Научная статья на тему 'Практика государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в США и странах европейского союза'

Практика государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в США и странах европейского союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10211
1156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / АДМИНИСТРАЦИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА США / THE U.S. SMALL BUSINESS ADMINISTRATION / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / SMALL BUSINESS / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гражданкин Вадим Анатольевич, Гражданкина Ольга Анатольевна

В работе обобщен опыт зарубежных стан (США и стран-членов ЕС) в области всестороннего развития и поддержки малого и среднего бизнеса. Определены, проанализированы основные направления и программные мероприятия по данному вопросу. Отмечена высокая социально-экономическая направленность малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The practice of the state support to small and medium-sized business in the USA and the European Union

The paper summarizes the experience of foreign countries (USA and the EU countries) in the full development and support of small and medium-sized business. The main directions and the program activities on the subject are identified and analyzed. The high socio-economic orientation of small and medium-sized business is made.

Текст научной работы на тему «Практика государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в США и странах европейского союза»

В. А. Гражданкин, О. А. Гражданкина

Практика государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в США и странах Европейского союза

В работе обобщен опыт зарубежных стан (США и стран-членов ЕС) в области всестороннего развития и поддержки малого и среднего бизнеса. Определены, проанализированы основные направления и программные мероприятия по данному вопросу. Отмечена высокая социально-экономическая направленность малого и среднего бизнеса.

The paper summarizes the experience of foreign countries (USA and the EU countries) in the full development and support of small and medium-sized business. The main directions and the program activities on the subject are identified and analyzed. The high socio-economic orientation of small and medium-sized business is made.

Ключевые слова: малые и средние предприятия, малый бизнес, государственная поддержка, Администрация малого бизнеса США.

Key words: small and medium enterprises, small business, state support, the U.S. Small Business Administration.

Малое и среднее предпринимательство (МСП) занимает ведущие позиции в экономике зарубежных стран. По данным ООН в мировой хозяйственной системе малые и средние предприятия являются работодателями почти для 50 % трудового населения всего мира, они создают 60-70 % новых рабочих мест. В секторе МСП зарубежных стран действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина ВВП. Так, удельный вес предприятий данного сектора МСП в таких странах, как Япония, Германия превышает 99 % от их общего количества. Из 880 тыс. промышленных предприятий Японии только 4 тыс. имеют более 300 работающих и 700 тыс. - более тысячи работающих. Объем производства в сфере малого бизнеса в различных странах составляет от 33 до 67 % ВНП, около половины изобретений и «ноу-хау». В последнее время проводится активная политика, направленная на проникновение малого бизнеса в новые отрасли производства -машиностроение, энергетику, электротехническую промышленность, приборостроение, транспортные перевозки и коммуникации, информатику, микроэлектронику, телекоммуникации и другие высокотехнологичные отрасли производства. Кроме того, малый бизнес формирует среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

В условиях периодически возникающих кризисов, а также при реструктуризации экономики проявляется одна из главных особенностей малых и средних предприятий - мобильность и маневренность производства товаров, работ, услуг и связанная с этим возможность быстрой генерации новых рабочих мест, что в значительной мере ослабляет социальную напряженность в отсталых и депрессивных территориях.

В России, по подсчетам министра экономического развития Э.С. Набиуллиной, около 800 малых предприятий на 100 тыс. человек. В развитых странах эти цифры на порядок больше. И если оперировать цифрами, то вклад малого бизнеса в российский ВВП в два-три раза меньше, чем во многих странах. Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, поддержка малого и среднего бизнеса объявлены Минэкономразвития РФ приоритетным направлением развития национальной экономики на период до 2012 г. В результате чего должно произойти увеличение доли занятых на малых и средних компаниях по отношению к занятым в экономике населению в два раза, до 28 %, доли выпуска в валовом внутреннем продукте в полтора раза, до одной трети ВВП, рост их количества - до 11,4 компаний. Россия сможет приблизиться к общемировому показателю - 10 % по доле граждан, желающих начать собственное дело, что превысит существующий уровень в четыре раза [1, с. 4]. Исходя из вышесказанного, актуальными остаются вопросы развития малого бизнеса в России и изучение опыта развитых стран с целью его непосредственного применения или последующей интерпретации с учетом национальной российской специфики.

Раньше всех и масштабнее к этому подошли США. Государственный интерес к развитию малого бизнеса в США восходит ко временам Великой депрессии (1929-1933), когда по указанию президента Гувера в 1932 г. была создана «Восстановительная финансовая корпорация» (Reconstruction Finance Corporation). Деятельность RFC была направлена на преодоление последствий финансового кризиса и оживление экономики путем предоставления займов малым и крупным предприятиям, пострадавшим во время Великой депрессии. Внимание к малому бизнесу со стороны государства возросло во время Второй мировой войны, когда крупные компании были перегружены военными заказами, к выполнению которых постепенно привлекался и малый бизнес.

Решением Конгресса в 1942 г. была создана «Корпорация малых военных заводов» (Small War Plants Corporation), способствовавшая привлечению малого и среднего предпринимательства к выпуску продукции военного назначения во взаимодействии с крупными предприятиями. Спустя некоторое время при министерстве

коммерции был создан «Отдел малого бизнеса» (Office of Small Business), который преимущественно занимался вопросами обучения и консультирования частных предпринимателей.

Малый бизнес в стране играет роль главного генератора новых рабочих мест в США. Так, в 80-е гг. возникло 1,5 млн малых фирм, а в 90-е гг. еще больше - 1,8 млн. Уменьшение средних размеров предприятий стало одним из направлений перестройки американской экономики. Это свидетельствует о том, что одной из основных движущих сил экономики США в период структурных изменений, связанных с глобализацией экономических процессов, стал сектор малого предпринимательства. Именно малые предприятия дали более 55 % всех инноваций в стране, что в два раза превышало отдачу на каждого занятого в крупных предприятиях страны. Таким образом, малый бизнес играет весьма важную стабилизирующую роль даже в такой мощной стране, как США.

В специальных ежегодных постановлениях определяются ресурсные возможности по реализации многообразных программ поддержки. На протяжении почти 50 лет этот закон периодически совершенствуется, обеспечивая соответствие возможностей Администрации малого бизнеса (SBA) изменяющимся социальноэкономическим условиям. В настоящее время SBA оперирует ежегодным портфелем примерно в 219 тыс. займов для МСП на общую сумму свыше 45 млрд долл. и является крупнейшим брокером на финансовом рынке страны. О влиятельности SBA свидетельствует тот факт, что при ее содействии в сферу МСП в последнее время ежегодно привлекалось различных ресурсов на общую сумму порядка 400 млрд долл. Именно деятельность SBA в значительной мере позволяет США сохранять первое место в мировой экономике и обеспечивать лидирующее положение на многих мировых рынках товаров и услуг. Поэтому опыт создания и деятельности SBA должен быть пристально изучен и по возможности использован в российской практике [7].

Последняя государственная стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Европейском союзе разработана и реализуется на период до 2020 г. Она подразумевает создание в Европе самой динамично развивающейся и конкурентоспособной экономики, ключевую роль в которой должен занять малый бизнес [1, с. 19]. Следует отметить, что малые и средние предприятия считаются основой социально-экономической модели и странах Европейского союза. В нем насчитывается 23 млн малых и средних предприятий, которые обеспечивают 70 % занятости, 57 % общего оборота, 53 % добавленной стоимости. МСП занимают подавляющую долю в таких отраслях экономики, как оптовая и розничная торговля, пищевая промышленность, строительство [2]. В последнее

время в странах ЕС распространено утверждение, что данный сектор - это костяк экономики Европы. Более того, в занятости населения многих стран доминируют микропредприятия с численностью работников до 10 чел., например, в Италии этот показатель установился на уровне 47 %, в Польше - 41 %.

Такие результаты были достигнуты благодаря осуществлению государственной политики, применению специального законодательства, регулирующего весь комплекс вопросов поддержки МСП. Так, для того чтобы стимулировать развитие малого среднего предпринимательства, в Европе была создана специальная система его регулирования и поддержки. Она начала складываться ещё в начале 70-х годов ХХ в. Общим направлением политики Евросоюза стало максимальное стимулирование развития малого и среднего предпринимательства. Первыми шагами были меры по устранению административных препятствий, среди них гармонизация налога на добавленную стоимость; внесение корректив в условия финансирования через достижение прозрачности платёжных систем и создание Европейской ассоциации фондов взаимных гарантий для малого бизнеса; изменения в социальной политике через выравнивание социальных аспектов предпринимательской деятельности малых предприятий в соответствии с положениями Единого европейского акта.

В последнее время государственная поддержка заключается в реализации долгосрочных программ, направленных на включение МСП в решение таких актуальных проблем, как улучшение административной и нормативной базы, финансовых и налоговых условий, предоставление информационных услуг и расширение сотрудничества, повышение конкурентоспособности и доступа к исследованиям, инновациям, обучению и т. д.

Как правило, европейская политика в сфере стимулирования малого и среднего бизнеса осуществляется на двух уровнях: через самостоятельную деятельность стран и через программы, реализуемые под эгидой ЕС. Мероприятия по поддержке малого бизнеса финансируются из структурных фондов ЕС (например, Социального фонда, Фонда регионального развития). Для развития межфирменного сотрудничества в рамках ЕС было создано Бюро по сближению предприятий, действует Европейская ассоциация венчурного капитала.

Для стимулирования появления новых компаний большинство стран - участниц ЕС предлагает венчурный капитал как средство развития новых предприятий. Например, бельгийская концепция «Bourses de pre-activate» предоставляет финансирование предварительного анализа и составления бизнес-плана, а «Coupole financiere des PME» заключает в единую структуру инструментарий государст-

венных финансов, обеспечивающий доступ к долгосрочному рисковому капиталу и гарантиям. Греческое правительство создало фонд венчурного капитала для новых технологий и фонд для высокотехнологичных компаний. Австрийская программа финансирования стартового капитала «Seed Financing Programme» ориентирована на инновационные технологические бизнес-идеи. В Финляндии национальный Фонд исследований и разработки поддерживает стартовое финансирование для новых предприятий и инструменты стартового финансирования для технопарков и бизнес-инкубаторов. Шведский Инновационный центр предоставляет ссуды с низкими процентными ставками предпринимателям на ранних стадиях развития инновационного бизнеса. Еврокомиссией предусмотрено создание фондов стартового капитала в размере не менее 4 млн евро. 12 фондов инвестировали 102 млн евро в 114 новых компаний, что привело к созданию 1637 новых рабочих мест [4]. Программа «Guarantee Facility» нацелена на стимулирование создания рабочих мест через поддержку инвестиционных мероприятий и повышение доступности ссудного капитала. Она предусматривает предоставление четырех видов финансирования: традиционное ссудное финансирование, микроссуды, инвестиции в высокотехнологичные области и вложения в акционерный капитал.

Таким образом, на уровне ЕС действуют две главные программы финансирования сектора малого среднего предпринимательства. Одна из них направлена на обеспечение рисковым капиталом перспективных предприятий и предполагает выдачу кредитов в размере до 50 % стартового капитала, а также покрытие до 50 % эксплуатационных затрат со сроком погашения пять лет. Вторая -«Евротек» - создала сеть из 13 фондов взаимных гарантий, которые выделяют кредиты для инвестиций в высокотехнологичные проекты транснационального характера, помогают инвестировать в структурно-кризисные отрасли, а также в экологические проекты [5]. Такое сотрудничество осуществляется в сетях: Interprise - поощрение прямых связей и соглашений между предпринимателями стран Европы; Europartenariat - стимулирование кооперативных связей в менее развитых регионах; BC-Net - конфиденциальный поиск партнёров за рубежом, в том числе за пределами ЕС; BRE - открытый подбор партнёров для создания совместных предприятий; сеть ЕвроИнфоЦентров, которые предоставляют малому и среднему бизнесу коммерческую информацию по самому широкому кругу вопросов.

Дополнительное внимание уделяется предприятиям инновационной деятельности, вложения в которые имеют высокий риск. Комиссия ЕС и подразделения в государствах - членах ЕС ведут совместную работу по выработке политики, направленной на созда-

ние комплексного и конкурентоспособного рынка рискового капитала. На это выделено свыше 1 млрд евро, с возможным увеличением до 30 млрд евро, при поддержке Европейского инвестиционного фонда.

Государственное финансирование может осуществляться как в виде прямого субсидирования, так и путём создания смешанных форм поддержки, предоставления гарантий по возврату кредитов, выдачи их под льготные проценты, участия в капитале компаний.

Например, в Великобритании действует правительственная программа «Loon Quarantine Scheme», главная цель которой - заинтересовать коммерческие банки в кредитовании малого и среднего бизнеса. По этой программе правительство гарантирует до 70 % возможного невозврата кредита, а в неблагоприятных районах - до 85 %. Процентная ставка при такой гарантии составляет 2,5 % годовых, а в неблагоприятных районах - 2 %. Гарантии правительства охватывают 70-80 % кредитов, выдаваемых коммерческими банками малому бизнесу. На покрытие гарантий из государственного бюджета ежегодно выделяется около 50 млн фунтов стерлингов. В рамках реализации федеральных программ предоставляются кредиты для бизнеса на льготных условиях. Данные условия предусматривают низкую процентную ставку (5-8 %) и длительные сроки кредитования (5-15 лет).

Особенно следует отметить, что в этих странах упростились процедуры открытия предприятий. В соответствии с новым планом, который реализуется с 2009 г., регистрация нового предприятия не может быть более недели, а форме единоличного владения можно создать бизнес при минимальных затратах в 100 евро за два дня (в восьми странах ЕС). Предполагается, что к 2012 г. произойдет снижение административных барьеров на 25 %. Данный план предназначен для стимулирования интереса к предпринимательской деятельности молодого населения Европы.

Несмотря на весомую роль МСП в европейской экономике, около 60 % граждан ЕС считают преждевременным создание собственного бизнеса, а каждый пятый вовсе не рассматривает предпринимательство в качестве возможного варианта своей карьеры.

Члены Евросоюза считают, что стоимость создания компании должна быть самой конкурентной в мире, а процедура - самой быстрой и свободной от бюрократии, рассматривается вопрос, чтобы она стала доступной онлайн через Интернет, данное нововведение может оказаться полезным и для России.

В настоящее время минимальный капитал, необходимый для регистрации такой компании, варьируется от одного евро в Ирландии до 23500 евро в Соединенном Королевстве. Регистрация това-

рищества в Европе обходится дороже, а в Дании она бесплатна. Во Франции, Ирландии, Португалии, Финляндии, Швеции стоимость регистрации составляет менее 500 евро, а в Великобритании - 40 фунтов стерлингов [3].

Благодаря системообразующим действиям Европейской комиссии страны - члены ЕС обратили внимание на развитие предпринимательства через образование. В университетах Германии, Испании и Австрии основаны специальные кафедры, на которых студенты изучают, как начать свое дело и управлять им. В Дании, Ирландии, Португалии, Финляндии и Швеции также есть университеты, предлагающие курсы по предпринимательству и менеджменту. Правительство Соединенного Королевства запустило программу по установлению связей между университетами и бизнесом - для коммерческого использования научных исследований. В некоторых странах, особенно в Финляндии и Швеции, в программу обучения средней школы входит курс по предпринимательству.

Программы Европейского социального фонда (ЕСФ) сфокусированы на развитии человеческих ресурсов для малого бизнеса. В 2000-2006 гг. ЕСФ было инвестировано до 8000 млн евро в развитие предпринимательства. Также в ближайшее время планируется потратить 11000 млн евро на развитие способности к адаптации, например через обмен более эффективными технологиями между фирмами. Данное направление является актуальным, поскольку растущее число малых и микропредприятий рассматривают недостаток квалифицированной рабочей силы как свою главную проблему (для малых предприятий этот показатель вырос с 17 % в 1999 г. до 30 % в последние годы, а для микропредприятий - с 13 до 20 % соответственно [1]. Европа испытывает нехватку квалифицированных кадров в таких важных секторах, как информационные технологии (1СТ, Information Computer Technology), инженерия и т. п. Инициативы развития навыков в этой области приобрели особую актуальность и поддержаны в Дании, Греции, Португалии, Швеции, Соединенном Королевстве и Норвегии, Испании, Италии, Австрии.

Новая стратегия развития внутреннего рынка акцентирует внимание на необходимости осуществления продолжительных мер по проведению структурных и экономических реформ при поддержке правительства - для повышения конкурентоспособности европейского бизнеса. Одна из четырех целей Стратегии заключается в улучшении бизнес-среды (например упрощение процедур государственного заказа). Инициатива призвана адаптировать правила внутреннего рынка к технологическим изменениям, транслировать успешный опыт с целью повышения согласованности и сотрудничества между государствами - членами ЕС. Бюджет этой программы на период 2007-2013 гг. составляет 2,17 млрд евро [4]. Рынок госу-

дарственных закупок в ЕС охватывает около одной шестой от общего объема ВВП. Необходимо отметить, что начиная с 2004 г. ситуация в отношении МСП существенно улучшилась. Около 16 % ВВП -это реализованные контракты на закупку для государственных нужд, что составляет около 1 800 млрд евро. По итогам 2006 г. малые предприятия приняли участие в 64 % от общего числа контрактов и выполнили работ на 42 % от общего объема, что выше пороговых величин, которые были запланированы. Будет справедливо заметить, что средние компании учувствуют в государственных закупках гораздо успешнее, чем малые и микропредприятия [6]. Для разрешения этих проблем Европейская комиссия предложила ввести единые правила в области государственных закупок, которые предписывают государствам - членам ЕС информировать друг друга о предстоящих государственных закупках и придерживаться единых директив.

Существенное значение уделяется налоговым платежам. В документах ЕС отмечено, что налоговая система должна быть настроена таким образом, чтобы поощрять успехи в бизнесе, создание новых предприятий, экспансию исследуемого сектора на международном уровне, создание новых рабочих мест. Например, Германия освободила таких налогоплательщиков от налога с оборота и планирует налоговую реформу с принятием льгот для единоличных хозяйств. Франция уменьшила ставку налога на корпорации для предприятий с оборотом менее 7,6 млн евро. Португалия упростила процедуру взимания налогов для предприятий с оборотом менее 150 тыс. евро. Швеция позволяет своим предпринимателям откладывать часть своих налоговых платежей для реинвестиций. Италия разработала льготу в предоставлении налогового кредита для поддержки инвестиций в предприятия невыгодных отраслей. Греция, Австрия и Финляндия внесли поправки в свое законодательство о налогах на наследство и дарение - для облегчения процесса передачи бизнеса. Испания, Португалия и Соединенное Королевство разработали налоговые льготы для покупки малыми предприятиями информационных технологий и проектов.

Следующее направление поддержки - это широкомасштабное внедрение моделей электронной коммерции и одновременно высококлассная поддержка бизнеса более современного уровня. Государственные организации всесторонне поддерживают интернет-услуги, например предоставляют возможность бесплатной публикации на сайтах оптовых поставщиков, оказывают консультационную поддержку начинающим и т. п.

Таким образом, в зарубежных странах, которые продемонстрировали высокий уровень развития МСП, к числу важнейших принципов в области поддержки малого и среднего бизнеса можно отнести следующие:

1. Разработка мероприятий, облегчающих возможность доступа к ресурсам и способствующих выравниванию шансов для вновь образованных предприятий, обладающих оригинальной и/или перспективной рыночной идеей.

2. Построение политики в отношении МСП таким образом, чтобы на межгосударственном и государственном уровнях вырабатывалась общая стратегия, разрабатывалось законодательное обеспечение и механизмы поддержки МСП, тогда как конкретная поддержка осуществлялась на региональном и местом уровнях.

3. Проведение постоянного мониторинга состояния и развития сектора МСП для определения его качественных и количественных изменений и выработки конкретных рекомендаций для государственных органов и общественных организаций, поддерживающих МСП.

Подводя итог, можно отметить, что государственная политика мировых держав и союзов направлена на создание и рост новых форм хозяйствования, увеличение занятости, активизацию инновационной деятельности, развитие электронного бизнеса и совершенствование системы обслуживания малых предприятий с целью обеспечения их экономической устойчивости и высокой конкурентоспособности на мировых рынках.

Большие надежды мировых лидеров связаны с сектором МСП, который показал свой высокий потенциал и адаптационные возможности именно во время кризисов и рецессий. Поэтому изучение опыта зарубежных стран показывает, что государственная политика в отношении малых форм хозяйствования является важным самостоятельным системным направлением. Она строится на принципе создания наибольшего благоприятствования развитию, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект.

Список литературы

1. Гражданкин В.А. Малое предпринимательство в современных условиях:

моногр. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2о09. - 126 с.

2. Access to finance for small firms [Электронный ресурс]. - URL:

//http:www.ec.europa.eu/commission_barroso/president/focus/index_en.htm. - Загл. с экрана.

3. A guide to starting your own business [Электронный ресурс]. - URL: http:/www.smallbusinessuk.org.uk. - Загл. с экрана

4. Entrepreneurship and innovation programme [Электронный ресурс]. - URL: // http:www.ec.europa.eu/cip/eip_en.htm. - Загл. с экрана.

5. Making SMEs more competetive [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.ec.europa.eu/enterprise/sme/competetive_en.htm. - Загл. с экрана.

6. Opening public procurement to SMEs [Электронный ресурс]. - URL: //http:ec.europa.eu/enterprise/ enterprise_urship/index_en.htm - Загл. с экрана.

7. U.S. Small Business Administration [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.nationalsmallbusinessweek.com. - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.