Научная статья на тему 'Роль медиаобразовательных технологий в развитии информационной компетентности школьников и студентов'

Роль медиаобразовательных технологий в развитии информационной компетентности школьников и студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАССМЕДИА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИЙНЫЕ ТЕКСТЫ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MASS MEDIA / MEDIA EDUCATION / MEDIA TEXTS / SYSTEM EDUCATION / CRITICAL THINKING / INFORMATIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михалкина Татьяна Николаевна

Доказывается актуальность медиаобразования в современном мире; особое внимание уделяется повышению качества подготовки будущих журналистов посредством интегрирования медиаобразова-тельных технологий в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Media Educational Technology in the Development of the Informational Competence among Schoolchildren and University Students

The article sunderscore the role and significance of media education in the modern world; necessity to increase the quality of education among prospective journalists by means of integrating media educational technologies into academic process is emphasized.

Текст научной работы на тему «Роль медиаобразовательных технологий в развитии информационной компетентности школьников и студентов»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

условия для подготовки детей с ограниченными возможностями к жизни в массовой школе — эти и другие проблемы требуют внимательного изучения и взвешенного решения. Следует учитывать и мнение родителей, которые по-разному относятся к интеграции, особенно в «вынужденном» ее варианте. Интересы школы и родителей совпадут в том случае, если будет обеспечен профессиональный и компетентный подход к решению вопросов интегрированного обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Малофеев, Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев,

Н. Д. Шматко // Дефектология. — 2008. — № 1. — С. 71—76.

2. Шипицына, Л. М. Экскурс в историю интеграции / Л. М. Шипицына // Специальная педагогика / под ред. М. Н. Назаровой. — М., 2000. — С. 355.

3. Ярская-Смирнова, Е. Р. Принцип инклюзивного образования и права инвалидов / Е. Р. Яр-ская-Смирнова // Материалы научно-практической конференции. — Воронеж, 2002. — С. 116—119.

Поступила 29.03.10.

РОЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ компетентности ШКОЛЬНИКОВ И студентов

Т. Н. Михалкина (Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарева)

Доказывается актуальность медиаобразования в современном мире; особое внимание уделяется повышению качества подготовки будущих журналистов посредством интегрирования медиаобразова-тельных технологий в учебный процесс.

Ключевыге слова: массмедиа; медиаобразование; медийные тексты; система образования; критическое мышление; информационная компетентность.

Современную жизнь невозможно представить без средств массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кинематографа, видео, компьютерных сетей и т. д.). Они создают вокруг каждого человека своеобразное информационное поле, под влиянием которого у него формируются моральные, социальные, художественные и интеллектуальные ценности. Воздействуя на зрение и слух, медийные тексты способны синтезировать в себе практически все накопленные человечеством способы общения.

Психологи утверждают, что ежедневно на жителей больших городов воздействуют более десяти тысяч видов различной информации: ценники в магазинах, дорожные знаки, мнения коллег и друзей и т. д. Наибольшее же влияние на человека оказывают сообщения, распространяемые СМИ, в особенности телевидением. В наш перенасыщенный различной информацией век от каждого требуется

умение выделять в ней правдивую и ложную. Это невозможно сделать, читая только одну газету или смотря единственный телеканал, — необходимо постоянное знакомство хотя бы с пятью-шестью СМИ [3]. Наряду с количественным показателем важен качественный — владение информационной компетентностью.

Информационная компетентность предполагает развитие таких качеств личности, которые выступают «результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности» [6]. К сожалению, по отношению к современному молодому поколению более справедливым является понятие «информационная некомпетент-

© Михалкина Т. Н., 2011

ность». Школьники и студенты все меньше читают газеты и журналы, отдавая предпочтение социальным сетям Интернета и компьютерным играм. Даже будущие медиаспециалисты — студенты специальности «Журналистика» — в большинстве своем не хотят формировать в себе привычку следить за новостями, интересоваться новыми тенденциями в мире массмедиа.

На отделении «Журналистика» филологического факультета Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева большое внимание уделяется анализу медийных текстов. Следует отметить, что из группы, как правило, лишь часть студентов могут самостоятельно ориентироваться в текстах, оценивать и анализировать их. Многие считают ненужным учиться навыкам критического анализа публикаций. Профессор А. В. Федоров объясняет это явление тем, что «на рубеже XXI века произошла окончательная переориентация молодежной аудитории от печатного текста к аудиовизуальному. Поэтому вопрос о необходимости и актуальности медиаобразования... уже принадлежит прошлому» [7, с. 7]. Тот же ученый в качестве приоритетных целей современной системы образования называет «использование средств массовой коммуникации и медиапедагогики для формирования умений ориентации в информационном поле, противостояния манипуляциям общественным сознанием, адаптации людей к новым социальным условиям жизни, для позитивного развития личности» [7, с. 8].

Термины «медиаобразование», «медиапедагогика», «медиаграмотность» стали употребляться в педагогике в 1970-е гг. (ранее использовались «кинообразование», «аудиовизуальная грамотность», «визуальная грамотность»). Во многих странах (в Канаде, Австралии, Великобритании, Франции и др.) существует сложившаяся система медиаобразования в средних и высших учебных заведениях. Еще в 1987 г. Совет Европы принял «Резолюцию по медиаобразованию и новым технологиям», где указывалось, что медиаобразование «должно

начинаться как можно раньше и продолжаться все школьные годы в качестве обязательного для изучения предмета» [4, с. 241].

Чтобы общество приобрело «статус» медиаграмотной аудитории, необходимо создать условия для получения соответствующих знаний на всех ступенях образования. С целью решения данной проблемы исследователями предлагается ввести в школьные учебные планы обязательную дисциплину «Медиакультура»; интегрировать медиаобразовательную тематику в любые учебные курсы — от литературы до физики; организовать кружки и факультативы, специальные курсы по основам журналистики в средних общеобразовательных учреждениях; проводить семинары, тренинги, круглые столы в средних специальных и высших учебных заведениях на тему «Роль медиаобразования в формировании информационной культуры личности»; открыть новую вузовскую специальность «Медиаобразование» [5].

На школьном уровне решение обозначенной проблемы видится в создании медиаклассов, во введении в программу курсов «Основы журналистики», «Медиа» в качестве факультативных предметов, включении медиаобразователь-ных тем в программы других дисциплин; в организации кружковой работы, школы юнкоров, клубов журналистики. Это позволит привлекать к обучению детей, которые проявляют творческую индивидуальность, начиная с младших классов средней школы.

В рамках школьных занятий представляется целесообразным проведение краткосрочных курсов «Основы журналистского творчества», кружка «Юный журналист» («Секреты журналистского мастерства»). На занятиях учащиеся познакомятся с особенностями журналистского творчества, примут участие в деловых играх, тренингах, круглых столах. Основное внимание учителя при этом должно быть обращено на формирование навыков литературного труда, работы с источниками информации, фиксации наблюдений, обобщений, оформления собранных материалов в медиатек-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

сты различных жанров. Школа юного журналиста — уникальная творческая лаборатория, позволяющая будущим абитуриентам максимально подготовиться к введению в профессию. Посещая подобные занятия, учащиеся приобретают профессиональные навыки создания различных текстов, учатся использовать журналистский инструментарий, знакомятся с проблематикой отечественных и зарубежных СМИ.

Российскими исследователями, и в частности А. В. Федоровым, признается, что в настоящее время «в развитии медиаобразования недостаточна роль факультетов журналистики, а также медиасообщества в целом. Слабо используются возможности дополнительного образования... Недостаточно осуществляется взаимодействие с уже существующими центрами и многочисленными экспериментальными площадками в области медиаобразования, не в полной мере используется потенциал преподавателей и исследователей ведущих факультетов» [9].

Соглашаясь с высказанным мнением, нельзя не отметить, что в последнее время ситуация меняется. Так, на базе кафедры теории и практики региональной журналистики филологического факультета Мордовского университета создана и реализуется программа «Медиаобразование». Разработана концепция по предоставлению новых образовательных услуг, в рамках которой организовывается центр «Малый журфак». Его основными целями являются повышение уровня медиаграмотности учащихся школ, средних специальных и высших учебных заведений, осуществление научно-методического и научно-технического обеспечения учебного процесса и подготовки специалистов высшей квалификации. Постоянно действующий научно-практический семинар «Актуальные проблемы современной региональной журналистики: теория и практика» для журналистов финно-угорских СМИ будет способствовать повышению их уровня профессиональной подготовки, совершенствованию деятельности СМИ, укреплению между-

народных связей. Для развития медиакультуры студентов планируется организовать Международную летнюю выездную школу журналистского мастерства, проводить краткосрочные курсы, кружки, научные конференции, круглые столы.

В образовательном процессе особое внимание уделяется формированию у будущих журналистов навыков критического анализа медиатекстов, выработке ими критериев оценки публикаций. На практических занятиях по курсам «Основы творческой деятельности журналиста», «Творческая индивидуальность журналиста», «Теория и практика литературно-художественной критики» применяется метод контент-анализа (анализа содержания источника). Он позволяет выделить главные новости не только в конкретном тексте, но и в газете (журнале) в целом. Подобные задания студенты-журналисты выполняют не только в аудитории, но и дома. Для этого необходимо время на чтение, анализ газет и журналов, просмотр информационных и информационно-аналитических телепередач. Чтение сопровождается непременным выявлением главных событий дня, недели, декады по версиям различных медиа, определением оценки в подаче информации, а также формулировкой проблем, поставленных в публикации, теле-или радиопередаче.

Повышения уровня медиаобразованности студентов можно добиться не только совершенствованием технологии образования, но и обоснованным и эффективным использованием имеющихся в распоряжении учебных заведений медиасредств, среди которых особую роль играют аудиовизуальные средства. Важны не количество и объем используемых средств, а их разумное применение в полном соответствии с решаемыми учебными, воспитательными, управленческими задачами [1].

Мировая практика показывает, что в условиях быстрого развития новых технологий устоявшаяся модель получения знаний устарела. Сегодняшнее поколение имеет возможность общения и получения знаний через средства массовой ком-

муникации. Главным образовательным ресурсом становятся способность к самостоятельному мышлению, пополнению знаний, готовность правильно передавать их, «превращать в новый тип знаний, умение ориентироваться в стремительном потоке поступающей информации» [2]. Стоит помнить, что восприятие медиаинформации без критического анализа и осмысления может привести к возможности манипулирования сознанием личности.

Таким образом, «современное медиаобразование обладает огромным потенциалом для формирования, воспитания и развития медиаграмотной аудитории» [8]. Включение в систему образования (как школьников, так и студентов) дополнительных дисциплин (в качестве факультативов или курсов по выбору), обеспеченных практикой в сочетании с теоретической базой, отвечает современным задачам гуманитарного образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адам, Д. А. От медиаобразования к медиакультуре студентов экономического университета [Электронный ресурс] / Д. А. Адам. — Режим доступа: http://www.usue.Ru/news_events/files/nich/ 2007/ со^671/аёат.

2. Бабанский, Ю. К. Педагогика : учеб. пособие для пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, Т. А. Ильина, Н. А. Сорокин. — М. : Просвещение, 1983. — 608 с.

3. Баканов, Р. П. Формирование у студентов — будущих медиаспециалистов навыков критического осмысления медиатекстов / Р. П. Баканов // Казанская школа связей с общественностью : сб. ст. — Казань, 2009. — С. 38—43.

4. Мижериков, В. А. Психолого-педагогиче-ский словарь для учителей и руководителей образовательных учреждений / В. А. Мижериков. — Ростов н/Д : Феникс, 1998. — 544 с.

5. Талалаева, Е. М. Роль СМИ в системе массового медиаобразования детей / Е. М. Талалаева // Журналистика и медиаобразование-2008 : сб. тр. III Междунар. науч.-практ. конф. — Белгород, 2008. — С. 283—289.

6. Тришина, С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс] / С. В. Тришина // Эйдос. — 2005. — 10 сент. — Режим доступа: http:// www.eidos.ru/journal/2005/0910-11 .htm.

7. Федоров, А. В. Медиаобразование в педагогических вузах / А. В. Федоров. — Таганрог : Изд-во Кучма Е. А., 2003. — 124 с.

8. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза / А. В. Федоров. — М. : Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. — 616 с.

9. Федоров, А. В. Современное медиаобразование во Франции и России (2000—2009 годы) [Электронный ресурс] / А. В. Федоров // Инновации в образовании. — Режим доступа: http:// edu.of.ru/mediaeducation/news.asp?ob_no=32087.

Поступила 19.11.10.

конструирование учебного процесса на основе технологического подхода

Т. А. Боровских (Московский педагогический государственный

университет)

Дается характеристика учебно-познавательной деятельности как системы. Раскрывается сущность конструирования учебного процесса для решения задачи индивидуализации обучения. Описываются условия, необходимые для формирования учебно-познавательной деятельности в единстве с развитием индивидуальности учащегося.

Ключевые слова: диагностирование; прогнозирование; моделирование; проектирование; программирование; планирование; диагностируемые цели и результаты обучения; обратная связь; информационное обеспечение.

Сегодня для эффективной организа- ной разработке методики преподавания

ции учебного процесса от учителя тре- своего предмета в соответствии с инди-

буется способность к самостоятельно- видуальными познавательными возмож-

му конструированию системы предмет- ностями учеников. Одну из возможноного обучения, гибкой дифференцирован- стей такого конструирования мы видим

© Боровских Т. А., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.