Научная статья на тему 'Роль малых и средних фирм в реструктуризации машиностроения'

Роль малых и средних фирм в реструктуризации машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / АУДИТ / AUDIT / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров А.Б.

В статье рассматривается малый и средний бизнес как социально-экономический институт, являющийся важным фактором конкурентоспособности национальной и региональной экономики и, в частности, машиностроения. Автор показывает преимущества малого и среднего бизнеса, рассматривает основные формы его сотрудничества с крупными предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of small and medium companies in restructurization of machinery manufacturing

The article reviews small and medium business as social and economic institute which is an important factor of competitiveness of national and regional economy, and particularly, machinery manufacturing. The author shows the advantages of small and medium business, reviews its basic forms of cooperation with big companies.

Текст научной работы на тему «Роль малых и средних фирм в реструктуризации машиностроения»

потребителям. Визуально определить разрыв трубы под землей, а также в труднодоступных местах бывает очень трудно. Космические технологии, радиолокационные средства, спектральный анализ позволяют на глубине залегания труб определить не только место разрыва, но и тип вещества, попадающего в землю.

Современные космические технологии позволяют заблаговременно (не за минуты, а за период от 3 до 20 дней) вычислить сильнейшие (с магнитудой более 7) землетрясения и цунами, выявить источники и причины загрязнения прибрежных акваторий морей и океанов, решить еще многие и многие общественно значимые задачи и проблемы. Развитие и наращивание космических исследований должно не только носить познавательный характер, но и быть востребовано как бизнесом, так и государством, которое обязано создать условия и выработать систему мер по поддержке освоения космоса и формированию заинтересованности в результатах его исследования. В настоящее время, по свидетельству В. Бондура,

наша страна является мировым лидером в области ^

разработки физических основ дистанционного зон- ^

дирования Земли; методов аэрокосмического мони- ™

торинга и обработки аэрокосмической информации. <

Крайне важно не утратить эти позиции. к

Несомненно, однако, что изучение и освоение космоса должно оставаться одним из наиболее значи- ^ мых национальных приоритетов. Оно как локомотив ¡^ «потянет» за собой модернизацию и инновационное ^ развитие страны, будет умножать потенциал экономи- ^ ки, создавать условия для укрепления национального ^ престижа и безопасности страны, для повышения ° уровня и улучшения качества жизни людей.

Литература ^

1. 100 человек, которые изменили ход истории: Юрий Га- о гарин. 2008. № 16. ^

2. Чуйков А. Как из космоса разглядеть золото в тайге // ^ Аргументы недели. 2011. № 5. 10 февр.

Роль малых и средних фирм в реструктуризации машиностроения

Role of small and medium companies in restructurization of machinery manufacturing

УДК 334.7

Петров Александр Борисович

генеральный директор ЗАО «Агротехмаш» (Санкт-Петербург), кандидат экономических наук

197046, Санкт-Петербург, Каменноостров-ский пр., д. 11

Petrov Aleksandr Borisovich

197046, Saint-Petersburg, Kamennoostrovskiy pr., 11

В статье рассматривается малый и средний бизнес как социально-экономический институт, являющийся важным фактором конкурентоспособности национальной и региональной экономики и, в частности, машиностроения. Автор показывает преимущества малого и среднего бизнеса, рассматривает основные формы его сотрудничества с крупными предприятиями.

The article reviews small and medium business as social and economic institute which is an important factor of competitiveness of national and regional economy, and particularly, machinery manufacturing. The author shows the advantages of small and medium business, reviews its basic forms of cooperation with big companies.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, аудит, конкурентоспособность, экономический рост, сотрудничество

Keywords: small and medium business, audit, competitiveness, economic growth, cooperation

Программа модернизации российской экономики на 2011-2020 гг. предусматривает увеличение доли малого бизнеса в российском ВВП с 10-15 до 40-50%. Однако эта задача не может быть решена с помощью льгот малым предприятиям в традиционных для них отраслях — торговле, сфере услуг, АПК и т. д. В развитых зарубежных странах малые предприятия заняты также специализированным производством деталей, узлов и услуг для крупных компаний, прежде всего в машиностроении.

Малые и средние предприятия (МСП) не способны осуществить полный научно-производственный цикл и предложить для коммерческой реализации законченный проект — технический комплекс, включающий новый конкурентоспособный товар, испытанную технологию его производства, защищенную патентами и содержащую ноу-хау, комплексы оборудования с монтажом и сдачей соответствующих сооружений «под ключ», авторский надзор, обучение кадров заказчика, консультации и другие технические услуги. Большинство попыток российских МСП получить бюджетный долгосрочный банковский или иностранный кредит под разработки, не гарантирующие коммерционали-зацию всего научно-технического комплекса, были неудачны. В последние годы цена кредита (13-20% годовых) намного превысила их рентабельность. Лишь иностранные фирмы скупают за бесценок «сырые» разработки МСП, не прошедшие опытную проверку и патентование.

life

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ . N 4 (66) 2010

^ В то же время прямое поглощение МСП дает все

^ меньший экономический эффект крупным компаниям.

™ Машиностроительные концерны стараются восполнить

< недостаточную гибкость и мобильность своей деятель-к ности, развивая кооперацию с МСП. Ужесточение ^ конкуренции побуждает МСП использовать и дости-^ жения, и возможности консолидированных структур. ^ Оба сектора экономики сближаются друг с другом ° и образуют единую инновационную систему.

к Так, японские корпорации «Тойота», «Ниссан» и «Хон-

^ да» еще в 1980-х гг установили устойчивую кооперацию

° с 92 фирмами-спутниками, из которых 35 самостоя-

^ тельно котировались на фондовой бирже, хотя имели

< общий с принципалом стратегический план. Они не ^ принадлежат холдинговой компании на правах собст-^ венности, но ее центр определяет номенклатуру их 5 продукции, объем производства, требования к качеству, базовые технологии и т. д., организуя стратеги-

2 ческое, прежде всего финансовое, но не оперативное

СО п

управление ресурсами. В интегрированной структуре обработка предметов труда ведется в основном на средних предприятиях, координируемых из единого центра.

Современная машиностроительная корпорация выступает как центр притяжения тысяч МСП, формально самостоятельных, но связанных с корпорацией долгосрочными контрактами. Так, «Катерпиллер», «Джон Дир» и другие компании транспортного и тракторного машиностроения имеют такие договора с 5-6 тыс. заводов. Технологическая самодостаточность бизнеса уступает место технологической взаимозависимости как средству разделения растущих издержек и риска нововведений, а также объединения знаний многих предпринимателей при разработке новой продукции.

Важное значение для развития малого бизнеса имеет смена ориентиров антимонопольной политики. Новое законодательство не противодействует консолидации капиталов и созданию альянсов, способных конкурировать на глобальном рынке, если они сотрудничают с антимонопольными органами, средним и малым бизнесом, не повышают цены на свою продукцию.

В конкретных исследованиях показано, что сотрудничество на основе кооперации и координации с МСП обычно более продуктивно и эффективно, чем их поглощение [1]. Новое разделение труда на базе интеграции МСП в сетевые структуры ведет к важным социальным изменениям [2], снижает технологический и инвестиционный риск [3]. «Невидимая рука» рынка уже не может управлять этими изменениями без помощи государства и некоммерческих ассоциаций бизнеса [4]. Исследованы ценовые условия внутрифирменных взаимодействий [5] и формирование бизнес-коммуникаций в сетевой системе [6].

В Гражданском кодексе РФ пока еще нет общего определения механизма интеграции крупных компаний с МСП, ее организационно-правовых форм, методов независимой оценки рыночной стоимости активов, обеспечивающих соблюдение интересов собственников, кредиторов и инвесторов.

К основным формам сотрудничества малого, среднего и крупного бизнеса относятся аутсорсинг, предпринимательские сети, франчайзинг, государственно-частное инвестиционное партнерство, система заказов государственных корпораций, венчурное финансирование.

Важную роль в интеграции крупного и малого бизнеса должен играть технологический аудит, в ходе

24

которого определяется, можно ли использовать при радикальных нововведениях имеющееся оборудование и какие заказы нужно сделать для реализации проекта. Этот аудит проводится в два этапа. На первом оцениваются производственные мощности заказчика, затем по итогам этой оценки разрабатывается оптимальная технологическая цепь, которая воплощается в систему контрактов. Комплексное технологическое решение включает все стадии жизненного цикла товара: разработку решения, его реализацию, сопровождение на протяжении всего цикла производства и утилизацию. Для машиностроительных заводов это особенно актуально, поскольку приходится от массового и крупносерийного производства переходить к мелкосерийному, что влечет за собой изменение всех транспортных потоков, технологических маршрутов и т. д. По технологии, предназначенной для массового производства, нельзя выпускать штучные изделия или малые серии для различных групп потребителей.

Аудит показывает необходимость реорганизации производства, обосновывает ее рыночные преимущества, минимизирует риски, а главное — предлагает комплексное решение на базе заказов на дополнительные разработки, оборудование, оснастку, утилизацию техники.

Для стран ОЕСР характерен быстрый рост числа МСП, увеличение их доли в общей занятости и объеме производства, в том числе в отраслях высокой технологии. Эффективное сотрудничество специализированных компаний различных отраслей позволило сократить расходы. При этом глобальная межфирменная кооперация не ограничивается обменом информацией, совместным производством и маркетингом продукции, а включает проведение совместных НИОКР.

Комплексные нововведения требуют крупных ресурсов, которые есть только у крупных компаний. Однако МСП часто проявляют большее желание взять на себя риск, быстрее и результативнее использовать ресурсы. Многие из них гораздо эффективнее, чем крупные компании, используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры специалистов, вносят вклад в технологическое обновление машиностроения. Их комплектующие изделия относительно дешевы благодаря сокращению накладных и прямых издержек производства за счет узкой специализации и крупносерийного производства.

Увеличению рентабельности способствует и более высокая (примерно в 2-2,5 раза), чем у концернов, оборачиваемость капитала. К преимуществам МСП относятся также более гибкая реакция на изменение рыночной конъюнктуры, знание клиентуры, близость к местным рынкам. Собственник МСП часто является одновременно и его руководителем, конечные результаты в большей степени зависят от его непосредственных усилий. На крупных заводах от работника требуется выполнение строго определенной функции, а оплата мало связана с индивидуальными конечными результатами. В машиностроении МСП превращаются в полигон для отработки и апробации новых технологий, поиска путей их приспособления к требованиям отдельных сегментов глобального рынка.

Комплекс «Ривер-Руж», хозяином которого был Г. Форд, в начале ХХ в. охватывал весь процесс производства автомобилей — от выплавки стали до выпуска готовой машины. Однако сосредоточение производства всех необходимых для выпуска продукции (особенно сложной) компонентов в рамках

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ■ N 4 (66) 2011

одной фирмы вело к потерям, намного превосходящим преимущества монополизации. Ныне «Форд», а также другие корпорации, опередившие «Форд» по выпуску автомобилей, получают промежуточные узлы, детали и услуги от 175-200 компаний каждая. Лишь немногие из них дочерние фирмы, в большинстве вклад материнской компании в уставный капитал составляет всего несколько процентов, а в 1/3 — вообще отсутствует.

Малый и средний бизнес — социально-экономический институт, имеющий решающее значение для конкурентоспособности национальной и региональной экономики, прежде всего машиностроения. Его эффективность выходит за рамки обычной рентабельности. Эффект развития массового предпринимательства при условии преобразования его отраслевой структуры на основе аутсорсинга связан с объединением функций собственника и управляющего, непосредственным личным контактом высшего менеджера и работников, преодолением бюрократизма, свойственного крупным организациям.

Крупнейшие компании превосходят малые и средние по рентабельности, финансовой устойчивости, привлечению инвестиций с фондового рынка и из-за рубежа. В то же время неоспоримы преимущества среднего и малого бизнеса в освоении нововведений, гибком приспособлении к запросам местного рынка, создании новых рабочих мест при меньшем объеме инвестиций, использовании местных ресурсов, уменьшении транспортных расходов и нагрузки на окружающую среду, сокращении административных расходов.

Конкурентоспособность крупных компаний проявляется при стратегическом управлении мезострукту-рой, массовом производстве стандартной продукции, осуществлении крупных инновационных и инвестиционных проектов, а малого и среднего бизнеса — при специализированном серийном и индивидуальном производстве товаров и услуг по заказам консолидированных компаний. Коренная проблема российского машиностроения — организация устойчивых контрактных отношений этих компаний со средним и малым бизнесом на базе аутсорсинга.

МСП в зарубежных странах создают 50% рабочих мест и 33-67% ВВП, а в России — лишь 15%. Только 2% МСП разрабатывают нововведения, только 5% участвуют в поставках узлов и деталей для машиностроения. Основная часть МСП занята торговлей и производством низкотехнологичных услуг и продуктов без кооперации с крупным бизнесом.

В машиностроении главные ниши для МСП включают:

• мелкосерийное высокотехнологичное производство с высокой долей квалифицированного ручного труда (научное приборостроение, оборудование по индивидуальным заказам и т. д.);

• исследования, разработки, испытания и коммерцио-нализация нововведений, не требующих крупномасштабных капиталовложений (нанотехнологии, про-

граммное обеспечение, новые материалы, ресур- ^ сосбережение, охрана окружающей среды и т. д.); ^

• узкоспециализированное производство деталей ™ и узлов для крупных компаний; <

• квалифицированные и высокотехнологичные услуги к в области маркетинга, коммерционализации ре- 2 зультатов НИОКР, юридических, консультационных, н финансовых, кадровых услуг обслуживания техники, ^ зданий и т. д. ° В условиях глобального финансового кризиса сред- к

ние фирмы оказались в лучшем положении. Ряд россий- ^ ских машиностроительных фирм, специализирующихся ° на одном или нескольких направлениях, профильных ^ для зарубежных ТНК, получили от них статус привиле- < гированного партнера с соответствующими бонусами ^ и компенсациями из фондов поддержки продаж. ^

Интересен опыт Hewlett-Packard, которая сотрудни- s чает со 100 средними фирмами-партнерами, ежегодно □= обновляя их список на 10%. При дифференциации туса партнерства учитывается авторизация по продук- ® товым линейкам головной компании, объем продаж, организация обслуживания клиентов, маркетинговая активность, сертификация сотрудников, уровень системы управления качеством. Сотрудничающие с российскими партнерами ТНК финансируют и организуют обучение их персонала, передают ноу-хау. Это весьма важно, поскольку, по данным Эксперт-РА, на НИОКР российские фирмы тратят лишь 0,5% выручки.

Таким образом, необходимо изменение самой концепции развития МСП, их переориентация на кооперацию с крупным бизнесом, особенно в высокотехнологичном машиностроении. После преодоления кризиса на фондовом рынке создается специальная площадка для МСП с капитализацией до 3 млрд руб. и объемом размещения облигаций до 500 млн руб., с упрощенными правилами листинга и эмиссий, но обязательным раскрытием существенной для инвесторов информации. Новая модель экономического роста, обусловленная снижением рентабельности, удорожанием инвестиционных ресурсов, усилением рисков, связанных с поиском долгосрочной рыночной ниши, требует особого внимания к диверсификации производства.

Литература

1. Pyke F. Small firms, technical services and inter-firm cooperation. Geneva, 1994.

2. Entrepreneurship as social change: a third new movement / C. Steyaert, D. Hjorth. Cheltenham, UK, 2006.

3. Developmental entrepreneurship: adversity, risk and isolation / C. Calbraith, C. Stiles. Amsterdam, 2006.

4. Holcombe R. Entrepreneurship and economic progress. N. Y., 2007.

5. Плещинский А. С. Эффективные схемы межфирменных взаимодействий: механизм равновесных трансфертных цен. М.: ЦЭМИ РАН, 2000.

6. Аренков И. А., Бигун Ю. А. Бизнес-коммуникации: новые возможности получения конкурентных преимуществ / Под ред. Г. Л. Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ■ N 4 (66) 2010 25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.