Научная статья на тему 'Динамика развития координационных способностей у мальчиков 11-12 лет, занимающихся кикбоксингом'

Динамика развития координационных способностей у мальчиков 11-12 лет, занимающихся кикбоксингом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / COORDINATION ABILITIES / РЕЗУЛЬТАТ / RESULT / ЕДИНОБОРСТВА / COMBAT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тополев Юрий Юрьевич

В статье представлены результаты исследования координационных способностей у мальчиков 11-12 лет, занимающихся кикбоксингом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тополев Юрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a study of coordination abilities in boys 11-12 years old, engaged in kickboxing.

Текст научной работы на тему «Динамика развития координационных способностей у мальчиков 11-12 лет, занимающихся кикбоксингом»

3. Дейкина А.Д. Методическая компетентность как ценностная составляющая профессиональной деятельности учителя / А.Д. Дейкина // Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни) : материалы Международной научно-практической конференции (19-20 марта 2012 г.). - М: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2012. -С. 3

4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 20013. — № 5. — С. 34-42.

5. Игна О.Н.Структура и содержание методической компетентности учителя иностранного языка / О.Н. Игна // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 1. - С. 90-94

6. Каримов З.Ш. Интеграция в образовании и формирование профессиональной компетентности учителя / З.Ш. Каримов // Вестник ОГУ. - 2012. -№2. - С. 116-119.

7. Рассказов, Ф. Д. Теория и методика организации научно-исследовательской работы: учебно-методическое пособие / Ф. Д. Рассказов, Э. Ф. Насырова, Н. С. Бирюкова. - Сургут : ИЦ СурГУ, 2011. - 80 с.

References

1. Verbitsky AA Teaching technology in contextual training / AA Verbitsky // Bulletin of Moscow

State Humanitarian University. MA Sholokhov. Pedagogy and psychology. - 2011. - № 1

2. Blue NB The rhetoric in high school / NB Golub. - Cherkasy: B / and 2014. - 400 p. - S. 148.

3. AD Daykin Methodical competence as a value component of the professional work of the teacher / AD Daykin // Axiological aspects of the methodology of teaching Russian language (professional and educational level): Proceedings of the International scientific-practical conference (19-20 March 2012). - Moscow: Moscow State Pedagogical University, Yaroslavl: REMDER, 2012. - S. 3

4. Zimnaya IA Key competencies - the result of a new paradigm of modern education / IA Zimnaya // Higher education today. - 20013. - № 5. - S. 34-42.

5. Igna O.N.Struktura content and methodical competence of the teacher of a foreign language / ON Igna // Yaroslavl Pedagogical Gazette. - 2010. - № 1. -pp 90-94

6. Karimov Z.Sh. Integration into the education and formation of professional competence of the teacher / Z.Sh. Karimov // Vestnik of OSU. - 2012. -№2. - S. 116-119.

7. Rasskazov, FD Theory and methods of the organization of research work: teaching manual / FD Rasskazov, EF Nasyrov, NS Biryukova. - Surgut: ITs Surgut State University, 2011. - 80 p.

УДК_

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МАЛЬЧИКОВ 11-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КИКБОКСИНГОМ.

Тополев Юрий Юрьевич, магистрант

ТПИ им. Д.И. Менделеева (филиал) ТюмГУ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования координационных способностей у мальчиков 11-12 лет, занимающихся кикбоксингом.

Abstract. The article presents the results of a study of coordination abilities in boys 11-12 years old, engaged in kickboxing.

Ключевые слова: координационные способности, результат, единоборства. Keywords: coordination abilities, the result, combat.

Одним из наиболее существенных составных элементов двигательной подготовки является двигательная координация. Высокий уровень её развития служит фундаментом успехов в различных видах спорта, особенно в тех, в которых окончательный результат обусловливается высоким уровнем технической подготовленности [4, с.20]. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и т.д.) идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей — важный компонент состояния здоровья [2, с.17].

Объект исследования. Процесс развития координационных способностей у мальчиков 11-12 лет, занимающихся кикбоксингом.

Предметом исследования методика развития координационных способностей у мальчиков 11 -12 лет занимающихся кикбоксингом.

Цель. Исследовать эффективность разработанной методики на развитие координационных способностей у мальчиков 11-12 лет занимающихся кикбоксингом.

Гипотеза. Предполагается, что развитие координационных способностей у мальчиков 11 -12 лет занимающихся кикбоксингом будет эффективным если:

- проанализировать специальную научно-методическую литературу по развитию координационных способностей в спортивной деятельности;

- разработать специальные упражнения на развитие координационных способностей у мальчиков 11-12 лет занимающихся кикбоксингом;

- внедрить в учебно-тренировочный процесс и апробировать специальные упражнения на развитие координационных способностей мальчиков 11 -12 лет занимающихся кикбоксингом.

Задачи:

1. Провести анализ научно-методической литературы по развитию координационных способностей в спортивной деятельности.

2. Разработать специальные упражнения на развитие координационных способностей у мальчиков 11-12 лет, занимающихся кикбоксингом.

3. Внедрить в учебно-тренировочный процесс и апробировать специальные упражнения на развитие координационных способностей - кикбоксеров 11-12 лет.

В основу построения многолетней стратегии технической подготовки в спорте и при занятиях оздоровительными упражнениями должна быть заложена информация о возрастных и квалификационных особенностях развития двигательных коор-динаций различных видов движений. Это позволит реализовать принцип, сформулированный В. К. Бальсевичем [1, с.30], о соответствии педагогических акцентов характеру биологического развития человека или «выработать двигательные навыки с учетом онтогенеза моторики» по Н. А. Бернштейну [7, с.45].

При осуществлении двигательных действий исполнители отличаются разными координационными возможностями, как в количественном, так и в качественном отношении. Поэтому в самом общем виде под КС мы понимаем возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению двигательным действием и регулированию им. В соответствии с этим главными критериями оценки КС мы считаем следующие четыре основных признака: правильность, быстроту, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики [5, с.5].

Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространствами и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих к нервным), имеют выраженные возрастные особенности [3, с.5-6].

Существует иные трактовки критических (сенситивных) периодов развития. Так, одни авторы просто связывают их с моментами перехода от одних, довольно условно выделяемых возрастных периодов, к другим. Критические периоды рассматриваются и как фазы наибольшей реализации потенций организма в онтогенезе, и как периоды, когда специфическое воздействие на организм вызывает определенную повышенную ответную реакцию, причем фазы, в пределах которых можно получить оптимальный результат такого воздействия именуются «сенситивными периодами».

и

Педагогические воздействия таких периодов вполне очевидно. На этом акцентировал внимание еще Л.С. Выгодский (1935), призывая устанавливать оптимальные сроки обучения с учетом границ критических периодов развития детей. По его представлениям, факторы, воздействующие на ребенка в процессе обучения и воспитания, могут давать принципиально различный эффект в зависимости от периода его развития (в одни периоды -оптимальный эффект, в другие - нейтральный, в иные -даже отрицательный). Лишь зная особенности периодов онтогенеза и соответственно нормируя воздействия, можно рационально управлять индивидуальный развитием, оптимально строить процесс обучения и воспитания.

Исследуя все факторы, влияющие на способности заниматься кикбоксингом, был сделан выбор возраста, наиболее благоприятного для начала изучения данного вида спорта. Необходимо учитывать, что с начала рождения двигательная координация находится в процессе становления и до 6 лет является несовершенной. К 3 годам дети, как правило, осваивают структуру ходьбы и лишь к 5-ти летнему возрасту овладевают элементами ходьбы и бега, свойственными взрослым [6, с.7]. В возрасте 7-8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности. Установление основных этапов развития различных двигательных асимметрий и уточнение их возрастных норм открывает новые перспективы в управлении движениями [8, с. 112-116].

Сегодня придерживаются мнения, что в онтогенезе развития двигательных координаций способность ребенка к выработке новых двигательных действий достигается в возрасте 10-12 лет. В это же время происходит резкое увеличение способностей организма к росту мускулатуры и развития способностей к усвоению нового материала. Кроме того в данном возрасте наиболее благоприятно воспитывать скорость и гибкость. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке.

Учитывая важность координационных способностей в этом возрасте, нами были подобраны специальные упражнения для их совершенствования в тренировочном процессе у юных спортсменов. За основу были взяты следующие упражнения:

- на точность варьирования качественных параметров строго регламентированного двигательного действия в серии попыток (постепенное увеличение или уменьшение, чередование резко контрастных, сближение величин грубых и тонких дифференцировок);

- на способность приспособления и перестроения двигательного действия в обычных и затрудненных условиях;

- на вестибулярную устойчивость с дальнейшей способностью к согласованию ритма и темпа двигательных действий.

Апробация подобранных упражнений проводилась на базе МБУ ДО СДЮСШОР 1 г. Сургут. В эксперименте приняла группа спортсменов из 12

человек в возрасте 11 -12 лет, третьего года обучения. Для оценки координационных способностей спортсменов - кикбоксеров в начале и в конце эксперимента мы использовали метод контрольных испытаний, который включал в себя следующие тесты:

1) для оценки реагирующей способности использовался тест «ловля линейки»;

2) для оценки способности к сохранению равновесия применялась проба Ромберга - «пяточно-носочная» поза;

3) для оценки способности к ориентации в пространстве использовали тесты: «попадание в цель»,

Динамика координационных способностей

тест «слаломный бег» и «ходьба по гимнастической скамейке».

Анализ полученных данных, представленных в табл. 1 показал положительную динамику координационных способностей у юных спортсменов во всех пяти тестах:

- реагирующая способность (тест «ловля линейки») улучшилась на 43%;

- способность к сохранению равновесия (тест «пяточно-носочная поза») улучшилась на 406 %;

- способность к ориентации в пространстве в тесте «слаломный бег» на 81%, в тесте «попадание в цель» на 177%, в тесте «ходьба по гимнастической скамейке» на 61%.

Таблица 1.

Контрольные испытания (тесты) Результат (среднее значение) Динамика результатов %

Начало исследования Конец исследования

«Ловля линейки» (см) 9,5 4,1 43

«Пяточно-носочная» поза (сек) 17,2 70 406

«Слаломный бег 30м» (сек) 4,7 3,8 81

«Попадание в цель» (кол-во раз) 5,8 10,3 177

«Ходьба по гимнастической скамейке» (сек) 2,8 1,7 61

Таким образом, можно сделать вывод, что полученная в ходе эксперимента положительная динамика результатов координационных способностей у юных спортсменов свидетельствует об эффективности подобранных упражнений, и может быть рекомендована для использования в тренировочном процессе у юных кикбоксеров.

Литература

1.Бальсевич, В. К. Физическая активность человека/В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. - Киев: Здоров 'я, 1987. - 224с.

2.Бернштейн, Н. А. Очерки о физиологии движения и физиологии активности/Н. А. Берн-штейн. - М.: Медицина, 1966. - 349с.

3.Волков, В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993.- 41с.

4.Маслюков, А.В. Совершенствование координационных способностей школьников. Учеб. мет. пособие. Сургут 2005.-70с.

5.Лубышева Л.И. Физическая культура и современная социальная практика // Материалы метод. конф. - Казань, 1999. - 400с.

6.Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-коор-динационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. - М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2001. - 18с.

7.Лях В.И. Критерии определения координационных способностей // Теория и практика физической культуры. -1991.-№11.-40с.

8.Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.