беи своих...
роль международных стандартов в становлении
российского аудита
На основе действующих в настоящее время международных стандартов аудита разработан ряд соответствующих им отечественных нормативов. В целом эти стандарты можно разбить на несколько групп: 1) международные стандарты аудита, близкие к российским; 2) международные стандарты аудита, отличающиеся от российских аналогов; 3) документы МСА, не имеющие аналогов среди российских правил (стандартов); 4) стандарты аудиторской деятельности, не имеющие аналогов в системе МСА.
М
еждународными стандартами аудита, близкими к российским, являются:
МСА №200 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности» (РСА «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности»);
МСА № 210 «Условия договоренностей об аудите» (РСА «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита», РСА «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг»); МСА № 220 «Контроль качества аудиторской работы» (РСА «Внутрифирменный контроль качества аудита»);
МСА №230 «Документация» (РСА «Документирование аудита»);
МСА №250 «Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности» (РСА «Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита»); МСА №300 «Планирование аудита» (РСА «Планирование аудита»); МСА №310 «Знание бизнеса» (РСА «Понимание деятельности экономического субъекта»); МСА №320 «Существенность в аудите» (РСА «Существенность и аудиторский риск»); МСА №400 «Оценка рисков и система внутрен-
Окончание. Начало в № 6/2004
Суглобов А. Е.
заслуженный экономист РФ, канд. экон. наук, профессор, проректор по финансово-экономической работе, заведующий кафедрой аудита и анализа Российского государственного аграрного заочного университета
1уд"т
_ него контроля» (РСА «Изучение и оценка сис-
_ тем бухгалтерского учета и внутреннего кон_ троля в ходе аудита»);
_ МСА №401 «Аудит в условиях компьютерных
_ информационных систем» (РСА «Аудит в усло-
_ виях компьютерной обработки данных»);
_ МСА №510 «Первая аудиторская проверка - начальные сальдо»,
_ МСА №710 «Сопоставления» (РСА «Первичный
аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности»); _ МСА №520 «Аналитические процедуры» (РСА «Аналитические процедуры»);
_ МСА №540 «Аудит оценочных значений» (РСА
«Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете»);
_ МСА №550 «Связанные стороны» (РСА «Учет _ операций со связанными сторонами в ходе аудита»);
_ МСА №560 «Последующие события» (РСА «Дата
подписания аудиторского заключения и отра-_ жение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской _ отчетности»);
_ МСА №580 «Заявления руководства» (РСА
_ «Разъяснения, предоставляемые руководством
_ проверяемого экономического субъекта»);
_ МСА №600 «Использование результатов работы
другого аудитора» (РСА Использование работы другой аудиторской организации»);
_ МСА №610 «Рассмотрение работы внутреннего
_ аудита» (РСА «Изучение и использование работы внутреннего аудита»);
_ МСА №620 «Использование работы эксперта»
_ (РСА «Использование работы эксперта»);
_ МСА №720 «Прочая информация в документах,
содержащих проверенную финансовую отчетность» (РСА «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность»); МСА №810 «Проверка прогнозной финансовой информации» (РСА «Проверка прогнозной финансовой информации»);
за последние десятилетия
значительно повысились
требования к организации
системы учета и отчетности
пмап №1007 «Контак- бухгалтерская отчетность
ты с руководством кли-
ента» (РСА «Общение с превратилась в основной
руководством экономи-
ческого субъекта»); источник информации,
ПМАП №1008 «Оценка
рисков и система внут- позволяющий оценить реннего контроля - ха-
рактеристики КИС и финансовое и имущественное
связанные с ним вопро-
сы» (РСА «Оценка риска состояние экономических
и внутренний контроль. _
Характеристика и учет субъектов _
среды компьютерной и информационной систем»);
ПМАП №1009 «Методы аудита с использовани- _
ем компьютеров» (РСА «Проведение аудита с помощью компьютеров»).
Международными стандартами аудита, отличающимися от российских аналогов, являются: _
МСА №110 «Глоссарий» (РСА «Перечень терми- _
нов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности»);
МСА №240 «Мошенничество и ошибки» (РСА _
«Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности»);
МСА №500 «Аудиторские доказательства» (РСА _
«Аудиторские доказательства»);
МСА №530 «Аудиторская выборка и другие про- _
цедуры выборочной проверки» (РСА «Аудитор- _
ская выборка»);
МСА №700 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности» (РСА «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности»);
МСА №800 «Отчет аудитора по специальному
аудиторскому заданию» (РСА «Заключение ау- _
диторской организации по специальным аудиторским заданиям»);
МСА №920 «Задания по выполнению согласо- _
ванных процедур» (РСА «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним»);
ПМАП №1005 «Особенности аудита малых предприятий» (РСА «Особенности аудита малых экономических субъектов»).
Документами МСА, не имеющими аналогов среди российских правил (стандартов), являются: МСА №100 «Предисловие к международным стандартам аудита и сопутствующих услуг»; МСА №120 «Концептуальная основа международных стандартов»;
МСА №402 «Аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций»; МСА №501 «Аудиторские доказательства - дополнительное рассмотрение особых статей»; МСА №910 «Задания по обзору финансовой информации»;
МСА №930 «Задания по подготовке финансовой информации»;
ПМАП №1000 «Процедуры межбанковского подтверждения»;
ПМАП №1001 «Среда КИС - автономные микрокомпьютеры»;
ПМАП №1002 «Среда КИС - интерактивные компьютерные системы»;
ПМАП №1003 «Среда КИС - системы баз данных»;
ПМАП №1004 «Взаимодействие инспекторов по банковскому надзору и внешних аудиторов»;
ПМАП №1006 «Аудит международных коммерческих банков»;
ПМАП №1010 «Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности». Российскими Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, не имеющими аналогов в системе МСА являются:
- «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита»;
- «Образование аудитора»;
- «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов»;
- «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций»;
- «Налоговый аудит и другие сопутствующие
пользователи бухгалтерской
отчетности полагаются на
квалификацию аудитора,
его компетентность
и объективность
услуги по налоговым во- в ходе проверки аудитор обязан
просам. Общение с налоговыми органами». дать оценку выбранным
На современном этапе
развития аудита в его предприятием способам
результатах заинтересо-
ваны не только собст- бухгалтерского учета,
венники, но и сами эко-
номические субъекты, отрицательно влияющим на
нормальное развитие
которых зачастую не- достоверность бухгалтерской
возможно без привлечения средств инвесторов, отчетности спонсоров и кредиторов. Чтобы привлечь финансовые вложения, _
экономический субъект должен быть преуспевающим, а его финансовая (бухгалтерская) от- _
четность должна вызывать доверие у потенциальных инвесторов и кредиторов. За последние десятилетия значительно повысились требования к организации системы _
учета и отчетности. Появились новые формы и методы ведения учета, в том числе с применением компьютерных систем. Бухгалтерская от- _
четность превратилась в основной источник информации, позволяющий оценить финансовое и имущественное состояние экономических субъектов. В этих обстоятельствах аудит______
финансовой отчетности превратился в важнейший инструмент, способствующий повышению качества бухгалтерской отчетности, ведущей составляющей которого является ее до- _
стоверность. Ни один солидный западный банк не предоставит кредита клиенту, не имеющему проверенную аудиторами бухгалтерскую отчетность, также как и ни один серьезный инвестор не будет иметь дела с организацией, отчеты которой за ряд лет не проверены авторитет- _
ным аудитором.
Пользователи бухгалтерской отчетности пола- _
гаются на квалификацию аудитора, его компетентность и объективность. Заключение аудитора является гарантом достоверности тех данных, которые содержатся в отчетности. Оно должно давать пользователям полную информацию о том, представляет ли отчетность под-
линные и объективные сведения о финансовом положении и финансовых результатах, составлена ли она в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета. Определение цели аудита дано в Федеральном Законе РФ «Об аудиторской деятельности», которое заключается в выражении мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности экономического субъекта и соответствии ведения им бухгалтерского учета существующим законодательно-нормативным актам.
Однако недостаточно проверять отчетность на простое соответствие нормативным документам, регулирующим правила ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности. Следует также ревизовать механизм обеспечения способов отражения объектов бухгалтерского учета для данного предприятия и достоверности их отражения в бухгалтерской отчетности. В ходе проверки аудитор обязан дать оценку выбранным предприятием способам бухгалтерского учета, отрицательно влияющим на достоверность бухгалтерской отчетности.
С целью предоставления пользователям достаточно достоверной информации о деятельности соответствующих организаций необходимо, во-первых, совершенствовать национальные стандарты бухгалтерского учета, во-вторых, совершенствовать методику проведения аудиторских проверок достоверности бухгалтерской отчетности. Развитие и регулирование аудиторской деятельности в стране требует улучшения методики аудита, аудиторских стандартов и стандартов бухгалтерского учета. Крайне важно обеспечить четкое распределение полномочий между государственными органами, регулирующими аудиторскую деятельность, и общественными организациями.
Отпечатано в ООО "Связь-Принт" (103064, Москва, ул. Казакова, 8а, стр. 3). Тираж 4000. Заказ 38