Научная статья на тему 'Основные принципы функционирования и развития воспитательной системы общеобразовательной организации'

Основные принципы функционирования и развития воспитательной системы общеобразовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1758
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / EDUCATIONAL SYSTEM / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATION / ШКОЛА / SCHOOL / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT FUNCTIONS / ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / THE PRINCIPLES OF THE FUNCTIONING OF THE EDUCATIONAL SYSTEM / ФАКТОРЫ ВОСПИТАНИЯ / FACTORS OF UPBRINGING / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ / METHODOLOGICAL / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ / ORGANIZATIONAL / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРИНЦИПЫ / EDUCATIONAL AND EDUCATIONAL TASKS / MANAGERIAL PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Хижная Анна Владимировна, Емелина Анна Витальевна, Сундеева Марина Олеговна

В условиях модернизации всех ступеней образования в Российской Федерации, важное значение имеет совершенствование системы общего образования. Система общего образования, включающая в себя начальное общее, основное общее, среднее общее образование, выполняет важную задачу подготовки человека к жизни в социуме. Посредством получения общего образования происходит становление и формирование личности ребенка, осуществляется подготовка к выбору выпускниками будущей сферы профессиональной деятельности. Образовательный процесс в системе общего образования подразделяется на две составляющие: обучение и воспитание. Воспитание рассматривается одновременно как процесс и деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Как любая специально-организованная деятельность, процесс воспитания в условиях образовательной организации требует наличия системы управления, выполняющей функции планирования, организации, мотивации и контроля. Современная ситуация в сфере управления воспитанием в условиях общеобразовательной школы характеризуется наличием большого числа нормативных правовых актов различного уровня, но при этом отсутствует четкое понимание цели и задач воспитательной работы. Для системы общего образования характерна тенденция к оптимизации организационных структур с целью экономии бюджетных расходов, что, в первую очередь, затрагивает кадровый потенциал и финансирование сферы воспитания. Компенсировать и частично устранить указанные проблемы возможно за счет разработки и внедрения в практику работы образовательных организаций новых подходов к управлению воспитательной работой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Хижная Анна Владимировна, Емелина Анна Витальевна, Сундеева Марина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC PRINCIPLES OF THE FUNCTIONING AND DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

In the conditions of modernization of all levels of education in the Russian Federation, the importance of improving the General education system. The General education system, including elementary General, basic General, secondary General education performs the important task of preparing a person for life in society. By obtaining a General education is the establishment and formation of a child, is preparing for the selection of graduates for future employment. The educational process in General education system is divided into two components: training and education. Education is seen both as the process and activities aimed at the development of personality, creation of conditions for self-determination and socialization of students on the basis of socio-cultural, spiritual and moral values accepted in society rules and norms of behavior in the interests of the individual, family, society and the state. Like any specially-organized activity, the process of education in terms of educational organizations requires a management system that performs the functions of planning, organization, motivation and control. The modern situation in the sphere of management education in secondary schools is characterized by the presence of a large number of regulatory legal acts of different levels, but there is no clear understanding of the goals and objectives of educational work. For the General education system is characterized by tendency to the optimization of organizational structures with the purpose of economy of budgetary expenses, which primarily affect human capital, and the financing of education. To compensate and partly to eliminate these problems is possible through the development and introduction in practice of work of educational organizations of new approaches to the management of educational work.

Текст научной работы на тему «Основные принципы функционирования и развития воспитательной системы общеобразовательной организации»

педагогические науки

Быстрова Наталья Васильевна, Хижная Анна Владимировна, Емелина Анна Витальевна и другие ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ...

УДК 371

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© 2017

Быстрова Наталья Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Хижная Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Емелина Анна Витальевна, магистрант Сундеева Марина Олеговна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])

Аннотация. В условиях модернизации всех ступеней образования в Российской Федерации, важное значение имеет совершенствование системы общего образования. Система общего образования, включающая в себя начальное общее, основное общее, среднее общее образование, выполняет важную задачу подготовки человека к жизни в социуме. Посредством получения общего образования происходит становление и формирование личности ребенка, осуществляется подготовка к выбору выпускниками будущей сферы профессиональной деятельности. Образовательный процесс в системе общего образования подразделяется на две составляющие: обучение и воспитание. Воспитание рассматривается одновременно как процесс и деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Как любая специально-организованная деятельность, процесс воспитания в условиях образовательной организации требует наличия системы управления, выполняющей функции планирования, организации, мотивации и контроля. Современная ситуация в сфере управления воспитанием в условиях общеобразовательной школы характеризуется наличием большого числа нормативных правовых актов различного уровня, но при этом отсутствует четкое понимание цели и задач воспитательной работы. Для системы общего образования характерна тенденция к оптимизации организационных структур с целью экономии бюджетных расходов, что, в первую очередь, затрагивает кадровый потенциал и финансирование сферы воспитания. Компенсировать и частично устранить указанные проблемы возможно за счет разработки и внедрения в практику работы образовательных организаций новых подходов к управлению воспитательной работой.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная система, общеобразовательная организация, школа, управление, функции управления, принципы функционирования воспитательной системы, факторы воспитания, воспитательно-образовательные задачи, методологический, организационный, управленческий принципы.

THE BASIC PRINCIPLES OF THE FUNCTIONING AND DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

© 2017

Bystrova Natalia Vasilyevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department

of «Professional Education and Management of Educational Systems» Hizhnaya Anna Vladimirovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Emelina Anna Vitalevna, graduate student Sundeeva Marina Olegovna, graduate student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected])

Abstract. In the conditions of modernization of all levels of education in the Russian Federation, the importance of improving the General education system. The General education system, including elementary General, basic General, secondary General education performs the important task of preparing a person for life in society. By obtaining a General education is the establishment and formation of a child, is preparing for the selection of graduates for future employment. The educational process in General education system is divided into two components: training and education. Education is seen both as the process and activities aimed at the development of personality, creation of conditions for self-determination and socialization of students on the basis of socio-cultural, spiritual and moral values accepted in society rules and norms of behavior in the interests of the individual, family, society and the state. Like any specially-organized activity, the process of education in terms of educational organizations requires a management system that performs the functions of planning, organization, motivation and control. The modern situation in the sphere of management education in secondary schools is characterized by the presence of a large number of regulatory legal acts of different levels, but there is no clear understanding of the goals and objectives of educational work. For the General education system is characterized by tendency to the optimization of organizational structures with the purpose of economy of budgetary expenses, which primarily affect human capital, and the financing of education. To compensate and partly to eliminate these problems is possible through the development and introduction in practice of work of educational organizations of new approaches to the management of educational work.

Keywords: upbringing, educational system, general educational organization, school, management, management functions, the principles of the functioning of the educational system, the factors of upbringing, educational and educational tasks, methodological, organizational, managerial principles.

Введение ФГОС предопределило необходимость перестройки работы образовательных организаций общего образования в соответствии с требованиями государства. Одним из компонентов основной образовательной программы образовательной организации в соответствии с требования нормативных правовых документов федерального уровня и ФГОС, является воспитательный компонент, включающий в себя внеурочную деятельность, реализуемую по различным направлениям. Кроме

того, воспитание в условиях общеобразовательной школе осуществляется посредством работы с обучающимися и их родителями (законными представителями) по направлениям, определенным нормами нормативных правовых актов федерального уровня. Воспитательный процесс в условиях образовательной организации общего образования осуществляется посредством деятельности учителей, классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов, педагогов дополни-

тельного образования и старших вожатых [11].

Основные принципы исследования управления сферой образования и его характеристики были определены в советское время в трудах А.А. Таранова, П.В. Худоминского. В постсоветский период вопросы исследования теории и практики управления в сфере образования получили новое развитие в трудах В.И. Ивановой, А.А. Пустошкиной, С.К. Комкова. Повышение эффективности управления в сфере образования в трудах современных исследователей понимается как одно из условий реализации государственной социальной политики.

В практику управления образовательными организациями активно внедряются современные принципы менеджмента. Общие принципы, методы государственного управления исследуются в трудах О.С. Виханского.

Вопросы проектирования моделей образовательного пространства, ее принципы и характеристики рассматривались в работах Р.П. Мурадовой, В.В. Сенькина.

Рассмотрим более подробно понятие «управление». В основе научного управления лежит классическая школа научного управления Ф. Тейлора, административная школа управления А. Файоля, школа поведенческих наук Мэри Паркер Фоллет, Элтона Мэйо. Свое развитие школа поведенческих наук получила в концепции моти-вационного менеджмента, разработанная Мак Грегором. В основу формирования классической школы управления заложена административная концепция управления, разработанная французским ученым и предпринимателем А. Файолем. А. Файоль впервые сформулировал понятия «управление», «функции управления». Предложенная им концепция управления в дальнейшем получила развитие в трудах других ученых. А. Файоль выделяет следующие функции управления:

- прогнозирование - составление прогнозов возможного направления будущего развития организации;

- регулирование - функция оценки и отслеживания работы всей организации в целом;

- планирование - функция управления, определяющая цели деятельности, средства, методы, составление прогнозов.

В конце XX века в нашей стране произошли серьезные экономические преобразования, возросла роль управляющих структур, что привела к развитию новых подходов к управлению общеобразовательной организацией и в частности процессом воспитания.

Значительный вклад в развитие теоретических основ управления внесли многие отечественные исследователи. О.С. Виханский, А.И. Наумов определяют понятие «управление» как взаимодействие между объектом и субъектом, осуществляемое при наличии системы управления.

П.И. Третьяков термин «управление» понимает, как воздействие на объект управления, осуществляемое посредством правовых и экономических рычагов. Целью управление является достижение требуемых количественных и качественных показателей деятельности образовательной организации.

М.М. Поташник определил термин «управление» как деятельность, объединенную единой целью обеспечения развития образовательной системы.

В.В. Блошко сформулировал понятие «управление образованием» как систему взаимодействия субъекта и объекта управления с целью обеспечения функционирования и развития образовательной организации. По его мнению, управление рассматривается как процесс, включающий в себя совокупность процедур, имеющих отношение к действиям или решениям. Таким образом, управленческий процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных операций по выполнению функций управления, составляющих управленческий цикл

[1;5].

Проводя анализ выделяемых различными авторами функций управления (В.Г. Афанасьев, А.И. Китов, 26

Ю.А. Конаржевский Б.Ф. Ломов, Р.Х. Шакуров, В.А. Якунин и др.), можно выделить общие функции (постановка цели, планирование, организация, контроль) и специфичные (регулирование, коррекция, стимулирование).

Управление педагогическими системами и в частности, процессом воспитания, предполагает использование системы общих и специфичных функций. В связи с этим, П.И. Третьяковым был выявлен состав функций управления с позиции двойного подхода. Так, например, планирование воспитательной работы основывается на прогнозировании результата (планово-прогностическая функция) а систематизация информации требует её тщательного анализа (информационно-аналитическая функция). Таким образом, П.И. Третьяковым определены следующие функции управления: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, регулятивно-коррекционная и контрольно-диагностическая.

Функция организации деятельности по управлению процессом воспитания в общеобразовательной организации включает в себя работу по координации деятельности всех ее субъектов: психолого-педагогической службы, школьных методических объединений классных руководителей и учителей-предметников, органов школьного и ученического самоуправления [7].

В современной школе выделяют следующие основные направления деятельности по управлению воспитательной системой в общеобразовательной организации:

- деятельность по управлению педагогическим процессом (обеспечение и контроль выполнения основной образовательной программы и программ воспитания и социализации обучающихся);

- организация работы педагогов, оказание методической помощи и методическое обеспечение;

- взаимодействие с родителями (законными представителями) и социальными партнерами школы.

Первое направление связано с реализацией основных функций управления: педагогический анализ, целепола-гание, планирование, организация, контроль, коррекция и регулирование.

Второе и третье направление предполагает конкретную деятельность, обеспечивающую условия для реализации педагогического процесса на качественном уровне, выполнения образовательной программы совместными усилиями всех участников педагогического процесса. Сюда относятся организация повышения квалификации, опытно-экспериментальной деятельности, взаимодействие с родителями воспитанников, преемственность в работе педагогов начальной и средней ступеней общего образования.

На содержание деятельности по управлению процессом воспитания в общеобразовательной организации оказывают влияние множество факторов: миссия образовательной организации; кадровый состав; особенности контингента обучающихся, родителей (законных представителей); содержание и качество образования; факторы внешней среды (наличие в микрорайоне школы образовательных организаций дополнительного образования, иных учреждений, осуществляющих работу с детьми и выступающих в качестве социальных партнеров школы); наличие в общеобразовательной организации необходимой материально-технической базы[10].

Управление воспитательной системой в школе предполагает выработку единых показателей и критериев оценки эффективности воспитательной работы. Критериями эффективности процесса управления, являются результативность образовательного процесса, в данном случае, процесса воспитания:

- выполнение или превышение государственных, региональных и муниципальных требований к организации процесса воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями детей;

- рост мастерства педагогов при рациональных затра-

Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Быстрова Наталья Васильевна, Хижная Анна Владимировна, Емелина Анна Витальевна и другие ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ...

тах времени и усилий на методическую работу и самообразование;

- улучшение психологического климата в коллективе за счет усиления мотивации творческого, инициативного труда педагогов; роста удовлетворенности педагогов процессом и результатами своего труда.

Деятельность администрации общеобразовательной организации по управлению воспитательной системой, осуществляется в соответствии с требованиями нормативных-правовых актов различного уровня:

- нормативные правовые акты федерального уровня, к которым относятся федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные целевые программы;

- законодательные акты субъектов Российской Федерации, которые можно разделить на несколько групп: региональные законы; целевые программы; ведомственные нормативно-правовые акты (регламенты, положения);

- нормативные правовые акты муниципального уровня (постановления глав администраций муниципальных образований, документы муниципальных органов управления образованием, муниципальные целевые программы);

- локальные акты общеобразовательной организации (Устав, положения, приказы и распоряжения директора, школьные программы).

Нормативным правовым актом федерального уровня, регулирующим отношения в системе образования, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3. В ст. 2 данного федерального закона определено понятие «воспитание», понимаемое как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». В рассматриваемом федеральном законе вопросы организации процесса воспитания в общеобразовательных организациях не регламентированы. Так, в ст. 28, определяющей компетенцию образовательных организаций (п. 12), говорится о том, что к компетенции образовательных организаций отнесено «использование и совершенствование методов обучения и воспитания». В ст. 41 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» идет речь о том, что отдельные направления воспитательной работы (пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, профилактика курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ), относятся к деятельности по охране здоровья обучающихся [12].

Таким образом, воспитание, согласно нормам федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не является приоритетным направлением деятельности общеобразовательных организаций.

Еще одним нормативным правовым актом федерального уровня, регламентирующим направления деятельности общеобразовательной организации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, как одного из направлений воспитания в школе, является Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ.

На каждой ступени образования, содержание процесса воспитания меняется, исходя из возрастных особенностей обучающихся. Так, в соответствии с ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО), целью воспитания определено формирование у младших школьников основ гражданской идентичности и мировоззрения и духовно-нравственное развитие [9]._

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) определяет целью воспитания «создание условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности» [10].

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования целью воспитания определяет развитие у обучающихся самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления. Образовательными стандартами предусмотрено, что воспитание школьников осуществляется в ходе учебной и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность закреплена во ФГОС в качестве обязательного элемента современного школьного образования [11].

Направления воспитательной работы в общеобразовательных организациях, определены в Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (письмо Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»). Указанной программой определены пять основных направлений воспитания в условиях школы (гражданско-патриотическое, нравственное и духовное, воспитание положительного отношения к труду и творчеству, интеллектуальное воспитание, здоровьесбе-регающее воспитание) [6].

29.05.2015 было принято Распоряжение Правительства Российской Федерации № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Указанный нормативный правовой акт федерального уровня устанавливает приоритеты государственной политики в сфере воспитания и социализации детей. При этом воспитание объявлено стратегическим государственным приоритетом, требующим объединения усилий государственных, региональных, муниципальных органов власти, организаций и учреждений, а также институтов гражданского общества [8].

В настоящее время, на федеральном уровне отсутствует единый нормативный правовой документ, определяющий направления и содержание работы общеобразовательных организаций в сфере воспитания школьников. Различные требования к организации процесса воспитания содержатся в различных нормативных правовых актах, что создает трудности в их реализации в ходе повседневной деятельности образовательных организаций.

Государство устанавливает формальные показатели, по которым определяется эффективность работы системы образования, в том числе в сфере воспитания школьников. На уровне муниципалитета, являющегося учредителем муниципальных образовательных организаций, показатели, определяющие эффективность работы образовательных организаций определены в муниципальном задании, которое выдается в каждую образовательную организацию. Муниципальное задание представляет собой перечень и значения показателей, обеспечение которых является обязательным для образовательной организации [16;3].

Разработка и принятие на региональном уровне целевых программ позволяет на уровне субъектов Федерации осуществлять планирование мероприятий, распределять ресурсы, определять источники и прядок финансирования.

Ведомственные нормативно-правовые акты регулируют вопросы повседневной деятельности органов и учреждений системы образования. К ведомственным нормативно-правовым актам относятся:

- административные регламенты;

- положения;

- уставы образовательных организаций;

- приказы и распоряжения руководителей органов и учреждений, системы образования.

Особенностью ведомственных нормативно-право-

вых актов является их локальный характер. Они не могут противоречить нормам федерального и регионального законодательства. Ведомственные нормативно-правовые акты утверждаются учредителем или руководителями соответствующих органов и учреждений.

Органами местного самоуправления также могут приниматься нормативно-правовые акты, действующие на территории муниципального образования. Данные нормативно-правовые акты также имеют локальный характер (их действие ограничено границами муниципального образования). Они разрабатываются муниципальными органами исполнительной власти и принимаются представительными органами местного самоуправления.

На уровне муниципальных общеобразовательных организаций, вопросы организации процесса воспитания регламентируются локальными актами (положениями, приказами директора). Локальные акты школы в соответствии с Уставом принимаются на заседании Педагогического совета и вводятся в действие приказами по школе. В настоящее время в школах действуют следующие положения, регламентирующие вопросы организации процесса воспитания:

- правила внутреннего распорядка учащихся;

- положение о школьной одежде и внешнем виде обучающихся;

- положение о Совете родителей;

- положение о Совете учащихся;

- положение о родительском патруле;

- положение о Совете по профилактике и др.

Изучив теоретические и практические аспекты

управления процессом воспитания в общеобразовательной организации, мы полагаем, что данная деятельность является важным направлением в образовательной организации. Посредством ее в образовательной организации создаются условия для повышения качества образовательного процесса, обеспечивается выполнение требований ФГОС, создаются условия для успешной социализации школьников. Цели и задачи управления процессом воспитания реализуются в ходе управленческой деятельности администрации школы, общественных органов, привлеченных к реализации отдельных функций управления. В процессе воспитания участвуют все педагоги школы. Данная деятельность осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов федерального, регионального, муниципального уровней и локальных актов общеобразовательной организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Базурина Е.Н., Васильев А.А., Хижная А.В., Сидоров А.Н. Проблемы профилактики экстремизма в сфере образования и управления // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 12-15.

2. Быстрова Н.В. Формирование школьной системы обучения в Нижегородской губернии в 1917-1930 гг. // Вестник Брянского государственного университета. Брянск: РИО БГУ, 2011. №1. С. 32-36.

3. Быстрова Н.В., Плотникова Е.Е., Уханов А.Ф. Реализация антропологического подхода в условиях перехода к ФГОС общего образования // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 http://mir-nauki.com/ PDF/62PDMN216.pdf

4. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Воспитательно-профилактическая деятельность по предупреждению и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних // В сборнике: Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: опыт, проблемы и перспективы материалы всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 36-39.

5. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Концептуальные основы воспитательной системы общеобразовательной 28

школы // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. №6. С. 90-92

6. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Методическая работа в школе как фактор повышения качества образования // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С.41-42.

7. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Управление воспитательной системой общеобразовательной организации //В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2017. С. 177-180.

8. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Гриценко Н.Е., Румянцева Н.А. Сущностные характеристики девиант-ного поведения школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-9 .С.130-136.

9. Быстрова Н.В. Развитие советской педагогики в контексте мирового педагогического опыта // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. под общей редакцией А.И. Вострецова. 2015. С. 49-50.

10. Ваганова О.И., Быстрова Н.В. Основы общей педагогики // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2015. №7 (74). С. 62.

11. Емелина А.В., Хижная А.В. Понятие коммуникативной компетентности обучающихся образовательных организаций // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 214-216.

12. Огородова М.В., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Особенности реализации социального партнерства в образовательном пространстве школы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 7 (часть 5) - С. 888-890.

13. Попова Т.В., Быстрова Н.В. Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних в российском обществе: история и современные реалии // Вестник Мининского университета. 2014. №4 (8). С.17.

14. Сундеева М.О., Емелина А.В., Хижная А.В. Организация профориентационной работы в системе «школа-вуз» // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2017. С. 194-196.

15. Сундеева М.О., Татаренко М.А., Хижная А.В. Проблема воспитания трудных подростков // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 116-118.

16. Фоменко М.В., Хижная А.В. Социально-психологические аспекты формирования толерантной личности // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 128.

Статья поступила в редакцию 15.10.2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья принята к публикации 26.12.2017

Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.