Научная статья на тему 'Роль методической готовности педагога-лингвиста в системе современного гуманитарного образования'

Роль методической готовности педагога-лингвиста в системе современного гуманитарного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / METHODICAL COMPETENCE / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / STRUCTURE OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE / ПЕДАГОГ-ЛИНГВИСТ / TEACHER-LINGUIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галимова А. М., Рассказов Ф. Д.

Эта статья посвящена современной образовательной парадигме, ориентированной на формирование творческой, независимой, конкурентоспособной, профессиональной мобильной личности, проблеме формирования профессиональной компетентности и ее компонентов, специфике методической компетентности учителей иностранного языка в связи с изменением в современном образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF METHODICAL READINESS OF THE TEACHER-LINGUIST IN THE SYSTEM OF MODERN HUMANITARIAN EDUCATION

This article is devoted to the modern educational paradigm focused on the formation of creative, independent, competitive, professional mobile personality, the problem of formation of professional competence and its components, specifics of methodical competence of foreign language teachers is also due to a change in the modern educational sphere.

Текст научной работы на тему «Роль методической готовности педагога-лингвиста в системе современного гуманитарного образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА-ЛИНГВИСТА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

A.M Галимова,

учитель английского языка, магистр управления Сургутского государственного университета, аспирантка Сургутского государственного университета, г. Сургут, E-mail:

almanzorochka.galimova@gmail. com;

Ф. Д. Рассказов,

д-р пед.наук, проф., Сургутского государственного университета, г. Сургут, E-mail:

lesi_rasskazov@mail.ru

THE ROLE OF METHODICAL READINESS OF THE TEACHER-LINGUIST IN THE SYSTEM OF MODERN HUMANITARIAN EDUCATION

Galimova A.M.,

teacher of English, Master of Management, Surgut State University (Surgut, Russia), Post graduate student, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: almanzorochka.galimova@gmail.com

Rasskazov F.D.,

Doctor of Pedagogic Sciences, Full Professor, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail:

lesi_rasskazov@mail.ru

This article is devoted to the modern educational paradigm focused on the formation of creative, independent, competitive, professional mobile personality, the problem of formation of professional competence and its components, specifics of methodical competence of foreign language teachers is also due to a change in the modern educational sphere.

Key words: methodical competence, concept, structure of professional and pedagogical competence, the teacher-linguist

Эта статья посвящена современной образовательной парадигме, ориентированной на формирование творческой, независимой, конкурентоспособной, профессиональной мобильной личности, проблеме формирования профессиональной компетентности и ее компонентов, специфике методической компетентности учителей иностранного языка в связи с изменением в современном образовательном пространстве.

Ключевые слова: методическая компетентность, концепция, структура профессиональной и педагогической компетентности, педагог-лингвист

Современная образовательная парадигма ориентирована на формирование творческой, инициативной, самостоятельной, конкурентоспособной, профессионально мобильной личности. Учитывая это, новым ориентиром в образовании является компетентно ориентированный подход к формированию содержания образования, преимущества которого заключаются в том, что он не ограничивается информационно ориентированным компонентом, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (то есть принадлежащих ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций [1; 148]. Итак, если изменяются требования к личности ученика (студента), соответственно и меняются приоритеты в подготовке педагога, в частности лингвиста.

Проблеме формирования личности педагога-лингвиста посвящено немало исследований. Так, на

сущности профессиональной деятельности педагога-лингвиста акцентируют внимание А.Денисова, Л. Ястребова, А. Беляев, М. Пентилюк, А. Се-меног, В. Сидоренко и др.

Проблеме формирования профессиональной компетентности и ее компонентов посвящены исследования Н. Голуб, С. Карамана, К. Климовой, Л. Мацко, Н. Остапенко, К. Плиско, Т. Симоненко и др. Однако малоисследованной остается проблема проверки сформированности отдельных компетенций, в частности методической.

Ученые неединодушны в определении понятия «методическая компетентность». А. Денисова в исследовании «Уровневый мониторинг в процессе обучения иностранному языку студентов-лингвистов (на материале английского языка)» [2;8] отталкивается от методических факторов, которые определяют особенности обучения студентов-лингвистов в условиях педагогического вуза. К ним исследовательница причисляет:

- компетентностью парадигму лингвистического образования;

- социальный заказ, который предполагает соответствие уровня владения иностранным языком в условиях постоянного развития и изменения его лексического состава;

- мотивация студентов в изучении иностранных языков и методики из преподавания [2;8].

Именно эти факторы определяют понимание методической готовности педагога-лингвиста.

Л

«Теоретической базой для определения структуры иноязычной коммуникативной компетенции студента педагогического вуза являются контекстный подход (А.А. Вербицкий) и рефлективная модель профессионального образования (Н.Г. Алексеев, Е.Н. Соловова, М. Уоллес и др.)» [3; 11]. Соответственно, А. Денисова утверждает, что, согласно теории компетентносного подхода, можно учебную деятельность студентов рассматривать на трех уровнях:

- уровень учебной деятельности академического типа, основная цель которой - развивать коммуникативную и предметную компетенцию, а также формировать теоретико-методическую компетенцию;

- уровень квази-профессиональной деятельности, где процесс обучения ориентируется на развитие и совершенствование предметно-методической и коммуникативно-методической компетенции;

- уровень учебно-профессиональной деятельности, который отвечает за развитие и совершенствование предметно-методической и коммуникативно-методической компетенции.

Л. Ястребова в статье «Анализ структуры иноязычной коммуникативной компетенции лингвиста-преподавателя» [4;47], отталкиваясь от исследования Л. Сивицкой, Л. Смышляевой, А. Смышляева, утверждает, что модернизация образования в Российской Федерации является идея компетент-ностно-ориентированного образования, обращая внимание на то, что работодатель сегодня гораздо больше внимания обращает не на уровень образования, а на уровень квалификации, что само по себе уже формирует требования к компетенции преподавателя-лингвиста.

Наиболее интересной классификацией компетенций, по мнению Л. Ястребовой, является классификация, которую предложила В. Ростовцева, на основе которой с учетом предлагаемых Ю. Ткачевой критериев отбора элементов, исследовательница разработала структуру профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков.

В эту структуру включены такие позиции:

- «социально-коммуникативная, информационная, самообразовательная, ценностно-смысловая и социокультурная компетенции» [4;7] (эти компетенции являются ключевыми, которые входят в набор профессиональных компетенций);

- «педагогическая, психологическая, управленческая, исследовательская компетенции» (их определяют как базовые компетенции учителя);

- «филологическая, иноязычная коммуникативная, межкультурная профессионально-коммуникативная и лингводидактическая компетенции» (они являются специальными компетенциями учителя).

Профессиональная компетентность учителя-филолога включает эмоционально-волевую сторону, а также знания, умения, навыки, необходимые как педагогу, так и филологу. Педагогическая

компетентность является способностью проявить владения базовыми педагогическими компетенциями на практике. Это те компетенции, которые формируются в ходе профессиональной коммуникации, профессионально-когнитивной, организаторской, социальной и регулятивной деятельности. Педагогическая компетентность включает такие личностные качества человека: целеустремленность, креативность, самостоятельность, стремление к развитию и совершенствованию, инициативность, гражданственность, социальная ответственность, гармоничность социализации, патриотизм, способность к реализации в профессиональной деятельности антропоцентрических принципов гуманности, культуросоответствия, личностного подхода, а также качеств, характеризующих способность к воплощению на практике столь необходимых для педагогической деятельности умений, как умение воспринимать и анализировать мировоззренческие социально и личностно значимые аспекты философских проблем, связанных со сферой будущей педагогической деятельности; базовые когнитивные умения (умение наблюдать, устанавливать аналогии, сопоставлять и противопоставлять, структурировать, систематизировать, конкретизировать, анализировать факты и явления); методологические когнитивные умения (умение формировать цель деятельности, выбирать соответствующие способы, средства и методы достижения поставленных целей, отделять в объекте предмет изучения, перерабатывать и перегруппировывать учебный материал и др.); общие когнитивные умения (умение планировать и организовывать свою учебную деятельность в целом, осуществлять самоконтроль и сам оценивания).

Под филологическим компетенцией подразумевается знание научной терминологии, знание мировой истории и культуры, страноведческие знания, знание различных стилистических приемов, используемых для создания литературных текстов; умение сопоставлять и противопоставлять языковые явления, выделять в прочитанном или услышанном главные идеи и опорные понятия, выявлять связи между фактами, событиями, понятиями; находить информацию по истории и культуре разных стран, составлять план воссоздания прочитанного или услышанного, конспектировать прочитанное или услышанное, интерпретировать прочитанное или услышанное по широкому или узкому контексту.

Иными словами, филологическая компетенция включает следующие компоненты:

- лингвистический;

- общегуманитарный;

- эстетический;

- стратегический;

- информационный;

- личностный;

- самообразовательной;

- культуру чтения и культуру эстетического восприятия действительности [5;8].

А. Семеног рассматривает методическую компетентность педагога-лингвиста как составляющую профессиональной компетентности. Исследовательница считает, что основу методической компетенции составляют знания методологических и теоретических основ методики обучения языку, литературе, концептуальных основ, структуры и содержания средств обучения (учебников, учебных пособий и т.д.), умение применять знания языка и литературы в педагогической и общественной деятельности, выполнять основные профессионально-методические функции (коммуникативно-учебную, развивающую, гностическую и т.д.). Согласно этому сформирована методическая компетентность, которая, согласно взглядам А. Семеног, позволит выпускникам филологических факультетов уметь ориентироваться в основных тенденциях, которые определяют современное состояние лингвистического, литературного образования в общеобразовательных средних и высших учебных заведениях, в частности в расширении объема содержания учебного материала в связи с включением таких предметов, как культура речи, стилистика, риторика; в усилении принципов интегра-тивности, межпредметного взаимодействия, тек-стоцентричного подхода, опоры на историю языка [5; 35].

По мнению В. Студеникиной, методическая компетентность - это знания, умения и опытное оценочное отношение к объекту, предмету, содержанию и структуре языковедческой дисциплины, умение логически обоснованно конструировать учебный процесс для конкретной дидактической ситуации с учетом психологических механизмов усвоения, учитывая специфику профессиональной деятельности педагогов-лингвистов, и замечает, что проблему особенностей структуры методической компетентности педагога-лингвиста следует рассматривать с учетом специфики профессиональной деятельности словесников [5;8].

Исследовательница убедительно доказывает, что нормативно-правовые документы современного образования по обучению иностранному языку отражают специфику профессиональной деятельности педагога-лингвиста по следующим показателям:

- организация основательного изучения иностранного языка, что создает широкие возможности для развития мышления и речи учащихся, формирование их мировоззрения;

- создание условий для получения учащимися знаний о языке, его грамматической структуре, словарном состава, истории и законах развития;

- формирование представления о роли языка в ментальности народа, развития интеллекта человека, то есть формирование языковой компетентности учащихся;

- формирование системы речевых умений (вести диалог, принимать, воспроизводить и производить собственные устные и письменные высказывания разных стилей, видов, типов и жанров), которые необходимы для общения в

15

различных жизненных ситуациях (речевая компетентность);

- формирование коммуникативной компетентности учащихся путем создания на занятиях условий для сознательно-практической речевой деятельности (реализация коммуникативно-деятельностного подхода к обучению иностранного языка);

- обучение самому процессу получения и передачи информации; реализация нравственного аспекта обучения языку, который предусматривает формирования национальной личности и др.

Специфика методической компетентности учителей иностранного языка обусловлена также изменением современного образовательного пространства, к которому относятся различные типы школ:

- традиционная школа (ориентированная на передачу знаний);

- специализированные школы с углубленным изучением одного или нескольких предметов;

- гимназии;

- лицеи;

- инновационные школы, основанные на авторских программах, использовании новых методов и средств обучения;

- школы, ориентированные на одну или несколько систем образования [6;7].

Удобным является мнение А. Биляковской, которая считает, что методическая компетентность включает усвоение педагогом новых методических и педагогических идей, подходов к учебно-воспитательному процессу в современных личностно ориентированных, развивающих, креативных технологиях, владение различными методами, приемами и формами организации обучения.

А. Дейкина рассматривает методическую компетентность как ценностную составляющую профессиональной деятельности педагога-лингвиста и замечает, что ценностью в профессиональной области его деятельности является профессионализм, опыт и мастерство [6;7].

Методическая компетентность педагога-лингвиста - это сложное интегративное образование, которое составляет сочетание результата методической подготовки, то есть синтез знаний (психолого-педагогических, общеучебных, предметных), умений (общепедагогических, специальных и коммуникативных) и навыков педагогической деятельности, необходимых для эффективной реализации процесса обучения иностанному языку, методического опыта, полученного в процессе профессиональной деятельности, и личностных черт педагога.

Список литературы

1. Вербицкий А.А. Педагогические технологии в контекстном обучении / А.А. Вербицкий // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2011. - № 1

2. Голуб Н.Б. Риторика в высшей школе / Н.Б. Голуб. - Черкасы: Б/и, 2014. - 400 с. - С. 148.

3. Дейкина А.Д. Методическая компетентность как ценностная составляющая профессиональной деятельности учителя / А.Д. Дейкина // Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни) : материалы Международной научно-практической конференции (19-20 марта 2012 г.). - М: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2012. -С. 3

4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 20013. — № 5. — С. 34-42.

5. Игна О.Н.Структура и содержание методической компетентности учителя иностранного языка / О.Н. Игна // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 1. - С. 90-94

6. Каримов З.Ш. Интеграция в образовании и формирование профессиональной компетентности учителя / З.Ш. Каримов // Вестник ОГУ. - 2012. -№2. - С. 116-119.

7. Рассказов, Ф. Д. Теория и методика организации научно-исследовательской работы: учебно-методическое пособие / Ф. Д. Рассказов, Э. Ф. Насырова, Н. С. Бирюкова. - Сургут : ИЦ СурГУ, 2011. - 80 с.

References

1. Verbitsky AA Teaching technology in contextual training / AA Verbitsky // Bulletin of Moscow

State Humanitarian University. MA Sholokhov. Pedagogy and psychology. - 2011. - № 1

2. Blue NB The rhetoric in high school / NB Golub. - Cherkasy: B / and 2014. - 400 p. - S. 148.

3. AD Daykin Methodical competence as a value component of the professional work of the teacher / AD Daykin // Axiological aspects of the methodology of teaching Russian language (professional and educational level): Proceedings of the International scientific-practical conference (19-20 March 2012). - Moscow: Moscow State Pedagogical University, Yaroslavl: REMDER, 2012. - S. 3

4. Zimnaya IA Key competencies - the result of a new paradigm of modern education / IA Zimnaya // Higher education today. - 20013. - № 5. - S. 34-42.

5. Igna O.N.Struktura content and methodical competence of the teacher of a foreign language / ON Igna // Yaroslavl Pedagogical Gazette. - 2010. - № 1. -pp 90-94

6. Karimov Z.Sh. Integration into the education and formation of professional competence of the teacher / Z.Sh. Karimov // Vestnik of OSU. - 2012. -№2. - S. 116-119.

7. Rasskazov, FD Theory and methods of the organization of research work: teaching manual / FD Rasskazov, EF Nasyrov, NS Biryukova. - Surgut: ITs Surgut State University, 2011. - 80 p.

УДК_

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МАЛЬЧИКОВ 11-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КИКБОКСИНГОМ.

Тополев Юрий Юрьевич, магистрант

ТПИ им. Д.И. Менделеева (филиал) ТюмГУ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования координационных способностей у мальчиков 11 -12 лет, занимающихся кикбоксингом.

Abstract. The article presents the results of a study of coordination abilities in boys 11-12 years old, engaged in kickboxing.

Ключевые слова: координационные способности, результат, единоборства. Keywords: coordination abilities, the result, combat.

Одним из наиболее существенных составных элементов двигательной подготовки является двигательная координация. Высокий уровень её развития служит фундаментом успехов в различных видах спорта, особенно в тех, в которых окончательный результат обусловливается высоким уровнем технической подготовленности [4, с.20]. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и т.д.) идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей — важный компонент состояния здоровья [2, с.17].

Объект исследования. Процесс развития координационных способностей у мальчиков 11-12 лет, занимающихся кикбоксингом.

Предметом исследования методика развития координационных способностей у мальчиков 11 -12 лет занимающихся кикбоксингом.

Цель. Исследовать эффективность разработанной методики на развитие координационных способностей у мальчиков 11 -12 лет занимающихся кикбоксингом.

Гипотеза. Предполагается, что развитие координационных способностей у мальчиков 11 -12 лет занимающихся кикбоксингом будет эффективным если:

- проанализировать специальную научно-методическую литературу по развитию координационных способностей в спортивной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.