Научная статья на тему 'Проблема формирования инновационной структуры малого и среднего бизнеса России'

Проблема формирования инновационной структуры малого и среднего бизнеса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2808
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дронова Анастасия Сергеевна

Приведен анализ структуры малого и среднего бизнеса России и ряда зарубежных стран. Обозначены препятствия для развития российского малого и среднего предпринимательства в промышленности. На основе опыта стран с развитой рыночной экономикой даны рекомендации для решения проблем малого и среднего бизнеса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дронова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of formation of innovative structures small and medium business in Russia

An analysis of the structure of small and medium business in Russia and foreign countries. Identify obstacles to the development of Russian small and medium-sized businesses in the industry. Based on the experience of countries with developed market economies recommendations to address the problems of small and medium-sized businesses in Russia.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования инновационной структуры малого и среднего бизнеса России»

Исследования отрасли, рынка, фирмы

А.С. ДРОНОВА

Проблема формирования инновационной структуры малого и среднего бизнеса России

Приведен анализ структуры малого и среднего бизнеса России и ряда зарубежных стран. Обозначены препятствия для развития российского малого и среднего предпринимательства в промышленности. На основе опыта стран с развитой рыночной экономикой даны рекомендации для решения проблем малого и среднего бизнеса в России.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, инновационная структура, промышленная политика.

The problem of formation of innovative structures small and medium business in Russia. A.S. DRONOVA.

An analysis of the structure of small and medium business in Russia and foreign countries. Identify obstacles to the development of Russian small and medium-sized businesses in the industry. Based on the experience of countries with developed market economies recommendations to address the problems of small and medium-sized businesses in Russia.

Key terms: small and medium businesses, innovative structure, industrial policy.

Малый и средний бизнес имеет важное значение для современной экономики. Как показывает опыт многих стран, развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) ведет к росту экономического уровня и, в конечном итоге, к повышению благосостояния граждан, создает объективные предпосылки для динамичного и прогрессивного экономического развития, что обусловлено его мобильностью и гибкостью, позволяющими быстро реагировать на запросы рынка и оперативно адаптироваться к изменившимся условиям.

Вместе с тем роль малого и среднего бизнеса во многих странах недооценивалась. Принято было полагать, что данный сектор экономики - это первый этап развития крупного производства, имеющий

переходящий характер. Примерно такой же оценочный подход был распространен в дореформенный период в СССР. Только к началу 1980-х гг. в мире сформировалось понимание важности малого и среднего бизнеса. Новаторами в данной области стали, прежде всего, США и Великобритания, которые одними из первых осознали, что крупные предприятия чаще всего характеризуются невысокой заинтересованностью в создании новых рабочих мест, инновационным подходом ведения бизнеса, а также большими затратами и негативным влиянием на окружающую среду.

В настоящее время многие развитые страны считают важнейшей составной частью своей экономики именно деятельность малых и средних предприятий. В экономически развитых странах количество малых и средних предприятий достигает 70-80 % общего числа предприятий. В этом секторе сосредоточены две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию предпринимательства.

Как же в этой области обстоят дела в России?

Масштабы развития малого бизнеса в России остаются весьма небольшими, особенно в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой (табл. 1).

Таблица 1

Показатели уровня развития предпринимательства в разных странах в 2012 г. [2]

Страна Число малых и средних предприятий (на 1000 жителей) Доля малых и средних предприятий, %

в общей численности занятых в ВВП

Германия 37 46 50-54

Италия 68 73 57-60

Франция 35 54 55-62

Страны ЕС 45 72 63-67

США 74,2 54 50-52

Япония 5,65 78 52-55

Россия 14 9,6 10-11

Из табл. 1 видно, что малый бизнес в экономике России пока занимает скромное место и поэтому заметной роли в прогрессивных структурных изменениях до сих пор сыграть не может. Особенно значительно отставание показателя доли участия малого и среднего бизнеса России в общем объеме произведенного ВВП (10-11 %).

На рисунке показана структура распределения малых и средних предприятий по отраслям.

1 Промышленность

2 Строительство

3 Оптовая и розничная торговля

4 Услуги

5 Прочее

Отраслевое распределение малых и средних предприятий в России

в 2012 г., %

Важно подчеркнуть, что отраслевая структура малого и среднего бизнеса в нашей стране остается практически неизменной на протяжении многих лет, и она кардинально отличается от структуры малого и среднего бизнеса зарубежных стран.

По итогам 2012 г. 41 % предприятий российского малого и среднего бизнеса функционировал в сфере торговли и общественного питания, тогда как в промышленности и строительстве - 11 и 12 % соответственно. Характерно сосредоточение основной массы работников малых фирм в отраслях с наибольшей скоростью денежного обращения (торговля и общественное питание, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, риэлторские услуги). Их число сокращается в отраслях, требующих значительных капитальных вложений или характеризующихся высокими рисками деятельности (промышленность, ЖКХ, наука и научное обслуживание, строительство).

Совсем другая ситуация наблюдается в экономически развитых странах.

Малый и средний бизнес в Японии. В настоящее время в Японии 6,5 млн малых предприятий, что составляет 99 % общего числа предприятий. Занято на них 54 млн чел., т.е. 70 % всей рабочей силы Японии. Их доля составляет сегодня в ВВП - около 52 % (около 3 трлн долл. США), в капитальных вложениях - около 40 %, а в экспорте всей японской продукции 15 % .

В Японии начать собственный бизнес достаточно легко. Чтобы работать в качестве индивидуального предпринимателя, нужно только зарегистрироваться. Регистрация юридического лица стоит чуть больше 1 долл. США. На старт предприятия принято брать кредиты в банках либо в торгово-промышленных палатах. Правительство следит за тем, чтобы во всех частных банках работали кредитные программы для начинающих предпринимателей. Средняя годовая ставка по такому кредиту составляет 3-5 %.

В Японии малый бизнес имеет особенности, обусловленные тем, что малые предприятия, как правило, включены в производственный

алгоритм крупных предприятий, преимущественно в виде субпоставщиков, т.е. такая функция малым предприятиям предписана, причем она взаимовыгодна и эффективна.

По статистике доля малого бизнеса составляет в Японии более 40 % от всего промышленного производства. Сохраняя роль мирового лидера по многим важнейшим направлениям научно-технического прогресса, Япония при этом демонстрирует чрезвычайно высокую степень адаптации к постоянно меняющимся условиям развития экономики. Эти перемены происходят не просто на базе технологических инноваций, но и в непрерывном и весьма сложном взаимодействии техники, технологии, экономических и социально-политических факторов.

Малый и средний бизнес в США. В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса.

Ежегодно в США регистрируется около в среднем 600 000 малых предприятий и ликвидируется 500 000. Американцы адаптивны и умеют быстро перестраиваться: поняв, что в другой сфере их дела пойдут лучше, они сворачивают старый бизнес и открывают новый. На сегодняшний день в США около половины рабочих мест созданы структурами и компаниями, принадлежащими к категориям малого и среднего бизнеса.

Необходимо отметить значительный вклад малого и среднего предпринимательства в развитие технологий, науки и освоение новой продукции: основная масса открытий и изобретений в США приходится на долю мелких и средних специализированных фирм.

В 2010 г. президент США Барак Обама подписал закон о поддержке малого и среднего предпринимательства, который предусматривает увеличение финансирования местных банков для активизации процесса кредитования бизнеса, а также снижение процентных ставок по кредитам для малого и среднего бизнеса и частных предпринимателей. Кроме этого, законопроект предусматривает расширение практики предоставления налоговых кредитов и частичное освобождение некоторых групп предпринимателей от налогов на прибыль.

Малый и средний бизнес в Канаде. К малому и среднему бизнесу в Канаде относят предприятия с количеством наемных работников менее 500 чел. и доходом менее 50 млн долл. США. К этой категории относится более 1 млн предприятий.

Более 73 % предприятий МСБ заняты в сфере торговли и услуг, 27 % в производственном секторе.

Предпринимательство рассматривается как привлекательная перспектива. В результате все больше молодых людей и женщин начинают работу в данной сфере. Фактически 75 % новых предприятий создается женщинами. Данные провинции Британская Колумбия показывают, что за последние 5 лет число молодых собственников МСБ выросло на 70 %.

Развитию предпринимательства способствует упрощенная разрешительная система, низкая стоимость электроэнергии (одна из самых низких в мире на сегодня). В стране созданы благоприятные условия для привлечения инвестиций:

• доступность рискового капитала (venture capital) - сегодня его в Канаде более чем в 2 раза больше на душу населения, чем в США;

• развитие наукоемких технологий;

• разветвленная институциональная экспортная поддержка;

• количество различных государственных федеральных и провинциальных программ поддержки и развития предпринимательства. Некоторые товары и услуги облагаются налогом только формально, т.е. по нулевой ставке: молоко, хлеб и овощи; домашний скот фермерских хозяйств; медицинские изделия, связанные с бесплатным или льготным медицинским обслуживанием.

Малый и средний бизнес во Франции. Во Франции к категории малых относятся предприятия, на которых трудится менее 50 наемных работников.

Ежегодно в стране открывается около 250 000 малых предприятий, в то же время закрывается порядка 50 000. Необходимо отметить, что 40-50 % новых рабочих мест, создаваемых во Франции, приходится на малые предприятия.

В настоящее время в стране функционирует более 3 млн малых и средних предприятий. Наибольшее количество их в сфере услуг -1,5 млн, в торговле -780 тыс., в строительстве - 350 тыс., в промышленности - 303 тыс. Практически половину малых предприятий можно отнести к семейному или индивидуальному бизнесу (без привлечения наемного персонала).

Существуют специальные муниципальные программы поддержки малого бизнеса, финансирование которых осуществляется через частные фонды, созданные крупными корпорациями, получающими, в свою очередь, целевые налоговые льготы.

Развитие экспортного потенциала сектора МСБ считается одной из приоритетных задач во Франции.

Малый и средний бизнес в Испании. Доля предприятий малого и среднего бизнеса Испании в некоторых отраслях доходит до 80 % (сельское хозяйство, производство продуктов, кондитерских изделий, виноделие, туризм), в остальных отраслях - в среднем 25-30 % (строительство, промышленность, судостроение).

В Испании разработано большое количество программ поддержки и развития малого и среднего бизнеса. Первые пять лет предприниматель не платит налоги, а также имеет право на бессрочный кредит для развития бизнеса. Основное внимание испанского правительства обращено на предприятия малого бизнеса, которые имеют высокую социальную значимость, создают рабочие места для социально уязвимых групп населения (студентов, женщин, иммигрантов и др.), способствуют подъему слаборазвитых регионов и районов. Государство

стимулирует множество организаций и фондов для поддержки малого предпринимательства.

Важным положительным фактором развития малого и среднего бизнеса в Испании является минимальный уровень бюрократии при открытии нового предприятия, на регистрацию и получение лицензии можно потратить только 24 часа без излишней волокиты со стороны чиновников. Притом это может сделать любой гражданин другого государства. Как положительный момент в развитии бизнеса можно отметить то, что контролирующие функции государственных структур сведены к минимуму.

Малый и средний бизнес в Италии. Малый и средний бизнес играет важную роль в экономике Италии. Всего в стране действуют около 3,6 млн субъектов МСБ, на которых заняты 15,3 млн чел., или 71 % всей рабочей силы. Они производят 55 % ВВП страны, их доля в общем количестве всех предприятий составляет 99,2 %.

Специфической особенностью МСБ в Италии является кластерное развитие на основе образования промышленных округов. Промышленный округ, или кластер, функционирует на основе специализации и кооперирования в секторах производства с высоким потенциалом и возможностями выхода на внешние рынки. Округ объединяет значительное число малых и средних предприятий (МСП), специализирующихся на отдельных фазах производства какого-либо продукта.

В округах, которых насчитывается около 200, сосредоточено почти 45 % занятых в промышленности, на них приходится более 40 % национального экспорта. К примеру, округ Прато (85 тыс. предприятий) экспортирует 66 % товаров своего производства в виде текстиля и готовой одежды. Он обеспечивает 10-11 % этой статьи национального экспорта. Одна из причин успешного развития МСП состоит в том, что крупное производство не противопоставляется МСП. В стране культивируется принцип кооперирования крупных, малых и средних предприятий, причем они взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

На финансирование инфраструктуры поддержки МСП правительством Италии ежегодно выделяется более 5 млрд долл. США. На программы льготного кредитования и гарантирования кредитов ежегодно отводится более 15 млрд долл. США. В целях стимулирования роста доли МСП в государственных закупках действует общенациональная система поиска и предоставления заказов.

Для ускорения развития МСП были созданы Центры развития МСП, их количество по стране составляет 1 200 ед., Информационные центры - 50 ед., Бизнес-инкубаторы и технопарки - 26 ед., Центры продвижения экспорта - 123 ед.

Малый и средний бизнес в Великобритании. В 2011 г. в Великобритании насчитывалось более 4,5 млн частных компаний. Общее число занятых на данных предприятиях составляло 23,4 млн чел.,

а оборот достигал 3,1 трлн фунтов стерлингов. При этом 99,1 % общего числа частных компаний относилось к предприятиям малого и среднего бизнеса, на которых работало 56 % занятых в частном секторе и приходилось 52 % оборота частного сектора. На долю малых предприятий с числом работников до 49 чел. приходилось 99,2 % всех частных компаний, в то время как доля средних предприятий составляла 0,7 %.

Общее число малых и средних предприятий в Великобритании увеличивалось на протяжении последних 11 лет. Так, в 2011 г. их количество выросло на 94,3 тыс. предприятий, или на 2,1 % в сравнении с 2010 г., а прирост к 2000 г. составил 1,1 млн предприятий, или 31,1 %. В то же время число крупных британских компаний сократилось за аналогичные периоды на 0,3 и 12 % соответственно.

Наибольшее количество предприятий МСБ Великобритании функционировало в строительной отрасли - на них пришлось 19,3 % всех малых и средних компаний. Второе и третье место по численности фирм МСБ заняли услуги и научно-техническая деятельность (13,3 %) и оптовая, розничная торговля и ремонт (10,6 %) соответственно.

Органом, занимающимся поддержкой малого и среднего бизнеса в Великобритании, является Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса [1].

Проведенный нами краткий обзор развития малого и среднего бизнеса в ряде зарубежных стран позволяет сделать некоторые обобщения и выводы.

Одна из причин успешного развития малого бизнеса за рубежом состоит в том, что крупное производство не противопоставляется малому. В развитых странах предпринимательство построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются не на подавление малого бизнеса, а наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество и кооперирование с ним. Поэтому крупные и малые предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в части специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Если крупное производство ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, то малые предприятия функционируют на небольших сегментах рынка, в избранных ими нишах с ограниченной номенклатурой изделий.

Еще одной причиной успешного развития малых и средних предприятий в рассмотренных странах является наличие отлаженной системы государственного регулирования и содействия малому предпринимательству. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему научных и других исследований.

Особый интерес государства проявляют к той части малого бизнеса, которая ведет интенсивную научно-производственную деятельность. С середины 1970-х гг. одной из важнейших задач государственного регулирования и содействия развитию малого бизнеса стало создание новейших технологий, которые требуют крупномасштабных междисциплинарных исследований, и следовательно, больших затрат финансовых средств, которые малые предприятия самостоятельно осуществлять не в состоянии. Сами технологии и процесс их возникновения стали в современных условиях не менее важным объектом промышленной политики, чем отрасли и товарные рынки.

Вернемся вновь к ситуации в России. Следует отметить, что даже с учетом бурного роста в начале 2000-х гг. российский малый бизнес примерно в четыре раза слабее европейского. В 2008 г. был принят The Small Business Act for Europe, признающий центральную роль малого бизнеса в экономике Европы. Этот документ дал европейским политикам установку Think Small Ferst. Данный принцип требует при принятии регулятивных инноваций думать, как они скажутся на малом бизнесе. Это крайне важная инициатива. В России политики почти никогда не принимают решения, специально направленные против малого бизнеса. Но этот бизнес очень часто становится жертвой мероприятий, предназначенных, например, увеличить сбор налогов или упорядочить ситуацию в торговле. Изначально думать о малом бизнесе - значит уже на ранних этапах разработки инициатив в экономической политике предугадывать, как они скажутся на малом бизнесе, и консультироваться с представителями данной сферы во время их разработки. Российскому малому бизнесу о таком остается только мечтать.

На сегодняшний день в России складывается тенденции сокращения доли малых предприятий в промышленности. Мониторинг малых предприятий промышленности, направленный на выявление факторов, ограничивающих рост производства, показал, что 39 % малых предприятий испытывает прессинг высокой конкуренции со стороны отечественных предприятий и только 6 % - со стороны зарубежных производителей. В связи с этим протекционистская политика государства по поддержке отечественного малого бизнеса малоэффективна. С недостаточным спросом на внутреннем рынке сталкивается 37 % малых промышленных предприятий. Таким образом, косвенным инструментом, обеспечивающим развитие малого бизнеса, является политика стимулирования совокупного спроса. Методологической основой такой политики выступает кейнсианская концепция, в соответствии с которой необходимо стимулировать платежеспособный спрос населения, инвестиционную активность предприятий, увеличивать государственные закупки продукции малых предприятий. Последнее представляется одним из наиболее перспективных направлений государственной политики развития малого бизнеса. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О госу-

дарственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд [4].

Анализ структуры распределения малых предприятий России по отраслям промышленности (табл. 2) позволяет сделать вывод о том, что в течение последних пяти лет приоритетными отраслями функционирования малого бизнеса являлись обрабатывающие производства, включающие такие отрасли, которые выпускают товары средней степени обработки (производство пищевых продуктов, целлюлозно-бумажное производство и др.). По всей видимости, это связано с тем, что порог входа в перечисленные отрасли промышленности (т.е. минимальные размеры предприятия, способного эффективно функционировать и конкурировать с остальными) более благоприятен, чем в другие, что подтверждается и относительно невысокой концентрацией в них производства.

Таблица 2

Число предприятий малого и среднего бизнеса в России по видам промышленных производств [3]

Отрасль 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Всего в промышленности 160317 (100) 184313 (100) 314832 (Ю0) 342690 (Ю0) 386717 (Ю0)

Добыча полезных ископаемых 5384 (3,36) 5960 (3,23) 10794 (3,43) 11357 (3,31) 13277 (3,43)

Обрабатывающие производства 147842 (92,21) 168945 (91,66) 285715 (90,75) 311427 (90,88) 351202 (90,81)

в том числе: производство пищевых продуктов 20762 (12,95) 22396 (12,15) 35747 (11,35) 37992 (11,08) 41991 (10,86)

целлюлозно-бумажное производство 18493 (11,54) 21357 (11,59) 34005 (10,8) 37652 (10,99) 42120 (Ю,9)

производство машин и оборудования 16739 (10,44) 19153 (10,39) 32596 (10,35) 32596 (9,51) 39676 (10,26)

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 14433 (9) 17737 (9,62) 31651 (10,04) 36069 (10,53) 41575 (10,75)

обработка древесины 12412 (7,74) 14243 (7,7) 25357 (8,05) 26701 (7,8) 30147 (7,8)

Производство и распределение электроэнергии газа и воды 7145 (4,46) 9408 (5Д) 18323 (5,82) 19906 (5,8) 22220 (5,75)

Примечание. В скобках доля предприятий, %.

Ведущее место в структуре малых предприятий России по отраслям промышленности за анализируемый период занимает пищевая промышленность, доля которой колеблется от 10,86 до 12,95 %. Значительна доля предприятий МСБ в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (примерно 10-11 %). В машиностроении и металлообработке функционирует около 10 и 9 % численности малых предприятий в промышленности соответственно. В целом структура промышленных предприятий МСБ за последние годы не претерпевала кардинальных изменений.

Глубокий системно-экономический кризис российской экономики заставил обратить внимание всех заинтересованных сторон на реальный сектор. В посткризисных интеграционных процессах (после августа 1998 г.) начинает превалировать промышленный капитал, обеспечивающий более тесное взаимодействие с финансовым; усиливаются процессы диверсификации, имеющие научно-технологическую, региональную и экономическую направленность. Именно его развитие посредством максимального привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, и прежде всего в его инновационную сферу, должно стать краеугольным камнем государственной инвестиционной и инновационной политики в России в современных условиях.

В настоящее время в России существуют серьезные препятствия для развития малого предпринимательства, и особенно их много в сфере промышленности.

Государству нужно заботиться о том, чтобы в стране увеличивались темпы производства, а для этого необходим системный подход, необходима промышленная политика, в которой малый и средний производственный бизнес должен занять свое место.

Национальная промышленная политика - комплекс мер государственного регулирования экономических процессов на отраслевом и корпоративном уровне, обеспечивающий развитие промышленности в соответствии со стратегическими приоритетами социально-экономической политики государства, направленный на устойчивое повышение конкурентоспособности отрасли.

Промышленная политика Российской Федерации должна решать основную задачу экономики - эффективное использование ограниченных ресурсов для достижения устойчивого роста. Невозможно одновременно и одинаково поддерживать производство во всех отраслях, на всех переделах и во всех регионах, не учитывая при этом разницу между малыми инновационными и крупными сборочными предприятиями. Необходим дифференцированный подход. При этом промышленная политика должна, по крайней мере, учитывать несколько важных особенностей:

- отказ от протекционизма и переход к участию в глобальных рынках и повышению уровня конкурентной борьбы, что влечет за собой необходимость опережающего развития конкурентоспособных отраслей и групп предприятий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- необходимость обеспечения экономической безопасности страны путем сохранения и развития базовых отраслей и переделов. Россия не может позволить себе копировать успешный опыт некоторых некрупных стран Европы и отказаться от базовых переделов, таких как литье, механообработка;

- территориальное распределение промышленности;

- незавершенные процессы определения собственников и продолжающиеся структурные преобразования, включая формирование сверхкрупных холдингов.

При этом промышленная политика России не может слепо повторять и дублировать положения, принятые за рубежом, например в Финляндии или Японии, а должна формироваться на основе комплексного использования различных подходов и с учетом национальных особенностей.

В соответствии с международной практикой малый и средний бизнес России в рамках промышленной политики может и должен найти свое место в реализации важных и конкретных задач, к которым, на наш взгляд, следовало бы отнести:

1. Участие в субконтрактных цепочках поставок комплектующих и выполнения отдельных производственных процессов для обеспечения производства конечной продукции головных (сборочных) предприятий - контакторов (субконтрактация);

2. Обеспечение крупных предприятий непрофильными услугами (вывоз отходов, чистка одежды, питание, 1Т-поддержка и др.) на принципах аутсорсинга;

3. Участие в технологическом обновлении промышленности - отработка новых технологий и видов продукции на инновационных малых предприятиях с последующей постановкой на серийное производство на крупных предприятиях;

4. Заполнение ограниченных рыночных ниш продукцией для конечного потребителя (включая высокотехнологичную и инновационную продукцию), базирующейся на использовании собственных разработок и ноу-хау с максимальным задействованием внешних производственно-технологических ресурсов и возможностей.

Создаваемая новая модель промышленного развития должна ориентироваться на конкурентную среду и опираться на кооперацию с системой поставщиков, разработчиков, межрегиональные и глобальные связи.

По сути, на современном этапе в нашей стране стоит задача приоритетного развития малого и среднего предпринимательства в промышленности, перехода к новым кластерным подходам промышленного развития.

В связи с этим обозначим некоторые пути решения проблем малого и среднего бизнеса.

Определенные результаты принесла и еще принесет административная реформа: сокращение многих избыточных функций и полномочий, дальнейшее ограничение нормотворчества.

Необходимо также расширение спектра финансовых, консалтинговых услуг для предпринимательства, учет потребностей бизнеса в системе образования.

Благодаря программе софинансирования Минэкономразвития России во многих регионах строятся бизнес-инкубаторы, создаются венчурные фонды.

Вместе с тем по данным опросов сегодня только 10-15 % производственных предприятий имеют доступ к различным региональным программам поддержки. Отчасти это отложенный эффект, но только отчасти.

На сегодняшний день в России надо достраивать систему стимулирования предпринимательства и развития малого и среднего бизнеса. Стимулирование предпринимательства и развитие малого и среднего бизнеса должно стать инструментом достижения общенациональных целей: диверсификации экономики, развития инновационного потенциала, роста занятости и увеличения доходов населения, формирования среднего кластера и др.

Необходимо формирование отдельной, самостоятельной, целостной политики развития предпринимательства, в том числе малого и среднего бизнеса, в которой стимулирование предпринимательской активности и формирование «предпринимательского общества» будет одним из национальных приоритетов. Этот вопрос становится критическим в условиях все большей открытости российской экономики и усиления конкуренции с другими странами и регионами.

Требуется также разработка ведомственных программ развития малого и среднего бизнеса в отдельных отраслях и секторах экономики. Поддержка малого и среднего бизнеса должна стать одним из важнейших направлений деятельности отраслевых министерств (например, требования к развитию системы поставщиков в рамках государственного заказа, в том числе оборонного).

Для преодоления межведомственных разногласий и координации усилий нужно создать орган надминистерской координации - эффективность такого инструмента многократно подтверждена международной практикой. При реализации развития МСБ в регионах возникает проблема межведомственной координации. В Минэкономразвития России занимаются малым бизнесом, но не промышленным развитием, а в Минпроме России - наоборот.

Своя роль в этой системе должна отводиться и бизнес-сообществу. Это относится не только к проведению мониторинга. Мировой опыт показывает важность использования предпринимательских объединений в качестве институтов сотрудничества, институтов партнерства при разработке и реализации программ экономического развития, формировании отраслевых, региональных и других стандартов качества товаров и услуг.

Бизнес-ассоциации - инициаторы создания паритетных консультативно-совещательных органов, определяющих стратегические за-

дачи и программу мер по развитию кластеров, в том числе промышленных.

Необходим общественный контроль над реализацией программ поддержки малого бизнеса. Это обеспечит их адекватность реальным потребностям бизнеса, прозрачность и неизбирательную доступность.

Правительству России следовало бы совместно с МСБ разработать программы поддержки развития общероссийских предпринимательских объединений и механизмы софинансирования их деятельности по наиболее востребованным направлениям, таким как мониторинг барьеров и результатов политики, правового и иного консультирования, информационного сопровождения, пропаганде предпринимательства среди граждан России и др. Предпринимательские объединения могли бы выполнять функцию оператора государственных программ.

Одним из важных инструментов может стать создание специальной корпорации по реализации политики развития МСП.

Развитие малого предпринимательства, особенно в промышленности, - это сфера, где интересы государства и крупного бизнеса совпадают.

Наиболее амбициозным вариантом может стать создание такой специализированной «корпорации» в форме частно-государственного партнерства, причем, на условиях, когда крупный бизнес может не только участвовать в выработке стратегии и делать экспертизу ключевых проектов, но и софинансировать и участвовать в управлении.

Присоединение Российской Федерации к Всемирной Торговой Организации закрепляет вступление российской экономики в глобальную конкурентную среду. Глобализация рынков и обострение конкурентной борьбы объективно оказывают колоссальное воздействие на такой мобильный сектор экономики, как малое и среднее предпринимательство. От совместных действий органов власти, организаций инфраструктуры, самих предприятий зависит, станет ли воздействие перемен разрушительным или, напротив, откроет новые горизонты для развития. Промышленная политика, реализуемая совместными усилиями всех участников процесса, может стать основой для перехода в новое качество.

Литература

1. Дорожная карта развития малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан на период 2013-2016 гг. Казань: Торгово-промышленная палата РТ, 2013.

2. Евсеева О.А., Евсеева С.А. Национальные особенности развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом // Экономика и управление: рос. науч. журн. 2013. № 10. С. 76-81.

3. Малое и среднее предпринимательство в России: стат. сб. М.: Росстат, 2013.

4. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_58304/ (дата обращения 30.04.2014).

References

1. Dorozhnaya karta razvitiya malogo i srednego predprinimatelstva Respubliki Tatarstan na period 2013-2016 gg. [Roadmap development of small and medium-sized enterprises of the Republic of Tatars-tan for the period 2013-2016]. Kazan: Torgovo-promyshlennaya palata RT, 2013.

2. Evseeva O.A., Evseeva S.A. Natsionalnye osobennosti razvitiya malogo i srednego biznesa v Rossii i za rubezhom [National characteristics of small and medium business in Russia and abroad]. Eko-nomika i upravlenie: ros. nauch. zhurn. = Economy and Management: growing up. scientific. journ., 2013, no. 10 , pp. 76-81 .

3. Maloe i srednee predprinimatelstvo v Rossii: stat. sb. [Small and medium business in Russia: stat. bul]. Moscow: Rosstat, 2013.

4. Federalnyy zakon ot 14 iyunya 1995 g. № 88-FZ «O gosudarstvennoy podderzhke malogo predprinimatel 'stva v Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law of June 14, 1995 № 88 -FZ «On state support of small business in the Russian Federation»]. Available at : http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_58304/ (accessed 30.04.2014).

© Дронова A.C., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.