сти деятельности, стоимости проекта и структуры финансирования, т.е. могут пройти месяцы и даже годы с момента первых поступлений заемных средств и до запуска производства и получения дохода проектом.
Выходом из сложившейся ситуации может стать особый порядок оформления учредительного договора между инвесторами и лицами - инициаторами проекта. Согласно договору мажоритарная доля собственности инвестора в новом проекте может составлять до 99,9%. Фактически собственник нового предприятия - представитель регионального бюджета. Лица, которые воплощают в жизнь идею инвестиционного проекта, по сути, являются его своеобразными менеджерами, отчуждающими инвестору основную долю учредительного капитала. Интересы данных участников инвестиционного процесса, естественно, учитываются также в учредительном договоре возможностью постепенного выкупа доли инвестора, либо периодическими платежами, либо единовременной выплатой в конце срока кредитования. Необходимо
только обеспечить «прозрачность» юридического оформления такой сделки [4].
На практике инвестор может выделять средства частично в виде кредита с условием платы за пользование, а часть средств вкладывать в уставной капитал с учетом возврата на безвозмездной основе.
Минусом такой формы взаимодействия инвестора, особенно частного, и предприятия является то, что обладание инвестором долей в уставном капитале, во-первых, может побудить его к отчуждению доли третьим лицам по мере роста стоимости бизнеса (по сути это продажа); во-вторых, распределение прибыли предприятия согласно имеющейся у инвестора доли может быть для него более выгодно, чем выкуп его доли авторами проекта с учетом процентной ставки. Поэтому сделку по финансированию предприятия в данной форме должно сопровождать пристальное юридическое обеспечение.
Статья поступила 18.09.2015 г.
Библиографический список
1. Михеева Н.Н. Новикова Т.С., Суслов В.И. Оценка инвестиционных проектов на основе комплекса межотраслевых межрегиональных моделей // Проблемы прогнозирования. 2011. № 4. С. 78-90.
2. Мочалина Я.В. Метод венчурного капитала в оценке инновационных предприятий: усовершенствование и доработка // Финансы и кредит. 2010. № 45. С. 72-74?.
3. Соболев А.С., Конюхов В.Ю. Методы оценки привлекательности инвестиционных проектов. // Научно-технические
ведомости СПбГПУ. 2008. № 56. С. 59-62.
4. Соболев А.С. Отчуждение доли в уставном капитале как способ обеспечения обязательств в процессе финансирования инвестиционных проектов // Экономика и социум. 2015. № 1-4 (14). С. 662-664.
5. Трифонов Ю., Кошелев Е. Управление эффективностью инновационных проектов // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 6. С. 59-64.
УДК 330.142.211
АНАЛИЗ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ
1 _ о
© Г.И. Хохлова1, К.Р. Бибарсов2
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Анализируются показатели развития и нормативно-правовая база государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в различных странах; сделан вывод, что в России недостаточно активно осуществляется государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Предлагаются приоритетные мероприятия в рамках государственного стимулирования деятельности субъектов малого и среднего бизнеса и улучшения инвестиционного климата в условиях экономической нестабильности.
Ключевые слова: государственная поддержка; инновационная деятельность; субъекты малого и среднего бизнеса; формы и инструменты стимулирования инвестиций.
ANALYSIS OF STATE SUPPORT MEASURES FOR SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA G.I. Khokhlova, K.R. Bibarsov
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Analysis of development indicators and legislative and regulatory framework of the state support of small and medium-sized businesses in different countries allowed to conclude that the state support of the subjects of small and medium-sized businesses in Russia is lukewarm. Priority measures are proposed in the framework of state stimulation of small
1Хохлова Галина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов, тел.: 89500669207, e-mail: [email protected]
Khokhlova Galina, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Finance, tel.: 89500669207, e-mail: [email protected]
2Бибарсов Камиль Рамисович, аспирант, тел.: +7(927)2706685, e-mail: [email protected] Bibarsov Kamil, Postgraduate, tel.: +7(927)2706685, e-mail: [email protected]
and medium-sized business activities and improvement of the investment climate under conditions of economic instability.
Keywords: state support; innovation; subjects of small and medium business; forms and tools of investment stimulation.
Мировой опыт становления малого и среднего предпринимательства свидетельствует о его значимости для экономического развития и формирования инновационного потенциала государства. Эти предприятия имеют неоспоримые преимущества по сравнению с крупным бизнесом, поскольку они, как правило, специализируются на одном направлении научных разработок, что не требует больших организационных затрат и инвестиций. Кроме того, субъекты малого и среднего бизнеса, быстро приспосабливаясь к изменению рыночной среды и вероятным рискам, имеют возможность максимально эффективно управлять имеющимися ресурсами (финансами, кадрами, оборудованием и т.п.).
Ключевые показатели развития субъектов малого и среднего бизнеса в России и других стран мира представлены в табл. 1.
Анализ данных табл. 1 показал, что количество субъектов малого и среднего бизнеса на 1000 жителей в России превышает значение данного показателя в таких странах, как Великобритания, Малайзия, Канада и США, однако доля занятых в этом сегменте и вклад в ВВП в названных странах заметно выше. В частности, можно отметить, что в России выручка этих субъектов составила 0,8 трлн евро, тогда как в Германии и Великобритании - 2,2 трлн евро, во Франции и Италии - 1,9 трлн евро. Вклад субъектов МСБ в ВВП России составляет 21%, тогда как в странах ЕС - около 50-60%.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что в России отмечается ухудшение финансового состояния малых и средних предприятий, крупный бизнес является основным звеном экономики, на который приходится тем объем ВВП и где задействовано основное трудоспособное население.
Вместе с тем проблема для любых малых и средних предприятий, и особенно инновационных, - недостаток собственных финансовых ресурсов и ограни-
ченный доступ к различным формам внешнего финансирования и субсидирования своих расходов.
Для достижения заявленных в социально-экономической политике целей развития РФ необходимо повышать эффективность мер государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, прежде всего осуществляющих инновационную деятельность, что требует исследования существующего инструментария [3].
В экономической литературе при анализе форм государственной поддержки в российской практике выделяют прямую и косвенную поддержку. Например, М.А. Бендиков и И.Э. Фролов считают, что «прямая поддержка» субъектов МСБ направлена на разработку, коммерциализацию и внедрение новых продуктов и технологий, а «косвенная поддержка» реализуется через: применение фискальных мер и налоговых сти-
мулов; увеличение инвестиции в систему образования; поддержку приоритетных отраслей и элементов хозяйствования, необходимых для эффективного развития экономики [6].
В соответствии с [1], государственная поддержка российских предприятий реализуется в таких формах, как: предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей; предоставление образовательных услуг, информационной и консультационной поддержки; содействие в формировании проектной документации; формирование спроса на инновационную продукцию; финансовое обеспечение (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал); реализация целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ РФ; поддержки экспорта; и в других формах, не противоречащих законодательству.
Для субъектов малого и среднего бизнеса предусматривается специальное нормативно-правовое регулирование, режимы налогообложения, соответствующий финансово-кредитный механизм, использова-
Таблица 1
Показатели уровня развития субъектов малого и среднего бизнеса в различных странах мира [7]
Страны мира Количество субъектов МСБ на 1000 человек Доля занятых на предприятиях МСБ, % Вклад МСБ в ВВП, %
США 20 42 62
Канада 33 47 27
Австралия 40 69 35
Япония 45 77 63
Малайзия 21 56 47
Чехия 85 51 35
Венгрия 55 48 50
Великобритания 27 35 50
ЮАР 39 60 60
Россия 39 25 21
ние государственного и муниципального имущества, информационно-аналитическая поддержка и др.
Реализация указанных мероприятий осуществляется министерством экономического развития РФ в соответствии с [4].
На региональном уровне значимую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства может оказывать министерство экономического развития совместно с региональными органами государственной власти с помощью инструментов, которые сгруппированы в табл. 2.
Анализ имеющихся инструментов поддержки для малых предприятий показал, что гранты на начало собственного дела предоставляются субъектам МСБ в размере, не превышающем 1 млн руб.
Лизинговые компании в основном ориентируются на производственные, сельскохозяйственные предприятия и предприятия сферы услуг, что в первую очередь связано с тем, что лизинговые компании предоставляют необходимое оборудование, технику или автотранспорт, а не денежные средства. Вместе с тем, производственные и сельскохозяйственные предприятия получают поддержку в части возмещения затрат по кредитным и лизинговым операциям [8].
Малые инновационные компании, относящиеся к обрабатывающему производству или сфере услуг, при реализации их проектов взаимодействуют с венчурными фондами. Поддержка малых предприятий-производителей конкурентоспособной продукции при предоставлении экспортных гарантий и возмещения их затрат ориентирована на обрабатывающие производства.
Что касается средних предприятий, то из вышеперечисленных инструментов наиболее востребованы
среди производителей конкурентоспособной продукции факторинг и гарантийная поддержка, которую используют неторговые предприятия с высокой оборачиваемостью средств.
По опыту ряда зарубежных стран, государственная поддержка, реализуемая через гарантийные организации, является наиболее эффективным инструментом содействия субъектам МСБ.
Учитывая негативное влияние геополитических и макроэкономических факторов, правительство РФ разработало мероприятия по улучшению инвестиционного климата и поддержки предприятий МСБ, которые систематизированы по видам государственной поддержки и представлены в табл. 3.
Обобщая отечественную практику применения вышеуказанных инструментов, можно выявить характерные тенденции и основополагающие закономерности.
Во-первых, действующие инструменты поддержки в первую очередь затрагивают компании, которые заняты «несырьевым экспортом» и проектным финансированием, что в комплексе должно сделать кредиты для реального сектора экономики более доступными, что особенно актуально для малых предприятий.
Во-вторых, зачастую основная проблема заключается в том, что банки предпочитают давать краткосрочные кредиты, которые наиболее эффективно используются в сфере торговли, а не на производственных предприятиях.
В-третьих, основной упор в государственной поддержке предприятий МСБ в 2015 г. по сравнению с 2008-2010 гг. сделан на налоговое регулирование бизнеса вместо целевого финансирования и специальных мер, направленных на развитие кредитования.
Таблица 2
Виды государственной поддержки для привлечения финансирования _субъектов малого и среднего бизнеса_
Инструменты/субъекты МСБ Индивидуальные предприниматели Микропредприятия Малые предприятия Средние предприятия
Гранты на начало собственного дела V v - -
Микрофинансирование V v V -
Лизинг V v V -
Возмещение затрат (по кредитам, лизингу) V v V -
Венчурные фонды - v V -
Возмещение затрат экспортеров - - V -
Экспортные гарантии - - V -
Факторинг - - V V
Гарантийная поддержка (по кредитам, гарантиям, лизингу) - - V V
Таблица 3
Мероприятия по государственной поддержке малого и среднего бизнеса в России [9]_
Вид поддержки малого и среднего предпринимательства 2009 г. 2010 г. 2015 г.
Предоставление ресурсов ФНБ на развитие по программе Внешэкономбанка Выделено 30 млрд руб. средств ФНБ Понижение ставки по выделенным Внешэкономбанку ресурсам ФНБ Предоставление целевых средств ФНБ прямо не предусмотрено
Программа субсидирования процентных ставок, закрепленная за Минэкономразвития России (федеральный бюджет) 3,85 млрд руб. 10,5 млрд руб. 21,0 млрд руб.
Гранты и субсидии на инновации, создаваемые субъектами МСП (через специальный фонд) - 3,4 млрд руб. 5,0 млрд руб.
Налоговое регулирование МСП - расширение перечня видов деятельности и увеличение порога по «упрощенке» до 60 млн руб.; - расширение патентной системы; - исключение обязанности использования ККМ для плательщиков ЕНВД - расширение перечня видов деятельности и увеличение порога по «упрощенке» до 60 млн руб.; - расширение патентной системы; - исключение обязанности использования ККМ для плательщиков ЕНВД - регионам предоставлено право снижать ставки по «упрощенке» с 6 до 1% - двухлетние налоговые каникулы для ИП в сфере производственных и бытовых услуг; - возможность снижения регионами годового дохода для ИП в 2 раза; - право регионов снижать ставки по ЕНВД в 2 раза; - расширение патентной системы налогообложения
Доступ МСП к госзакупкам установление административной ответственности за отказ размещать заказы у МСП - расширение возможностей доступа МСП к госзаказу
Например, в налоговом учете при исчислении налога на прибыль инновационным компаниям разрешено расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) признавать единовременно при наличии акта сдачи-приемки работ (или их отдельно оформленные этапы). Эти расходы могут быть учтены полностью в качестве затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу вне зависимости финансового результата. Также утвержден особый перечень НИОКР, затраты по которым разрешено увеличивать в 1,5 раза при включении в расходы в целях расчета налога на прибыль. Обоснованием применения повышающего коэффициента служит научный или технический отчет по каждому проекту [5].
Налогообложение инновационных предприятий, расположенных в особых экономических зонах, тоже имеет ряд преимуществ в части правового, административного, налогового и таможенного регулирования. К ним относятся: налоговые каникулы; пониженная ставка налога на прибыль; пониженные ставки по транспортному налогу и страховым взносам; режим свободной таможенной зоны и гарантии от неблагоприятного изменения законодательства. Исключение в данном законе сделано лишь в отношении налогооб-
ложения подакцизных товаров [2].
В-четвертых, в 2014 г. законодательно было закреплено положение, предусматривающее возможность принятия регионом самостоятельного решения о снижении ставки налога на прибыль, отчисляемой в бюджет субъекта, до 10% и обнуления в части налоговых отчислений в федеральный бюджет для вновь создаваемых предприятий промышленности, осуществляющих капитальные вложения в производственные мощности.
В свою очередь, анализ зарубежного опыта развития инновационной экономики показал, что эффективное стимулирование экономического развития и поддержки малых и средних предприятий возможно при усилении экономической роли государства как многофакторной системы, которая формирует союз крупных, средних и малых предприятий [10].
Так, во Франции в целях эффективного развития МСБ и создания новых рабочих мест начиная с 1993 г. внедряются следующие государственные программы: ANVAR, ATOUT, SOFIREM, реализация которых должна не только обеспечить модернизацию производства и трансферт технологий между предприятиями, но и развить приоритетные отрасли. Например, по SOFIREM-программе обеспечивается предоставление
вновь создаваемым предприятиям МСБ долгосрочных заемных средств на льготных условиях для приобретения у крупных предприятий их внеоборотных активов.
В Италии также имеется положительный опыт реструктуризации или организации альянсов крупных производств, что позволяет экономике страны улучшить гибкость в изменяющихся мировых экономических условиям. Активная работа государства по обеспечению конкурентоспособности предприятий началась здесь еще в 50-х годах, в связи с вступлением в Европейский Союз. Процесс реорганизации привел к преобразованию крупного бизнеса, расширил производственную и технологическую специализацию отдельных видов производств, способствовал развитию правового обеспечения (принято свыше 30 основополагающих законов, программ, позволяющих решить первоочередные проблемы для обеспечения развития и поддержки сегмента МСБ).
Что касается мировой практики применения налоговых льгот, то для стимулирования инновационной деятельности могут быть предоставлены: исследовательский и инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели)и «налоговые каникулы» в течение нескольких лет - на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов; право уменьшения налога на прирост инновационных затрат и снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР.
Еще одним эффективным инструментом является предоставление налоговых льгот самим инвесторам путем исключения из облагаемого налогом дохода суммы вложений в инновации.
Например, в Австралии налоговая льгота состав-
ляет 150, в Бельгии - 110, в Канаде, США, Японии, Франции, Италии - 100%. Данный инструмент позволил не только стимулировать инновационную активность в приоритетных отраслях, но и влиять на структуру и численность научных и инновационных организаций, но главное - на структуру производства.
В этой связи для повышения эффективности государственного регулирования инвестиций и инноваций в России, в том числе для малого и среднего предпринимательства, необходимо:
- создать и внедрить долгосрочную программу развития инновационной сферы путем концентрации ресурсов крупных, средних и малых предприятий в целях развития приоритетных отраслей и регионов;
- разработать систему налоговых льгот для крупных предприятий, осуществляющих инвестиции в инновационно активные малые и средние экономические субъекты;
- повысить эффективность взаимодействия органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и осуществлять регулярный мониторинг внедряемых государственных программ и механизмов поддержки инновационно активных предприятий.
Перечисленные мероприятия позволят усовершенствовать научно-техническую политику страны, которая должна быть направлена на выполнение регулирующих и стимулирующих функций с учетом мировых достижений по увеличению объемов финансирования и других мер государственной поддержки при одновременном снижении рисков инвестиционной деятельности.
Статья поступила 30.09.2015 г.
Библиографический список
1. О науке и государственной научно-технической политике: федер. закон от от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507 (02.09.15).
2. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федер. закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс]. URL: http:// www. consultant.ru /document/cons_doc_law_54599 (02.09.15).
3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2007 № 209 [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru /cons/ cgi/ online.cgi?req =doc;base=LAW;n=181792 (02.09.15).
4. Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства: постановление Правительства РФ от 22.04.2005 № 249 (ред. от 20.03.2008) [Электронный ресурс]. URL: http://www.lawmix.ru/prof/62395 (02.09.15).
5. Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактиче-
ских затрат с коэффициентом 1,5: постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 988 [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons /cgi/online.cgi?req =doc; base= LAW; n=126186 (02.09.15).
6. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Инновационный потенциал и модернизация экономики: отечественный и зарубежный опыт // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 1. С. 26.
7. Ежегодный отчет о малых и средних предприятиях Европейского Союза, 2010/2011, «Are EU SMEs recovering from the crisis?» [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/sme/facts-figures-analysis/performance-review/index_en.htm # h2-3 (02.09.15).
8. Нечаев А.С. Эффективность привлечения инвестиций в организацию производственных процессов на промышленных предприятиях // Вестник ИрГТУ. 2012. № 3 (62). С. 237-241.
9. Проект TACIS № 9303. Политика в отношении к МСБ в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kfpp.ru/ analytics/material/foreignsupportexp.php (02.09.15).
10. Экспресс-анализ эффективности программ поддержки МСП (KPMG, 2014), Росстат [Электронный ресурс]. URL: http://uppp.rkomi.ru/content/9002 (02.09.15).