УДК 796
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛОВКОСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ВОЗРАСТЕ 10-12 ЛЕТ
TECHNIQUE OF DEVELOPMENT OF SPECIAL DEXTERITY AT VOLLEYBALL PLAYERS AT THE AGE OF 10-12 YEARS
Волкова Елена Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теория и методика обучения физической культуре
и безопасности жизнедеятельности» Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Volkova Elena Vladimirovna Candidate of pedagogical sciences, associate professor department «Theory and methods of teaching physical culture and life safety»>
Volgograd state social and pedagogical university
Volgograd, Russia
Заяц Екатерина Валерьевна
студент
кафедра «Теория и методика обучения физической культуре
и безопасности жизнедеятельности» Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Zayats Ekaterina Valerievnа
student
department of «Theory and methods of teaching physical culture and life safety»
Volgograd state social and pedagogical university
Volgograd, Russia
Аннотация. В статье рассмотрена методика развития специальной ловкости у волейболистов 10-12 лет. Отобраны и систематизированы эффективные средства развития специальной ловкости у волейболистов.
Abstract. The study examined the development of special skills in volleyball players 10-12 years. There were selected and classified effective MEANINGS of developing special dexterity among volleyball players.
Ключевые слова: ловкость, волейбол, спортивная тренировка, спортсмены 10-12 лет, методика развития.
Keywords: dexterity, volleyball, sports training, athletes 10-12 years old, development technique.
Волейбол в современном спорте прочно занимает лидирующие позиции по популярности и зрелищности. Массовому распространению волейбола способствует телевидение, интернет и другие источники информации.
Волейбол введен в программу физического воспитания в школах, колледжах, высших учебных заведениях.
Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления
87/237
физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Формирование двигательных навыков и техники приемов игры неразрывно связано с развитием физических качеств. Освоение приемов игры в волейбол происходит успешнее при направленном развитии специфичных для него качеств.
Формирование двигательных навыков начинается с общей физической подготовки, которая через специальную физическую подготовку непосредственно связана с волейболом (развития специфических качеств и способностей). При помощи подводящих упражнений происходит овладение структурными элементами технических приемов волейбола. На этой основе продолжается (при помощи упражнений по технике) овладение основной структуры приема игры.
Одной из важнейших сторон физической подготовки волейболиста является развитие специальной ловкости. На основе высокого развития их уровня строится процесс физической и технической подготовки в современном волейболе закладывается фундамент тактических умений, которые в свою очередь будут успешно влиять на достижение высоких результатов, а как известно, высокие результаты являются ярким показателем эффективности тренировочного процесса.
Для воспитания ловкости используют самые разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выходить из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых и быстрых действий. Основные упражнения волейбола, выполняемые в непривычных условиях или из необычных положений, так же способствуют воспитанию ловкости.
Ловкость можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.
Составляющими специальной ловкости волейболиста является: координация движений — способность выполнять двигательные действия, соразмеряя их во времени, в пространстве и по условию (от координации движений зависят быстрота, точность и своевременность выполнения технического приема); быстрота и точность действий — от них зависит результативность всей игры (выполнить технический прием правильно, значит выполнить его быстро и точно); точность реакции на движущийся объект совершенствуется параллельно с развитием быстроты и зависит от подвижности нервных процессов; способность распределять и переключать внимание — функция, которая обеспечивается суммарной деятельностью анализаторов и подвижностью нервных процессов; устойчивость вестибулярных реакций — непременное условие проявления ловкости в игре, которая изобилует падениями, ускорениями, рывками, прыжками, внезапными остановками [3].
Составляющими ловкости волейболиста является:
- координация движений — способность выполнять двигательные действия, соразмеряя их во времени, в пространстве и по условию (от координации движений зависят быстрота, точность и своевременность выполнения технического приема);
- быстрота и точность действий — от них зависит результативность всей игры (выполнить технический прием правильно, значит выполнить его быстро и
точно); точность реакции на движущийся объект совершенствуется параллельно с развитием быстроты и зависит от подвижности нервных процессов;
- способность распределять и переключать внимание — функция, которая обеспечивается суммарной деятельностью анализаторов и подвижностью нервных процессов;
- устойчивость вестибулярных реакций — непременное условие проявления ловкости в игре, которая изобилует падениями, ускорениями, рывками, прыжками, внезапными остановками. Чрезмерное возбуждение вестибулярного аппарата (анализаторы) вызывает снижение работоспособности других (зрительного, кожного) что уменьшает точность движений, в результате чего появляются ошибки в техники и тактике игры.
Высокая подвижность нервных процессов при проявлении ловкости дает возможность волейболисту быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуациях, быстро переходить от одних действий к другим.
Уровень развития ловкости в значительной степени зависит от того, насколько развита у волейболиста способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела.
Существуют три формы проявления координационных способностей:
1. Характеризуется пространственной точностью и координированностью движений.
2. Пространственной точностью и координированностью движений в сжатые сроки.
3. Высшая степень ловкости - проявляется и в точности, и в координированности движений, осуществляемых в сжатые сроки в переменных условиях.
Координационные способности тесно связаны с умением владеть своим телом при падениях, перекатах, применяемых при приемах трудных мячей, а также при выполнении технических приемов в безопорном положении (при нападающих ударах, блокировании, передачи мяча в прыжке, подачи в прыжке). Любое движение, любой технический прием строится на основе старых координационных связей из знакомых волейболисту двигательных элементов. Поэтому способность быстро и точно овладеть новыми движениями во многом зависит от того, какой запас двигательных навыков уже накоплен игроком. В связи с этим основная задача тренировки по воспитанию ловкости заключается в накоплении запаса элементов движений и совершенствовании способности к их овладению в более сложных двигательных навыков.
Ловкость является в известной мере качеством врожденным, однако в процессе тренировки ее можно в значительной степени совершенствовать. В различные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей у юных волейболистов. Наиболее благоприятным периодом воспитания координационных способностей у юных волейболистов можно считать период от 10 до 14 лет, а в возрасте 15-16 лет их уровень развития приближается к показателям взрослого волейболиста. В период 10-14 лет уделить большое внимание для воспитания координационных способностей, которые создадут основу для успешного овладения сложными техническими приемами волейбола и тактическими действиями на последующих этапах многолетней спортивной тренировки юных
и /" ^ и V/ и /"
волейболистов. С этой целью на этапе начальной подготовки волейболистов могут быть использованы спортивные и подвижные игры, эстафеты, упражнения с мячами (волейбольными, теннисными, жонглирование), прыжки через скакалку, слаломный бег с ведением мяча рукой или ногой, бег с преодолением препятствий, гимнастические и акробатические упражнения.
В дальнейшем при воспитании ловкости должно быть определено место овладению новыми двигательными навыками, умениями, совершенствованию способности эффективно перестраивать двигательную деятельность при изменении обстановки. Поэтому на этом этапе подготовки воспитание ловкости предусматривает совершенствование способности юными волейболистами осваивать координационно сложные действия и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Основными особенностями упражнений, направленных на воспитание и совершенствование координационных способностей юных волейболистов, являются их новизна, сложность, не традиционность, возможность многообразных решений двигательных задач.
Для воспитания ловкости используют самые разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выходить из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых и быстрых действий. Основные упражнения волейбола, выполняемые в непривычных условиях или из необычных положений, так же способствуют воспитанию ловкости.
Железняк Ю.Д., Хаупшев М.Х. (2014) выделяют основные приемы, связанные с проявлением комплекса двигательно-координационных качеств при игре в волейбол: мышечная сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и др. При этом Фомин Е.В. (2015) отмечает что, значительное место в физической и технической подготовленности волейболистов занимает ловкость, которая обеспечивает степень соответствия движений функциональным возможностям физиологических систем организма. Ряд ученых отмечают, что для волейбола характерны незначительные вегетативные сдвиги, что связано с менее интенсивным перемещением игроков по площадке по сравнению с другими спортивными играми. В то же время движения волейболиста сложны в координационном отношении и требуют специфического развития скелетных мышц. Это создает предпосылки для нового подхода к реализации проблемы управления спортивной тренировкой на качественно новом уровне [2, 4].
Мы придерживаемся позиции, что в целях тренировки ловкости целесообразно применять упражнения, содержащие элементы новизны. Хорошо освоенные (привычные) двигательные действия в этом отношении оказываются малоэффективными. В качестве конкретных методических приемов Даценко С.С. (2016) рекомендуют применять упражнения с необычными исходными положениями, «зеркальное» их выполнение, изменять скорость и темп движений, варьировать пространственные границы, в которых выполняется упражнение, усложнять упражнения дополнительными движениями, изменять противодействия занимающихся в групповых или парных упражнениях [1].
По мнению Шулятьева В.М. (2012), с целью развития ловкости целесообразно воздействовать на отдельные факторы, определяющие успех в повышении уровня развития этого физического качества:
а) обогащение спортсменов новыми двигательными навыками и умениями;
б) быстрота ответа на внезапное изменение обстановки;
в) умение ориентироваться в пространстве и во времени;
г) умение уравновешивать свое тело в различных условиях;
д) прыгучесть и скорость выполнения движений и действий [5].
Мы придерживаемся мнения, что важность и необходимость накопления двигательного опыта вытекает из того значения, которое он имеет в построении нового движения. Существует связь ловкости с уровнем проявления скоростных качеств (быстротой реакции, скоростью движений и их максимальным темпом) и в связи с этим рекомендуем в интересах развития ловкости специально тренировать эти способности.
Ловкости движений в процессе выполнения пространственно-временных и пространственно-силовых действий имеет большое значение для тактико-технической подготовленности волейболистов.
Следовательно, формирование способности к изменению мышечного напряжения в процессе игровой деятельности является необходимым условием совершенствования различных проявлений ловкости.
Межман И.Ф. (2017) считает, что эффективным методом развития различных проявлений ловкости может быть модульное обучение, исходя из следующих посылов:
1. Модульное обучение организации учебно-тренировочного процесса представляет собой функциональную систему, в которой вся двигательная деятельность может быть условно разделена на различные подсистемы и в концентрированном виде представлена целостная совокупность элементов системы (проявлений ловкости), позволяющая эффективно совершенствовать техническое мастерство волейболистов с учетом уровня развития психофизических качеств, индивидуальных особенностей ведения игры.
2. Целенаправленное развитие ловкости как комплекса психических и двигательных способностей в условиях модульной организации занятий эффективно влияет на реализацию двигательного потенциала волейболистов в учебно-тренировочном и соревновательном процессе. Основные разновидности условий, в которых происходит психомоторная деятельность, легли в основу моделирования модульного обучения. При выборе тестов и модулей учитывалась не только степень их соответствия моделируемым условиям деятельности, но и сложность сенсорно-перцептивных и моторных (исполнительских) решений заданий.
Выделено три условных категории сложности действий: элементарные сенсорно-перцептивные и моторные, относительно сложные, повышенной сложности.
Первая категория - это составляли привычные, естественные движения -разновидности бега, прыжков, метаний, наклонов, простых реакций, нижних и верхних передач, разученных подач, ударов по неподвижному мячу и т.д.
Вторая - упражнения, доступные для выполнения в неизвестных или вероятностных ситуациях - бег с препятствиями, прыжки из необычных исходных положений, передачи мяча после поворотов и за голову, подачи на точность (направление и траектория), удары по подброшенному мячу, сложные виды реакций и т.д.
Третья категория сложности формировалась из двигательных заданий,
требующих согласованных действий занимающихся с мячом. Повышенная координационная сложность двигательных действий, которые сами по себе в обычных условиях не представляли особой трудности, обеспечивалась неожиданностью появления стимула, в связи с чем, волейболисты вынуждены выполнять действия без подготовки [3].
С целью воспитания ловкости можно использовать множество простых и сложных упражнений, отвечающих следующим общим принципам подбора таких упражнений:
1. Выполнение упражнений из необычных исходных положений:
- метание мяча в цель из стойки на коленях, из положения сидя;
- спрыгивание со скамейки с поворотом на 90, 180, 360.
2. Усложнение выполнения обычных упражнений:
- сгибание, разгибание и отведение рук, ног с предметом (палкой, мячом, лентой);
- прыжки в длину с места с мячом в руках;
- бег с препятствиями;
- ходьба и бег по рейке гимнастической скамейки, бревну, кубикам;
- ходьба, бег, прыжки с движениями рук, ног, туловища;
- одновременные поочередные одноименные и разноименные движения рук, ног и туловища без предметов и с предметами.
3. Зеркальное выполнение упражнений:
- обучающий, стоя лицом к детям, выполняет движения руками и ногами, туловищем, а дети копируют его движения, как в зеркале;
и и / V \ V / /" и \
- метание малых мячей не только правой (сильной), но и левой (слабой) рукой.
4. Изменение скорости или темпа движений:
- выполнение комбинаций упражнений на скамейке (бревне) вначале в медленном, а затем в быстром темпе;
- метание малых мячей в цель на скорость;
- быстрое выполнение упражнений утренней гимнастики и др.
5. Изменение пространственных границ, в пределах которых выполняется упражнение:
- выполнение движений рук, ног и туловища, стоя на рейке гимнастической скамейки, бревне, стуле, на кубике;
- уменьшение игрового поля в процессе подвижных игр и др.
6. Изменение способа выполнения упражнения: метание мяча одной
V / V V \ и
рукой (левой или правой), двумя руками вперед, назад, в сторону, стоя на одной ноге, на двух, с поворотом и без поворота туловища.
7. Усложнение упражнений за счет добавочных движений: прыжок со скамейки с поворотом направо (налево), с хлопком перед собой и др.
8. Выполнение простейших комбинаций без предварительной подготовки: комбинация из 4-5 упражнений вначале показывается, а затем дети должны всю комбинацию воспроизвести (руки вперед, вверх, в стороны — упор присев, встать, руки на пояс — наклоны вправо и влево — руки вниз, ходьба на месте).
9. Изменение противодействия упражняющихся (в подвижных играх): проведение игр с различными «противниками».
Согласно общим принципам, для развития специальной ловкости
волейболиста необходимо применять следующие упражнения:
1. Исходное положение сидя, бросить мяч в стенку и выполнить передачу после отскока.
2. Бросок мяча из-за спины в стойке и ловля его спереди.
3. Стоя на колене, бросить мяч в стенку и выполнить передачу после отскока.
4. Стоя лицом друг к другу, встречная прямая передача двух мячей одновременно.
5. Подбросить мяч вверх — прыжки через две скамейки — поймать мяч.
6. Подбрасывание мяча двумя руками вверх, перешагивая (или перепрыгивая) через скамейки.
7. Подбрасывание мяча вверх двумя руками, шагая по скамейкам и через них. Или то же самое, только запрыгивая на скамейки.
8. Исходное положение в наклоне, мяч в руках сзади. Подбросить мяч вверх — стойка — поймать мяч
9. Исходное положение основная стойка, мяч сзади; бросить мяч вверх -вперед — поймать мяч впереди себя.
10. Исходное положение основная стойка — подбросить мяч вверх — наклон вперед — стойка — поймать мяч.
11. Исходное положение основная стойка — подбросить мяч вверх — наклон — поймать мяч.
12. Исходное положение основная стойка — с мячом в руках перед грудью - подбросить мяч вверх — поймать мяч в прыжке.
13. Исходное положение основная стойка — подбросить мяч вверх — поворот на 3600— поймать мяч в прыжке.
14. Исходное положение в наклоне, одна рука с мячом сзади. Подбросить мяч вверх — поймать мяч другой рукой — наклон — бросок мяча — поймать мяч.
15. Согнуть ноги в коленях — бросок мяча под ногой — поймать мяч.
16. Исходное положение основная стойка — бросок мяча руками назад — поймать мяч за спиной.
17. Прыжки вперед с подбрасыванием и ловлей мяча в полете.
18. Исходное положение партнеры стоят на бревне (или скамейке). Передача мяча двумя руками партнеру.
19. Исходное положение партнеры сидят на бревне (или скамейке) лицом друг к другу. Передача мяча двумя руками.
20. Исходное положение стоя лицом друг к другу, встречная передача двух мячей с ударом об пол.
21. «А» лежа на животе, прогнувшись, передает мяч руками партнеру. «В», лежа на спине, принимает мяч и возвращает его обратно.
22. «А» держит в выпрямленных руках теннисные мячи. «А» выпускает их из рук, «В» должен поймать их в полете.
23. Исходное положение напротив друг друга, партнеры жонглируют теннисными мячами.
Эффективное управление многолетним процессом подготовки юных волейболистов невозможно без осуществления объективного разностороннего контроля за ходом его динамики [4].
Многие авторы сходятся во мнении, что необходимо постоянно контролировать свою работу. С помощью тестирования определять дает ли плоды проведенная работа. Главенствующую роль в работе с волейбольным резервом отводят измерению и оценке исполнения самих физических упражнений, особенно велико значение педагогического контроля на начальных этапах подготовки юных волейболистов.
Предлагается тренерам иметь досье на каждого игрока и команды в целом, в которое вносятся показатели тестирования. Анализ динамики показателей дает возможность оценить физическую подготовленность каждого волейболиста и команды в целом и получить насколько эффективны те средства и методы, которые применялись для воспитания физических качеств.
При проведении тестирования необходимо соблюдать следующие правила:
- к тестированию допускаются только здоровые волейболисты;
- тестирование проводится и оценивается одним и тем же тренером;
- условия выполнения тестов должны быть стандартными (в одно и то же время, только в помещении или на воздухе и обязательно после хорошей разминки);
- выбранные тесты должны быть постоянными на протяжении всего периода тестирования;
- тестирование проводить систематически.
Тесты должны:
- объективно отражать оцениваемые физические качества и способности волейболиста;
- быть постоянными и достаточно простыми в выполнении;
- не ставить перед волейболистом непривычных задач, вызывающих неблагоприятные реакции со стороны психики и функциональных систем;
- в сумме оценивать реакцию на тренирующие воздействия, полно характеризовать физическую подготовленность волейболиста.
- в ходе подготовки юных волейболистов каждый тренер должен точно представлять модель текущего состояния игрока и мысленно создать некоторую модель физической подготовленности на перспективу, а так же подбора средств и методов воспитания физических качеств для достижения планируемой модели.
Рассматривая средства и методы развития специальной ловкости у волейболистов мы выявили, что при воспитании этого физического качества следует постоянно переходить от простых упражнений к более сложным, осваивать упражнения в левую и правую стороны, усиливать противодействие занимающихся в парах и групповых упражнениях. Упражнения на ловкость требуют большого внимания, точности и быстроты движений. Поэтому целесообразно включать их в первую половину занятий, когда волейболист еще достаточно внимателен и собран. Ловкость помогает в овладении спортивной техникой и ее совершенствовании. Одним из перспективных направлений разработки эффективной методики развития ловкости у волейболистов является выбор средств и методов, соответствующих ее основным проявлениям.
Литература
1. Даценко С. С. [и др.]. Волейбол: теория и практика [Электронный ресурс] : учебник для высших учебных заведений физической культуры и спорта. Электрон. текстовые данные. М. : Издательство «Спорт», 2016. 456 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/43905.html.
2. Железняк Ю. Д., Хаупшев М. Х. Развитие точностных двигательных действий у юных волейболисток 13-16 лет с учетом индивидуальных особенностей // Теория и практика физ. культуры. М., 2014. № 7. С. 32—34.
3. Межман И. Ф. Научись играть в волейбол [Электронный ресурс]: учебное пособие. Электрон. текстовые данные. Самара : Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017. 335 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/75390.html.
4. Фомин Е. В., Булыкина Л. В. Волейбол. Начальное обучение [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые данные. М. : Издательство «Спорт», 2015. 88 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/43904.html.
5. Шулятьев В. М., Побыванец В. С. Волейбол [Электронный ресурс]: учебное пособие. Электрон. текстовые данные. М. : Российский университет дружбы народов, 2012. 204 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/22165.html.
References
1. Datsenko S.S. Volleyball: theory and practice [Electronic resource]: the textbook for higher educational institutions of physical culture and sport /S.S. Datsenko [etc.]. — Electron. text data. — M.: Sport publishing house, 2016. — 456 with. — 978-5-9906734-7-2. — Access mode: http://www. iprbookshop.ru/43905.html.
2. Zheleznyak Yu.D, Khaupshev M.Kh. The development of precision motor actions in young female volleyball players of 13-16 years of age, taking into account individual peculiarities //Theory and Practice nat. cutture. M, 2014. No. 7. P. 32-34.
3. Mezhman I.F. Learn to play volleyball [Electronic resource]: study guide / I.F. Mezhman. - Electron. text data. - Samara: Volga State University of Telecommunications and Informatics, 2017. - 335 p. - 2227-8397. - Access mode: http: //www. iprb o oksh op.ru/75390. html.
4. Fomin E. V. Volleyball. Primary education [Electronic resource] /E. V. Fomin, L. V. Bulykina. - Electron, text data. - M.: Sport publishing house, 2015. - 88 c. - 978-5-99065782-3. - Access mode: http://www.iprbookshop. ru/43904.html.
5. Shulyatyev V.M. Volleyball [Electronic resource]: a tutorial /V.M. Shulyaev, VS. Bystander - Electron. text data. - Moscow: Peoples' Friendship University of Russia, 2012. — 204p. - 978-5-209-04350-8. - Access mode: http://www.iprbookshop.ru/22165.html.