходимо систематическое проведение сложноорганизованных мероприятий, под которыми подразумевается работа, включающая разнообразные виды деятельности (от теоретических дискуссий и мастер-классов до практических занятий, учений, связанных с реализацией полученных навыков). Это позволит существенно расширить молодежную аудиторию и добиться более значимых результатов в сфере противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма. Во-вторых, преимущество комплексных форм работы в молодежной среде сегодня становится очевидным фактом, поскольку при такой подаче теоретические знания закрепляются, а главное - становятся частью ценностных ориентаций молодых людей. При этом неприемлемыми способами работы сама молодежь считает технологии, связанные с манипуляцией, принуждением и другими методами некорректного влияния на ее выбор, которые представители современного молодого поколения хорошо научились выявлять и игнорировать. Любые подобные вмешательство и давление, особенно со

стороны официальных структур, образованный молодой человек воспринимает как агрессивное воздействие доминантной культуры (он в таком случае скорее примет сторону контркультуры), а иногда и как ущемление своих прав в социальном и политическом отношении.

Однако важно помнить, что часто идеологи террористических и экстремистских организаций пользуются гораздо более тонкими и изощренными способами влияния, включающими методы и технологии, продуманные с точки зрения психологии (например, игра в свободу выбора, якобы позволяющая молодому человеку самостоятельно принимать решение). Эффективность работы с молодежью в этом направлении определяется следующим образом: обязательное участие представителей молодого поколения в любых видах профилактической деятельности, ориентированных на формирование их ценностей, убеждений, мировоззренческих установок. Это предполагает отсутствие односторонней пропаганды, а следовательно, и сопротивления со стороны молодых людей, что делает подобное взаимодействие более продуктивным. Важной составляющей профилактической работы является доверие со стороны самой молодежи по отношению к государственной идеологии, общественным организациям и т. д. [11].

Профилактика экстремизма в молодежной среде выступает основным способом борьбы с распространением экстремисткой идеологии. Воспитание определенных жизненных приоритетов целесообразно осуществлять с опорой на те ценности, которые являются базовыми для российского общества, а не просто абстракцией, навязываемой мировым сообществом (так, многие либеральные ценности для западного мира оказались скорее катализатором хаоса, чем стабилизирующим социум фактором). Пропаганда антиэкстремистских настроений должна быть основана на серьезной информационной базе, конкретных фактах, а главное - на восстановлении доверия самой молодежи, которая должна иметь возможность участвовать в процессе создания «новой идеологии» современного мира. Меры, направленные на предупреждение экстремистской и террористической деятельности, позволяют достичь наилучших результатов в плане формирования устойчивых навыков противостояния воздействию такого рода антигуманных идеологий, а следовательно, неприятия самого факта выбора деструктивных методов борьбы, прикрываемых высокими целями.

Результаты, полученные в процессе исследования межведомственного взаимодействия на примере работы Окружного форума, могут представлять интерес для организаторов подобных мероприятий, направленных на профилактику экстремизма в молодежной среде, и могут быть полезны для специалистов образовательных организаций, детских и молодежных общественных объединений.

Работая в направлении повышения эффективности противодействия экстремистским идеологиям, необходимо развивать обмен опытом на разных уровнях взаимодействия, прежде всего это касается представителей тех социальных институтов, которые в первую очередь занимаются вопросами формирования антитеррористических взглядов и убеждений в молодежной среде, а также активно противостоят экстремисткой пропаганде в целом. Подводя итог, важно подчеркнуть, что от того, насколько эффективны получаемые молодежью на практике навыки борьбы с идеологией экстремизма и терроризма, опыт противодействия ксенофобии и налаживания межнационального диалога, в перспективе зависит безопасность существования общества в целом.

Ссылки и примечания:

1. Personal Information Culture: Security and Development / S.G. Gutova, N.N. Samokhina, Z.A. Tselishcheva, A.A. Litsuk // Vision 2020: Sustainable Economic Development and Application of Innovation Management from Regional Expansion to Global Growth : Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference. Granada, Spain, 2019. P. 6651-6658.

2. Покровский Н.Е., Симонова О.А., Матвеева Е.В. Социология и общество в XXI в.: кризисы и образы будущего (круглый стол) // Социологические исследования. 2020. № 4. С. 50-59. https://doi.org/10.31857/S013216250009157-5.

3. Капустина Е.Г. Коммуникативные практики взаимодействия власти и молодежи (социологический анализ) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 3. С. 182-190.

4. Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде : методические рекомендации / М.А. Кочубей, П.Л. Мареев, А.А. Смирнов, Е.В. Сутормина. М., 2018. 93 с.

5. Целищева З.А. Проблемы и тенденции развития миграционных процессов населения в условиях глобализирующегося мира: культурологический аспект // Обсерватория культуры. 2016. Т. 13, № 6. С. 660-664.

6. Самохина Н.Н., Гутова С.Г. Феномен идеологии экстремизма и терроризма в сети Интернет: проблемы и пути их решения // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 10. С. 37-42.

7. Мельник П.А., Целищева З.А. Понятия «экстремизм», «терроризм». История развития. Направления работы по противодействию идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития : материалы XI Международной научно-практической конференции / под ред. О.Н. Широкова [и др.]. Чебоксары, 2020. С. 62-66.

8. Решением АТК Нижневартовска и оперативной группы принято положение «Об алгоритме взаимодействия администрации города Нижневартовска и кибердружин» (протокол № 53/42/2019 от 29 марта 2019 г.).

9. Методические материалы по использованию АИС «Поиск» для выявления сайтов, распространяющих запрещенную информацию в сети Интернет. Ханты-Мансийск, 2018. 9 с. ; О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 26 окт. 2012 г. № 1101. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Целищева З.А. Кибербезопасность молодежи в открытой информационной системе // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / отв. ред. Д.А. Погонышев. Нижневартовск, 2019. С. 583-586.

11. Зубок Ю.А. Доверие в саморегуляции молодежного экстремизма // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 63-77. https://doi.org/10.17805/zpu.2015.4.6 ; Маздогова З.З., Машекуашева М.Х., Шхагапсоева М.Х. Об «идеалах» экстремистской морали // Теория и практика общественного развития. 2014. № 17. С. 61-63.

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.