Важно подчеркнуть, что представленная тематическая структура курса финансовой грамотности будет осваиваться с применением системы теоретического материала, тестирования, практико-ориентированных заданий, а также активной поисковой деятельности студентов в целях управления информацией и самоподготовки. Вместе с тем, предполагается реализация данного содержания электронного курса с упором на воспроизводство основ технологии укрупнения дидактических единиц - это позволяет сформировать автономность системы с переходом от более простых элементов учебного содержания к сложным. Результатом освоения каждого из модулей является набор определенных компетенций, строящихся исходя из сформированной единой рамки компетенций по финансовой грамотности, послужившей основой проектирования содержания электронного курса [2, 3].
Выводы. Таким образом, по результатам проведенной разработки тематической структуры факультативного электронного курса по повышению финансовой грамотности студентов СПО была теоретически обоснована возможность применения модульной технологии формирования составляющих финансовой грамотности, среди которых: личная финансово-бюджетная (планировочная) грамотность, финансово-трудовая и пенсионная грамотность, инвестиционно-сберегательная грамотность, кредитная грамотность, налоговая грамотность, страховая грамотность, предпринимательская грамотность. Кроме того, обоснована высокая актуальность использования факультативных электронных курсов в вопросах повышения уровня финансовой грамотности, складывающаяся из возможностей влияния на мотивацию и результаты образовательной подготовки.
Все это показывает высокую теоретическую значимость проведенного исследования. Перспектива развития заявленной темы строится на разработке профиля компетенций и модели образовательного курса, закладывающих в основу представленную тематическую структуру содержания.
Литература:
1. Алешугина, Е.А. Проектирование индивидуальных траекторий обучения с использованием онлайн-курсов / Е.А. Алешугина, О.И. Ваганова, М.М. Кутепов // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - №1 (26). - С. 185-187
2. Винникова, И.С. Применение информационных технологий при обучении финансовой грамотности студентов ВУЗА / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2018. - Т. 9. - № 6-2. - С. 11-14. EDN: YMRJEL
3. Единая рамка компетенций по финансовой грамотности для школьников и взрослых: сайт. - 2022. - URL: https://моифинансы.рф/materials/edinaya-ramka-kompetencij-po-finansovoj-gramotnosti-dlya-shkolnikov-i-vzroslyh/ (дата обращения: 10.11.2022).
4. Лукьянова, Н.Ю. Инновационный подход к повышению финансовой грамотности студентов неэкономических специальностей вузов / Н.Ю. Лукьянова, Н.А. Зонин, И.В. Щепкова, М.О. Тищук // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2020. - №1. - С. 107-118
5. Осташевский, С.М. Финансовая грамотность и пути ее повышения как актуальная проблема профессионального образования / С.М. Осташевский, В.С. Петрова // Инновационное развитие профессионального образования. - 2021. - №3 (31). - С. 86-90
6. Румянцева, Е.Е. Повышение финансовой грамотности средствами курса «Нравственная экономика» / Е.Е. Румянцева // Народное образование. - 2011. - №8. - С. 75-81
7. Самерханова, Э.К. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза / Э.К. Самерханова, М.А. Балакин // Вестник Мининского университета. - 2020. - №2. - Том 8. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-4. (дата обращения 15.11.22). DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-4/
8. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы: сайт - 2022. - URL: https://моифинансы.рф/razdel-strategiya/ (дата обращения: 13.11.2022).
9. Финансовая грамотность россиян растет последние 4 года на фоне социально-экономических вызовов: сайт - 2022. - URL: https://nafi.ru/analytics/finansovaya-gramotnost-rossiyan-rastet-poslednie-4-goda-na-fone-sotsialno-ekonomicheskikh-vyzovov/#:~:text=По%20состоянию%20на%20начало%202022,грамотности%20стабильно%20демонстрируют%2010%25%20 россиян. (дата обращения: 08.11.2022).
10. Шамов, А.Н. Особенности профессиональной деятельности преподавателя иностранных языков в вузе / А.Н. Шамов, О.М. Ким // Вестник Мининского университета. - 2020. - №2. - Том 8. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-5. (дата обращения 15.11.22). DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-5
Педагогика
УДК 377
кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Таурова Дарья Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ
ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В настоящее время возрастает популярность цифровых технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. Развитие цифровых технологий также диктует новые требования, связанные с необходимостью цифровизации образовательного процесса. При преподавании в школе финансовой грамотности, использование цифровых технологий является одним из перспективных направлений повышения финансовой грамотности. В данной статье были проанализированы проблемы финансовой грамотности граждан РФ. Была приведена статистика уровня финансовой грамотности населения и выявлены основные причины возникновения финансовой безграмотности. Кроме того были раскрыты особенности применения цифровых технологий в преподавании финансовой грамотности для учащихся средней школы. Целью исследования является анализ актуальных цифровых технологий обучения, которые могут быть применимы на занятиях финансовой грамотности в средней школе.
Ключевые слова: финансовая грамотность, цифровые технологии, цифровизация, средняя школа, методические подходы.
Annotation. Currently, the popularity of digital technologies in all spheres of human life is growing. The development of digital technologies also dictates new requirements related to the need to digitalize the educational process. When teaching at a school of financial literacy, the use of digital technologies is one of the promising areas for improving financial literacy. In this article, the problems of financial literacy of citizens of the Russian Federation were analyzed. The statistics of the level of financial literacy of the population was given and the main causes of financial illiteracy were identified. In addition, the features of the use of digital technologies in teaching financial literacy for secondary school students were revealed. The purpose of the study is to analyze current digital learning technologies that can be applied in financial literacy classes in high school.
Key words: financial literacy, digital technologies, digitalization, secondary school, methodological approaches.
Введение. На данном этапе развития общества происходит трансформация образования, связная в первую очередь с развитием цифровых технологий, под влиянием которых происходят коренные изменения. К основным факторам цифровизации можно отнести переход человечества к сетевому и информационному типу общества. Данное общество в первую очередь характеризуется изменением технологических укладов. Вследствие этого цифровизация проникает во все сферы деятельности человека, в том числе и в образование.
Вопрос финансовой грамотности населения является в настоящий момент актуальным, именно поэтому возникает необходимость её повышения посредством разработки проектов и применения современных технологий. В настоящий момент в Российской Федерации действует проект по повышению финансовой грамотности, охватывающий различные целевые аудитории населения, которые учитывают возрастную, образовательную, географическую и социальную специфику. Повышения финансовой грамотности учащихся средней школы во многом зависит от качества применения цифровых технологий в образовательном процессе, именно поэтому важным является рассмотрение особенностей цифровых технологий, перспективных направлений их использования.
Целью данного исследования является выявление особенностей применения цифровых технологий в преподавании финансовой грамотности учащимся средней школы. В соответствии с целью, необходимым является:
1. Обоснование значимости финансовой грамотности.
2. Анализ статистики уровня финансовой грамотности населения.
3. Рассмотрение основных проектов, направленных на повышение финансовой грамотности.
4. Анализ особенностей применения цифровых технологий на занятиях по финансовой грамотности в средней школе.
Изложение основного материала статьи. Финансовая грамотность - это тот уровень знаний и навыков в сфере
финансов, который позволяет грамотно оценить ситуацию на финансовом рынке и на основе анализа принимать обоснованные решения.
Так как уровень финансовая грамотность напрямую влияет на фактор развития экономики страны, государство заинтересовано в создании программ, направленных на повышение финансовой грамотности населения. Несмотря на это, уровень финансовой грамотности в стране всё является низким. Однако стоит отметить положительную динамику, связанную с тем, что с каждым годом всё большее количество россиян пользуются финансовыми услугами, которые видоизменяются с развитием цифровых технологий [1].
Институтом фонда «Общественного мнения» по заказу Центрально Банка РФ были произведены замеры объективного уровня финансовой грамотности населения. В исследовании приняли участие различные категории граждан, как взрослое население, так и молодежь в возрасте от 14 до 22 лет. Общее число опрошенных достигло более четырех тысяч человек, исследование проводилось в 307 городах России, также были задействованы практически все сельские населенные пункты.
Измерения проводились на основе измерения индексов по следующим признакам финансовой грамотности:
1. Финансовые знания.
2. Финансовое поведение.
3. Финансовые установки.
Следует отметить взаимосвязь финансовых знаний, поведения и установок. Финансовое поведение формируется исходя из тех знаний, которыми обладает человек, полученных в процессе социализации. Помимо этого знания приобретаются исходя из того, какую роль занимает человек в обществе и насколько самостоятельными являются его решения. Финансовые установки предполагают формирование определенных финансовых правил человека на основе ранее полученной финансовой практики. То есть от того насколько человек погружен в механизм работы финансовой сферы, зависит появление у человека финансовых установок, особых правил при его участии в финансовых отношениях [3].
Согласно исследованию фонда «Общественное мнение», которое проводилось в три этапа - 2017, 2018, 2020 году, индекс уровня финансовой грамотности населения увеличился с 52 до 54 (таблица 1).
Таблица 1
Изменение индекса финансовой грамотности населения 2017-2020 год
Индекс 2017 2018 2020
Финансовые знания 54 53 54
Финансовое поведение 50 52 54
Финансовые установки 52 53 52
Итоговое значение индекса 52 53 54
Среди категории граждан от 14 до 22 лет итоговый индекс по трем показателям увеличился с 55 до 57 баллов (таблица 2).
Таблица 2
Изменение индекса финансовой грамотности молодежи на 2017-2020 год
Индекс 2017 2018 2020
Финансовые знания 68 67 67
Финансовое поведение 44 45 49
Финансовые установки 52 53 52
Итоговое значение индекса 51 52 52
Исходя из данных, можно сказать, что значительное изменение индекса связано со сменой гражданами финансовых установок.
Повышение финансовой грамотности молодежи связано с внедрением стратегии повышения финансовой грамотности на 2017-2023 гг. Данная программа охватывает различные категории граждан. В сфере образования данная стратегия нацелена на формирование «новых» образовательных результатов. Сейчас федеральный государственный образовательный стандарт включает особые требования к образовательным результатам начального общего и основного общего образования по основам финансовой грамотности. В нем прописаны содержание блоков по финансовой грамотности, а также уровни форсированности компетенций - базовый и продвинутый [7].
В реестре основных общеобразовательных программ выложены следующие программы, которые могут быть применены образовательными учреждениями в образовательном процессе:
1. Примерная образовательная программа по «Финансовой грамотности. Цифровой мир», предназначенная для уровня среднего общего образования.
2. Учебная программа по финансовой грамотности «Финансовая грамотность. Современный мир» для основного общего образования [4].
3. Рабочая программа, реализуемая в 5-7 классах, а именно курс «Общественно-научные предметы. Финансовая грамотность. 5-7 классы».
Преподавание финансовой грамотности в учреждениях общего образования осуществляется с помощью внедрения в образовательный процесс отдельных учебных курсов, освещение вопросов финансовой грамотности в рамках других учебных предметов, а также в качестве внеурочной деятельности. Основным способом реализации программы финансовой грамотности в рамках среднего общего образования является интеграция с другими предметами (рисунок 1).
Рисунок 1. Способы обучения финансовой грамотности в учреждения общего образования
Для более эффективного усвоения программы по финансовой грамотности и в рамках реализации стратегии, стоит отметить большую роль цифровизации в системе образования. Под цифровизацией понимается использование различных программ и цифровых ресурсов в электронном формате, как в образовательной организации, так и за ее пределами.
Применение цифровых технологий в области образования стало активно применяться с 2020 года, когда вся страна была вынуждена перенести образовательный процесс в дистанционный формат.
Преимуществом внедрения цифровизации в процесс обучения являются:
1. Предоставление доступа к большому количеству новой информации.
2. Упрощение процесса организации образования.
3. Возможность гибридного и смешанного обучения.
4. Индивидуализация процесса обучения.
5. Возможность быстрого сбора информации и интерпретации ее результатов.
6. Отработка новых навыков в виртуальной среде.
Проведение процесса обучения с применением цифровых технологий может быть весьма разнообразным. Самым популярным способом является составление и внедрение в процесс обучения цифровых курсов по финансовой грамотности [2]. Так как этот способ является одним из самых популярных, на данный момент существует большое число цифровых площадок, направленных на создание данных курсов:
- МООК;
- Stepik;
- Лекториум;
- Универсариум и др.
Преимуществом создания курсов по финансовой грамотности несомненно является способность обучающихся в ходе их прохождения организовывать собственное время. Для преподавателей же предоставляется возможность в более интересной и понятной форме предоставлять необходимую информацию. Цифровые площадки позволяют создавать курсы не только с презентацией, но и в виде разнообразных игр и видеоматериалов. Все это позволит быстро и понятно объяснить необходимую информацию, а игровой формат позволит учащимся быстро понять ее и применять на практике.
Кроме авторских курсов, преподаватели могут использовать материалы других преподавателей, а так же ВУЗов и различных организаций, т.к. большинство подобных курсов предоставляются в свободном доступе и являются совершенно бесплатными. Например, курс «Финграмотность: учимся управлять бюджетом» партнером по созданию которого является
УБРиР (Уральский Банк Реконструкции и Развития). Данный курс подойдет для учащихся средней школы и поможет защититься от мошенничества, контролировать доходы и расходы, получить базовые навыки по инвестированию и т.д.
Цифровизация для организации обучения финансовой грамотности учащихся средней школы может применяться в виде игр на цифровых площадках. Одну из таких площадок разработал ЦБ РФ. Дол игра - проект, целью которого является повышение уровня финансовой грамотности у школьников. Стоит отметить, что данный проект направлен в большей степени на преподавателей, т.к. носит в себе рекомендации по проведению занятий по финансовой грамотности, но за успешное прохождение данных игр и усвоение полученных знаний, учащиеся могут получить сертификаты ЦБ РФ, что будет стимулом для дальнейшего изучения дисциплины.
Дол игра представляет собой платформу на которой было разработано 6 игр по финансовой грамотности для школьников всех возрастов. Данные игры имеют определенную возрастную аудиторию, тем самым учитывая ее специфику. Каждую игру можно провести в учебной аудитории как в онлайн, так и в офлайн формате, в зависимости от удобства преподавателя и соответствующей аудитории. Стоит отметить, что продолжительность игр предполагает их проведение как в течение одного занятия (45 минут), так и в течение двух (до 90 минут в общей сложности).
Кроме игр, платформа предполагает серию вебинаров по финансовой грамотности как для учащихся, так и для преподавателей.
Одной из новых ступеней цифровизации в системе образования становятся технологии виртуальной и дополнительной реальности. Они позволяют более детально погрузиться к практической части изучения определенного материала. Данные технологии можно использовать при обучении финансовой грамотности для учащихся средней школы.
VR- квест по финансовой грамотности - проект Московского колледжа бизнес-проектов. Действия в данном квесте происходят на специализированной площадке Unity с использование шлема виртуальной реальности. В ходе обучения, учащиеся должны пройти шесть специализированных комнат в каждой из которых смоделированы различные ситуации, решение которых требует от участников определенных знаний по финансовой грамотности. При наиболее верных ответах, ученики получают монеты, которые могут использовать в качестве личных финансов. В игре так же предусмотрены различные покупки и инвестирования, что позволит пользователям правильно вести личный бюджет.
VR-квест является практической стороной обучения финансовой грамотности, который требует необходимый теоретический материал. Занятия с применением виртуальной реальности могут осуществляться в различных образовательных организациях, в том числе и школах, т.к. VR-квест можно запрограммировать под определенный уровень знаний. Но стоит отметить, что данная технология в обязательном порядке требует определенного технического оснащения. В данном случае, это компьютер и очки виртуальной реальности. Последнее устройство можно заменить на более профессиональный компьютер и звуковое оснащение, а так же проектор, которые будут способны осуществить применение технологии виртуальной реальности без полного погружения в нее.
Выводы. Расширение спектра цифровых финансовых платформ дает стимул для более подробного изучения этой сферы жизни людей [5]. В частности позволяет улучшить финансовую грамотность и навыки использования информационными и цифровыми ресурсами. Обучение финансовой грамотности с школьного периода позволяет уже к более взрослому возрасту сформировать личность, которая будет правильно распоряжаться своими финансами.
Применение цифровизации в процессе обучения финансовой грамотности школьников позволяет наиболее эффективно обеспечить получение знаний, а использование таких технологий обеспечит так же получение навыков использовать разнообразные информационные технологии. Кроме всего вышесказанного, цифровые технологии могут обеспечить как получение теоретического материала, так и применение его на практике. Сделать это можно как в игровой форме, которая транслирует реальные ситуации использования финансов, так и с помощью полного погружения в виртуальное пространство и уже за счет этого использовать теоретические знания по финансовой грамотности.
Литература:
1. Белокрылова, О.С. Финансовая грамотность в мире цифровой экономики (региональный аспект) / О.С. Белокрылова, В.П. Кузнецова, Л.П. Вардомацкая // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. -
2021. - № 1. - С. 102-107
2. Винникова, И.С. Цифровые технологии при повышении финансовой грамотности современной молодёжи / И.С. Винникова, П.М. Видяйкина, Д.А. Таурова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-3. - С. 100-103
3. Винникова, И.С. Проблемы формирования финансовой грамотности в России / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова, Е.С. Мухина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64-3. - С. 59-62
4. Курмашева, А.Р. Интеграция тем финансовой грамотности в курс «Обществознание» в основной и средней школе / А.Р. Курмашева // Научно-методический электронный журнал Калининградский вестник образования. - 2020. - № 1(5). -С. 55-60
5. Лебедева, О.В. Электронная информационная образовательная среда и современный студент / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №4. DOI: 10.26795/2307-1281-2021-9-4-11.
6. Разумовская, Е.А. Пользовательская активность в цифровой финансовой сфере как фактор повышения уровня финансовой грамотности россиян / Е.А. Разумовская // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. -
2022. - № 3. - С. 28-31
7. Щенина, О.Г. Трансформация российского образования: на пути к новой грамотности / О.Г. Щенина // Россия реформирующаяся. - 2022. - № 20. - С. 176-199