Научная статья на тему 'Малые и средние предприятия в машиностроении'

Малые и средние предприятия в машиностроении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1729
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОДУКЦИИ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ПРОДУКТЫ / ПРОДУКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ГИБКОСТЬ И МОБИЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / ОПЕРАТИВНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ / ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева Зоя Андреевна, Назаревич Антон Васильевич

В статье представлены результаты статистических исследований о роли малых и средних предприятий в отечественном машиностроении. Дано сравнение с данными зарубежной статистики о роли малого и среднего бизнеса. Приведены основные тенденции в использовании преимуществ малых и средних предприятий при решении проблем выхода на рынки продукции потребительского назначения. Раскрыты направления повышения конкурентоспособности малых и средних предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малые и средние предприятия в машиностроении»

МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В МАШИНОСТРОЕНИИ SMALL AND MEDIUM-SIZED MACHINE INDUSTRY ENTERPRISES

Васильева Зоя Андреевна

док. экон. наук, профессор, Заслуженный экономист РФ, директор Института управления бизнес-процессами и экономики Сибирского

федерального университета, г. Красноярск Назаревич Антон Васильевич ст. преподаватель Института управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета, г. Красноярск

anazarevich70@mail. ru

Аннотация

В статье представлены результаты статистических исследований о роли малых и средних предприятий в отечественном машиностроении. Дано сравнение с данными зарубежной статистики о роли малого и среднего бизнеса. Приведены основные тенденции в использовании преимуществ малых и средних предприятий при решении проблем выхода на рынки продукции потребительского назначения. Раскрыты направления повышения конкурентоспособности малых и средних предприятий.

Annotation

The article presents the results of statistical research on the role of small and medium enterprises in the domestic mechanical engineering. A comparison with the data of foreign statistics about the role of small and medium business. Are the basic trends in the use of advantages of small and medium-sized enterprises in solving the problems of entering the markets of products for consumer use. Disclosed directions of increasing competitiveness of small and medium-sized enterprises.

Ключевые слова

Жизненный цикл продукции, дифференцированные продукты, продукция потребительского назначения, гибкость и мобильность управления, оперативность изменений, высокая степень адаптации.

Key words

The life cycle of products, differentiated products, products for consumer use, flexibility and mobility management, efficiency changes, high degree of adaptation.

Неотъемлемым внешним фактором, влияющим на динамичное развитие промышленных предприятий в постиндустриальном обществе, является рост уровня конкуренции на рынке, как следствие беспрерывной конкурентной борьбы за потребителя. Конкуренция постепенно приобретает формы, которые стимулируют предприятия соревноваться на рынке не только по цене, но и постоянно проводить работу по улучшению потребительских свойств своей продукции и сокращению сроков вывода на рынок новых моделей. Однако, сложившаяся ситуация в экономике России свидетельствует о неспособности предприятий отечественного машиностроения противостоять этим вызовам внешней среды.

На сегодняшний день при несопоставимой разнице стартовых условий зарубежных и российских производителей доля отечественной продукции промышленных предприятий на рынке Российской Федерации не превышает 20%. Импортные поставки продукции машиностроения для нужд экономики по данным Союза машиностроителей России составили: по бульдозерам, трубоукладчикам и экскаваторам — 78%, коммунальной технике

— 93%, лесозаготовительной технике — 74%, колесным тракторам малого и среднего класса — 91%, комбайнам — 50%, по навесному оборудованию для сельского хозяйства — 85%. Данные показатели являются фактическим приговором для российских производителей техники. [1] Такая же ситуация складывается на рынках машиностроительной продукции потребительского назначения.

экономической деятельности за 2005-2011 г.г., тыс. ед.,%

Виды экономической деятельности 2005 тыс. ед., (%) 2006 тыс. ед., (%) 2007 тыс. ед., (%) 2008 тыс. ед., (%) 2009 тыс. ед., (%) 2010 тыс. ед., (%) 2011 тыс. ед., (%)

Всего 4417,1 4506,6 4674,9 4771,9 4907,8 4823,3 4866,6

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 300,7 (6,8) 261,5 (5,8) 233,6 (5,0) 222,1 (4,7) 207,6 (4,2) 193,4 (4,0) 179,9 (3,7)

Рыболовство, рыбоводство 6,3 (0,1) 7,8 (0,2) 8,4 (0,2) 8,7 (0,2) 8,9 (0,2) 9,2 (0,2) 9,0 (0,2)

Добыча полезных ископаемых 12,8 (0,3) 14,8 (0,3) 16,1 (0,3) 17,2 (0,4) 17,6 (0,4) 17,3 (0,4) 17,2 (0,4)

Обрабатывающие производства 452,2 (10,2) 409,7 (9,1) 416,1 (8,9) 411,0 (8,6) 418,6 (8,5) 402,5 (8,3) 403,0 (8,3)

Производство и распределение электроэнергии, газа, воды 15,3 (0,3) 21,8 (0,5) 24,2 (0,5) 26,0 (0,5) 28,5 (0,6) 30,3 (0,6) 31,2 (0,6)

Строительство 333,2 (7,5) 351,8 (7,8) 390,5 (8,4) 426,0 (8,9) 433,7 (8,8) 431,8 (9,0) 437,7 (9,0)

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 1682,6 (38,1) 1724,3 (38,3) 1807,5 (38,7) 1797,6 (37,7) 1846,3 (37,6) 1788,5 (37,1) 1799,1 (37,0)

Г остиницы и рестораны 74,0 (1,7) 80,9 (1,8) 84,7 (1,8) 85,9 (1,8) 90,7 (1,8) 90,8 (1,9) 93,2 (1,9)

Транспорт и связь 162,2 (3,7) 193,5 (4,3) 214,9 (4,6) 238,0 (5,0) 254,9 (5,2) 266,0 (5,5) 278,1 (5,7)

Финансовая деятельность 95,4 (2,2) 94,2 (2,1) 98,9 (2,1) 101,2 (2,1) 104,1 (2,1) 101,1 (2,1) 102,0 (2,1)

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 614,2 (13,9) 659,0 (14,6) 709,5 (15,2) 775,4 (16,3) 834,6 (17,0) 864,0 (17,9) 892,8 (18,3)

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 83,4 (1,9) 100,5 (2,2) 99,8 (2,1) 100,3 (2,1) 98,5 (2,0) 94,7 (2,0) 91,6 (1,9)

Образование 170,9 (3,9) 167,5 (3,7) 166,2 (3,6) 165,2 (3,5) 163,6 (3,3) 160,4 (3,3) 158,2 (3,2)

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 72,6 (1,6) 73,3 (1,6) 75,3 (1,6) 75,8 (1,6) 77,9 (1,6) 78,2 (1,6) 80,0 (1,6)

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 333,9 (7,6) 338,1 (7,5) 322,3 (6,9) 315,7 (6,6) 315,0 (6,4) 290,9 (6,0) 290,7 (6,0)

и их доля в валовой добавочной стоимости РФ за 2005-2011 гг., %

Виды экономической деятельности 2005 млрд. ру6, (%) 2006 млрд. ру6, (%) 2007 млрд. ру6, (%) 2008 млрд. ру6, (%) 2009 млрд. ру6, (%) 2010 млрд. ру6, (%) 2011 млрд. ру6, (%)

Валовая добавочная стоимость в РФ (в текущих ценах) 18518 23073 28485 35183 33831 38871 46320

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 864,2 (4,7) 1076,8 (4,6) 1194,8 (4,2) 1486,6 (4,2) 1504,4 (4,4) 1473,2 (3,8) 1871,1 (4,0)

Рыболовство, рыбоводство 55,5 (0,3) 69,2 (0,3) 61,6 (0,2) 62,7 (0,2) 80,6 (0,2) 81,5 (0,2) 97,9 (0,2)

Добыча полезных ископаемых 2064,3 (11,1) 2572,0 (11,2) 2865,5 (10,1) 3284,6 (9,3) 2885,4 (8,5) 3837,4 (9,9) 4946,0 (10,7)

Обрабатывающие производства 3388,5 (18,3) 4222,1 (18,3) 5025,2 (17,6) 6163,9 (17,5) 5005,3 (14,8) 5827,8 (15,0) 7408,0 (16,0)

Производство и распределение электроэнергии, газа, воды 608,4 (3,3) 740,8 (3,2) 855,9 (3,0) 1034,0 (2,9) 1388,7 (4,1) 1500,8 (3,9) 1760,2 (3,8)

Строительство 989,9 (5,3) 1350,1 (5,9) 1633,9 (5,7) 2225,3 (6,3) 2101,5 (6,2) 2606,8 (6,7) 3024,1 (6,5)

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 3610,5 (19,5) 4705,2 (20,4) 5745,0 (20,2) 7137,7 (20,3) 6060,5 (17,9) 7373,8 (19,0) 8822,0 (19,0)

Г остиницы и рестораны 167,8 (0,9) 230,0 (1,0) 286,3 (1,0) 358,0 (1,0) 343,7 (1,0) 388,6 (1,0) 442,7 (1,0)

Транспорт и связь 1897,0 (10,2) 2324,0 (10,1) 2750,9 (9,7) 3258,3 (9,3) 3249,6 (9,6) 3726,8 (9,6) 4116,2 (8,9)

Финансовая деятельность 701,2 (3,8) 1003,3 (4,3) 1253,8 (4,4) 1537,9 (4,4) 1707,2 (5,0) 1754,5 (4,5) 1947,2 (4,2)

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 1828,8 (9,9) 2356,8 (10,2) 3102,8 (10,9) 3959,4 (11,3) 4220,6 (12,5) 4776,7 (12,3) 5417,4 (11,7)

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 959,1 (5,2) 1212,8 (5,3) 1466,4 (5,1) 1884,4 (5,4) 2203,2 (6,5) 2338,2 (6,0) 2725,0 (5,9)

Образование 493,2 (2,7) 650,6 (2,8) 769,9 (2,7) 970,7 (2,8) 1134,2 (3,4) 1157,5 (3,0) 1339,0 (2,9)

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 564,7 (3,0) 780,9 (3,4) 950,5 (3,3) 1197,8 (3,4) 1360,3 (4,0) 1439,6 (3,7) 1731,4 (3,7)

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 324,7 (1,8) 430,5 (1,9) 522,1 (1,8) 621,5 (1,8) 586,0 (1,7) 588,0 (1,5) 671,8 (1,5)

По данным статистики за последние 8 лет доля обрабатывающих производств имеет устойчивую тенденцию к снижению при росте общего числа организаций, зарегистрированных в РФ по всем видам экономической деятельности (таблица 1) [2]. Тем не менее, данный вид экономической деятельности занимает четвертое место по наибольшей концентрации предприятий (оптовая и розничная торговля - 37,0%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 18,3%, строительство - 9,0%, обрабатывающие производства - 8,3%).

Такая же динамика по данному виду экономической деятельности наблюдается и с его долей в валовой добавочной стоимости России. Несмотря на то, что доля обрабатывающих производств в валовой добавочной стоимости России находиться на втором месте после оптовой и розничной торговли (таблица 2) [2], ее отрицательная динамика при росте доли строительства и стабильной доле оптовой торговли является дополнительным доказательством вытеснения продукции отечественной промышленности импортной.

Основным технологическим ядром обрабатывающих производств являются предприятия, относящиеся к отрасли машиностроения. Роль и значение машиностроения определяется, прежде всего, тем, что это базовая отрасль экономики страны, тесно взаимосвязанная со всеми другими ведущими отраслями экономики и обеспечивающая их устойчивое функционирование, наполнение потребительского рынка [1].

В Концепции формирования Г осударственной комплексной программы развития машиностроения России, разработанной Союзом машиностроителей, на основе анализа развития отрасли в последние годы делается вывод о том, что резервы повышения эффективности отечественного машиностроения на основе использования экстенсивных факторов роста исчерпаны. Необходима переориентация отечественных предприятий машиностроения на интенсивный, опережающий путь развития [3]. В условиях жесточайшей конкуренции с импортной продукцией основными тенденциями развития машиностроительной отрасли в России становится оптимизация,

интенсификация производства и перевод его на инновационный путь развития.

Основным локомотивом в решении указанных выше проблем на пути инновационного развития машиностроения, в рамках Концепции формирования Государственной комплексной программы, является малый и средний бизнес. «В настоящее время конкуренция в инновационной сфере означает борьбу за вывод на рынок полностью готовых продуктов. Главной задачей для мировых промышленных компаний является поиск конкурентных технологий. А реализация всех инновационных проектов строятся на условиях разделения рисков между его участниками и активного использования системы аутсорсинга. При этом во всем мире главный интегратор проекта занимается только сборкой, логистикой и продажами, а все остальное передается малому и среднему бизнесу. В России же пока сохраняется старая система, когда одно предприятие делает практически все - от переработки сырья до выпуска готового продукта. Поэтому для выпуска конкурентоспособной продукции необходимо следовать указанной общемировой тенденции. Помимо этого следует учитывать, что именно малый и средний бизнес определяет философию инновационного развития общества в силу его многочисленности» [1].

Исходя из данных статистики можно констатировать, что на фоне отрицательной динамики по обрабатывающим производствам в промышленности России, этот вид экономической деятельности занимает третье место по доле малых и средних предприятий, в течении семи лет она выросла в два раза. При этом динамика доли оборотов малых и средних предприятий в промышленном производстве имеет устойчивую тенденцию к росту (таблицы 3, 4), несмотря на негативное влияние внешних факторов, связанных с экономическим кризисом 2008-2009 гг. [2]

Вышеприведенные данные могут свидетельствовать о том, что структурные изменения в машиностроении под влиянием современных условий уже идут. Активизация малых и средних предприятий именно сферы промышленного производства является предпочтительной для экономики России, поскольку позволяет решать проблемы [2, 4]:

- занятости квалифицированных работников, высвобождаемых в связи с проводимой реструктуризацией крупных промышленных предприятий;

- активизации структурной перестройки отраслей промышленности экономики;

- снижения уровня монополизации производства.

Таблица 3 - Доля средних и малых предприятий и организаций по видам

экономической деятельности в РФ за 2005-2011 г.г., %

Виды экономической деятельности 2005 (%) 2006 (%) 2007 (%) 2008 (%) 2009 (%) 2010 (%) 2011 (%)

Всего 20,5 22,9 24,3 28,4 32,9 36,7 38,1

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 9,1 11,0 12,6 12,0 26,3 29,4 33,3

Рыболовство, рыбоводство 29,6 30,9 30,5 33,1 36,0 38,0 40,0

Добыча полезных ископаемых 24,7 27,7 28,0 31,5 32,6 33,5 36,0

Обрабатывающие производства 25,1 30,1 30,9 36,1 39,8 41,5 42,5

Производство и распределение электроэнергии, газа, воды 15,7 18,6 20,2 27,9 32,5 33,7 36,5

Строительство 29,4 33,3 33,5 38,1 45,1 46,2 46,3

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 24,5 26,9 28,2 32,0 36,0 38,6 40,4

Г остиницы и рестораны 25,0 25,7 35,0 40,3 47,4 55,4 57,0

Транспорт и связь 24,0 26,0 26,7 31,2 37,7 37,1 41,3

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 24,7 24,8 25,6 30,6 34,7 40,9 42,9

Образование 1,6 1,6 1,6 2,2 2,8 3,1 3,6

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 14,5 14,7 15,4 20,7 24,5 29,2 31,3

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 7,1 7,5 8,4 10,7 12,3 14,4 16,1

Малый и средний бизнес - необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств. Однако, несмотря на рост

оборотов малых и средних предприятий, их вклад в валовой внутренний продукт России явно не отражает их потенциала.

Таблица 4 - Доля средних, малых предприятий и организаций в оборотах промышленных предприятий за 2005-2011 г.г., %

Виды экономической деятельности 2005 (%) 2006 (%) 2007 (%) 2008 (%) 2009 (%) 2010 (%) 2011 (%)

Оборот, млрд. руб. 36459,5 46950,4 59795,2 74180,9 67434,7 81196,1 99978,4

Добыча полезных ископаемых 1,1 1,3 1,4 2,3 2,3 2,3 2,1

Обрабатывающие производства 9,5 9,7 10,0 14,9 14,8 15,7 12,9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1,1 1,3 1,3 3,0 3,1 3,4 3,0

Так, в США предприятия малого бизнеса, производящие около 40% внутреннего валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка. Аналогичная картина наблюдается также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70% [4, 5].

Показательным является также участие малого бизнеса в экспорте продукции ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов - примерно 40%, Италии - 20-25%, США и Японии - 15%. Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом сфера, где малый бизнес приобрел особое значение, - международная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. Помимо технологий важными

статьями экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности [5].

К числу основных показателей, используемых в страновом анализе малого предпринимательства, относят количество малых предприятий на 10 тысяч жителей, долю этих предприятий в общей численности занятых и валовом внутреннем продукте. Если в последние годы в странах ЕС первый показатель составляет 450 предприятий, в США - 742, то в России всего лишь 57. Аналогичное соотношение наблюдается и по доле занятых: в ЕС этот показатель составляет 72, в США - 54, в России - 15. В развитых странах малый бизнес производит не менее 50% ВВП страны [5].

Согласно программы социально экономического развития России до 2020 года планируется с помощью мероприятий, стимулирующих деятельность малого и среднего бизнеса, довести долю этих предприятий в ВВП страны до 50 %.

Особенностью развития малого и среднего бизнеса в машиностроении является его интеграция с крупными предприятиями отрасли. Основой взаимодействия является кооперация крупных предприятий с малым бизнесом:

- либо в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов на основе контрактов;

- либо в качестве инфраструктурных объектов на основе управленческой иерархии.

При этом устойчивость положения, доходы, финансовые и инвестиционные возможности малых компаний непосредственно зависят от их отношений с крупными предприятиями. Крупные предприятия выступаю в данных отношениях и как поставщик сырья и материалов, и как оптовый потребитель продукции малых и средних предприятий.

Основными конкурентными преимуществами крупных предприятий по сравнению с малыми предприятиями являются возможность финансового, организационного и имущественного маневра.

В свою очередь, малые и средние предприятия по сравнению с крупными обладают следующими конкурентными преимуществами:

- высокая адаптация и возможность быстрого реагирования на изменения во внешней среде;

- гибкость и мобильность в организационно-управленческой деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- большие возможности конъюнктурного маневра, благодаря возможности заполнять рыночные «ниши» с потенциально низким уровнем насыщения спроса;

- высокая степень оперативности по изменению производственнотехнологических процессов.

Исследования тенденций, которые в настоящее время имеют место в экономических процессах на предприятиях машиностроения, выделяют ряд особенностей, обусловленных влиянием внешних факторов. К их числу можно отнести:

- постоянное дифференцирование линейки выпускаемой готовой продукции;

- сокращение временных интервалов вывода новой промышленной продукции на рынок и получения от нее экономического эффекта.

В последнее время основной задачей процессов диверсификации машиностроения в России становится увеличение доли производства для рынков продукции потребительского назначения в условиях ужесточения конкурентной борьбы с импортной продукцией [2, 4, 5].

Растущее многообразие рынков товаров и услуг означает, что стратегия многих комбинаций производимой продукции становится все более дифференцированной. Потребителя интересуют товары с новыми потребительскими свойствами, причем скорость изменения предпочтений одних свойств другим также значительно возросла. Этот фактор многократно усиливается влиянием растущей конкуренции, когда производители аналогичного товара уже не могут конкурировать только в ценовом диапазоне до бесконечности снижая уровень рентабельности своих продаж. Между участниками рынка начинается конкурентная борьба за потребителя в

неценовом секторе, где основной задачей ставиться постоянное улучшение и изменение потребительских свойств выпускаемой продукции. Это вынуждает производителей в кратчайшие сроки выводить на рынок новый продукт, отвечающий все более изменчивым тенденциям спроса конечных потребителей, что в итоге приводит к сокращению циклов жизни товара, заставляет производить товары небольшими партиями, увеличивая при этом производство дифференцированной продукции, разработанной и произведенной для особых групп потребителей.

Все эти процессы в совокупности приводят к необходимости постоянного обновления или совершенствования имеющихся товаров и предопределяют разработку новых технических решений. При этом конкуренция с каждым днем становится динамичнее. Одним из показателей ее динамики может служить время, в течение которого соперники имитируют новый товар, выпущенный одним из участников рынка. Опыт успешно развивающихся компаний показывает, что сегодня выживает тот, кто умеет быстро реагировать на изменения и постоянно занимается инновациями.

В этом секторе машиностроительные предприятия сталкиваются с комплексом специфических проблем, характерных для рынка потребительских товаров и вызывающих необходимость перестройки всей системы управления производственными процессами и финансово-хозяйственной деятельности. Среди основных проблем можно выделить следующие:

- существенное сокращение наиболее экономически выгодных этапов жизненного цикла продукции (этапов роста и устойчивого роста), оказывающих влияние на производственно-технологические циклы выпуска продукции и систему оперативного управления производственными процессами;

- необходимость управления рисками и распределения их между участниками процессов производства, продвижения, продажи дифференцированных продуктов, в том числе на основе использования системы аутсорсинга (передачи отдельных функций от процесса переработки сырья до выпуска

готовой продукции предприятиям малого и среднего бизнеса);

- необходимость замены методов организационно-управленческой деятельности, принятия управленческих решений, базирующихся на ретроспективном и текущем анализе - методами, основанными на оперативной информации структурных подразделений производства.

Решение вышеуказанных проблем возможно осуществить только за счет мобильности и гибкости управленческой структуры и возможности оперативно перестраивать производственные процессы. Это приводит нас к выводу о том, что в секторе производства продукции потребительского назначения могут быть наиболее широко использованы все преимущества малых и средних предприятий машиностроения.

Библиографический список:

1. Модернизация машиностроения. Цифры. Тенденции. Вызовы. В.Н. Половинкин, д-р. техн. наук, профессор, А.Б. Фомичев, к-т техн. наук. 2012. http://www.unionexpert.ru/index.php/ news/ item/264modemization_engineering_figures_trends_challenges/

2. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/

3. Концепция формирования Государственной комплексной программы развития машиностроения России до 2020 года. Союз машиностроителей России. 2008.

4. Производственные исполнительные системы (MES) - путь к эффективному предприятию. Интернет-издание. http:// www.mashportal.ru/

5. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. http ://www. smb.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.