Научная статья на тему 'Этапы и значение стандартизации в системе нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации'

Этапы и значение стандартизации в системе нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
775
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОРСКИЕ СТАНДАРТЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / ТРЕБОВАНИЯ К АУДИТУ / АДАПТАЦИЯ / МЕСТО IAASB В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суглобов А. Е., Орлова Е. А.

Существование международных стандартов аудита (МСА) создает в Российской Федерации двойную систему стандартов. C одной стороны нет государственного требования соблюдать положения МСА, а с другой объективно складывающаяся ситуация на рынке такова, что аудиторские организации, которые в настоящее время не способны обеспечить качество и содержание работ в соответствии с МСА, утрачивают какие-либо шансы на участие в конкурентной борьбе за потребителей аудиторских услуг. В статье рассматриваются место МСА в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации на настоящий момент, а также перспективы сближения отечественной и международной систем аудиторских стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы и значение стандартизации в системе нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»

АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 657.6

ЭТАПЫ И ЗНАЧЕНИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. Е. СУГЛОБОВ,

заслуженный экономист Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, начальник кафедры экономического анализа, финансов и статистики

E-mail: a_suglobov@mail. ru Московский университет МВД России Е. А. ОРЛОВА, преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита E-mail: e_a_orlovaguu@mail. ru Государственный университет управления

Существование международных стандартов аудита (МСА) создает в Российской Федерации своего рода двойную систему стандартов: с одной стороны, нет государственного требования соблюдать положения МСА, а с другой — объективно складывающаяся ситуация на рынке такова, что аудиторские организации, которые в настоящее время не способны обеспечить качество и содержание работ в соответствии с МСА, утрачивают какие-либо шансы на участие в конкурентной борьбе за потребителей аудиторских услуг. В статье рассматриваются место МСА в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации на настоящий момент, а также перспективы сближения отечественной и международной систем аудиторских стандартов.

Ключевые слова: аудиторские стандарты, интеграция, требования к аудиту, адаптация, место IAASB в Российской Федерации.

В последнее время все больший интерес для России, стремящейся к эффективной интеграции в мировую экономику, представляют МСА. Актуальность сопоставления российских и международных стандартов обусловлена в первую очередь внешними факторами, к которым можно отнести усиление общемировых интеграционных процессов, сопровождающееся, с одной стороны, конвергенцией стандартов аудиторской деятельности, а с другой — стремлением каждой страны защитить национальные интересы, в том числе путем сохранения конкурентоспособности своих предприятий на мировом рынке.

Применение обсужденных и утвержденных на международном уровне стандартов аудиторской деятельности способствует усилению финан-

совой «прозрачности» российских компаний и, как следствие, способствует привлечению иностранных инвесторов. Кроме того, ориентация на МСА усиливает позиции российских аудиторов в конкурентной борьбе на мировой арене, открывая им путь к международному аудиту.

Отдельно стоит обозначить понятие «стандарты аудита». Стандарты аудита — это единые базовые принципы, которым должны следовать аудиторы в процессе профессиональной аудиторской деятельности. Они устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты аудита регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторскою мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Разработкой профессиональных требований к аудиту на международном уровне занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ) (International Federation of Accountants — IFAC), созданная в 1977 г.

Международная федерация бухгалтеров — организация, объединяющая национальные и региональные профессиональные бухгалтерские

организации, представляющие бухгалтеров, занятых публичной практикой, в промышленности и торговле, в общественном секторе, образовании. В настоящее время МФБ представлена 164 действительными членами из 125 стран, представляющих более 2,5 млн бухгалтеров. Организации — члены МФБ участвуют в Программе соответствия требованиям, предъявляемым к организациям — членам МФБ, демонстрируя тем свою заинтересованность в укреплении высоких стандартов работы бухгалтеров во всем мире. На интернет-сайте МФБ опубликованы более 150 ответов на первую часть и более 150 ответов на вторую часть Программы. Россию представляют в МФБ две саморегулируемые организации: Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России и Российская коллегия аудиторов.

Международная федерация бухгалтеров стремится к развитию профессии и гармонизации ее стандартов по всему миру с тем, чтобы помочь бухгалтерам оказывать профессиональные услуги на высоком уровне в интересах всего общества. Международная федерация бухгалтеров тесно взаимодействует с Советом по международным стандартам финансовой отчетности (IASC).

Действуя через свои советы, комитеты и рабочие группы, МФБ:

— разрабатывает высококачественные профессиональные стандарты и руководства для использования бухгалтерами в каждом секторе;

— действует как лидер по важнейшим направлениям, чтобы обеспечить либерализацию бухгалтерских услуг, а также объединить голос бухгалтеров по всему миру по вопросам, касающимся профессии, в интересах всего общества;

— способствует развитию и гармонизации бухгалтерской профессии через укрепление и поддержку национальных и региональных профессиональных организаций.

В составе МФБ работают следующие комитеты (табл. 1).

Система МСА в настоящий момент включает следующие акты:

— международные стандарты учета (с 1973 г. разрабатываются Комитетом международных стандартов учета);

— международные нормативы аудита и сопутствующих работ (разрабатываются Комитетом

Таблица 1

Комитеты Международной федерации бухгалтеров

Наименование Вид деятельности

Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации (1АА8В) Цель 1ЛЛ8В — усилить единообразие аудиторской практики и сопутствующих услуг по всему миру путем разработки положений по разным вопросам аудита и гарантии достоверности, а также содействия их признанию во всем мире

Комитет по международным стандартам образования в области финансового учета и отчетности (1ЛЕ8В) Комитет по международным стандартам образования разрабатывает правила, проводит исследования, содействует обмену информацией для того, чтобы профессиональные бухгалтеры имели адекватную подготовку, чтобы соответствовать требованиям общества и работодателей и вносить достойный вклад в гармонизацию профессии по всему миру. Особое место в деятельности Совета МФБ занимает содействие развивающимся странам в области бухгалтерского образования

Комитет по международным стандартам этики для представителей бухгалтерской профессии (1Е8ВЛ) Комитет по международным стандартам этики разрабатывает правила профессиональной этики и содействует их пониманию и признанию членами МФБ. Совет МФБ на постоянной основе проводит мониторинг и содействует дискуссиям по целому ряду вопросов этики с тем, чтобы правила отвечали ожиданиям бухгалтеров, бизнеса, финансовых институтов и всех, кто связан с бухгалтерской профессией

Комитет по международным стандартам финансового учета и отчетности в государственном секторе (1Р8Л8В) Комитет делает акцент на бухгалтерском учете, аудите, финансовой отчетности для национальных, региональных и местных правительств, соответствующих правительственных органов, а следовательно, для избирателей, для которых они работают. Комитет разрабатывает правила, поддерживает образовательные и исследовательские программы, содействует обмену информацией между бухгалтерами, которые работают в общественном секторе или связаны с ним

по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации МФБ);

— международные положения аудита;

— международные нормативы бухгалтерского образования и этики (разрабатываются соответственно Комитетом по международным стандартам образования МФБ и Комитетом по международным стандартам этики МФБ);

— общепринятые аудиторские стандарты проверки финансовой отчетности (CAAS) (разрабатываются Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров).

Все названные акты являются своеобразными сводами правил, разработанных профессиональными объединениями в целях унификации основных критериев оценки работы в области аудита и обеспечения высокого уровня качества оказываемых аудиторами услуг.

Создание стандартов и положений Комитетом по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации включает ряд этапов (см. рисунок) и занимает период до 3 лет.

Первой из российских организаций действительным членом МФБ стал Институт профессиональных бухгалтеров России в 2001 г., позднее, в 2008 г., — Российская коллегия аудиторов. Вступ-

ление в МФБ имеет огромную роль, поскольку только члены МФБ могут использовать МСА.

В жизни российских аудиторов 26.10.2000 произошло знаменательное событие: при участии Международного центра по реформе систем бухгалтерского учета вышел в свет первый официальный перевод МСА на русский язык. Издание было подготовлено Международным центром реформы системы бухгалтерского (МЦРСБУ) в соответствии с официальным разрешением МФБ и при активном участии ведущих российских специалистов в области аудита и бухгалтерского учета. Далее, весной 2002 г., в рамках проекта Тacis «Реформа российского аудита» вышло второе официальное издание с переводом МСА на русский язык, подготовленное на основе издания стандартов 2001 г. Работа над системой общероссийских аудиторских стандартов началась в нашей стране в 1995 г., которая создавалась как национальный аналог системы МСА, разрабатываемых МФБ и взятых за основу. Целью реализации подобного подхода являлось создание эффективно функционирующей системы стандартов, которая, с одной стороны, соответствовала бы требованиям к организации аудита в большинстве развитых стран, а с другой — учитывала бы особенности на-

Этапы создания стандартов и положении

Первый этап

Совет МФБ отбирает определенные темы для подробного изучения временными подкомитетами, созданными именно для этой цели

Второй этап

Совет МФБ делегирует подкомитетам обязательства по предварительной подготовке проектов стандартов и положений аудита

Третий этап

Подкомитет изучает предварительные информационные потоки, состоящие из положений, рекомендаций, а также нормативных актов и иных материалов или проектов стандартов, изданных странами, являющимися членами МФБ

Четвёртый этап

Подкомитет готовит проект стандарта или положения и передает его на рассмотрение Совета МФБ

Пятый этап

После утверждения Советом МФБ проект передается на рассмотрение всех членов МФБ, а также международных организаций, не являющихся членами МФБ, но заинтересованных в принятии

Шестой этап

Полученные комментарии и предложения рассматриваются в Совете МФБ, который вносит в проект необходимые коррективы и изменения

Седьмой этап

Новая редакция утверждается в виде международного стандарта аудита либо положения о международной аудиторской практике, которые вступают в силу с указанной в них даты

Этапы создания стандартов и положений Комитетом по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации МФБ

циональной российской экономики. Аналогичный подход был осуществлен в Австралии, Бразилии, Голландии, Индии.

В стандартизации аудиторской деятельности можно выделить три этапа:

1-й этап начался с конца 1993 г. после принятия Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации. В соответствии с ними Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ поэтапно одобрила 38 правил (стандартов) (сокращенное название — РСА), два из которых действуют до настоящего времени;

2-й этап начался после издания постановления Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об

утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности», было утверждено 34 стандарта (сокращенное название — ФП-САД), в основном заменивших стандарты первого этапа;

3-й этап начался после принятия Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в редакции от 11.07.2011). В 2010 г. было утверждено шесть стандартов (сокращенное название — ФСАД), которые начали постепенно заменять стандарты второго этапа.

В настоящее время действуют следующие международные стандарты аудита и положения по международной аудиторской практике (ПМАП) (табл. 2) в разрезе применяемых в России стандартов.

Сравнение международных и российских стандартов аудита необходимо для понимания существенных аспектов порядка проведения аудита и формирования профессионального мнения аудитора о достоверности финансовой отчетности, а также для формулирования предложений по совершенствованию действующего российского законодательства по аудиту.

Проводя сравнение МСА и разработанных отечественных стандартов, можно выделить несколько групп:

1) российские правила (стандарты), имеющие аналоги среди МСА;

2) российские правила (стандарты), имеющие существенные отличия от МСА;

3) российские правила (стандарты), не имеющие аналогов в системе МСА;

4) международные стандарты, не имеющие аналогов в системе российских стандартов аудита.

*

Ь

<

x

>

■О

О Ь х сг

СП

<

X

-1

>

ь ч

m ■о

г>

<

Л m

Таблица 2

Кодификация международных стандартов аудита и положений по международной аудиторской практике и их адаптация к федеральным стандартам РФ

(по состоянию на 10.10.2010)

Номер МСА Наименование стандарта на английском языке Наименование стандарта на русском языке Стандарты, применяемые для проверки финансовых отчетов начиная с Номер федерального стандарта РФ Нормативный документ, регулирующий введение или последнее изменение в стандарты РФ

Glossary of Terms Глоссарий Февр. 2009 г ПСАД —

International Standards on Quality Control (ISQCs) Международные стандарты по контролю качества

Quality Control for Firms that Perform Audits and Reviews of Historical Financial Information, and Other Assurance and Related Services Engagements Контроль качества для фирм, которые проводят аудиты и обзорные проверки исторической финансовой информации и другие задания по обеспечению уверенности и сопутствующим услугам 15.12.2009

International Standards on Auditing (ISAs) Международные стандарта аудита

200—299 General principles and Responsibilities Основные принципы и обязанности

200 Overall Objective of the Independent Auditor and the Conduct of an Audit in Accordance with International Standards on Auditing Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита 15.12.2009 ПСАД № 1 Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 №532

210 Agreeing the Terms of Audit Engagements Согласование условий проведения аудита 15.12.2009 ПСАД № 12 Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 №532

220 Quality Control for an Audit of Financial Statements Контроль качества работы при аудите финансовых отчетов 15.06.2005 ФСАД 4/2010 Приказ Минфина России от 24.02.2010 № 16н

230 Audit Documentation Аудиторская документация 15.12.2009 ПСАД №2 Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 №532

240 The Auditor's Responsibilities Relating to Fraud in an Audit of Financial Statements Обязанности аудитора при рассмотрении фактов возможного мошенничества в финансовых отчётах 15.12.2009 ФСАД 5/2010 Приказ Минфина России от 17.08.2010 №90н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

250 Consideration of Laws and Regulations in an Audit of Financial Statements Применение законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности 15.12.2009 ФСАД 6/2010 Приказ Минфина России от 17.08.2010 №90н

3

■о

п *

ш s

За л s

3

О" X

о п H О"

W

00

ы

m

*

Ь

<

X

>

■О

О Ь X сг

СП

<

X

-1

>

ь ч

m ■о

г>

<

Л m

Номер МСА Наименование стандарта на английском языке Наименование стандарта на русском языке Стандарты, применяемые для проверки финансовых отчетов начиная с Номер федерального стандарта РФ Нормативный документ, регулирующий введение или последнее изменение в стандарты РФ

260 Communications with Those Charged With Governance Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника 15.12.2009 ПСАД №22 Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 №863

265 Communicating Deficiencies in Internal Control to Those Charged With Governance and Management Сообщение недостатков внутреннего контроля лицам, наделенным руководящими полномочиями и руководству 15.12.2009

300—499 Risk assessment and Response to Assessed Risks Оценка рисков и связанные с этим действия

300 Planning an Audit of Financial Statements Планирование аудита финансовой отчетности 15.12.2009 ПСАД №3 Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 №532

315 Identifying and Assessing the Risks of Material Msstatement through Understanding the Entity and Its Environment Установление и оценка рисков существенных искажений через понимание сферы деятельности субъекта 15.12.2009 ПСАД №8 Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 №863

320 Materiality in Planning and Performing an Audit Существенность в планировании и осуществлении аудита 15.12.2009 ПСАД №4 Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 №532

330 The Auditor's Responses to Assessed Risks Аудиторские процедуры, обусловленные оценкой рисков 15.12.2009 - —

402 Audit Considerations Relating to an Entity Using a Service Organizations Аудиторские рассмотрения, связанные с субъектом, использующим обслуживающие организации 15.12.2009 ПСАД №25 Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 №523

450 Evaluation of Msstatements Identified during the Audit Оценка искажений, вывяленных при проведении аудита 15.12.2009 - —

500—599 Audit Evidence Аудиторские доказательства

500 Audit Evidence Аудиторские доказательства 15.12.2009 ПСАД №5 Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 №532

501 Audit Evidence — Specific Considerations for Specific Items Аудиторские доказательства — особое рассмотрение специальных статей 15.12.2009 ПСАД № 17 Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228

505 External Confirmations Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников 15.12.2009 ПСАД № 18 Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228

I

S

3

■о

п *

ш £

За л !й

S

Ь О" X

о п H О"

W

00

*

Ь

<

x

>

■О

О Ь х сг

СП

<

X

-1

>

ь ч

m ■о

г>

7Z

<

Л m

Номер МСА Наименование стандарта на английском языке Наименование стандарта на русском языке Стандарты, применяемые для проверки финансовых отчетов начиная с Номер федерального стандарта РФ Нормативный документ, регулирующий введение или последнее изменение в стандарты РФ

510 Initial Audit Engagements — Opening Balances Первая проверка аудируемого лица — начальное сальдо 15.12.2009 ПСАД № 19 Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228

520 Analytical Procedures Аналитические процедуры 15.12.2009 ПСАД №20 Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228

530 Audit Sampling Аудиторская выборка 15.12.2009 ПСАД № 16 Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 №532

540 Auditing Accounting Estimates, Including Fair Value Accounting Estimates, and Related Disclosures Аудит оценочных значений, включая измерения и раскрытия справедливой стоимости 15.12.2009 ПСАД №21 Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228

550 Related Parties Связанные стороны (аффилированные лица) 15.12.2009 ПСАД №9 Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 №863

560 Subsequent Events События после отчетной даты 15.12.2009 ПСАД № 10 Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 № 405

570 Going Concern Непрерывность деятельности 15.12.2009 ПСАД № 11 Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 № 405

580 Written Representations Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица 15.12.2009 ПСАД №23 Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228

600—699 Using the Work of Others Использование работы третьих лиц

600 Special Considerations — Audits of Group Financial Statements (Including the Work of Component Auditors) Аудит финансовой отчетности группы компаний (включая использование результатов работы другого аудитора) 15.12.2009 ПСАД №28 Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 №523

610 Using the Work of Internal Auditors Использование внутреннего аудита 15.12.2009 ПСАД №29 Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 №523

620 Using the Work of an Expert Использование работы эксперта 15.12.2009 ПСАД №32 Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 №557

3

■о

п *

ш »

За л £

3

О" X

о п н

О"

W

00

О»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m

*

Ь

<

х

>

■О

О Ь х сг

СП

<

X

-1

>

ь ч

m ■о

г>

<

Л m

Номер МСА Наименование стандарта на английском языке Наименование стандарта на русском языке Стандарты, применяемые для проверки финансовых отчетов начиная с Номер федерального стандарта РФ Нормативный документ, регулирующий введение или последнее изменение в стандарты РФ

700—799 Audit Conclusions and Reporting Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений)

700 Forming an Opinion and Reporting on Financial Statements Формирование мнения и заключение по финансовой отчетности 15.12.2009 ФСАД 1/2010 Приказ Минфина России от 20.05.2010 №46н

705 Modifications to the Opinion in the Independent Auditor's Report Модификация мнения в независимом аудиторском заключении 15.12.2009 ФСАД 2/2010 Приказ Минфина России от 20.05.2010 №46н

706 Emphasis of Matter Paragraphs and Other Matter Paragraphs in the Independent Auditor's report Выделение значимых параграфов среди прочих в независимом аудиторском заключении 15.12.2009 ФСАД 3/2010 Приказ Минфина России от 20.05.2010 №46н

710 Comparative Information — Corresponding Figures and Comparative Financial Statements Сопоставимые значения — соответствующие показатели и сравнительные финансовые отчеты 15.12.2009 ПСАД №26 Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 №523

720 The Auditor's Responsibility Relating to Other Information in Documents Containing Audited Financial Statements Обязанности аудитора в отношении прочей информации в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность 15.12.2009 ПСАД №27 Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 №523

800—899 Specialized Areas Специализированные области

800 Special Considerations —Audits of Financial Statements Prepared in Accordance with Special Purpose Frameworks Специальные рассмотрения — аудит финансовых отчетов, подготовленных в соответствии со специальными целями проверки 15.12.2009 РСА Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Протокол от 20.10.1999 № 6

805 Special Considerations —Audits of Single Financial Statements and Specific Elements, Accounts or Items of a Financial Statements Специальные рассмотрения — аудит частных финансовых отчетов и особых элементов, счетов или статей в финансовой отчетности 15.12.2009

810 Engagements to Report on Summary Financial Statements Обязательства, которые необходимо указать относительно итоговых финансовых отчетов 15.12.2009

Audits and Reviews of Historical Financial Information Аудит и обзор историческойфинансовой информации

1000—1100 International Auditting Practice Statements (IAPSs) Положения по международной аудиторской практике

1000 Inter-Bank Confirmation Procedures Процедуры межбанковского подтверждения - — -

3

■о

п *

ш £

За л !й

S

Ь О" X

о п H О"

W

00

*

Ь

<

x

>

■О

О Ь х сг

СП

<

X

-1

>

ь ч

m ■о

г>

<

Л m

Номер МСА Наименование стандарта на английском языке Наименование стандарта на русском языке Стандарты, применяемые для проверки финансовых отчетов начиная с Номер федерального стандарта РФ Нормативный документ, регулирующий введение или последнее изменение в стандарты РФ

1004 The Relationship Between Bank Supervisors and Banks' External Auditors Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами — — —

1006 Audits of the Financial Statements of Banks Аудит финансовых отчетов банков — — —

1010 The Consideration of Environmental Matters in the Audit of Financial Statements Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности

1012 Auditing Derivative Financial Instruments Аудит производных финансовых инструментов — — —

1013 Electronic Commerce — Effect on the Audit of Financial Statements Электронная коммерция — влияние на аудит финансовой отчетности — — —

2000—2699 International Standarts on Review Engagements (ISREs) Международные стандарты обзорных проверок

2400 Engagements to Review Financial Statements (Previously ISA 910) Обязательства по обзорным проверкам финансовой отчетности (бывший МСА 910) 15.12.2006 ПСАД №33 Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 №557

2410 Review of Interim Financial Information Performed by the Independent Auditor of the Entity Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, проводимая независимым аудитором организации 15.12.2006

Assurance Engagements Other Than Audits or Reviews of Historical Financial Information Гарантийные обязательства кроме аудита или обзоров исторической финансовой информации

3000—3699 International Standards on Assurance Engagements (ISAEs) Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность

3000 Assurance Engagements Other Than Audits or Reviews of Historical Financial Information Задания, обеспечивающие уверенность (за исключением аудита и обзорных проверок исторической финансовой информации) 01.01.2005

3400—3699 Special Standards Специальные стандарты

3400 The Examination of Prospective Financial Information (Previously ISA 810) Проверка прогнозной финансовой информации (бывший МСА 810) РСА Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Протокол от 20.08.1999 № 5

3402 Assurance Reports on Controls at a Service Organization Гарантийные отчеты относительно средств управления в обслуживающей организации

3

■о

п *

ш s

За л s

3

О" X

о п H О"

W

00

N1

i t

=я 3Ц

3 =

я s

я S

я Ь

н &

л я

А ™

М £

ьч ft

о =

=

о

Я А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<" А

2

н ^

ч я й н и

S -

о я ft л

а ч S л

Q ft

щ

Л н ft

л е л

•J

ft я я

& ¡5 я

_ о ~ и

_ Ч!Я Л «Л

н ^ щ

&ЗЯ

Л

ч я я н

и

о -

к S

Я ft

Щ щ

S -

л ^

ft

л

4

i

о =

=

т. Я

о =

о

5 =

л

л

ft« * й 3 ^ I S

S

S § = 8

£ зВ W м

я =

о g

я ь

9 =

=

л

ас

J & 3

Я 2 S

is е

\ N

§ 3 £

ч

х О

к л н о о С

О

Я X

л 2

ч S [3 §

Я Н л in Л <N

С н о

о

а й ^

ой о Sfcoo

С л с 8

А

О с?

с *

«

о я о

0 К л

1 й

s

S I

о

в

о К h О

я л

о •& л к

К й

¡я <3 й

-d й о й

й Е ® tg < ¡3

й тЗ к Й

П та

£ ад

s-i W

и (V о <и

3 л

Id й °

д о

В °

Г? '—

ад Рн

S-i СЗ

^ О

Рй

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А

О с?

с *

«

о я о

0 И л

1 й

s Й й к

5 Й Й

л

6

о

Л й 00 й

й Й

§ Is tg й л С № ,о й

W .-53

£ 3

л о

m

g -а

<N jS

л м

Й D

а о

(О <я

£ £

. гл

щ >

а ^

а -д

« в

У л

2 оо <

Имеющиеся расхождения МСА и российских прежде всего обусловлены следующими аспектами:

— различиями в подходах к аудиту. В отличие от российских правил (стандартов) аудита в МСА более четко закреплены цели аудита, а не его задачи и содержание. Следует отметить, что цели эти сформулированы в значительной мере с учетом целей международных стандартов бухгалтерского учета, а именно повышения прозрачности финансовой отчетности под страхом потери деловой репутации;

— формальными различиями — стиль и оформление документов.

— подробностями изложения;

— практическими примерами и т. п.

В настоящее время 14 документов из числа МСА и положений о международной аудиторской практике не имеют российских аналогов (МСА 265, МСА 330, МСА 450, МСА 805, МСА 810, МСА 1000, МСА 1004, МСА 1006, МСА 1010, МСА 1012, МСА 1013, МСА 2410, МСА 3000 A, МСА 3402). Это связано с тем, что российские регламентирующие документы еще находятся в стадии разработки, и подготовка всего пакета стандартов еще не завершена, причем период разработки и утверждения в России занимает от 5 до 8 лет.

В российской аудиторской практике различают четыре группы стандартов:

• международные аудиторские стандарты, разработанные Советом по международным стандартам аудита и гарантии достоверности (IAASB). Они фиксируют требования к проведению аудита в разных странах. Их требования обязательны при проведении аудита транснациональных компаний;

• национальные стандарты, которые имеют развитые страны. Федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер;

• внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Одна из функций профессиональных объединений аудиторов состоит в организации аудита на основе единых принципов и подходов. С этой целью профессиональные аудиторские объединения могут устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности на основе федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельнос-

ти. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Аудиторские организации, добровольно вступившие в объединение, обязаны соблюдать требования данных; • внутрифирменные стандарты. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, основываясь на национальных стандартах, разрабатывают свой фирменный подход к выполнению различных действий аудитора, закрепляемых в собственных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. В то же время в российском законодательстве МСА не привязаны к системе правового регулирования.

Сама система представляет собой построение нескольких уровней регулирования, характеризуемых определенными нормативными актами и законами.

Первый уровень подразумевает государственное регулирование аудиторской деятельности и включает в себя:

— Конституцию РФ;

— Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»;

— Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»;

— иные федеральные законы.

Второй уровень — регулирование аудиторской деятельности через федеральные стандарты аудита. Иные нормативно-правовые акты, действующие на территории РФ, включают: —Указы Президента РФ;

— постановления Правительства РФ;

— законы субъектов РФ;

— нормативные акты министерств, ведомств.

Третий уровень характеризуется общественным регулирование аудиторской деятельности, через Кодекс профессиональной этики аудиторов, одобренный Советом по аудиторской деятельности при Минфине России.

Четвертый уровень — внутрифирменное регулирование аудиторской деятельности пос-

редством правил и стандартов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Существование же МСА создает в Российской Федерации своего рода двойную систему стандартов: с одной стороны, государство прямо не требует, чтобы соблюдались положения МСА, при этом выдвигая требования в виде национальных стандартов; с другой стороны, объективно складывающаяся ситуация на рынке такова, что аудиторские организации, которые в настоящее время не способны обеспечить качество и содержание работ в соответствии с МСА, утрачивают какие-либо шансы на участие в конкурентной борьбе за потребителей аудиторских услуг.

С принятием Федерального закона от 30.12.2008 №№ Э07-ФЗ «Об аудиторской деятельности» был сделан первый шаг на пути определения роли МСА в Российской Федерации. В подп. 2 п. 1 ст. 7 данного Федерального закона указывается, что федеральные стандарты аудиторской деятельности разрабатываются в соответствии с МСА.

При этом по-прежнему отсутствуют какие-либо нормы, содержащие информацию о месте МСА в системе правового регулирования аудиторской деятельности, что свидетельствует о пробеле в российском законодательстве, не отражающем объективных потребностей развития рынка, требующих урегулирования.

Кроме того, перед аудиторским сообществом в Российской Федерации, как и перед остальными странами, остро стоит ряд проблем адаптации МСА, определенных в ходе исследований Питера Вонга, таких как:

— разработанные стандарты нелегко переводить на другие языки. Необходимо установить процедуру, с помощью которой при разработке высококачественных стандартов учитывались бы потребности неанглоговорящих пользователей;

— сложность и структура стандартов;

— частота, объем и сложность изменений, вносимых в стандарты;

— трудность использования малыми и средними предприятиями, а также бухгалтерскими фирмами;

— потенциальная нехватка знаний у тех, кто должен применять стандарты;

— недостаточное понимание значение термина «международная конвергенция». Конвергенция

(от лат. сопуещеш — сходящийся) — сближение различных экономических систем, стирание различий между ними, обусловленное общностью социально-экономических проблем и наличием единых объективных закономерностей развития.

Усилении общемировых интеграционных процессов, сопровождающееся конвергенцией стандартов аудиторской деятельности и стремлением каждой страны защитить национальные интересы, в том числе путем сохранения конкурентоспособности своих предприятий на мировом рынке, заставляет российские аудиторские фирмы осознавать для себя роль и значение МСА в адекватной, эффективной и экономически обоснованной системе обеспечения качества аудита.

Список литературы

1. Городилов М. А. Развитие системы нормативно-правового регулирования аудиторской

деятельности в Российской Федерации. М.: Финансы и кредит, 2009. 480 с.

2. РайзбергБ. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.

3. Суглобов А. Е. Стандартизация аудиторской деятельности в России // Международный бухгалтерский учет. 2006. № 3.

4. Суглобов А. Е. Международные стандарты аудита в регулировании аудиторской деятельности. М.: Экономист, 2007. 256 с.

5. Суглобов А. Е., Жарылгасова Б. Т. Международные стандарты аудиторской деятельности: учебник. М.: Экономист, 2008. 394 с.

6. http://www. as-audit. ru.

7. http://www. auditruss. ru.

8. http://www. gaap. ru.

9. http://www. ifac. org.

10. http://www1.minfin. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.