Научная статья на тему 'РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математика / математические задачи / финансовая грамотность школьников / направления формирования финансовой грамотности обучающихся средней школы / mathematics / mathematical problems / financial literacy of schoolchildren / directions for developing financial literacy of secondary school students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Прохорова Мария Петровна

Статья посвящена актуальным вопросам формирования финансовой грамотности у учащихся средней школы в рамках курса математики. Представлены особенности финансового обучения у обучающихся средней школы. Для решения задачи формирования финансовой грамотности обучающихся выделены различные педагогические подходы, имеющие свою направленность, свои достоинства и недостатки. Использование всех направлений и подходов, то есть комплексный метод обучения, даёт углублённое понимание основ финансовой грамотности и математики, а также повышает интерес к обучению. Комплексный метод обучения включает в себя интерактивные формы, или методы обучения (проектная деятельность, групповая деятельность, игровые формы, участие в вебинарах, работа с компьютером, обсуждения). Активное применение всех методов обучения в комплексе раскрывает потенциал ученика, способствует прочному усвоению материала, развитию интеллектуальной деятельности, и, в конечном итоге, повышению финансовой грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Прохорова Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to topical issues of developing financial literacy among secondary school students as part of a mathematics course. The features of financial education for secondary school students are presented. To solve the problem of developing financial literacy of students, various pedagogical approaches have been identified, which have their own focus, their own advantages and disadvantages. The use of all directions and approaches, that is, an integrated teaching method, provides an in-depth understanding of the basics of financial literacy and mathematics, and also increases interest in learning. A comprehensive teaching method includes interactive forms, or teaching methods (project activities, group activities, game forms, participation in webinars, working with a computer, discussions). The active use of all teaching methods in combination reveals the student’s potential, promotes solid mastery of the material, development of intellectual activity, and, ultimately, increased financial literacy.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

2. Вахрушева, И.А. Развитие познавательного интереса в процессе формирования математической направленности студентов технического вуза / И.А. Вахрушева // Перспективы развития науки и образования: сб. науч. тр. / под общ. ред.

A.B. Туголукова. -М., 2018. - С. 121-126

3. Вахрушева, И.А. Формирование математической направленности студентов технического вуза в условиях цифровой образовательной среды / И.А. Вахрушева // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 81-й международной научно-технической конференции. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск, гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2023. - С. 296.

4. Григоренко, Л.А. Актуализация мотивационного потенциала студентов как педагогическое условие формирования их познавательных потребностей в контексте цифровой образовательной среды технического вуза / Л.А. Григоренко, И.А. Вахрушева / Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 5. - С. 75.

5. Далингер,В.А. Методика обучения математике. Поисково-исследовательская деятельность учащихся: учебник и практикум для вузов / В.А. Далингер. - Москва: Юрайт, 2020. - 460 с.

6. Лешер, О.В. Использование информационных ресурсов при разработке цифровой образовательной среды вуза с целью развития познавательных потребностей студентов / О.В. Лешер, Л.А. Григоренко // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - 2022. - С. 396.

7. Муллер, О.Ю. Образование в условиях цифровизации / О.Ю. Муллер // Гуманитарно-педагогические исследования. - 2021. - Т.5. - № 2. - С. 6-9

8. Никулина, Т.В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т.В. Никулина,

B. Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2018. -№8.- С. 107-113

9. Петрова, Н.П. Цифровизация и цифровые технологии в образовании / Н.П. Петрова, Г.А. Бондарева // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - №5(78). - С. 353-355

10. Поспелов, М.В. Вопрос организации работы студентов технических вузов с учебным математическим текстом в условиях информатизации образования / М.В. Поспелов, М.С. Хозяинова // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. -2013. -№3,- С. 14-21

11. Постановление Правительства РФ № 2040 от 07.12.2020 г. «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74922819/ (дата обращения: 20.09.2023)

12. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения / В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Б.Ю. Бсенина, И.С. Сергеев. - М.: Изд-во «Перо», 2019. - 72 с.

13. Сафуанов, P.M. Цифровизация системы образования / P.M. Сафуанов, М.Ю. Лехмус, Г.А. Колганов // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. -2019. -№2(28). - С. 116-121

14. Сергеева, Б.В. Преподавание высшей математики в условиях дистанционного обучения / Б.В. Сергеева, И.А. Вахрушева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. - С. 242-245

15. Филатова, O.A. Модернизация образовательных технологий в условиях цифровизации образования / O.A. Филатова//Проблемы высшего образования. -2019. -№ 1. - С. 456-459

16. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2006. - 382 с.

Педагогика

УДК 377

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам формирования финансовой грамотности у учащихся средней школы в рамках курса математики. Представлены особенности финансового обучения у обучающихся средней школы. Для решения задачи формирования финансовой грамотности обучающихся выделены различные педагогические подходы, имеющие свою направленность, свои достоинства и недостатки. Использование всех направлений и подходов, то есть комплексный метод обучения, даёт углублённое понимание основ финансовой грамотности и математики, а также повышает интерес к обучению. Комплексный метод обучения включает в себя интерактивные формы, или методы обучения (проектная деятельность, групповая деятельность, игровые формы, участие в вебинарах, работа с компьютером, обсуждения). Активное применение всех методов обучения в комплексе раскрывает потенциал ученика, способствует прочному усвоению материала, развитию интеллектуальной деятельности, и, в конечном итоге, повышению финансовой грамотности.

Ключевые слова: математика, математические задачи, финансовая грамотность школьников, направления формирования финансовой грамотности обучающихся средней школы.

Annotation. The article is devoted to topical issues of developing financial literacy among secondary school students as part of a mathematics course. The features of financial education for secondary school students are presented. To solve the problem of developing financial literacy of students, various pedagogical approaches have been identified, which have their own focus, their own advantages and disadvantages. The use of all directions and approaches, that is, an integrated teaching method, provides an in-depth understanding of the basics of financial literacy and mathematics, and also increases interest in learning. A comprehensive teaching method includes interactive forms, or teaching methods (project activities, group activities, game forms, participation in webinars, working with a computer, discussions). The active use of all teaching methods in combination reveals the student's potential, promotes solid mastery of the material, development of intellectual activity, and, ultimately, increased financial literacy.

Key words: mathematics, mathematical problems, financial literacy of schoolchildren, directions for developing financial literacy of secondary school students.

Введение. Актуальность проблемы повышения финансовой грамотности населения набирает обороты в связи с развитием финансового рынка и цифровой трансформацией финансовых услуг. Также необходимость повышения финансовой грамотности населения связана с финансовой нестабильностью и демографическими изменениями, приводящими к изменениям в пенсионной, налоговой, законодательной системах.

В соответствии с общемировой практикой большое внимание уделяется финансовому просвещению детей и молодёжи, но до 2022 года в рамках дополнительного образования.

Согласно новым ФГОС на 2022 год формирование финансовой грамотности учащихся с 1-го по 9-й классы является обязательным, но не выделено в отдельный предмет, что требует нового подхода к преподаванию таких предметов, как «Математика» и «Окружающий мир» в начальных классах, предметов: «Обществознание», «Математика», «Информатика», «География» с 5-го по 9-ый классы. В этой связи следует рассмотреть возможности интеграции вопросов финансового просвещения молодежи в рамках курса математики.

Изложение основного материала статьи. Финансовые вопросы занимают огромное место в жизни человека, государства и всего человеческого сообщества. Сбережение и умножение, правильное расходование денежных средств в рамках нравственных и юридических норм и правил - основа финансовой грамотности человека.

Формирование финансовой грамотности человека - это и обучение и воспитание. Школа, с её образовательными и воспитательными функциями, играет в этом процессе важнейшую роль. Базовые предметы - математика, информатика, технология, обществознание, география, история, обозначенные в ФГОС-22 - могут внести большой вклад в формирование финансовой грамотности.

Математика - несомненно, прежде всего, счёт, и формирование финансовой грамотности невозможно без знания элементарной математики. Управление финансами - это также, прежде всего, счёт, сложные математические расчёты. Решение практико-ориентированных задач позволяет адаптировать теоретические основы школьного курса математики к реальным жизненным ситуациям, в которых финансовые вопросы играют важную роль. Эту взаимосвязь и актуальность математических знаний неоднократно отмечали сами учащиеся в процессе решения финансово-ориентированных задач. Содержание финансово-ориентированных задач несёт важную воспитательную нагрузку - информацию о семье и быте, труде и заработной плате, о профессии, об экономике и законах, регулирующих общественную жизнь.

Решение финансово-ориентированных задач на уроках математики в сочетании с финансовым просвещением позволяет повысить математическую компетентность, развивает умение применять математический подход в разных областях человеческой деятельности, увеличивает активность на уроках, усиливает познавательную мотивацию, повышает роль детей в семье, создаёт условия для правильного финансового поведения и повышает общую культуру.

Введение в учебные планы по математике финансово-ориентированных задач, со знакомыми реалиями из повседневной жизни, с реальными финансовыми фактами, с реальными статистическими цифрами помогает лучше понять предмет и не сделать ошибок на экзаменах.

В то же время, формирование финансовой грамотности на уроках математики невозможно без объяснения финансовых и правовых терминов, правил и норм, а также воспитательной компоненты, поэтому финансовое просвещение занимает много времени. Соответственно, формирование финансовой грамотности школьников сегодня невозможно представить без корреляции математики с другими предметами, в том числе гуманитарными. В этом суть современного инновационного образования, нацеленного на развитие всесторонне компетентной личности, обладающей знаниями и навыками для реализации во взрослой жизни.

В процессе внедрения финансово-ориентированных задач необходимо сформулировать задачи, которые были бы интересны, отражали знакомые реалии, могли быть решены несколькими способами, подразумевали получение новых знаний из нескольких областей (собственно математики, экономики, законодательства) и давали возможность обмена мнениями. При этом экономические задачи в рамках школьного обучения не должны быть громоздкими, что особенно трудно в свете поставленных дополнительных задач формирования финансовой грамотности.

Для эффективной работы по формированию финансовой грамотности школьников необходимо разработать систему финансового просвещения учащихся. Так как в одних школах есть предмет «Основы экономики», в других основы финансовой грамотности преподают в рамках внеурочной деятельности, то, с учётом этих особенностей, необходима разработка полного, последовательного курса основ финансовой грамотности от первого до девятого или одиннадцатого класса с распределением тематики и специфики по отдельным предметам. Необходима корреляция предметов для того, чтобы модули финансовой грамотности, интегрированные в основные предметы, рассматривались в различных аспектах -теоретических, глобальных, воспитательных, практических - и в результате получалось целостное восприятие и понимание.

Например, это может выглядеть так:

Урок обществознания Раздел «Семейная экономика» ТЕМА: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ Урок математики Рациональные уравнения ЗАДАЧИ НА СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Технология Раздел «Семейная экономика» | TIE MA: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СЕМЬЕ Урок математики Повторение пройденного ЗАДАЧИ НА НАЛОГИ, КРЕДИТЫ, ПРИБЫЛЬ

География Урок математики

ТЕМА: ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ РФ ЗАДАЧИ НА ВЫЧИСЛЕНИЕ ПРИРОСТА, УБЫЛИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНОВ РФ

Рисунок 1. Примеры корреляция уроков по изучаемым темам

Для школьников 8-х классов в качестве задач на альтернативную стоимость и скидки можно использовать следующие. Задача 1. В продаже имеются принтеры фирм «А», «Б» и «В». Покупатель предполагает распечатать 10 ООО страниц.

Марка принтера Стоимость принтера (руб.) Стоимость картриджа (руб.) Ресурс работы одного картриджа (страниц)

«А» 7090 900 1800

«Б» 11075 800 2100

«В» 8100 850 2000

Покупателю предложили купить дисконтную карту за 300 рублей, чтобы получить скидку в 15% на покупку картриджа марки «Б».

Вопросы:

1. Покупка принтера какой марки выгоднее?

2. Какой вариант покупки выгоднее с учётом дисконтной карты?

Задача 2. Розовый смартфон стоит на 300 рублей дороже синего. Во время распродажи синий смартфон подешевел на 10%, а розовый на 15%.

Вопрос:

Какой была первоначальная цена синего и розового смартфонов, если их общая стоимость во время распродажи составила 6745 рублей?

В числе задач на кредиты и займы возможно применять:

Задача 3. Предпринимателю пришлось срочно взять в микрофинансовой организации (МФО) 500 000 рублей под 0,6% в день. Через три дня он оформил кредит на 500 000 рублей на 1 год в банке под 18% и вернул МФО денежные средства с процентами.

Вопросы:

1. Какую сумму предприниматель вернул в МФО?

2. Каким будет годовой процент в МФО на данных условиях?

3. Какую сумму он вернёт в банк через год?

Задача 4. Сергей и Михаил сделали вклады в разных банках на 1 год. Сергей сделал вклад под 8,6% годовых с потерей процентов в случае досрочного закрытия счёта, Михаил - под 6,3% годовых с сохранением процентов в случае закрытия вклада. Через год они закрыли свои вклады и получили равные суммы денег.

Вопрос:

Какие суммы положил в банк каждый вкладчик, если общая сумма вкладов была равна 1 000 000 рублей?

Задача на доходы и налоги:

Задача 5. В 2021 году Андрей Яковлевич получил доход по основному месту работы (зарплата) в сумме 342 000 рублей. Подоходный налог (НДФЛ) в размере 13% с учётом необлагаемой налогом суммы 1400 рублей в месяц (вычет на ребёнка до 18 лет) удерживался по месту работы. Еще он выиграл в лотерею 12 000 рублей, заплатив подоходный налог при получении выигрыша. В том же году он заплатил за лечение 28 000 рублей и за обучение дочери в колледже 60 000 рублей. В 2022 году Андрей Яковлевич подал в налоговую инспекцию заявление на налоговый вычет в размере 13% от сумм, уплаченных за лечение и обучение дочери.

Примечание. Выигрыш в лотерею облагается подоходным налогом по ставке 13%, если выигрыш составил менее 5 000 000 рублей. При этом сумма выигрыша в 4 000 рублей налогом не облагается.

Вопросы:

1. Какую сумму удержали из зарплаты Андрея Яковлевича в качестве подоходного налога?

2. Какую сумму подоходного налога он заплатил с выигрыша?

3. Какую сумму налогового вычета начислили в налоговой инспекции?

Такой «сквозной» подход поможет учащимся понимать не только взаимосвязь математики и финансовой грамотности, но и взаимосвязь, практическую значимость всех изучаемых наук.

Такая разработка может быть в рамках одной школы, но только в данный переходный период. Для корреляции предметов и адаптации к новым условиям ФГОС потребуется время и разработка новых стандартов, учебных планов, учебников и задачников, интерактивных средств обучения, а также подготовка педагогов. В этом процессе должны принимать участие педагоги-практики

Выводы. Основные предметы, обозначенные в ФГОС-22, известны - это математика, информатика, технология, обществознание, география, история. Поэтому курс финансовой грамотности должен быть не только полным и последовательным, а ещё согласованным и сбалансированным - чтобы избежать лишних повторений или пропусков финансово-правовых тем в рамках разных предметов. Такой подход позволит не допускать нехватки времени для продуктивного изучения основного предмета.

Литература:

1. Алгебра. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. -М.: Вентана-Граф, 2019. -258 с.

2 Алмазова, Т.А. К вопросу о роли сюжетных задач с экономическим содержанием в формировании финансовой грамотности учащихся при изучении математики / Т.А. Алмазова, Н.В. Никаноркина //Современные проблемы науки и образования. - 2018. - №4. - [Электронный ресурс]. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27881 (Дата обращения 14.09.2023)

3. Винникова, И.С. Применение современных педагогических технологий при изучении основ финансовой грамотности в школе / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. -С. 90-93. EDN: APOFFF

4. Гузеев, В.В. Преподавание. От теории к мастерству / В.В. Гузеев. - М.: НИИ школьных технологий. - 2009. - 288 с.

4. Исследования НАФИ в области финансовой грамотности населения: сайт. - 2021. - URL: https://nafi.ru/analytics/75-podrostkov-khotyat-povyshat-svoyu-finansovuyu-gramotnost/ (Дата обращения 2.09.2023)

5. Кокина, А.О. Три важных компонента финансовой грамотности и их роль в повышении культуры финансового поведения молодёжи / А.О. Кокина // Электронный научный журнал SCIENCE TIME. - [Электронный ресурс]. - URL: https://nauchniestati.ru/jurnaly/mezhdunarodnyj-nauchnyj-zhurnal-science-time/ (Дата обращения 12.09.2023)

6. Левина, Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. Развитие интеллектуальной активности / Т.Ф. Левина. -СПб.: Нева. - 2005. - 146 с.

7. Мальцева, С.М. Обучение финансовой грамотности школьников: необходимость или причина появления людей, зависимых от денег / С.М. Мальцева, К.А. Ильина, O.A. Зиновьев, М.Н. Уракова // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2021. - Т. 10, № 2(35). - [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-

finansovoy-gramotnosti-shkolnikov-neobhodimost-ili-prichina-poyavleniya-lyudey-zavisimyh-ot-deneg/viewer (Дата обращения 12.09.2023)

8. Методические рекомендации для педагогов по использованию интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов при обучении финансовой грамотности (для слушателей программы повышения квалификации «Формирование финансовой грамотности с использованием интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов»), - [Электронный ресурс]. - URL: https://fmc.hse.ru/data/2020/07/15/1597297482.pdf (Дата обращения 12.09.2023)

9. Муравин, Г.К. Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по алгебре 8 класса / Г.К. Муравин. - М.: Дрофа. - 2017. - 38 с.

10. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко - М.: Народное образование. - 1998. -256 с.

11. Симакова Б.Ю. Механизмы реализации государственной политики в области повышения финансовой грамотности населения в России / Б.Ю. Симакова, О.В. Смирнова // Научно-практический журнал «Вестник Университета Российской академии образования». - 2020. - №2. - С. 97-105

Педагогика

УДК 377

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Сидоров Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию современных проблем подготовки управленческих кадров в образовании. Отмечается весомая роль института образования в покрытии спроса социально-экономических систем на управленческие кадры. Выявляется, что подготовка управленческих кадров в образовании осуществляется на базе программ магистратуры, в ходе освоения которых специалисты приобретают навыки анализа и блок организационно-управленческих компетенций. Определяются современные проблемы подготовки управленческих кадров в образовании, основанные на динамизме внешней и внутренней среды организации, необходимости актуализации программ подготовки, ограниченности кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов, непринятии инноваций и неоднородности опыта подготовки.

Ключевые слова: управленческие кадры, подготовка управленческих кадров, управление образованием, образовательные системы, программы магистратуры.

Annotation. The article is devoted to the study of modern problems of training managerial personnel in education. The significant role of the institute of education in covering the demand of socio-economic systems for managerial personnel is noted. It is revealed that the training of managerial personnel in education is carried out on the basis of master's degree programs, during the development of which specialists acquire analysis skills and a block of organizational and managerial competencies. The modern problems of training managerial personnel in education are determined, based on the dynamism of the external and internal environment of the organization, the need to update training programs, limited human, logistical and financial resources, non-acceptance of innovations and heterogeneity of training experience.

Key words: managerial personnel, training of managerial personnel, education management, educational systems, master's degree programs.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. В условиях реализации задач повышения качества образования вопросы развития напрямую связываются с решением проблемы кадрового обеспечения, в чем особая роль отводится подготовке управленческих кадров. Человеческие ресурсы, наряду с материально-техническими и финансовыми, образуют фундамент развития отечественной системы образования, формируя перспективные направления и точки прироста инновационного потенциала. Личностно-ориентированная парадигма управления, идущая в ногу с тенденциями гуманизации образования, определяет человеческие ресурсы в качестве глобальной ценности организации. Однако, чтобы человеческие ресурсы в полной мере могли реализовывать поставленные перед ними задачи, требуется решать вопрос эффективного управления образовательными системами, в чем особая роль отводится процессам подготовки управленческих кадров в образовании.

Актуальность исследования проблем подготовки управленческих кадров в образовании обуславливается тем, что только решая данные проблемы и устраняя возникающие в управлении образованием противоречия, институт образования как таковой встает на рельсы непрерывного развития. Процесс развития сопряжен с улучшением состояния образовательной системы, что основано на реализации государственной политики с учетом специфики конкретной образовательной организации. Фокусируясь на управленческих кадрах, отметим, что от степени их эффективности, уровня компетенций и опыта, а как следствие и готовности реализовывать поставленные стратегические задачи, напрямую зависит результативность реализуемых реформ модернизации. В связи с этим, выявление противоречий в подготовке управленческих кадров закладывается в основу улучшения образовательных программ и в долгосрочной перспективе формирует возможности развития организационных систем.

Цель исследования - охарактеризовать современное состояние и проблемы подготовки управленческих кадров в образовании.

Изложение основного материала статьи. В основу функционирования института образования, как и любой другой организации, закладываются кадровые ресурсы. Кадровые ресурсы - это специалисты по различным должностям и видам деятельности, за которым закрепляются определенные функции и задачи. С точки зрения менеджмента организации, под человеческими ресурсами также понимается система управления персоналом организации, которая ориентирована на подбор, найм, обучение, развитие, мотивацию, управление производительностью и другие специфические функции.

В конечном счете человеческие ресурсы становятся важным объектом управления поскольку в комплексе своих характеристик определяют, как верно замечают А.Л. Никишина и Е.М. Кесарева, кадровый потенциал. Фокусируясь на системе среднего профессионального образования, авторы отмечают, что кадры образовательной организации могут быть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.