УДК 37.018.26
Быстрова Наталья Васильевна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры профессионального образования
и управления образовательными системами
Нижегородского государственного
педагогического университета
имени Козьмы Минина (Мининского университета)
Уханов Алексей Федорович
магистрант кафедры профессионального образования и управления образовательными системами
Нижегородского государственного
педагогического университета
имени Козьмы Минина (Мининского университета)
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Bystrova Natalia Vasilevna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Vocational Education and Educational Systems Management Department, Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Ukhanov Alexei Fedorovich
Applicant for a Master's Degree, Vocational Education and Educational Systems Management Department, Nizhny Novgorod State Pedagogical University
CONCEPTUAL BASES OF EDUCATIVE SYSTEM OF COMPREHENSIVE SCHOOLS
Аннотация:
Главным результатом реформирования общего образования в последние годы является признание приоритетности воспитательной функции общеобразовательного учреждения. В современном обществе ни у кого не вызывает сомнений необходимость организации воспитательной работы в общеобразовательной школе на системной основе. Это возможно лишь при системной организации мышления и действий всех участников воспитательного процесса. В статье рассматриваются особенности концептуальной воспитательной системы школы, которая включает методологические основы, ключевые идеи, цели, задачи, принципы и содержание воспитания в школе. Определяются ведущие понятия воспитания в общеобразовательном учреждении.
Ключевые слова:
воспитание, воспитательная система, системное мышление, принципы воспитания, содержание воспитания, системный подход, социализация, общеобразовательное учреждение.
Summary:
The main result of the general education reform over the recent years is the recognition of the priority of the educative function of educational institutions. In the modern society, there is no doubt in the need for systematic educative work in a secondary school, which is possible only when the system organization of thinking and actions of all educational process participants is implemented. The article discusses the features of the school's conceptual educative system, which includes methodological framework, key ideas, goals, objectives, principles and content of education at school. The principle concepts of upbringing in general education institutions are considered.
Keywords:
education, educative system, system thinking, principles of education, content of education, system approach, socialization, institutions of general education.
В настоящее время, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, воспитание и обучение определяется как единый процесс, ориентированный на воспитание современного человека, способного принимать самостоятельные решения в ситуации выбора, умеющего применять на практике компетенции, полученные во время обучения в общеобразовательной школе. Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены характер современного национального воспитательного идеала и базовые национальные ценности. Воспитание обучающихся должно обеспечить: реализацию творческого потенциала, духовное и нравственное самосовершенствование, формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, социальную и профессиональную мобильность на основе моральных норм, принятие личностью базовых национальных ценностей, критическую оценку собственных намерений, мыслей и поступков, способность к преодолению трудностей, формирование чувства ответственности за Родину и др. [1].
Актуальность вопросов разработки и внедрения воспитательной системы общеобразовательной школы обусловлена противоречием между требованиями нормативно-правовых документов в части наличия у выпускника школы необходимых базовых компетенций и реальным состоянием воспитательной работы с обучающимися. В настоящее время вследствие ряда причин наблюдается разрыв между уровнем обученности учащихся общеобразовательных школ и показателями их воспитанности.
Изучение педагогической теории и практики по созданию системы воспитания в образовательных учреждениях разных типов и видов в историко-педагогическом аспекте, а также анализ ряда концепций воспитания, построенных на основе глубоких научных знаний и применяемых в практической деятельности учебных заведений, проработка нормативных документов позволили авторам выявить основные критерии воспитательной системы общеобразовательной школы на примере МБОУ школа № 27 г. Дзержинска [2].
Сегодня воспитательный процесс в школе выстраивается с учетом национальной стратегии, определенной в законодательстве, признающей вариативность и разнообразие воспитательных систем, организаций и технологий. Педагогический коллектив обеспечивает последовательность, целостность и преемственность содержания воспитания на различных уровнях образования с учетом специфики школы, кадрового потенциала, традиций, социального заказа [3]. МБОУ школа № 27 г. Дзержинска ориентирована на воспитание, обучение и развитие каждого учащегося с учетом возрастных, физиологических, психологических и интеллектуальных способностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в ней адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, физического развития каждого ребенка [4].
Разработанная программа воспитательной работы с учащимися в рамках общеобразовательной школы основывается на внедрении системного подхода в организацию воспитания.
В ходе разработки программы воспитания было принято решение разделить ее на возрастные блоки: 1-4-е классы, 5-9-е классы, 10-11-е классы. В каждом блоке программы цель и задачи воспитания и обучения определяются с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.
Программа воспитания в рамках общеобразовательной школы включает в себя следующие компоненты:
- духовно-нравственное, интеллектуальное, эстетическое, этическое, культурное развитие и саморазвитие личности ребенка,
- патриотическое воспитание,
- развитие ученического самоуправления,
- деятельность по профилактике асоциального поведения учащихся.
Цель программы воспитания определена как создание в рамках образовательной организации воспитательного пространства, способствующего развитию индивидуальности каждого учащегося, формированию его ключевых компетентностей.
Для достижения цели деятельность всех структурных звеньев направлена на решение оперативных задач:
1. Создание образовательной среды, обеспечивающей социальное развитие личности каждого ребенка.
2. Формирование у учащихся и педагогов потребности в самоопределении, творческом самовыражении, самореализации.
3. Формирование гражданской позиции учащихся для успешной социализации в обществе, а также приобретение социально необходимых знаний, навыков, профессиональных интересов [5].
Реализация цели и задач программы воспитания в общеобразовательной школе осуществляется с использованием принципов социального партнерства. Это позволяет резко повысить эффективность воспитания за счет использования ресурсов и потенциала различных органов и учреждений, взаимодействующих с образовательной организацией.
В качестве социальных партнеров в ходе реализации воспитательной программы школы могут рассматриваться органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, образовательные организации дополнительного, высшего и среднего профессионального образования, общественные организации [6].
Таким образом, воспитательная система общеобразовательной школы является необходимым компонентом деятельности образовательной организации и способствует реализации задач государственной политики в области образования. Концепцией воспитательной системы общеобразовательной школы должна быть предусмотрена тесная взаимосвязь процессов обучения и воспитания в решении задач реализации требований ФГОС, реализация в рамках школы всех направлений воспитания и социального партнерства [7].
Ссылки:
1. Маркова С.М. Проблемы развития профессионального образования в России // Образование и наука. 2007. № 2. С. 36-42.
2. Быстрова Н.В., Плотникова Е.Е. Материнство как социокультурный феномен // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22 ; Быстрова Н.В. Развитие советской педагогики в контексте мирового педагогического опыта // Актуальные вопросы современной науки : материалы Междунар. (заоч.) науч.-практ. конф. / под общ. ред.
А.И. Вострецова. 2015. С. 49-50 ; Сухомлинский В.А. Задачи воспитания в наши дни // Учитель: Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. Страницы литературы. М., 1991.
3. Маркова С.М. Проектирование образовательных систем: теоретический аспект // В мире научных открытий. 2012. № 9.2 (33). С. 402-412.
4. Зубань Е.С., Цыплакова С.А. Духовно-нравственное воспитание и обучение учащихся // Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики : материалы Х Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Образование на грани тысячелетий». Нижневартовск, 2015. С. 243-245.
5. Маркова С.М. Концептуальные основы проектирования системы деятельности учебных заведений интегративного типа : монография. Н. Новгород, 2001. 164 с.
6. Попова Т.В., Быстрова Н.В. Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних в российском обществе: история и современные реалии // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 17.
7. Моделирование воспитательных систем: теория практике : сб. науч. ст. / под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. М., 1995.
References:
1. Markova, SM 2007, 'Problems of development of vocational education in Russia', Education and science, no. 2, p. 36-42.
2. Bystrova, NV & Plotnikova, EE 2015, 'Motherhood as a sociocultural phenomenon', Theory and Practice of Social Development, no. 22; Bystrova, NV 2015, 'The development of Soviet pedagogy in the context of world pedagogical experience', Actual problems of modern science: Proceedings Intern. scientific-practical Conf., p. 49-50; Sukhomlinsky, VA 1991, 'The task of education today', Teacher: Article. Documentation. Teachers search. Memories. Pages literature, Moscow.
3. Markova, SM 2012, 'Design of educational systems: theoretical aspect', In the world of scientific discoveries, no. 9.2 (33), p. 402-412.
4. Zuban, ES & Tsyplakova, SA 2015, 'The spiritual and moral upbringing and education of students', Features of the problem-based learning in the context of distance education: Theory and practice: the materials X All-Russian scientific and practical Conf. with int. participation "Education on the brink of millennia", Nizhnevartovsk, p. 243-245.
5. Markova, SM 2001, Conceptual bases of system design of educational institutions integrative type: monograph, N. Novgorod, 164 p.
6. Popova, TV & Bystrova, NV 2014, 'Neglect and abandonment of minors in Russian society: history and current realities', Herald of Minin's University, no. 4 (8), p. 17.
7. Novikova, LI & Selivanova, NL (ed.) 1995, Modeling of the educational system: the theory of practice, Moscow.