Научная статья на тему 'Стандартизация аудита в России: проблемы и тенденции'

Стандартизация аудита в России: проблемы и тенденции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
354
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОРСКИЕ СТАНДАРТЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / ТРЕБОВАНИЯ К АУДИТУ / АДАПТАЦИЯ / МЕСТО IAASB В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / AUDITING STANDARDS / INTEGRATION / REQUIREMENTS TO THE AUDIT / ADAPTATION / PLACE OF THE IAASB IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пименов Д. М.

Существование МСА создает в Российской Федерации своего рода двойную систему стандартов: с одной стороны, нет государственного требования соблюдать положения МСА, с другой объективно складывающаяся ситуация на рынке такова, что аудиторские организации, которые в настоящее время не способны обеспечить качество и содержание работ в соответствии с МСА, утрачивают какие-либо шансы на участие в конкурентной борьбе за потребителей аудиторских услуг. В настоящей работе рассматриваются место МСА в системе нормативного регулирования Российской Федерации на настоящий момент, а также перспективы сближения отечественной и международной систем аудиторских стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUDIT STANDARDIZATION IN RUSSIA: PROBLEMS AND TENDENCIES

The existence of the International Standards on Auditing (ISA) in Russia gives us the system with two standards: on the one side there is no state requirement to observe position of ISA and, on the other side, the objectively developing situation in the market shows us that the auditors, which are nowadays not able to ensure the quality and the content of works in accordance with the ISA, lose any chances of participation in competitive struggle for consumers of auditor services. In this work the problem of the place of the ISA in the regulatory regime of Russia is risen along with the prospects of rapprochement of domestic and international systems of auditing standards.

Текст научной работы на тему «Стандартизация аудита в России: проблемы и тенденции»

Во-вторых, не все утверждения о росте неравенства доходов в индустриальных экономических системах опирались на детальные исследования.

Примером углубленного анализа данной проблемы можно считать публикацию американского экономиста Ричарда Лоуренса, который исследовал разрыв в доходах управленческого и производственного персонала в США и пришел к выводу, что этот разрыв не претерпевал заметных изменений за период 1990—2008 гг. А заработная плата наименее квалифицированных рабочих даже имела тенденцию роста темпами, превышающими темпы роста заработной платы среднеквалифицированных рабочих10. Анализируя докризисную американскую статистику по заработной плате, Лоуренс пишет, что «заработная плата 50% среднеквалифицированных работников увеличивалась более медленно, чем 10% низкоквалифицированных работников, а ... заработная плата людей, не имеющих аттестата сред-

ней школы, росла темпами, сравнимыми с темпами роста заработной платы выпускников средней школы»11.

В-третьих, во многих индустриальных экономических системах структура рабочей силы изменилась в пользу увеличения доли работников умственного труда при снижении доли работников физического труда. Это естественный процесс для экономических систем, перешедших на постиндустриальный путь развития.

Однако возложение ответственности за эти процессы на одну глобализацию нельзя считать правомерным. Ответственность за рост разрыва между уровнем заработной платы и доходами должны нести и растущая специализация производства, и ускорение технологического прогресса.

10 Lawernce R.Z. Blue Collar Blues: Is Trade to Blame for Rising US Income Inequality? Washington DC. Peterson Institute for International Economics. January, 2009. P. 8, 9.

11 Ibid. P. 10.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ АУДИТА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ

Д.М. ПИМЕНОВ,

соискатель кафедры экономического анализа, финансов и статистики Московского университета МВД России, эксперт, ЭКЦ ГУВД по г. Москве Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

E-mail: dmpimen@gmail.com Научный руководитель: заслуженный экономист РФ, доктор экономических наук, профессор, начальник кафедры экономического анализа, финансов и статистики

Московского университета МВД России А.Е. Суглобов

Аннотация. Существование МСА создает в Российской Федерации своего рода двойную систему стандартов: с одной стороны, нет государственного требования соблюдать положения МСА, с другой — объективно складывающаяся ситуация на рынке такова, что аудиторские организации, которые в настоящее время не способны обеспечить качество и содержание работ в соответствии с МСА, утрачивают какие-либо шансы на участие в конкурентной борьбе за потребителей аудиторских услуг. В настоящей работе рассматриваются место МСА в системе нормативного регулирования Российской Федерации на настоящий момент, а также перспективы сближения отечественной и международной систем аудиторских стандартов.

Ключевые слова: аудиторские стандарты, интеграция, требования к аудиту, адаптация, место IAASB в Российской Федерации.

AUDIT STANDARDIZATION IN RUSSIA: PROBLEMS

AND TENDENCIES

D.M. PIMENOV,

the seeker of the department of Economic Analysis, finance and statistics of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The existence of the International Standards on Auditing (ISA) in Russia gives us the system with two standards: on the one side there is no state requirement to observe position of ISA and, on the other side, the objectively developing situation in the market shows us that the auditors, which are nowadays not able to ensure the quality and the content of works in accordance with the ISA , lose any chances of participation in competitive struggle for consumers of auditor services. In this work the problem of the place of the ISA in the regulatory regime of Russia is risen along with the prospects of rapprochement of domestic and international systems of auditing standards.

Keywords: auditing standards, integration, requirements to the audit, adaptation, place of the IAASB in the Russian Federation.

В последнее время все больший интерес для России, стремящейся к эффективной интеграции в мировую экономику, представляют международные стандарты аудита (МСА). Актуальность сопоставления российских и международных стандартов обусловлена в первую очередь внешними факторами, к которым можно отнести усиление общемировых интеграционных процессов, сопровождающееся, с одной стороны, конвергенцией стандартов аудиторской деятельности, и, с другой — стремлением каждой страны защитить национальные интересы, в том числе путем сохранения конкурентоспособности своих предприятий на мировом рынке.

Применение обсужденных и утвержденных на международном уровне стандартов аудиторской деятельности способствует усилению финансовой «прозрачности» российских компаний и, как следствие, способствует привлечению иностранных инвесторов. Кроме того, ориентация на МСА усиливает позиции российских аудиторов в конкурентной борьбе на мировой арене, открывая им путь к международному аудиту.

Отдельно стоит обозначить понятие «Стандарты аудита». Стандарты аудита — единые базовые принципы, которым должны следовать аудиторы в процессе профессиональной аудиторской деятельности. Они устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты аудита регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторскою мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчет-

ности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Разработкой профессиональных требований к аудиту на международном уровне занимается Международная федерация бухгалтеров, созданная в 1977 г.

Международная федерация бухгалтеров (IFAC) — организация, объединяющая национальные и региональные профессиональные бухгалтерские организации, представляющие бухгалтеров, занятых публичной практикой, в промышленности и торговле, в общественном секторе, образовании. В настоящее время IFAC объединяет 159 членов из 124 стран, представляющих более 2,5 млн бухгалтеров.

IFAC стремится к развитию профессии и гармонизации ее стандартов по всему миру с тем, чтобы помочь бухгалтерам оказывать профессиональные услуги на высоком уровне в интересах всего общества. IFAC тесно взаимодействует с Советом по международным стандартам финансовой отчетности (IASC).

Действуя через свои советы, комитеты и рабочие группы, IFAC:

♦ разрабатывает высококачественные профессиональные стандарты и руководства для использования бухгалтерами в каждом секторе;

♦ действует как лидер по важнейшим направлениям, чтобы обеспечить либерализацию бухгалтерских услуг, а также объединить голос бухгалтеров по всему миру по вопросам, касающимся профессии, в интересах всего общества;

♦ способствует развитию и гармонизации бухгалтерской профессии через укрепление и поддержку национальных и региональных профессиональных организаций.

В составе №АС работают многочисленные советы и комитеты (табл. 1).

Система МСА в настоящий момент включает следующие акты:

♦ международные стандарты учета (с 1973 г. разрабатываются Комитетом международных стандартов учета);

♦ международные нормативы аудита и сопутствующих работ (разрабатываются Международным комитетом по аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров, №АС);

♦ международные положения аудита;

Советы и комитеты Деятельность советов и комитетов

Консультативный совет по согласованиям (CAP) Наблюдает и контролирует действие и применение членами IFAC программы по согласованиям. CAP также дает рекомендации Правлению IFAC относительно процесса приема новых членов, включая рекомендации новым членам для вступления

Комитет по развивающимся нациям Поддерживает развитие профессии во всех регионах мира путем представления интересов и обращения к интересам развивающихся наций. Работа Комитета включает поиск ресурсов и предоставление помощи со стороны профессиональных организаций — членов IFAC и других организаций от их имени

Совет по международным стандартам аудита и гарантии достоверности (IAASB) Цель IAASB — усилить единообразие аудиторской практики и сопутствующих услуг по всему миру путем разработки положений по разным вопросам аудита и гарантии достоверности, а также содействия их признанию во всем мире

Совет по международным стандартам образования — бывший Комитет по образованию Разрабатывает правила, проводит исследования, содействует обмену информацией для того, чтобы профессиональные бухгалтеры имели адекватную подготовку, чтобы соответствовать требованиям общества и работодателей и вносить достойный вклад в гармонизацию профессии по всему миру. Особое место в деятельности Совета занимает содействие развивающимся странам в области бухгалтерского образования

Совет по международным стандартам этики — бывший Комитет по этике Разрабатывает правила профессиональной этики и содействует их пониманию и признанию членами IFAC; на постоянной основе проводит мониторинг и содействует дискуссиям по целому ряду вопросов этики с тем, чтобы правила отвечали ожиданиям бухгалтеров, бизнеса, финансовых институтов и всех, кто связан с бухгалтерской профессией

Комитет профессиональных бухгалтеров в бизнесе (PAIB) Разрабатывает правила, спонсирует исследовательские программы, содействует обмену информацией на международном уровне для развития и поддержки профессионалов в финансовом и управленческом учете; работает над тем, чтобы их услуги были востребованы, чтобы о них знали и адекватно воспринимали во всем мире

Совет по международным стандартам финансовой отчетности общественного сектора Делает акцент на бухгалтерском учете, аудите, финансовой отчетности для национальных, региональных и местных правительств, соответствующих правительственных органов, а следовательно, для избирателей, для которых они работают. Разрабатывает правила, поддерживает образовательные и исследовательские программы, содействует обмену информацией между бухгалтерами, которые работают в общественном секторе или связаны с ним

Комитет по номинации Дает рекомендации относительно состава советов, комитетов, рабочих групп IFAC. Главный принцип при выборе кандидатов — профессиональная квалификация

Комитет по малым и средним предприятиям Представляет интересы бухгалтеров, работающих в МСП, и других бухгалтеров, которые предоставляют услуги малым и средним предприятиям

Межнациональный комитет аудиторов (ТАС) Это исполнительный комитет Форума компаний. Членство в Форуме открыто для всех компаний, которые занимаются или хотят заниматься международным аудитом. Членство в Комитете предполагает, помимо всего прочего, соблюдение стандартов качества Форума компаний

Таблица 1.

Советы и комитеты Международной федерации бухгалтеров (IFAC)

♦ международные нормативы бухгалтерского образования и этики (разрабатываются Комитетом по образованию Международной федерации бухгалтеров);

♦ общепринятые аудиторские стандарты проверки финансовой отчетности CAAS (разрабатываются Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров).

Все названные акты являются своеобразными сводами правил, разработанных профессиональными объединениями в целях унификации основных критериев оценки работы в области аудита и обеспечения высокого уровня качества оказываемых аудиторами услуг.

Создание стандартов и положений Комитетом по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации включает ряд этапов (рис. 1) и занимает до трех лет.

Первым из российских организаций действительным членом IFAC стал Институт профессиональных бухгалтеров России в 2001 г., позднее, в 2008 г., Российская коллегия аудиторов. Вступление имеет огромную роль, поскольку только члены IFAC могут использовать МСА.

26 октября 2000 г. в жизни российских аудиторов произошло знаменательное событие: при участии Международного центра по реформе систем бухгалтерского учета вышел в свет первый официальный перевод Международных стандартов аудита (МСА) на русский язык. Издание было подготовлено Международным центром реформы системы бухгалтерского учета (МЦРСБУ) в соответствии с официальным разрешением Международной федерации бухгалтеров (МФБ) и при активном участии ведущих российских специалистов в области аудита и бухгалтерского

Этапы создания стандартов и положений

Первый этап

Второй этап

Третий этап

Четвертый этап

Пятый этап

Шестой этап

Седьмой этап

Совет отбирает определенные темы для подробного изучения временными подкомитетами, созданными именно для этой цели

Совет делегирует подкомитетам обязательства по предварительной подготовке проектов стандартов и положений аудита

Подкомитет изучает предварительные информационные потоки, состоящие из положений, рекомендаций, а также нормативных актов и иных материалов или проектов стандартов, изданных странами, являющимися членами МФБ, а также региональными и иными профессиональными организациями

Подкомитет готовит проект стандарта или положения и передает его на рассмотрение Совета

После утверждения Советом проект передается на рассмотрение всех членов МФБ, а также международных организаций, не являющихся членами МФБ, но заинтересованных в принятии стандартов

Полученные комментарии и предложения рассматриваются в Совете, который вносит в проект необходимые коррективы и изменения

Новая редакция утверждается в виде международного стандарта аудита либо положения о международной аудиторской практике, которые вступают в силу с указанной в них даты

Рис. 1

учета. Далее, весной 2002 г., в рамках проекта Тасис «Реформа российского аудита» вышло второе официальное издание с переводом МСА на русский язык, подготовленное на основе издания стандартов 2001 г. Работа над системой общероссийских аудиторских стандартов началась в нашей стране в 1995 г. и создавалась как национальный аналог системы Международных аудиторских стандартов, разрабатываемых МФБ, которые и были взяты за основу. Целью реализации подобного подхода являлось создание эффек-

тивно функционирующей системы стандартов, которая, с одной стороны, соответствовала бы требованиям к организации аудита в большинстве развитых стран, а с другой — учитывала бы особенности национальной российской экономики. Аналогичный подход был осуществлен в Австралии, Бразилии, Голландии, Индии.

В настоящее время действуют следующие международные стандарты аудита и положения по международной аудиторской практике (ПМАП) в разрезе применяемых в России стандартов (табл. 2).

Номер МСА Наименование стандарта на английском языке Наименование стандарта на русском языке Действующие для ревизий, финансовых отчетов в течение периодов начиная с или после Номер Федерального стандарта РФ Нормативный документ, регулирующий введение стандарта в РФ

Glossary of Terms Глоссарий февраль 2009 г. ПСАД

International Standards on Quality Control (ISQCs) Международные стандарты по контролю качества

Quality Control for Firms that Perform Audits and Reviews of Historical Financial Information, and Other Assurance and Related Services Engagements Контроль качества для фирм, которые проводят аудиты и обзорные проверки исторической финансовой информации и другие задания по обеспечению уверенности и сопутствующим услугам 15 декабря 2009 г.

International Standards on Auditing (IS As) Международные стандарты аудита

200—299 General principles and Responsibilities Основные принципы и обязанности

200 Overall Objective of the Independent Auditor and the Conduct of an Audit in Accordance with International Standards on Auditing Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита 15 декабря 2009 г. 1 Постановление Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532

210 Agreeing the Terms of Audit Engagements Согласование условий проведения аудита 15 декабря 2009 г. 12 Постановление Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532

220 Quality Control for an Audit of Financial Statements Контроль качества работы при аудите финансовых отчетов 15 июня 2005 г. 7, 34 Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 863

230 Audit Documentation Аудиторская документация 15 декабря 2009 г. 2 Постановление Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532

240 The Auditor's Responsibilities Relating to Fraud in an Audit of Financial Statements Обязанности аудитора при рассмотрении фактов возможного мошенничества в финансовых отчетах 15 декабря 2009 г. 13 Постановление Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532

Таблица 2.

Кодификация международных стандартов аудита и положений по международной аудиторской практике

и их адаптация к федеральным стандартам РФ

(Строки 1 и 2 — URL: http://www. ifac.org. Effective Dates of Pronouncements Issued by the International Auditing and Assurance Standards Board (по состоянию на 10 октября 2010 г.).

Продолжение табл. 2.

Кодификация международных стандартов аудита и положений по международной аудиторской практике

и их адаптация к федеральныш стандартам РФ

Номер МСА Наименование стандарта на английском языке Наименование стандарта на русском языке Действующие для ревизий, финансовых отчетов в течение периодов начиная с или после Номер Федерального стандарта РФ Нормативный документ, регулирующий введение стандарта в РФ

250 Consideration of Laws and Regulations in an Audit of Financial Statements Применение законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности 15 декабря 2009 г. 14 Постановление Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532

260 Communications with Those Charged With Governance Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника 15 декабря 2009 г. 22 Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 863

265 Communicating Deficiencies in Internal Control to Those Charged With Governance and Management Сообщение недостатков внутреннего контроля лицам, наделенным руководящими полномочиями и руководству 15 декабря 2009 г.

300—499 Risk assessment and Response to Assessed Risks Оценка рисков и связанные с этим действия

300 Planning an Audit of Financial Statements Планирование аудита финансовой отчетности 15 декабря 2009 г. 3 Постановление Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532

315 Identifying and Assessing the Risks of Material Misstatement through Understanding the Entity and Its Environment Установление и оценка рисков существенных искажений через понимание сферы деятельности субъекта 15 декабря 2009 г. 8 Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 863

320 Materiality in Planning and Performing an Audit Существенность в планировании и осуществлении аудита 15 декабря 2009 г. 4 Постановление Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

330 The Auditor's Responses to Assessed Risks Аудиторские процедуры, обусловленные оценкой рисков 15 декабря 2009 г.

402 Audit Considerations Relating to an Entity Using a Service Organizations Аудиторские рассмотрения, связанные с субъектом, использующим обслуживающие организации 15 декабря 2009 г. 25 Постановление Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532

450 Evaluation of Misstatements Identified during the Audit Оценка искажений, выявленных при проведении аудита 15 декабря 2009 г.

500—599 Audit Evidence Аудиторские доказательства

500 Audit Evidence Аудиторские доказательства 15 декабря 2009 г. 5 Постановление Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532

501 Audit Evidence— Specific Considerations for Specific Items Аудиторские доказательства — особое рассмотрение специальных статей 15 декабря 2009 г. 17 Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2005 г. № 228

505 External Confirmations Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников 15 декабря 2009 г. 8 Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2005 г. № 228

Продолжение табл. 2.

Кодификация международных стандартов аудита и положений по международной аудиторской практике

и их адаптация к федеральным стандартам РФ

Номер МСА Наименование стандарта на английском языке Наименование стандарта на русском языке Действующие для ревизий, финансовых отчетов в течение периодов начиная с или после Номер Федерального стандарта РФ Нормативный документ, регулирующий введение стандарта в РФ

510 Initial Audit Engagements— Opening Balances Первая проверка аудируемого лица — начальное сальдо 15 декабря 2009 г 19 Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2005 г. № 228

520 Analytical Procedures Аналитические процедуры 15 декабря 2009 г. 20 Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2005 г. № 228

530 Audit Sampling Аудиторская выборка 15 декабря 2009 г. 16 Постановление Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532

540 Auditing Accounting Estimates, Including Fair Value Accounting Estimates, and Related Disclosures Аудит оценочных значений, включая измерения и раскрытия справедливой стоимости 15 декабря 2009 г. 21 Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2005 г. № 228

550 Related Parties Связанные стороны (аффилированные лица) 15 декабря 2009 г. 9 Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 863

560 Subsequent Events События после отчетной даты 15 декабря 2009 г. 10 Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 405

570 Going Concern Непрерывность деятельности 15 декабря 2009 г. 11 Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 405

580 Written Representations Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица 15 декабря 2009 г. 23 Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2005 г. № 228

600—699 Using the Work of Others Использование работы третьих лиц

600 Special Considerations — Audits of Group Financial Statements (Including the Work of Component Auditors) Аудит финансовой отчетности группы компаний (включая использование результатов работы другого аудитора) 15 декабря 2009 г. 28 Постановление Правительства РФ от 25 августа 2006 г. № 523

610 Using the Work of Internal Auditors Использование внутреннего аудита 15 декабря 2009 г. 29 Постановление Правительства РФ от 25 августа 2006 г. № 523

620 Using the Work of an Expert Использование работы эксперта 15 декабря 2009 г. 32 Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 557

Продолжение табл. 2.

Кодификация международных стандартов аудита и положений по международной аудиторской практике

и их адаптация к федеральныш стандартам РФ

Номер МСА Наименование стандарта на английском языке Наименование стандарта на русском языке Действующие для ревизий, финансовых отчетов в течение периодов начиная с или после Номер Федерального стандарта РФ Нормативный документ, регулирующий введение стандарта в РФ

700—799 Audit Conclusions and Reporting Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений)

700 Forming an Opinion and Reporting on Financial Statements Формирование мнения и заключение по финансовой отчетности 15 декабря 2009 г.

705 Modifications to the Opinion in the Independent Auditor's Report Модификация мнения в независимом аудиторском заключении 15 декабря 2009 г.

706 Emphasis of Matter Paragraphs and Other Matter Paragraphs in the Independent Auditor's report Выделение значимых параграфов среди прочих в независимом аудиторском заключении 15 декабря 2009 г.

710 Comparative Information — Corresponding Figures and Comparative Financial Statements Сопоставимые значения — соответствующие показатели и сравнительные финансовые отчеты 15 декабря 2009 г. 26 Постановление Правительства РФ от 25 августа 2006 г. № 523

720 The Auditor's Responsibility Relating to Other Information in Documents Containing Audited Financial Statements Обязанности аудитора в отношении прочей информации в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность 15 декабря 2009 г. 27 Постановление Правительства РФ от 25 августа 2006 г. № 523

800—899 Specialized Areas Специализированные области

800 Special Considerations — Audits of Financial Statements Prepared in Accordance with Special Purpose Frameworks Специальные рассмотрения — аудит финансовых отчетов, подготовленных в соответствии со специальными целями проверки 15 декабря 2009 г. РСА Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Протокол № 6 от 20 декабря 1999 г.

805 Special Considerations — Audits of Single Financial Statements and Specific Elements, Accounts or Items of a Financial Statements Специальные рассмотрения — аудит частных финансовых отчетов и особых элементов, счетов или статей в финансовой отчетности 15 декабря 2009 г.

810 Engagements to Report on Summary Financial Statements Обязательства, которые необходимо указать относительно итоговых финансовых отчетов 15 декабря 2009 г.

Audits and Reviews of Historical Financial Information Аудит и Обзор исторической финансовой информации

1000—1100 International Auditting Practice Statements (IAPSs) Положения по международной аудиторской практике

1000 Inter-Bank Confirmation Procedures Процедуры межбанковского подтверждения

1004 The Relationship Between Bank Supervisors and Banks' External Auditors Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами

1006 Audits of the Financial Statements of Banks Аудит финансовых отчетов банков

Окончание табл. 2.

Кодификация международных стандартов аудита и положений по международной аудиторской практике

и их адаптация к федеральным стандартам РФ

Номер МСА Наименование стандарта на английском языке Наименование стандарта на русском языке Действующие для ревизий, финансовых отчетов в течение периодов начиная с или после Номер Федерального стандарта РФ Нормативный документ, регулирующий введение стандарта в РФ

1010 The Consideration of Environmental Matters in the Audit of Financial Statements Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности

1012 Auditing Derivative Financial Instruments Аудит производных финансовых инструментов

1013 Electronic Commerce— Effect on the Audit of Financial Statements Электронная коммерция — влияние на аудит финансовой отчетности

2000—2699 International Standarts on Review Engagements (ISREs) Международные стандарты обзорных проверок

2400 Engagements to Review Financial Statements (Previously ISA 910) Обязательства по обзорным проверкам финансовой отчетности (бывший МСА 910) 15 декабря 2006 г. 33 Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 557

2410 Review of Interim Financial Information Performed by the Independent Auditor of the Entity Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, проводимая независимым аудитором организации 15 декабря 2006 г.

Assurance Engagements Other Than Audits or Reviews of Historical Financial Information Гарантийные обязательства, кроме аудита или обзоров исторической финансовой информации

3000—3699 International Standards on Assurance Engagements (ISAEs) Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность

3000 Assurance Engagements Other Than Audits or Reviews of Historical Financial Information Задания, обеспечивающие уверенность (за исключением аудита и обзорных проверок исторической финансовой информации) 1 января 2005 г.

3400—3699 Специальные стандарты

3400 The Examination of Prospective Financial Information (Previously ISA 810) Проверка прогнозной финансовой информации (бывший МСА 810) РСА Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Протокол № 5 от 20 августа 1999 г.

3402 Assurance Reports on Controls at a Service Organization Гарантийные отчеты относительно средств управления в обслуживающей организации

4000—4699 International Standards on related Services (ISRSs) Международные стандарты сопутствующих услуг

4400 Engagements to Perform Agreed-upon Procedures Regarding Financial Information Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации 30 Постановление Правительства РФ от 25 августа 2006 г. № 523

4410 Engagements to Compile Financial Information Задания по компиляции финансовой информации 31 Постановление Правительства РФ от 25 августа 2006 г. № 523

© А.Е. Суглобов.

Сравнение международных и российских стандартов аудита необходимо для понимания существенных аспектов порядка проведения аудита и формирования профессионального мнения аудитора о достоверности финансовой отчетности, а также для формулирования предложений по совершенствованию действующего российского законодательства по аудиту.

Проводя сравнение международных стандартов аудита и разработанных отечественных стандартов, можно выделить несколько групп:

1) российские правила (стандарты), имеющие аналоги среди международных стандартов аудита;

2) российские правила (стандарты), имеющие существенные отличия от международных стандартов аудита;

3) российские правила (стандарты), не имеющие аналогов в системе международных стандартов аудита;

4) международные стандарты, не имеющие аналогов в системе российских стандартов аудита.

Имеющиеся расхождения международных и российских стандартов аудита, прежде всего, обусловлены следующими аспектами:

♦ различиями в подходах к аудиту. В отличие от российских правил (стандартов) аудита в МСА более четко закреплены цели аудита, а не его задачи и содержание. Следует отметить, что цели эти сформулированы в значительной мере с учетом целей международных стандартов бухгалтерского учета, а именно повышения прозрачности финансовой отчетности под страхом потери деловой репутации;

♦ формальными различиями (стиль и оформление документов);

♦ подробностями изложения;

♦ практическими примерами и т.п.

Семнадцать документов из числа международных стандартов аудита и положений о международной аудиторской практике в настоящее время не имеют российских аналогов (МСА 220 R, МСА 315, МСА 330, МСА 545, МСА 701, МСА 1000, МСА 1004, МСА 1006, МСА 1010, МСА 1012, МСА 1013, МСА 1014, МСА 2410, МСА 3000 А, МСА 3402, МСА 4400, МСА 4410). Это связано с тем, что российские регламентирующие документы еще находятся в стадии разработки и подготовка всего пакета стандартов еще

не завершена, причем период разработки и утверждения в России занимает от пяти до восьми лет.

На данный момент в Российской Федерации согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ разработку федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности осуществляет Федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности (ФОГРАД). Утверждает федеральные правила (стандарты) Правительство Российской Федерации. Поскольку федеральные правила находятся в процессе разработки и утверждения, действуют правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные ранее Минфином России; их действие заканчивается по мере утверждения федеральных правил.

В перспективе планируется внесение изменений более чем в 20 уже имеющихся правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также создание новых (табл. 3).

В российской аудиторской практике различают четыре группы стандартов:

1) международные аудиторские стандарты, разработанные Советом по международным стандартам аудита и гарантии достоверности (1ААЗВ). Они фиксируют требования к проведению аудита в разных странах. Их требования обязательны при проведении аудита транснациональных компаний;

2) национальные стандарты имеют развитые страны. В настоящее время в России действуют 32 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер;

3) внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Одна из функций профессиональных объединений аудиторов состоит в организации аудита на основе единых принципов и подходов. С этой целью профессиональные аудиторские объединения могут устанавливать для своих чле-

Таблица 3.

Проекты федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, их кодификация и соответствие международным стандартам аудита и положениям по международной аудиторской практике

Наличие номера ФПСАД Наименование стандарта на русском языке Соответствие МСА Наименование стандарта на английском языке

1 2 3 4

№ 1 Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (новая редакция) 200 Overall Objective of the Independent Auditor and the Conduct of an Audit in Accordance with International Standards on Auditing

№ 2 Документирование аудита (новая редакция) 230 Audit Documentation

№ 3 Планирование аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (новая редакция) 300 Planning an Audit of Financial Statements

№ 4 Существенность в аудите (новая редакция) 320 Materiality in Planning and Performing an Audit

№ 5 Аудиторские доказательства (новая редакция) 500 Audit Evidence

№ 7 Контроль качества выполнения заданий по аудиту (новая редакция) 220 Quality Control for an Audit of Financial Statements

№ 9 Аффилированные лица (новая редакция) 550 Related Parties

№ 10 События после отчетной даты (новая редакция) 560 Subsequent Events

№ 11 Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица (новая редакция) 570 Going Concern

№ 12 Согласование условий проведения аудита (новая редакция) 210 Agreeing the Terms of Audit Engagements

№ 13 Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита (новая редакция) 240 The Auditor's Responsibilities Relating to Fraud in an Audit of Financial Statements

№ 14 Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита (новая редакция) 250 Consideration of Laws and Regulations in an Audit of Financial Statements

Нет Понимание деятельности аудируемого лица (новая редакция)

№ 16 Аудиторская выборка (новая редакция) 530 Audit Sampling

№ 17 Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях (новая редакция) 501 Audit Evidence—Specific Considerations for Specific Items

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 18 Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников (новая редакция) 505 External Confirmations

№ 19 Особенности первой проверки аудируемого лица (новая редакция) 510 Initial Audit Engagements—Opening Balances

№ 20 Аналитические процедуры (новая редакция) 520 Analytical Procedures

№ 21 Особенности аудита оценочных значений (новая редакция) 540 Auditing Accounting Estimates, Including Fair Value Accounting Estimates, and Related Disclosures

№ 22 Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям собственника (новая редакция) 260 Communications with Those Charged With Governance

№ 23 Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица (новая редакция) 580 Written Representations

№ 24 Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами (новая редакция)

Нет Аудиторские процедуры, выполняемые на основе оценки рисков 330 The Auditor's Responses to Assessed Risks

Нет Задания по обзорной проверке финансовой информации

Окончание табл. 3.

Проекты федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, их кодификация и соответствие международным стандартам аудита и положениям по международной аудиторской практике

Наличие номера ФПСАД Наименование стандарта на русском языке Соответствие МСА Наименование стандарта на английском языке

1 2 3 4

Нет Контроль качества в аудиторских организациях, осуществляющих аудиторские и обзорные проверки финансовой информации, а также выполняющих иные задания, обеспечивающие уверенность, или оказывающих сопутствующие аудиту услуги — Quality Control for Firms that Perform Audits and Reviews of Historical Financial Information, and Other Assurance and Related Services Engagements

Нет Концептуальные принципы проведения заданий, обеспечивающих уверенность

Нет Задания, обеспечивающие уверенность, отличающиеся от заданий по аудиту или обзорной проверке финансовой информации 3000 Assurance Engagements Other Than Audits or Reviews of Historical Financial Information

© Д.М. Пименов.

нов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности на основе федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Аудиторские организации, добровольно вступившие в объединение, обязаны соблюдать требования данных;

4) внутрифирменные стандарты. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, основываясь на национальных стандартах, разрабатывают свой фирменный подход к выполнению различных действий аудитора, закрепляемых в собственных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

В то же время в российском законодательстве МСА не привязаны к системе правового регулирования.

Сама система представляет собой построение нескольких уровней регулирования, характеризуемых определенными нормативными актами и законами.

Первый уровень подразумевает государственное регулирование аудиторской деятельности и включает в себя:

♦ Конституцию РФ;

♦ ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

♦ ФЗ «О саморегулируемых организациях»;

♦ иные федеральные законы.

Второй уровень — регулирование аудиторской деятельности через федеральные стандарты аудита. Иные нормативно-правовые акты, действующие на территории РФ:

♦ указы Президента РФ;

♦ постановления Правительства РФ;

♦ законы субъектов РФ;

♦ нормативные акты министерств, ведомств.

Третий уровень характеризуется общественным регулированием аудиторской деятельности через Кодекс профессиональной этики аудиторов, одобренный Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ.

Четвертый уровень — внутрифирменное регулирование аудиторской деятельности по средством правил и стандартов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Существование же МСА создает в Российской Федерации своего рода двойную систему стандартов: с одной стороны, государство прямо не требует, чтобы соблюдались положения МСА, при этом выдвигая требования в виде национальных стандартов; с другой стороны, объективно складывающаяся ситуация на рынке такова, что аудиторские организации, которые в настоящее время не способны обеспечить качество и содержание работ в соответствии с МСА, утрачивают какие-либо шансы на участие в конкурентной борьбе за потребителей аудиторских услуг.

С принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ был сделан первый шаг на пути определения роли МСА в Российской Федера-

ции. В пп. 2 п. 1 ст. 7 данного Федерального закона указывается, что Федеральные стандарты аудиторской деятельности разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита. Это дает основание рассматривать МСА в разрезе с остальными уровнями регулирования (рис. 2).

При этом по-прежнему отсутствуют какие-либо нормы, содержащие информацию о месте МСА в системе правового регулирования аудиторской деятельности, что свидетельствует о пробеле в российском законодательстве, не отражающем объективных потребностей развития рынка и требующих урегулирования.

Кроме того, перед аудиторским сообществом в Российской Федерации, как и перед остальными странами, остро стоит ряд проблем адаптации МСА, определенных в ходе исследований Питера Вонга, таких как:

♦ разработанные стандарты нелегко переводить на другие языки. Необходимо установить процедуру, с помощью которой при разработке высококачественных стандартов учитывались бы потребности неанглоговорящих пользователей;

♦ сложность и структура стандартов;

♦ частота, объем и сложность изменений, вносимых в стандарты;

Рис. 2

♦ трудность использования малыми и средними предприятиями, а также бухгалтерскими фирмами;

♦ потенциальная нехватка знаний у тех, кто должен применять стандарты;

♦ недостаточное понимание значения термина «международная конвергенция». Конвергенция (от лат. convergens — сходящийся) — сближение различных экономических систем, стирание различий между ними, обусловленное общностью социально-экономических проблем и наличием единых объективных закономерностей развития.

Усиление общемировых интеграционных процессов, сопровождающееся конвергенцией стандартов аудиторской деятельности и стремлением каждой страны защитить национальные интересы, в том числе путем сохранения конкурентоспособности своих предприятий на мировом рынке, заставляет российские аудиторские фирмы осознавать для себя роль и значение международных стандартов аудита (МСА) в адекватной, эффективной и экономически обоснованной системе обеспечения качества аудита.

Литература

1. Городилов М.А. Развитие системы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. М., 2009.

2. Имамеева Р.А. Международные стандарты аудита и их адаптация в российских условиях: дис. ... канд. экон. наук. М., 2008.

3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2006.

4. Суглобов А.Е. Стандартизация аудиторской деятельности в России // Международный бухгалтерский учет. 2006. № 3.

5. Суглобов А.Е. Международные стандарты аудита в регулировании аудиторской деятельности. М., 2007.

6. Суглобов А.Е., Жарылгасова Б.Т. Международные стандарты аудиторской деятельности: учебник. М., 2008.

7. URL: http://www.as-audit.ru

8. URL: http://www.auditruss.ru

9. URL: http://www.gaap.ru

10. URL: http://www.ifac.org

11. URL: http://www1.minfin.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.