Научная статья на тему 'Роль межкультурного образования в процессе подготовки будущих специалистов'

Роль межкультурного образования в процессе подготовки будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ / INTERCULTURAL EDUCATION / EDUCATIONAL PRACTICE / TEACHING METHODS / INTERCULTURAL VALUES / DIALOGUE OF CULTURES / STUDENTS'' CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Максимова Ксения Алексеевна, Воронов Дмитрий Николаевич, Татаренко Мария Андреевна

Целью обновления российского высшего образования является развитие образовательного и профессионального потенциала России, формирование готовности молодежи к продуктивной интеллектуальной и организационной деятельности в открытом многокультурном мире. Важно улучшить качество образовательной практики из-за самой сути общественной жизни в процессах демократизации и развития национальных культур народов России, как необходимого инструмента формирования и функционирования российской гражданской нации в ее исходном состоянии этнокультурного и национально-территориального уровней. Это также связано с формированием всесторонне и гармонично развитого человека, выполняющего этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальных традиций и ценностей русской и мировой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Максимова Ксения Алексеевна, Воронов Дмитрий Николаевич, Татаренко Мария Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTERCULTURAL EDUCATION IN THE PROCESS OF PREPARING FUTURE SPECIALISTS

The purpose of the Russian higher education renewal is the development of the educational and professional potential of Russia, the formation of young people's readiness for productive intellectual and organizational activity in an open multicultural world. It is important to improve the quality of educational practice because of the very essence of public life in the processes of democratization and the development of the national cultures of the peoples of Russia as a necessary tool for the formation and functioning of the Russian civic nation in its original state ethno-cultural and national-territorial levels. It is also associated with the formation of a comprehensively and harmoniously developed person who performs ethno-cultural and civil self-determination based on the national traditions and values of Russian and world culture.

Текст научной работы на тему «Роль межкультурного образования в процессе подготовки будущих специалистов»

Стоит выделить наиболее распространенные затруднения будущих учителей математики:

- неуверенное использование математической терминологии, умозаключений, необходимость заучивать конспект, недостаточно развитый навык владения связной математической речью;

- недостаточно сформированный навык распределения внимания во время работы с учеником у доски и классом одновременно, во время работы с несколькими группами учащихся;

- не вполне корректная постановка вопросов или нечеткое, расплывчатое их формулирование;

- недостаточная ориентация во времени, «затянутость» одних этапов в ущерб другим;

- не всегда своевременный контроль качества работы учащихся в тетради в ходе урока;

- нечеткая постановка целей перед учащимися, слабое выделение ключевых моментов, акцентов в теме и уроке, не всегда реализованное подведение итогов.

Таким образом, можно выделить основные области затруднений молодых учителей по следующим направлениям: психолого-педагогические, методические, теоретические.

Для устранения указанных недостатков учителями школы и методистами университета осуществляется усиление акцентов в работе со студентами на методике изучения компонентов математического содержания (понятий, алгоритмов и правил, текстовых задач, теорем).

Уделяется повышенное внимание к методике проведения внеклассной работы по математике; проводятся консультации по способам нейтрализации волнения, освоения искусства владеть собой и четкой, профессионально поставленной речью.

Корректирующая и консультационная работа со студентами проводится непосредственно во время практики, в процессе анализа уроков, в методические дни с групповым руководителем и учителями. В дальнейшем проблемы, возникшие в ходе практики, осмысливаются студентами в период их теоретического обучения. Будущие учителя математики творчески работают над индивидуальными проектами по методике обучения математике, участвуют в деловых, имитационных играх, моделирующих реальный учебный процесс, предлагают пути решения проблем, участвуют в их обсуждении.

Выводы. Работа с детским коллективом достаточно сложна, однако большинство студентов по окончании педагогической практики отмечают, что радость от общения с детьми, их готовность пойти навстречу молодому учителю, который вкладывает много сил в развитие учащихся, заглушает усталость от долгого периода предварительной методической, теоретической и моральной подготовки к уроку, от огромного количества бумажной работы, от пережитого волнения. Будущие учителя математики полагают, что основополагающим качеством педагога, способного вынести интеллектуальное, физическое и эмоциональное напряжение в своей работе, является любовь к детям, к выбранной профессии.

Литература:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. URL:http://zakon-ob-obrazovanii.ru.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

студентка 2 курса Максимова Ксения Алексеевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

студент 2 курса Воронов Дмитрий Николаевич

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант Татаренко Мария Андреевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РОЛЬ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ

СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация. Целью обновления российского высшего образования является развитие образовательного и профессионального потенциала России, формирование готовности молодежи к продуктивной интеллектуальной и организационной деятельности в открытом многокультурном мире. Важно улучшить качество образовательной практики из-за самой сути общественной жизни в процессах демократизации и развития национальных культур народов России, как необходимого инструмента формирования и функционирования российской гражданской нации в ее исходном состоянии - этнокультурного и национально-территориального уровней. Это также связано с формированием всесторонне и гармонично развитого человека, выполняющего этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальных традиций и ценностей русской и мировой культуры.

Ключевые слова: межкультурное образование, образовательная практика, методы обучения, межкультурные ценности, диалог культур, культура студентов.

Annotation. The purpose of the Russian higher education renewal is the development of the educational and professional potential of Russia, the formation of young people's readiness for productive intellectual and organizational activity in an open multicultural world. It is important to improve the quality of educational practice because of the very essence of public life in the processes of democratization and the development of the national cultures of the peoples of Russia as a necessary tool for the formation and functioning of the Russian civic nation in its original state - ethno-cultural and national-territorial levels. It is also associated with the formation of a comprehensively and harmoniously developed person who performs ethno-cultural and civil self-determination based on the national traditions and values of Russian and world culture.

Keywords: intercultural education, educational practice, teaching methods, intercultural values, dialogue of cultures, students' culture.

Введение. В глобальном мире с его интенсивной миграцией и этническим возрождением существует острая проблема толерантного отношения молодежи к другим культурам, а также продуктивные навыки взаимодействия с людьми, принадлежащими к разным культурным группам. Вопросы подготовки студентов к эффективной жизни в культурном и гетерогенном обществе решаются, как правило, в рамках межкультурного (мультикультурного) образования, целью которого является развитие межкультурной компетентности студентов, а также формирование человека, способного к активной жизни в многокультурной среде, обладающего сильным чувством понимания и уважения к другим, способностью жить в мире и гармонии с людьми разных национальностей и убеждений.

Формулировка цели статьи. Проанализировать роль межкультурного образования в процессе подготовки будущих специалистов.

Изложение основного материала статьи. Проблемы межкультурного образования обсуждались российскими педагогами-философами находящиеся в миграции в 1920-х годах за рубежом. Большинство из них (В.В. Зенковский, Н.А. Бердяев, М.А. Булгаков, С.И. Гессен) говорили о том, что человек обладает высшей нравственной свободой, критическим умом и пронизан принципами всеобщего братства. Они увидели главную задачу межкультурного образования в помощи молодым людям обрести себя в духе индивидуальной инициативы и международной солидарности, но в то же время в духе национальных ценностей, формирования русской души, русского менталитета и характера [12; 14].

В послереволюционной России идея толерантности к другим национальным культурам рассматривалась в публикациях, посвященных прежде всего международному образованию и международному общению. Например, Н.К. Крупская считала, что для разных людей должны быть разные учебные программы; классы должны заполняться с учетом этнического разнообразия; совместное участие детей разных национальностей в праздниках, экскурсиях; развитие прессы и литературы на национальных языках. Аналогичные мнения были высказаны в публикациях А.В. Луначарского и С.Т. Шацкого [10].

По мнению П.Ф. Каптерева, межкультурный диалог сопровождается новым пониманием образования не только, как процесс усвоения систем знаний, навыков, но и как процесс личностного развития, принятия ценностей. Известный ученый открыто говорил о развитии у детей чувства принадлежности ко всему человечеству и справедливо заметил, что учебные организации должны уменьшить мысль о том, что коренные народы являются единственными истинными носителями культуры. Следовательно, по мнению ученого, образовательная деятельность, первоначально осуществляемая на основе национального идеала, должна затем трансформироваться в усилия по достижению универсального идеала. В образовании необходимо обратиться не к одной нации, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценности.

В истории советской педагогики можно найти примеры межкультурного образования. Это, прежде всего, практика Павлышской средней школы, возглавляемая педагогом В.А. Сухомлинским, где ученики под руководством учителя совершили виртуальное «путешествие» по всему миру. Педагог-новатор обратил внимание учеников на знакомство с первичными источниками литературных произведений писателей и поэтов разных народов [4].

Вопросы межкультурного образования были разработаны в России на теоретическом и практическом уровнях в конце XX века. В 1988 году было создано движение «Учителя за мир и сотрудничество», направленное на организацию дискуссий по вопросам толерантности, взаимного уважения и прав человека в обществе, разработку инструментов, направленных на воспитание детей и молодежи в духе мира.

Концептуальные основы межкультурного образования представлены во многих публикациях российских исследователей: И.С. Бессарабова, О.В. Гукаленко, А.Н. Джуринского. Педагогические методы формирования межкультурной компетентности описаны в работах А.М. Гогленкова, Ю.Я. Коротких. Пути и средства формирования толерантности учащихся представлены в работах Т.В. Поштаревой, Р.З. Хайруллина.

Теоретические основы межкультурного образования в контексте воздействия на окружающую среду на формирование и развитие растущей человеческой личности сформулированы А.А. Андревым, Л.В. Образцовой, Д.И. Фельдштейном, Е.Н. Шияновым.

Возможность формирования человека, способного к активной и эффективной жизни в многонациональной и многокультурной среде, обладающая сильным чувством понимания и уважения к другим культурам, исследована В.В. Макаевым.

Происходящие в XXI веке процессы глобализации оказывают неоднозначное воздействие на образование в целом. С одной стороны, благодаря идеям глобализации и сотрудничества людей можно создать единое образовательное пространство, сократить разрыв в использовании глобальных коммуникаций, укрепить межкультурный обмен и обмен профессиональными группами. С другой стороны стремление к этнической идентичности иногда приводит к этнической и религиозной напряженности. Вот почему так важно укреплять межкультурное взаимодействие, поощрять терпимость среди студентов, распространять гуманитарные и демократические ценности [6].

При изучении межкультурного образования очень важно использовать подход к компетенциями, который выдвигает на первый план формирование межкультурной компетенции, рассматриваемой как показатель результата межкультурного образования. А.П. Садохин предлагает формирование межкультурной компетенции, с помощью которой он понимает совокупность знаний, способностей и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с разными культурами.

Общая реформа образования с точки зрения межкультурных аспектов является общей стратегической задачей, реализация которой в России находится на начальном этапе. На сегодняшний день российские специалисты выделяют следующие возможные решения:

1) Учиться в образовательном процессе демократических ценностей, как в рамках конкретной учебной дисциплины, так и в рамках гуманитарного цикла. В то же время важно учитывать, что система демократических ценностей является общезначимой областью, которая позволяет людям воспринимать другие культуры во всей их гуманности. Для этого в учебном заведении необходимо создать благоприятный психологический климат, основанный на справедливости и уважении достоинства всех субъектов образовательного процесса.

2) Изучать культуру мира, принимая во внимание место национальных культур в различных конкретных аспектах взаимодействия с другими культурами, чтобы понять, что ценности мировой культуры формируются на основе взаимного обогащения и интеграции культур многих народов, что только в единстве, в отношениях культур создает культурное и историческое наследие народа.

3) Большую роль в межкультурном переводе ценностей общества играет изучение истории и литературы, когда их изучают и понимают в более широком смысле - как историю цивилизации и этнической группы, так и культуру взаимоотношений между народами.

4) Изучать историю в тесной связи с географией, поскольку живое пространство людей неотделимо от процесса формирования национальной идентичности.

5) Изучать языки, в русской версии это может быть двуязычие и многоязычие. В этом случае изучение языка, должно иметь свою последовательность и перспективу реализации языковых навыков в разных ситуациях межкультурного характера [7].

Отсюда вытекают конкретные задачи межкультурного образования:

- отразить в учебном материале гуманистические идеи;

- раскрыть общие элементы в культуре русского народа, традиции, позволяющие жить в мире и гармонии;

- раскрыть ускоряющиеся процессы глобализации, взаимозависимость народов;

- сформировать представления студентов о многообразии культур в мире и в России;

- воспитывать позитивное отношение к культурным различиям;

- создать условия для интеграции студентов с другими культурами;

- развить навыки продуктивного взаимодействия с различными культурами;

- воспитать студентов в духе мира, терпимости и гуманного международного общения.

Следовательно, по мнению российских исследователей, содержание межкультурного образования

должно быть многогранным и иметь высокий уровень междисциплинарного подхода, который позволяет рассматривать проблему межкультурного образования, как часть академических дисциплин гуманитарных наук, естественных наук, художественного и эстетического цикла, и в специальных курсах по истории и культуре отдельных народов.

Межкультурное образование не может быть механически добавлено к существующим программам обучения. Оно должен пропитать всю образовательную среду, принятие решений, обучение и профессиональное развитие преподавателей, содержание и методы обучения, отношения между студентами. В этой связи особенно важно разработать и внедрить методы обучения в контексте межкультурного образования. В частности, российские исследователи в разработке методов обучения руководствуются тем, что методы должны учитывать культуру студентов, например:

- использоваться этнические формы выражения, такие как рассказы, сценические пьесы, поэзия и песни;

- включать тематические туры, посещения памятных мест и творческие мероприятия, связанные с социально-экономической и культурной жизнью сообщества;

- способствовать уважительному изучению исторического наследия и вклада различных этнических групп;

- обеспечит образовательный процесс в духе равенства;

- осуществлять междисциплинарные проекты, чтобы дать студентам чувство уверенности в себе и способность общаться и сотрудничать с другими [8].

Выводы. В России только начинает развиваться межкультурное образование, в котором остро ощущается потребность в ценности межкультурного образования в непрерывном взаимодействии культур в многонациональном государстве. Анализ теоретической и практической основы показывает, что этот вопрос уже находится в активном развитии. И здесь могут быть интересны лучшие практики разных стран, которые могут служить основой для межкультурного образования в образовательных организациях России. В связи с этим российские исследователи рассматривают следующие важные аспекты:

отказ от понимания межкультурного образования как ориентированного подхода только к вопросам этнических меньшинств в области образования, т. е. формирование стабильной ценностной ориентации каждой студенческой системы по отношению к эффективному взаимодействию различных культур;

проникновение межкультурных ценностей в более широкую образовательную практику, которая должна начинаться с деятельности преподавателей, гибкой по вопросу культурного разнообразия; взаимосвязь культуры и многоэтничности, которая определяет характеристики образовательного пространства в многокультурной среде;

способность к работе с многоэтническим составом студенческой команды, для которой преподаватели должны изучать этнопедагогические особенности и педагогический потенциал этнической среды, в которой они действуют;

глубокое знание педагогами принципов межкультурного образования и его влияние на повседневную работу педагога в коллективе.

Литература:

1. Быстрова Н.В., Плотникова Е.Е. Материнство как социальный институт современного общества // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 11.

2. Быстрова Н.В., Плотникова Е.Е., Уханов А.Ф. Реализация антропологического подхода в условиях перехода к ФГОС общего образования // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 http://mir-паиЫ. com/PDF/62PDMN216.pdf

3. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Концептуальные основы воспитательной системы общеобразовательной школы // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. №6. С. 90-92

4. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Методическая работа в школе как фактор повышения качества образования // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 41-42.

5. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Гриценко Н.Е., Румянцева Н.А. Сущностные характеристики девиантного поведения школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-9. С. 130-136.

6. Быстрова Н.В. Уханов А.Ф. Управление воспитательной системой общеобразовательной организации // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник

статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2017. С. 177-180

7. Емелина А.В., Хижная А.В. Понятие коммуникативной компетентности обучающихся образовательных организаций // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 214-216.

8. Маркова С.М. Профессиональные ценности в условиях непрерывного многоуровневого образования // Вестник Мининского университета. 2013. № 3 (3). С. 10.

9. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Управление педагогическим процессом как системой // Школа будущего. 2016. № 4. С. 138-144.

10. Огородова М.В., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Особенности реализации социального партнерства в образовательном пространстве школы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 7 (часть 5) - С. 888-890.

11. Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В., Лисина Е.И. Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 188-191.

12. Попова Т.В., Быстрова Н.В., Коротеева О.Д. Специфика правового просвещения школьников в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 197-200.

13. Прохорова М.П., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Седых Д.В. Инновационная деятельность преподавателя в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-7. С. 140-146.

14. Фоменко М.В., Хижная А.В. Социально-психологические аспекты формирования толерантной личности // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 128.

Педагогика

УДК: 301

кандидат социологических наук, доцент Вагин Дмитрий Юрьевич

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Зекина Марина Андреевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РОЛЬ СЕМЬИ КАК ПЕРВИЧНОГО ИНТИТУТА СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ

РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. В статье особое внимание уделяется семье, ее роди в воспитании молодого поколения, анализируется феномен воспитательного неравенства между семьями. Предложена типология семей, а также, на основе эмпирического материала, представлены уникальные методы семейного воспитания.

Ключевые слова: молодежь, студенты, базовые духовно-нравственные ценности, семья, воспитание.

Annotation. The article pays special attention to the family, its parents in the upbringing of the younger generation, analyzes the phenomenon of educational inequality between families. A typology of families is proposed, and, based on empirical material, unique methods of family education are presented.

Keywords: youth, students, basic spiritual and moral values, family, upbringing.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. В современной педагогической и социологической науках достаточно активно обсуждается проблема духовно-нравственного кризиса в современном российском обществе и, особенно, в молодежной среде. Многие ученые - обществоведы, педагоги констатируют факт кризиса, анализируют его причины, предлагают пути преодоления. В данной статье мы особое внимание уделим не столько духовно-нравственным ценностям молодых людей, сколько семье и ее роли в воспитании молодого поколения, предложим типологию семей (на примере нижегородских семей), оценим ее воспитательный потенциал и особые методы семейного воспитания.

Изложение основного материала статьи. Для молодого поколения семья - безусловная, терминальная ценность. В условиях социального кризиса, трансформационных процессов в обществе в 90-е годы, многие социальные институты перестали эффективно функционировать, во многом семья вынуждена была взять на себя их функции. В глазах молодых (благополучная) семья это и материальное обеспечение, психологическая помощь, воспитание, передача своего социального статуса [6].

В тоже время, естественно, что семьи различаются по материальному, социальному статусу, об этом говорят многие исследователи, но, самое главное, семьи имеют разный воспитательный потенциал. А ценностное, образовательное, интеллектуальное расслоение молодых напрямую зависит от ресурсов, которыми обладает семья, в первую очередь интеллектуальных, образовательных и воспитательных [7].

На основе богатого опыта, эмпирического материала, накопленного сотрудниками научной лаборатории по проблемам семьи и воспитания при департаменте образования Нижнего Новгорода, опираясь на статистические данные, мы хотели бы предложить типологию нижегородских семей, безусловно предложенная нами типология может быть расширена до общероссийской.

Благополучные семьи (по данным образовательных учреждений таких семей в Нижнем Новгороде 35%), в таких семьях детей не только содержат материально, но большие ресурсы семьи направлены именно на воспитание, организацию образования, досуга ребенка. Родители способны создать атмосферу для личностного роста ребенка, для его интеллектуального и физического развития, а воспитание строится на основе базовых ценностей российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.