АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
состояние и проблемы адаптации м еждународных стандартов аудита в России
A. Е. СУГЛОБОВ,
заслуженный экономист Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, начальник кафедры экономического анализа, финансов и статистики E-mail: a_suglobov@mail. ru
B. И БОБОШКО, доктор экономических наук, доцент,
начальник кафедры бухгалтерского учета и аудита E-mail: v. boboshko@mail. ru И. А. ЛАДНЮК, адъюнкт кафедры бухгалтерского учета и аудита E-mail:aiwka@bk. ru Московский университет МВД России
В статье анализируется современное состояние адаптации международных стандартов аудита в России, проводится сравнение международных стандартов аудита и разработанных отечественных стандартов, а также выделяются основные проблемы адаптации международных стандартов аудита в современных условиях.
Ключевые слова: международные стандарты аудита (МСА), проблемы адаптации, сравнение международных стандартов аудита, Международная федерация бухгалтеров (IFAC), Совет по международным стандартам аудита и гарантии качества (IAASB).
Разработкой профессиональных требований к аудиту на международном уровне занимается
Международная федерация бухгалтеров (№АС), созданная в 1977 г.
Международная федерация бухгалтеров — организация, объединяющая национальные и региональные профессиональные бухгалтерские организации, представляющие бухгалтеров, занятых публичной практикой, в промышленности и торговле, в общественном секторе, образовании. В настоящее время №АС объединяет 159 членов из 118 стран, представляющих более 2,5 млн бухгалтеров.
Международная федерация бухгалтеров стремится к развитию профессии и гармонизации ее стандартов по всему миру в целях оказания бухгалтерам профессиональных услуг на высоком уровне в интересах всего общества.
Таблица 1
Советы и комитеты Международной федерации бухгалтеров (IFAC)
Орган Функции
Консультативный совет по согласованиям (CAP) Совет наблюдает и контролирует применение членами ШАС программы по согласованиям. Совет также дает рекомендации Правлению №АС относительно процесса приема новых членов, включая рекомендации новым членам для вступления
Комитет по развивающимся нациям Комитет поддерживает развитие профессии во всех регионах мира путем представления интересов и обращения к интересам развивающихся наций. Работа комитета включает поиск ресурсов и предоставление помощи со стороны профессиональных организаций — членов №АС и других организаций от их имени
Совет по международным стандартам аудита и гарантии достоверности (IAASB) Цель 1АА8В — усилить единообразие аудиторской практики и сопутствующих услуг по всему миру путем разработки положений по разным вопросам аудита и гарантии достоверности, а также содействия их признанию во всем мире
Совет по международным стандартам образования Совет (бывший Комитет по образованию) разрабатывает правила, проводит исследования, содействует обмену информацией для того, чтобы профессиональные бухгалтеры имели адекватную подготовку, соответствовали требованиям общества и работодателей, вносили достойный вклад в гармонизацию профессии по всему миру. Особое место в деятельности совета занимает содействие развивающимся странам в области бухгалтерского образования
Совет по международным стандартам этики Совет (бывший Комитет по этике) разрабатывает правила профессиональной этики и содействует их пониманию и признанию членами №АС. Совет на постоянной основе проводит мониторинг и содействует дискуссиям по целому ряду вопросов этики с тем, чтобы правила отвечали ожиданиям бухгалтеров, бизнеса, финансовых институтов и всех, кто связан с бухгалтерской профессией
Комитет профессиональных бухгалтеров в бизнесе (PAIB) Комитет разрабатывает правила, спонсирует исследовательские программы, содействует обмену информацией на международном уровне для развития и поддержки профессионалов в финансовом и управленческом учетах. Комитет работает над тем, чтобы их услуги были востребованы, о них знали и адекватно воспринимали во всем мире
Совет по международным стандартам финансовой отчетности общественного сектора Совет делает акцент на бухгалтерском учете, аудите, финансовой отчетности для национальных, региональных и местных правительств, соответствующих правительственных органов, а следовательно, избирателей, для которых они работают. Совет разрабатывает правила, поддерживает образовательные и исследовательские программы, содействует обмену информацией между бухгалтерами, которые работают в общественном секторе или связаны с ним
Комитет по номинации Комитет дает рекомендации относительно состава советов, комитетов, рабочих групп №АС. Главный принцип при выборе кандидатов — профессиональная квалификация
Комитет по малым и средним предприятиям Комитет представляет интересы бухгалтеров, работающих в МСП, и других бухгалтеров, которые предоставляют услуги малым и средним предприятиям
Межнациональный комитет аудиторов (ТАС) Исполнительный комитет форума компаний. Членство в форуме открыто для всех компаний, которые занимаются или хотят заниматься международным аудитом. Членство в комитете предполагает, помимо всего прочего, соблюдение стандартов качества форума компаний
Международная федерация бухгалтеров тесно взаимодействует с Советом по международным стандартам финансовой отчетности (IASB).
Действуя через свои советы, комитеты и рабочие группы, №АС:
— разрабатывает высококачественные профессиональные стандарты и руководства для использования бухгалтерами в каждом секторе;
—лидирует по важнейшим направлениям в целях либерализации бухгалтерских услуг, а также объединения мнения бухгалтеров по всему миру
по вопросам, касающимся профессии, в интересах всего общества;
— способствует развитию и гармонизации бухгалтерской профессии через укрепление и поддержку национальных и региональных профессиональных организаций.
В составе IFAC работают следующие советы и комитеты (табл. 1).
Секретариат IFAC работает в Нью-Йорке1. Комитет по международным стандартам аудита
1 Адрес сайта в Интернете: www. ifac. org
и подтверждения достоверности информации (1ААБВ), независимый комитет по разработке стандартов под эгидой Международной федерации бухгалтеров, ждет комментариев по предложенной им будущей стратегии — основе для своей рабочей программы. Предварительный проект предполагает, что будущая стратегия 1ААБВ концентрируется на следующих направлениях:
— содействие эффективному функционированию мировых фондовых рынков;
— помощь в применении стандартов;
Этапы создания стандартов и положений
Первый этап
Совет отбирает определенные темы для подробного изучения временными подкомитетами, созданными именно для этой цели
Второй этап
Совет делегирует подкомитетам обязательства по предварительной подготовке проектов стандартов и положений аудита
Третий этап
Подкомитет изучает предварительные информационные потоки, состоящие из положений, рекомендаций, а также нормативных актов и иных материалов или проектов стандартов, изданных странами, являющимися членами ШАС, а также региональными и иными профессиональными организациями
Четвертый этап
Подкомитет готовит проект стандарта или положения и передает его на рассмотрение Совета
Лятыи этап
После утверждения Советом проект передается на рассмотрение всех членов ШАС, а также международных организаций, не являющихся членами ШАС, но заинтересованных в принятии стандартов
Шестой этап
Полученные комментарии и предложения рассматриваются Советом, который вносит в проект необходимые коррективы и изменения
Седьмой этап
Новая редакция утверждается в виде международного стандарта аудита либо положения о международной аудиторской практике, которые вступают в силу с указанной в них даты
Этапы создания стандартов и положений
— обращение к нуждам предприятий малого и среднего бизнеса.
Из российских организаций первым действительным членом IFAC стал в 2001 г. Институт профессиональных бухгалтеров России, в 2008 г. — Российская коллегия аудиторов. Международные стандарты аудита могут использовать только члены IFAC.
Первый официальный перевод МСА на русский язык появился в 2000 г. Это был перевод МСА 1999 г. Весной 2002 г. в рамках проекта Тасис «Реформа российского аудита» вышло второе официальное издание с переводом МСА на русский язык, подготовленное на основе издания стандартов 2001 г. Работа над системой общероссийских аудиторских стандартов началась в 1995 г. и создавалась как национальный аналог системы МСА, разрабатываемых Международной федерацией бухгалтеров.
Комитет по международным стандартам аудита на создание стандартов и положений затрачивает до трех лет (см. рисунок). Разработка и утверждение аудиторских стандартов в России (основанных на МСА) продолжается от 5 до 8 лет.
По мнению председателя IAASB Джона Келласа (John Kellas), «эффективная работа мировых фондовых рынков остается предметом пристального общественного интереса, IAASB намеревается и далее рассматривать разработку высококачественных аудиторских стандартов в качестве своей первостепенной задачи. Важным вопросом является способствование эффективному внедрению МСА. Комитет по между-
народным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации осознает важность этого вопроса и предлагает не выпускать новые аудиторские стандарты до тех пор, пока аудиторы не получат двухлетний опыт по применению пересмотренных стандартов в рамках проекта «Ясность»».
На протяжении последних нескольких лет IAASB уделял большое внимание развитию высококачественных МСА, которые принимаются во всем мире и облегчают конвергенцию. В последние годы значительному пересмотру подвергся подход аудитора к оценке рисков. Бухгалтерские нововведения (более широкое использование справедливой стоимости в финансовой отчетности, усиление аудиторских требований, касающихся аудиторских проверок консолидированной финансовой отчетности и использования работы экспертов) также нашли отражение в МСА. Более того, попытки ускорить согласованное применение стандартов повсеместно дали начало проекту повышения ясности МСА.
Предварительный проект «Ясность» завершает последнюю стадию консультационного процесса и содержит предложенную стратегию на 2009—2011 гг., возможные мероприятия по
внедрению этой стратегии и основу для этих мероприятий. Данная стратегия и возможные мероприятия, пересмотренные в свете поступивших комментариев, сформируют основу для рабочей программы IAASB на 2009—2011 гг.
В Австралии, Бразилии, Индии, Голландии и других странах МСА используются в качестве базы для разработки собственных стандартов. А в странах, в которых решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия, Фиджи, Шри-Ланка и др.), МСА полностью используются в качестве национальных. В наиболее развитых странах, имеющих свои специфические национальные стандарты аудита (Канада, Великобритания, Ирландия, США), МСА просто принимаются к сведению профессиональными организациями.
В настоящее время действуют следующие МСА и положения по международной аудиторской практике (ПМАП) в разрезе применяемых в России стандартов (табл. 2).
Сравнение МСА и российских стандартов необходимо:
- для понимания существенных аспектов порядка проведения аудита и формирования
Таблица 2
Кодификация МСА и ПМАП и их адаптация к федеральным стандартам Российской Федерации1
№ стандарта Наименование стандарта на английском языке Наименование стандарта на русском языке Действие для ревизий финансовых отчетов в течение периодов, начиная с или после № стандарта в РФ Нормативный документ, регулирующий введение стандарта в РФ
— Glossary of Terms Глоссарий Декабрь 2007 г. ПСАД —
Международные стандарты по контролю качества (International Standards on Quality Control, ISQCs)
Quality Control for Firms that Perform Audits and Reviews of Historical Financial Information, and Other Assurance and Related Services Engagements Контроль качества для фирм, которые проводят аудиты и обзорные проверки исторической финансовой информации, и другие задания по обеспечению уверенности и сопутствующим услугам 15.06.2006
International Framework for Assurance Engagements Международная концептуальная основа заданий по подтверждению достоверности информации 01.01.2005 24 Постановление Правительства РФ от 25.08.06 № 523
1 © Cyrao6oB A. E.
Effective Dates of Pronouncements Issued by the International Auditing and Assurance Standards Board. March 2008. (URL: http://www. ifac. org).
Продолжение табл. 2
№ стан- Наименование стандарта на английском языке Наименование стандарта на русском языке Действие для ревизий финансовых отчетов в течение периодов, начиная с или после № стандарта Нормативный документ, регулирующий
дарта в РФ введение
стандарта в РФ
Международные стандарты аудита (International Standards on Auditing, ISAs)
200—299 «основные принципы и обязанности»
200 Objective and General Principles Governing an Audit of Financial Statements Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности 15.06.2006 1 Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 № 532
210 Terms of Audit Engagements Согласование условий проведения аудита 15.12.2006 12 Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 № 532
220 Quality Control for Audits of Historical Financial Information Контроль качества работы при аудите исторической финансовой информации 15.06.2005 7, 34 Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 № 863
230R Audit Documentation Аудиторская документация 15.12.2009 2 Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 № 532
240R The Auditor's Responsibilities Relating to Fraud in an Audit of Financial Statements Обязанности аудитора при рассмотрении фактов возможного мошенничества 15.12.2009 13 Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 № 532
250 Consideration of Laws and Regulations in an Audit of Financial Statements Применение законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности 15.12.2004 14 Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 № 532
260R Communications of Audit Matters With Those Charged With Governance Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями 15.12.2009 22 Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 № 863
300—499 «оценкарисков и связанные с этим действия»
300R Planning an Audit of Financial Statements Планирование аудита финансовой отчетности 15.12.2009 3 Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 № 532
315R Understanding the Entity and Its Environment and Assessing the Risks of Material Misstate-ment Понимание сферы деятельности субъекта и оценка рисков существенных искажений в финансовой отчетности 15.12.2009 8 Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 № 863
320 Audit Materiality Существенность в аудите 15.12.2004 4 Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 № 532
330R The Auditor's Responses to Assessed Risks Аудиторские процедуры, обусловленные оценкой рисков 15.12.2009
402 Audit Considerations Relating to Entities Using Service Organizations Учет при аудите особенностей субъектов, использующих обслуживающие организации 15.12.2004 25 Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 № 523
500—599 «Аудиторские доказательства»
500 Audit Evidence Аудиторские доказательства 15.12.2004 5 Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 № 532
501 Audit Evidence — Additional Considerations for Specific Items Аудиторские доказательства — дополнительное рассмотрение особых статей 15.12.2004 17 Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228
Продолжение табл. 2
№ стандарта Наименование стандарта на английском языке Наименование стандарта на русском языке Действие для ревизий финансовых отчетов в течение периодов, начиная с или после № стандарта в РФ Нормативный документ, регулирующий введение стандарта в РФ
505 External Confirmations Внешние подтверждения 15.12.2004 18 Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228
510 Initial Engagements — Opening Balances Особенности первой проверки аудируемого лица 15.12.2004 19 Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228
520 Analytical Procedures Аналитические процедуры 15.12.2004 20 Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228
530 Audit Sampling and Other Means of Testing Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования 15.12.2004 16 Постановление Правительства РФ от 07.10.04 № 532
540R Auditing Accounting Estimates, Including Fair Value Accounting Estimates, and Related Disclosures Аудит оценочных значений, включая измерения и раскрытия справедливой стоимости 15.12.2009 21 Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228
545 Auditing Fair Value Measurements and Disclosures Аудит измерения и раскрытия справедливой стоимости Действует до 15.12.2009 — —
550 Related Parties Связанные стороны (аффилированные лица) 15.12.2004 9 Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 № 863
560 Subsequent Events Последующие события 31.12.2006 10 Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 № 405
570 Going Concern Непрерывность деятельности 15.12.2004 11 Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 № 405
580 Management Representations Заявления руководства 15.12.2004 23 Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228
600—699 «использованиеработы третьих лиц»
600R Special Considerations — Audits of Group Financial Statements (Including the Work of Component Auditors) Аудит финансовой отчетности группы компаний (включая использование результатов работы другого аудитора) 15.12. 2009 28 Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 № 523
610 Considering the Work of Internal Auditing Рассмотрение работы внутреннего аудита 15.12.2004 29 Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 № 523
620 Using the Work of an Expert Использование работы эксперта 15.06.2005 32 Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 557
700—799 «Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений)»
700 The Independent Auditor's Report on a Complete Set of General Purpose Financial Statements Независимое аудиторское заключение по финансовой отчетности общего назначения 31.12.2006 6 Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 № 532
Продолжение табл. 2
№ стандарта Наименование стандарта на английском языке Наименование стандарта на русском языке Действие для ревизий финансовых отчетов в течение периодов, начиная с или после № стандарта в РФ Нормативный документ, регулирующий введение стандарта в РФ
701 Modifications to the Independent Auditor's Report Модификация независимого аудиторского заключения 31.12.2006 6 (частично) Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 № 532
710 Comparatives Сопоставимые значения 31.12.2004 26 Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 № 523
720R The Auditor's Responsibility in Relation to Other Information in Documents Containing Audited Financial Statements Обязанности аудитора в отношении прочей информации в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность 15.12. 2009 27 Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 № 523
800—899 «Специализированные области»
800 The Independent Auditor's Report on Special Purpose Audit Engagements Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей 31.12.2006 РСА Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ
1000—1100 «Положения по международной аудиторской практике»
1000 Inter-Bank Confirmation Procedures Процедуры межбанковского подтверждения — — —
1004 The Relationship Between Bank Supervisors and Banks' External Auditors Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами
1005 The Special Considerations in the Audit of Small Entities Особенности аудита малых предприятий РСА Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, протокол от 11.07.2000 № 1
1006 Audits of the Financial Statements of Banks Аудит финансовых отчетов банков — — —
1010 The Consideration of Environmental Matters in the Audit of Financial Statements Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности
1012 Auditing Derivative Financial Instruments Аудит производных финансовых инструментов — — —
1013 Electronic Commerce — Effect on the Audit of Financial Statements Электронная коммерция — влияние на аудит финансовой отчетности
1014 Reporting by Auditors on Compliance With IFRS Заключение аудитора о соблюдении МСФО 01.06.2003 — —
2000—2699 «Международные стандарты обзорных проверок»
2400 Engagements to Review Financial Statements (Previously ISA 910) Задания по обзорным проверкам финансовой отчетности 15.12.2006 33 Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 557
2410 Review of Interim Financial Information Performed by the Independent Auditor of the Entity Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, проводимая независимым аудитором организации 15.12.2006
Окончание табл. 2
№ стан- Наименование стандарта на английском языке Наименование стандарта на русском языке Действие для ревизий финансовых отчетов в течение периодов, начиная с или после № стандарта Нормативный документ, регулирующий
дарта в РФ введение
стандарта в РФ
3000—3699 «Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность»
3000 Assurance Engagements Other Than Audits or Reviews of Historical Financial Information Задания, обеспечивающие уверенность (за исключением аудита и обзорных проверок исторической финансовой информации) 01.01.2005
3400—3699 «Специальные стандарты»
3400 The Examination of Prospective Financial Information Проверка прогнозной финансовой информации РСА Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, протокол от 20.08.1999 № 5
4000—4699 «Международные стандарты сопутствующих услуг»
4400 Engagements to Perform Agreed-upon Procedures Regarding Financial Information Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации 30 Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 № 523
4410 Engagements to Compile Financial Information Задания по компиляции финансовой информации 31 Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 № 523
профессионального мнения аудитора о достоверности финансовой отчетности;
- для формулирования предложений по совершенствованию действующего российского законодательства по аудиту.
Проводя сравнение МСА и разработанных отечественных стандартов можно выделить следующие группы:
- российские правила (стандарты), имеющие аналоги среди МСА;
- российские правила (стандарты), имеющие существенные отличия от МСА;
- российские правила (стандарты), не имеющие аналогов в системе МСА;
- международные стандарты, не имеющие аналогов в системе российских стандартов аудита.
Имеющиеся расхождения обусловлены различиями в подходах к аудиту, формальными различиями (стиль и оформление документов, подробности изложения), практическими примерами, а также реформой МСА.
Десять документов из числа МСА и положений о международной аудиторской практике в
настоящее время не имеют российских аналогов (МСА 330 R, МСА 1000, МСА 1004, МСА 1006, МСА 1010, МСА 1012, МСА 1013, МСА 1014, МСА 2410, МСА 3000). Это связано с тем, что российские регламентирующие документы еще находятся в стадии разработки, и подготовка всего пакета стандартов еще не завершена, причем период разработки и утверждения в России занимает 5—8 лет. Кроме того, следует учитывать, что практика аудита, опираясь на накопленный в мире опыт, имеет в различных странах, в том числе и в России, свои особенности, связанные со спецификой каждой страны, системой ее государственного самоуправления и многими другими факторами.
Международные стандарты аудита представляют интерес для российских аудиторов, поскольку немало отечественных предприятий, ориентированных на зарубежных инвесторов, испытывают потребность в проведении аудита. В России, где в настоящее время происходит переход от жестко регулируемой континентальной системы бухгалтерского учета к англо-
американской, разработка аудиторских правил (стандартов) ведется самостоятельно с учетом положений МСА.
Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» разработку федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности осуществляет Федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности (ФОГРАД). Утверждает федеральные правила (стандарты) Правительство РФ. Поскольку федеральные правила находятся в процессе разработки и утверждения, в Российской Федерации действуют правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные ранее Минфином России. Их действие заканчивается по мере утверждения федеральных правил.
Стандарты аудита — это единые базовые принципы, которым должны следовать аудиторы в процессе профессиональной аудиторской деятельности. Они устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты аудита регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.
На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
В российской аудиторской практике различают четыре группы стандартов:
- международные аудиторские стандарты, разработанные 1ААБВ. Они фиксируют требования к проведению аудита в разных странах. Их требования обязательны при проведении аудита транснациональных компаний;
- национальные стандарты. В настоящее время в России действуют 34 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности, которые являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер;
- внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Одна из функций профессиональных объединений аудиторов состоит в организации аудита на основе единых принципов и подходов. С этой целью профессиональные аудиторские объединения могут устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности на основе федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Аудиторские организации, добровольно вступившие в объединение, обязаны соблюдать даные требования;
- внутрифирменные стандарты. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, основываясь на национальных стандартах, разрабатывают свой фирменный подход к выполнению различных действий аудитора, закрепляемых в собственных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами
которого они являются. Если аудиторское заключение дается по международным стандартам, то внутрифирменные стандарты не должны противоречить международным стандартам.
Стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.
Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:
- обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
- содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
- помогают пользователям понимать процесс аудиторской проверки;
- создают общественный имидж профессии;
- устраняют контроль со стороны государства;
- помогают аудитору вести переговоры с клиентом;
- обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.
Развитие стандартов бухгалтерского и финансового учета оказывает серьезное влияние на эволюцию стандартов аудита. Более того, продвижение в России МСА зависит от внедрения и при -менения в учетной практике МСФО. Это проявляется в содержании документов, разработанных в целях гармонизации бухгалтерского учета и аудита в соответствии с международными стандартами. Приказом Минфина России 01.07.2004 была одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В работе над Концепцией приняли участие Минэкономразвития России, ФСФР, Банк России, Росстат, Минобрнауки России, МНС России. Концепция была обсуждена с профессиональными общественными бухгалтерскими и аудиторскими объединениями, научными организациями, вузами, коммерческими организациями. В документе учтен мировой опыт и рекомендации ряда международных организаций. Реализация Концепции осуществляется по специальным планам, охватывающим все выделенные направления развития бухгалтерского учета и
отчетности. При этом изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе переход на МСФО, предполагается проводить постепенно с учетом потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.
Качество бухгалтерской информации зависит от того, насколько эффективно осуществляется контроль качества бухгалтерской отчетности. Концепция гласит: «Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями. В этом отношении институт аудита выступает одним из основных инструментов развития бухгалтерского учета и отчетности. Предпосылками действенности аудита бухгалтерской отчетности являются:
— качественные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие Международным стандартам аудита;
— четкие правила независимости аудиторских организаций и аудиторов;
— непреложное следование аудиторских организаций и аудиторов Кодексу профессиональной этики;
— единые квалификационные требования к аудиторам, независимо от того, в какой отрасли или сфере экономики они ведут деятельность;
— высокий квалификационный уровень (в том числе в области МСФО) аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и повышения квалификации, включая квалификационный экзамен;
— контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов со стороны, прежде всего, профессиональных общественных объединений;
— эффективная система государственно-общественного надзора за аудиторскими организациями и аудиторами».
В целях развития института аудита как основного элемента системы контроля качества бухгалтерской отчетности в План мероприятий по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации включены не только задачи по бухгалтерскому учету, но и по аудиту. К таким задачам относятся:
— подготовка изменений и дополнений к Федеральному закону от 30.12.2008 № 307-ФЗ
«Об аудиторской деятельности», в том числе введение обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности по МСФО;
— разработка проектов федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности на основе МСА и представление их в Правительство РФ;
— разработка предложений по совершенствованию правил независимости аудиторских организаций и аудиторов в соответствии с мировым опытом;
— разработка предложений по введению единых квалификационных требований к аудиторам, в том числе в области аудита финансовой отчетности, подготовленной по МСФО;
— повышение уровня контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов, в том числе обеспечение единых подходов к содержанию, формам и методам такого контроля.
В результате осуществления ряда мер по данным направлениям система бухгалтерского учета и отчетности будет отвечать реальным и современным потребностям рыночной экономики, а профессии бухгалтера и аудитора выйдут на качественно новый этап своего развития.
Проведенные Питером Вонгом в IFAC исследования проблем и достижений в области адаптации и применения МСА в разных странах мира позволили прийти к выводу, что не существует универсального определения «адаптация» национальных стандартов к международным стандартам. Необходимо разработать системный подход к процессу адаптации национальных стандартов аудита к международным стандартам, описав основные задачи, стоящие перед основными группами заинтересованных сторон. Основополагающие черты этих задач едины для всех стран, вставших на путь международной конвергенции своих национальных стандартов со стандартами, признанными в международном масштабе.
В настоящее время перед аудиторским сообществом остро стоят следующие проблемы адаптации МСА:
— разработанные стандарты нелегко переводить на другие языки. Необходимо установить процедуру, с помощью которой при разработке высококачественных стандартов учитывались бы потребности неанглоговорящих пользователей;
— сложное содержание стандартов и их структура;
— частота, объем и сложность изменений, вносимых в стандарты;
— трудность использования малыми и средними предприятиями, а также бухгалтерскими фирмами;
— потенциальная нехватка знаний у тех, кто должен применять стандарты;
— неоднозначное понимание значения термина «международная конвергенция» (конвергенция (от лат. convergens — сходящийся) — сближение различных экономических систем, стирание различий между ними, обусловленное общностью социально-экономических проблем и наличием единых объективных закономерностей развития);
— в российском законодательстве МСА не привязаны к системе правового регулирования. Формально данные стандарты не только не имеют какой-либо юридической силы, но даже и не обозначены в законодательстве. В настоящее время существование МСА создает в Российской Федерации своего рода двойную систему стандартов: с одной стороны, государство прямо не требует, чтобы соблюдались положения МСА, выдвигая при этом требования в виде национальных стандартов, с другой стороны, объективно складывающаяся ситуация на рынке такова, что аудиторские организации, которые в настоящее время не способны обеспечить качество и содержание работ в соответствии с МСА, утрачивают какие-либо шансы на участие в конкурентной борьбе за потребителей аудиторских услуг;
— контроль качества применения стандартов. Хотя позитивные моменты есть, впервые Советом по аудиторской деятельности при Минфине России (протокол от 30.10.2008 № 69) было одобрено «Временное Положение об организации и осуществлении контроля за соблюдением аудиторами правил (стандартов) профессиональной деятельности и профессиональной этики».
Усиление общемировых интеграционных процессов, сопровождающееся конвергенцией стандартов аудиторской деятельности и стремлением каждой страны защитить национальные интересы, в том числе путем сохранения конкурентоспособности своих предприятий на мировом рынке, заставляет российские аудиторские фирмы осознавать для себя роль и
значение МСА в адекватной, эффективной и экономически обоснованной системе обеспечения качества аудита.
Список литературы
1. Имамеева Р. А. Международные стандарты аудита и их адаптация в российских условиях: дис.... канд. эконом. наук. М., 2008.
2. Пышкин А. С. Правила (стандарты) аудиторской деятельности в системе источников правового регулирования // Аудиторские ведомости. 2006. № 4.
3. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш, Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.
4. Суглобов А. Е. Роль международных стандартов в становлении российского аудита // Международный бухгалтерский учет. 2004. № 4 (64).
5. Суглобов А. Е. Международные стандарты аудита в регулировании аудиторской деятельности. М.: Экономистъ, 2007. 256 с.
6. Суглобов А. Е., Жарылгасова Б. Т. Международные стандарты аудиторской деятельности: учебник. М.: Экономистъ, 2008. 394 с.
Конференция «Маркетинг 2010. Новые пути развития»
8 февраля 2010 года компания Light Business Forum при информационной поддержке Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» проводит профессиональную конференцию «Маркетинг 2010. Новые пути развития». Предстоящая конференция является первым крупным деловым мероприятием 2010 года на российском рынке маркетинга. Уникальные кейсы, примеры из практики работы крупнейших медиа-компаний, выступления специалистов и профессионалов маркетинга - все это ожидает участников конференции.
Среди докладчиков:
• Игорь Манн
• Генеральный директор Tvigle Media
• Генеральный директор Tvidi.ru
• Президент Гильдии Маркетологов
• Директор по маркетингу ТД «ЗИЛ»
• Генеральный директор Profit Research
• и другие.
Конференция представляет собой открытую деловую площадку для обсуждения актуальных вопросов на маркетинговом рынке. Участниками мероприятия являются директора по маркетингу, рекламе и продвижению продуктов, а также руководители компаний. В рамках деловой программы пройдут уникальные мастер-классы от гуру маркетингового рынка, ведущих медиа-порталов рунета, крупнейших российских и международных компаний. Ведущие маркетологи и первые лица компаний поделятся накопленными знаниями и дадут практические рекомендации участникам мероприятия.
Действует система скидок:
При регистрации более двух участников от компании скидка 5 %,
Представителям региональных филиалов и представительств - 10%.
Подробная информация о мероприятии на сайте www.lb-f.ru
По вопросам участия и регистрации: ч (495)621-00-74, 621-76-83. у